Рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т.И. Кичак для 5-7 классов общеобразовательных учреждений. При работе по данной программе предполагается использование учебно–методического комплекта: учебник Т.И. Науменко, В.В. Алеева для общеобразовательных учреждений «Музыка». 5 класс» М.: Дрофа, 20__ , дневник музыкальных наблюдений, нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические пособия, вспомогательная литература.
В рабочей программе учитываются концептуальные положения программы, разработанной под научным руководством Д.Б. Кабалевского, в частности тот ее важнейший объединяющий момент, который связан с введением темы года.
Рабочая программа показывает, как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития обучающихся учитель создает индивидуальную модель образования на основе государственного образовательного стандарта.
В рабочей программе определены система уроков, дидактическая модель бучения, педагогические средства, с помощью которых планируется формирование и освоение знаний и соответствующих умений и навыков, развитие познавательных способностей детей, овладение ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа и обобщения получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях, художественной жизни страны; практическая направленность обучения.
Научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;
В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, тесты, уроки-концерты, проекты.
Количество часов в год – 35.
Количество часов в неделю – 1.
Количество часов в 1 четверти – 9.
Количество часов во 2 четверти – 7.
Количество часов в 3 четверти – 11.
Количество часов в 4 четверти – 8.
Изучение музыки позволяет достичь личностных, метапредметных и предметных результатов в освоении учебного предмета.
Содержание курса 5 класса (тема года – «Музыка и другие виды искусства») раскрывается в двух крупных разделах – «Музыка и литература», «Музыка и изобразительное искусство».
Тематическое построение этого учебного года предполагает знакомство школьников с жанрами музыки, испытавшими наибольшее воздействие со стороны литературы и живописи. Это такие музыкальные жанры, как песня, романс, хоровая музыка, опера, балет, а также специфические жанровые разновидности – музыкальный портрет, пейзаж в музыке и другие.
Междисциплинарные взаимодействия, заявленные в теме года, выходят далеко за пределы обозначенных видов искусства. Данная тема предусматривает изучение музыки в единстве с тем, что ее окружает.
Рабочая программа по музыке для 5 класса предполагает определенную специфику межпредметных связей, которые просматриваются через взаимодействие музыки:
Междисциплинарные взаимодействия осуществляются либо при параллельном освоении материала в рамках указанных предметов, либо «методом подхвата» (сначала в одном предмете, затем в другом), что способствует более объемному его восприятию и усвоению.
№ | Тема урока | Элементы содержания | Музыкальный материал | Ожидаемый результат | Дата | Коррек- тировка |
Тема года: «Музыка и другие виды искусства» |
1 | Музыка рассказывает обо всем | Как можно изучать музыку (разные пути приобщения к музыкальному искусству). Что есть главное и что второстепенное в музыке (на примере песни «Гвоздь и подкова»). Главная тема года «Музыка и другие виды искусства» и особенности ее постижения. Методы наблюдения, сравнения сопоставления как важнейшие инструменты анализа и оценки произведений искусства. | В. Алеев, стихи С.Маршака. Гвоздь и подкова (пение). М. Таривердиев «Маленький принц» (слушание, пение). | 1.Различать характерные признаки видов искусства. 2.Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими образами искусства. 3. Исполнять песенные произведения в соответствии с их интонационно-образным содержанием | | |
Древний союз |
2 | Истоки | Откуда берется музыка. Передача звуков природы в музыкальных звучаниях. В чем состоит единство истоков видов искусства. | Г. Струве, стихи И. Исаковой. Музыка (пение); Е. Крылатое, стихи Н. Добронравова. Где музыка берет начало? (пение) | 1. Воспринимать и выявлять внешние связи между звуками природы и звуками музыки. 2. Понимать единство истоков различных видов искусства. 3. Проявлять эмоциональную отзывчивость к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении | | |
3 | Искусство открывает мир | Какие миры открывает искусство (на примере произведений искусства, представленных в § 3). Соотнесение понятий реальность жизни и реальность духа. | М.Таривердиев, стихи Н.Добронравова. Маленький принц (слушание, пение). Л и т е р а т у р а А. де Сент-Экзюпери. Маленький принц; X. К. Андерсен. Соловей. Ж и в о п и с ь Н. Ге. Портрет (Л. Н. Толстого; И. Репин. Портрет А. Г. Рубинштейна. Песенный репертуар: Е. Крылатов, стихи Ю. Энтина. Крылатые качели (пение) | 1. Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства по критериям, заданным в учебнике. 2. Приводить примеры преобразующего влияния музыки. 3. Исполнять музыку, передавая ее общий художественный смысл | | |
4 | Искусства различны, тема едина | Какие качества необходимы человеку, чтобы понять смысл искусства. Тема как фактор объединения произведений разных видов искусства. Сравнение художественных произведений, представленных в § 4, с точки зрения сходства их образов и настроений.
