СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по музыке 5 класс

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по музыке для обучающихся 5 классов составлена в соответствии с нормативными документами:

1. ФГОС основного общего образования (утвержден приказом от 17 декабря 2010 года №1897 (зарегистрирован Минюстом России 1 февраля 2011 года №19644) – для педагогов, работающих по ФГОС нового поколения на ступени основного общего образования. 2. На основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 1-4 кл., 5-7 кл., «Искусство» - 8-9 кл./ Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Москва: “Просвещение”, 2011 год).»

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по музыке 5 класс»

Рабочая программа по музыке для обучающихся 5 классов составлена в соответствии с нормативными документами: 1.ФГОС основного общего образования (утвержден приказом от 17 декабря 2010 года №1897 (зарегистрирован Минюстом России 1 февраля 2011 года №19644) – для педагогов, работающих по ФГОС нового поколения на ступени основного общего образования.
2.На основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 1-4 кл., 5-7 кл., «Искусство» - 8-9 кл./ Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Москва: “Просвещение”, 2011 год).»

1.Планируемые результаты

Знать/понимать:

  • специфику средств художественной выразительности музыки, литературы, изобразительного искусства;

  • взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка, разных видов искусств;

  • роль музыки в изображении исторических событий, картин природы, разнообразных характеров, портретов людей, композиторов и музыкантов;

  • роль музыки в обществе;

уметь:

  • находить ассоциативные связи между художественными образами музыки с другими видами искусств;

  • различать группы инструментов и виды оркестра;

  • находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства;

  • участвовать в коллективной исполнительской деятельности;

  • высказывать свое мнение о музыкальном произведении, аргументируя его.

В результате обучения в 6 классе обучающиеся должны

Знать/понимать:

  • характерные особенности музыкального языка;

  • логику развития музыкального образа;

  • жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров;

  • специфику лирических, эпических, драматических музыкальных образов;

  • имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений;

уметь:

  • различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы;

  • определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю;

  • развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов);



Использовать приобретенные знания в практической деятельности и в повседневной жизни:

  • развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, посещение концертов и т.д.;

  • проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы.

2. Содержание учебного предмета, курса

Музыка как вид искусства. Интонационно-образная, жанровая и стилевая основы музыкального искусства как ее важнейшие закономерности, открывающие путь для его познания, установления связи с жизнью и с другими искусствами Процессуальность музыки как ее важнейшая особенность. Интонация как носитель смысла в музыке. Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов (лирические, драматические, героические, эпические, комические, гротесковые и т.п.) и особенности их драматургического развития (точный или варьированный повтор, контраст, конфликт) в вокальной, вокально-инструментальной, камерно-инструментальной, симфонической и театральной музыке. Выразительные возможности различного склада письма (гомофонного, гармонического, гомофонно-гармонического, полифонического и др.) и композиционных особенностей музыкальных форм и жанров. Традиции и новаторство в музыкальном искусстве.

Народное музыкальное творчество. Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Народное творчество как художественнаясамоценность.

Особенности русской народной музыкальной культуры. Основные жанры русской народной музыки (наиболее распространенные разновидности обрядовых песен, трудовые песни, былины, лирические песни, частушки).

Общность и интонационное своеобразие музыкального фольклора народов России и других народов мира, их ярко выраженная национальная самобытность.

При изучении народного музыкального творчества накопление опыта музыкально-творческой деятельности учащихся осуществляется в процессе:

  • осмысления народной музыки в ее органической связи с жизнью народа, его традициями и обрядами;

  • личностно-окрашенного эмоционально-образного восприятия и оценки изучаемых образцов народного музыкального творчества в слушательской деятельности;

  • вокального и инструментального исполнения образцов народного музыкального творчества;

  • распевания народных текстов, импровизации и сочинения мелодий в народном духе;

  • создания вокальных и инструментальных композиций на основе знакомых народно-песенных мелодий и народной инструментальной музыки;

  • участия в народных праздниках.

Русская и зарубежная музыка от эпохи средневековья до наших дней. Общее и особенное врусском и западноевропейском искусстве различных исторических эпох, национальных школ, стилевых направлений, творчестве выдающихся композиторов прошлого и современности.

Образная природа и особенности русской духовной музыки в эпоху средневековья: знаменный распев как музыкально-звуковой символ Древней Руси. Средневековая духовная музыка западноевропейской традиции: григорианский хорал. Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством.

