СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по музыке

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа по музыке 4 класс 2016-2017уч.год

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по музыке»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3 с.Огоньки»

Сахалинской области



Обсуждено и принято на заседании МО учителей начальных классов

Руководитель МО

______________ /Боева И.В./

Протокол от «___»_______

20 ___г. №______________

«____» __________ 20___г.


Согласовано

Зам.директора школы поУВР

_____________/Орлова Г. И. /

«_____»______________20___г.


Утверждено приказом по школе

от «____»_____________ 20___г.

№__________


Директор МБОУ СОШ №3

_______________/Колодочка Л.П./









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по музыке

3 - 4 классы


2016 – 2018 учебный год













с.Огоньки

2016г.



1. Пояснительная записка

к рабочей программе по музыке

на основе УМК «Начальная школа 21 века» Н. Ф. Виноградовой


Рабочая программа составлена на основе:

-Закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,

- Примерной программы начального общего образования по музыке,

- Федерального базисного учебного плана начального общего образования,

- Методического письма по музыке,

- Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального государственного стандарта начального общего образования по музыке,

- Авторской программы по УМК «Начальная школа 21 века» (под рук. Н. Ф. Виноградовой и учебника В.О. Усачёва, Л.В. Школяр),

- Регионального учебного плана начального общего образования,

- Учебного плана МБОУ СОШ № 3 с.Огоньки,

- Положения о Рабочей программе по музыке МБОУ СОШ № 3 с. Огоньки Сахалинской области.

Согласно образовательной программе МБОУ СОШ № 3 с.Огоньки сроки реализации Рабочей программы 4 года. На изучение музыки в каждом классе начальной школы отводится по 1 ч в неделю. Курс рассчитан на 102 ч: в 3—4 классах — по 34 ч (34 учебные недели в каждом классе).


Рабочая программа состоит из 5 разделов:

  1. Пояснительная записка,

  2. Содержание учебного курса,

  3. Учебно - тематический план,

  4. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса,

  5. Календарно - тематическое планирование



7. Содержание тем учебного курса по музыке

Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.

Обобщённое представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл.

Отечественные народные музыкальные традиции. Творчество народов России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.

Основные закономерности музыкального искусства. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека.

Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация — источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.).

Музыкальная речь как способ общения между людьми, её эмоциональное воздействие. Композитор — исполнитель — слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, её выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты.

Развитие музыки — сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст).

Формы построения музыки как обобщённое выражение художественно-образного содержания произведений. Формы одночастные, двух и трёхчастные, вариации, рондо и др.

Музыкальная картина мира. Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD).

Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов.

Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.


Содержание тем учебного курса

3 класс (34 ч)

Музыка в жизни человека – 7ч

Характерные черты русской музыки

Введение: интонационно-образный язык музыки М.И. Глинки, П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского (музы­кальные портреты).

Понятия «русская» и «российская» музыка — различное и общее. Различное: яркая многоголосная ткань Юга России, холодноватая скромная «вязь» Севера, особенная лихость, сила и стройность казачьей песни и «многоголосица» других музыкальных культур внутри России. Общее — интонацион­ные корни.

Основные закономерности музыкального искусства – 12ч

Народное музыкальное творчество - «энциклопедия» русской интонационности

Обрядовость как ведущее начало русского фольклора. Своеобразие героики в народном былинном эпосе. Знамен­ный распев. Протяжная песня как особый интонационный склад русской музыки. Частушки и страдания. Танцевальные жанры. Инструментальные плясовые наигрыши.

Музыкальная картина мира – 15ч

Истоки русского классического романса (5ч)

Интонационная сфера городского музицирования: взаимо­действие крестьянской песни и городского салонного романса, городская лирика (общепопулярная), старинный романс.


Композиторская музыка для церкви (5ч)


Народная и профессионально-композиторская музыка в русской музыкальной культуре (5ч)

Обработка народных песен. Переосмысление интонаци­онной сферы русской песенности в творчестве композито­ров: два пути — точное цитирование и сочинение музыки в народном духе.


