СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по музыке 7 класс.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по музыке для 7 класса создана на основе федерального государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения музыки, которые определены стандартом, и обеспечена УМК для 7 класса авторов Науменко Т.И., Алеев В.В.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по музыке 7 класс.»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ашпанская основная общеобразовательная школа»



«Рассмотрено»

на заседании МО

Протокол №


« » августа 2017г

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР _________ Н.В.Дерова


« » августа 2017г

«Утверждено»

Директор школы

___________ Т.Б.Карелина

Приказ №

« » августа 2017











Рабочая программа

по музыке

для 7 класса








Кузнецова

Екатерина Петровна

учитель музыки












с. Ашпан

2017г.

Пояснительная записка

Рабочая программа Музыка для 7 класса создана на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения музыки, которые определены стандартом, и обеспечена УМК для 7 класса авторов Науменко Т.И., Алеев В.В.

Уровень музыкального образования логически развивает идею начальной школы – становление основ музыкальной культуры обучающихся. Музыкальное образование в основной школе способствует формированию у обучающихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыкальном искусстве и жизни. Изучение предмета Музыка направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства, опыта музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретённых в начальной школе.

Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусства, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.

Программа направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, изложенных в ФГОС. Содержание соответствует целям основного общего образования и предметной области «Искусство», куда входит музыка, и базируется на положениях «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России».

Цель предмета Музыка - формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников.

Задачи:

- приобщение к музыке;

- воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа;

- развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости;

- освоение жанрового и стилевого многообразия;

- овладение художественно-практическими умениями и навыками.



Описание места учебного предмета, курса в учебном плане


На изучение музыки в седьмом классе 35ч (1ч в неделю, 35 часов)













  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса Музыка

Программа обеспечивает достижение следующих метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами изучения музыки являются:

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

- сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

-осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога , готовность и способность к ведению переговоров).

- сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.

- формирование целостного представления о поликультурной картине современного музыкального мира;

- овладение художественными умениями и навыками в продуктивной музыкально-творческой деятельности;

- на основе изучения выдающихся музыкальных произведений русских и зарубежных классиков, произведений искусства выбирать поступки в различных ситуациях, опираясь на общечеловеческие, российские, национальные и личные представления о «Добре» и «Красоте». Для этого: – различать «доброе» и «красивое» в культурном наследии России и мира, в общественном и личном опыте, отделять от «дурного» и «без-образного»; – стремиться к художественному творчеству, умножающему красоту в мире, и к деятельности, приносящей добро людям;

- учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций,решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.


Метапредметными  результатами изучения музыки являются:

Регулятивные универсальные учебные действия.

Умение самостоятельно определить цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

Самостоятельно определяет цели своего обучения и формулирует для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности

Прогнозирует свою деятельность

Определяет предполагаемый результат

Определяет цель своей деятельности

Выявляет ресурсы для достижения цели

Определяет задачи для достижения поставленной цели

Развивает мотивы и интересы своей познавательной деятельности

Задаёт вопросы на понимание

Делает дополнения из различных источников

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения

Адекватно оценивает правильность выполнения учебной задачи

Соотносит полученный результат с данными критериями

Высказывает суждения по поводу правильности выполнения задачи

Аргументирует своё суждение

Приводит примеры

Умеет выполнять учебную задачу по образцу

Адекватно оценивает свои возможности при выполнении учебной задачи

Определяет трудности, возникшие при выполнении учебной задачи

Определяет свои возможности при выполнении учебной задачи

Коммуникативные универсальные учебные действия.


1.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение

Организует учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

Берёт на себя инициативу в организации совместной деятельности

Проговаривает цель совместной деятельности

Договаривается о способе совместной работы

Распределяет роли каждого

Определяет обязанности каждого участника

Удерживает выполнение обязанностей каждым участником

Работает индивидуально и в группе

Вступает в диалог

Задаёт вопросы на понимание

Задаёт вопросы по содержанию учебного материала

Выслушивает мнение собеседника

Высказывает своё мнение

Подтверждает примерами своё мнение

Находит общее решение в соответствии с поставленной целью

Избегает конфликтных ситуаций при расхождении мнений

Умение осознано использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью

Использует речевые средства в соответствии с задачей коммуникации

Выделяет главную мысль текста

Выделяет смысловые части текста

Составляет план текста

Передает содержание текста в соответствии с планом

Строит высказывание в соответствии с типом речи

Высказывает своё отношение по обсуждаемой теме

Владеет устной речью, монологической контекстной речью

Выбирает языковые средства для построения текста

Строит связный текст по теме

Дает развёрнутый ответ на вопрос

Рассуждает по заданной теме

Формулирует вопросы по обсуждаемой теме

Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ)

  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

  • использовать компьютерные технологии для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;


  • ищет и использует информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ по алгоритму.