| М у з ы к а П. И. Чайковский. Октябрь. Осенняя песнь. Из фортепианного цикла «Времена года» (слушание); Р. Шуман. Первая утрата. Из фортепианного цикла «Альбом для юношества» (слушание). П о э з и я А. Толстой. Осень. Осыпается наш бедный сад... Ж и в о п и с ь И. Левитан. Осенний день. Сокольники; И. Бродский. Опавшие листья. Песенный репертуар: И. Гайдн, русский текст П. Синявского. Мы дружим с музыкой (пение) | 1. Находить ассоциативные связи между образами музыки, литературы и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям. 2. Выявлять связи между музыкой, литературой и изобразительным искусством на уровне темы. 3. Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска произведений музыкального, поэтического, изобразительного искусств к изучаемой теме | | |
Слово и музыка |
5 | Два великих начала искусства | Слово и музыка — могучие силы искусства. Особенности взаимодействия стихотворных текстов и музыки в вокальных произведениях. | М. Глинка, стихи А. Пушкина. Я помню чудное мгновенье... (слушание); Ф. Шуберт, стихи В. Мюллера. В путь. Из вокального цикла «Прекрасная мельничиха». Песенный репертуар: Веселый мельник. Американская народная песня (пение) | 1. Воспринимать и выявлять внутренние связи между музыкой и литературой. 2. Исследовать значение литературы для воплощения музыкальных образов. 3. Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и литературы | | |
6 | «Стань музыкою слово!» | Черты сходства между литературной и музыкальной речью (на примере Симфонии №40 В. А. Моцарта). Влияние музыкально-поэтических интонаций на инструментальную музыку (на примере финала Концерта №1 для фортепиано с оркестром П. Чайковского). Музыкальный материал:
| В. А. Моцарт. Симфония № 40. I часть. Фрагмент (слушание); П. Чайковский. Концерт №1 для фортепиано с оркестром. III часть. Фрагмент (слушание). Песенный репертуар: Веснянка. Украинская народная песня (пение) | 1. Воспринимать и выявлять внутренние связи между музыкой и литературой. 2. Исследовать значение литературы для воплощения музыкальных образов. 3. Рассуждать об общности и различии организации речи в произведениях литературы и музыки | | |
7 | Музыка «дружит» не только с поэзией | Воспроизведение человеческой речи в вокальном произведении, написанном на нестихотворный текст (на примере пьесы «Кот Матрос» из вокального цикла «Детская» М. Мусоргского). Музыкальные жанры, возникшие под влиянием литературы. | М. Мусоргский. Кот Матрос. Из вокального цикла «Детская» (слушание) | 1. Исследовать значение литературы для воплощения музыкальных образов. 2. Анализировать и обобщать многообразие связей музыки и литературы | | |
Песня |
8 | Песня – верный спутник человека | Роль песни в жизни человека. Песни детства, их особое значение для каждого человека (на примере литературных фрагментов из воспоминаний Ю.Нагибина и В. Астафьева). | Ю. Нагибин. Книга детства. Фрагмент; В. Астафьев. Последний поклон. Фрагмент. | 1. Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека (на примере песенного жанра). 2. Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека. 3. Сотрудничать со сверстниками в процессе коллективного обсуждения вопросов учебника (учитывать мнения товарищей) | | |
9 | Музыкальная палитра (заключительный урок) | Обобщение музыкальных впечатлений за 1 четверть. Исполнение знакомых песен, участие в коллективном пении, передача музыкальных впечатлений обучающимися. | Музыкальная викторина. Исполнение песен по выбору обучающихся. | 1. Продемонстрировать знания о музыке, охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов. 2. Продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью. 3. Развитие умений и навыков хорового и ансамблевого пения. | | |
10 | Мир русской песни | О чем поется в русских народных песнях. Русские народные песни, основанные на авторских стихотворениях (на примере песни «Вечерний звон» на стихи И. Козлова).