В течение года звучит следующая музыка: Музыка композиторов России

М.И. Глинка. «Патриотическая песня», хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин»; %.Камаринская» (целиком); «Вальс-фантазия», «Северная звезда», «Я помню чудное мгновенье», «Ноченька».

П.И. Чайковский. Финал Четвертой симфонии; «Средь шумного бала», «Растворил я окно», «Соловей», «Я ли в поле да не травушка была», «Кабы знала я, кабы ведала», «У ка­мелька», «На тройке»

М.П. Мусоргский. «С няней», «В углу», «Жук» (театрали­зация песен); сцена с Юродивым, сцена у Кормилицы, Федо­ра и Ксении из оперы «Борис Годунов» (самостоятельная дет­ская постановка); «Богатырские ворота», «Гопак», «Трепак» (последний обязательно в исполнении Ф.И. Шаляпина).

СВ. Рахманинов. Фортепианный концерт (цели­ком); «Полюбила я на печаль свою», «Вокализ»,

Д.Б. Кабалевский. Концерт для скрипки с оркестром (2 часть).

Ю.А. Шапорин. Фрагменты из кантаты «На поле Кули­ковом» («Баллада Витязя», «Хор татар» (дополнительно по выбору учителя).

Н.А. Римский-Корсаков. «Сеча при Керженце», послед­няя сцена оперы «Снегурочка» (ария Снегурочки, хор); сим­фоническая картина «Садко» и фрагменты из оперы «Садко» (1 и 2 картины).

С.С. Прокофьев. Фрагменты кантаты «Александр Нев­ский» («Вставайте, люди русские»), «На горе-то калина», «Катерина».

А.П. Бородин. Фрагменты оперы «Князь Игорь» («Плач Ярославны», «Ария князя Игоря»); «Богатырская симфо­ния» (1 часть).

А.А. Архангельский. «Помышляю день страшный».

П.Г. Чесноков. «Да исправится молитва моя», «Заступни­ца усердная».


А.С. Аренский. «Фантазия на темы Рябинина».

А.Н. Серов. Фрагмент оперы «Вражья сила» («Песня Еремки», обязательно в исполнении Ф.И. Шаляпина).

РК. Щедрин. «Озорные частушки».

А.К. Лядов. «Восемь русских народных песен», «Коляда-Мал еда», «Протяжная».

Г.В. Свиридов. «Курские песни» (2-3 по выбору учи­теля).

В.А. Гаврилин. Фрагменты из «Русской тетради» (на ус­мотрение учителя).

В.О. Усачева. Цикл «Русские песни» («Вокализ», «Небы­вальщина»).

И.Ф. Стравинский. Фрагменты из «Весны священной» («Игра в городки», «Вешние хороводы»).

Свадебные песни. «Не по погребу бочоночек», «Ой, все кумушки домоя», «Как не по мосту» (Рязанская область). Свадебный обряд «Рязанская свадьба».

«Как Иван-то ходит, бродит» (Рязанская область).

Подлинные мелодии народного сказителя и фольклори­ста Рябинина.

Знаменные распевы.

Народный былинный эпос. Былины «Алеша Попович и Тугарин (Сокольник)», «Ой, по морю было, по морюшку», «Садко и морской царь» (Онежская старина).

Рекрутские песни. «Ой, летел, летел», «Ты взойди, ясно солнышко», «Поле чистое, турецкое», «Солдатушки, бравы ребятушки».

Любовная лирика. «Ковой-то нету, а мне больно жаль», песни в исполнении Ф.И. Шаляпина «Не велят Маше», «Но­ченька», «Прощай, радость, жизнь моя», «Эх ты, Ваня».

Романсы. «Сидел Ваня», «Выхожу один я на дорогу».

Частушки. «Частушки под язык», «Дудик-дудик» и др.

Страдания.

Плясовые. «Камаринская», «Калинка», казачья плясовая песня «Каланка», хоровод «Во поле береза стояла», «Со вью­ном я хожу», народная полька, кадриль.

