РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Музыка»
на 2016/2017 уч. год
3 класс
1.Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по музыке для 3-го класса разработана и составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего образования 2011 года, примерной программы начального общего образования по музыке с учетом авторской программы по музыке - «Музыка. Начальная школа», авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2011.
Цели программы:
формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки;
воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям России, музыкальной культуре разных народов;
развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
обогащение знаний о музыкальном искусстве;
овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).
Задачи программы:
развитие эмоционально-осознанного отношения к музыкальным произведениям;
понимание их жизненного и духовно-нравственного содержания;
освоение музыкальных жанров – простых (песня, танец, марш) и более сложных (опера, балет, симфония, музыка из кинофильмов);
изучение особенностей музыкального языка;
формирование музыкально-практических умений и навыков музыкальной деятельности (сочинение, восприятие, исполнение), а также – творческих способностей детей.
2.Общая характеристика учебного предмета
Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирование способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе и другим людям, Отечеству, миру в целом.Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.
3. Описание места учебного предмета.
В соответствии с Базисным учебным планом в 3 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 34 часа (из расчета 1 час в неделю).
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Уроки музыки, как и художественное образование в целом , предоставляя всем детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.
Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает:
формирование опыта эмоционально-образного восприятия;
начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности;
приобретение знаний и умении;
овладение УУД
Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно –эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
4. Описание ценностных ориентиров предмета
Российская музыкальная культура, одна из самых ярких страниц мирового музыкального искусства, аккумулирует духовный опыт предшествующих поколений, их представления о красоте, долге, чести, любви к Родине. Раскрытие огромного воспитательного потенциала отечественной музыки обеспечивает приоритет формирования у школьников национального и гражданского самосознания – гордости за непреходящие художественные ценности России.
Основные ценностные ориентиры содержания предмета:
1. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке в процессе освоения содержания музыкальных произведений как опыта обобщения и осмысления жизни человека, его чувств и мыслей.
2. Формирование музыкальной картины мира во взаимодействии народного и профессионального творчества, композиторских, национальных и эпохальных стилей, музыкальных произведений разных жанров, форм и типов драматургии.
3. Формирование интонационно-слухового опыта школьников как сферы невербального общения, значимой для воспитания воображения и интуиции, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию.
4. Развитие гибкого интонационно-образного мышления, позволяющего школьникам адекватно воспринимать произведения разнообразных жанров и форм, глубоко погружаться в наиболее значимые из них, схватывать существенные черты, типичные для ряда произведений.
5. Разнообразие видов исполнительской музыкальной деятельности помогает обучающимся войти в мир музыкального искусства, развить музыкальную память, воспитать художественный вкус.
6. Ориентация музыкально-исполнительской деятельности школьников на наиболее интегративные её виды (дирижирование и режиссура) создаёт условия для целостного охвата музыкального произведения, в единстве его содержания и формы.
7. Воспитание потребности школьников в музыкальном творчестве как форме самовыражения на основе импровизации и исполнительской интерпретации музыкальных произведений.
8. Формирование у обучающихся умения решать музыкально-творческие задачи не только на уроке, но и во внеурочной деятельности, принимать участие в художественных проектах класса, школы, культурных событиях села, города, района и др.
Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей развитию личностных, коммуникативных, познавательных и предметных компетенций младшего школьника.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета
Личностные результаты:
чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий
уважительное отношение к культуре других народов:
эстетические потребности, ценности и чувства
развиты мотивы учебной деятельности и сформирован личностный смысл учения; навыки сотрудничества с учителем и сверстниками.
развиты этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные результаты:
способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
освоены начальные формы познавательной и личностной рефлексии.
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий
умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации
Предметные результаты
В результате изучения музыки на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы:
основы музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие, развитый художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов;
начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности.
Обучающиеся научатся:
воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражать своё отношение к искусству, проявлять эстетические и художественные предпочтения, позитивную самооценку, самоуважение, жизненный оптимизм;
воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, разучивании и исполнении вокально-хоровых произведений, игре на элементарных детских музыкальных инструментах;
вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
реализовать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных и художественно- практических задач;
понимать роль музыки в жизни человека, применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности.
