Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету разработана на основании:
закона Российской Федерации «Об образовании» № 273-ФЗ в последней редакции;
фундаментального ядра содержания основного общего образования,
требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования,
требований к структуре основной образовательной программы основного начального образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования,
программы развития и формирования универсальных учебных действий,
программы духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России,
оценкой качества подготовки выпускников начальной, основной и средней (полной) школы (допущено Департаментом образования программ и стандартов общего образования МО РФ);
федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) МО и науки РФ к использованию в образовательном процессе в текущем учебном году;
учебным планом МБОУ Верхнеграчинской ООШ
положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин(модулей)
с гигиеническими требованиями к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821-10.
требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов государственного образовательного стандарта.
Программы для общеобразовательных школ под редакцией М.С. Красильниковой, О.Н. Яшмолкиной, О.Н. Нехаевой. Смоленск: «Ассоциация 21век»
Целью уроков музыки во 2 классе является духовно – нравственное воспитание школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.
Задачи музыкального образования:
- привить любовь и уважение к музыке как предмету искусства;
- научить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека;
- способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру;
- воспитывать и развивать нравственно – патриотические чувства: любви к Родине, уважение к её историям, традициям;
- привить основы художественного вкуса;
- научить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства;
- обогатить знаниями о музыкальном искусстве;
- научить практическим умениям и навыкам в учебно – творческой деятельности;
- сформировать потребность в общении с музыкой.
Реализация задач осуществляется через различные виды музыкальной деятельности, главные из которых:
- хоровое пение;
- слушание музыки и размышление о ней;
- игра на детских музыкальных инструментах;
- музыкально-ритмические движения;
- пластическое интонирование;
- импровизация;
- музыкально-драматическая театрализация.
Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом МБОУ Верхнеграчинской ООШ, Основной образовательной программой МБОУ Верхнеграчинской ООШ, годовым календарным графиком на изучение музыки во 2 классе отводится 1 час в неделю, 34 часа в год при 34 учебных неделях.
В соответствии с учебным планом образовательной деятельности МБОУ Верхнеграчинской ООШ на 2017-2018 учебный год и расписанием уроков программа будет выполнена за 33часа.
Данная учебная программа ориентирована на учащихся 2 класса и реализуется на основе учебно-методического комплекта «Гармония».
Учебник для общеобразовательныхучреждений «Музыка».
Авторы: М.С.Красильникова, О.Н.Яшмолкина, О.И.Нехаева,
«Ассоциация 21 век» 2013
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Личностные результаты:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры, понимания ее значимости в мировом музыкальном процессе;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями, выявления в них общих закономерностей исторического развития, процессов взаимовлияния, общности нравственных, ценностных, эстетических установок;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания произведений разных жанров, форм и стилей, разнообразных типов музыкальных образов и их взаимодействия;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире путем ориентации в многообразии музыкальной действительности и участия в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения посредством раскрытия связей и отношений между музыкой и жизнью, освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека;
формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях в процессе освоения разных типов индивидуальной, групповой и коллективной музыкальной деятельности, при выполнении проектных заданий и проектных работ;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни через развитие представления о гармонии в человеке физического и духовного начал, воспитание бережного отношения к материальным и духовным ценностям музыкальной культуры;
формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся.
Метапредметные результаты:
Познавательные
Обучающиеся научатся:
логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, выдвижения предположений и подтверждающих их доказательств;
применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования, систематизации учебного материала, выявления известного и неизвестного при решении различных учебных задач;
обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
понимать различие отражения жизни в научных и художественных текстах; адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения; выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения;
осуществлять поиск оснований целостности художественного явления (музыкального произведения), синтеза как составления целого из частей;
использовать разные типы моделей при изучении художественного явления (графическая, пластическая, вербальная, знаково-символическая), моделировать различные отношения между объектами, преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью;
пользоваться различными способами поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.
Обучающиеся получат возможность:
научиться реализовывать собственные творческие замыслы, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
удовлетворять потребность в культурно-досуговой деятельности, духовно обогащающей личность, в расширении и углублении знаний о данной предметной области.
Регулятивные:
Обучающиеся научатся:
принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями.
прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру, предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении;
мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.
Обучающиеся получат возможность научиться:
ставить учебные цели, формулировать исходя из целей учебные задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в индивидуальных, групповых проектных работах;
действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха за счет умения осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учетом имеющихся условий.
Коммуникативные:
Обучающиеся научатся:
понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;
слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях;
использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок, прогнозирования хода развития событий, сличения полученного результата с оригиналом с целью внесения дополнений и корректив в ход решения учебно-художественной задачи;
приобрести опыт общения с публикой в условиях концертного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности.
Обучающиеся получат возможность:
совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на знание композиционных функций музыкальной речи;
создавать музыкальные произведения на поэтические тексты и публично исполнять их сольно или при поддержке одноклассников.
Предметные результаты:
У обучающихся будут сформированы:
первоначальные представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии; о ценности музыкальных традиций народа;
основы музыкальной культуры, художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
представление о национальном своеобразии музыки в неразрывном единстве народного и профессионального музыкального творчества.
