СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по музыке 3 класс Школа России

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по музыке 3 класс Школа России вкючает в себя все структурные компоненты: пояснительную записку, календарно-тематическое планирование с характеристикой основных видов деятельности ученика  (на уровне учебных действий) и др. ...

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по музыке 3 класс Школа России»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №6» г. Зарайск


УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ «СШ №6»


_______________________

Марковский К.К.

______________________________

Дата

М.П.




Рабочая программа по музыке

3 класс

(базовый уровень)







Составитель: Ильичева Ольга Евгеньевна

учитель высшей категории







2015 г.











































МУЗЫКА

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Музыка» составлена в соответствии с ООП МБОУ «СШ №6».

Программа разработана на основе Закона РФ «Об образовании», ФГОС начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, основных положени­й художественно-педагогической концепции Д.Б. Кабалевс­кого, авторской программы курса «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной.

Изменений в авторскую программу курса «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной не внесено.

Общая характеристика курса

Цель массового музыкального образования и воспитания — формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников — наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духов­ного потенциала подрастающего поколения.

Задачи музыкального образования младших школьников:

  • воспитание интереса, эмоционально-ценностного отно­шения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближне­му, к своему народу, к Родине; уважения к истории, тради­циям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем мно­гообразии его форм и жанров;

  • воспитание чувства музыки как основы музыкальной гра­мотности;

  • развитие образно-ассоциативного мышления детей, му­зыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувство­ванного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;

накопление тезауруса — багажа музыкальных впечатле­ний, интонационно-образного словаря, первоначальных зна­ний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческо­го голоса, творческих способностей в различных видах музы­кальной деятельности.

  • Содержание программы базируется на художественно-об­разном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального ис­кусства: фольклора, музыки религиозной традиции, произве­дений композиторов-классиков (золотой фонд), современной академической и популярной музыки. Приоритетным в дан­ной программе является введение ребенка в мир музыки че­рез интонации, темы и образы русской музыкальной культу­ры — «от родного порога», по выражению народного худож­ника России Б.М. Йеменского, в мир культуры других народов. Это оказывает позитивное влияние на формирова­ние семейных ценностей, составляющих духовное и нрав­ственное богатство культуры и искусства народа. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искус­ства разных народов мира, в котором находят отражение фак­ты истории, отношение человека к родному краю, его при­роде, труду людей, предполагает изучение основных фольк­лорных жанров, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу музыки религиозной традиции базируется на культурологи­ческом подходе, который дает возможность учащимся осваи­вать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.

Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его свя­зях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытова­ния в окружающем мире, специфики воздействия на духов­ный мир человека на основе проникновения в интонацион­но-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности. При этом надо отметить, что занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики ис­кусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов.

Критерии отбора музыкального материала в данную про­грамму заимствованы из концепции Д. Б. Кабалевского — это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообраз­ность.

Основными методическими принципами программы являются: увлеченность, триединство деятельности компози­тора — исполнителя — слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру.

Освоение музыкального материала, включенного в про­грамму с этих позиций, формирует музыкальную культуру младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус.

Виды музыкальной деятельности разнообразны и на­правлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. Пости­жение одного и того же музыкального произведения подразу­мевает различные формы общения ребенка с музыкой. В сфе­ру исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюже­тов сказок, музыкальных пьес программного характера; осво­ение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.

Помимо этого, дети проявляют творческое начало в раз­мышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбив­шихся музыкальных произведений, эскизах костюмов и деко­раций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в состав­лении художественных коллажей, поэтических дневников, программ концертов; в подборе музыкальных коллекций в до­машнюю фонотеку; в создании рисованных мультфильмов, озвученных знакомой музыкой, небольших литературных сочи­нений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах и др.

В целом эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение образного содержания в исполнении да­ют возможность овладевать приемами сравнения, анализа, обобщения, классификации различных явлений музыкально­го искусства, что формирует у младших школьников универ­сальные учебные действия.

Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выраже­нием художественно-педагогической идеи блока уроков, чет­верти, года. Занятия в I классе носят пропедевтический, ввод­ный характер и предполагают знакомство детей с музыкой в широком жизненном контексте.

В соответствии со стандартами второго поколения оцени­ванию подлежит опыт эмоционально-ценностного отношения к искусству, соответствующие знания и умения, проявляющи­еся в различных видах музыкально-творческой деятельности.

Данная программа не подразумевает жестко регламентиро­ванного разделения музыкального материала на учебные те­мы, уроки. Творческое планирование художественного мате­риала в рамках урока, распределение его внутри четверти, учебного года в зависимости от интерпретации учителем той или иной художественно-педагогической идеи, особенностей и уровня музыкального развития учащихся каждого конкрет­ного класса будут способствовать вариативности музыкальных

занятий.

Творческий подход учителя музыки к данной программе — залог успеха его музыкально-педагогической деятельности.

Место курса в учебном плане

Программа основного общего образования по музыке со­ставлена в соответствии с количеством часов, указанных в Ба­зисном учебном плане образовательных учреждений общего образования. Предмет «Музыка» изучается в I—IV классах в объеме не менее 135 часов (33 часа в I классе, по 34 часа — во II—IV классах).

Ценностные ориентиры содержания курса

Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя всем детям возможности для культурной и твор­ческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искус­ства.

Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает формирование опыта эмоционально-образного восприятия, начальное овладение различными видами музы­кально-творческой деятельности, приобретение знаний и умений, овладение универсальными учебными действиями, что становится фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечивает введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни. Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на лич­ностном развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьни­ков через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстети­ческий отклик на музыку. Уже на начальном этапе постиже­ния музыкального искусства младшие школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного станов­ления, развивает способность сопереживать, встать на пози­цию другого человека, вести диалог, участвовать в обсужде­нии значимых для человека явлений жизни и искусства, про­дуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Это способствует формированию интереса и мотивации к дальней­шему овладению различными видами музыкальной деятель­ности и организации своего культурно-познавательного досуга. Содержание обучения ориентировано на целенаправлен­ную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, ком­муникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную кар­тину мира.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны при­обрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и националь­ной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских компо­зиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;

  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, националь­ных стилей.

  • умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их пони­мание и оценка— умение ориентироваться в культурном мно­гообразии окружающей действительности, участие в музы­кальной жизни класса, школы, города и др.;

  • уважительное отношение к культуре других народов; сфор-мированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учите­лем и сверстниками;

  • реализация творческого потенциала в процессе коллек­тивного (или индивидуального) музицирования при воплоще­нии музыкальных образов;

  • ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, шко­лы, города и др.;

  • формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и со­переживания чувствам других людей;

  • развитие музыкально-эстетического чувства, проявляю­щего себя в эмоционально-ценностном отношении к искус­ству, понимании его функций в жизни человека и общества.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащих­ся, проявляющихся в познавательной и практической дея­тельности:

— овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществле­ния в разных формах и видах музыкальной деятельности;

  • освоение способов решения проблем творческого и по­искового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффек­тивные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;

  • продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-твор­ческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешколь­ной музыкально-эстетической деятельности;

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-твор­ческих возможностей;

  • овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответ­ствии с целями и задачами деятельности;

  • приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направ­лений в соответствии с задачами коммуникации;

  • формирование у младших школьников умения состав­лять тексты, связанные с размышлениями о музыке и лич­ностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе инто­национно-образного и жанрового, стилевого анализа музы­кальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;

  • умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презен­тации, работу с интерактивной доской и т.п.).

Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:

  • формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;

  • формирование общего представления о музыкальной картине мира;

  • знание основных закономерностей музыкального искус­ства на примере изучаемых музыкальных произведений;

  • формирование основ музыкальной культуры, в том чис­ле на материале музыкальной культуры родного края, разви­тие художественного вкуса и интереса к музыкальному искус­ству и музыкальной деятельности;

  • формирование устойчивого интереса к музыке и различ­ным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

  • умение воспринимать музыку и выражать свое отноше­ние к музыкальным произведениям;


  • умение эмоционально и осознанно относиться к музы­ке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержа­ние, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;

  • умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.