6.Содержание предмета
I четверть (9 часов)
Тема раздела: «Россия – Родина моя» (5 ч.)
Урок 1. Мелодия - душа музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Песенность, как отличительная черта русской музыки. Углубляется понимание мелодии как основы музыки – ее души.
Урок 2. Природа и музыка (романс). Звучащие картины. Выразительность и изобразительность в музыке. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, аккомпанемент). Романс. Лирические образы в романсах и картинах русских композиторов и художников.
Урок 3.. «Виват, Россия!»(кант). «Наша слава – русская держава». Знакомство учащихся с жанром канта. Народные музыкальные традиции Отечества. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Песенность, маршевость. Солдатская песня. Патриотическая тема в русских народных песнях. Образы защитников Отечества в различных жанрах музыки.
Урок 4. Кантата «Александр Невский». Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Кантата С.С.Прокофьева «Александр Невский». Образы защитников Отечества в различных жанрах музыки.
Урок 5. Опера «Иван Сусанин». Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Образ защитника Отечества в опере М.И.Глинки «Иван Сусанин».
Тема раздела: «День, полный событий» (4 ч.)
Урок 6. Утро. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Песенность. Выразительность и изобразительность в музыкальных произведениях П.Чайковского «Утренняя молитва» и Э.Грига «Утро».
Урок 7. Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Портрет в музыке.
Урок 8. «В детской». Игры и игрушки. На прогулке. Вечер. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонационная выразительность. Детская тема в произведениях М.П.Мусоргского.
Урок 9. Обобщающий урок 1 четверти. Обобщение музыкальных впечатлений третьеклассников за 1 четверть. Накопление учащимися слухового интонационно-стилевого опыта через знакомство с особенностями музыкальной речи композиторов (С.Прокофьева, П.Чайковского, Э.Грига, М.Мусоргского).
II четверть (7 часов)
Тема раздела: «О России петь – что стремиться в храм» (4 ч.)
Урок 10. Радуйся, Мария! «Богородице Дево, радуйся!» Введение учащихся в художественные образы духовной музыки. Музыка религиозной традиции. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве.
Урок 11. Древнейшая песнь материнства. «Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама!» Интонационно-образная природа музыкального искусства. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве.
Урок 12. Вербное воскресенье. Вербочки. Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ праздника в искусстве. Вербное воскресенье.
Урок 13. Святые земли Русской. Княгиня Ольга. Князь Владимир. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. Святые земли Русской.
Тема раздела: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4 ч.)
Урок 14. «Настрою гусли на старинный лад» (былины). Былина о Садко и Морском царе. Музыкальный и поэтический фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Наблюдение народного творчества. Жанр былины.
Урок 15. Певцы русской старины (Баян. Садко). «Лель, мой Лель…» Музыкальный и поэтический фольклор России. Народная и профессиональная музыка. Певцы – гусляры. Образы былинных сказителей, народные традиции и обряды в музыке русских композиторов (М.Глинки, Н.Римского-Корсакова).
Урок 16. Обобщающий урок 2 четверти. Накопление и обобщение музыкально-слуховых впечатлений третьеклассников за 2 четверть.
III четверть (10 часов)
Тема раздела: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (1 ч.)
Урок 17. Звучащие картины. «Прощание с Масленицей». Музыкальный и поэтический фольклор России: обряды. Народная и профессиональная музыка. Народные традиции и обряды в музыке русского композитора Н.Римского-Корсакова.
Тема раздела: «В музыкальном театре» (5 ч.)
Урок 18. Опера «Руслан и Людмила». Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведения. Певческие голоса. Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интонационно-образное развитие в опере М.Глинки «Руслан и Людмила».
Урок 19. Опера «Орфей и Эвридика». Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Основные средства музыкальной выразительности. Интонационно-образное развитие в опере К.Глюка «Орфей и Эвридика».
Урок 20. Опера «Снегурочка». «Океан – море синее». Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интонационно-образное развитие в опере Н.Римского-Корсакова «Снегурочка» и во вступлении к опере «Садко» «Океан – море синее».
Урок 21. Балет «Спящая красавица». Балет. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Интонационно-образное развитие в балете П.И.Чайковского «Спящая красавица». Контраст.
