СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по обществознанию

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по обществознанию 6-9 классы.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по обществознанию»

Утверждаю:

Директор МБОУ СОШ №11

_______________________

Сапова М.Ф.

Приказ от «_____»________ 2014г. №_______


Согласовано:

Заместитель директора по УВР

____________/_____________


«_____»_____________2014г.

Рассмотрено:

На заседании ШМО

Протокол №______ от

«_____»______________2014г.

Руководитель ШМО

____________/_____________


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №11 им. А.А. Абрамова Новоургальского городского поселения

Верхнебуреинского муниципального района

Хабаровского края












Рабочая программа по обществознанию

для 6 - 9 классов


Составила:

Спирина Наталья Юрьевна, учитель истории и обществознания,

вторая квалификационная категории

на 2014 – 2017 уч. год.





Новый Ургал

2014г.





  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.


Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы.

Изучение обществознания в 6-9 классах образовательных учреждениях на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение на уровне функциональной грамотности системы необходимых для социальной адаптации знаний: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествам личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

  • овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;

  • развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

  • формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.


Задачи:

  • способствовать формированию у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

  • способствовать воспитанию учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

  • способствовать развитию личности в ответственный период социального взросления человека (11—15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной; правовой культуры, экономического образа мышлений, способности к самоопределению и самореализации;

  • способствовать воспитанию гражданской ответственности, уважению к социальным нормам;

  • работать над формированием познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;




Нормативные правовые документы, которым соответствует разработанная рабочая программа.

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта (утвержден приказом Минобразования России от 05.03.2004г. №1089);

  • Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012г. №273-ФЗ;

  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях";

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год";

  • Примерная программа основного общего образования по обществознанию;

  • «Программы образовательных учреждений 6-11 классы», Л.Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л.Ф. Иванова, А. И. Матвеева, «Просвещение»,2009 год

  • Положение МБОУ СОШ №11 «О рабочей программе»

  • Учебный план МБОУ СОШ №11.

Место предмета

Курс «Обществознание» интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.

Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человек в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета «Обществознание» является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике. Для реализации поставленных целей и задач выбран учебно-методический комплект по обществознанию издательства «Просвещение» (Л. Н. Боголюбова), который широко используется в общеобразовательных учреждениях. Данный комплект представляет собой завершенную линию для основной школы и включает в себя:

Программа:

  1. Примерная программа основного общего образования по обществознанию (включая экономику и право) – сайт Минобрнауки РФ: http// www.mon.gov.ru




Учебники:

1. Обществознание. 6 класс: уч. для общеобразоват. учреждений. /Под ред. Л. Н. Боголюбова, Н.И.Городецкой, Л.Ф.Ивановой.— 2-е изд.— М., 2011 г.

2. Обществознание. 7 класс: уч. для общеобразоват. учреждений. /Под ред. Л. Н. Боголюбова, Н.И.Городецкой Л.Ф.Ивановой.— 2-е изд.— М., 2009 г.

3.Обществознание. 8 класс: уч. для общеобразоват. учреждений. /Под ред. Л. Н. Боголюбова, Н.И.Городецкой Л.Ф.Ивановой.— 2-е изд.— М., 2010 г.

4. Обществознание. 9 класс: уч. для общеобразоват. учреждений. /Под ред. Л. Н. Боголюбова, Н.И.Городецкой Л.Ф.Ивановой.— 2-е изд.— М., 2011 г.


Рабочие тетради:

О.А.Котова, Т.Е.Лискова Рабочая тетрадь по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова «Обществознание» . 6,7,8,9 класс., М., «Просвещение», 2011 г.








Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана программа.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения обществознания на базовом уровне ступени основного общего образования. В том числе в VI, VII VIII, IX классах - 35 учебных часа из расчета 1 учебный час в неделю. Данная программа рассчитана на 139 часов, в VI, VII VIII классах - 35 учебных часов, в IX классах 34 часа, так как в IX классах 34 учебных недели.

Рабочая программа составлена с учетом разнородности контингента учащихся основной общей школы. Поэтому она ориентирована на изучение обществознания в основной школе на уровне требований обязательного минимума содержания образования и, в то же время, дает возможность ученикам, интересующимся обществознанием, развивать свои способности при изучении данного предмета.

.Примерная программа предусматривает выделение двух самостоятельных, связанных между собой этапов.

Первый этап (6 кл.) носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе.

Второй этап (7-9 кл.) ориентирован на более сложный круг вопросов и не только сопровождает процесс социализации, но и способствует предпрофильной подготовке учащихся. На втором этапе последовательность изучения учебного материала определяется с учетом возрастных рубежей изменения социального статуса (расширение дееспособности), социального опыта, познавательных возможностей учащихся.

