СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по обществознанию 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по обществознанию для 5 классов на 2016-2017 учебный год. Предметная линия учебников А.Ф.Никитин, Т.И.Никитина  "Обществознание" для основной школы.

Просмотр содержимого документа
«рабочая программа по обществознанию 5 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 132 с углубленным изучением иностранных языков» Ново-Савиновского района города Казани РТ




«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»

Руководитель МО Заместитель директора по УР Директор МБОУ «Школа №132»

__________/____ _______/Р.Р. Фазлеева _______/О. А. Осипова

ФИО ФИО ФИО

Протокол № _1_ от

« 29» 08. 2016 г. «29» 08. 2016 г. Приказ № 167 от 29.08.2016 г.






Рабочая программа
на 2016/2017 учебный год

по обществознанию

для 5 класса

учитель истории и обществознания Каримова Р.В.






Рассмотрено на заседании

педагогического совета

Протокол № 1

от «29» августа 2016 г.



Пояснительная записка


Нормативно-правовая база рабочей программы:

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 17.12.2010 № 1897; с изменениями от31.12.2015 №1577

Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ « Школа № 132»

Предлагаемая рабочая программа составлена к линии учебников А. Ф. Никитина, Т. И. Никитиной «Обществознание» для основной школы (5—9 классы).

  1. А.Ф. Никитин, Т.И. Никитина « Обществознание», 5 класс, Москва, Дрофа, 2012

  2. Болотина Т.В., Мишина И.А. «Обществознание», 5 класс. Методическое пособие /Москва: Дрофа, 2012

  3. Обществознание. 5 класс. Электронное приложение к учебнику;

Основой учебного предмета «Обществознание» на уровне основного общего образования являются научные знания об обществе и его основных сферах, о человеке в обществе. Учебный предмет «Обществознание» в основной школе многогранно освещает проблемы человека и общества через призму основ наук: экономика, социология, политология, социальная психология, правоведение, философия, акцентируя внимание на современные реалии жизни, что способствует формированию у обучающихся целостной картины мира и жизни человека в нем.

Освоение учебного предмета «Обществознание» направлено на развитие личности обучающихся, воспитание, усвоение основ научных знаний, развитие способности обучающихся анализировать социально значимую информацию, делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам, выработку умений, обеспечивающих адаптацию к условиям динамично развивающегося современного общества.


Цели и задачи преподавания обществознания на ступени основного общего образования

Изучение обществознания в основной школе на­правлено на достижение следующих целей:

  • осознание общероссийской идентичности, воспитание патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, толерантности;

  • формирование ценностных ориентиров и законопослушного поведения на основе правовых норм, закрепленных в Конституции Российской Федерации, становление социального поведения, основанного на уважении закона;

  • развитие личности на исключительно важном этапе ее социализации — в подростковом возрасте, повышение уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры; углубление интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

  • формирование способности к личному самоопределению (в том числе предпрофильному), самореализации, самоконтролю;

  • повышение мотивации к высокопроизводительной и наукоемкой трудовой деятельности;

  • формирование целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста;

  • овладение умениями получать из разнообразных источников социальную информацию, критически ее осмысливать, систематизировать, анализировать;

  • освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;

Достижение поставленных целей предусматривает решение образовательной организацией следующих основных задач:

  • выявление и развитие способностей обучающихся;

  • овладение учащимися обобщенными способами мыслительной, творческой деятельности;

  • освоение учащимися компетенций (учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-смысловой, информационно-технологической);

  • создание содержательных и организационно-педагогических условий для усвоения подростками важных для становления личности элементов культуры

  • овладение учащимися практическими навыками получения адаптированной социальной информации из различных источников, возможность осуществлять рефлексию личного социального опыта, актуальную социальную практику;

  • предоставление возможности существенно расширить активный словарь через включение в него основных обществоведческих терминов и понятий

  • практическое освоение обучающимися конструктивных способов учебной и социальной коммуникаций, при которых достигается толерантное восприятие партнера, воспитывается гуманное поведение в социальных конфликтах;

  • предоставление для практического освоения необходимой информации о возможностях и особенностях получения образования, перспективах допрофессиональной подготовки, рефлексии своих склонностей, способностей.

Достижение поставленных целей и обозначенных задач, успешное овладение учебным содержанием курса «Обществознание» предполагают использование разнообразных средств и методов обучения.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход.


Место предмета в базисном учебном плане

«Обществознание» в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее количество времени на пять лет обучения составляет 175 часов.