Урок 22. В современных ритмах (мюзиклы). Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и многообразии музыкальных жанров. Мюзикл. Мюзикл как жанр легкой музыки.
Тема раздела: «В концертном зале » (4 ч.)
Урок 23. Музыкальное состязание (концерт). Различные виды музыки: инструментальная. Концерт. Композитор – исполнитель – слушатель. Жанр инструментального концерта.
Урок 24. Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины. Музыкальные инструменты. Выразительные возможности флейты.
Урок 25. Музыкальные инструменты (скрипка). Музыкальные инструменты. Выразительные возможности скрипки. Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители.
Урок 26. Обобщающий урок 3 четверти. Обобщение музыкальных впечатлений третьеклассников за 3 четверть.
IV четверть (8 часов)
Тема раздела: «В концертном зале » (2 ч.)
Урок 27. Сюита «Пер Гюнт». Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Развитие музыки – движение музыки. Песенность, танцевальность, маршевость. Контрастные образы сюиты Э.Грига «Пер Гюнт».
Урок 28. «Героическая» (симфония). Мир Бетховена. Симфония. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Контрастные образы симфонии Л.Бетховена. Музыкальная форма (трехчастная). Темы, сюжеты и образы музыки Бетховена.
Тема раздела: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (6 ч.)
Урок 29. «Чудо-музыка». Острый ритм – джаза звуки. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Композитор- исполнитель – слушатель. Джаз – музыка ХХ века. Известные джазовые музыканты-исполнители. Музыка – источник вдохновения и радости.
Урок 30. «Люблю я грусть твоих просторов». Мир Прокофьева. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Сходство и различие музыкальной речи Г.Свиридова, С.Прокофьева, Э.Грига, М.Мусоргского.
Урок 31. Певцы родной природы (Э.Григ, П.Чайковский). Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках.
Выразительность и изобразительность в музыке.
Сходство и различие музыкальной речи Э.Грига и П.Чайковского.
Урок 32. Прославим радость на земле. Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Композитор – исполнитель – слушатель.
Урок 33. «Радость к солнцу нас зовет». Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Музыка – источник вдохновения и радости.
Урок 34. Обобщающий урок 4 четверти. Заключительный урок – концерт. Обобщение музыкальных впечатлений третьеклассников за 4 четверть и год. Составление афиши и программы концерта. Исполнение выученных и полюбившихся песен всего учебного года
7.Тематическое планирование по музыке 3 класс, автор Е.Д.Критская.
№ | Дата | Тема урока | Требования федерального компонента государственного стандарта общего образования | Требования к уровню подготовки | НРК | Сопутствующее повторение | Межпредметные связи | Музыкальный материал |
1. | | Мелодия- душа музыки. | Особенности музыкального искусства. Композитор – исполнитель – слушатель. Образное содержание музыкального произведения. Отражение в музыке человеческих чувств, характеров, идей, образов природы. Выразительные и изобразительные средства музыки. Песенность, танцевальность, маршевость. Практический опыт постижения музыкального языка (мелодия, ритм, тембр, темп, динамика). | Учить слушать музыку. | | Три кита в музыке. | | Симфония№4 П.И.Чайковский |
2. | | Песенность музыки русских композиторов. | Восприятие произведений выдающихся представителей отечественной и зарубежной музыкальной классики | | | Изо чтение | «Жаворонок» М.Глинка, «Благословляю вас, леса» П.Чайковский |
3. | | Лирические образы в романсах и картинах русских композиторов и художников. | Восприятие произведений выдающихся представителей отечественной и зарубежной музыкальной классики | | | Изо чтение | «Звонче жаворонка пенье» Н.Римский-Корсаков, «Романс» из Музыкальной иллюстрации к повести А.Пушкина «Метель»Г.Свиридов |
4. | | Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки. Р/К Гимн | Разучить Гимн | Р/К Гимн | Гимн России. | изо | Канты «Радуйся, Росско земле», «Орле Российский» С.Прокофьев, «Александр Невский» М.Глинка, «Иван Сусанин».Русские народные песни: «Славны были наши деды», «Вспомним, братцы, Русь и славу!» |
5/1 | | Выразительность и изобразительность в музыке разных жанров. | балет Сочинения профессиональных композиторов, музыкальный фольклор народов России и мира. Восприятие произведений выдающихся представителей отечественной и зарубежной музыкальной классики (сочинения М.И.Глинки, П.И.Чайковского, С.В.Рахма-нинова, С.С.Прокофьева, Л.Бетховена, В.А.Моцарта, Ф.Шопена, Э.Грига и др.); | Развитие музыкальной памяти, слуха, чувства ритма, дикции, приемов вокального звукообразования. | | | | П.Чайковский «Колыбельная», «Утро» из сюиты «Пер Гюнт» Э.Григ, «Заход солнца» Э.Григ, «Вечерняя песня» М.Мусорский. |
6/2 | | Портрет в музыке. Детские образы С.Прокофьева. | Учить слушать музыку, её анализировать. | | Повторить изученные песни. | | С.Прокофьев «Болтунья», «Золушка», «Джульетта- девочка» из балета «Ромео и Джульетта», «С няней», «С куклой» из цикла «Детская» М.Мусорского. |
Раздел 3 «О России петь - что стремиться в храм»(5 часов). | |
7/1 | | Древнейшая песнь материнства. | тропарь картины, стихи опера баллада ОПЫТ МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Пение. Хоровое исполнительство как способ творческого самовыражения в коллективе сверстников. Освоение навыков выразительного пения. Развитие музыкальной памяти, слуха, чувства ритма, дикции, приемов вокального звукообразования. | Развитие музыкальной памяти, слуха, чувства ритма, дикции, приемов вокального звукообразования. | | | | «Богородице Дево, радуйся», №6 из «Всенощной».С.Рахманинов. Тропарь иконе Владимирской Божией Матери, «Аве Мария» Ф.Шуберт. |
8/2 | | Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. | Развитие музыкальной памяти, слуха, чувства ритма, дикции, приемов вокального звукообразования. | | | Изо чтение | «Мама» из вокально – инструментального цикла «Земля» В.Гаврилин. Песни о маме. |
9/3 | | Образ праздника в искусстве. | Восприятие произведений выдающихся представителей отечественной и зарубежной музыкальной классики | | | | «Осанна», хор из рок – оперы «Иисус Христос – суперзвезда Л.Уэббер. |
10/4 | | Вербное воскресенье. Р/К Традиции родного края. | Развитие музыкальной памяти, слуха, чувства ритма, дикции, приемов вокального звукообразования. | Р/К Традиции родного края. | | | «Вербочки» А.Гречанинов, «Вербочки» Р.Глиэр. |
11/5 | | Святые земли Русской. Жанры величания и баллады в музыке и поэзии. | Восприятие произведений выдающихся представителей отечественной и зарубежной музыкальной классики | | | | Величание князю Владимиру и княгине Ольге. «Баллада о князе Владимире» слова А.Толстого. |
12/1 | | Жанр былины. | былина гусляры Инструментальное музицирование. Игра на детских музыкальных инструментах. Подбор ритмического аккомпанемента к песне и танцу. Музицирование в ансамбле (элементарных традиционных и электронных) музыкальных инструментов. Вокальная и инструментальная импровизация (мелодическая, ритмическая). | Познакомить с жанром былины. | | | | «Былина о Добрыне Никитиче» обр. Н.Римского – Корсакова. «Садко и Морской царь», русская былина (Печорская старина). |
13/2 | | Певцы – гусляры. Образы народных сказителей в русских операх. Образ певца – пастушка Леля. | Образы народных сказителей в русских операх. Образ певца – пастушка Леля. | | Жанр былины. | Изо чтение | Песни Баяна из оперы «Руслан и Людмила» М.Глинка. Песни Садко, хор «Высота ли, высота» из оперы «Садко» Н.Римский – Корсаков. Третья песня Леля, Проводы Масленицы, хор из пролога оперы «Снегурочка» Н.Римский – Корсаков. |