Своеобразие западноевропейской профессиональной музыки эпохи Возрождения. Особенности западноевропейской музыки эпохи Барокко. Музыка И.С. Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека (знакомство с творчеством композитора на примере жанров прелюдии, фуги, мессы). Духовная и светская музыкальная культура России во второй половине XVII в. и XVIII в. Новый круг образов, отражающих чувства и настроения человека, его жизнь в многообразных проявлениях (на примере ознакомления с основными жанрами профессиональной музыки этого времени: кантом; партесным концертом; хоровым концертом).

Классицизм и романтизм в западноевропейской музыке. Сравнительная характеристика особенностей восприятия мира композиторами классиками и романтиками (И. Гайдн, В.-А. Моцарт, Л. ван Бетховен; Ф. Шопен, Р. Шуман, Ф. Лист, Ф. Шуберт, Э. Григ и др.); особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки (прелюдия, ноктюрн, соната и др.), симфонии, оперы, реквиема и др. Особенности драматургического развития в оперном искусстве западноевропейских композиторов XIX столетия (Ж. Бизе, Дж. Верди, Дж. Россини).

Отечественная музыкальная культура XIX века: формирование русской классической школы. Народные истоки русской профессиональной музыки. Способы обращения композиторов к народной музыке: цитирование, варьирование, создание музыки в народном стиле. Обращение композиторов к родному фольклору и к фольклору других народов.

Особенности проявления романтизма в русской музыке. Драматизм, героика, психологизм, картинность, народно-эпическая образность как характерные свойства русской классической школы. Развитие жанров светской музыки: камерная инструментальная (прелюдия, ноктюрн и др.) и вокальная музыка (романс); концерт; симфония; опера, балет. Духовная музыка русских композиторов: хоровой концерт; всенощная, литургия. Наиболее значимые стилевые особенности русской классической музыкальной школы (М.И. Глинка, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов и др.).

Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы; импрессионизм, экспрессионизм, неофольклоризм, неоклассицизм и другие направления (И.Ф. Стравинский, С.С. Прокофьев, Д.Д, Шостакович, Г.В. Свиридов, А.И. Хачатуряна, А.Г. Шнитке, Р.К. Щедрин; Б. Бриттен, К. Дебюсси, К. Орф, М. Равель, А. Шенберг и др.).

Неоднозначность терминов «легкая» и «серьезная» музыка. Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства: джаз (Л. Армстронг, Д. Эллингтон, К. Бейси, Л. Утесов); спиричуэл, блюз. (Э. Фицджералд); симфоджаз (Дж. Гершвин); творчество отечественных композиторов-песенников (И.О. Дунаевский, А.В. Александров и др.); авторская песня; мюзикл, рок-опера; рок-н-ролл; британский бит, фолк-рок; хард-рок; арт-рок; реггей, хеви-металл и др.1

При изучении русской и западноевропейской музыки обогащение опыта музыкально-творческой деятельности учащихся осуществляется на основе понимания сущности музыкального исполнительства как искусства интерпретации и проявляется в процессе:

  • личностно-окрашенного эмоционально-образного восприятия и оценки изучаемых произведений отечественных и зарубежных композиторов различных исторических эпох и стилевой принадлежности;

  • сравнения различных исполнительских трактовок одного и того же произведения и выявления их своеобразия;

  • художественного исполнения и творческого самовыражения учащихся в сольном, ансамблевом и хоровом пении при разучивании и исполнении образцов народной музыки, произведений вокальной музыки отечественных и зарубежных композиторов;

  • творческого самовыражения учащихся в сольном, ансамблевом и коллективном инструментальном музицировании на элементарных и электронных инструментах;

  • пропевания тем из вокальных и инструментальных произведений, получивших мировое признание;

  • индивидуально-личностной передачи музыкального образа в его выражении пластическими средствами, в том числе танцевальными;

  • создания вокальных и инструментальных композиций на основе знакомых мелодий из произведений отечественных и зарубежных композиторов;

  • создания различных исполнительских интерпретаций народных песен и инструментальных наигрышей, песенных образцов творчества отечественных и зарубежных композиторов;

  • импровизации и сочинения музыки на заданные интонации, темы, мелодико-ритмические модели, стихотворные тексты и др.;

  • инсценировки народных песен;

  • создания художественного замысла и воплощения эмоционально-образного содержания произведений музыки сценическими средствами;

  • создания музыкально-литературных композиций;

  • прослеживания связей между «легкой» и «серьезной» музыкой;

  • выявления связей музыки с другими искусствами, историей и жизнью.


Представления о музыкальной жизни России и других стран.