В Федеральном базисном учебном общеобразовательном плане на изучение обществознания в 5 классе отведено 35 часов (1 ч в неделю). Особое внимание уделяется урокам-практикумам, на которых учащиеся выполняют практические задания, развивают свои познавательные, коммуникативные умения, закрепляют на практике усвоенные знания.


Содержание учебного предмета «Обществознание» 5 класс

Тема I. О человеке (20 ч)

Как первобытный человек стал разумным? Жизнь и понятия первобытных людей. Как древний человек познавал мир. Роль труда в развитии человека. Человек умелый. Человек разумный. Развитие способностей человека. Творчество первобытных людей.

Человек — часть природы и общества. Значение общества для воспитания и развития человека. Роль природы в жизни человека, ее влияние. Общественные, или социальные отношения. Влияние коллектива на развитие человека. Основные занятия человека: труд, умение, общение, игра. Их характеристика.

Что такой «Я»? «Второе Я» — alter ego. Внешние признаки человека. Внутренний мир человека, качества, его характеризующие. Психика человека, наука, ее изучающая, — психология.

Как человек познает самого себя? Умение оценивать себя — важное внутреннее качество человека. Вопросы, на которые каждый должен ответить для самооценки: Во что я верю? Что я знаю и что умею делать? Что я делаю, как я веду себя? Кем хочу быть? Портрет своего «Я». Зачем нужно его составлять? Знания, умения, поступки.

Возрастные периоды жизни человека. «Сказка о потерянном времени» — пример того, как нельзя тратить время зря в любом возрасте. Возраст человека. Возрастные периоды: детский, подростковый (отроческий), юношеский, молодость, зрелость, преклонный и старческий возраст. Характеристика и особенности каждого возрастного периода.

Здоровье человека. Как его беречь? Виноват ли человека в своих болезнях? Здоровый образ жизни, из чего он складывается. Умение управлять своим телом и психологическим состоянием, регулировать свое настроение. Для чего нужно самовнушение. Что такое здоровье? Чем оно характеризуется?

Вредные привычки. Курение. Употребление спиртного (алкоголизм). Токсикомания. Наркомания. В чем их опасность? Влияние вредных привычек на здоровье и жизнь человека. Это путь к страшным болезням: раку, СПИДу и др. Безопасность жизни человека. Как бороться с вредными привычками?

Вера и неверие. Что такое вера? Во что верит человек? Вера в Бога, вера в науку, вера в человека, вера в себя. Почему и как вера помогает человеку выжить в трудную минуту? Почему без веры человек несчастен? Внутренние запреты человека.

Добро и зло. Что такое добро? Почему люди помнят и ценят добро, добрые дела? Добрые и злые поступки. В чем выражаются добрые поступки? Почему добрым людям живется легче, чем злым? «Спешите делать добро!»

Что значит быть честным? Качества, характеризующие честного человека. Советь. Почему говорят: «Поступить по совести». Нравственные нормы — общие правила поведения людей в обществе. Кодекс чести. Нужен ли он каждому человеку?

Что такое долг? Обязанности человека. Защита Отечества — священный долг гражданина. Долг родителей перед детьми и долг детей перед родителями. Обязанности учеников в школе. Долг человека перед страной, своей семьей и друзьями. Чувство ответственности — одно из главных качеств в человеке. Как и кто его воспитывает? Обязанности гражданина по Конституции РФ: платить налоги, сохранять природу и окружающую среду, защищать Отечество. Почему важно их выполнять?

Что значит быть порядочным человеком? От какого слова произошло слово «порядочный»? Составляющие этого понятия. Порядочность. О каких качествах человека она говорит? Почему на порядочного человека можно положиться во всем?

Милосердие. Его проявление в жизни. Из чего сложилось это слово? Что означает слово «гуманный»? Каких людей называют гуманными и за какие поступки? Сочувствие, сопереживание, сострадание — качества, проявляемые милосердным человеком. Это самые высокие качества человека. Почему они начинаются с приставки «со»? Милосердие — свидетельство высокой нравственности человека.

Как стать добрым человеком? Характеристика понятия «добрый человек». Добрые поступки человека. Условия, которые необходимы, чтобы стать добрым человеком. Просто ли их выполнять? Почему надо совершать добрые поступки? Необходимость давать нравственную оценку своим и чужим поступкам.

Тема II. Общение и окружение человека (8 ч)

Может ли человек жить в одиночестве? Что такое одиночество? Внешнее и внутреннее одиночество. Для чего человек должен общаться? Как общение влияет на развитие ребенка? Что такое гармония в обществе? Ее составляющие. Почему согласие и взаимопонимание помогают людям?

