СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по наглядной геометрии 5 класс

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание курса «Наглядная геометрия» и методика его изучения обеспечивают развитие творческих способностей ребенка (гибкость его мышления, «геометрическую зоркость», интуицию, воображение). Вместе с тем наглядная геометрия обладает высоким эстетическим потенциалом, огромными возможностями для эмоционального и духовного развития человека.

Одной из важнейших задач в преподавании наглядной геометрии является вооружение обучающихся геометрическим методом познания мира, а также определенным объемом геометрических знаний и умений, необходимых ученику для нормального восприятия окружающей действительности.

Приобретение новых знаний обучающимися осуществляется в основном в ходе их самостоятельной деятельности. Среди задачного и теоретического материала акцент делается на упражнения, развивающие «геометрическую зоркость», интуицию и воображение обучающихся. Уровень сложности задач таков, чтобы их решения были доступны большинству обучающихся.

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 5 классов.

Просмотр содержимого документа
«рабочая программа по наглядной геометрии 5 класс»























РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ПО ПРЕДМЕТУ


НАГЛЯДНАЯ ГЕОМЕТРИЯ


базовый уровень





5 класс















Пояснительная записка.


Одной из важнейших задач школы является воспитание культурного, всесторонне развитого человека, воспринимающего мир как единое целое. Каждая из учебных дисциплин объясняет ту или иную сторону окружающего мира, изучает ее, применяя для этого разнообразные методы.

Геометрия – это раздел математики, являющийся носителем собственного метода познания мира, с помощью которого рассматриваются формы и взаимное расположение предметов, развивающий пространственные представления, образное мышление обучающихся, изобразительно-графические умения, приемы конструктивной деятельности, т.е. формирует геометрическое мышление.

Целью изучения до систематического курса геометрии – курса наглядной геометрии является всестороннее развитие геометрического мышления обучающихся 5-6-х классов с помощью методов геометрической наглядности. Изучение и применение этих методов в конкретной задачной и житейской ситуациях способствуют развитию наглядно-действенного и наглядно-образного видов мышления.

Геометрия как учебный предмет обладает большим потенциалом в решении задач согласования работы образного и логического мышления, так как по мере развития геометрического мышления возрастает его логическая составляющая.

Содержание курса «Наглядная геометрия» и методика его изучения обеспечивают развитие творческих способностей ребенка (гибкость его мышления, «геометрическую зоркость», интуицию, воображение). Вместе с тем наглядная геометрия обладает высоким эстетическим потенциалом, огромными возможностями для эмоционального и духовного развития человека.

Одной из важнейших задач в преподавании наглядной геометрии является вооружение обучающихся геометрическим методом познания мира, а также определенным объемом геометрических знаний и умений, необходимых ученику для нормального восприятия окружающей действительности.

Приобретение новых знаний обучающимися осуществляется в основном в ходе их самостоятельной деятельности. Среди задачного и теоретического материала акцент делается на упражнения, развивающие «геометрическую зоркость», интуицию и воображение обучающихся. Уровень сложности задач таков, чтобы их решения были доступны большинству обучающихся.

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 5 классов и реализуется на основе следующих документов:

  1. Государственный стандарт начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004г № 1089

  2. Учебный план МОБУ Лицей на 2013-2014 учебный год.

  3. Примерная программа основного общего образования по математике. Математика. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. - М.; Вентена-Граф, 2008

  4. Программы. Математика 5-6 классы. Авторы: И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович, Москва 2009г

  5. Программа углубленной работы в 5, 6 классах № 32, 1998 год

Программа соответствует учебнику «Математика» для пятого классов образовательных учреждений /Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбург –М. Мнемозина, 2004-2009 гг.






Цели курса.


Через систему задач организовать интеллектуально-практическую и исследовательскую деятельность учащихся, направленную на: развитие пространственных представлений, образного мышления, изобразительно графических умений, приемов конструктивной деятельности, умений преодолевать трудности при решении математических задач, геометрической интуиции, познавательного интереса учащихся, развитие глазомера, памяти обучение правильной геометрической речи; формирование логического и абстрактного мышления, формирование качеств личности (ответственность, добросовестность, дисциплинированность, аккуратность, усидчивость).


Задачи курса.


Вооружить обучающихся определенным объемом геометрических знаний и умений, необходимых им для нормального восприятия окружающей деятельности. Познакомить обучающихся с геометрическими фигурами и понятиями на уровне представлений, изучение свойств на уровне практических исследований, применение полученных знаний при решении различных задач. Основными приемами решения задач являются: наблюдение, конструирование, эксперимент. Развитие логического мышления обучающихся строения курса, которое, в основном, соответствует логике систематического курса, а во-вторых, при решении соответствующих задач, как правило, “в картинках”. На занятиях наглядной геометрии предусмотрено решение интересных головоломок, занимательных задач, бумажных геометрических игр и т.п. Этот курс поможет развить у ребят смекалку и находчивость при решении задач. Приобретение новых знаний обучающимися осуществляется в основном в ходе их самостоятельной деятельности. Среди задачного и теоретического материала акцент делается на упражнения, развивающие “геометрическую зоркость”, интуицию и воображение обучающихся. Уровень сложности задач таков, чтобы их решения были доступны большинству обучающихся.

Для построения и развития непрерывной образовательной траектории в МОБУ Лицей и углубленного изучения предметов технического и естественнонаучного профиля на II ступени обучения в 5 А, 5 Б за счет компонента образовательного учреждения в рамках экспериментальной площадки введены по 34 часа в год (1 ч. в неделю) предмет «Наглядная геометрия», в том числе 19 часов для изучения теории, 13 часов для проведения практических работ, 2 часа – на повторение материала.



Учебно-тематический план.


Тема

Кол-во часов

теория

практика

практическая работа

1.Введение.Простейшие геометрические фигуры. Точки, прямые, отрезки.

10

6

3

1

2. Окружность. Угол.

10

5

3

2

3. Фигуры на плоскости.

6

4

1

1

4.Прямоугольный параллелепипед. Куб.

5

4


1

Зачетная работа.

3


1

2







Содержание программы курса «Наглядная геометрия»


Раздел, тема

Содержание учебного материала

Требования к уровню подготовки обучающихся

Основные виды деятельности обучающихся

Виды и формы контроля

Введение. Простейшие геометрические фигуры. Точки, прямые, отрезки

Простейшие геометрические фигуры. Исторические сведения.

Точки. Прямые. Их обозначения. Плоскость.

Взаимное расположение точек и прямых.

Отрезок. Расстояние между двумя точками (длина отрезка). Свойства расстояния между точками. Луч.

Знать: понятия плоскости, прямой, отрезка, луча, их обозначение. Определение параллельных и перпендикулярных прямых, их свойства.

Уметь: показывать предметы, дающие представление о плоскости, строить параллельные и перпендикулярные прямые.

Урок-лекция Комбинированный урок

Тестирование, практическая работа.

Окружность Угол

Окружность и круг. Радиус окружности. Диаметр окружности.

Угол. Виды углов. Измерение углов. Биссектриса угла.

Знать: понятия окружности, круга и их элементов; угла, виды углов.

Уметь: чертить окружность, угол, биссектрису угла; измерять углы.

Урок-лекция Комбинированный урок

Тестирование, практическая работа.

Фигуры на плоскости

Ломаные.

Многоугольник.

Треугольник. Построение треугольников.

Знать: понятие ломаной, многоугольника; треугольника. Уметь: чертить ломаную, треугольник.

Урок-лекция Комбинированный урок

Тестирование, практическая работа.

Прямоугольный параллелепипед. Куб

Прямоугольный параллелепипед, элементы прямоугольного параллелепипеда. Куб, элементы куба.

Знать: определение прямоугольного параллелепипеда; элементы прямоугольного параллелепипеда; знать свойства куба.

Уметь: составлять различные фигуры.

Урок-лекция Комбинированный урок

Тестирование, практическая работа




Требования к уровню подготовки выпускников, обучающихся.


  • осознать, что геометрические формы являются идеализированными образами реальных объектов

  • усвоить первоначальные сведения о плоских фигурах, объемных телах,

  • научиться использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира

  • усвоить практические навыки использования геометрических инструментов

  • научиться решать простейшие задачи на построение, вычисление

  • уметь изображать фигуры.


Уровень обязательной подготовки определяется следующим образом:

  • распознавать на чертежах и моделях геометрические фигуры (отрезки, углы, треугольники, их частные виды, четырехугольники, окружность, ее элементы)

  • уметь изображать геометрические чертежи согласно условию задачи

  • овладеть практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур

  • уметь решать несложные задачи на вычисление геометрических величин, применяя некоторые свойства фигур

  • владеть алгоритмами простейших задач на построение

  • овладеть основными приемами решения задач: наблюдение, конструирование, эксперимент

  • уметь определять геометрическое тело по рисунку, видеть свойства конкретного геометрического тела.


Литература и средства обучения:


  1. Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. Наглядная геометрия. 5 – 6 классы: пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2008.

  2. Панчищина В.А., Гельфман Э.Г., Ксенева В.Н. и др. Математика: наглядная геометрия: учебное пособие для 5 – 6 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2008.

  3. Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Математика: Задачи на смекалку: 5 – 6 кл. – М.: Просвещение, 2009.