Знакомство с творчеством выдающихся российских и зарубежных исполнителей: Ф. Шаляпина, Э. Карузо, М. Каллас; С. Рихтера, Д. Ойстраха, Э. Горовица, И. Менухина; Е. Мравинского, А. Свешникова, Г. фон. Караяна и др.; исполнительских коллективов: Русского народного академического хора им. М.Е. Пятницкого; Национального академического оркестра народных инструментов России им. Н.П. Осипова; Заслуженного коллектива России Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии и др.

Знакомство с творчеством региональных музыкальных коллективов и солистов – исполнителей народной, академической и эстрадной музыки.

Раскрытие панорамы современной музыкальной жизни страны и мира на примере ознакомления с исполнительским искусством наиболее признанных участников Международного конкурса исполнителей имени П.И. Чайковского, с деятельностью всемирно известных театров оперы и балета: Большого театра (Россия, Москва), Мариинского театра (Россия, Санкт-Петербург); Ла Скала (Италия, Милан), Гранд-опера (Франция, Париж), Ковент-Гарден (Англия, Лондон), Метрополитен-опера (США, Нью-Йорк); центров отечественной (в том числе региональной) музыкальной культуры и музыкального образования: Музеем музыкальной культуры имени М.И. Глинки, Московской государственной консерваторией имени П.И. Чайковского, Санкт-Петербургской государственной консерваторией имени Н.А. Римского-Корсакова и др.

При знакомстве с музыкальной жизнью России и других стран обогащение опыта музыкально-творческой деятельности учащихся осуществляется в процессе:

  • ознакомления с исполнительским творчеством различных оркестровых коллективов (симфоническими, камерными, духовыми, оркестрами народных инструментов, эстрадно-джазовыми и др.);

  • выявления общего и особенного в академическом и народном направлениях хорового исполнительства в России и других странах мира;

  • высказывания своего отношения к прослушанным дома музыкальным теле-радио передачами и к ним;

  • создания собственной коллекции музыкальных аудио-, видеозаписей;

  • изучения популярной литературы, посвященной различным сторонам музыкальной жизни страны и мира;

  • использования информационно- коммуникационных технологий для сочинения, аранжировки, записи и воспроизведения музыкальных произведений;

  • поиска и отбора музыкальных произведений в сети Интернет для самостоятельного ознакомления с ними;

  • приобретения и применения знаний, умений и навыков в области музыкального самообразования.



3.Календарно- тематическое планирование

Дата проведения

Темы раздела и уроков

( страницы учебника)

Прослушиваемый материал.

Решаемые проблемы.

Планируемые результаты.

Понятия.

Предметные

результаты.

УУД

Личностные

результаты.

План

Факт


Первое полугодие. 16 часов





















































































































































































































































































































«Что роднит музыку с литературой?»



1. «Что роднит музыку с литературой?»

( уч.Стр. 6-9)

Прослушивание:

М.Глинка «Жаворонок»

П.Чайковский

«Симфония № 4»

Э.Григ «Пер Гюнт» -фрагменты.


2. «Вокальная музыка»

( уч.Стр.10-11)



Прослушивание:

С.Рахманинов «Вокализ»

«Концерт № 3»

В.Гаврилин «Вечерняя музыка»


3. «Песня русская в березах, песня русская в хлебах. Звучащие картины.»

( уч.Стр. 12-15)



Прослушивание:

А.Лядов «Колыбельная»

Г.Свиридов «Коляда»

М.Мусоргский

«Песня Марфы»

4.«Особенности музыкальной формы: романс.

«Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно…»»

( уч.Стр. 16-17)

Прослушивание:

А.Варламов «Горные вершины»

А.Рубинштейн «Горные вершины»

5. «Фольклор в музыке русских композиторов»

( уч.Стр. 18-19)

Прослушивание:

А.Лядов симфоническая миниатюра «Кикимора»


6. «Программная музыка.

«Что за прелесть эти сказки…»»

( уч.Стр. 20-21)


Прослушивание:

Н.Римский-Корсаков

Симф. сюита «Шехерезада»


7. «Жанры инструментальной и вокальной музыки.

( уч.Стр. 22 -27)

Прослушивание:

С.Рахманинов «Вокализ»

Г.Свиридов «Романс»

Ф. Шуберт «Баркарола»

Ф.Мендельсон «Песня венецианского гондольера»

М.Глинка «Венецианская ночь»

8. «Вторая жизнь песни.

