Филиал муниципального общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа п. Петровский
Краснопартизанского района Саратовской области» в с. Толстовка
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель ШМО Заместитель директора по УВР Директор школы
_______ /Янченкова И.В../ ___________/Воронина Е.В./ _________/Крашенинникова М.А./
Протокол № от «____» __________ 2016 г. Протокол № от
_____________ 2016 г «______»___________2016 г.
Рабочая программа по музыке 7 класс
Разработал учитель
Исаева Ольга Леонтьевна
Рассмотрено
на заседании
педагогического совета
школы
протокол № 1 от
«______» августа 2016 г.
2016 - 2017 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, примерной программой для общеобразовательных учреждений ( «Музыка». 5-7 классы. Авторы: Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская). В большей степени программа ориентирована на реализацию компенсаторной функции искусства: восстановление эмоционально-энергетического тонуса подростков, снятие нервно –психических перегрузок учащихся.
Цель общего музыкального образования и воспитания – развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры.
Задачи:
- развитие музыкальности, музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
-освоение музыки и знаний о музыке, её интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; её взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении, инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений.
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса . потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию, слушательской и исполнительской культуры обучающихся.
Общая характеристика учебного предмета.
Главной темой программы 7 класса является тема «Классика и современность». Предметом рассмотрения в 7 классе являются вечные темы классической музыки и их претворение в произведениях различных жанров; художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки; особенности музыкальной драматургии и развития музыкальных образов в произведениях крупных жанров – опере, балете, мюзикле, рок-опере, симфонии, инструментальном концерте, сюите и др. В сферу изучения входят также жанровые и стилистические особенности музыкального языка, единство содержания и формы музыкальных произведений. Особое внимание уделяется изучению стиля, который рассматривается как отражение мироощущения композитора, как отражение музыкального творчества и исполнения, присущего разным эпохам.
Содержание раскрывается в учебных темах каждого полугодия: тема первого полугодия - «Особенности драматургии сценической музыки»; тема второго полугодия - «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки».
.
Место учебного предмета в учебном плане.
Программа рассчитана на 34 часа в год из расчета 1 час в неделю.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты:
- целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- уважительное отношение к иному мнению, истории культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
- участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;
- признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, . осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
- умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи, размышлять, рассуждать и делать выводы;
- смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникативных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.
Предметные результаты:
- сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;
- развитие общих музыкальных способностей школьников(музыкальной памяти и слуха). А также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;
- расширение музыкального и общего культурного кругозора, воспитанте музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
- овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса.
Учебно-тематическое планирование.
№ | Название раздела | Количество часов |
1. | Особенности драматургии сценической музыки | 17 |
2. | Особенности драматургии камерной и симфонической музыки. | 17 |
| Всего: | 34 |
Календарно-тематическое планирование.
№ урока | Содержание(разделы, темы) | Кол-во часов | Использо-вание ИКТ | Дата |
сквозная | по теме | план | факт |
| | Особенности драматургии сценической музыки | 17 | | | |
1. | 1. | Классика и современность | 1 | | 8.09. | |
2. | 2. | В музыкальном театре. Опера | 1 | презентация | 15.09. | |
3. | 3. | Опера «Князь Игорь | 1 | | 22.09. | |
4. | 4. | Опера «Князь Игорь | 1 | | 29.09. | |
5. | 5. | В музыкальном театре. Балет. | 1 | | 6.10. | |
6. | 6. | Балет «Ярославна» | 1 | презентация | 13.10. | |
7. | 7. | Героическая тема в русской музыке. | 1 | | 20.10. | |
8. | 8. | Первая национальная американская опера. | 1 | | 27.10. | |
9. | 9. | Первая национальная американская опера. | 1 | презентация | 10.11. | |
10. | 10. | Опера «Кармен»- самая популярная опера в мире. | 1 | фонохрестоматия | 17.11. | |
11. | 11. | Образы Хосе и Эскамильо. Балет «Кармен-сюита» | 1 | | 24.11. | |
12. | 12. | Образы Хосе и Эскамильо. Балет «Кармен-сюита» | 1 | | 1.12. | |
13. | 13. | Сюжеты и образы духовной музыки. | 1 | | 8.12. | |
14. | 14. | Высокая месса «От страдания к музыке» | 1 | | 15.12. | |
15. | 15. | Рок-опера. Вечные темы, главные образы. | 1 | | 22.12. | |
16. | 16. | Рок-опера. Вечные темы, главные образы. | 1 | презентация | 12.01. | |
17. | 17. | Музыка к драматическому сюжету «Ромэо и Джульетта». | 1 | | 19.01. | |
| | Особенности драматургии камерной и симфонической музыки. | 17 | | | |
18. | 1. | Два направления музыкальной культуры: духовная музыка, светская музыка. | 1 | | 26.01. | |
19. | 2. | Два направления музыкальной культуры: духовная музыка, светская музыка. | 1 | | 2.02. | |
20. | 3. | Камерная инструментальная музыка. Этюд. Транскрипция. | 1 | | 9.02. | |
21. | 4. | Камерная инструментальная музыка. Этюд. Транскрипция. | 1 | | 16.02. | |
22. | 5. | Циклические формы инструментальной музыки. Сюита в старинном стиле А.Шнитке. | 1 | презентация | 2.03. | |
23. | 6. | Циклические формы инструментальной музыки. Сюита в старинном стиле А.Шнитке. | 1 | | 9.03. | |
24. | 7. | Соната. Соната №8 (Патетическая) Бетховена | 1 | фонохрестоматия | 16.03. | |
25. | 8. | Соната №2 С.Прокофьева. Соната №11 Моцарта. | 1 | фонохрестоматия | 23.03. | |
26. | 9. | Симфоническая музыка. Симфония №103 Гайдна. | 1 | фонохрестоматия | 6.04. | |
27. | 10. | Симфония №40 Моцарта, Симфония №1 Прокофьева. | 1 | фонохрестоматия | 13.04. | |
28. | 11. | Симфония №5 Бетховена, симфония №8 Шуберта. | 1 | фонохрестоматия | 20.04. | |
29. | 12. | Симфония №5 П.Чайковского. | 1 | фонохрестоматия | 27.04. | |
30. | 13. | Симфония №7 Шостаковича. | 1 | | 4.05. | |
31. | 14. | Симфоническая картина «Праздненства» К. Дебюси. | 1 | фонохрестоматия | 11.05. | |
32. | 15. | Инструментальный концерт. | 1 | | 15.05. | |
33. | 16. | Концерт для скрипки с оркестром Хачатуряна. | 1 | фонохрестоматия | 18.05. | |
34. | 17. | Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. Пусть музыка звучит. | 1 | фонохрестоматия | 25.05. | |
Список научно-методического обеспечения.
Программа «Музыка 5- 7классы. Искусство 8-9 классы», М., Просвещение, 2013 г.
Методическое пособие для учителя «Музыка 7 класс», М., Просвещение, 2013г.
«Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 7 класс», М., Просвещение, 2013г
учебник «Музыка. 7 класс», М., Просвещение, 2014г.
«Творческая тетрадь «Музыка.7 класс» М., Просвещение, 2013 г.
Сергеева Г.П. Уроки музыки :7 класс,: пособие для учителя / Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. – М.: Просвещение, 2013.