Содержание курса

Основное содержание курса представлено следующими со­держательными линиями: «Музыка в жизни человека», «Ос­новные закономерности музыкального искусства», «Музы­кальная картина мира».

Музыка в жизни человека. Истоки возникновения му­зыки. Рождение музыки как естественное проявление челове­ческих чувств. Звучание окружающей жизни, природы, наст­роений, чувств и характера человека.

Обобщенное представление об основных образно-эмоцио­нальных сферах музыки и о многообразии музыкальных жан­ров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Пе-сенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфо­ния, концерт, сюита, кантата, мюзикл.

Отечественные народные музыкальные традиции. Народ­ное творчество России. Музыкальный и поэтический фольк­лор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.

Основные закономерности музыкального искусства.

Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей.

Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация — источник музыкальной речи. Основные сред­ства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, ди­намика, тембр, лад и др.).

Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие. Композитор — исполнитель — слу­шатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях компо­зиторов, ее выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты.

Развитие музыки — сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художест­венных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст).

Формы построения музыки как обобщенное выражение ху­дожественно-образного содержания произведений. Формы од­ночастные, двух- и трехчастные, вариации, рондо и др.

Музыкальная картина мира. Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллек­тивы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио-и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD).

Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, сме­шанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфоничес­кий, духовой, народных инструментов.

Народное и профессиональное музыкальное творчество раз­ных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.

Планируемые результаты

Развитие и накопление знаний:

- развитие эмоционального и осознанного отношения к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции; классической и современной;

- обогащение первоначальных представлений учащихся о музыке разных народов, стилей, композиторов;

-сопоставление особенностей языка, творческого почерка русских и зарубежных композиторов;

-накопление впечатлений от знакомства с различными жанрами музыкального искусства (простыми и сложными);

- совершенствование представлений о триединстве музыкальной деятельности (композитор – исполнитель – слушатель);

- развитие ассоциативно – образного мышления и творческих способностей;

- развитие умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства.

Освоение музыкальных знаний:

.- выработка умения эмоционально откликаться на музыку, связанную с более миром музыкальных образов;

- развитие навыков хорового, ансамблевого и сольного пения, выразительное исполнение песен, вокальных импровизаций, накопление песенного репертуара, формирование умений концертного исполнения;

- совершенствование умения эмоционально откликаться на музыку различного характера, передавать его в выразительных движениях, развитие навыков «свободного дирижирования»;

- освоения музыкального языка и средств музыкальной выразительности в разных видах и формах детского музицирования;

- развивать певческие умения и навыки (координации между слухом и голосом, выработке унисона, кантилены, спокойного дыхания), выразительного исполнения песен.

Научатся решать учебные и практические задачи:

- прививать любовь и уважение к музыке как предмету искусства;- научить воспринимать музыку как важную часть жизни человека;

- сформировать потребность общения с музыкой;

- выявлять интерес к слушанию народной и классической музыки;

- приобретать опыт в музыкально – исполнительской культуре (хорового, ансамблевого и сольного пения), а также навыки в игре на музыкально – шумовых инструментах;

- различать музыку разных жанров;

- различать музыкальные инструменты по названию и исполнению;

- воспринимать музыкальные произведения с ярко выраженным жизненным содержанием, определять их характер и настроение;

- формировать навык выражения своего отношения музыке в слове (эмоциональный словарь), пластике, а также, мимике;

- прививать основы художественного вкуса;

- видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства (в первую очередь с литературой и изобразительным искусством).