Живительный родник творчества»

( уч.Стр. 28-29)

Прослушивание:

П.Чайковский «Камаринская»,

«В церкви»,

«Концерт № 1»,

Н.Римский-Корсаков «Полет шмеля»,

«Проводы масленицы»

С.Рахманинов «Сюита для двух ф-но»

Э.Григ «Пер Гюнт»-фрагменты.


9. «Восприятие природы поэтами и композиторами.

«Всю жизнь мою несу Родину в душе…»

( уч.Стр. 30-35)


Прослушивание:

В.Гаврилин «Вечерняя музыка»

В.Шукшин «Молитва»,

«Весело на душе»,

Г.Свиридов «Снег идет»

М.Глинка «хор «Славься!»


10. «Писатели и поэты о музыке и музыкантах»

( уч.Стр. 33-39)


Прослушивание:

Г.Свиридов «Романс», «Осень», «Пастораль»

«Снег идет», «Коляда»

П.Чайковский «Богородице Дево, радуйся»


11. «Гармонии задумчивый поэт…»

( уч.Стр. 40-43)


Прослушивание:

Ф.Шопен «Вальс», «Мазурка»,

«Прелюдия»

«Этюд»

«Полонез»


12. «Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь…»

( уч.Стр. 44-47)


Прослушивание:

В.А.Моцарт «Рондо»

«Реквием»,

«День гнева».

Увертюра к оп. «Свадьба Фигаро»,

«Симфония № 40»


13. «Первое путешествие в музыкальный театр. Опера»

( уч.Стр. 48-57)



Прослушивание:

Н.Римский-Корсаков фрагменты из оп. «Садко»


14. «Второе путешествие в музыкальный театр. Балет»

( уч.стр. 58-63)


Прослушивание:

П.Чайковский балет «Щелкунчик» -фрагм.

Балет «Спящая красавица»-фрагм.


15. «Музыка в театре, в кино, на телевидении»

( уч.Стр. 64-67)


Прослушивание:

Фрагм. Муз.спект. кинофильмов,

ТВ-передач.




16. «Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл»

( уч.Стр. 68-71)


Прослушивание:

Э.Уэббер мюзикл «Кошки»







Выявить многосторонние связи музыки и литературы.



















Воспитание любви и уважения к Родине на основе произведений музыкального и художественного искусства.



















Расширять знакомство с различными жанрами

РПН.
















Дать представление, как композитор передает лирическое настроение стихотворения и музыкально изобразил поэтическую мысль.













Познакомить с симфонической миниатюрой.



















Познакомить с симфонической сюитой Римского-Корсакова «Шехерезада»













Углубить представление о вокальной музыке.






















Углубить представления о музыке основанной на использовании народной песни.



























Познакомить с музыкальной формой -симфония-действо.

( «Перезвоны»)
























Познакомить с творчеством Г.В.Свиридова.





















Познакомить с творчеством польского композитора Ф.Шопена.

















Познакомить с творчеством австрийского композитора В.А.Моцарта.















На основе музыки Н.Римского-Корсакова познакомить с особенностями оперного жанра.












На основе музыки П.Чайковского познакомить с особенностями балета.




Дать представление о музыке звучащей в театре, кино и на телевидении.



Познакомить с жанром в музыке -мюзикл, на основе произведения Э.Уэббера «Кошки»





Поэзия, проза, сказка, повесть, роман, песня, романс, опера, балет, кантата, интонация, симфония, сюита, концерт.














Жанр, музыкальная речь, художественность образа, музыкальность образа.



















Жанры РНП: лирические, игровые, колыбельные, трудовые, протяжные, хороводные; песня-плач, песня-причитание,

Фольклор.










Романс, дуэт, музыкальная форма, мелодика, ритм, ладовая окраска, интонация, аккомпанемент.














Народное сказание, симфоническая миниатюра, сюжет, приемы музыкального развития: контраст, повтор, вариационность, пиццикато, форшлаг, пикколо, регистр.











Программная музыка, симфоническая сюита, музыкальный колорит.












Вокализ, песня без слов, баркарола, романс.






















Интерпретация, обработка, трактовка, аранжировка, переложение.



























Программная симфония, кантата, струнные инструменты, челеста, флейта, Средства музыкальной выразительности в сравнении с ИЗО: мелодия-рисунок, лад-окраска,

Тембр-колорит,

Форма-композиция,

Линия-ритм.













Кантата, хор, оркестр, тембр.






















Лирическое стихотворение, жанры фортепианной музыки, вальс, этюд, мазурка, полонез, прелюдия, ноктюрн, баллада.














