Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат № 11»
Рассмотрено на МО Протокол № __ от «___» ______20_ г Рук.МО _____ Н.В. Супчан | Согласовано ЗД по УР ________ С.Е. Шишканова «_____» _________20_ г | Утверждаю директор ________ С.М. Крымзина «_____» _________20_ г Приказ № ____от «___» ____20_ г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По музыке
Уровень образования для 2 класса
Количество часов 34
Учитель Рябова Марина Олеговна
Программа разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой
р.п.Ванино
2017 год
Пояснительная записка
Планирование составлено на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599);
Адаптированной основной образовательной программы краевого государственного казенного общеобразовательного учреждения, реализующего адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат № 11»
Программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1-4 классы./ Программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5 – 9 классы. Под ред. В.В.Воронковой. Москва: Гуманитарный издательский центр «Владос»
Количество часов: всего - 34 часа; в неделю - 1 час.
Целью музыкального воспитания является овладение детьми музыкальной культурой, развитие музыкальности учащихся. Под музыкальностью подразумеваются умения и навыки, необходимые для музыкальной деятельности. Это умение слушать музыку, слухоречевое координирование, точность интонирования, умение чувствовать характер музыки и адекватно реагировать на музыкальные переживания, воплощенные в ней, умение различать такие средства музыкальной выразительности, как ритм, темп, динамические оттенки, ладогармонические особенности, исполнительские навыки.
Исходя из целей музыкального воспитания, выделяется комплекс задач, стоящих перед преподавателем на уроках музыки и пения.
Задачи образовательные:
· формировать знания о музыке с помощью изучения произведений различных жанров, а также в процессе собственной музыкально-исполнительской деятельности;
· формировать музыкально-эстетический словарь;
· формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности;
· совершенствовать певческие навыки;
· развивать чувство ритма, речевую активность, звуковысотный слух, музыкальную память и способность реагировать на музыку, музыкально-исполнительские навыки.
Задачи воспитывающие:
· помочь самовыражению умственно отсталых школьников через занятия музыкальной деятельностью;
· способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения;
· содействовать приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими, развивать эмоциональную отзывчивость;
· активизировать творческие способности.
Задачи коррекционно-развивающие:
· корригировать отклонения в интеллектуальном развитии;
· корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи.
Содержание программного материала уроков состоит из музыкальных сочинений для слушания и исполнения вокальных упражнений. Основу содержания программы составляют произведения отечественной (русской) музыкальной культуры: музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная.
В программу включены следующие разделы: пение, слушание музыки, элементы нотной грамоты. В зависимости от использования различных видов музыкальной и художественной деятельности, наличия темы, используются доминантные, комбинированные, тематические и комплексные типы уроков.
Основной задачей подготовительной части урока является уравновешивание деструктивных нервно-психических процессов, преобладающих у детей в классе. Для этого подбираются наиболее адекватные виды музыкальной деятельности, обладающие либо активизирующим, либо успокаивающим эффектом. Тонизирующее воздействие оказывает на детей прослушивание бодрой, веселой музыки танцевального характера, выполнение танцевально-ритмической разминки, совместное пение любимой песни, несложная игра на простейших музыкальных инструментах. Успокаивающее, расслабляющее воздействие на детей оказывает совместное пение или слушание спокойной, любимой всеми музыки лирического содержания, близкой по характеру к колыбельной. Дополнительно применяются методы прямого коррекционного воздействия - убеждение и внушение.
Раздел «Пение» включает произведения для формирования вокально-хоровых навыков и умений, учащихся в зависимости от уровня певческого развития по годам обучения. Классика, фольклор, современная (зарубежная и отечественная) песня – основа формирования вокально-хорового репертуара классного хора.
В работе с солистами и при инсценировании песен внимание должно быть направлено на чистоту интонации, строя и ансамбля. Пение без сопровождения способствует выработке стройности и чистоты интонации, красоты звука, ансамбля. Пение без сопровождения способствует выработке стройности и чистоты интонации, красоты звука, ансамбля, воспитывает привычку к слуховому самоконтролю. Задача творческого раскрытия образа песни является главной и подчиняет себе вокально-технические приемы исполнения. В формировании устойчивого интереса к хоровому пению значительную роль играет «концертное» исполнение песни.