По итогам освоения программы 3 класса обучающиеся узнают/поймут:

- основные жанры и стили музыкальных произведений;

- основные формы музыки и приемы музыкального развития;

- название и звучание музыкальных инструментов, входящих в группу струнных смычковых;

- особенности звучания знакомых музыкальных инструментов и зарубежных композитов (В.А. Моцарт, П.И. Чайковский, Н.А. Римский – Корсаков, М.И. Глинка, А.П. Бородин, С.С. Прокофьев);

- характерные возможности музыкального языка Чайковского, Мусоргского, Прокофьева, Свиридова, Моцарта, Бетховена, Грига.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- исполнения знакомых песен;

- участия в коллективном пении;

- музицирования на детских музыкальных инструментах;

- передачи музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами.

Творчески изучая музыкальное искусство, к концу 3 класса обучающиеся научатся:

- узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;

- продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;

- демонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;

- демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;

- эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или диске;

- показывать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти, слуха, певческого голоса;

- выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование);

- охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;

- определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира;

- использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;

- исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);

- высказывать свои размышления о музыке (определять ее характер, основные интонации: восклицание, радость, жалость; устанавливать простейшие взаимосвязи с жизненными образами, явлениями);

- узнавать музыкальные произведения, изученные в 3 классе (не менее трех);

- умение выявлять характерные особенности русской музыки (народной и профессиональной), сопоставлять их с музыкой других народов и стран;

- ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, романс, кант и т.д.);

- проявлять навыки вокально – хоровой деятельности (умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки, а так же не сложные элементы двухголосия – подголоски);

- понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание, плавное звуковедение.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Печатные пособия

Таблицы в соответствии с основными разделами программы 3 класса.

Электронные пособия:

1.Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа: http://scool-collection.edu.ru

2.Журнал Искусство. – Режим доступа: http://art.1september.ru/index.php

3. Критская Е.Д. Музыка. 1-4 классы (Электронный ресурс): методическое пособие/Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. – Режим доступа:

http://www.prosv.ru/metod/mus1-4/index.htm

4.Критская Е.Д. Музыка. Начальные классы. Программа (Электронный ресурс)/Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- Режим доступа:

http://www.prosv.ru/ebooks/kritskaya_muzika_1-4kl/index.html

Технические средства обучения

Оборудование рабочего места учителя:

- классная доска с креплениями для таблиц;

- магнитная доска;

- персональный компьютер;

- нетбуки для обучающихся;

- интерактивная доска;

- документкамера;

- МФУ;

- аудиомагнитофон;

- CD/DVD-проигрыватель;

- мультимедийный проектор;

- фотокамера цифровая;

- видеокамера цифровая

Оборудование класса

- ученические столы двухместные с комплектом стульев;

- стол учительский;

- шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного обо­рудования и пр.;

Список научно-методического обеспечения:

Учебно-методический комплект «Музыка 1-4 классы» авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной:

На основе « Программы общеобразовательных учреждений. Музыка 1-4 классы». Авторы программы « Музыка. Начальные классы» - Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина., М., Просвещение, 2012, стр.3-28.

«Методика работы с учебниками «Музыка 1-4 классы», методическое пособие для учителя М., Просвещение, 2012г.

«Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка 3 класс», М., Просвещение, 2012 г.

Фонохрестоматия для 3 класса (3 кассеты);

Е.Д.Критская «Музыка 3 класс»1 СD, mp 3, Фонохрестоматия, М., Просвещение, 20010 г.

Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Учебник для учащихся 3 кл.нач.шк. М.: Просвещение, 2010;

Рабочая тетрадь для 3 класса, М.: Просвещение, 2010;

Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 3 кл.;

Пособие для учителя / Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.: Просвещение, 2004.
























Календарно - тематическое планирование

3 класс ( 34 часа )

п/п

Тема урока


Плановые

сроки

прохождения темы

Фактические сроки (и/или коррекция)


Содержание урока. Решаемые проблемы. Понятия

Характеристика основных видов деятельности ученика

(на уровне учебных действий)

по теме

1

2

3

4


5

6

Россия — Родина моя (5ч)



1

Мелодия — душа музыки.


07.09



Раскрываются следующие содержательные ли­нии. Песенность музыки русских композиторов. Об­разы родной природы в романсах русских компози­торов. Лирические образы вокальной музыки. Обра­зы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки: кант, народная песня, кантата, опе­ра. Форма-композиция, приемы развития и особен­ности музыкального языка.

