Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Усть-Пристанская СОШ имени А. М. Птухина»
«Рассмотрено» Руководитель ШМО _____________/____________/ ФИО Протокол № ___ от «__»__________2017г. | «Согласовано» Заместитель директора по УМР МБОУ «Усть-Пристанская СОШ» _____________/______________/ ФИО Протокол № ___ от «__»____________2017г. | «Утверждаю» И. о. директора МБОУ «Усть-Пристанская СОШ» _____________/____________/ ФИО Приказ № ___ от «__»__________2017г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Обществознание»
для 5 класса
на 2017-2018 учебный год
Составитель: Андреева С. В., учитель истории и обществознания
Усть-Пристань 2017
Содержание программы
Введение. Значение изучения общества для человека. Науки, изучающие развитие общества. Сферы жизни общества.
Человек. Цели и ценность человеческой жизни. Природа человека. Человек – биологическое существо. Отличие человека от животного. Наследственность. Отрочество – особая пора жизни. Особенности подросткового возраста. Размышления подростка о будущем. Самостоятельность – показатель взрослости.
Семья. Семья и семейные отношения. Семья под защитой государства. Семейный кодекс. Виды семьи. Отношения между поколениями. Семейные ценности и нормы. Семейное хозяйство. Забота и воспитание в семье. Распределение обязанностей. Обязанности подростка. Рациональное ведение хозяйства.
Свободное время. Занятия физкультурой и спортом. Телевизор и компьютер. Увлечения человека. Значимость здорового образа жизни.
Школа. Роль образования в жизни человека. Значение образования для общества. Ступени школьного образования. Образование и самообразование. Учеба – основной труд школьника. Учение вне стен школы. Умение учиться. Отношения младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Дружный класс.
Труд. Труд – основа жизни. Содержание и сложности труда. Результаты труда. Заработная плата. Труд – условие благополучия человека. Благотворительность и меценатство. Труд и творчество. Ремесло. Признаки мастерства. Творческий труд. Творчество в искусстве.
Родина. Наша Родина – Россия. Российская Федерация. Субъекты Федерации. Многонациональное государство. Русский язык – государственный. Любовь к Родине. Что значит быть патриотом. Государственные символы России. Герб, флаг, гимн, государственные праздники. История государственных символов. Москва – столица России. Гражданин Отечества – достойный сын. Права граждан России. Обязанности граждан. Гражданственность. Юные граждане России: какие права человек получает от рождения. Россия – многонациональное государство. Национальность человека. Народы России – одна семья. Многонациональная культура России. Межнациональные отношения.
Заключение. Личностный опыт – социальный опыт. Значение курса в жизни каждого.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 5 КЛАСС
№ урока | Разделы, темы уроков | Кол-во часов |
| Введение (1ч.) | |
1 | Вводный урок. Введение в изучение курса. С.5-8 | 1ч. |
| Человек (5ч.) | |
2-3 | Загадка человека. §1 | 2ч. |
4-5 | Отрочество — особая пора жизни. §2 | 2ч. |
6 | Практикум по теме «Человек». §1-2 | 1ч. |
| Семья (5ч.) | |
7 | Семья и семейные отношения §3 | 1ч. |
8 | Семейные отношения §4 | 1ч. |
9 | Свободное время §5 | 1ч. |
10-11 | Практикум по теме «Семья» §3-5 | 2ч. |
| Школа (6ч.) | |
12-13 | Образование в жизни человека §6 | 2ч. |
14-15 | Образование и самообразование §7 | 2ч. |
16 | Одноклассники, сверстники, друзья §8 | 1ч. |
17 | Практикум по теме «Школа» §6-8 | 1ч. |
| Труд (6ч.) | |
18-19 | Труд - основа жизни §9 | 2ч. |
20-21 | Труд и творчество §10 | 2ч. |
22-23 | Практикум по теме «Труд» §9-10 | 2ч. |
| Родина (10ч.) | |
24-25 | Наша Родина — Россия §11 | 2ч. |
26-27 | Государственные символы России §12 | 2ч. |
28-29 | Гражданин России §13 | 2ч. |
30-31 | Мы - многонациональный народ §14 | 2ч. |
32-33 | Практикум по теме «Родина» §11-14 | 2ч. |
| Заключение (1ч.) | |
34 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Человек и общество» | 1ч. |
Всего уроков из них к/р, практикумов | 34ч. 1ч. 8ч. |
Требования к уровню подготовки учащихся к окончанию 5 класса
(личностные, метапредметные, предметные
результаты изучения обществознания)
В результате освоения курса обществознания 5 класса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками.
Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:
• мотивированность и направленность ученика на активное и созидательное участие в общественной и государственной жизни, заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей Родины;
• наличие ценностных ориентиров, основанных на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству, на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на признании равноправия народов, на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания своей ответственности за судьбу страны.
Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
• самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;
• выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
• составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
• работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
• в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
Познавательные УУД:
• проводить наблюдение под руководством учителя;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
• давать определения понятиям.
Коммуникативные УУД:
• самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);
• в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
• учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
• понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;
• уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися иных позиций;
• оценивать свои учебные достижения, поведение, черты характера с учетом мнения других людей;
• определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.
Предметным результатом изучения курса является
сформированность следующих умений
В области познавательной:
• относительно целостное представление об обществе и человеке, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: философии, социологии, экономики, юриспруденции, психологии и культурологии.
В области ценностно-мотивационной:
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций,
установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
В результате изучения курса обществознания учащиеся должны усвоить следующее.
Знать и понимать:
• социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;
• значение семьи, семейных отношений и семейных ценностей;
• закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;
• различные подходы к исследованию человека и общества;
• основные социальные институты и процессы;
• важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития.
Уметь:
• характеризовать основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы;
• сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;
• формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
• применять знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:
• совершенствования собственной познавательной деятельности;
• эффективного выполнения социальных ролей, сознательного взаимодействия с социальными институтами;
• ориентирования в актуальных общественных событиях и процессах, выработки собственной гражданской позиции;
• оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей;
• нравственной оценки социального поведения людей;
• предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
• осуществления взаимодействия с людьми с разными убеждениями, культурными ценностями и разным социальным положением.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Основная литература
Обществознание. 5 класс. Учебник под редакцией Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. М., Просвещение, 2013г.
Обществознание. 5 класс. Рабочая тетрадь. Л. Ф. Иванова, Я. В. Хотеенкова. М., Просвещение, 2013г.
Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л. Н. Боголюбова. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Л. Н. Боголюбов, Н. И.Городецкая, Л. Ф. Иванова. М. Просвещение, 2014г.
Дополнительная литература для учителя:
Поурочные разработки по обществознанию. 5 класс. Е. Н. Сорокина. К УМК Л. Н. Боголюбова и др. (М.: Просвещение). М., Вако, 2015г.
Примерные программы основного общего образования. Обществознание: 5—9 классы. - М.: Просвещение, 2013г.
«Педагогические технологии: социализация школьников на уроках обществознания». Учебно-методические матеиалы. Н. И. Шевченко. М., Русское слово, 2008г.
Информационные источники
Обществознание. Электронное приложение к учебнику под ред. Л. н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. 5 класс (СD)
Официальная Россия (сервер органов государственной власти Российской Федерации): [Электронный документ]. Режим доступа: http://www.gov.ru
Президент Российской Федерации: [Электронный документ]. Режим доступа: http://www.president.kremlin.ru
Материалы журнала «Преподавание истории в школе
Символы Российского государства» ПИШ 2009, №5
Лист внесения изменений в рабочую программу
№ урока/тема по РП | Изменения (тема с учетом корректировки) | Сроки корректировки | Основания для внесения изменений |
| | | |
| | | |
| | | |