Серенада для струнного оркестра, реквием, рондо, увертюра,

Симфония, контраст интонаций.













Опера, либретто, увертюра, ария, речитатив, хор, ансамбль, сцены из оперы, декорация, действо, хореография, бельканто, песня,

Инструментальные темы.








Балет, сказка, развитие музыки, симфоническое развитие, образ танца, па-де-де, вариация, кордебалет, классический танец, характерный танец, хореограф.











Литературный сценарий, музыкальный фильм.



Мюзикл, сцена, танец, жесты, речь, костюм, декорации, пение-шепот, восклицание, вскрики.




















Четко представлять тесную связь музыки и литературы.

















Понимать, как произведения музыкального и изобразительного искусства помогают бережно относиться к природе и к Родине.















Различать жанры РНП и выявлять их характер.

















Уметь различать с помощью каких музыкальных средств, композитор достигает муз.выразительности.














Уметь определять, как с помощью музыкальных средств выразительности создается музыкальный образ.














Различать симф. сюиту от других жанров музыки.















Уметь отличать песню без слов от романса, вокализ от баркаролы.





















Уметь различать основу каждой интерпретации.





























Уметь определять связь между художественным образом в музыке и народными традициями.






















Понимать, что произведения Свиридова наполнены ярким национальным колоритом.


















Определять разно характерность музыки Шопена.



















Уметь отличать музыкальные сочинения Моцарта.
















Понимать основные особенности оперы.














Понимать основные особенности балета.

















Понимать значимость музыки в театре, кино и ТВ.

















Определять разные характеры главных мелодик мюзикла.





Р: самостоятельно различать настроения, чувства, характер образов выраженных в музыке.

П: уметь сравнивать музыкальные и речевые интонации.

К: уметь выявлять сходство и различие выразительных средств в музыке и поэзии.




Р: самостоятельно находить художественно-поэтическую и музыкальную мысль в произведении.

П: научиться внимательно и чутко относится к словам песни, к тексту, чтобы лучше понять музыкальный образ.

К: самостоятельно различать , что речь может быть музыкальной, а слово может стать музыкой.




Р: самостоятельно выявлять единство слов и мелодики в РНП.

П: четко понимать, что песня -хранительница истории, народных традиций и обрядов.

К: разучивание РНП.








Р: самостоятельно различать дуэт от одноголосного исполнения.

П: знать, для чего используется прием повторения слов в песне и романсе.

К:понимать и определять произведения, в которых музыка и поэзия неразделимы.






Р: самостоятельно определять, как тембр музыкального произведения влияет на муз. образ.

П: знать на основе каких муз. средств выразительности

(контраст , повтор, вариационность) создан образ.

К: отличать симфоническую миниатюру от других образов.





Р: самостоятельно узнавать музыкальные образы героев сюиты.

П: определять, при помощи каких инструментов создается тот или иной образ героев сюиты.

К: сочинить сказку в восточном стиле.





Р: самостоятельно определять выразительные средства в музыке.

П: иметь четкое представление о том, что все муз. произведения звучат, как выразительная речь человека.

К: исполнение романса.












Р: самостоятельно понимать, что любая интерпретация основана на народной музыке.

П: различать жанры народных песен в «цитатах» композитора.

К: на основе РНП придумать собственную интерпретацию.


















Р: Самостоятельно прослеживать музыкальную линию произведения.

П: знать , какой из видов перезвона использованы в музыкальном произведении.

К: самостоятельно сопоставлять части симф. действа.















Р: самостоятельно определять тембры звучания музыкальных инструментов.

П: отвечать на вопросы учителя.

К: размышлять о смысле жизни, красоте, природы.














Р: самостоятельно определять смысл музыкального произведения.

П: различать музыкальные произведения по средствам музыкальной выразительности.

К: творческое задание.










Р: самостоятельно определять характер музыки Моцарта

П: отвечать на вопросы учителя.

К: читать самостоятельно сказку Г.Цыферова «О сказочной тайне маленького Моцарта»








Р: самостоятельно определять инструментальные темы из опер

П: знать муз. термины.

К: выполнение творческого задания.









Р: самостоятельно определять музыкальные темы героев из балета

П: знать музыкальные термины.

К: творческое задание.












Р: самостоятельно определять формы музыки.

П: отвечать на вопросы учителя.

К: знать функции музыкального искусства: иллюстрировать действие, раскрывать содержание, подчеркивать настроение и т.д.







Р: самостоятельно определять музыкальные линии гл. героев мюзикла.