Общение — большое умение. Что такое общение? С кем и для чего мы общаемся? Стили общения: дружеское, семейное, деловое. Их характеристика и признаки. Конфликты, их роль в общении. Межличностные конфликты, причины их возникновения. Кого называют конфликтными людьми? Способность прощать — одно из важных качеств человека.

Человек и его семья. Что такое семья? Какие семьи были раньше. Семейные конфликты. Причины их возникновения и пути разрешения. Почему надо беречь семью? Семейные ценности. Семейные обычаи и традиции. Как и для чего их надо сохранять?

Мама — самый дорогой человек. Чувство любви матери к своему ребенку. Любовь детей к матери и забота о ней. В чем проявляется помощь маме? Родители. Роль женщины в семье. Социальные (гендерные) роли. Какие социальные роли будут исполнять в будущем мальчики и девочки? Как они должны готовиться к этому?

Школа. Роль школы в жизни каждого человека. Чему учит школа? Что дает человеку школа? Образование. Зачем нужно учиться? Почему образование необходимо всем сегодня? Школа — одна их ступеней в системе российского образования.

Что такое общество? Характеристика общества и его системы. Сферы жизни общества: политическая, экономическая, социальная, духовная. Их отличия и взаимосвязь. Важность и значение духовной сферы для развития общества.

Каковы правила жизни в обществе? Для чего нужны правила поведения? Нравственные нормы. Их роль и значение в обществе. Библейские заповеди. Почему люди идут на убийство, крадут, лгут? Обычаи. Какие мы знаем обычаи? Почему их соблюдают? Как они складывались? Законы. Для чего они нужны? Кто следит за их соблюдением? Как законы гарантируют права человека? Какие права имеет человек в РФ и в каком документе они закреплены?

Тема III. Наша Родина — Россия — Российская Федерация (3 ч)

Малая и большая Родина. Что такое малая родина? Почему человек всегда помнит свои родные края? Большая Родина, Отчизна — вся страна. Что связывает человека с Родиной? Россия — колыбель многих народов. Трудная судьба России. Почему люди любят свою Родину?

Мы живем в России. Как называется наша страна? Что писали о России поэты и писатели? Чем богата Россия? Народ — самое главное богатство России. Российская Федерация — многонациональное государство. Народы, проживающие в нашей стране. Россияне. Единство и равноправие наций — важные условия существования и развития многонационального государства. Что нужно делать, чтобы Россия стала процветающей державой?

Символы России: герб и флаг. Что такое эмблемы? Для чего они использовались? Государственные символы. Что к ним относится? Зачем они нужны? Герб государственный. Флаг государственный. Что они представляют собой? История государственного герба и флага в России. Государственный герб и флаг Российской Федерации, их описание. Когда и почему были приняты Федеральные законы о Государственном гербе РФ и Государственном флаге РФ. Красное знамя победителей в Великой Отечественной войне.

Символы России: гимн. Значение слова «гимн». Наиболее известные гимны. Что воплощено в словах и музыке гимна страны. История гимнов нашей страны. Когда, кем был написан первый гимн в России? Советский гимн. Когда был создан Государственный гимн РФ? Кто авторы его слов и музыки. Почему при создании Государственного гимна РФ воспользовались музыкой Гимна СССР? В каких случаях исполняется гимн страны? Почему гимн является государственным символом?

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Обществознания» в 5 классе

1.Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни).

 Основная функция познавательная: беседы, просмотр и обсуждение аудио, видео, текстового материала, работа с Интернет – ресурсами, конференция, викторина и др. Данный уровень результатов будет достигаться лишь в том случае, когда объектом познавательной деятельности детей станет собственно социальный мир. Большое место здесь будет уделяться познанию жизни людей, познанию общества: его структуры и принципов существования, норм этики и морали, базовых общественных ценностей, памятников мировой и отечественной культуры, особенностей межнациональных и межконфессиональных отношений.
Причем важны здесь будут не только и не столько фундаментальные знания, сколько те, которые нужны человеку для полноценного проживания его повседневной жизни, для успешной его социализации в обществе. Как вести себя с человеком в инвалидной коляске, что можно и чего нельзя делать в храме, как искать и находить нужную информацию, какие права есть у человека, попавшего в больницу, как безопасно для природы утилизировать бытовые отходы, как правильно оплатить коммунальные платежи и т.п. Отсутствие этих элементарных социальных знаний может сделать жизнь человека и его ближайшего окружения весьма затруднительной.                                                                                

2.Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом). Основная функция – формирование личностного отношения: дискуссия, дебаты, круглый стол, семинары, создание и поиск путей решения проблемных ситуаций, ролевая, деловая, коммуникативная и др. игры. Необходимо инициировать и организовывать работу школьников с воспитывающей информацией, предлагая им обсуждать ее, высказывать по ее поводу мнение, вырабатывать по отношению к ней свою позицию. Это может быть информация о здоровье и вредных привычках, о нравственных и безнравственных поступках людей, о героизме и малодушии, о войне и экологии, о культуре, об экономических, политических или социальных проблемах нашего общества. Позитивное отношение школьника к самому знанию как общественной ценности будет вырабатываться у него тогда, когда знание станет объектом эмоционального переживания.                  