В разделе «Человек» раскрывается природа и сущность человека, системный характер общества, поэтому для более глубокого изучения этой темы в 8 классе из резерва взято 6 часов. Раздел «Сфера духовной культуры» вводит ученика в круг проблем морали, важных для осознания себя как существа нравственного. Кроме того, в этом разделе учащиеся получают возможность познакомиться с функционированием в обществе системы образования, науки и религии. Для более глубокого изучения данной темы в 8 классе из резерва взят 1 час. Раздел «Социальная сфера» раскрывает ключевые социологические понятия: социальная структура, социальные группы, социальный статус, социальная роль, социальная мобильность, социальный конфликт, межнациональные отношения. На их основе характеризуется социальные отношения в современном обществе. Учитывая важность данной темы из резерва за 9 класс взято 10часов. Раздел «Политика и социальное управление» даёт обобщенное представление о государственной власти, о возможностях участия граждан в управлении делами общества, так как это важно для становления гражданского общества из резерва за 8 класс было взято 2 часа для углубленного изучения. Заключительный раздел «Право» , на которую отводится наибольший объём учебного времени , вводит учащихся в сложный и обширный мир права и закона. Одна часть уроков отводится вопросам теории и права, другая отраслям права. Рассматривается основы конституционного строя РФ, федеративного устройства РФ, государственного устройства РФ, а также механизмы реализации и защиты прав и свобод гражданина РФ. Учитывая, сложность данной темы за счет резерва примерной программы взято 5 учебных часов.











ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (139 час)


ПЕРВЫЙ ЭТАП (6 класс)

ВВЕДЕНИЕ В ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (35 час)


Основные цели изучения курса обществознания в 6 классе:

  • сформировать первоначальные представления о сферах общества: эко­номической, политической, социальной, духовной.

  • курс способствует интеллектуальному развитию учащихся, гуманизации личности, формирова­нию жизненной стратегии личности подростка, развитию познавательных способностей учащихся.

КОМПЕТЕНЦИИ


ОБЩЕУЧЕБНЫЕ

умения в связной монологической форме пересказать текст учебни­ка, отделяя главное от второстепенного , воспроизвести информацию, содержащуюся в устном изложе­нии учителя;

Умение высказывать своё мнение, отвечать на поставленные вопросы;

Умение анализировать, делать выводы;

Выступать с сообщениями (на основе источников, рекомендаций учителя)

Умения раскрыть содержание иллюстрации;

Умение создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию (кратко, выборочно, полно), составлять план, тезисы, конспекты

Формирование у учащихся системы ценностей и убеждений, основанной на нравственных и культурных достижениях человечества; воспитание гуманизма, патриотизма и уважения к традициям и культуре народов мира.

Умение самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств), умение оценивать её результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения.

ПРЕДМЕТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ

Объяснять значение обществоведческих понятий;

умения давать самостоятельную оценку процессам, явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные сужде­ния;

умения спорить и отстаивать свои взгляды, участвовать в диалоге, подбирать аргументы;







Человек и общество (6 час)


Отличие человека от животных. Потребности, способности, характер. Пол и возраст человека. Ребенок и взрослый.

Особенности игры как одной из основных форм деятельности людей в детстве. Общение в детском коллективе. Учеба в школе.

Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Сотрудничество. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение.

Общество как форма совместной жизни людей. Человек, общество и природа. Природоохранная деятельность. Правила экологического поведения.


Духовная культура (4 час)


Культура общества и человека, ее проявления. Культура поведения. Образцы для подражания.

Образование, его значение в жизни людей. Образование и образованность. Необходимость самообразования. Право на образование.

Наука в современном обществе. Труд ученого. Ответственность ученых за результаты своих открытий.


Экономика (4 час)


Экономика как хозяйство. Экономические потребности и возможности. Ограниченность ресурсов. Необходимость соотносить потребности с имеющимися ресурсами.

Товары и услуги. Рынок. Купля - продажа. Деньги и их роль в экономике.

Домашнее хозяйство. Источники доходов семьи. Труд ребенка в семье. Заработная плата. Налоги как часть расходов семьи. Семейный бюджет. Личный бюджет школьника.


Социальная сфера (6 час)

Необходимость регулирования поведения людей. Правила и нормы поведения в обществе. Мораль. Религия. Право.

Нарушение норм и их последствия. Ответственность человека за его поступки.

Здоровье людей. Опасные для человека и общества явления: наркомания, пьянство, преступность. Слагаемые здорового образа жизни. Занятия физкультурой и спортом.