П: знать главные отличия мюзикла от оперы.

К: творческое задание.





Развивать и воспитывать в себе эстетическое отношение к жизни.

















Развивать любовь и уважение к Родине, через музыкальные и художественные произведения.



















Гордиться и хранить нравственно-эстетическое наследие русского народа














Уметь гордиться РНП; пропагандировать её сверстникам.

















Уметь тонко воспринимать муз.произведения на основе русских народных сказаний.
















Четко понимать, что программная музыка основана на интерпретации

Литературных произведений.












Расширять свой музыкальный кругозор.






















Развивать навыки определения основной мелодии в современных интерпретациях.



























Ценить народно-песенное искусство, его истоки и традиции.























Расширять свой музыкальный кругозор.





















Уважать творчество зарубежных композиторов.


















Уважать творчество зарубежных композиторов.
















Расширять свой музыкальный кругозор.















Расширять музыкальный кругозор.


















Посещать театры и кино.



















Расширять музыкальный кругозор.


Второе полугодие 19 часов







































































































































































































































































«Музыка и изобразительное искусство»



17/1. «Что роднит музыку с ИЗО?»

( уч. Стр. 76-79)



Прослушивание:

М.Мусоргский «Картинки с выставки» -фрагменты.


18/2. «Небесное и земное в звуках и красках»

( уч.Стр. 80-89)



Прослушивание:

Музыка М.Мусоргского, С.Рахманинова,

П.Чайковского,

Г.Свиридова,

Дж.Каччини

Ф.Шуберта




19/3. «Звать через прошлое к настоящему…»

( уч.Стр. 90-91)



Прослушивание:

А.Бородин «Богатырская симфония»

С.Прокофьевфрагм. Кантаты «Александр Невский»


20/4. «За отчий дом, за русский край…»

( уч.Стр. 92-97)



Прослушивание:

С.Прокофьев кантата «Александр Невский»-фрагменты



21/5. «Музыкальная живопись и живописная музыка»

( уч.Стр. 98-103)



Прослушивание:

С.Рахманинов «Островок»

«Весенние воды»




22/6. «Фореллн-квинтет. Дыхание русской песенности.»

( уч.Стр. 104-107)




Прослушивание:

Ф.Шуберт «Фореллен-квинтет»

С.Рахманинов «Прелюдия»


23/7. «Колокольность в музыке и изобразительном искусстве»

( уч.Стр. 108-111)



Прослушивание:

Музыка С.Рахманинова и В.Кикты.



24/8. «Портрет в музыке и изобразительном искусстве»

( уч.стр. 112-117)



Прослушивание:

И.Бах «Чакона»

П.Чайковский «Мелодия»

А.Шнитке «Кончерто гроссо»

Н.Паганини

«Каприс № 24»

С.Рахманинов «Рапсодия»



25/9. «Волшебная палочка дирижера»

( уч.Стр118-121)


Прослушивание:

Л.Бетховен

«Симфония № 3»

( «Героическая») -2 часть



26/10. «Образы борьбы и победы в искусстве»

( уч.Стр. 122-125)


Прослушивание:

Л.Бетховен

«Симфония № 5»

(« Стук судьбы в дверь»)





27/11. «Застывшая музыка. Полифония в музыке и в живописи»

( уч.Стр. 126-133)



Прослушивание:

Греческий распев 17 века,

Музыка И.Баха, П.Чайковского.


28/12. «Музыка на мольберте.

Композитор-художник»

( уч.Стр. 134-139)



Прослушивание:

И. Бах. «Ария альта»

М.Чюрлёнис «Море»




29/13. «Импрессионизм в музыке и живописи»

( уч.Стр. 140-143)


Прослушивание:

Музыка К.Дебюсси.



30/14. «О подвигах, о доблести, о славе!»

( уч.Стр.146-147)



Прослушивание:

Д.Кабалевский «Реквием»


31/15. «В каждой мимолетности я вижу миры…».

( уч.Стр. 148 -149)



Прослушивание:

С.Прокофьев «Мимолетности»




32/16. «Музыкальная живопись Мусоргского»

( уч.Стр 150-151)



Прослушивание:

М.Мусоргский «Картинки с выставки»

Фрагм. Оп. «Хованщина»






33/17. «Мир композитора»

( уч.Стр 152-153)


Прослушивание:

Музыка использованная в течении года.



34/18. «С веком наравне!»

( уч.Стр. 156-157)



Практическое занятие.


35/19. «Урок-концерт»




Прослушивание:

Музыка по выбору.