В разделе «Слушание музыки» важным является создание благоприятных условий для восприятия музыки: атмосфера концертного зала, доверительное общение со сверстниками и учителем. Опыт слушания учащимися высокохудожественной музыки, накопленной в начальной школе, является основой для дальнейшего изучения музыкального материала в старших классах.
Раздел «Элементы музыкальной грамоты» содержит элементарный минимум знаний о музыке и музыкальной деятельности.
В программе 2 класса два раздела: «Песни моего детства» и « Веселые нотки»; Отличительная особенность этой программы и всего учебно-методического комплекса – включение в контекст уроков музыки сведений из истории, литературы и изобразительного искусства
Панируемые предметные результаты по учебному предмету музыка для 2 класса
Достаточный уровень | Минимальный уровень |
- уметь различать высокие и низкие, долгие и короткие звуки; - знать музыкальные инструменты и их звучание (орган, арфа, флейта); - понимать характер и содержание музыкальных произведений; - уметь различать музыкальные коллективы (ансамбль, оркестр). - исполнять без сопровождения простые, хорошо знакомые песни; - различать мелодию и сопровождение в песне и в инструментальном произведении; - исполнять выученные песни ритмично и выразительно, сохраняя строй и ансамбль | .- различать музыкальные инструменты и их звучание (орган, арфа, флейта); - различать музыкальные коллективы (ансамбль, оркестр). - различать мелодию и сопровождение в песне и в инструментальном произведении; - подпевать простые, хорошо знакомые песни; |
Планируемые личностные результаты:
Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
Целостное восприятие окружающего мира.
Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Формирование базовых учебных действий обучающихся
Группа БУД действий | Перечень учебных действия |
Личностные учебные действия | положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию |
Коммуникативные учебные действия | использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем обращаться за помощью и принимать помощь слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми |
Регулятивные учебные действия | входить и выходить из учебного помещения со звонком ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения) пользоваться учебной мебелью адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.) работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе и оценивать свои действия и действия одноклассников соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов |
Познавательные учебные действия | выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях). |
Содержание программы по музыке во 2 классе
№п/п | Название раздела | Краткое содержание раздела |
1 | Пение | Закрепление певческих навыков и умений на материале, пройденном в предыдущих классах, а также на новом материале. Исполнение песенного материала в диапазоне до1- до 2. Дальнейшая работа над чистотой интонирования и выравниванием звучания на всем диапазоне. Развитие умения правильно интонировать выученные песни в составе группы и индивидуально, четко выдерживать ритмический рисунок произведения без сопровождения учителя и инструмента (а капелла). Совместное согласованное пение. Одновременное начало и окончание исполнения. Развитие артикуляционного аппарата, умения правильно формировать гласные и отчетливо произносить согласные звуки, интонационно выделять гласные звуки в зависимости от смыслового отношения слова в тексте песни. |
2 | Слушание музыки | Развитие эмоциональной отзывчивости и реагирования на музыку различного характера. Развитие умения различать звуки по высоте (высокие — низкие) и длительности (долгие — короткие). Формирование представлений о плавном и отрывистом проведении мелодии в музыкальных произведениях. Формирование представлений о различных музыкальных коллективах: ансамбль, оркестр. Знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием: орган, арфа, флейта. Игра на музыкальных инструментах. Закрепление навыков игры на ударно-шумовых инструментах, обучение игре на металлофоне. |
