Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа р.п. Красный Октябрь
Саратовского района Саратовской области»
_____________________________________________________________________________
«Рассмотрено»: на заседании ШМО Протокол №__ от «___»__________2016г. руководитель ШМО _________/С.А.Самойлов/ | «Согласовано»: зам. дир. по МР ___________/Т. П.Федорова/ «___»______________2016г. | «Утверждено»: директор МОУ «СОШ р.п. Красный Октябрь» ____________/В.А.Токорева/ Приказ №____ «___»______________2016г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по музыке в 5 «А» классе
на 2016-2017 учебный год
Составлена на основе программы ОУ |
«Музыка» под редакцией Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской |
(М. Просвещение, 2014) |
Федоровой Т.П., |
учителем музыки |
первой кв. к. |
«Одобрено»: на заседании Методического Совета Протокол №__ от «___»____________2016 г. |
Размножено в 2-х экземплярах: 1 экземпляр – зам. директора по МР 2 экземпляр – рабочий экземпляр учителя |
р.п. Красный Октябрь
2016 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке 5 «А» класса составлена на основе следующих нормативных документов:
ФГОС ООО (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897);
Приказ МОиН РФ от 31.12.2015 №1577 «О внесении изменений в федеральные государственные стандарты основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
Основная образовательная программа основного общего образования МОУ «СОШ р.п.Красный Октябрь» (утверждена приказом директора от 04.09.2014 года №200);
4. Учебный план МОУ «СОШ р.п. Красный Октябрь» (утверждён приказом директора от 01.07.2016 года №140).
5. Примерная программа по музыке «Музыка. 5-7 класс», авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т. С. Шмагиной, М., Просвещение, 2014 г. Данная программа имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации».
Состав УМК , утвержден приказом директора от 20.05.2016 года №92:
Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Музыка. Рабочие программы. 5-7 классы. — М.: Просвещение, 2014.
2. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Музыка. Учебник. 5 класс.—М.: Просвещение, 2014.
3. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Музыка. Рабочая тетрадь. 5 класс.—М.: Просвещение, 2014.
Изучение музыки в 5 классе направлено на достижение следующей цели: развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.
Задачи и направления:
приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношения к миру, запечатленного в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;
воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием; эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному образованию;
развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;
освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью;
овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки и пении, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с применением информационно-коммуникационных технологий).
В авторской программе на изучение музыки отводится 35 часов. В учебном плане МОУ «СОШ р.п. Красный Октябрь» на изучение музыки в 5 классе выделяется 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели). В соответствии с календарным учебным графиком и расписанием занятий (на 01.09.2016г) изучить содержание программы планируется за 34 часа: 1 урок совпадает с праздничной датой (23 февраля 2017 г.). Количество часов сокращено в разделе «Музыка и литература» на 1 час.
Содержание учебного предмета «Музыка»
Тема первого полугодия: «Музыка и литература» (16 ч.) развивается через раскрытие таких важных тем, как определение интонационного сходства и различия музыки и литературы, выяснение общности и специфики жанров и выразительных средств музыки и литературы. Взаимодействие музыки и литературы раскрывается в основном на образцах вокальной музыки и музыкально-театральных жанров.
Тема второго полугодия: «Музыка и изобразительное искусство» (18 ч.) строится на выявлении многосторонних связей между музыкой и изобразительным искусством, усвоение темы направлено на формирование следующих умений: представлять зрительный (живописный) образ музыки, способность интонационно представлять (слышать) художественные образы.
Учебно – тематический план
№ п/п | Разделы авторской программы | Количество часов | Разделы рабочей программы | Количество часов |
1. | Музыка и литература | 17 | Музыка и литература | 16 |
2. | Музыка и изобразительное искусство | 18 | Музыка и изобразительное искусство | 18 |
| ИТОГО: | 35 | | 34 |
Предполагаемые результаты реализации программы
Личностные
Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;
Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его ограниченном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;
Участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;
Принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
Ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
Компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
Коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,, творческой и других видах деятельности;
Признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
Эстетических потребностей, ценностей и чувств, эстетического сознания как результата освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.