3.Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного ценностно-окрашенного социального действия).

Основная функция – деятельностная: выставки, олимпиады, исследовательские проекты, компьютерная презентация и др. Достижение результатов третьего уровня будет возможно при условии организации взаимодействия школьника с социальными субъектами в открытой общественной среде.

Изучение курса «Обществознание» в 5 классе направлено на достижение следующих результатов (освоение универсальных учебных действий — УУД).

Личностные результаты:

  • определение жизненных ценностей, направленность на активное и созидательное участие в общественной жизни;

  • заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей Родины;

  • наличие ценностных ориентиров, основанных на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству;

  • уважительное отношение к окружающим, их правам и свободам; умение соблюдать культуру поведения и терпимость при взаимодействии со взрослыми и сверстниками;

  • признание равноправия народов;

  • осознание важности семьи и семейных традиций;

  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к окружающим, выражать собственное отношение к явлениям современной жизни;

  • осознание своей ответственности за судьбу страны.

Метапредметные результаты:

1) регулятивные УУД - формирование и развитие
навыков и умений:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель работы, ставить задачи, планировать – определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы;

  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;

  • составлять (индивидуально или в группе) план решения учебной задачи;

  • работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);

  • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки;

2) познавательные УУД— формирование и развитие
навыков и умений:

  • проводить наблюдение под руководством учителя и объяснять полученные результаты;

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

  • работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;

  • анализировать, сравнивать, классифицировать, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций; обобщать факты и явления;

  • давать определения понятий;

3) коммуникативные УУД — формирование и раз­витие навыков и умений:

  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);

  • адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, различать мнение и доказательство (аргументы), факты;

  • критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции договариваться с людьми иных позиций;

  • оценивать свои учебные достижения, поведение, черты характера с учетом мнения других людей.

Предметные результаты:

1) в познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • понимать смысл обществоведческих терминов, понятий;

  • характеризовать явления общественной жизни;

  • иметь относительно целостное представление об обществе и человеке, механизмах и регуляторах деятельности людей;

  • сравнивать основные процессы и явления, происходящие в современном обществе, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

2) в ценностно-мотивационной сфере:

  • осознавать побудительную роль мотивов в деятельности человека, место ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

  • знать основные нравственные и правовые понятия, нормы и правила, понимать, что они являются решающими регуляторами общественной жизни; уметь применять эти нормы и правила, анализируя и оценивая реальные социальные ситуации; руководствоваться этими нормами и правилами в повседневной жизни;

  • понимать значение коммуникации в межличностном общении;

3) в ценностно-ориентационной сфере:

  • анализировать и оценивать последствия своих слов и поступков;

  • демонстрировать приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданскую позицию;

  • уметь преодолевать разногласия с помощью приемов и техник преодоления конфликтов;

4) в сфере трудовой деятельности:

• осознавать значения трудовой деятельности для личности и для общества.

К концу курса обществознания 5 класса обучающийся научится:

  • использовать знания о биологическом и социальном человеке для характеристики его природы, характеризовать

  • основные этапы социализации;

  • характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни;

  • сравнивать и сопоставлять на основе характеристики основных возрастных периодов жизни человека возможности и ограничения

  • каждого возрастного периода;

  • характеризовать семью и семейные отношения;

  • характеризовать основные роли членов семьи, включая свою;

  • выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов;

  • исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей.

Выпускник 5 класса получит возможность научиться:

  • формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности;

  • использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности;

  • описывать реальные связи и зависимости между воспитанием и социализацией личности;

  • использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов.


Учебно–тематическое планирование по учебному курсу «Обществознание» 5 класс


Название разделов

Количество часов

1

Вводный урок

1

2

Тема I. О человеке

18

3

Тема II. Общение и окружение человека

9

4

Тема III. Наша Родина – Россия – Российская Федерация

6

5

Итоговое обобщение по курсу обществознание за 5 класс

1


ИТОГО

35



Используемый учебно-методический комплекс

1.А.Ф. Никитин, Т.И. Никитина « Обществознание», 5 класс, Москва, Дрофа, 2012

2.Болотина Т.В., Мишина И.А. «Обществознание», 5 класс. Методическое пособие /Москва: Дрофа, 2012

3.Обществознание. 5 класс. Электронное приложение к учебнику;


Дополнительная литература:

  • Вильчек В.М. Алгоритмы истории, АСТ., М., 2004 г.