Примерный музыкальный материал

Главная мелодия 2-й части. Из Симфонии № 4. П. Чайковский; Жаворонок. М. Глинка, слова Н. Ку­кольника. Благословляю вас, леса. П. Чайковский, слова А. Толстого; Звонче жаворонка пенье. Н. Римс-кий-Корсаков, слова А. Толстого.

Романс. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.

Радуйся, Росско земле; Орле Российский. Виват-ные канты. Неизвестные авторы XVIII в.; Славны бы­ли наши деды; Вспомним, братцы, Русь и славу! Русские народные песни.

Александр Невский. Кантата (фрагменты). С. Прокофьев.

Иван Сусанин. Опера (фрагменты). М. Глинка.

Выявлять настроения и чувства человека, вы­раженные в музыке.

Выражать свое эмоциональное отношение к искусству в процессе исполнения музыкальных произведений (пение, художественное движение, пластическое интонирование и др.).

Петь мелодии с ориентации на нотную запись.

Передавать в импровизации интонационную выразительность музыкальной и поэтической речи.

Знать песни о героических событиях истории Отечества и исполнять их на уроках и школьных праздниках.

Интонационно осмысленно исполнять сочине­ния разных жанров.

Выполнять творческие задания из рабочей тетради

2

Природа и музыка. Зву­чащие картины.

14.09



3

Виват, Россия! Наша слава - русская держава.

21.09



4

Кантата «Александр Невский».

28.09



5

Опера «Иван Сусанин». Родина моя! Русская земля... Да будет во веки веков сильна...

05.10



День, полный событий (4 ч)



6

Утро.

12.10



Раскрываются следующие содержательные ли­нии. Жизненно-музыкальные впечатления ребенка «с утра до вечера». Образы природы, портрет в вокаль­ной и инструментальной музыке. Выразительность и изобразительность музыки разных жанров (инстру­ментальная пьеса, песня, романс, вокальный цикл, фортепианная сюита, балет и др.) и стилей компози­торов (П. Чайковский, С. Прокофьев, М. Мусорг­ский, Э.Григ).

Примерный музыкальный материал

Утро. Из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ; Заход солнца. Э. Григ, слова А. Мунка, пер. С. Свириденко; Вечерняя песня. М. Мусоргский, слова А. Плещеева; Колыбельная. П. Чайковский, слова А. Майкова; Болтунья. С. Прокофьев, слова А. Барто; Золушка. Балет (фрагменты). С. Прокофьев; Джульетта-де­вочка. Из балета «Ромео и Джульетта». С. Прокофьев С няней; С куклой. Из цикла «Детская». Слова и му­зыка М. Мусоргского; Прогулка; Тюильрийский сад. Из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский; Детский альбом. Пьесы. П. Чайковский

Распознавать и оценивать выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимо­действии.

Понимать художественно-образное содержание музыкального произведения и раскрывать сред­ства его воплощения

Передавать интонационно-мелодические осо­бенности. музыкального образа в слове, рисунке, движении.

Находить (обнаруживать) общность интона­ций в музыке, живописи, поэзии.

Разрабатывать сценарии отдельных сочинений

программного характера, разыгрывать их и исполнять во время досуга.

Выразительно, интонационно осмысленно ис­полнять сочинения разных жанров и стилей соло, в ансамбле, хоре, оркестре.

Выявлять ассоциативно-образные связи музы­кальных и живописных произведений.

Участвовать в сценическом воплощении отдельных сочинений программного характера.

Выполнять творческие задания из рабочей тетради

7

Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек.

19.10



8

В детской. Игры и игрушки. На про­гулке. Вечер.

26.10

09.11


9

Обобщающий урок I четверти.


09.11

26.10


О России петь — что стремиться в храм (4 ч)



10

Радуйся, Мария! Богородице Дево, радуйся.

