Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа р.п. Красный Октябрь
Саратовского района Саратовской области»
_____________________________________________________________________________
«Рассмотрено»: на заседании ШМО Протокол №__ от «___»__________2016г. руководитель ШМО _________/С.А.Самойлов/ | «Согласовано»: зам. дир. по МР ___________/Т. П.Федорова/ «___»______________2016г. | «Утверждено»: директор МОУ «СОШ р.п. Красный Октябрь» ____________/В.А.Токорева/ Приказ №____ «___»______________2016г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по музыке в 3 «А» классе
на 2016-2017 учебный год
Составлена на основе программы ОУ |
«Музыка» под редакцией Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской |
(М. Просвещение, 2014) |
Федоровой Т.П., |
учителем музыки |
первой кв. к. |
«Одобрено»: на заседании Методического Совета Протокол №__ от «___»____________2016 г. |
Размножено в 2-х экземплярах: 1 экземпляр – зам. директора по МР 2 экземпляр – рабочий экземпляр учителя |
р.п. Красный Октябрь
2016 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке 3 «А» класса составлена на основе следующих нормативных документов:
ФГОС НОО (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373);
Приказ МОиН РФ от 31.12.2015 №1576 «О внесении изменений в федеральные государственные стандарты начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
Основная образовательная программа начального общего образования МОУ «СОШ р.п. Красный Октябрь» (утверждена приказом директора от 04.09.2014 года №200);
Учебный план МОУ «СОШ р.п. Красный Октябрь» (утверждён приказом директора от 01.07.2016 года №140).
5. Примерная программа по музыке «Музыка. Начальная школа», авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т. С. Шмагиной, М., Просвещение, 2014 г. Данная программа имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации».
Состав УМК по музыке, утвержден приказом директора от 20.05.2016 года №92:
Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Музыка. Рабочие программы. 1—4 классы. — М.: Просвещение, 2014.
2. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Музыка. Учебник. 3 класс.—М.: Просвещение, 2014.
3. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Музыка. Рабочая тетрадь. 3 класс.—М.: Просвещение, 2014.
Изучение музыки в 3 классе направлено на достижение следующей цели: формирование и развитие музыкальной культуры учащихся как одного из компонентов общей культуры личности.
Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно-методические задачи:
формирование и развитие культуры музыкального восприятия у младших школьников: приобретение опыта музыкально-слушательской деятельности и новых музыкальных впечатлений, формирование потребности в восприятии музыки, воспитание адекватных эмоциональных реакций на музыку, развитие интереса к слушанию народной музыки, шедевров классического искусства и лучших образцов современной музыки, воспитание музыкального вкуса, освоение первоначальных навыков анализа и оценки прослушанных музыкальных произведений, их художественно- образного содержания, выразительных средств и др.;
формирование и развитие музыкально-исполнительской культуры учащихся: приобретение опыта хорового, ансамблевого и сольного пения, а также элементарного музицирования, выявление и развитие музыкальных способностей, потребности в различных видах музыкально- исполнительской деятельности, певческих умений и навыков, первоначальных навыков элементарного музицирования и импровизации;
формирование и развитие музыкально- творческой культуры личности, неразрывно связанной с образным ассоциативным мышлением и воображением, проявляющейся в самостоятельности и творческом подходе к различным видам музыкальной деятельности, в интересе ребёнка к сочинению музыки, к музыкальным (певческим, музыкально-инструментальным, музыкально-танцевальным, музыкально- драматическим и др.) импровизациям, к разработке музыкально-творческих проектов;
формирование и развитие музыкально-информационной культуры личности: воспитание музыкально- познавательных потребностей и интересов, приобретение основ музыкально- теоретических и музыкально-исторических знаний, а также первоначальных навыков поиска и анализа информации о музыкальном искусстве с помощью различных источников и каналов (книг, музыкальных записей, видеофильмов, музыкальных музеев, СМИ, мультимедиа, Интернета и т.д.);
формирование и развитие музыкально- релаксационной культуры: освоение детьми доступных им приёмов снятия психического и мышечного напряжения в процессе выполнения разнообразных музыкально- терапевтических упражнений (например, развитие певческого дыхания с использованием методов дыхательной терапии, развитие певческих навыков звукоизвлечения и звуковедения с использованием методов звукотерапии, развитие музыкального восприятия и творческого воображения с использованием методов музыкальной терапии).
В учебном плане МОУ «СОШ р.п. Красный Октябрь» на изучение музыки в 3 «А» классе выделяется 34 часа (1 час в неделю, 34 учебных недель).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные:
чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Предметные:
овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).
Метапредметные:
формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
формирование общего представления о музыкальной картине мира;
знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
Содержание учебного предмета
Раздел 1. «Россия — Родина моя» (5 часов)
Мелодия — душа музыки. Песенность музыки русских композиторов. Лирические образы в романсах и картинах русских композиторов и художников. Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки.
Раздел 2. «День, полный событий» (4 часа)
Выразительность и изобразительность в музыке разных жанров и стилей. Портрет в музыке.
Раздел 3. «О России петь — что стремиться в храм» (6 часов)
Древнейшая песнь материнства. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Образ праздника в искусстве. Вербное воскресенье. Святые земли Русской.
Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4 часа)
Жанр былины. Певцы-гусляры. Образы былинных сказителей, народные традиции и обряды в музыке русских композиторов.
Раздел 5. «В музыкальном театре» (7 часов)
Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интонационно-образное развитие в опере и балете. Контраст. Мюзикл как жанр легкой музыки. Особенности содержания музыкального языка, исполнения.
Раздел 6. «В концертном зале» (5 часов)
Жанр инструментального концерта. Мастерство композиторов и исполнителей. Выразительные возможности флейты, скрипки. Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители. Контрастные образы сюиты, симфонии. Музыкальная форма (трехчастная, вариационная). Темы, сюжеты и образы музыки Бетховена.
Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» (3 часа)
Роль композитора, исполнителя, слушателя в создании и бытовании музыкальных сочинений. Сходство и различие музыкальной речи разных композиторов.
Тематический план
Четверть | Наименование тем | Всего часов |
1 ч. | Россия - Родина моя. | 5 |
День, полный событий. | 4 |
2 ч. | О России петь - что стремиться в храм. | 6 |
Гори, гори ясно, чтобы не погасло! | 1 |
3 ч. | Гори, гори ясно, чтобы не погасло! | 3 |
В музыкальном театре. | 7 |
4 ч. | В концертном зале. | 5 |
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье... | 3 |
Итого | | 34 часа |
Формы контроля
Формы организации учебного процесса:
- групповые, коллективные, классные и внеклассные.
Виды организации учебной деятельности:
- экскурсия, путешествие, выставка.
Виды контроля:
- вводный, текущий, итоговый
- фронтальный, комбинированный, устный
Формы (приемы) контроля:
- наблюдение, самостоятельная работа, работа по карточке, тест.
- контрольные вопросы (бесед о прослушанных музыкальных произведениях
- контрольные задания (устные и письменные)
- музыкальные викторины
- косвенный контроль (импровизация, сочинение простейших текстов и мелодий, музицирование на детских музыкальных инструментах).
Контроль достижения учащимися уровня федерального государственного образовательного стандарта осуществляется в видах и формах, представленных в таблице:
| I четверть | IIчетверть | IIIчетверть | IVчетверть | Итого |
Количество часов | 9 | 7 | 10 | 8 | 34 |
Тест | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
Календарно-тематическое планирование, 3 «А» класса
№ п/п | Тема урока, раздела | Количество часов | Дата |
План | Факт |
Россия – Родина моя. |
1 | Мелодия – душа музыки. | 1 | 01.09.2016 | |
2 | Природа и музыка. | 1 | 08.09 | |
3 | «Виват, Россия!» | 1 | 15.09 | |
4 | Кантата С.С.Прокофьева «Александр Невский». | 1 | 22.09 | |
5 | Опера М.И.Глинки «Иван Сусанин» | 1 | 29.09 | |
День полный событий. |
6 | Образы природы в музыке. | 1 | 06.10 | |
7 | Портрет в музыке. | 1 | 13.10 | |
8 | Детские образы. Тест. | 1 | 20.10 | |
9 | Детские образы. | 1 | 27.10 | |
«О России петь, что стремиться в храм…» |
10 | Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. | 1 | 10.11 | |
11 | Древнейшая песнь материнства. | 1 | 17.11 | |
12 | «Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама!» | 1 | 24.11 | |
13 | Образ праздника в искусстве: Вербное воскресенье. | 1 | 01.12 | |
14 | Святые земли Русской. | 1 | 08.12 | |
15 | «О России петь, что стремиться в храм…». Тест. | 1 | 15.12 | |
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» |
16 | «Настрою гусли на старинный лад…» | 1 | 22.12 | |
17 | Певцы русской старины. | 1 | 12.01 | |
18 | Сказочные образы в музыке. | 1 | 19.01 | |
19 | Народные традиции и обряды: Масленица. | 1 | 26.01 | |
В музыкальном театре. |
20 | Опера М.И.Глинки «Руслан и Людмила» | 1 | 02.02 | |
21 | Опера М.И.Глинки «Руслан и Людмила» | 1 | 09.02 | |
22 | Опера К.Глюка «Орфей и Эвридика». | 1 | 16.02 | |
23 | Опера Н.Римского-Корсакова «Снегурочка» | 1 | 02.03 | |
24 | Опера Н.Римского-Корсакова «Садко» | 1 | 09.03 | |
25 | Балет П.Чайковского «Спящая красавица». Тест. | 1 | 16.03 | |
26 | В современных ритмах. | 1 | 23.03 | |
В концертном зале. |
27 | Музыкальное состязание. | 1 | 06.04 | |
28 | Музыкальные инструменты – флейта и скрипка. | 1 | 13.04 | |
29 | Сюита Э.Грига «Пер Гюнт». | 1 | 20.04 | |
30 | Симфония «Героическая» Л.Бетховена. | 1 | 27.04 | |
31 | Мир Л.Бетховена. | 1 | 04.05 | |
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» |
32 | Джаз-музыка XX века. | 1 | 11.05 | |
33 | Сходство и различие музыкальной речи разных композиторов. Тест. | 1 | 18.05 | |
34 | «Прославим радость на земле!» | 1 | 25.05 | |
| ИТОГО: | 34 | | |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения музыки в 3 классе дети научатся:
воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражать своё отношение к искусству, проявлять эстетические и художественные предпочтения, позитивную самооценку, самоуважение, жизненный оптимизм;
воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, разучивании и исполнении вокально-хоровых произведений, игре на элементарных детских музыкальных инструментах;
вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
реализовать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных и художественно- практических задач;
понимать роль музыки в жизни человека, применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности.