Семья. Отношения в семье. Неполные семьи.


Политика и право (6 час)


Наше государство – Российская Федерация. Государственное устройство. Государственная символика. Россия – федеративное государство.

Роль права в жизни общества и государства. Традиции, обычаи и право. Отличие права от иных правил поведения людей в обществе. Что такое закон.

Права ребенка и их защита. Права и обязанности родителей и детей. Права и обязанности школьника.

Правомерное поведение. Соблюдение и нарушение установленных правил. Проступок и преступление. Ответственность за проступки и преступления.


Резерв учебного времени – 9 ч.



ВТОРОЙ ЭТАП 7-9 класс

ОСНОВЫ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ (104 час)

Основные цели изучения курса обществознания в 7-9 классах:

- развитие личности в ответственный период социального взросления человека, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной информации и определения собственной позиции, способности самоопределению и самореализации;

- воспитание общероссийской идентичности, гражданской позиции, уважения к социальным нормам;

- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;

- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений.

Курс формирует следующие умения и навыки:

В результате изучения обществознания 7-9 классах ученик должен:

Знать/понимать:

- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

- сущность общества как формы совместной деятельности людей.

Уметь:

- описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки;

- сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявляя их общие черты и различия;

- объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов;

- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм;

- решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- для полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

- общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

- первичного анализа и использования социальной информации.


Общество (8 час)

Понятие об обществе как форме жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь. Общественные отношения и их виды.

Социальные изменения и его формы. Эволюция и революция. Развитие общества. Движущие силы общественного развития. Традиционное, индустриальное, информационное общества.

Человечество в XXI веке, основные вызовы и угрозы. Современные мир и его проблемы. Глобализация. Причины и опасность международного терроризма.


Человек (10 час)

Биологическое и социальное в человеке. Мышление и речь.

Половозрастные роли в современном обществе. Феминизм и эмансипация. Особенности подросткового возраста

Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение). Мотивы деятельности.

Познание мира и самого себя. Пути познания. Ограниченность человеческого знания. Самопознание.

Социализация индивида. Личность. Факторы ее формирования. Мировоззрение. Духовный мир человека. Мысли и чувства. Поиск смысла жизни. Жизненные ориентиры и ценности. Ценность человеческой жизни. Свобода и ответственность.

Сфера духовной культуры (8 час)


Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России.

Социальные ценности и нормы. Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал. Патриотизм и гражданственность.

Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Ответственность ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире.

Образование как способ передачи и усвоения знаний и человеческого опыта. Его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации. Самообразование.

Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.

Экономика (22 час)

Экономика и ее роль в жизни общества. Ресурсы и потребности. Ограниченность ресурсов. Альтернативная стоимость (цена выбора).

Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы торговли. Реклама. Экономические основы защиты прав потребителя. Международная торговля.

Деньги. Функции и формы денег. Инфляция. Реальные и номинальные доходы. Обменные курсы валют.

Экономические системы и собственность. Главные вопросы экономики. Роль собственности и государства в экономике.

Производство и труд. Разделение труда и специализация. Производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Заработная плата. Стимулирование труда.

Предпринимательство и его основные организационно-правовые формы. Издержки, выручка, прибыль. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Предпринимательская этика.

Рынок. Рыночный механизм. Понятия спроса и предложения. Факторы, влияющие на спрос и предложение. Рыночное равновесие.

Семейный бюджет. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан (наличная валюта, банковские вклады, ценные бумаги).

Сущность, формы и виды страхования. Страховые услуги, предоставляемые гражданам и их роль в домашнем хозяйстве.

Экономические цели и функции государства. Экономическое развитие России в современных условиях.

Безработица как социальное явление. Экономические и социальные последствия безработицы. Борьба с безработицей. Профсоюз.

Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки. Пенсии, пособия, дотации. Налоги, уплачиваемые гражданами.


Социальная сфера (14 час)


Социальная структура общества. Социальные группы и общности. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы.

Социальная роль и социальный статус. Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте. Взаимосвязь «Я» и социальной роли. Социальное неравенство.

Социальная мобильность. Школа как стартовая площадка для дальнейшей карьеры. Высокий уровень мобильности как признак современного общества. Социальное развитие России в современных условиях. Социальное страхование.

Социальный конфликт. Пути его разрешения. Значение конфликтов в развитии общества.

Человек и его ближайшее окружение. Человек в малой группе. Общение. Роли человека в малой группе. Лидер. Свобода личности и коллектив. Межличностные отношения. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. Пути достижения взаимопонимания.

Образ жизни. Социальная значимость здорового образа жизни.