Выявление многосторонних связей между музыкой и ИЗО.


















Раскрыть отношение композитора и художника к родной природе, к народным образам духовной культуры.


















Познакомить с героико-эпической кантатой .
















Познакомить с исторической личностью А.Невского.

















Развивать музыкальное и образно –ассоциативное мышление.


















Дать представление о сопоставлении зримых образов муз.сочинений русских и заруб. композиторов.















Расширение представлений о народных истоках музыки.


















Расширить представление триединства – «композитор-исполнитель-слушатель».















Раскрыть особое значение дирижера в исполнении симфонической музыки.















Познакомить с «Симфонией №5» Л.Бетховена


















Углубить понятие гармонии в синтезе искусств: архитектуры, музыке, ИЗО.
















Расширить представление о взаимосвязи музыки ИЗО и литературы.
















Раскрыть особенности импрессионизма, как художественного стиля.





Углубить тему защиты Родины и познакомить с жанром – реквием.





Дать представление об образном мире музыки Прокофьева.













Дать представление о зримых образах музыки Мусоргского.




Закрепить полученные знания и навыки .


Обобщить музыкальные и художественные впечатления.





Выявление музыкальных пристрастий.






Живописная музыка, музыкальная живопись,

жанры ИЗО:

портрет, пейзаж, орнамент, рисунок, колорит, композиция, мелодичная линия, звуковысотный и ритмический рисунок, звуковая палитра, сюита.








Лейтмотив-главная мысль, цель;

Жанр пейзажа, песенность, знаменный распев,

Песнопение, унисон, а капелла,

Солист, хор, орган.
















Песенность, кантата, многочастность, триптих.















Кантата, триптих, трехчастная форма, контраст, набат, хор, тенор, бас, сопрано, альт, выразительность, изобразительность, песня-плач, протяжная песня, меццо-сопрано, баллада, сказ.










Мелодия, рисунок, романс, колорит, ритм, композиция, линия, палитра чувств, гармония красок, песня.

















Квинтет, прелюдия, выразительность и изобразительность,

песня, вариации, вокальная миниатюра.













Мелодия, гармония, контраст, повтор, сюита, фреска, орнамент, арфа, оркестр, концертная симфония.














Скрипка-соло, инструментальный концерт, каприс, интерпретация, портрет

( живопись, скульптура, музыка)













Симфония, симфонический оркестр, группы инструментов оркестра,

дирижер














Эскиз, этюд, набросок, зарисовка, симфония.

















Органная музыка, хор, а капелла, духовная музыка, светская музыка, полифония, фуга, месса, хорал, кантата.














Симфоническая поэма, композиция, форма музыкальной живописи, живописная музыка, цветовая гамма, звуковая палитра, триптих, соната, аллегро, анданте, живописная соната.


Импрессионизм, живописная музыка, прелюдия, интерпретация, фортепианная сюита, джазовые ритмы.




Реквием, речитатив, соло, баритон, сопрано,

Гравюра ( цветовая гамма черно-белая)


Фортепианная миниатюра, язык искусства.


Жанры: музыкальный пейзаж, бытовая картинка, сказочный портрет.

Приемы развития музыки, интерпретация, интермедия.



Кантата, симфония, реквием, опера, сюита, соната, жанр, прелюдия, изобразительность, выразительность,

Соло, баритон, тенор.


Музыкальный портрет,

муз.картина,

муз, пейзаж,

икона, храм, фреска, орнамент.


Концерт, солист, ансамбль, хор, слушатель, исполнитель.






Понимать, что музыка –это синтез искусств: литературы, ИЗО,

народного творчества, фольклора, эпоса и РНП














Сопоставление языка музыки и ИЗО, выделяя средства их выразительности.



















Уметь различать муз.способы раскрытия темы защиты Родины.















Знать и ценить героические образы в музыке.


















Различать изменение настроений муз.образов.



















Представлять муз.язык картин и изобразительность музыки.
















Уметь определять воплощение в музыке главных праздников русской православной церкви.















Уметь сравнивать образный строй произведений искусства -концерта и живописного полотна.














понимать значение дирижера в оркестре.
















Отличать муз.интонации произведения и главные темы.

















Четко знать о связи искусств.

Вершина творчества Баха -органная музыка.
















Знать средства музыкальной выразительности.

Живописность симфонической поэмы и поэтичность живописной картины.











Знать, каким образом достигается колорит в музыке и живописи.











Знать принцип контраста в развитии музыки.













Анализировать муз .произведение методом сравнения.












Знать приемы развития музыки, которые использует композитор.