использует компьютерные технологии для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: написание писем, сочинений, докладов, создание презентаций и др,.


Познавательные универсальные учебные действия.

Смысловое чтение

Осознано читает различные тексты

Определяет тему текста

Подбирает заголовок к тексту

Выделяет главную мысль текста

Отвечает на вопросы по содержанию текста

Отвечает на вопросы, подтверждая свою мысль строчками из текста

Объясняет непонятные слова с помощью словаря

Выделяет в тексте ключевые слова

Выделяет смысловые части текста

Пересказывает подробно и кратко содержание текста

Составляет планы, тезисы, конспекты

Составляет простой план

Составляет по конспекту, по плану рассказ

Переводит информацию из одной знаковой системы в другую (схематизация)

Строит схемы, таблицы по тексту

Преобразует схему в таблицу

Создает текст на основе таблицы, схемы

Логические действия

Уметь давать определения понятиям

Дает определение простых понятий

Умение устанавливать причинно – следственные связи

Определяет причины

Определяет следствия

Умение устанавливать родовидовые отношения

Узнаёт и распознаёт роды и виды

Умение обобщать понятия

Определяет понятия и приводит примеры


Умение осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии

Сравнивает понятия, выделяет отличия и сходства

Умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

Выполняет последовательность действий от частного к общему и от общего к частному

Действия постановки и решения проблем

Умение видеть проблему, аргументировать её актуальность

Формулирует проблему

Умение выдвигать гипотезы

Строит предположения

Высказывает идеи

Высказывает простейшую гипотезу (как вариант решения проблемы), обосновывает её аргументами

Умение проводить исследование с поэтапным контролем и коррекцией результатов (поиск решения проблемы)

Определяет стратегию решения проблемы

Выбирает информационные источники

Планирует информационный поиск

Умение представлять (излагать) результаты исследования

Делает умозаключение

Умеет подавать материал в презентативной форме (использует схемы, модели)


Предметными результатами изучения музыки являются:

- общее представление о роли музыкального искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

- устойчивый интерес к музыке, художественным традициям своего народа, различным видам музыкально-творческой деятельности;

-  осмысление основных жанров музыкально-поэтического народного творчества, отечественного и зарубежного музыкального наследия;

-  постижение музыкальных и культурных традиций своего народа и разных народов мира;

- освоение знаний о музыке, овладение практическими умениями и навыками для реализации собственного творческого потенциала.



Планируемые предметные результаты курса "Музыка":

Обучающийся научится:

  • понимать значение интонации в музыке как носителя образного смысла;

  • определять характер музыкальных образов (лирических, драматических, героических, романтических, эпических);

  • понимать значение устного народного музыкального творчества в развитии общей культуры народа;

  • определять основные жанры русской народной музыки: былины, лирические песни, частушки, разновидности обрядовых песен;

  • понимать взаимосвязь профессиональной композиторской музыки и народного музыкального творчества;

  • различать жанры вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной, камерно-инструментальной, симфонической музыки;

  • называть основные жанры светской музыки малой (баллада, баркарола, ноктюрн, романс, этюд и т.п.) и крупной формы (соната, симфония, кантата, концерт и т.п.);

  • определять тембры музыкальных инструментов;

  • называть и определять звучание музыкальных инструментов: духовых, струнных, ударных, современных электронных;

  • определять виды оркестров: симфонического, духового, камерного, оркестра народных инструментов, эстрадно-джазового оркестра;

  • владеть навыками вокально-хорового музицирования;

  • участвовать в коллективной исполнительской деятельности, используя различные формы индивидуального и группового музицирования;

  • размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;

  • понимать специфику музыки как вида искусства и ее значение в жизни человека и общества;

  • эмоционально проживать исторические события и судьбы защитников Отечества, воплощаемые в музыкальных произведениях;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • понимать истоки и интонационное своеобразие, характерные черты и признаки, традиций, обрядов музыкального фольклора разных стран мира;

  • понимать особенности языка западноевропейской музыки на примере мадригала, мотета, кантаты, прелюдии, фуги, мессы, реквиема;

  • понимать особенности языка отечественной духовной и светской музыкальной культуры на примере канта, литургии, хорового концерта;

  • определять специфику духовной музыки в эпоху Средневековья;

  • распознавать мелодику знаменного распева – основы древнерусской церковной музыки;

  • различать формы построения музыки (сонатно-симфонический цикл, сюита), понимать их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов;

  • выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения музыкального искусства;

  • различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу;

  • исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях, в том числе с ориентацией на нотную запись;

  • активно использовать язык музыки для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, русского языка, окружающего мира, математики и др.).