Социальные нормы. Социальная ответственность. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Профилактика негативных форм отклоняющегося поведения.

Семья как малая группа. Брак и развод. Неполная семья. Межличностные отношения в семье. Психологический климат в семье. Этика семейных отношений. Семейный долг, забота о членах семьи. Отношения между поколениями.

Этнические группы и межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Межнациональные конфликты. Взаимодействие людей в многонациональном обществе. Межнациональные отношения в РФ.

.

Политика и социальное управление (10 час)


Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политической деятельности. Разделение властей.

Понятие и признаки государства. Государственный суверенитет. Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство. Внутренние и внешние функции государства.

Политический режим. Демократия, авторитаризм и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире. Гражданское общество и правовое государство. Условия и пути становления гражданского общества и правового государства в РФ. Местное самоуправление.

Участие граждан в политической жизни. Выборы. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма.

Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.

Средства массовой информации в политической жизни. Влияние на политические настроения в обществе и позиции избирателя. Роль СМИ в предвыборной борьбе.


Право (27 час)

.

Право и его роль в жизни общества и государства. Принципы права. Субъекты права.

Система права. Понятие нормы права. Нормативный правовой акт. Виды нормативных правовых актов (законы, указы, постановления). Система законодательства. Правовая информация.

Правоотношения как форма общественных отношений. Виды правоотношений. Структура правоотношений. Участники правоотношения. Понятие правоспособности и дееспособности. Особенности правового статуса несовершеннолетних.

Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Правомерное поведение. Признаки и виды правонарушений. Юридическая ответственность (понятие, принципы, виды). Понятие прав, свобод и обязанностей. Презумпция невиновности.

Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. Народовластие. Федеративное устройство России. Президент Российской Федерации. Органы законодательной и исполнительной власти в Российской Федерации.

Конституционные основы судебной системы РФ. Правоохранительные органы. Судебная система России. Конституционный суд РФ. Система судов общей юрисдикции. Прокуратура. Адвокатура. Нотариат. Милиция. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

Гражданство. Понятие гражданства РФ. Права, свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Международно-правовая защита прав человека. Декларация прав человека как гарантия свободы личности в современном обществе. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Особенности правового статуса несовершеннолетних.

Правовые основы гражданских правоотношений. Физические и юридические лица. Правоспособность и дееспособность участников гражданских правоотношений. Дееспособность несовершеннолетних. Право собственности. Право собственности на землю. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей. Жилищные правоотношения.

Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.

Правовое регулирование отношений в области образования. Право на образование. Порядок приема в образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования. Дополнительное образование детей.

Право на труд. Трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Правовой статус несовершеннолетнего работника.

Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.

Уголовное право. Преступление (понятие, состав). Необходимая оборона и крайняя необходимость. Основания привлечения и освобождения от уголовной ответственности. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Понятие и цели уголовного наказания. Виды наказаний. Пределы допустимой самообороны.


Резерв учебного времени – 9 часов

Из-за сложности раздела «Право» из резерва примерной программы было взято 5 часов на раздел.


Самостоятельные, лабораторные и практические работы, выполняемые учащимися

Не менее 25% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:

  • извлечение социальной информации из разнообразных (в том числе экономических и правовых) источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения;

  • решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;

  • формулирование собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретаций;

  • наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на экономические, правовые, социально-политические, культурологические знания;

  • оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и экономической рациональности;

  • участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни; выполнение творческих работ по обществоведческой тематике;

  • конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых учебных задачах и в реальной жизни;

  • совместная деятельность в процессе участия в ученических социальных проектах в школе, микрорайоне, населенном пункте.



УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Обществознание 6 класс



Наименование раздела, темы.

по примерной программе

Всего/ Из них контрольных работ

по рабочей программе

Всего / Из них контрольных работ

1

Человек и общество

6/0

6/0

2

Духовная культура

4/0

4/0

3

Экономика

4/0

4/0

4

Социальная сфера

6/0

6/0

5

Политика и право

6/0

6/0

6

Повторение/резерв

9 /0

9/0


Итого

35/0

35/0

Обществознание 7-9 классы

Наименование раздела, темы.

по примерной программе

Всего / Из них контрольных работ

по рабочей программе 7 класс

Всего/

Из них контрольных работ

по рабочей программе 8 класс

Всего/Из них контрольных работ

по рабочей программе 9 класс

Всего/Из них контрольных работ

1

Общество

8/0

5/0

3/0

0/0

2

Человек

10/0

4/0

6/0

0/0

3

Сфера духовной культуры

8/0

0/0

8/0

0/0

4

Экономика

22/0

10/0

12/0

0/0


Социальная сфера

14/0

0/0

4/0

10/0


Политика и социальное управление

10/0

0/0

2/0

8/0


Право

22/0

11/0

0/0

16/0

5

Повторение/резерв


14 /0

5/0

0/0

0/0


Итого

104 /0

35/0

35/0

34/0






ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен


Знать/понимать

  • социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

  • сущность общества как формы совместной деятельности людей;

  • характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

  • содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.