Инструментальные плясовые наигрыши на жалейке, скрипке, рожке, гуслях; старинные наигрыши «Долгова», «Горбатова» и др.

«Протяжная», «Свадебная», «Хороводная» из сборника Прокунина (под ред. П.И. Чайковского).

Городская лирика (популярная). «Вниз по матушке по Волге», «Коробейники», «Среди долины ровныя», «Светит месяц», «Тонкая рябина», «Догорай, моя лучина», «Вечерний звон», «Эй, ухнем», «Дубинушка» (последние две — в испол­нении Ф.И. Шаляпина).

Ямщицкие песни. «Степь да степь кругом», «Когда я на почте служил ямщиком», «Вот мчится тройка почтовая».

Старинный романс. «О, если б мог выразить в звуке» Л.Д. Малашкина, «Утро туманное» В. Абаза, «Старинный вальс» Н. Листова и др.; «Красный сарафан», «Соловей», «Колокольчики», «Домик-крошечка», «Матушка-голубуш­ка», «Что мне жить и тужить», «Ах ты, время, времечко» А.Е. Варламова и др. (по выбору учителя).

Романсы А.А. Алябьева, А.Л. Гурилева.

В течение года дети поют и разучивают народные песни разных жанров, былинные напевы; участвуют в воссоздании обрядов, бытующих в данном регионе, области; разучивают народную игровую песню «На горе мак»; совершенствуют исполнение ранее разученных и полюбившихся песен.


4 класс (34 ч)

Многоцветие музыкальной картины мира (7час.)

Музыка стран мира: Германии, Польши, Венгрии, Испа­нии, Норвегии, США. Специфика музыкального высказыва­ния. Взаимосвязь музыкального языка и фонетического звучания национальной разговорной речи. Соотнесение осо­бенностей западно-европейской музыки со славянскими корнями русской музыки.


Музыка мира сквозь «призму» русской классики (8час.)

Роль восточных мотивов в становлении русской музы­кальной классики. Музыкальное «путешествие» русских классиков в Италию и Испанию, Японию и Украину. «Рус­ское» как характерное — через взаимодействие музыкальных культур, через выведение интонационного общего и частно­го, традиционного и специфического.


Музыкальное общение без границ (10час.)

Знакомство с музыкой ближнего зарубежья — Беларуси, Украины, Молдовы, Казахстана, стран Балтии и др., общее и различное. Выдающиеся представители зарубежных на­циональных музыкальных культур — Бах, Моцарт, Шуберт, Шуман, Шопен, Лист, Дебюсси. «Музыкальный салон» как форма музыкального представительства.


Искусство слышать музыку (9час.)

Восприятие произведений крупной формы как этап развития музыкальной культуры человека. Обобщение проблематики начальной школы — от родовых истоков музыкального искусства до основ музыкальной драма­тургии.


Музыкальный репертуари опыт творческой деятельности


Музыкальный эпиграф года: гимн России — «Патрио­тическая песня» М.И. Глинки. Вхождение в проблематику года: органная музыка И.-С. Баха — Токката и фуга ре минор.

В течение года звучит следующая музыка: Музыка композиторов стран Запада

И.-С. Бах. Концерт ре минор (1 часть); ария сопрано из «Магнификат», фрагмент из Мессы Ь-то11. Органная токка­та и фуга ре минор.

Ф. Шуберт. Вальс Ь-то11, песни «В путь», «Мельник и ручей», «Баркарола», «Аве Мария», «Серенада», баллада «Лесной царь».

В.-А. Моцарт. «Фантазия с-то11», «Фантазия с1-то11», «Весенняя песня», «Пастушья песня», «Вариации на тему французской песни», ария графини и ария Фигаро из оперы «Свадьба Фигаро», «Турецкий марш».

К. Вебер. Хор охотников из оперы «Волшебный стрелок».

Ф. Шопен. Мазурки В-сшг (№ 5) и а-тоИ (№ 47), песня «Желание» (также в фортепианной обработке Ф. Листа и в исполнении СВ. Рахманинова), полонез Аз-сшг, этюд Аз-с!иг («Эолова арфа»), прелюдия Ве8-с!иг, «Экспромт-фанта­зия» и «Ноктюрны» (по выбору учителя).