  1. Содержание учебного предмета

Музыкальный образ и музыкальная драматургия

Возраст обучающихся 7 класса, а также накопленный ими опыт рассуждений о музыке на научном (философско-музыковедческом) уровне дают возможность вести с ними диалог о самой трудной функции искусства - познава­тельной. Это, естественно, влечёт за собой усложнение содержания интеллектуальной деятельности детей, которая теперь протекает преимущественно как восприятие и анализ крупных произведений.

Во-первых художественное познание исторически вы­ступает изначальным условием самого существо­вания человека как Homosapiens.

Во-вторых исследование познавательной функции искусства завершает выстраивание системы эстетиче­ских понятий на теоретическом уровне, «...основное отличие которого заключается в переходе от непосред­ственных интеллектуальных процессов к опосредо­ванным с помощью знаков операциям» (Л.С. Выгот­ский).

В-третьих, на таком содержательном уровне исследо­вания процесса становления музыкальной драматургии специфика музыки как вида искусства отчётливо прочи­тывается как процессуальная художественная мо­дель диалектики мира.

В-четвёртых, в сознании школьников последователь­но конкретизируется классическая схема драматургии: экспозиция, завязка, конфликт, кульминация, развязка.

В-пятых, эта всеобще теоретическая абстракция, рас­крывающая предназначение музыкального искусства, за­ставляет говорить о принципиальном единстве художест­венно-творческого процесса во всех видах творческой деятельности. Соответственно, различные эмоции, харак­теризующие искусство слышать музыку и размышлять о ней, также сливаются у школьников в единый комплекс, характерный для человеческого искания истины.

В-шестых, моделирование художественно-творческо­го процесса как главный принцип познания музыки под­нимается на более высокий уровень конкретизации. В рамках классической драматургии отдельные факты содержательного анализа музыкальных произведений, отрывочные и разрозненные примеры логики анализа от художественной идеи (содержания) к форме её вопло­щения обретают в сознании школьников научно-теоре­тическую базу и вместе с ней системностьумение, несмотря на множество эмоционально-об­разных противопоставлений, определить и высказать генеральную (обобщённую) интонацию звучащей му­зыки;

- способность конкретно сформулировать на теорети­ческом уровне гипотезу художественной идеи произве­дения в рамках генеральной интонации произведения и с опорой на законы драматургического развития;

- умение выделять противоречия и обрисовывать их роль в развитии содержания произведения с опорой на понимание диалектики конкретных чувств и эмо­ций — как ученик понимает и объясняет «одно через дру­гое»;

- способность улавливать изменения в настроении музыки и содержательно обосновывать меру контраст­ности противопоставлений (также исходя из диалектики конкретного настроения, чувства, эмоции);

Тема 1. Законы жизни - законы музыки (6ч)

Школьники должны усвоить, что в искусстве жизнь отражается не «один к одному», а её законы «переводятся» на язык абст­рактных философских формул и затем конкретизируются в живых человеческих образах, но в их диалектической сущ­ности, представленной в концентрированном виде.

Музыкальный образ — конкретная смысловая «едини­ца» музыкального искусства, в которой выявление диалек­тики жизненного явления является самоцелью и выража­ется во взаимопереходе противоположных интонаций друг в друга (пример — «Бедный сиротка» Р. Шумана).

Музыкальная драматургия — это масштабное звуко­вое полотно, которое разворачивается в рамках классиче­ской формулы драматургии в движении от художест­венной идеи общечеловеческого содержания к её кон­кретному воплощению путём логической организации взаимоотношений музыкальных образов.

- развернутость и логика ассоциативно-смысловой трактовки музыки, её соответствие интонационно-образ­ным характеристикам звучащей музыки;

- умение объяснять изменения в повторении му­зыкального материала законами драматургического раз­вития.

Закон единства содержания и формы. Новый уро­вень понимания «поправки» к закону: содержание определяет форму (закон жизни), художественный замысел кон­струирует средства своего воплощения и раскрывает себя в исторически сложившейся логико-драматургической схеме (закон музыкального искусства).

Двойственность формы (Г. Гегель) как выражение диалектики в жизни и в музыке - форма одновременно и внешняя, «-равнодушная» к содержанию, и внутрен­няя, которая и есть содержание.

Музыкальная форма как процесс, «...в котором все звенья (все стадии, все моменты) соотносятся друг с дру­гом диалектически» (Б.В. Асафьев), как живое интона­ционное воспроизведение духовной жизни человека.

 

Тема 2. Оперная драматургия как синтетическое действие (17ч)

Опера - синтетическое искусство: органическое соединение музыки и театра на основе единства законов эмоционально-драматургического развития музыкальной драмы, симфонии, театрального спектакля.

Опера и драма - их роднит общая понятийная канва (в опере- либретто, в драме- текст), которая определяет форму, художественный замысел конструирует средства своего воплощения и раскрывает себя в исторически сложившейся драматической схеме.