Уметь

  • описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

  • сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

  • объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);

  • приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

  • оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

  • решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека

  • осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;

  • самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).





Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

  • общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

  • нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей

  • первичного анализа и использования социальной информации;

  • сознательного неприятия антиобщественного поведения.



В результате изучения обществознания в 6 классе ученик должен:

  • владеть базовыми обществоведческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах;

  • приобрести опыт историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;

  • сформировать умение применения обществоведческих знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;

  • объяснять смысл основных понятий, терминов;

  • использовать тексты как источник информации;

  • проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках;

  • описывать условия существования различных обществ;

  • раскрывать характерные, существенные черты форм государственного устройства;

  • объяснять в чём заключались назначение и художественные достоинства памятников культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;

  • давать оценку наиболее значительным событиям и личностям.

  • локализовать во времени общие рамки и события развития государств;

  • использовать тексты как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах;

  • проводить поиск информации в текстах;

  • составлять описание образа жизни различных групп;

  • раскрывать характерные, существенные черты экономических и социальных отношений в государствах;

  • объяснять причины и следствия ключевых событий;

  • показывать общие черты и особенности;

  • давать оценку событиям и личностям;

В результате изучения обществознания в 7-9 классах ученик должен:

  • использовать тексты как источник информации о границах России и других государств; об основных процессах социально-экономического развития;

  • анализировать информацию различных источников по обществознанию;

  • составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах;

  • систематизировать обществоведческий материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по обществознанию;

  • раскрывать характерные, существенные черты:

а) экономического и социального развития России и других стран;

б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.);

в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»);

г) представлений о мире и общественных ценностях;

  • объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);

  • сопоставлять развитие России и других стран;

  • давать оценку событиям и личностям.

  • локализовать во времени обществоведческие события;

  • использовать обществоведческие тексты как источник информации о территории России и других государств; значительных социально-экономических процессах и изменениях на политической карте мира;

  • анализировать информацию из обществоведческих источников;

  • представлять в различных формах описания, рассказа:

  • систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе;

  • раскрывать характерные, существенные черты экономического и социального развития России и других стран, политических режимов, международных отношений;

  • объяснять причины и следствия наиболее значительных событий в России и других странах (реформы и революции, войны, образование новых государств и др.);

  • сопоставлять социально-экономическое и политическое развитие отдельных стран (опыт модернизации, реформы и революции и др.), сравнивать исторические ситуации и события;

  • давать оценку событиям и личностям;

  • формирование способности миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;

  • осмысление опыта российской истории как части мировой истории.










Название раздела, тема

Кол-во часов

Дата

Основные вопросы при изучении темы

Домашнее задание

Ключевые компетенции

план

Факт

 

Глава 1 «Человек и общество» (6+5=11 часов)

 

1.

Вводный урок

1


 

Различные значения слова «общество»; высказывать суждения о причинах вхождения человека в какое-нибудь сообщество; называть сферы жизни общества.

Стр.3-5

Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность.

Работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации.

Выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей.

 

2.

Человек родился

1


 

Зачем человек рождается. Что такое наследственность. Наследственность — биологическая сущность всех людей. Можно ли влиять на наследственность.

П.1

Находить и обрабатывать информацию, использовать различные источники данных, представлять и обсуждать различные материалы..

Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность.

Работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации.

Выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей.

Решать творческие задачи, представлять результат в своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат).

3.

Человек - личность

1


 

Что такое личность. Индивидуальность — плохо или хорошо? Сильная личность — какая она?

П.2

4.

Особый возраст: отрочество

1


 

Легко ли быть подростком? Отрочество — пора мечтаний. Самостоятельность — показатель взрослости. Всегда ли самостоятельность приносит пользу. Нужны ли сегодня рыцари.

П.3

Находить и обрабатывать информацию, использовать различные источники данных, представлять и обсуждать различные материалы.

Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность.

Работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации.

 

5.

Учимся общаться

1


 

Основные правила общения людей друг с другом

 П.4

Работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации.

Выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей.

6.

Познай самого себя

1


 

Познание мира и себя. Что такое самосознание. На что ты способен.