Четко ориентироваться в музыкальных произведениях и терминах.








Знать музыку великих композиторов и понимать её значимость.







Выявление музыкально-творческих способностей.






Р: самостоятельно уметь вслушиваться в музыку, представляя себе зрительные образы.

П: выявлять сходство и различия музыкальных образов и средств их выразительности.

К: оценивать разнообразные явления муз.культуры.





Р: самостоятельно выявлять художественный смысл музыкального произведения и сопоставлять его с образами других видов искусства.

П: выявлять нравственно-эстетическое направление в музыкальном произведении.

К:иметь убеждение в том, что песенное начало объединяет все духовные песнопения.




Р: самостоятельно определять , сколько частей имеет кантата.

П: сравнивать зримость муз. образов и муз. напевность живописных картин.

К: осмысливать связь исторических событий с муз.образами.





Р: самостоятельно определять, какую роль играет контраст в муз. образе; и какую роль рондообразность.

П: знать муз. термины .

К: читать книги о Ледовом побоище и подвиге А.Невского.








Р: самостоятельно

определять ритмический рисунок и мелодическую линию.

П: знать отличие выразительности и

изобразительности в музыке.

К: расширять эмоциональный словарь при определении настроения в музыке или стихотворениях.






Р: самостоятельно представлять муз. образы каждого персонажа.

П: отвечать на вопросы учителя.

К: творческое задание.












Р: самостоятельно определять главные темы старинных песнопений.

П: знать муз. термины.

К:закрепить мысль о том, что произведения композиторов связаны с муз. впечатлениями детства.








Р: самостоятельно определять музыкальные линии произведений.

П: отвечать на вопросы учителя.

К: выполнение творческого задания.











Р: самостоятельно

продирижировать главную мелодическую линию симфонии.

П: знать музыкальные термина.

К:знать, что от мастерства дирижера зависит оригинальность интерпретаций музыки.






Р: самостоятельно отличать звучание муз инструментов.

П: различат краски –тембры инструментов симф. оркестра, определяющие мотив судьбы.

К: выдуматься, что роднит муз.произведение Бетховена и скульптора и художника Микеланджело.





Р: самостоятельно уметь прослеживать в полифонии тембральные составляющие линии.

П: знать музыкальные термины.

К:ценить муз. шедевры музыкального искусства.







Р: самостоятельно уметь отличать перекличку и связь живописи, музыки и ИЗО

П: осознанно слушать фрагменты картин из симфонической поэмы «Море»

К: видеть зрительностьмуз.зарисовок и слышать музыку живописных картин.




Р: самостоятельно выделять ярко выраженные мелодии музыки Дебюсси.

П: знать характеризующие термины импрессионизма.

К: выполнение творческого задания.




Р: самостоятельно анализировать композиции гравюр.

П: вспомнить произведения, воспевающие защитников Отечества.

К: выполнение творческого задания.




Р: самостоятельно выявлять абстрактные линии мелодии.

П: выявлять необычность колорита и композиции в музыке.

К: выполнение творческого задания.

Р: самостоятельно определять выразительность и изобразительность музыки Мусоргского.

П: знать приемы развития музыки.

К: уметь находить в других музыкальных произведениях картинки-образы.


Р: самостоятельно

узнавать муз.шедевры.

П: Отвечать на вопросы учителя.

К: четко знать о связи музыки и ИЗО.


Р: самостоятельно узнавать муз. шедевры.

П: ориентироваться в музыкальных терминах.

К: стремиться понять образы различных искусств.


Р: самостоятельно определять жанр музыки

П: ориентироваться в терминах.

К: повышать культурный уровень.






Расширять культурно-информационное представление о музыке.

















Гордиться древнерусским и зарубежным искусством.




















Эмоционально сопереживать подвигам защитников Родины.














Осмысливать связь прошлого и настоящего.


















Развивать художественный вкус.




















Развивать образное мышление.

















Уважать традиции древней Руси




















Расширять музыкальный кругозор.


















Обращать внимание на язык жестов дирижера.

















Размышлять о грандиозном внутреннем мире Бетховена.

















Любить великое прошлое родной земли.


















Эмоционально воспринимать музыкальные произведения, произведения литературы и ИЗО














Знать истоки зарождения джаза.














Быть достойным памяти павших.














Развивать образное мышление.













Расширять музыкальный кругозор.
















Гордиться талантливыми композиторами.










Ценить искусство прошлого и настоящего во всем её многообразии.







Расширять музыкальный кругозор.











1