| Ах ты, степь широкая... Русская народная песня, обработка Т. Триодина (слушание, участие в исполнении); Вечерний звон. Стихи И. Козлова, обработка Н. Иванова (слушание); А. Александров. Уж ты зимушка-зима. Обработка Ю. Тугаринова (пение); Ю. Тугаринов, стихи Е. Румянцева. Если другом стала песня (пение); Я. Френкель, стихи Р.Рождественского. Погоня. Из кинофильма «Новые приключения неуловимых» (пение) | 1. Изучать специфические черты русской народной музыки и исполнять ее отдельные образцы. 2. Осознавать интонационно-образные, жанровые и стилевые основы музыки (в рамках изученного на уроке материала). 3. Интерпретировать вокальную музыку в коллективной музыкально- творческой деятельности. 4. Рассказывать о народной музыке своего региона (края, республики и т. д.) | | |
11 | Песни народов мира | Для чего мы изучаем народную музыкальную культуру других стран (на примере польской народной песни «Висла»). Почему народная поэзия, народные песни привлекали композиторов как источник вдохновения (на примере «музыкальной басни» Г.Малера «Похвала знатока»). В чем состоит своеобразие жанра песни без слов (на примере Песни без слов № 14 Ф.Мендельсона). | Висла. Польская народная песня, (слушание, пение); Г.Малер, стихи из немецкой народной поэзии. Похвала знатока. Из вокального цикла «Волшебный рог мальчика» (слушание); Ф.Мендельсон. Песня без слов № 14 (слушание); В. Лебедев, стихи Ю. Ряшинцева. Песня гардемаринов (пение); Вокализ на тему «Песни без слов» № 14 Ф.Мендельсона. Обработка Т. Кичак (слушание) | 1. Анализировать и обобщать характерные признаки музыкального фольклора отдельных стран мира. 2. Сравнивать и определять музыкальные произведения разных жанров и стилей. 3. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства. 4. Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска музыкальных произведений к изучаемой теме | | |
Романс |
12 | Романса трепетные звуки | Мир образов, запечатленный в звуках романса. Черты общности и отличия между романсом и песней. Внимание и любовь к окружающему миру как одна из излюбленных тем в русском романсе (на примере романса «Жаворонок» М. Глинки). | М. Глинка, стихи Н. Кукольника. Жаворонок (слушание, пение) | 1. Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей. 2. Находить ассоциативные связи между художественными образами литературы и музыки. 3. Раскрывать особенности музыкального воплощения поэтических текстов. | | |
13 | Мир человеческих чувств | Выражение темы единства природы и души человека в русском романсе (на примере романса «Ночь печальна» С. Рахманинова). Роль фортепианного сопровождения в романсе.