П.5

Находить и обрабатывать информацию, использовать различные источники данных, представлять и обсуждать различные материалы.

Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность.

Работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации.

Выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей.

7.

Учимся узнавать и оценивать себя

1


 

Оценивание своих возможностей, способностей, достоинств в современном обществе.

П.5

Находить и обрабатывать информацию, использовать различные источники данных, представлять и обсуждать различные материалы.

Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность.

Работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации.

Выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей.

8.

Человек и его деятельность

1


 

Понятие деятельности.

Виды деятельности.

 

П.6

Находить и обрабатывать информацию, использовать различные источники данных, представлять и обсуждать различные материалы.

Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность.

Работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации.

Выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей.

9.

Учимся правильно организовывать свои занятия

1


 

Правило организации занятий

П.6

Выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей.

Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность.

10.

Что человек чувствует, о чем размышляет

1


 

Виды  потребностей.

 «Не место красит человека...». Мир мыслей. Мир чувств.

Мышление.

Высшие чувства.

П.7

Находить и обрабатывать информацию, использовать различные источники данных, представлять и обсуждать различные материалы.

Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность.

Работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации.

Выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей.

11.

Учимся размышлять

1


 

Анализировать проблему, делать выводы.

Основные правила умения размышлять.

П.7

Находить и обрабатывать информацию, использовать различные источники данных, представлять и обсуждать различные материалы.

Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность.

Работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации.

Выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей.

 

Глава II. Социальная сфера(6 часов)

12.

Семья – ячейка общества

1


 

Зачем люди создают семьи. Семья и государство.

Если семья не выполняет своих обязанностей.

Какие бывают семьи.

П.8

Находить и обрабатывать информацию, использовать различные источники данных, представлять и обсуждать различные материалы.

Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность.

Работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации.

Выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей.

13

Семейное хозяйство

1


 

Семейные заботы.

Каким должен быть хозяин дома.

Как хозяйствовать по правилам.

Практические задания

Находить и обрабатывать информацию, использовать различные источники данных, представлять и обсуждать различные материалы.

Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность.

Работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации.

Выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей.

14

Учимся помогать вести семейное хозяйство

1


 

Основные правила рачительного хозяина

Практические занятия

Находить и обрабатывать информацию, использовать различные источники данных, представлять и обсуждать различные материалы.

Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность.

Работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации.

Выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей.

15

Делу время – потехе час

1


 

Что такое свободное время. Свободное время и занятия физкультурой.

Свободное время и телевизор. Своими руками.

Что такое хобби.

П.9

Находить и обрабатывать информацию, использовать различные источники данных, представлять и обсуждать различные материалы.

Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность.

Работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации.

Выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей.

16.

Профессия – ученик

1


 

Школьное образование. О чем рассказала бабушка. Чему учит школа. Учись учиться.

П.10

Находить и обрабатывать информацию, использовать различные источники данных, представлять и обсуждать различные материалы.

Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность.

Работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации.

Выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей.

17

Одноклассники, сверстники, друзья

1


 

Понятия одноклассники, сверстники, друзья.

 

П.11

Находить и обрабатывать информацию, использовать различные источники данных, представлять и обсуждать различные материалы.

Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность.

Работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации.

Выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей.

 

Глава 4 «Экономика» (4+1 час)

 

18.

Экономика как хозяйство.

1


 

Понятие «Экономика»

Что создается трудом.

Как оценивается труд. Богатство и бедность. Богатство обязывает.

Конспект в тетради

Находить и обрабатывать информацию, использовать различные источники данных, представлять и обсуждать различные материалы.

Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность.

Работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации.

Выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей.

19

Домашнее хозяйство.

1


 

Правила уважения труда

Конспект в тетради

20.

Ограниченность ресурсов.

1


 

Ограниченность ресурсов.

Что такое творчество.

Мастер и ремесленник. Творчество в искусстве.


Находить и обрабатывать информацию, использовать различные источники данных, представлять и обсуждать различные материалы.

Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность.

Работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации.

Выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей.

21-22.

На пути к жизненному успеху

1


 

Слагаемые жизненного успеха.

Привычка к труду помогает успеху.

Готовимся выбирать профессию.

Поддержка близких — залог успеха.

Выбор жизненного пути.

П.

Находить и обрабатывать информацию, использовать различные источники данных, представлять и обсуждать различные материалы.

Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность.

Работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации.

Выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей.

 

Глава IV. Политика и право (6 +2 часа)

23.