14/3 | | Образы былинных сказителей, народные традиции и обряды в музыке русских композиторов. | Познакомить с образами былинных сказителей, народные традиции и обряды в музыке русских композиторов. | | Жанр былины. | Изо чтение | Музыкальные произведения прошлого урока. Веснянки. Русские, украинские народные песни. |
Раздел 5. «В музыкальном театре»(5 часов). | |
15/1 | | Музыкальные темы – характеристики главных героев. Опера «Руслан и Людмила» М.Глинка. | опера опера, балет опера мюзикл опера, мюзикл, баллада, былина, опера Особенности музыкального искусства. Композитор – исполнитель – слушатель. Образное содержание музыкального произведения. Отражение в музыке человеческих чувств, характеров, идей, образов природы. Выразительные и изобразительные средства музыки. | Познакомить с героями оперы «Руслан и Людмила» М.Глинка. | | | Изо Лит.чтение | «Руслан и Людмила», фрагменты из оперы М.Глинка. |
16/2 | | Интонационно – образное развитие в опере и балете. | Показать интонационно-образное развитие в опере и балете. | | Опера балет | Изо Лит.чтение | «Снегурочка», фрагменты из оперы Н.Римский – Корсаков. «Океан – море синее», вступление к опере «Садко» Н.Римский – Корсаков. «Спящая красавица», фрагменты из балета П.Чайковский. |
17/3 | | Контраст образов в опере «Орфей и Эвридика» К.В.Глюк. | Познакомить с контрастом образов в опере «Орфей и Эвридика» К.В.Глюк. | | Опера балет | Изо Лит.чтение | «Орфей и Эвридика» К.Глюк. |
18/4 | | Мюзикл как жанр лёгкой музыки. | Познакомить с мюзиклом. Его особенностью. | | мюзикл | Изо Лит.чтение | «Волк и семеро козлят на новый лад», мюзикл А.Рыбников. |
19/5 | | Особенности содержания музыкального языка, исполнения. Р/К Гимн | Особенности содержания музыкального языка, исполнения. | Р/К Гимн | мюзикл | Изо Лит.чтение | Музыкальные произведения прошлых уроков. «Звуки музыки» Р.Роджерс. |
Раздел 6. «В концертном зале»(7 часов). | |
20/1 | | Жанр инструментального концерта. Концерт №1 для фортепиано с оркестром. | инструментальный оркестр сюита соната, симфония сюита, симфония вариации, трёхчастная форма Инструментальное музицирование. Игра на детских музыкальных инструментах. Подбор ритмического аккомпанемента к песне и танцу. Музицирование в ансамбле (элементарных традиционных и электронных) музыкальных инструментов. Вокальная и инструментальная импровизация (мелодическая, ритмическая). | Восприятие произведений выдающихся представителей отечественной и зарубежной музыкальной классики | | | | Концерт №1 для фортепиано с оркестром, фрагмент 3-й части П.Чайковский. |
21/2 | | Мастерство композиторов и исполнителей. | Восприятие произведений выдающихся представителей отечественной и зарубежной музыкальной классики | | | изо | «Шутка» из Сюиты №2 для оркестра И.С.Бах. «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика» К.Глюк. «Мелодия» П.Чайковский. «Пер Гюнт», фрагменты из сюиты №1 и сюиты №2 Э.Григ. |
22/3 | | Выразительные возможности флейты, скрипки. | Восприятие произведений выдающихся представителей отечественной и зарубежной музыкальной классики | | | изо | Симфония №3 («Героическая») фрагменты Л.Бетховен. Соната №14 («Лунная»), фрагмент 1-й части Л.Бетховен. |
23/4 | | Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители. | Восприятие произведений выдающихся представителей отечественной и зарубежной музыкальной классики | | | Изо чтение | «Контрданс», «К Элизе», «Весело, грустно» Л.Бетховен. «Сурок» Л.Бетховен. |
24/5 | | Контрастные образы сюиты, симфонии. | Познакомить с контрастными образами сюиты, симфонии. | | | Изо чтение | «Каприс»№24 Н.Паганини. «Волшебный смычок», норвежская народная песня. «Скрипка» Р.Бойко, сл.И.Михайлова. |