| С. Рахманинов, стихи И. Бунина. Ночь печальна (слушание) | 1.Самостоятельно определять характерные свойства камерно-вокальной музыки. 2. Проявлять личностное отношение, эмоциональную отзывчивость к музыкальным произведениям при их восприятии. 3. Самостоятельно подбирать сходные произведения литературы (поэзии) к изучаемой музыке | | |
Хоровая музыка |
14 | Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме | Главные особенности народной хоровой песни (на примере русской народной песни «Есть на Волге утес»). Хоровая музыка в храме. «Господняя» молитва «Отче наш» (на примере хорового произведения «Отче наш» П. Чайковского). Влияние церковной музыки на творчество русских композиторов (на примере оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. Римского-Корсакова). | Есть на Волге утес. Русская народная песня (слушание); П. Чайковский. Отче наш (слушание); Н. Римский-Корсаков. Вхождение в невидимый град. Из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». IV действие (слушание); Д. Бортнянский. Многолетие (пение); Кант VIII века «Музы согласно» (пение) | 1. Изучать специфические черты русской народной музыки. 2. Эмоционально воспринимать духовную музыку русских композиторов. 3. Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека. | | |
15 | Что может изображать хоровая музыка | Художественные возможности хоровой музыки (изобразительность, создание эффекта пространства). Роль оркестра в хоровых партитурах (на примере хора «Поет зима» Г. Свиридова).
| Г. Свиридов. Поет зима. Из «Поэмы памяти Сергея Есенина» (слушание); С веселой песней. Музыка и стихи неизвестного автора | 1. Находить ассоциативные связи между художественными образами литературы и музыки. 2. Наблюдать за развитием и сопоставлением образов на основе сходства и различия интонаций, музыкальных тем | | |
16 | Вокально – хоровая музыка – поет душа… (заключительный урок) | Выполнение заданий музыкальной викторины (олимпиадных заданий). Слушание и исполнение произведений по выбору | Музыкальная викторина. Исполнение песен по выбору | Знать названия изученных произведений и их композиторов; определения понятий. Уметь на слух воспринимать музыкальные произведения. | | |
Опера |
17 | Самый значительный жанр вокальной музыки | Опера — синтетический в вид искусства. Великие и русские композиторы, художники, артисты — создатели оперных произведений. Что такое оперное либретто. В чем состоит отличие оперного либретто от литературного первоисточника (на примере увертюры из оперы М. Глинки «Руслан и Людмила»).
| М. Глинка Увертюра из оперы «Руслан и Людмила» (слушание); М. Глинка стихи С. Городецкого. Финальный хор «Славься».Из оперы «Жизнь за царя»(пение) | 1. Исследовать значение литературы и изобразительного искусства для воплощения музыкальных образов (с учетом критериев, представленных в учебнике). 2. Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства (с учетом критериев, представленных в учебнике). 3. Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в пении. 4. Сотрудничать со сверстниками в процессе исполнения высокохудожественных произведений или их фрагментов | | |
18 | Из чего состоит опера | Роль арии и инструментальных эпизодов в оперных произведениях (на примере арии Снегурочки из оперы Н. Римского-Корсакова «Снегурочка» и инструментального эпизода «Сеча при Керженце» из оперы Н. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»). | Н. Римский-Корсаков. Сцена таяния Снегурочки. Из оперы Снегурочка. IV действие (слушание); Н. Римский-Корсаков. Сеча при Керженце. Из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». III действие (слушание); С. Баневич. Пусть будет радость в каждом доме. Финал оперы «История Кая и Герды» (пение) | 1. Анализировать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства (с учетом критериев, представленных в учебнике). 2. Наблюдать за развитием одного или нескольких образов в музыке. 3. Рассуждать о яркости и контрастности образов в музыке. 4. Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в изобразительной деятельности | | |
Балет |
19 | Единство музыки и танца | Что отличает жанр балета; кто участвует в его создании. Взаимодействие оперы и балета (на примере мазурки из оперы М. Глинки «Жизнь за царя»). Как по-разному может проявлять себя один и тот же танцевальный жанр (сравнение мазурок М. Глинки из оперы «Жизнь за царя» и Ф. Шопена, соч. 17 № 4).