  • Загладин Н.В., Семененко И.С. Отечественная культура XX-начала XXI века, Русское слово, М., 2005

  • Кон И.С. Открытие себя. Политиздат, М., 1984

  • Лосев А.Ф. Дерзание духа. Политиздат, М., 1989

  • Кауфман Б. Вверх по лестнице, ведущей вниз, Азбука, М., 2010

  • Корчак Я. Как любить ребёнка. У-фактория, М., 2007

  • Пчелов Е.В. Государственные символы России: герб, флаг, гимн. Русское слово, М., 2009


Ресурсы Интернета:

  • http://fcior.edu.ru/ - федеральный портал школьных цифровых образовательных ресурсов.

  • http://www.school-collection.edu.ru/ - цифровые образовательные ресурсы для общеобразовательной школы.

  • http://www.russkoe-slovo.ru/ - сайт издательства «Русское слово»: имеется методический раздел.

  • http://antropogenez.ru/ - сайт посвящён последним открытиям в области антропосоциогенеза.

  • http://www.ereport.ru/ - сайт, освещающий современное состояние и перспективы развития мировой экономики в целом и экономики отдельных стран, в том числе и России.

  • http://expert.ru/ - сайт журнала «Эксперт» - ведущего общественно-политического и экономического журнала России.

  • http://www.polit.ru/ - на сайте есть раздел, где публикуются тексты лекций ведущих российских и зарубежных учёных, специализирующихся, в том числе, и в области общественных наук.

  • http://postnauka.ru/ - сайт посвящён современной науке, в том числе, общественным наукам.

  • http://www.scepsis.ru/ - сайт содержит актуальные материалы по истории и анализу общественного развития.

  • http://slon.ru/ - сайт содержит актуальную информацию об экономическом и социально-политическом развитии мира и России.


Календарно-тематическое планирование учебного курса «Обществознание» 5 класс

Тема урока

Количество часов на освоение темы

Дата

План

Факт


1


2


3


4


5

1

Вводный урок. Что изучает обществознание?

1



2

Становление человека

1



3

Биологическое и социальное в человеке

1



4

Что такое «Я»? Познание мира и себя

1



5

Как человек познает самого себя?

1



6

Возрастные периоды жизни человека

1



7

Становление человека. От человека « умелого» к современному человеку(практикум)

1



8

Здоровье человека

1



9

Вредные привычки

1



10

Вера и неверие

1



11

Добро и зло

1



12

Что значит быть честным?

1



13

Нравственное и физическое здоровье человека (практикум)

1



14

Что такое долг?

1



15

Что значит быть порядочным человеком?

1



16

Милосердие

1



17

Как стать добрым человеком?

1



18

Доброта, гуманность, милосердие – основные принципы жизнедеятельности человеческого общества

(практикум)

1



19

Повторительно-обобщающий урок по теме «О человеке»

1



20

Может ли человек жить в одиночестве?

1



21

Общение – большое умение

1



22

Человек и его семья

1



23

Мама – самый дорогой человек

1



24

Школа

1



25

Что такое общество?

1



26

Каковы правила жизни в обществе?

1



27

Общение и окружение человека ( практикум)

1



28

Повторительно-обобщающий урок по теме «Человек, его общение и окружение»

1



29

Малая и большая Родина

1



30

Мы живем в России

1



31

Символы России: герб и флаг

1



32

Символы России: гимн

1



33

Наша Родина – Россия ( практикум)

1



34

Повторительно – обобщающий урок по теме «Наша Родина – Россия – Российская Федерация»

1



35

Итоговое повторение по теме «Человек и общество»


1













Приложение 1.

Критерии и нормы устного ответа по обществознанию


Оценка «5» ставится, если  ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема  программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.

  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники.

  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно  применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя.


Оценка «4» ставится, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи  преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ  конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи.  Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины.

  3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно).  




Оценка «3» ставится, если ученик:

  1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.

  2. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

  3. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов или допустил ошибки при их изложении.

  4. Испытывает затруднения в применении знаний, при объяснении конкретных явлений на основе теорий, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.

  5. Отвечает  неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения,  имеющие важное значение в этом тексте.

  6. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки.


Оценка «2» ставится, если ученик:

  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений.