16.11



Раскрываются следующие содержательные ли­нии. Образы Богородицы, Девы Марии, матери в му­зыке, поэзии, изобразительном искусстве. Икона Бо­гоматери Владимирской — величайшая святыня Руси. Праздники Русской православной церкви: вход Госпо­день в Иерусалим, Крещение Руси (988 г.). Святые земли Русской: равноапостольные княгиня Ольга и князь Владимир. Песнопения (тропарь, величание) и молитвы в церковном богослужении, песни и хоры современных композиторов, воспевающие красоту ма­теринства, любовь, добро.

Примерный музыкальный материал

Богородице Дево, радуйся, № 6. Из «Всенощного бдения». С. Рахманинов; Тропарь иконе Владимирс­кой Божией Матери.

Аве, Мария. Ф. Шуберт, слова В. Скотта, пер. А. Плещеева; Прелюдия №1 до мажор. Из I тома «Хорошо темперированного клавира». И.-С. Бах; Мама. Из вокально-инструментального цикла «Зем­ля». В. Гаврилин, слова В. Шульгиной.

Осанна. Хор из рок-оперы «Иисус Христос — супер­звезда». Э.-Л. Уэббер.

Вербочки. А. Гречанинов, стихи А. Блока; Вербоч­ки. Р. Глиэр, стихи А. Блока.

Величание князю Владимиру и княгине Ольге; Баллада о князе Владимире. Слова А. Толстого

Обнаруживать сходство и различия русских и западноевропейских произведений религиозного искусства (музыка, архитектура, живопись). Определять образный строй музыки с помощю «словаря эмоций».

Знакомиться с жанрами церковной музыки (тропарь, молитва, величание), песнями, балладами на религиозные сюжеты.

Иметь представление о религиозных праздни­ках народов России и традициях их воплощения.

Интонационно осмысленно исполнять сочине­ния разных жанров и стилей.

Выполнять творческие задания из рабочей тет­ради


11

Древ­нейшая песнь материнства. Тихая моя, нежная моя, добрая моя, мама!

23.11



12

Вербное воскресенье. Вербочки.

30.11



13

Святые земли Русской.

07.12



Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (4 ч)



14

Настрою гусли на старинный лад... Былина о Садко и Морском царе.

14.12



Раскрываются следующие содержательные ли­нии. Жанр былины в русском музыкальном фолькло­ре. Особенности повествования (мелодика и ритмика былин). Образы былинных сказителей (Садко, Баян), певцов-музыкантов (Лель). Народные традиции и об­ряды в музыке русских композиторов. Мелодии в на­родном стиле. Имитация тембров русских народных инструментов в звучании симфонического оркестра.

Примерный музыкальный материал

Былина о Добрыне Никитиче. Обр. Н. Римского-Корсакова; Садко и Морской царь. Русская былина(Печорская старина); Песни Баяна. Из оперы «Рус­лан и Людмила». М. Глинка; Песни Садко; хор Вы­сота ли, высота. Из оперы «Садко». Н. Римский-Корсаков; Третья песня Леля; Проводы Маслени­цы, хор. Из пролога оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков; Веснянки. Русские, украинс­кие народные песни

Выявлять общность жизненных истоков и осо­бенности народного и профессионального музы­кального творчества.

Рассуждать о значении повтора, контраста, сопоставления как способов развития музыки.

Разыгрывать народные песни по ролям, участ­вовать в коллективных играх-драматизациях.

Выполнять творческие задания из рабочей тет­ради.

Принимать участие в традиционных праздни­ках народов России.

Участвовать в сценическом воплощении от­дельных фрагментов оперных спектаклей.

Выразительно, интонационно осмысленно ис­полнять сочинения разных жанров и стилей.

Выполнять творческие задания из рабочей тет­ради

15

Певцы русской старины. Лель, мой Лель...

21.12



16

Обобщающий урок II четверти.


28.12



17

Звучащие картины. Прощание с Масленицей.


11.01

18.01


В музыкальном театре (6 ч)



18

Опера «Руслан и Людмила»: Я славил лирою пре­данья. Фарлаф. Увертюра.

18.01

25.01


Раскрываются следующие содержательные ли­нии. Путешествие в музыкальный театр. (Обобщение и систематизация жизненно-музыкальных представле­ний учащихся об особенностях оперного и балетного спектаклей. Сравнительный анализ музыкальных тем-характеристик действующих лиц, сценических ситуа­ций, драматургии в операх и балетах.) Мюзикл — жанр легкой музыки (Р. Роджерс, А. Рыбников). Осо­бенности музыкального языка, манеры исполнения.

Примерный музыкальный материал

Руслан и Людмила. Опера (фрагменты). М. Глинка.

Орфей и Эвридика. Опера (фрагменты). К.-В. Глюк.

Снегурочка. Опера (фрагменты). Н. Римский-Кор-саков.

Океан-море синее. Вступление к опере «Садко». Н. Римский-Корсаков.

Спящая красавица. Балет (фрагменты). П. Чайков­ский.

Звуки музыки. Р. Роджерс, русский текст М. Цейт­линой; Волк и семеро козлят на новый лад. Мю­зикл. А. Рыбников, сценарий Ю. Энтина

Рассуждать о значении дирижера, режиссера, художника-постановщика в создании музыкального спектакля.

Участвовать в сценическом воплощении от­дельных фрагментов музыкального спектакля (ди­рижер, режиссер, действующие лица и др.)

Рассуждать о смысле и значении вступления, увертюры к опере и балету.

Сравнивать образное содержание музыкальных тем по нотной записи.

Воплощать в пении или пластическом интони­ровании сценические образы на уроках и школьных концертах.

Исполнять интонационно осмысленно мелодии песен, тем из мюзиклов, опер, балетов

19

Опера «Орфей и Эвридика».

25.01

25.01


20

Опера «Снегурочка». Волшебное дитя природы. Полна чудес могучая природа... В заповедном лесу.

01.02

15.02


21

Океан-море синее.

08.02

22.02


22

Балет «Спящая красавица». Две феи. Сцена на балу.

15.02

29.02


23

В современных ритмах.


22.02

07.03


В концертном зале (6 ч)



24

Музыкальное состязание.

29.02

14.03


Раскрываются следующие содер-жательные ли­нии. Жанр инстру-ментального концерта. Мастерство композиторов и исполнителей в во-площении диалога солиста и сим-фонического оркестра. «Вторая жизнь» народной песни в инстру-ментальном концерте (П. Чайков-ский). Музыкальные инстру-менты: флейта, скрипка — их выразитель-ные возможности (И.-С. Бах, К.-В. Глюк, Н. Паганини, П. Чайковс­кий). Выдающиеся скрипичные мастера и исполните­ли. Контрастные образы программной сюиты, симфо­нии. Особенности драматургии. Музыкальная форма (двухчастная, трехчастная, вариа-ционная). Темы, сю­жеты и образы музыки Л. Бетховена. Музыкальные инструменты: скрипка.

Примерный музыкальный материал

Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. 3-я часть (фрагмент). П. Чайковский; Шутка. Из Сю­иты № 2 для оркестра. И. -С. Бах. Мелодия. Из оперы «Орфей и Эвридика». К. -В. Глюк; Мелодия. П. Чайковский; Каприс 24. Н. Паганини; Пер Гют. Сюита № 1 (фрагменты). Сюита № 2 (фраг­менты). Э. Григ. Симфония № 3 («Героическая») (фрагменты). Л. Бетховен; Соната 14 («Лун-ная»). 1-я часть (фрагмент). Л. Бетховен. Контрабас; К Эли-зе; Весело. Грусно. Л. Бетховен; Сурок. Л. Бетховен, русский текст Н. Райского; Волшебный смы-чок, норвежская народная песня; Скрипка. Р. Бойко, слова И. Михайлова.

Наблюдать за развитием музыки разных форм и жанров.

Узнавать стилевые особенности, характерные черты музыкальной речи разных композиторов.

Моделировать в графике звуковысотные и ритмические особенности мелодики произведения.