25/6 | | Музыкальная форма (трёхчастная, вариационная). | Познакомить с новой музыкальной формой. | | Сюита симфония | | Музыкальные произведения прошлых уроков. |
26/7 | | Темы, сюжеты и образы музыки Бетховена. | Восприятие произведений выдающихся представителей отечественной и зарубежной музыкальной классики | | Трехчастная форма, вариационная форма | | Музыкальные произведения прошлых уроков. |
27/1 | | Роль композитора, исполнителя, слушателя в создании и бытовании музыкальных сочинений. | джаз кантата сюита, опера симфония Инструментальное музицирование. Игра на детских музыкальных инструментах. Подбор ритмического аккомпанемента к песне и танцу. Музицирование в ансамбле (элементарных традиционных и электронных) музыкальных инструментов. Вокальная и инструментальная импровизация (мелодическая, ритмическая). Сочинения профессиональных композиторов, музыкальный фольклор народов России и мира. Восприятие произведений выдающихся представителей отечественной и зарубежной музыкальной классики (сочинения М.И.Глинки, П.И.Чайковского, С.В.Рахма-нинова, С.С.Прокофьева, Л.Бетховена, В.А.Моцарта, Ф.Шопена, Э.Грига и др.); духовной музыки. | Восприятие произведений выдающихся представителей отечественной и зарубежной музыкальной классики | | | | «Мелодия» П.Чайковский. «Утро» из сюиты «Пер Гюнт» Э.Григ. «Шествие солнца» из сюиты «Ала и Лоллий» С.Прокофьев. |
28/2 | | Сходство и различие музыкальной речи разных композиторов. | Восприятие произведений выдающихся представителей отечественной и зарубежной музыкальной классики | | | | «Весна и Осень», «Тройка» из Музыкальных иллюстраций к повести А.С.Пушкина «Метель» Г.Свиридов. «Снег идёт» из «Маленькой кантаты» Г.Свиридов. «Слава солнцу, слава миру!» канон В.А.Моцарт. Симфония №40 фрагмент финала В.А.Моцарт. Симфония №9 фрагмент финала Л.Бетховен. «Мы дружим с музыкой» Й.Гайдн. |
29/3 | | Джаз-музыка ХХ века. Особенности ритма и мелодики. | Познакомить с особенностью джаза. | | | | «Чудо-музыка» Д.Кабалевский. «Острый ритм» Дж. Гершвин. «Камертон», норвежская народная песня. |
30/4 | | Импровизация. Известные джазовые музыканты-исполнители. | Познакомить с джазовой импровизацией. | | джаз | | Музыкальные произведения прошлого урока. «Колыбельная Клары» из оперы «Порги и Бесс» Дж. Гершвин. |
31/5 | | Музыка- источник вдохновения и радости. Музыка Г.В.Свиридова. | Восприятие произведений выдающихся представителей отечественной и зарубежной музыкальной классики | | Сюита Симфония Балет контата | Изо | «Запевка» Г.Свиридов. Музыкальные произведения урока №28. |
32/6 | | Мир С.Прокофьева. | Сюита Симфония Балет кантата музыкальной классики | | Сюита Симфония Балет контата | изо | «Шествие солнца» из сюиты «Ала и Лоллий» С.Прокофьев. |
33/7 | | Музыка Э.Грига и П.И.Чайковского. | Восприятие произведений выдающихся представителей отечественной и зарубежной музыкальной классики | | Сюита Симфония Балет контата | Изо | «Мелодия» П.Чайковский. «Утро» из сюиты «Пер Гюнт» Э.Григ, фрагменты из сюиты №1 и сюиты №2 Э.Григ. |
34/8 | | Нестареющая музыка В.А.Моцарта. | Восприятие произведений выдающихся представителей отечественной музыкальной классики | | Сюита Симфония Балет контата | изо | «Слава солнцу, слава миру!» канон В.А.Моцарт. Симфония №40 фрагмент финала В.А.Моцарт. |
8.Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
1. Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. Музыка: учебник для учащихся 3 класса. – М.: Просвещение, 2011.
2. Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. Музыка: рабочая тетрадь для 3 класса. – М.: Просвещение, 2011.
3. Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка». 3 класс (пособие для учителя). – М.: Просвещение, 2008.
4. Фонохрестоматия к учебнику «Музыка». 3класс. (На аудиокассетах.)