  2. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов.

  3. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

  4. Не может ответить ни на один их поставленных вопросов.

  5. Полностью не усвоил материал.


Критерии для оценивания письменного ответа на уроках обществознания:

Оценка «5» ставится, если ученик:

1. Выполнил работу без ошибок и недочетов.

2. Допустил не более одного недочета

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

1. Не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

2. Не более двух недочетов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

1. Не более двух грубых ошибок или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

2. Не более двух- трех негрубых ошибок или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

3. При отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка «2» ставится, если ученик:

1. Допустил число ошибок недочетов превышающее норму, при которой может быть выставлена оценка «3».

2. Если правильно выполнил менее половины работы.

3. Не приступил к выполнению работы.

4. Правильно выполнил не более 10% всех заданий.


Оценка «5»    -    100-80 %

Оценка «4»    -      80-60 %

Оценка «3»    -      60-40 %

Оценка «2»    -      40-0 %






Приложение 2.

Материалы контрольно-оценочных средств для проведения промежуточной аттестации.

Итоговая контрольная работа по обществознанию

для проведения промежуточной аттестации за курс 5 класса


Вариант 1

Инструкция по выполнению работы

На выполнение работы по истории отводится 45 минут. Работа включает в себя 20 заданий. Ответы к заданиям 1–16 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа. При выполнении заданий с кратким ответом 17–20 запишите ответ так, как указано в тексте задания.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. В целях экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, то Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.

Желаем удачи!

А1. Что отличает человека от животных?

  • 1) воспитание потомств

  • 2) способность к творчеству

  • 3) объединение в группы

  • 4) использование природных материалов


А2. Понимание человеком того, что он делает, как живет, о чем мечтает:

  • 1) эмоции □ 3) деятельность

  • 2) инстинкт □ 4) сознание


A3. Верно ли, что: а) человек рождается как социальное существо, а развивается как биологическое; б) каждый человек — индивидуальность?

  • 1) верно только а □ 3) верны оба суждения

  • 2) верно только б □ 4) оба суждения неверны


А4. Самостоятельность приносит пользу потому, что: а) учит принимать важные решения и нести за них от­ветственность; б) позволяет во всем подражать взрослым.

  • 1) верно только а □ 3) верны оба суждения

  • 2) верно только б □4) оба суждения неверны


А5. Индивидуальные особенности личности, условия ус­пешного выполнения определенной деятельности:

  • 1) способности □ 3) самосознание

  • 2) самооценка □ 4) творчество


А6. К социальным потребностям человека относится:

□ 1) потребность в отдыхе

  • 2) стремление познать окружающий мир

  • 3) потребность в общении

  • 4) необходимость в воде и пище


А7. Верно ли, что: а) главное предназначение семьи со­стоит в продолжении рода; б) семья в РФ находится под защитой государства?

  • 1) верно только а

  • 2) верно только б

  • 3) верны оба суждения

□ 4) оба суждения неверны




А8. Труд членов семьи — это: а) финансовые ресурсы се­мьи; б) материальные ресурсы семьи.

  • 1) верно только а □ 3) верны оба суждения

  • 2) верно только б □ 4) оба суждения неверны


А9. Длительное увлечение человека чем-либо в свободное время:

  • 1) спорт □ 3) игра

  • 2) хобби □ 4) просмотр телепередач


А10. Обязательным в нашей стране является:

□ 1)начальное образование

□ 2) общее школьное образование

□ 3) среднее профессиональное образование

□ 4) высшее профессиональное образование


А11. Чему учат в школе: а) ставить опыты, наблюдать происходящие процессы; б) уважать людей, честности, доброте?

□ 1) верно только a □ 3) верны оба суждения
□ 2) верно только б □ 4) оба суждения неверны


А12. Верно ли, что: а) груд может приносить человеку материальное и духовное удовлетворение; б) труд может быть бесцельным?

  • 1) верно только а □ 3) верны оба суждения

  • 2) верно только б □ 4) оба суждения неверны


А13. Предприниматель, занимающийся благотворитель­ностью:

  • 1) капиталист □ 3) мизантроп

  • 2) торговец □ 4) меценат


AI4. Создание человеком чего-то нового, ценного для всех:

  • 1) творчество □ 3) учеба

  • 2) труд □ 4) общение


А15. Слагаемыми жизненного успеха являются:

а) здоро­вье и способности человека;

б) готовность к умственному труду.

□ 1) верно только а

□ 2) верно только б

□ 3) верны оба суждения

□ 4) оба суждения неверны


А16. Субъектом Российской Федерации является:

□ 1) штат

□ 2) федеральная земля

□ 3) автономная область

□ 4) департамент


В1. Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, связаны с понятием «сознание». Укажите термин, не связанный с этим понятием.