Определять виды музыки, сопоставлять музы­кальные образы в звучании различных музыкаль­ных инструментов.

Различать на слух старинную и современную

музыку.

Узнавать тембры музыкальных инструментов.

Называть исполнительские коллективы и име­на известных отечественных и зарубежных испол­нителей


25

Музыкальные инструмен­ты. Звучащие картины.

07.03

21.03


26

Музыкальные инструменты. Обобщающий урок III четверти.


14.03

28.03


27

Сюита «Пер Гюнт». Странствия Пера Гюнта.

21.03



28

Севера песня родная. «Героическая». Призыв к мужеству. Вторая часть симфонии. Финал симфонии.

04.04



29

Мир Бет­ховена.

11.04



Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье... (5 ч)



30

Чудо-музыка. Острый ритм - джаза звуки.

18.04



Раскрываются следующие содер-жательные ли­нии. Музыка исто-чник вдохновения, надежды и радо-сти жизни. Роль композитора, ис-полнителя, слуша­теля в создании и бытовании музыкальных сочине­ний. Сходство и различия музы-кальной речи разных композиторов. Образы природы в музыке Г. Сви-ри­дова. Музыкальные иллюстра-ции. Джаз - искусствоXX века. Осо-бенности мелодики, ритма, тембров инструментов, манеры исполнения джазовой музыки. Импровизация как основа джаза. Дж. Гершвин и симфоджаз. Известные джазовые музыканты-исполните­ли. Мир му-зыки С. Прокофьева. Певцы родной при­роды: П. Чайковский и Э. Григ. Ода как жанр лите­ратурного и му-зыкального творчества. Жанровая общность оды, канта, гимна. Мело-дии прошлого, ко­торые знает весь мир.

Примерный музыкальный материал

Мелодия. П. Чайковский; Утро. Из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ; Шествие солнца. Из сюиты «Ала и Лоллий». С. Прокофьев.

Весна; Осень; Тройка. Из Музы-кальных иллюст­раций к повести А. Пушкина «Метель», Г. Свиридов; Снег идет. Из Маленькой кантаты. Г. Свиридов, сти­хи Б. Пастернака; Запевка. Г. Свиридов, стихи И. Се-верянина. Слава солнцу, слава ми-ру! Канон. В.-А. Моцарт; Симфо-ния 40. Финал. В.-А. Моцарт. Симфония № 9. Финал Л.Бетховен. Мы дружим с музыкой. Й. Гайдн, русский текст П. Синявского; Чудо-музыка. Д. Кабалевский, сло­ва 3. Александровой; Всюду музыка живет. Я. Дубравин, сло-ва В. Суслова; Музыканты, немец­кая народная песня; Камертон, норвежская народ­ная песня. Острый ритм. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, русский текст В. Струкова; Колыбельная Клары. Из оперы «Порги и Бесс». Дж. Гершвин

Выявлять изменения музыкальных образов, озвученных различными инструментами.

Разбираться в элементах музыкальной (нотной) грамоты.

Импровизировать мелодии в соответствии с поэтическим содержанием в духе песни, танца, марша.

Определять особенности построения (формы) музыкальных сочинений.

Различать характерные черты языка современ­ной музыки. Определять принадлежность музыкальных про­изведений к тому или иному жанру.

Инсценировать (в группе, в паре) музыкальные образы песен, пьес программного содержания.

Участвовать в подготовке заключительного урока-концерта.

Интонационно осмысленно исполнять сочине­ния разных жанров и стилей.

Выполнять творческие задания из рабочей тет­ради.


31

Люблю я грусть твоих просторов. Мир С.Прокофьева.

25.04



32

Пев­цы родной природы.

16.05



33

Прославим радость на земле. Ра­дость к солнцу нас зовёт.

23.05



34

Обобщающий урок IV четверти — заключи­тельный урок-концерт.






СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

_____________ /Базильчук Л.А./

«_____»_______________2015

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания ШМО

От «___»_____________2015 г.

Рук. ШМО ____/Ильичева О.Е./


12