Итальянские народные песни. «Ты, мое солнце», «Таран­телла», «Сайта-Лючия», «Вернись в Сорренто».

Дж. Россини. Увертюра к опере «Сорока-воровка».

Дж. Верди. «СтреттаМанрико» из оперы «Трубадур», хор из оперы «Набукко».

Э. Григ. Концерт для фортепиано с оркестром (целиком), «Заход солнца», «Лебедь», «Лесная песня», «Сердце поэта» (можно в переложении для фортепиано), обработки для фор­тепиано — «Колыбельная Йендины» (из народных несен), «Сон Гибоэнса на Отерхольдском мосту» (из крестьянских танцев).

Р. Шуман. Концерт для фортепиано с оркестром (1 часть).

К. Дебюсси. «Затонувший собор», «Фейерверк», «Де­вушка с волосами цвета льна».

Ф. Лист. Рапсодии № 2, 6, 12, «Тарантелла», «Ракоци-марш».

И. Брамс. «Венгерские танцы».

П. де Сарасате. «Цыганские напевы».

Испанская народная «Малагуэнья», дуэт гитар.

Дж. Гершвин. Прелюдия ез-шоП, «Голубая рапсодия» (в исполнении А. Цфасмана), «Колыбельная» из оперы «Порги и Бесс».

Ф. Лоу. Фрагменты из мюзикла «Моя прекрасная леди».

Р. Роджерс. Фрагменты из кинофильма «Звуки музыки».

Л. ван Бетховен. Третья («Героическая») симфония (це­ликом). Финал Девятой симфонии («Обнимитесь, миллио­ны»), «Вариации на русскую тему», обработки шотландских и ирландских народных песен.

Музыка композиторов России


А.И. Хачатурян. «Колыбельная», «Русская пляска» (из балета «Гаянэ»).

Н.А. Римский-Корсаков. «Шехерезада», песни Индий­ского, Варяжского, Веденецкого гостей из оперы «Садко».

М.А. Балакирев. «Исламей».

А.П. Бородин. «Хор половецких девушек» и «Половец­кие пляски» из оперы «Князь Игорь».

М.И. Глинка. «Арагонская хота», «Я здесь, Инезилья», персидский хор из оперы «Руслан и Людмила».

СВ. Рахманинов. «Не пой, красавица, при мне».

А.Г. Рубинштейн. «Персидская песня» (в исполнении Ф.И. Шаляпина).

А.С. Даргомыжский. «Ночной зефир».

П.И. Чайковский. Четвертая симфония (целиком), «Итальянское каприччио», финал Первого фортепианного концерта.

С.С. Прокофьев. «Тарантелла».

М.П. Мусоргский. Опера «Борис Годунов» (целиком), «Гопак» из оперы «Сорочинская ярмарка».

Д.Б. Кабалевский. Вариации на японскую песню «Ви­шенка».

А.Н. Скрябин. Прелюдия ор. 11, «Две поэмы ор. 31», этю­ды с15-то11 (ор. 2) и сп8-то11.

А. Александров. «Нас много на шаре земном».

Г. Гусейнли. «Цыплята».

Произведения, ставшие классическими образцами («ви­зитными карточками») национальных музыкальных культур стран ближнего зарубежья: «Веснянка», «Гопак», «Ревет и стонет Днепр широкий» (Украина); «Перепелочка» и «Ля­вониха» (Беларусь); песня «Сулико» (Грузия); «Лезгинка» (Осетия); песня-танец «Мавриги» (Узбекистан); народные песни «Асет», «Камажай» (Казахстан); «В тучах Алагяз» (Армения); «У каждого свой инструмент» (Эстония); «Вей, ветерок» (Латвия); мугамы (Азербайджан); дойны; «Мол-давеняска» (Молдова); другие песни по выбору детей и учителя.