воспринимать и понимать музыку разного эмоционально-образного содержания, разных жанров, включая фрагменты опер. Балетов, кантат, симфоний;
различать русскую музыку и музыку других народов; сопоставлять произведения профессиональной и народной музыки;
понимать нравственный смысл сказочных образов в опере и балете, героических образов в русских народных песнях и в музыке крупных жанров: опере и кантате;
эмоционально выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
ориентироваться в жанрах и основных особенностях музыкального фольклора;
понимать возможности музыки, передавать чувства и мысли человека;
передавать в музыкально-художественной деятельности художественно-образное содержание и основные особенности сочинений разных композиторов и народного творчества.
MULTIMEDIA – поддержка предмета
1. Мультимедийная программа «Учимся понимать музыку»
2. Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)
3. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».
4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»
5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»
6. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП)
7. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»
8.Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"
9. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.»
10.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»
11.Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164
12.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/
13.Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/
14.Уроки музыки с дирижером Скрипкиным. Серия «Развивашки». Мультимедийный диск (CD ROM) М.: ЗАО «Новый диск», 2008.
15. CD-ROM. «Мир музыки». Программно-методический комплекс»
Список научно-методической литературы.
Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.
«Музыка в 4-7 классах,/ методическое пособие/ под ред.Э.Б.Абдуллина, М., Просвещение,1988г.
Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших школьников», М.,Академия, 2001г.
Челышева Т.С. «Спутник учителя музыки», М., Просвещение, 1993г.
Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г.
Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы», М., Просвещение, 1982г.
«Как научить любить Родину», М., Аркти, 2003г.
Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г.
Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.
Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 1983г.
Аржаникова Л.Г. «Профессия-учитель музыки», М., Просвещение, 1985г.
Халазбурь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург, 2002г.
Петрушин В.И. «Слушай, пой, играй», М., Просвещение, 2000г.
Великович Э.И. «Великие музыкальные имена», Композитор, Санкт-Петербург, 1997г.
Никитина Л.Д. «История русской музыки», М., Академия,1999г.
Гуревич Е.Л. «История зарубежной музыки», М., Академия,1999г
Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для учащихся», Ленинград, Музыка, 1989г.
18. Самин Д.К. «Сто великих композиторов», М.,Вече, 2000г.
19.Рапацкая Л.А., Сергеева Г.С., Шмагина Т.С. «Русская музыка в школе», М.,Владос,2003г.
20. «Веселые уроки музыки» /составитель З.Н. Бугаева/, М., Аст, 2002г.
21. «Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании»,/редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр/,М., Флинта,1999г.
22. «Музыкальное воспитание в школе» сборники статей под ред. Апраксиной О.А. выпуск №9,17.
23. «Музыка в школе» № №1-3, 2007г, №№1-6 – 2008г., №№1-5 – 2009 г.
24. «Искусство в школе» № 4 1995г., №№1-4 1996г., №2,4,6 1998г., № 2,3 1999г., № 2,3 2000г.
ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
№ | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
25. «Пионерский музыкальный клуб» выпуск №№15,20-24.
26. Фрид Г. «Музыка! Музыка? Музыка…и молодежь», М., Советский композитор, 1991г.
27. Ригина Г.С. «Музыка. Книга для учителя», М., Учебная литература,2000г.
28. Бакланова Т.И. «Обучение в 1 классе», М., Астрель, 2005г.
29. Узорова О.В. ,Нефедова Е.А. «Физкультурные минутки», М., Астрель-Аст, 2005г.
30. Исаева С.А. «Физкультминутки в начальной школе», М., Айрис-Пресс, 2003г.
31. Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г.
32. Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды.- М.: Айрис-пресс, 2007.- 176с.
33. Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением. М.: Глобус, 2008.- 176с
34. Песенные сборники.
35. Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей.- М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006.- 224с.
36. Лопатина А.Волшебный мир музыки / А. Лопатина, М. Скребцова. — М. : Амрита-
Русь, 2009. — 304с. — (Серия «Семейное воспитание»).