Метапредметные
- умению самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
- умению анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполненной учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
- умению определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;
- смысловому чтению текстов разных стилей и жанров;
- умению создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- умению самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- владению основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умению организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;
- формированию и развитию компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий, стремлению к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.
Предметные
- сформирует основу музыкальной культуры как неотъемлемой части его общей духовной культуры;
- разовьет общие музыкальные способности (музыкальную память и слух), а также образное и ассоциативное мышление, фантазию и творческое воображение, эмоционально-ценностное отношение к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;
- расширит музыкальный и общий культурный кругозор; воспитает музыкальный вкус, устойчивый интерес к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
- овладеет основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;
- приобретет устойчивые навыки самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;
- сформировать потребность в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
- сформировать мотивационную направленность на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);
- воспитать эстетическое отношение к миру, критическое восприятие музыкальной информации, развить творческие способности в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
- сотрудничеству в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.
Система оценки планируемых результатов.
В 5 классе по предмету «Музыка» применяется пятибальная система оценивания. По текущим оценкам выставляется четвертная и годовая отметка.
Контроль достижения учащимися уровня федерального государственного образовательного стандарта осуществляется в видах и формах, представленных в таблице:
| I четверть | IIчетверть | IIIчетверть | IVчетверть | Итого |
Количество часов | 9 | 7 | 10 | 8 | 34 |
Тест | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
Форма организации учебного процесса – групповые, коллективные, классные и внеклассные.
Методы обучения, используемые на уроках музыки:
метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
метод интонационно-стилевого постижения музыки;
метод эмоциональной драматургии;
метод концентричности организации музыкального материала;
метод забегания вперед и возвращения к пройденному (перспективы и ретроспективы в обучении);
метод создания «композиций» (в форме диалога, музыкальных ансамблей и др.);
метод игры;
метод художественного контекста (выхода за пределы музыки).
Календарно-тематическое планирование, 5 «А» класса
№ п/п | Тема урока, раздела | Количество часов | Дата |
План | Факт |
Музыка и литература. |
1 | Что роднит музыку с литературой. | 1 | 01.09.2016 | |
2 | Вокальная музыка. | 1 | 08.09 | |
3 | Вокальная музыка. | 1 | 15.09 | |
4 | Вокальная музыка. | 1 | 22.09 | |
5 | Фольклор в музыке русских композиторов. | 1 | 29.09 | |
6 | Фольклор в музыке русских композиторов. | 1 | 06.10 | |
7 | Жанры инструментальной и вокальной музыки. | 1 | 13.10 | |
8 | Вторая жизнь песни. Тест. | 1 | 20.10 | |
9 | Вторая жизнь песни. | 1 | 27.10 | |
10 | «Всю жизнь мою несу Родину в душе…» | 1 | 10.11 | |
11 | Писатели и поэты о музыке и музыкантах. | 1 | 17.11 | |
12 | Писатели и поэты о музыке и музыкантах. | 1 | 24.11 | |
13 | Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. Опера-былина Н.Римского-Корсакова «Садко» | 1 | 01.12 | |
14 | Второе путешествие в музыкальный театр. Балет. | 1 | 08.12 | |
15 | Музыка в театре, кино, на телевидении. Тест. | 1 | 15.12 | |
16 | Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл. | 1 | 22.12 | |
Музыка и изобразительное искусство. |
17 | Что роднит музыку с изобразительным искусством. | 1 | 12.01 | |
18 | «Небесное и земное» в звуках и красках. | 1 | 19.01 | |
19 | «Звать через прошлое к настоящему» | 1 | 26.01 | |
20 | Музыкальная живопись и живописная музыка. | 1 | 02.02 | |
21 | Музыкальная живопись и живописная музыка. | 1 | 09.02 | |
22 | Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. | 1 | 16.02 | |
23 | Портрет в музыке и изобразительном искусстве. | 1 | 02.03 | |