5.Методические рекомендации к учебнику «Музыка». 1–4 классы. – М.: Просвещение, 2011.
6. Проектор.
7. Интерактивная доска.
8. Компьютер.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
(1 ч в неделю, всего 34 часа)
№ п/п |
Тема урока |
Содержание |
Характеристика деятельности учащихся |
Дата |
Россия – Родина моя (5 ч) |
1 | Мелодия - душа музыки | Песенность музыки русских композиторов. Образы родной природы в романсах русских композиторов. Лирические образы вокальной музыки. Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки: кант, народная песня, кантата, опера. Форма – композиция, приемы развития и особенности музыкального языка. | Выявлять настроения и чувства человека выраженные в музыке. Выражать свое эмоциональное отношение к искусству в процессе исполнения музыкальных произведений (пение, художественное движение и др.). Передавать в импровизации интонационную выразительность музыкальной и поэтической речи. Знать песни о героических событиях истории Отечества и исполнять их на уроках и школьных праздниках. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров. | |
2 | Природа и музыка. Звучащие картины | |
3 | «Виват, Россия» Наша слава - Русская держава | |
4 | Кантата «Александр Невский» С. С. Прокофьева | |
5 | Опера «Иван Сусанин» М.И.Глинки | |
День, полный событий (4 ч) |
6 | Утро | Жизненно - музыкальные впечатления ребенка «с утра до вечера». Образы природы, портрет в вокальной и инструментальной музыке. Выразительность и изобразительность музыки разных жанров (инструментальная пьеса, песня, романс, вокальный цикл, фортепианная сюита, балет и др.) и стилей композиторов( П. Чайковский, С. Прокофьев, М. Мусоргский, Э. Григ) | Распознавать и оценивать выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии. Понимать художественно-образное содержание музыкального произведения и раскрывать средства его воплощения. Участвовать в сценическом воплощении отдельных сочинений программного характера. | |
7 | Портрет в музыке. «В каждой интонации спрятан человек» | |
8 | В детской. Игры и игрушки | |
9 | На прогулке. Вечер | |
«О России петь - что стремиться в храм …» (4 ч) |
10 | «Радуйся, Мария! Богородице Дево, радуйся!». Древнейшая песнь материнства. | Образы Богородицы, Девы Марии, матери в музыке, поэзия, изобразительном искусстве. Икона Богоматери Владимирской – величайшая святыня Руси. Праздники Русской православной церкви: вход Господень в Иерусалим, Крещение Руси (988 г.).святые земли Русской : равноапостольные княгиня Ольга и князь Владимир. Песнопения (тропарь, величание) и молитвы в церковном богослужении, песни и хоры современных композиторов, воспевающие красоту материнства, любовь, добро. | Обнаруживать сходство и различия русских и западноевропейских произведений религиозного искусства (музыка, архитектура, живопись). Определять образный строй музыки с помощью «словаря эмоций». Знакомиться с жанрами церковной музыки (тропарь, молитва, величание), песнями, балладами на религиозные сюжеты. Иметь представление о религиозных праздниках России и традициях их воплощения. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров. | |
11 | «Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама!» | |
12 | Вербное воскресенье. «Вербочки» | |
13 | Святые земли Русской | |
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4 ч) |
14 | «Настрою гусли на старинный лад…» Певцы русской старины | Жанр былины в русском музыкальном фольклоре. Особенности повествования (мелодика и ритмика былин). Образы былинных сказителей (Садко, Баян), певцов – музыкантов (Лель). Народные традиции и обряды в музыке русских композиторов. Мелодии в народном стиле. Имитация тембров русских народных инструментов в звучании симфонического оркестра | Выявлять общность жизненных истоков и особенности народного и профессионального музыкального творчества. Рассуждать о значении повтора, контраста, сопоставления как способов развития музыки. Разыгрывать народные песни по ролям, участвовать в коллективных играх-драматизациях. Принимать участие в традиционных праздниках России. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров. | |
15 | Былина о Садко и Морском царе | |
