Муниципальное общеобразовательное учреждение Иркутского районного
муниципального образования «Бутырская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено МО гуманитарного цикла Протокол № 1 От «__»________2017г. Руководитель МО __________________ | Согласовано «__»________2017г Зам директора по УВР _____________________ Колеватова Е.А. | Утверждаю Приказ № _______ от « » ___ 2017г. Директор МОУ ИРМО «Бутырская СОШ» ___________Галкова Г.Е. |
Григорньева Т.А.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Музыка и пение»
Для учащихся 6 класса (VIII вид)
Образовательная область: искусство
Разработала:
Батурина Марина Викторовна
Учитель музыки,
I квалификационной категории
2017 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса музыка для 6 класса (VIII вид) составлена на основе
Образовательной программы «Музыка и пение» для 5-8 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида авторов: И.В.Евтушенко под редакцией доктора педагогических наук, профессора В.В.Воронковой, (М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2013г.)
В соответствии с учебным планом МОУ ИРМО «Бутырская СОШ» курс «музыка» в 6 классе VIII вида изучается 1 час в неделю. На прохождение программного материала отводится 34 часа в год.
Содержание предмета «Музыка и пение» 6 класс
Основной формой реализации программы является урок, состоящий из 3-х разделов: пение, слушание музыки, элементы музыкальной грамоты, поэтому на уроке используется материал из каждого раздела: «Пение», «Слушание» и «Элементы музыкальной грамоты». Содержание программного материала уроков состоит из музыкальных сочинений для слушания и исполнения, вокальных упражнений. Основу содержания программы составляют произведения отечественной (русской) музыкальной культуры: музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная.
Раздел «Пение»
Формирование легкого, певучего звучания голосов учащихся. Отработка четкого, ясного произношения текстов песен. Контроль за тем, чтобы широкие скачки в мелодии не нарушали вокальную мелодическую линию и ровность звуковедения.
Углубление навыков кантиленного пения: ровность, напевность звучания; протяженное и округлое пение гласных, спокойное, но вместе с тем, относительно быстрое произнесение согласных; длительность фраз, исполняемых на одном дыхании. В произведениях маршеобразного характера наряду с требованиями четкости, решительности, добиваться напевности и мягкости звучания. В случаях дикционной трудности необходимо проведение специальной работы, включающей анализ слов и использование выразительного чтения текста в ритме музыки. Развитие умения выразительного пения, передавая разнообразный характер содержания (бодрый, веселый, ласковый, напевный и др.). Повторение песен, изученных в 5-м классе.
Раздел «Слушание музыки»
Музыка и изобразительное искусство. Картины природы в музыке и в живописи. Способность музыки изображать слышимую реальность и пространственные соотношения. Программная музыка, имеющая в основе изобразительное искусство. Музыка, театр, киноискусство и анимация. Музыка, как эмоциональный подтекст происходящего на сцене и на экране, ее самостоятельное значение. Роль музыки в раскрытии содержания спектакля, фильма, в изображении образов героев, характеристике явлений и событий. Сопоставление характера настроения прослушанных произведений. Выводы учащихся о музыкальных образах этих произведений. Особенности творчества композиторов: В. Моцарт, Л. Бетховен, Э. Григ. Развитие умения саморегуляции различных эмоциональных расстройств с помощью специально подобранного музыкального материала.
Формирование представлений о составе и звучании симфонического оркестра. Знакомство с инструментами симфонического оркестра: духовыми деревянными (гобой, кларнет, фагот), духовыми медными (туба, тромбон, валторна), ударными (литавры, треугольник, тарелки, бубен, ксилофон, кастаньеты), струнными Инструментами. Повторное прослушивание произведений из программы 5-го класса. Проведение музыкальных викторин «Угадай мелодию».
Раздел «Элементы музыкальной грамоты» Формирование представлений о средствах музыкальной выразительности, используемых композитором: лад (мажор, минор); динамические оттенки (громко, тихо, умеренно громко, умеренно тихо, усиливая, затихая); регистр (высокий, средний, низкий). Элементарные сведения о музыкальных профессиях, специальностях: композитор, дирижер, музыкант, пианист, скрипач, гитарист, трубач, солист, артист, певец и т.д.
Требования к результатам обучения учащихся 6 класса:
знать и понимать:
- несколько песен и самостоятельно исполнять их;
- музыкальные профессии, специальности;
- инструменты симфонического оркестра и их звучание: духовые деревянные (гобой, кларнет, фагот), духовые медные (туба, тромбон, валторна),ударные (литавры, треугольник, тарелки, бубен, ксилофон, кастаньеты), струнные инструменты.