Что значит быть патриотом

1


 

 

Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Русский язык — государственный.

За что мы любим свою страну.

П.

Находить и обрабатывать информацию, использовать различные источники данных, представлять и обсуждать различные материалы.

Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность.

Работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации.

Выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей.

 

24-25.

Символика России

2


 

 

Герб России.

Флаг.

Гимн.

П.

 

26-27.

Гражданин – Отечества достойный сын

2


 

 

Гражданин.

Права и обязанности граждан России.

Моя хата с краю?


П.

 

28.

Учимся быть достойными гражданами

1


 

 

Правила поведения в обществе


Выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей.

Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность.

 

29

Мы – многонациональный народ

1


 

 

Что говорит закон.

Мы — дети разных народов, мы — один народ. Многонациональная культура России.

Что такое национальность.

П.

Находить и обрабатывать информацию, использовать различные источники данных, представлять и обсуждать различные материалы.

Работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации.

 

30

Учимся уважать людей любой национальности

1


 

 

Правила поведения к людям другой национальности

П.

Выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей.

Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность.

 

 

Глава V. Духовная культура(4 часа)

 

31.

Человек славен добрыми делами

1


 

 

Что такое добро.

Кого называют добрым. Доброе — значит хорошее. Главное правило доброго человека.

П.

Находить и обрабатывать информацию, использовать различные источники данных, представлять и обсуждать различные материалы.

Работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации.

 

32.

Учимся делать добро

1


 

 

С чего начинается доброта.

П.

Выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей.

Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность.

 

33

Будь смелым

1


 

 

Что такое страх.

Смелость города берет.

Имей смелость сказать злу «нет».

П.

Находить и обрабатывать информацию, использовать различные источники данных, представлять и обсуждать различные материалы.

Работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации.

Выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей.

Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность.

 

34.

Учимся быть терпимыми

1


 

 

Понятия терпеть, терпеливый.

Правила терпеливости.

Практическое задание

 

35.


                                                               Контрольно-обобщающий урок: «Обществознание» (1 ч.)






Обществознание

7 класс

35 часов

Тема 1. Общество(5 +1 час)

Тема урока

Характеристика видов деятельности учащихся

Домашнее задание

Дата

1

Межличностные отношения

Объяснять, что такое межличностные отношения, называть и характеризовать их виды. Определять, что лежит в основе отношений, сравнивать сотрудничество и соперничество, находить различия. Работать с МУ, РМ, Т.

П.1


2

Социальные группы (большие и малые).

Определять, что такое социальные группы, выделять и характеризовать их виды. Объяснять, кто такой лидер, какими качествами он должен обладать, типы лидерства. Работать с МУ, РМ.

П. 2


3

Общение – форма отношения человека к окружающему миру.

Определять , что такое общение, его виды и цели; различать виды общения и способы общения; особенности общения с людьми разного возраста; анализировать иллюстрации, отвечать на вопросы.

П.3


4

Человек среди других людей.

Определять содержание понятий: «солидарность», «толерантность», «взаимопонимание». Работать с МУ, РМ, Т.

С. 38-42


5

Конфликты, причины их возникновения.

Определять , что такое конфликт, называть причины конфликтов и способы выхода из конфликта; высказывать свое мнение и аргументировать его.


С. 54-56


6

Повторительно-обобщающий урок по главе «Общество»


П.1-3


Тема 2. Человек (4 +1час)



7

Человек – часть природы.

Объяснять влияние человека на природу и его последствия. Определять пути решения экологических проблем. Работать с МУ, РМ, Т.

П.19, вопросы


8

Охранять природу – значит охранять жизнь

Объяснять, что значит относиться к природе по-человечески; называть правила экологической морали, определять последствия безответственного отношения к природе. Работать с МУ, РМ, Т, Пр.


П.20, задания


9

Значение земли и других природных ресурсов как основы жизни и деятельности человечества.

Раскрывать значение земли и других ресурсов как основу для жизни и деятельности человечества. Доказывать необходимость рационального использования природных ресурсов. Работать с МУ, РМ,Т.

С 201 - 212


10

Законы Российской Федерации, направленные на охрану окружающей среды.

Определять, что и как должен охранять человек в природе; называть основные законы об охране природы; составлять кластер. Анализировать законы РФ об охране окружающей среды.

П.21,


11

Повторительно-обобщающий урок по главе «Человек»


П. 19-21


Тема 3. Экономика (10 +1 час)

12

Экономика и ее роль в жизни общества.

Объяснять, что такое экономика и определять ее роль в жизни общества, называть основных участников экономики. Работать с МУ, РМ, Т.