16 | «Лель, мой Лель…» | |
17 | Звучащие картины. Прощание с Масленицей. Праздник «Проводы зимы» | |
В музыкальном театре (6 часов) |
18 | Опера «Руслан и Людмила»: Я славил лирою преданья | Путешествие в музыкальный театр. Обобщение и систематизация жизненно – музыкальных представлений учащихся об особенностях оперного и балетного спектаклей. Сравнительный анализ музыкальных тем - характеристик действующих лиц, сценических ситуаций, драматургии в операх и балетах. Мюзикл – жанр легкой музыке (Р. Роджерс, А. Рыбников). Особенности музыкального языка, манера исполнения | Рассуждать о значении дирижера, режиссера, художника - постановщика в создании музыкального спектакля. Участвовать в сценическом воплощении отдельных сочинений программного характера. Рассуждать о смысле и значении вступления, увертюры к опере и балету. Сравнивать образное содержание музыкальных тем по нотной записи. Воплощать в пении или пластическом интонировании сценические образы на уроках и школьных концертах. | |
19 | Фарлаф. Увертюра. Опера «Орфей и Эвридика» | |
20 | Опера «Снегурочка». Волшебное дитя природы | |
21 | В заповедном лесу. Океан-море синее | |
22 | Балет «Спящая красавица». Две феи. Сцена на балу | |
23 | В современных ритмах | |
В концертном зале (6 ч) |
24 | Музыкальное состязание. Концерт | Жанр инструментального концерта. Мастерство композиторов и исполнителей в воплощении диалога солиста и симфонического оркестра. «Вторая жизнь» народной песни в инструментальном концерте (П. Чайковский). Музыкальные инструменты: флейта, скрипка – их выразительные возможности ( И.-С.Бах, К.-В. Глюк, Н. Паганини, П. Чайковский). Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители. Контрастные образы программной сюиты, симфонии. Особенности драматургии. Музыкальная форма (двухчастная, трехчастная, вариационная). Темы, сюжеты и образы музыке Л. Бетховена. Музыкальные инструменты: скрипка | Наблюдать за развитием музыки разных форм и жанров. Узнавать стилевые особенности, характерные черты музыкальной речи разных композиторов. Моделировать в графике звуковысотные и ритмические особенности мелодики произведения. Определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов. Различать на слух старинную и современную музыку. Узнавать тембры музыкальных инструментов. Называть исполнительские коллективы и имена известных отечественных и зарубежных исполнителей.
| |
25 | Музыкальные инструменты. Флейта. Звучащие картины | |
26 | Музыкальные инструменты. Скрипка | |
27 | Сюита «Пер Гюнт». Странствия Пера Гюнта. Севера песня родная | |
28 | «Героическая». Призыв к мужеству. Вторая часть симфонии | |
29 | Финал симфонии. Мир Бетховена | |
«Чтоб музыкантом быть, так надобно умение…» (5 ч) |
30 | Чудо- музыка | Музыка источник вдохновения, надежды и радости жизни. Роль композитора, исполнителя, слушателя в создании и бытовании музыкальных сочинений. Сходство и различия музыкальной речи разных композиторов. Образы природы в музыке Г. Свиридова. Музыкальные иллюстрации. Джаз – искусство XX века. Особенности мелодики, ритма, тембров инструментов, манеры исполнения джазовой музыки. Импровизация как основа джаза. Дж. Гершвин и симфоджаз. Известные джазовые музыканты – исполнители . мир музыки С. Прокофьева. Певцы родной природы: П. Чайковский и Э. Григ. Ода как жанр литературного и музыкального творчества. Жанровая общность оды, канта, гимна. Мелодии прошлого, которые знает весь мир. | Выявлять изменения музыкальных образов, озвученных различными инструментами. Разбираться в элементах музыкальной (нотной) грамоты. Импровизировать мелодии в соответствии с поэтическим содержанием в духе песни, танца, марша. Определять особенности построения (формы) музыкальных сочинений. Различать характерные черты языка современной музыки. Определять принадлежность музыкальных произведений к тому или иному жанру. Участвовать в подготовке заключительного урока – концерта. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров. | |
31 | Острый ритм – джаза звуки | |
32 | Люблю я грусть твоих просторов. Мир Прокофьева | |
33 | Певцы родной природы (Э. Григ, П. Чайковский) | |
34 | Прославим радость на земле. Радость к солнцу нас зовет | |