| М. Глинка. Мазурка. Из оперы «Жизнь за царя», и действие. Фрагмент (слушание); Ф. Шопен. Мазурка ля минор, соч. 17 № 4. Фрагмент (слушание); Е. Адлер, стихи Л. Дымовой. Песня менуэта (пение, музыкально-ритмические движения) | 1. Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства (с учетом критериев, представленных в учебнике). 2. Выявлять круг музыкальных образов в различных музыкальных произведениях. 3. Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного смыслового и эмоционального содержания. 4. Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в пении, музыкально - ритмическом движении. | | |
20 | «Русские сезоны» в Париже | «Русские сезоны» в Париже — звездный час русского балета. Великие создатели «Русских сезонов». Многоплановость содержания в балете «Петрушка» И. Стравинского (на примере сравнения фрагментов «Русская» и «У Петрушки»). Изобразительность балетной музыки (на примере Вариации II из балета П. Чайковского «Щелкунчик»). | И. Стравинский Русская; У Петрушки. Из балета «Петрушка» (слушание); П. Чайковский. Вариация II. Из балета «Щелкунчик» (слушание). Ж и в о п и с ь Б. Кустодиев. Масленица; А. Бенуа. Петербургские балаганы. Эскиз декорации к I действию балета И. Стравинского «Петрушка»; Н. Гончарова. Эскиз декорации к I действию оперы Н.Римского-Корсакова «Золотой петушок»; Н. Сапунов. Карусель; Б. Кустодиев. Ярмарка; А. Бенуа. Эскизы костюмов Балерины и Арапа к балету И. Стравинского «Петрушка». | 1. Исследовать значение изобразительного искусства для воплощения музыкальных образов. 2. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства. 3. Воспринимать разные по смыслу музыкальные интонации (при прослушивании музыкальных произведений, в исполнении). 4. Импровизировать, передавая в общих чертах характерные интонации заданного музыкального образа (танцевальная импровизация). 5. Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в изобразительной деятельности | | |
Музыка звучит в литературе |
21 | Музыкальность слова | Музыка как одна из важнейших тем литературы. В чем проявляется музыкальность стихотворения А. Пушкина «Зимний вечер». Музыка природы в «Сорочинской ярмарке» Н. Гоголя. | Литература: А. Пушкин. Зимний вечер; Н. Гоголь. Сорочинская ярмарка. Фрагмент. Музыка М. Яковлев, стихи А. Пушкина. Зимний вечер (пение) | 1. Находить ассоциативные связи между художественными образами литературы и музыки. 2. Исследовать значение музыки для воплощения литературных образов. 3. Анализировать и обобщать многообразие связей музыки и литературы. | | |
22 | Музыкальные сюжеты в литературе | Музыка — главный действующий герой рассказа И. Тургенева «Певцы»; сила этой музыки, могучее преобразующее воздействие. Бессмертный памятник литературы — «Миф об Орфее». | Литература И. Тургенев. Певцы. Фрагмент; Миф об Орфее. Музыка К. В. Глюк Жалоба Эвридики. Из оперы «Орфей и Эвридика» (слушание) | 1. Исследовать значение музыки для воплощения литературных образов и наоборот. 2. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и литературы. 3. Анализировать и обобщать многообразие связей музыки и литературы. 4. Анализировать примеры преобразующего воздействия музыки на человека. | | |
Образы живописи в музыке |