П.12


13

Золотые руки работника

Называть слагаемые мастерства работника, определять. Каким бывает труд. Находить отличия в труде мастера и ремесленника. Работать с МУ, РМ, Т.

П.13, с. 150-151


14

Заработная плата и стимулирование труда.

Объяснять, что такое оплата труда и от чего она зависит; устанавливать взаимосвязь количества, качества труда и его оплаты; выполнять Т, работать с МУ, РМ.



15

Производство, производительность труда.

Выяснять, что такое производство, производительность труда, от чего они зависят, каковы их последствия. Работать с МУ, РМ, Т.

П.14, с 152-159


16

Издержки производства.

Называть цели любой экономики; выяснять, что такое затраты производства и их виды, определять способы сокращения затрат. Работать с МУ, РМ, Т.

С. 160-161


17

Виды бизнеса

Объяснять, что такое бизнес, называть его виды и формы; работать в группе, используя РМ, МУ, выполнять тестовые задания.

Пр МУ, РМ, Т.


18

Обмен. Товар, стоимость, цена товара.

Объяснять, что такое товар, стоимость и цена товара, обмен и торговля. Определять, от чего зависят стоимость и цена товара. Работать с МУ, РМ, Т.

с. 170 - 173


19

Торговля и ее формы..

Устанавливать взаимосвязь формы торговли и рекламы; объяснять понятия: рынок, стоимость, цена, бартер, ассортимент. Работать с МУ, РМ, Т.

С. 173 – 179


20

Деньги.

Выявлять, что такое деньги и называть их виды; называть функции денег; работать с МУ, РМ, Т.

Т П.17


21

Экономика современной семьи.

Называть ресурсы современной семьи. Объяснять, что такое бюджет семьи, обязательные и произвольные расходы. Работать с МУ, РМ, Т..

Т. П. 18


22

*Практикум. Принципы рационального ведения домашнего хозяйства.

Составлять правила рационального ведения домашнего хозяйства. Составлять бюджет семьи на месяц.

П.18 составить бюджет семьи


Тема 4. Право(11+1 час)

23

Социальные нормы.

Объяснять, что такое социальные нормы и называть их виды; объяснять понятия: «этикет», «привычка», «ритуал», «обычаи», «традиции», «церемонии», «обряды»; работать с документом.

П.5, с. 66-67

24

Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии.

Называть права и свободы граждан и их виды; кто и как обеспечивает эти права; анализировать документ; работать с МУ, РМ, Т.

С 68-74 , Т П.6 , задания

25

Конституционные обязанности гражданина.

Определять обязанности граждан, характеризовать их, объяснять их необходимость. Работать с МУ, РМ, Т.

С. 74 – 77

26

Права ребенка и их защита.

Называть права ребенка; объяснять их расширение с изменением возраста. Работать с МУ, РМ, Т.

Пр, Т С. 77

27

*Практикум. Особенности правового статуса несовершеннолетних.

Определять правовой статус несовершеннолетних, анализировать статьи законов, высказывать свои мысли, аргументировать их. Решать познавательные задачи.

МУ, РМ, задачи, Т

28

Понятие правоотношений.

Определять, зачем нужны законы, какова их роль в жизни общества и человека. Называть участников правоотношений, их права и обязанности. Работать с МУ,РМ,Т.

П.7, вопросы

29

Необходимость соблюдения законов.

Объяснять, почему необходимо соблюдать законы. Определять функции законов. Работать с МУ, РМ, Т.

П. 7

30

Защита Отечества

Определять, что такое долг и обязанности, зачем нужна регулярная армия, кто и как несет военную службу. Называть обязанности военнослужащих. Работать с РМ, МУ,Т.

П.8, с. 95-96

31

Дисциплина - необходимое условие существования общества и человека.

Объяснять, что такое дисциплина, называть ее виды; устанавливать взаимосвязь дисциплины, воли и самовоспитания; отвечать на вопросы к иллюстрациям учебника, работать со схемами, тестами.

П.9, 107-108

32

Ответственность за нарушение закона.

Объяснять, кого называют законопослушным гражданином, что является противозаконным поведением; кого, за что и как наказывает закон. Отвечать на вопросы, работать с МУ, РМ, Т.

П.10, с. 117-118

33

Практикум. Ответственность несовершеннолетних.

Определять меру ответственности несовершеннолетних за нарушение законов. Анализировать содержание законов, выявлять их назначение, работать с МУ, РМ, Т.

С. 113 -118

34

Защита правопорядка.

Называть правоохранительные органы и их функции. Т, работать с РМ, МУ,

П.11

35

Обобщенное повторение

Тестирование






40