  1. Эмоция 4. Рассуждение

  2. Разум 5. Интеллект

  3. Мышление



В2. Найдите в приведенном списке обязанности гражда­нина.

  1. Платить налоги

  2. Защищать Родину

  3. Посещать театры и музеи

  4. Участвовать в митингах и демонстрациях

  5. Беречь природу

  6. Заниматься благотворительностью




ВЗ. Установите соответствие между понятиями и их опре­делениями.


  1. Кодекс


  1. Конституция


3.Мораль

A. Совокупность особых, духовных правил, регулирующих поведение человека, его отношение к другим людям, к самому себе, а также к окружающей среде.


Б. Основной закон государства.


B. Систематизированный сборник законоположений в какой-либо области права.


1

2

3







С1. Что такое семья? Составьте два предложения, содержащие информацию о понятии «семья»?









Итоговая контрольная работа по обществознанию

для проведения промежуточной аттестации за курс 5 класса

Вариант 2

Инструкция по выполнению работы

На выполнение работы по истории отводится 45 минут. Работа включает в себя 20 заданий. Ответы к заданиям 1–16 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа. При выполнении заданий с кратким ответом 16–20 запишите ответ так, как указано в тексте задания.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. В целях экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, то Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.

Желаем удачи!

А1. Способность к интеллектуальной деятельности:
□ 1) инстинкт □ 3) разум

□ 2) речь □ 4) эмоция


А2.Верны ли следующие суждения: а) умозаключение —
высказывание, содержащее определенную мысль; б) суждение — вывод из нескольких логически связанных мыслей?
□ 1) верно только а □ 3) верны оба суждения

□2) верно только б □ 4) оба суждения неверны


A3.Вид деятельности, мотив которой заключен не столь­ко в ее результатах, сколько в самом процессе:

  • 1) игра □ 3) труд

  • 2) учение □ 4) общение


А4. Социальная группа, основанная на родственных связях:

□ 1) класс □ 3) сословие

□ 2) семья □ 4) нация


А5. Каким качеством должен обладать хозяин дома?

□ 1) скупость □ 3) расточительность
□ 2) экономность □ 4) жадность


А6. Верны ли следующие суждения о потребностях: а) по­требности человека невозможно удовлетворить полно­стью; б) духовный мир человека формируется в процессе удовлетворения духовных потребностей?


□ 1) верно только а □ 3) верны оба суждения
□ 2) верно только б □4) оба суждения неверны


А7. Для современной семьи характерно:


□1) совместное проживание нескольких поколений

□2) подчинение всех членов семьи старшему по возрасту

□3) разделение обязанностей на мужские и женские

□4) возможность высказаться всем членам семьи


А8. Верны ли следующие суждения о ресурсах семьи: а) труд каждого члена семьи расширяет ее ресурсы; б) ма­териальные ресурсы семьи могут только пополняться?


□ 1) верно только а □3)верны оба суждения
□ 2) верно только б □ 4) оба суждения неверны


А9. Какое из суждений соответствует понятию «хобби»?

□ 1) занятие, которому человек готов посвятить значи­тельную часть своего свободного времени

  • 2) пустое, никому не нужное времяпровождение

  • 3) занятие, приносящее значительный доход семье

  • 4)занятие, которое приходится выполнять, чтобы продолжить семейную традицию


А10. Обязательным в нашей стране является:

□ 1) высшее профессиональное образование

□ 2) среднее профессиональное образование

  • 3) начальное образование

  • 4) общее школьное образование


A11. Что значит уметь учиться?


□ 1) иметь хорошие способности

□ 2) уметь правильно организовать свой труд

□ 3) исправлять оценки в конце каждой четверти

□ 4) делать уроки только по любимым предметам


А12. Верны ли следующие суждения о жизненном успехе:

а) жизненный успех зависит от здоровья, способностей
и умений человека; б) каждый человек по-своему представляет путь к жизненному успеху?


  • 1) верно только а □ 3) верны оба суждения

  • 2) верно только б □ 4) оба суждения неверны


А13. Какое суждение о труде ремесленника правильно?


□ 1)изделия ремесленника, созданные вручную, уникальны, поэтому часто дорого стоят

  • 2)в наше время труд ремесленника никому не нужен

  • 3)ремесленные изделия в наши дни можно встретить

только в музее

□ 4)изделия ремесленников похожи друг на друга, так как делаются по шаблону


А14. Верны ли следующие суждения о символах госу­дарства: а) государственные символы нашей страны полностью копируют символы европейских государств;

б) в государственных символах многих стран есть общие
элементы?