3 | Элементы музыкальной грамоты | Знакомство с понятиями: «нота», «нотный стан», «скрипичный ключ», высота и длительность ноты Формирование элементарных понятий о размере: 2/4. Работа над «звучащими жестами», ритмом - звучание музыкальных инструментов: флейта, труба, скрипка, гитара, арфа; - значение эелементарных дирижерских жестов; -значение слов: петь соло и хором; |
Тематическое планирование
№п/п | Название раздела /темы | Кол-во часов | Основные виды деятельности обучающихся: |
1 | Весёлые нотки | 13 | Слушание Развитие эмоциональной отзывчивости и реагирования на музыку различного характера. Развитие умения различать звуки по высоте (высокие-низкие) и длительности (долгие-короткие). Формирование представлений о плавном и отрывистом проведении мелодии в музыкальных произведениях. Формирование представлений о различных музыкальных коллективах: ансамбль, оркестр. Знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием: орган, арфа, флейта. Игра на музыкальных инструментах. Закрепление навыков игры на ударно-шумовых инструментах, обучение игры на металлофоне. Музыкальные произведения для слушания: «Лебедь». Из сюиты «Карнавал животных». К. Сен-Сане. «Менуэт». Л. Боккерини. «Свадебный марш». Ф. Мендельсон. Из музыки к комедии В. Шекспира «Сон в летнюю ночь». «Марш» С. Прокофьев. Из симфонической сказки «Петя и Волк». «Марш деревянных солдатиков». Из «Детского альбома». П. Чайковский. «Добрый жук». А. Спадавеккиа — Е. Шварц. Из кинофильма «Золушка». «Рамиресс». Жаворонок. «Итальянская полька».С. Рахманинов. «Кашалотик». Музыка Р. Паулса, слова И. Резника. «Настоящий друг». Музыка Б. Савельева, слова М. Пляцковского. «Колыбельная Медведицы». Из мультфильма «Умка». Музыка Е. Крылатова, слова Ю. Яковлева. «Будьте добры». Из мультфильма «Новогоднее приключение». Музыка А. Флярковского, слова А. Санина. «Волшебный цветок». Из мультфильма «Шелковая кисточка». Музыка Ю. Чичкова, слова М. Пляцковского. «Когда мои друзья со мной». Из кинофильма «По секрету всему свету». Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского. «Песенка Деда Мороза». Из мультфильма «Дед Мороз и лето». Музыка Е. Крылатова, слова Ю. Энтина. |
2 | Песни моего детства | 13 | Пение. Закрепление певческих навыков и умений на материале, пройденном в предыдущих классах, а также на новом материале. Исполнение певческого материала в диапазоне до1- до2. Дальнейшая работа над чистотой интонирования и выравнивания звучания на всем диапазоне. Развитие умения правильно интонировать выученные песни в составе группы и индивидуально, четко выдерживать ритмический рисунок произведения без сопровождения учителя и инструмента. Совместное согласованное пение. Одновременное начало и исполнение пения. Развитие артикуляционного аппарата, умения правильно формировать гласные и отчетливо произносить согласные звуки в зависимости от смыслового отношения слова в тексте песни. Музыкальный материал для пения Первая четверть «На горе-то калина». Русская народная песня. «Каравай». Русская народная песня. «Неприятность эту мы переживем». Из мультфильма «Лето кота Леопольда». Музыка Б. Савельева, слова А. Хаита. «Огородная-хороводная». Музыка Б. Можжевелова, слова А. Пассовой. Вторая четверть «Как на тоненький ледок». Русская народная песня. Обработка И. Иорданского. «Новогодняя». Музыка А. Филиппенко, слова Г. Бойко (перевод с украинского М. Ивенсен). «Новогодняя хороводная». Музыка А. Островского, слова Ю. Леднева. Третья четверть «Песня о пограничнике». Музыка С. Богославского, слова О. Высотской. «Песню девочкам поем». Музыка Т. Попатенко, слова 3. Петровой. «Мамин праздник». Музыка Ю. Гурьева, слова С. Вигдорова. «Улыбка». Из мультфильма «Крошка Енот». Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского. Четвертая четверть «Бабушкин козлик». Русская народная песня. «Если добрый ты». Из мультфильма «День рождения кота Леопольда». Музыка Б. Савельева, слова А. Хаита. «На крутом бережку». Из мультфильма «Леопольд и золотая рыбка». Музыка Б. Савельева, слова А. Хаита. |