Тема 3. Композитор и время (12ч)

Свойство музыки быть «звуковой печатью» своего вре­мени. Краткий обзор истории развития музыкального ис­кусства в сложившейся логике чередования в мировой ху­дожественной культуре эпох, художественных направле­ний, стилей, школ и пр. Классика - «знак качества», отобранной «социальным ухом» музыки, преодолевшей время (Б.В. Асафь­ев).

Духовная (церковная} музыка- огромный пласт ми­ровой музыкальной культуры, характеризующийся специ­фически образным содержанием и строгим отбором средств выражения.

«Художник и его модель» (П. Пикассо) — взаимоот­ношения внутреннего мира художника с миром внешним. Творчество композитора — живые события эпохи в их зву­ковом осмыслении.

Стиль, «почерк», манера композитора. Возмож­ность составить «портрет» композитора на основании ин­тонационных комплексов, характерных для того или ино­го времени. Стилизация, коллаж как популярные средства смысловой выразительности.

Джаз, его эпохальное значение. Выражение в джазе первозданной природы музыкального искусства, его влия­ние на композиторское творчество и исполнительство. Классика и джаз: симфоджаз как самостоятельный жанр в музыкальной культуре, инструменты симфонического оркестра в джазе. Основные формы и жанры джазовой му­зыки — ансамбль (трио, квартет и т. д.), блюз, спиричуэлс, диксиленд, биг- бэнд.

Происхождение джаза и закономерность превращения его в ведущий жанр современной массовой музыкальной культуры.

Ведущие жанры современной массовой музыкаль­ной культуры (бардовская песня, рок, рэп, блюз, шансон и пр.), их положительное и отрицательное влияние на развитие духовного мира личности. Мюзикл и рок-опе­ра, эстрадная музыка, разновидности рока, поп-музыка, рэп и др. Понимание диалектики массовой музыкальной культуры — её высокие образцы и «попса». Противопос­тавление джаза стандартной продукции шоу-бизнеса как частный случай выражения диалектики возвышенного и низменного.

Электронно-компьютерные технологии в музыке, вы­звавшие изменение музыкально-интонационной сферы, принципиально новые способы звукоизвлечения, обусло­вившие тембрально - интонационное обогащение музы­кального исполнительства.



















  1. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

№№п\п

Тема раздела

Тема урока

Дата по плану

Дата по факту

11

2

Законы жизни - законы музыки (6ч)


НФЗ. Урок путешествие «Музыкальный образ».

07.09.17



2

2

Музыкальная драматургия

14.09.17






3

Единство содержания и формы - красота музыки

21.09.17




4

Двойственность формы

28.09.17


55

НФЗ. Урок – игра «Музыкальная форма».

05.10.17


66

Интонационное воспроизведение духовной жизни человека

12.10.17



17

Оперная драматургия как синтетическое действие

(17 ч)


Музыкальная драматургия - развитие музыки

19.10.17


18

НФЗ. Урок путешествие «В музыкальном театре. Опера»

26.10.17



9

Героическая тема в русской музыке. 

09.11.17


110

Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире

16.11.17


111

Сюжеты и образы духовной музыки.

23.11.17


312

4

НФЗ. Урок экскурсия «Рок-опера «Иисус Христос-суперзвезда». 

30.11.17



113

Музыка к драматическому спектаклю.

07.12.17


214

Камерная инструментальная музыка.

14.12.17


115

НФЗ. Урок экскурсия «Опера «Князь Игорь». Русская эпическая опера».

21.12.17


216

Циклические формы инструментальной музыки.

28.12.17


217

Знакомство с музыкальным жанром - соната. 

11.01.18



218

Симфоническая музыка.

18.01.18





219

Симфоническая картина «Празднества» К. Дебюсси.

25.01.18


220

НФЗ. Урок экскурсия «Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок – опер».

01.02.18




21

Рапсодия в стиле блюз Дж. Гершвина.

08.02.18


222

НФЗ. Урок – игра «Инструментальный концерт». 

15.02.18


223

Классика и современность.

22.02.18


324

Композитор и время

(12 ч)


Композиторское искусство-красота музыки.

01.03.18


325

Красота и, правда лёгкой и серьёзной музыки.


15.03.18



326

НФЗ. Урок путешествие «Никто не забыт, ничто не забыто».


22.03.18



327

Жизненная сила музыки П. И. Чайковского.


05.04.18



328

Гармония красоты и правды в жизни и музыке.


12.04.18



329

Не ручей имя ему – океан. Творчество И. С. Баха.

19.04.18


330

Красота и правда шутливой музыки разного времени

26.04.18


331

НФЗ. Урок – игра «Мастерская композитора».

03.05.18


332

Жизненные правила для музыкантов.

10.05.18


333

Известные современные композиторы и исполнители.

17.05.18


334

НФЗ. Урок путешествие «Музыка народов мира».

24.05.18


335

«Пусть музыка звучит!» Итоговый урок.

31.05.18