23 | Живописность искусства | Как изобразительное искусство способно рождать музыкальные звучания (образные, жанровые параллели). Поэтический пейзаж и пейзаж музыкальный (на примере произведений искусства — фрагмента «Вот север, тучи нагоняя...» из романа А. Пушкина «Евгений Онегин», картины И. Грабаря «Иней. Восход солнца». Вариации «Феи зимы из балета С. Прокофьева «Золушка»). Претворение идеи пространства в музыке (на примере хора О. Лассо «Эхо»). | Поэзия: А. Пушкин. Вот север, тучи нагоняя... Фрагмент из романа «Евгений Онегин». Ж и в о п и с ь И. Грабарь. Иней. Восход солнца. М у з ы к а С. Прокофьев. Вариация Феи зимы. Из балета «Золушка» (слушание); О. Лассо. Эхо (слушание). Песенные репертуар: Г. Струве. Веселое эхо (пение) | 1. Исследовать значение изобразительного искусства для воплощения музыкальных образов. 2. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства. 3. Анализировать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства. 4. Понимать характерные особенности музыкального языка и передавать их в исполнении | | |
24 | Музыка – сестра живописи | «Рельеф» и «фон» как важнейшие пространственные характеристики произведений живописи и музыки (на примере картины К.Моне «Стог сена в Живерни» и фрагмента II части Первого концерта для фортепиано с оркестром П. Чайковского). Контраст в живописи и музыке (на примере картины Э.Дробицкого «Жизнь и смерть» и пьесы «Два еврея, богатый и бедный» из фортепианного цикла «Картинки с выставки» М. Мусоргского). Знакомство с понятиями, перешедшими из области изобразительного искусства в область музыки. | Ж и в о п и с ь К. Моне. Стог сена в Живерни; Э. Дробицкий. Жизнь и смерть. М у з ы к а П. Чайковский. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. II часть. Фрагмент (слушание); М. Мусоргский. Два еврея, богатый и бедный. Из фортепианного цикла «Картинки с выставки» (слушание). Песенный репертуар: Ю. Тугаринов, стихи В. Орлова. Я рисую море (пение) | 1. Анализировать многообразие связей музыки и изобразительного искусства. 2. Воспринимать и выявлять внутренние связи между музыкой и изобразительным искусством. 3. Рассуждать об общности и различии «планов содержания и выражения музыки и изобразительного искусства (с учетом критериев, представленных в учебнике). 4. Понимать специфику деятельности композитора и художника на основе соотнесения средств художественной выразительности музыки и живописи (с учетом критериев, представленных в учебнике и Дневнике музыкальных наблюдений. | | |
Музыкальный портрет |
25 | Может ли музыка выразить характер человека | Передача характера человека в изображении и в музыке (на примере сравнения образов И. Протодьякона Репина и Варлаама из оперы «Борис Годунов» Мусоргского). Музыкальное изображение внешнего и внутреннего облика персонажа (на примере пьесы «Гном» из фортепианного цикла «Картинки с выставки» М. Мусоргского). | Ж и в о п и с ь И. Репин. Протодьякон. Музыка М. Мусоргский. Песня Варлаама. Из оперы «Борис Годунов» (слушание); М. Мусоргский. Гном. Из фортепианного цикла «Картинки с выставки» (слушание). Песенный репертуар: Г. Гладков, стихи Ю. Энтина. Песня о картинах (пение) | 1. Анализировать многообразие связей музыки и изобразительного искусства. 2. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства. 3. Различать характерные признаки видов искусства (с учетом критериев, представленных в учебнике). 4. Воспринимать и сравнивать разнообразные по смыслу музыкальные интонации в процессе слушания музыки. | | |
Пейзаж в музыке |
26 | Образы природы в творчестве музыкантов | Одухотворенность природы в произведениях искусства. Черты общности и отличия в воплощении пейзажа в изобразительном искусстве и музыке. Передача настроения весенней радости в пьесе П. Чайковского «Апрель. Подснежник» из фортепианного цикла «Времена года». Изображение «действия весеннего произрастания» в «Весне священной» И. Стравинского (на примере фрагмента «Поцелуй земли»).