правила поведения при занятиях любыми видами музыкальной деятельности.
уметь:
- эмоционально воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
- распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии, песни;
- различать на слух звучания отдельных инструментов;
- устанавливать взаимосвязь между другими видами искусства;
- использовать приобретенные знания в повседневной жизни и практической деятельности для певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей, и сверстников, на внеклассных и внешкольных мероприятиях, школьных праздниках;
- размышлять о музыке, выражать свое отношение к ней;
-определять свое отношение к музыкальным явлениям.
- самостоятельно начинать пение после вступления;
- осмысленно и эмоционально исполнять песни ровным свободным звуком на всем диапазоне;
- контролировать слухом пение окружающих;
- применять полученные навыки при художественном исполнении музыкальных произведений.
- самостоятельно заниматься музыкальной деятельностью;
- сдерживать эмоционально-поведенческие отклонения на занятиях музыкой и во время концертных выступлений;
- инсценировать песни.
Предметными результатами изучения музыки являются:
музыкально творческой деятельности;
Общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства на примере пройденных музыкальных произведений, общее представление о музыкальной картине мира;
Элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- Ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, села.
- Продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач.
- Наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Дата | Наименование разделов и тем | Форма организации учебного занятия |
План | Факт |
Первая четверть |
1. | 4.09-8.09 | | Закрепление певческих навыков и умений на материале, пройденном в 5 классе | Организационный урок |
2. | 11.09-15.09 | | Музыка и изобразительное искусство | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
3. | 18.08-22.09 | | Музыка и изобразительное искусство (продолжение) | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
4. | 25.09-29.09 | | Картины природы в музыке и живописи | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
5. | 2.10-6.10 | | Картины природы в музыке и живописи (продолжение) | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
6. | 9.10-13.10 | | Способность музыки изображать слышимую реальность и пространственные соотношения | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
7. | 16.10-20.10 | | Программная музыка, имеющая в основе изобразительное искусство | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
8. | 23.10-27.10 | | Программная музыка, имеющая в основе изобразительное искусство | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
Вторая четверть |
9. | 6.11-10.11 | | Обобщающий урок по теме «Музыка и изобразительное искусство» | Урок обобщения |
10. | 13.11-17.11 | | Формирование легкого певучего звучания голосов учащихся | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
11. | 20.11-24.11 | | Отработка четкого, ясного, произношения текстов песен | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
12. | 27.11-1.12 | | Средства музыкальной выразительности - лад | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
13. | 4.12-8.12 | | Динамические оттенки | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
14. | 11.12-15.12 | | Музыкальные регистры | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
15. | 18.12-22.12 | | Песни к Новому году | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
16. | 25.12-28.12 | | Итоговый урок по теме «Средства музыкальной выразительности» | Урок концерт |
Третья четверть |
17. | 9.01-12.01 | | Развитие умения выразительного пения, передавая бодрый, веселый характер содержания | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
18. | 15.01-19.01 | | Особенности творчества Э. Грига | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
19. | 22.01-26.01 | | Итоговый урок по творчеству Э. Грига | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
20. | 29.01-2.02 | | Особенности творчества Л. Бетховена | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
21. | 5.02-9.02 | | Итоговый урок по творчеству Бетховена | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
22. | 12.02-16.02 | | Особенности творчества В. Моцарта | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
23. | 19.02-23.02 | | Итоговый урок по творчеству Моцарта | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
24. | 26.02-2.03 | | Итоговый урок по теме «Композиторы» | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
25. | 5.03-9.03 | | Средства музыкальной выразительности (тембр) | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
26. | 12.03-16.03 | | Углубления навыков кантиленного пения | Урок обобщения |
Четвертая четверть |
27. | 2.04-6.04 | | Музыкальные профессии - композитор | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
28. | 9.04-13.04 | | Музыкальные профессии - дирижер | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
29. | 16.04-20.04 | | Музыкант, артист. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
30. | 23.04-27.04 | | Пианист, гитарист. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
31. | 30.04-4.05 | | Трубач, скрипач | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
32. | 7.05-11.05 | | Солист, певец | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
33. | 14.05-18.05 | | Обобщающий урок по теме «Музыкальные профессии» | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
34. | 21.05-25.05 | | Итоговый урок по темам учебного года. | Урок обобщения |
15