24 | Волшебная палочка дирижера. | 1 | 09.03 | |
25 | Образы борьбы и победы в искусстве. Тест. | 1 | 16.03 | |
26 | Застывшая музыка. | 1 | 23.03 | |
27 | Полифония в музыке и живописи. | 1 | 07.04 | |
28 | Музыка на мольберте. | 1 | 14.04 | |
29 | Импрессионизм в музыке и живописи. | 1 | 21.04 | |
30 | «О подвигах, о доблести, о славе…» | 1 | 28.04 | |
31 | «В каждой мимолетности вижу я миры…» | 1 | 04.05 | |
32 | Мир композитора. | 1 | 11.05 | |
33 | Мир композитора. Тест. | 1 | 18.05 | |
34 | С веком наравне. Обобщение. | 1 | 25.05 | |
| ИТОГО: | 34 | | |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения музыки ученик 5 класса научится:
- наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать свое отношение к искусству;
- понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств, различать их особенности;
- выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования;
- раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей; высказывать суждения об основной идее и форме ее воплощения в музыке;
- понимать специфику и особенности музыкального языка, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в разных видах музыкальной деятельности;
- разбираться в событиях художественной жизни отечественной и зарубежной культуры, владеть специальной терминологией, называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы и музеи);
- определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки, музыки разных эпох;
- применять информационно-коммуникативные технологии для расширения опыта творческой деятельности в процессе поиска информации в образовательном пространстве сети Интернет.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- выражать готовность и умение проявить свои творческие способности в различных видах музыкально-художественной деятельности;
- осуществлять исследовательскую деятельность художественно-эстетической направленности, участвуя в тематических проектах; проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, конкурсов и др.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебно-методическая литература:
Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка. 5-7 классы // Сборник рабочих программ. Предметная линия учебников Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской: пособие для учителей общеобразовательных организаций. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014.
Сергеева Г., Критская Е. Уроки музыки. Поурочные разработки. 5-6 классы. – М.: Просвещение, 2014.
Сергеева Г.П. О преподавании предмета «Музыка» в 5-7 классах в соответствии с требованиями ФГОС ООО // Введение ФГОС основного общего и среднего общего образования. – Наро-Фоминск, 2014. – С. 5-25.
Алексеева Л.Л., Критская Е.Д. Музыка. Планируемые результаты. Система заданий. – 5-7 классы. – М.: Просвещение, 2013.
Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка: 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций. - М.: Просвещение, 2014.
Музыка. Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка». 5 класс (пособие для учителя). – М.: Просвещение, 2013.
Сергеева Г., Критская Е. Музыка. 5 класс. Фонохрестоматия музыкального материала (MP3). – М.: Просвещение, 2013.
Хрестоматии с нотным материалом. Сборники песен.
Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. Под руководством Д.Б. Кабалевского. 1-8 классы. – М.: Просвещение, 2007.
Усачева В.О., Школяр Л.В., Школяр В.А. Музыкальное искусство. Методическое пособие для учителя. 1 класс. - М.: Вентана-Граф, 2003.
Усачева В.О., Школяр Л.В., Школяр В.А. Музыкальное искусство. Методическое пособие: 2 класс. - М.: Вентана-Граф, 2003.
Усачева В.О., Школяр Л.В., Школяр В.А. Музыкальное искусство. Методическое пособие: 3 класс. - М.: Вентана-Граф, 2005.
Усачева В.О., Школяр Л.В., Школяр В.А. Музыкальное искусство. Методическое пособие для учителя: 4 класс. - М.: Вентана-Граф, 2013.
Научно-методическая литература:
Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. – Л.: Музыка, 1971.
Выготский Л.С. Психология искусства. - 2-е изд. – М.: Искусство, 1968.
Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.: Интор, 1996.
Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? – М.: Советский композитор, 1977.
Копылова А.В. Технология урока искусства. – Книга первая. – М.: Тач Маркетинг, 2004.
Медушевский В.В. Интонационная форма музыки: исследование. – М.: Композитор, 1993.
Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: 1978.
ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
№ | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |