Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гожанская основная общеобразовательная школа»
«Согласовано» _________/__________/ «___» _________ 2016 г. | | «Утверждаю» Директор МБОУ «Гожанская основная общеобразовательная школа» _____ /Садиокова В.Т./ Приказ № ______ от «___» _________ 2016 г. |
Рабочая программа
по обществознанию
5класса
Разработана
учителем Мелкомуковой О.М.
2016- 2017 учебный год
2. Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и программы основного общего образован ,на основе авторской программы Л.Н. Боголюбова Обществознание5 класс. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения обществознания, которые определены стандартом. Рабочая программа ориентирована, в соответствии со стандартом второго поколения
Изучение обществознания в 5 классе направлено на достижение следующих целей:
1. Развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам: приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
Освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;,
Овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях.
Формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско - общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно – бытовых отношений
Исходя из концептуальных подходов к современному обществоведческому образованию и особенностей учащихся отроческого (подросткового) возраста, курс призван решить следующие задачи:
- создать содержательные и организационно - педагогические условия для усвоения подростками важных для становления личности элементов культуры (знаний, опыта практической и познавательной, коммуникативной, эмоционально-оценочной деятельности);
- способствовать усвоению на информационном, практическом и эмоциональном уровне идеалов и ценностей демократического общества (патриотизма, уважения гражданских прав и свобод, осознанного и ответственного выбора в условиях социальных альтернатив);
- помочь сориентироваться в основных этических и правовых нормах, в формировании рефлексивного отношения к правилам общежития, трудового и учебного взаимодействия, способствовать личностному самоопределению;
- содействовать освоению на информационном и эмпирическом уровне основных социальных ролей в пределах дееспособности личности в подростковом возрасте (член семьи, учащийся школы, труженик, собственник, потребитель, гражданин);
- обеспечить практическое владение способами получения адаптированной социальной информации из различных источников, включая анализ положения в своем регионе (городе, селе), рефлексию личного социального опыта, актуальной социальной практики, в том числе включенной в содержание курса;
- предоставить возможность учащимся существенно расширить активный словарь через включение в него основных обществоведческих терминов и понятий, которые могут быть освоены на уровне не ниже их распознавания (узнавания) и воспроизведения (называния), правильного употребления в различном контексте в процессе ориентировки в социальной информации;
- помочь формированию осведомленности и практическому освоению конструктивных способов учебной и социальной коммуникации, при котором достигается толерантное взаимоприятие партнера, гуманное поведение в социальных конфликтах;
- предоставить для практического освоения необходимую информацию о возможностях и особенностях получения образования, рефлексии своих склонностей, способностей и перспектив допрофессиональной подготовки.
В 5 классе содержание курса носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «окружающий мир», изучаемому в начальной школе. Задача данной программы – закрепить и углубить эти знания на новом учебном материале, чтобы добиться свободного оперирования ими в познавательной и практической деятельности учащихся. Открывается курс темой «Человек», где рассматриваются важнейшие социальные свойства человека. Программа последовательно вводит ученика в расширяющийся круг социальных институтов: от самого близкого и эмоционально значимого – тема «Семья» и «Школа» через раскрытие важнейшей стороны человеческой жизни в теме «Труд» до самого общественно значимого – тема «Родина». Учащиеся расширяют круг сведений не только о важнейших социальных институтах и их общественном назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними. Каждая тема программы 5 класса разбита на 2 урока и предполагает выделение специальных уроков-практикумов, на которых учащиеся выполняют практические задания, развивают свои познавательные, коммуникативные умения, закрепляют на практике усвоенное содержание. Учебный план отводит на обществознание в 5 классе 1 ч в неделю, всего 35ч.
3.Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере:
познавательной
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
ценностно-мотивационной
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
трудовой
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетической
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
4.Содержание учебного предмета
Название раздела, тем | Кол- во часов | Содержание учебного предмета | Формы организации урока | Виды учебной деятельности |
Введение Загадка человека | 1 | Знакомство с курсом «Обществознание». Структура, особенности методического аппарата учебника. | Урок первичного предъявления новых знаний | Усваивают, что «общество» и «человек» это понятия и сложные системы для изучения. |
Отрочество - особая пора жизни | 1 | Цели и ценность человеческой жизни. Природа человека. Человек – биологическое и социальное существо. Отличие человека от животных. | Урок общеметодологической направленности | Раскрывают на конкретных примерах цели и ценность человеческой жизни. Характеризуют и конкретизируют конкретными примерами биологическое и социальное в природе человека. Сравнивают свойства человека и животных |
Учимся общаться | 1 | Наследственность | Урок овладения новыми предметными знаниями | Характеризуют и конкретизируют конкретными примерами биологическое и социальное в природе человека. Сравнивают свойства человека и животных |
Семья и семейные отношения | 1 | Отрочество – особая пора жизни. Особенности подросткового возраста. Размышления подростка о будущем. | Урок практикум, общеметодологической направленности | Описывают отрочество как особую пору жизни. Раскрывают на конкретных примерах значение самостоятельности как показателя взрослости |
Семья и семейные отношения | 1 | Самостоятельность – показатель взрослости. | | Раскрывают на конкретных примерах значение самостоятельности как показателя взрослости |
Тест по теме «Человек». | 1 | Легко ли быть подростком? Отрочество – пора мечтаний. Самостоятельность – показатель взрослости. Пользу или вред приносит самостоятельность. | Уроки практикума, применения предметных ЗУНов | Умеют выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике |
Семейное хозяйство | 1 | Семья и семейные отношения. Семья под защитой государства. Семейный кодекс. | Урок общеметодологической направленности | Показывают на конкретных примерах меры государственной поддержки семьи. Сравнивают двух поколенные и трёх поколенные семьи. |
Семейное хозяйство | 1 | Виды семей. Отношения между поколениями. Семейные ценности и нормы. | Урок овладения новыми предметными знаниями | Исследуют несложные практические ситуации, связанные с отношениями в семье, типичными для разных стран и исторических Семейное хозяйство периодов. Выражают собственную точку зрения на значение семьи |
Учимся помогать вести семейное хозяйство | 1 | Распределение обязанностей. Обязанности подростка. | Урок овладения новыми предметными знаниями | Характеризуют совместный труд членов семьи. Сравнивают домашнее хозяйство городского и сельского жителя. |
Свободное время | 1 | Рациональное ведение хозяйства | | Описывают собственные обязанности в ведении семейного хозяйства |
Учимся распределять своё время | 1 | Свободное время. Занятия физкультурой и спортом. Телевизор и компьютер. | Урок лекции, практикума | Исследуют несложные практические ситуации, связанные с проведением подростками свободного времени. |
Что такое хобби? | 1 | Увлечение человека. Значимость здорового образа жизни. | Урок лекции, практикума | Описывают и оценивают собственные увлечения в контексте возможностей личностного развития. Характеризуют значимость здорового образа жизни |
Тест по теме «Семья» | 1 | Учимся быть рачительными хозяевами. Учимся помогать семье. | Урок общеметодологической направленности | Умеют выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике |
Образование в жизни человека | 1 | Роль образования в жизни человека. Значение образования для общества. Ступени школьного образования. | Уроки практикума, применения предметных ЗУНов | Исследуют несложные ситуации из жизни человека и общества, раскрывающие значимость образования в наше время и в прошлом. Описывают ступени школьного образования |
Профессия - ученик | 1 | Профессия – ученик. Чему учит школа. Учись – учиться. | Урок овладения новыми предметными знаниями | Характеризуют учёбу как основной труд школьника. Опираясь на примеры из художественных произведений, выявляют позитивные результаты учения. |
Образование и самообразование | 1 | Образование и самообразование. Учеба – основной труд школьника. | Урок контроля знаний | С опорой на конкретные примеры характеризуют значение самообразования для человека. Оценивают собственное умение учиться и возможности его развития. Выявляют возможности практического применения получаемых в школе знаний. С опорой на конкретные примеры характеризуют значение самообразования для человека. Оценивают собственное умение учиться и возможности его развития. Выявляют возможности практического применения получаемых в школе знаний |
Самообразование – путь к успеху | 1 | Учение вне стен школы. Умение учиться. | Урок обобщения и систематизация | Оценивают собственное умение учиться и возможности его развития. Выявляют возможности практического применения получаемых в школе знаний |
Одноклассники, сверстники, друзья | 1 | Отношение младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Дружный класс. | Урок первичного предъявления новых знаний | Используют элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных связей младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Иллюстрировать примерами значимость товарищеской поддержки сверстников для человека. |
Учимся дружно жить в классе | 1 | Как не обидеть словом. Конфликты в классном коллективе и пути их разрешения. | Урок общеметодологической направленности | Оценивать собственное умение общаться с одноклассниками и друзьями |
Тест по теме «Школа» | 1 | Учимся жить дружно в классе. Классный коллектив. Коллективный досуг и взаимопомощь. | Урок овладения новыми предметными знаниями | Умеют выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике |
Труд – основа жизни | 1 | Труд – основа жизни. Содержание и сложность труда. Результаты труда. | Урок практикум, общеметодологической направленности | Объясняют значение трудовой деятельности для личности и общества. Характеризуют особенности труда как одного из основных видов деятельности человека. |
Как оценивается труд | 1 | Труд – условия благополучия человека. Благотворительность и меценатство. | | Различают материальную и моральную оценку труда. Приводят примеры благотворительности и меценатства. Определяют собственное отношение к различным средствам достижения успеха в труде |
Труд и творчество | 1 | Труд и творчество. Ремесло. Признаки мастерства. | Уроки практикума, применения предметных ЗУНов | Различают творчество и ремесло. Раскрывают признаки мастерства на примерах творений известных мастеров |
Что такое творчество | 1 | Творческий труд. Творчество в искусстве. | Урок общеметодологической направленности | Различают творчество и ремесло. Раскрывают признаки мастерства на примерах творений известных мастеров |
Тест по теме «Труд». | 1 | Учимся трудиться и уважать труд. Учимся творчеству. | Урок овладения новыми предметными знаниями | Умеют выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике |
Наша Родина – Россия. | 1 | Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Субъекты Федерации. Многонациональное государство. Русский язык – государственный. | Урок овладения новыми предметными знаниями | Объясняют смысл понятия «субъект Российской Федерации». Знают и называют статус субъекта РФ, в котором находится школа. Характеризовать особенности России как многонационального государства. Объясняют значение русского языка как государственного. Приводить примеры проявлений патриотизма |
Что значит быть патриотом | 1 | Любовь к Родине. Что значит быть патриотом. | | Характеризуют особенности России как многонационального государства. Объясняют значение русского языка как государственного. Приводят примеры проявлений патриотизма |
Государственные символы России. | 1 | Государственные символы России. Герб, государственные праздники. История государственных символов. Москва – столица России. | Урок лекции, практикума | Объясняют смысл понятия «субъект Российской Федерации». Знают и называют статус субъекта РФ, в котором находится школа. Характеризовать особенности России как многонационального государства. Объясняют значение русского языка как государственного. Приводить примеры проявлений патриотизма |
Государственные символы России. | 1 | Государственные символы России. Флаг, гимн. История государственных символов | Урок лекции, практикума | Объясняют смысл понятия «субъект Российской Федерации». Знают и называют статус субъекта РФ, в котором находится школа. Характеризовать особенности России как многонационального государства. Объясняют значение русского языка как государственного. Приводят примеры проявлений патриотизма |
Гражданин России | 1 | Гражданин – Отечества достойный сын | Урок общеметодологической направленности | Объясняют и конкретизируют примерами смысл понятия «гражданин». Называют и иллюстрируют примерами основные права граждан РФ. |
Права и обязанности граждан России | 1 | Права граждан. Обязанности граждан. Гражданственность. Юные граждане России. Какие прав человек получает от рождения? | Уроки практикума, применения предметных ЗУНов | Называют основные обязанности граждан РФ. Приводят примеры добросовестного выполнения гражданских обязанностей. Приводят примеры и давать оценку проявлениям гражданственности, представленным в СМИ |
Мы – многонациональный народ | 1 | Россия – многонациональное государство. Народы России – одна семья. | Урок овладения новыми предметными знаниями | Характеризуют и конкретизируют примерами этнические и национальные различия. Показывают на конкретных примерах исторического прошлого и современной жизни российского общества проявления толерантного отношения к людям разных национальностей |
Итоговая контрольная работа | 1 | Национальность человека. Многонациональная культура России. Межнациональные отношения. | Урок контроля знаний | Осознание качества и уровня усвоения; волевая саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии |
Повторение | 1 | Учимся быть достойными гражданами. Учимся уважать людей любой национальности. Правила толерантного отношения к людям. | Урок обобщения и систематизация | умеют выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике |
Итоговое занятие | 1 | Уметь обобщать материал по теме. | Урок обобщения и систематизация | Повторяют и обобщают материал тем, отвечают на вопросы, решают задания |
5 . Календарно-тематическое планирование
№ урока | Название раздела, темы | Кол-во часов по плану | Прим. сроки проведения | Фактически пров. ур |
1 | Введение Загадка человека | 1 | | |
2 | Отрочество - особая пора жизни | 1 | | |
3 | Учимся общаться | 1 | | |
4 | Семья и семейные отношения | 1 | | |
5 | Семья и семейные отношения | 1 | | |
6 | Тест по теме «Человек». | 1 | | |
7 | Семейное хозяйство | 1 | | |
8 | Семейное хозяйство | 1 | | |
9 | Учимся помогать вести семейное хозяйство | 1 | | |
10 | Свободное время | 1 | | |
11 | Учимся распределять своё время | 1 | | |
12 | Что такое хобби? | 1 | | |
13 | Тест по теме «Семья» | 1 | | |
14 | Образование в жизни человека | 1 | | |
15 | Профессия - ученик | 1 | | |
16 | Образование и самообразование | 1 | | |
17 | Самообразование – путь к успеху | 1 | | |
18 | Одноклассники, сверстники, друзья | 1 | | |
19 | Учимся дружно жить в классе | 1 | | |
20 | Тест по теме «Школа» | 1 | | |
21 | Труд – основа жизни | 1 | | |
22 | Как оценивается труд | 1 | | |
23 | Труд и творчество | 1 | | |
24 | Что такое творчество | 1 | | |
25 | Тест по теме «Труд». | 1 | | |
26 | Наша Родина – Россия. | 1 | | |
27 | Что значит быть патриотом | 1 | | |
28 | Государственные символы России. | 1 | | |
29 | Государственные символы России. | 1 | | |
30 | Гражданин России | 1 | | |
31 | Права и обязанности граждан России | 1 | | |
32 | Мы – многонациональный народ | 1 | | |
33 | Итоговая контрольная работа | 1 | | |
34 | Повторение | 1 | | |
35 | Итоговое занятие | 1 | | |