3 | Элементы нотной грамоты. | 3 | Инструментальное музицирование. Коллективное музицирование на элементарных и электронных музыкальных инструментах. Участие в исполнении музыкальных произведений. Опыт индивидуальной творческой деятельности (сочинение, импровизация). |
4 | Музыкально – ритмические игры: | 5 | Драматизация музыкальных произведений. Театрализованные формы музыкально-творческой деятельности. Музыкальные игры, инсценирование песен, танцев, игры-драматизации. Выражение образного содержания музыкальных произведений с помощью средств выразительности различных искусств. Музыкально – ритмические игры: Музыкально-ритмические игры: К. Орф: «Бабочки и жуки». К. Орф: «Гости». Е. Тиличеева: «Дождик». Е. Тиличеева: «На лыжах». Е. Тиличеева: «Громко-тихо». Е. Тиличеева: «Лестница». К. Орф: «Хозяюшка». К. Орф: «Ворона». К. Литовко: «Ути-ути». |
Итого часов: | | 34 | |
Форма организации занятий
• Слушание музыки
• Исполнительская деятельность
• Пение
• Музыкально – познавательная деятельность
Календарно-тематическое планирование по музыке
во 2 классе
на 2017 – 2018 учебный год
№ | Раздел | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
1 четверть 8 часов |
-
| Пение | «На горе-то калина» русская народная песня | 1 | |
-
| Элементы музыкальной грамоты | Звуки по высоте и длительности Музыкально-ритмическая игра: Е. Тиличеева: «Громко-тихо». | 1 | |
-
| Пение | «Каравай» русская народная песня Музыкально-ритмическая игра: К. Орф: «Бабочки и жуки». | 1 | |
-
| «Неприятность эту мы переживем». Песня из мультфильма «Лето кота Леопольда» муз. Б. Савельева, сл. А. Хаита | 1 | |
-
| Элементы музыкальной грамоты | Музыкальные инструменты (орган, арфа, флейта). Звуки по высоте и длительности | 1 | |
-
| Пение | «Огородная-хороводная» Муз. Б. Можжевелова, слова А. Пассовой | 1 | |
-
| Слушание музыки | К. Сен-Сане. «Лебедь» из сюиты «Карнавал животных». | 1 | |
-
| Л. Боккерини «Менуэт» Музыкально-ритмическая игра: Е. Тиличеева: «Громко-тихо». | 1 | |
2 четверть 7 часов |
-
| Слушание музыки | Ф. Мендельсон. Свадебный марш. Из музыки к комедии В. Шекспира «Сон в летнюю ночь» | 1 | |
-
| Пение | «Как на тоненький ледок» русская народная песня. Обработка И. Иорданског | 1 | |
-
| Слушание музыки | С. Прокофьев. Марш. Из симфонической сказки «Петя и Волк» | 1 | |
-
| П. Чайковский. Марш деревянных солдатиков. Из «Детского альбома» | 1 | |
-
| Пение | Новогодняя. Музыка А. Филиппенко, слова Г | 1 | |
-
| Слушание музыки | А. Спадавеккиа — Е. Шварц. Добрый жук. Из кинофильма «Золушка» | 1 | |
-
| Рамиресс. Жаворонок Музыкально-ритмическая игра: Е. Тиличеева: «На лыжах». | 1 | |
3 четверть 11 часов |
-
| Пение | Бойко (перевод с украинского М. Ивенсен). Новогодняя хороводная. Музыка А. Островского, слова Ю. Леднева | 1 | |
-
| Слушание музыки | С. Рахманинов. Итальянская полька | 1 | |
-
| Пение | «Песня о пограничнике» муз. С. Богославского, сл. О. Высотской | 1 | |
-
| Слушание музыки | «Кашалотик» музыка Р. Паулса, слова И. Резника Музыкально-ритмическая игра: Е. Тиличеева: «Лестница». | 1 | |
-
| «Настоящий друг» музыка Б. Савельева, слова М. Пляцковского | 1 | |
-
| Пение | «Песню девочкам поем» Музыка Т. Попатенко, слова 3. Петровой | 1 | |
-
| Слушание музыки | «Будьте добры» Из мультфильма «Новогоднее приключение». Музыка А. Флярковского, слова А. Санина | 1 | |
-