6. Учебно-тематический план по музыке


п/п

Разделы, темы

Рабочая программа

3 класс

4 класс

1

Музыка в жизни человека

24

7

9

2

Основные закономерности музыкального искусства

42

12

10

3

Музыкальная картина мира

24

15

3


Резерв

12

0

12


Итого:

102

34

34












4. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.


Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа 21 века», созданного на основе концепции «Начальная школа 21 века», отражающий содержание обучения по основным предметам начальной школы. Руководитель проекта – член – корреспондент РАО профессор Н.Ф. Виноградова. Сборник программ. Москва.: Вентана-Граф, 2011



Список учебно-методической литературы для учителя:

  1. Алиев, Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта /  Ю.Б. Алиев. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 336с.

  2. Кабалевский, Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы / Д.Б. Кабалевский // Программа по музыке (с поурочной методической разработкой) для общеобразовательной школы, 1-3 классы. – М. : Просвещение, 1990. –    112 с.

  3. Теория и методика музыкального образования детей: научно-методическое пособие / Л.В. Школяр, М.С. Красильникова, Е.Ю. Критская. – М.: Флинта: Наука, 1999. – 336с.

  4. Усачёва В.О., Школяр Л.В. Музыка. Учебник. - М. : Баласс, 2011. - 96 с., ил.

  5. Кадобнова И.В., Усачёва В.О., Школяр Л.В. Нотная хрестоматия. Пособие для учителя к учебнику «Музыка. – М. : Баласс, 2011. – 112 с., ил.

  6.  Усачёва В.О., Кузнецов Д.В., Кабалевская М.Д. Нотная хрестоматия. Пособие для учителя к учебнику «Музыка». – М. : Баласс, 2011. – 144 с., ил.

  7.  Усачёва В.О., Школяр Л.В. Музыка. Учебник. - М. : Баласс, 2012. - 80 с., ил.

  8. В.О. Усачёва, Л.В. Школяр Музыкальное искусство: методическое пособие для учителя. 1-4 класс. – М.: Вентана-Граф, 2009 г.

  9. Искусство слышать под ред. Д.Б. Кабалевского. Составитель Самигулина В.М., Издательство Учитель 2010 г.;

  10. Поурочные планы по учебнику Музыкальное искусство В.О. Усачевой, Л.В. Школяр;

Список учебно-методической литературы для обучающегося:


В.О. Усачёва, Л.В. Школяр Музыка: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений - М.: Вентана-Граф, 20 .:, - М.:Вентана-Граф, 2011;


В.О. Усачева, Л.В.Школяр Музыкальное искусство: блокнот для учащихся 2,3,4 класса образовательных учреждений,- М.:Вентана-Граф, 2014;



Цифровые образовательные ресурсы:


1.Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2007. (ООО «OSCARGame». 125135 г. Москва, ул. Краснопресненская, д. 1 Лицензия МПТР России Ваф № 40-59)


2.Фонохрестоматия к учебному пособию «Музыкальное искусство», 1 класс, в 2- частях,- М.: Вентана-Граф, 2011.


Электронные образовательные ресурсы:


Название сайта

Электронный адрес

Министерство образования и науки РФ

http://mon.gov.ru/

Русский образовательный портал

http://www.gov.ed.ru

Федеральный российский общеобразовательный пор­тал

http://www.school.edu.ru

Федеральный портал «Российское образование»

http://www.edu.ru

Портал компании «Кирилл и Мефодий»

http://www.km.ru

Образовательный портал «Учеба»

http://www.uroki.ru

Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» (издательский дом «1 сентября»)

http://festival.1september.ru



Технические средства обучения:

1. Коллекция цифровых образовательных ресурсов (фотографии, иллюстративный материал, аудио-видео материалы, презентации).

2. Цифровые образовательные ресурсы на сайте http://www.schoolcollection.edu.ru//

3. Комплект компакт-дисков, аудио - кассет, видео материалов по темам и разделам.

4. Фортепиано.

5. Комплект детских шумовых инструментов.

6. Ноутбук.

7. Телевизор.

8. Музыкальный центр