Обучающиеся научатся:
активно творчески воспринимать музыку различных жанров, форм, стилей;
слышать музыкальную речь как выражение чувств и мыслей человека, различать в ней выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов;
ориентироваться в разных жанрах музыкально-поэтического фольклора народов России (в том числе родного края);
наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов, их изменения; понимать причинно-следственные связи развития музыкальных образов и их взаимодействия;
моделировать музыкальные характеристики героев, прогнозировать ход развития событий «музыкальной истории»;
использовать графическую запись для ориентации в музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности;
воплощать художественно-образное содержание, интонационно-мелодические особенности народной и профессиональной музыки (в пении, слове, движении, игре на простейших музыкальных инструментах) выражать свое отношение к музыке в различных видах музыкально-творческой деятельности;
планировать и участвовать в коллективной деятельности по созданию инсценировок музыкально-сценических произведений, интерпретаций инструментальных произведений в пластическом интонировании;
Обучающиеся получат возможность научиться:
ориентироваться в нотном письме при исполнении простых мелодий;
творческой самореализации в процессе осуществления собственных музыкально-исполнительских замыслов в различных видах музыкальной деятельности;
организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальном творчестве;
оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности, собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание программы соответствует обязательному минимуму содержания образования и имеет большую практическую направленность.
2 класс ( 33 часа)
Музыка в жизни человека
Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Отражение в музыкальных звуках явлений природы, настроений, чувств и характера человека.
Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки. Сходство и различие. Многообразие музыкальных жанров и стилей. Песня, танец и марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл.
Отечественные народные музыкальные традиции. Музыкальный и поэтический фольклор народов России: песни, танцы, действа, обряды, игры-драматизации и др. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов.
Музыкальная картина мира
Интонационно-образное богатство музыкального мира. Общее представление о музыкальной жизни страны. Детские хоровые, инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD).
М.И.Глинка. Опера «Иван Сусанин»
Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов.
П.И.Чайковский. Четвертая симфония
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименованиераздела | Количество часов |
1. | Музыка в жизни человека | 6 |
2. | Музыкальная картина мира | 8 |
3. | М.И.Глинка. Опера «Иван Сусанин» | 12 |
4. | П.И.Чайковский. Четвертая симфония. | 7 |
Итого: | 33часа |
№ п/п | Номер раздела и темы урока | Тема урока | Кол-во часов | дата | Примечания Причина внесения корректировки |
план | факт |
Музыка в жизни человека |
-
| -
| А.П.Бородин «Спящая княжна» | 1 | 01.09 | | |
-
| -
| «А мы просо сеяли». Русская народная песня. | 1 | 08.09 | | |
-
| -
| Былины о Вольге и Микуле. | 1 | 15.09 | | |
-
| -
| А.К.Лядов «Кикимора». Сказание. Симфоническая картина. | 1 | 22.09 | | |
-
| -
| Былина о Вольге и Микуле. М.И.Глинка. | 1 | 29.09 | | |
-
| -
| Людвиг ван Бетховен. Четвёртый концерт для фортепиано с оркестром. | 1 | 06.10 | | |
Музыкальная картина мира |
-
| -
| С.С.Прокофьев. «Сказки старой бабушки». Пьесы для фортепиано | 1 | 13.10 | | |
-
| -
| С.С.Прокофьев. Балет «Золушка». Вступление. | 1 | 20.10 | | |
-
| -
| Мечта Золушки о бале. Подготовка Золушки к балу. | 1 | 27.10 | | |
-
| -
| Второе действие (три разворота).Бал во дворце Короля. | 1 | 10.11 | | |
-
| -
| Второе действие (три разворота).Приезд Золушки на бал. | 1 | 17.11 | | |
-
| -
| Третье действие (три разворота). Поиски Золушки. Утро после бала. | 1 | 24.11 | | |
-
| -
| Обобщение. Музыкальная история о Золушке. | 1 | 01.12 | | |
-
| -
| Вторая часть. (два разворота). | 1 | 08.12 | | |
М.И.Глинка. Опера «Иван Сусанин» |
-
| -
| М.И.Глинка «Иван Сусанин». | 1 | 15.12 | | |
-
| -
| Каватина и рондо Антониды. Новогодние песенки. | 1 | 22.12 | | |
-
| -
| Сцена Сусанина с крестьянами И хор гребцов. | 1 | 12.01 | | |
-
| -
| Приезд Собинина, трио и финал (два разворота). | 1 | 19.01 | | |
-
| -
| Второе действие. Во дворце короля Сигизмунда. | 1 | 26.01 | | |
-
| -
| Второе действие. Третье действие. В избе Сусанина. Сцена подготовки к свадьбе. | 1 | 02.02 | | |
-
| -
| Сцена вторжения поляков. | 1 | 09.02 | | |
-
| -
| Сцена Антониды с подругами. | 1 | 16.02 | | |
-
| -
| Четвёртое действие. Сцена у посада. | 1 | 02.03 | | |
-
| -
| Сцена в лесу. | 1 | 16.03 | | |
-
| -
| Эпилог. На Красной площади. | 1 | 23.03 | | |
-
| -
| М.И.Глинка. Опера «Иван Сусанин» | 1 | 06.04 | | |
П.И.Чайковский. Четвертая симфония. |
-
| -
| П.И.Чайковский. Четвёртая симфония. Первая часть. | 1 | 13.04 | | |
-
| -
| П.И.Чайковский. Четвёртая симфония. Вторая часть. | 1 | 20.04 | | |
-
| -
| П.И.Чайковский. Четвёртая симфония. Третья часть. | 1 | 27.04 | | |
-
| -
| П.И.Чайковский. Четвёртая симфония. Четвёртая часть. | 1 | 04.05 | | |
-
| -
| П.И.Чайковский. Четвёртая симфония. Обобщение. | 1 | 11.05 | | |
-
| -
| Мир музыкальных историй. | 1 | 18.05 | | |
-
| -
| Итоговый урок | 1 | 25.05 | | |
28