| Пение | «Мамин праздник». Музыка Ю. Гурьева, слова С. Вигдорова Музыкально-ритмическая игра: К. Орф: «Хозяюшка». | 1 | |
-
| Слушание музыки | «Колыбельная Медведицы» из мультфильма «Умка». Музыка Е. Крылатова, слова Ю. Яковлева | 1 | |
-
| «Волшебный цветок» из мультфильма «Шелковая кисточка». Музыка Ю. Чичкова, слова М. Пляцковского | 1 | |
-
| Пение | «Улыбка» из мультфильма «Крошка Енот». Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского | 1 | |
4 четверть 8 часов |
-
| Пение | «Бабушкин козлик» русская народная песня. Музыкально-ритмическая игра: К. Орф: «Бабочки и жуки». | 1 | |
-
| Слушание музыки | «Когда мои друзья со мной» из кинофильма «По секрету всему свету». Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского | 1 | |
-
| Пение | «Если добрый ты» из мультфильма «День рождения кота Леопольда». Музыка Б. Савельева, слова А. Хаита | 1 | |
-
| Слушание музыки | «На крутом бережку» из мультфильма «Леопольд и золотая рыбка». Музыка Б. Савельева, слова А. Хаита | 1 | |
-
| Пение | На крутом бережку. Из мультфильма «Леопольд и золотая рыбка». Музыка Б. Савельева, слова А. Хаита | 1 | |
-
| Слушание музыки | Песенка Деда Мороза. Из мультфильма «Дед Мороз и лето». Музыка Е. Крылатова, слова Ю. Энтина | 1 | |
-
| Повторение | Исполнение разученных песен Музыкально-ритмическая игра: К. Литовко: «Ути-ути». «Танец маленьких утят» | 1 | |
-
| Повторение | 1 | |
| Итого | | 34 | |
Материально – техническое обеспечение образовательного процесса
Материально-технические условия реализации программы учебного предмета «Музыка I – IV классы» должны обеспечивать возможность достижения обучающимися требований к результатам освоения программы, установленных Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями). Материально-техническая база образовательной организации должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Материально-техническое обеспечение по реализации программы учебного предмета «Музыка I – IV классы» включает в себя печатные пособия; цифровые средства обучения; технические средства обучения; учебно-практическое оборудование.
Печатные пособия:
- учебно-методический комплект (учебное пособие, методическое пособие для учителя, , нотные хрестоматии для слушания музыки, хорового исполнительства, коллективного инструментального исполнительства);
- портреты композиторов;
- портреты исполнителей и дирижеров;
- демонстрационный комплект: музыкальные инструменты.
- дидактический раздаточный материал;
- наглядные пособия и наглядно-дидактические материалы: нотоносец и карточки с изображением нот, ритмическое лото, музыкальные ребусы и т.д.
Информационно-коммуникационные средства обучения:
- информационные сайты, интернет-ресурсы, энциклопедии и др.;
- мультимедийные энциклопедии;
- аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке (CD);
- видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов;
- видеофильмы с записью фрагментов из балетных спектаклей;
- видеофильмы с записью известных оркестровых коллективов;
- видеофильмы с записью известных хоровых коллективов и т.д.
Технические средства обучения (включая специализированные компьютерные инструменты обучения, мультимедийные средства) дают возможность удовлетворить особые образовательные потребности обучающихся, способствуют мотивации учебной деятельности, развивают познавательную активность обучающихся:
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- экран;
- принтер;
- интерактивная доска;
- музыкальный центр;
- DVD.
Учебно-практическое оборудование:
- аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала;
- музыкальный инструмент: фортепиано (пианино/рояль); клавишный синтезатор;
- комплект элементарных музыкальных инструментов:
бубен;
бубенцы;
колокольчики;
кастаньеты;
ритмические палочки;
ручной барабан;
ксилофон;
ложки (музыкальные ложки);
маракас;
металлофон;
погремушки;
треугольник;