| П. Чайковский. Апрель. Подснежник.Из фортепианного цикла «Времена года» (слушание); И. Стравинский. Поцелуй земли. Вступление к балету «Весна священная» (слушание); П.Чайковский, стихи.Г.Иващенко. Неаполитанская песенка (пение); В. Серебренников, стихи В. Степанова. Семь моих цветных карандашей (пение) | 1. Анализировать многообразие связей музыки и изобразительного искусства. 2. Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и изобразительного искусства. 3. Самостоятельно подбирать сходные поэтические и живописные произведения к изучаемой теме. 4. Использовать образовательные ресурсы Интернет для поиска художественных произведений к изучаемой теме. 5. Импровизировать, передавая в общих чертах характерные интонации заданного музыкального образа (вокально-танцевальная импровизация). | | |
27 | «Музыкальные краски» в произведениях композиторов - импрессионистов | Импрессионизм в искусстве (выдающиеся представители в области живописи и музыки; эстетика импрессионизма; характерные стилевые особенности). «Музыкальные краски» в пьесе «Игра воды» М. Равеля. Воплощение пространства, стихии воздуха в оркестровом ноктюрне К.Дебюсси «Облака». Поэтический пейзаж в музыке: романс К. Дебюсси «Оград бесконечный ряд...». | Ж и в о п и с ь К.Моне Река в Аржантее; П. Сезанн. Гора Святой Виктории; В. Ван Гог. Море в Сен-Мари. М у з ы к а М. Равель. Игра воды. Фрагмент (слушание); К. Дебюсси. Облака. Из симфонического цикла «Ноктюрны». Фрагмент (слушание). Песенный репертуар: Ты река ли моя. Русская народная песня. Обработка А. Лядова (пение) | 1. Понимать характерные черты музыкального импрессионизма (с учетом критериев, представленных в учебнике), и называть его основных представителей. 2. Исследовать значение изобразительного искусства для воплощения музыкальных образов. 3. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства. 4. Воспринимать внутренние связи между музыкой и изобразительным искусством. | | |
28 | «Музыкальные краски» в произведениях композиторов – импрессионистов (продолжение) | Поэтический пейзаж в музыке: К. Дебюсси. «Оград бесконечный ряд...».
| П о э з и я П. Верлен. Оград бесконечный ряд... М у з ы к а К. Дебюсси, стихи П. Верлена Оград бесконечный ряд... (слушание). Ж и в о п и с ь Л. Вальта. Морской залив в Антеоре; К. Моне. Впечатление. Восход солнца; К. Писсаро. Красные крыши | 1. Исследовать значение литературы и изобразительного искусства для воплощения музыкальных образов. 2. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства. 3. Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки, литературы, изобразительного искусства. 4. Понимать специфику деятельности композитора, поэта и художника на основе взаимодополнения средств выразительности. 5. Раскрывать особенности музыкального воплощения поэтических текстов. | | |
Музыкальная живопись сказок и былин |
29 | Волшебная красочность музыкальных сказок | Сказочные темы и сюжеты в музыке. Роль изобразительности в музыкальных сказках. Танец красок и бликов в «Пляске златоперых и сереброчешуйных рыбок» из оперы «Садко» Н. Римского-Корсакова. Картина рождественского праздника в балете «Щелкунчик» П. Чайковского. | Пляска златоперых и сереброчешуйных рыбок. Из оперы«Садко» (слушание); П. Чайковский Па-деде. Из балета «Щелкунчик» (слушание); С. Никитин, стихи Ю. Мориц. Сказка по лесу идет (пение)
| 1. Анализировать многообразие связей музыки и изобразительного искусства. 2. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства. 3. Воспринимать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и выражения. 4. Понимать стилевые черты русской классической музыкальной школы (с учетом критериев, представленных в учебнике). | | |
30 | Сказочные герои в музыке | Звуко-изобразительные эффекты в создании сказочных образов (на примере фрагмента «Заколдованный сад Кащея» из балета «Жар-птица» И.Стравинского). Воплощение сказочных образов в фортепианном цикле М.Мусоргского «Картинки с выставки» (на примере пьесы «Избушка на курьих ножках. Баба Яга». | И. Стравинский. Заколдованный сад Кащея. Из балета «Жар-птица» (слушание); М. Мусоргский. Избушка на курьих ножках (Баба Яга). Из фортепианного цикла «Кар- тинки с выставки» (слушание); А. Зацепин, стихи Л. Дербенева. Волшебник (пение) | 1. Анализировать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства. 2. Рассуждать о яркости и контрастности образов в музыке. 3. Ориентироваться в специфике выразительных средств музыки (с учетом критериев, представленных в учебнике). | | |
31 | Тема богатырей в музыке | Причины традиционности богатырской темы в русском искусстве. Отражение силы и мощи русского народа в «Богатырской» симфонии А.Бородина и пьесе М.Мусоргского «Богатырские ворота» из фортепианного цикла «Картинки с выставки». | Ж и в о п и с ь И. Билибин. Илья Муромец и Соловей разбойник; В. Васнецов. Богатыри. М у з ы к а А. Бородин, Симфония № 2 «Богатырская». I часть. Фрагмент (слушание); М. Мусоргский. Богатырские ворота (В стольном граде Киеве). Из фортепианного цикла «Картинки с выставки» (слушание); Былина о Добрыне Никитиче | 1. Понимать значение народного творчества в сохранении 2. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства. 3. Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в пении, изобразительной деятельности. | | |
Музыка в произведениях изобразительного искусства |
32 | Что такое музыкальность в живописности? | Темы и сюжеты живописи, связанные с воплощением музыкальных идей. Их содержание и смысл.