  4. Смирнова Е.С. Курс наглядной геометрии: Методическая разработка для 5 кл.: Книга для учителя. М.: Просвещение, 2009.


















МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ ______________________________________________________


Амурская область, город Зея, улица Народная, д.21, г.Зея; телефон (416 58) 2 40 64







ПРИЛОЖЕНИЕ К РАБОЧЕЙПРОГРАММЕ,

утвержденной приказом

МОБУ Лицей

от 05.09.2013 № 159-од




КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


ПО ПРЕДМЕТУ


НАГЛЯДНАЯ ГЕОМЕТРИЯ


базовый уровень






5 класс




Автор: Богданова

Анна Ивановна,

учитель математики,

МОБУ Лицей






2013 г.

г. Зея


























СОГЛАСОВАНО


Заместитель директора

по учебно-воспитательной

работе МОБУ Лицей

___________Т.Г.Решетникова


2013




Рассмотрена на заседании методического объединения учителей математики, физики, информатики

(протокол от 03.09.2013. № 1)


Руководитель МО __________ О.С. Капишова






Календарно-тематический план.


№ урока

Тема урока

Практика, контроль.

Дата проведения урока

По плану

Фактическая


1.Введение. Простейшие геометрические фигуры. Точки, прямые, отрезки (10 уроков)



1

Геометрия и геометрические фигуры. Исторические сведения

Комбинированный урок

03.09.2013

03.09.2013

2

Точки. Прямые. Их обозначения

Урок-лекция

10.09.2013

10.09.2013

3

Точки. Прямые. Их обозначения

Урок-практикум

17.09.2013

17.09.2013

4

Плоскость

Комбинированный урок

24.09.2013

24.09.2013

5

Взаимное расположение точек и прямых на плоскости.

Комбинированный урок

01.10.2013

Б 01.10.2013

А 02.10.2013

6

Отрезок. Расстояние между двумя точками

Комбинированный урок самостоятельная работа

08.10.2013

Б 08.10.2013

А 15.10.2013

7

Свойства расстояния между точками

Урок-лекция

15.10.2013

Б 15.10.2013

А 22.10.2013

8

Свойства расстояния между точками

Урок-практикум

22.10.2013

Б 22.10.2013

А 01.11.2013

9

Практическая работа № 1

Урок-практикум

29.10.2013







10

Луч

Урок-лекция

12.11.2013

12.11.2013


2. Окружность. Угол (10 урока)



11

Окружность и круг

Комбинированный урок

19.11.2013

19.11.2013

12

Радиус окружности

Комбинированный урок самостоятельная работа

26.11.2013

26.11.2013

13

Диаметр окружности

Урок-лекция

03.12.2013

03.12.2013

14

Диаметр окружности

Урок-практикум

10.12.2013

10.12.2013

15

Угол. Виды углов

Комбинированный урок

17.12.2013

17.12.2013

16

Практическая работа № 2

Урок-практикум

24.12.2013

24.12.2013






17

Измерение углов

Комбинированный урок

14.01.2014

14.01.2014

18

Биссектриса угла

Урок-лекция самостоятельная работа

21.01.2014

21.01.2014

19

Биссектриса угла

Урок-практикум

28.01.2014

28.01.2014

20

Практическая работа № 3

Урок-практикум

04.02.2014



3. Фигуры на плоскости (6 урока)



21

Ломаная линия

Комбинированный урок

11.02.2014

11.02.2014

22

Замкнутая ломаная линия

Комбинированный урок

18.02.2014

18.02.2014

23

Многоугольник

Комбинированный урок самостоятельная работа

25.02.2014

25.02.2014

24

Треугольник

Урок-практикум

04.03.2014

04.03.2014

25

Виды треугольника. Построение треугольников

Комбинированный урок самостоятельная работа

11.03.2014

11.03.2014

26

Практическая работа № 4

Урок-практикум

18.03.2014

18.03.2014







4.Прямоугольный параллелепипед.

Куб (5 урока)



27

Прямоугольный параллелепипед

Комбинированный урок

01.04.2014

01.04.2014

28

Элементы прямоугольного параллелепипеда

Комбинированный урок

08.04.2014

08.04.2014

29

Куб

Комбинированный урок самостоятельная работа

15.04.2014

15.04.2014

30

Элементы прямоугольного параллелепипеда и куба

Урок-практикум самостоятельная работа

22.04.2014


31

Практическая работа № 5

Урок-практикум

29.04.2014



Повторение (3 урока)



32

Повторение

Урок обобщения, систематизации и корректировки знаний, умений, навыков

06.05.2014


33-34

Зачетная работа

Урок-практикум

13.05.2014

20.05.2014




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!