| Ж и в о п и с ь Кароваджо. Лютнист; А. Аппиани. Парнас; Т. Ромбо. Песня; Э. Дега. Оркестр оперы; Придворный бал. М у з ы к а Ф. Торрес. Danza Alta (слушание). | 1. Воспринимать и выявлять внешние и внутренние связи между музыкой и изобразительным искусством. 2. Анализировать и обобщать многообразие связей музыки и изобразительного искусства. 3. Устанавливать ассоциативные связи между художественными образами музыки и искусства. 4. Самостоятельно подбирать сходные произведения изобразительного искусства к изучаемой теме. 5. Использовать образовательные ресурсы сети Интернета для поиска произведений изобразительного искусства. | | |
33 | «Хорошая живопись – это музыка, это мелодия» | Проявления музыкальности в портретных изображениях. Музыкальная выразительность картин, не связанных с музыкальными темами. | Художественный материал: Э. Делакруа. Портрет Шопена; И. Репин. М. И. Глинка в период сочинения оперы «Руслан и Людмила»; И. Репин. Портрет композитора М. П. Мусоргского; И. Репин. Портрет А. П. Бородина; В. Серов. Портрет актрисы М. Н. Ермоловой; М. Нестеров. Портрет скульптора В. И. Мухиной; И. Айвазовский. Наполеон на острове Святой Елены. П. Чайковский Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. I часть. Фрагмент. | 1. Воспринимать и выявлять внешние и внутренние связи между музыкой и изобразительным искусством. 2. Исследовать значение изобразительного искусства для воплощения музыкальных образов. 3. Анализировать и обобщать многообразие связей музыки и изобразительного искусства. 4. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства. 5. Различать характерные признаки музыки и изобразительного искусства | | |
34 | Обобщение темы года «Льется музыка, музыка, музыка…» | Музыка, литература и живопись обогащают и преобразуют друг друга. Облагораживающее воздействие искусства на душу человека. Нравственные цели искусства. Подготовка к музыкальной викторине. | Музыкальные эпизоды программных произведений для слушания. В. Высоцкий. Песня о друге (пение); Б. Окуджава. Пожелание друзьям (пение) | 1. Различать характерные признаки видов искусства (с учетом критериев, представленных в учебнике). 2. Понимать специфику деятельности композитора, поэта и художника (с учетом критериев, представленных в учебнике). 3. Приводить примеры преобразующего влияния музыки (в рамках главной темы года). 4. Владеть специальными музыкальными терминами в пределах изучаемого курса. | | |
35 | Урок-концерт «Пусть музыка звучит нам во благо» | Музыкальная викторина. Творческий отчет о проделанной работе а год. | Фрагменты музыкальных произведений для слушания (задания викторины). Исполнение изученных песен (по желанию). | 1.Знать определения музыкальных понятий. 2. Уметь на слух определять по фрагменту известное музыкальное произведение. | | |