  • 1) верно только a □ 3) верны оба суждения

□ 2) верно только б □ 4) оба суждения неверны


А15. Верны ли следующие суждения о понятии «гражда­нин»: а) настоящий гражданин выполняет обязанности, возложенные на него государством; б) достойный гражда­нин старается не нарушать моральных принципов?


  • 1) верно только а □ 3) верны оба суждения

  • 2) верно только б □ 4) оба суждения неверны


А16. Золотое правило морали определяет:


□1) материальные возможности семьи

□2) права и обязанности человека

□3) правила этикета

□4) правила отношения к людям


В1. Что из перечисленного является символами государства?


  1. Герб 3. Флаг

2.Гимн 4. Ода


В2. Установите соответствие между терминами и их опре­делениями. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.






А. Способность человека мыслить,

1...

Чувство

рассуждать и определять свое отно-



шение к окружающей жизни




Б. Способность живого

существа вос-

2.

Эмоция

принимать внешнее воздействие



В. Внутреннее состояние человека,



связанное с его настроением в тот

3

Сознание

или иной момент











1

2

3






В3. Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, связаны с понятием «разум». Укажите термин, не связанный с этим понятием.


1.Мышление 4.Сознание

2.Эрудиция 5. Потребность

3. Интеллект


С1.Что такое федерация? Составьте два предложения, раскрывающие это понятие на примере России.

Спецификация итоговой контрольной работы

для учащихся 5-х классов, обучаюшихся по ФГОС НОО

Задания итоговой контрольной работы позволяют объективно выявить не только наличие у школьников знаний по обществознанию, но и учебные умения на различных уровнях усвоения материала. В работе даны задания базового и повышенного уровней сложности. Они располагаются по принципу нарастания от простых в части А , к усложнённым в части В и сложным в части С, требующим развёрнутого ответа.

Часть А содержит 16 заданий с выбором ответа.

Часть В состоит из 3 заданий, более сложных, они позволяют проверить умения классифицировать и систематизировать знания, давать краткий ответ.

Часть С содержит 1 задание повышенной сложности, в котором требуется дать открытый, развёрнутый ответ, это задание содержит условие в виде ситуации или высказывание и вопросы к ним.

Все правильно выполненные задания уровня А оцениваются в 1 балл.

Задания уровня В, с выбором нескольких вариантов ответа, оцениваются в 1-2 балла. Два балла за правильный ответ и 1 балл при наличии одной ошибки.

Критерии оценивания к заданию С1

Балл

Раскрыт смысл понятия, и составлены два предложения содержащие информацию о заданном понятии.

2

Раскрыт смысл понятия, и составлено одно предложение содержащее информацию о заданном понятии, илисмысл понятия раскрыт не полностью, но составлены два предложения

1

Раскрыт смысл понятия, предложения не составлены, или два предложения составлены без раскрытия смысла понятия, или составлено одно предложение, смысл понятия не раскрыт, или ответ неверный.

0

Максимальное количество баллов

2

За каждую часть задания учащийся получает баллы, из которых складывается суммарный балл.

Используется гибкая система оценивания результатов тестирования, при которой ученик имеет право на ошибку:

80-100 % - оценка «5»;

60-79 %- оценка «4»;

40-59 % - оценка «3»;

0-39 % - оценка «2»;

Выполнение разработанных к тексту заданий предполагает использование учениками предметных знаний и умений, сформированных в процессе изучения обществознания. В контрольной работе проверяется формированность двух групп УУД: познавательных, регулятивных. Все они прописаны в характеристике заданий итоговой контрольной работы.

Все предлагаемые задания можно разделить на три группы по форме требуемого ответа:

  • задания с выбором ответа - ВО;

  • задания с кратким ответом (где самостоятельно найденный ответ или вывод требуется записать в краткой форме) - КО;

  • задания с развёрнутым ответом (где требуется записать раскрыть смысл понятия и составить предложения, содержащие информацию о заданном понятии) - РО.

Объектом оценки в заданиях выступают предметные умения и универсальные учебные действия.

Время выполнения контрольной работы – 40-45 минут.



Таблица 1. Характеристика заданий итоговой контрольной работы.

задания

Раздел/тема курса

Проверяемые УУД

Уровень сложности

Тип задания

Макс. балл

А1

Человек.

Загадкачеловека.

ПВыделять основные существенные особенности объектов.

Базовый

ВО

1

А2


Человек.

Загадкачеловека.

П Соотноситьизученныеявлениясиххарактернымисвойствами

Базовый

ВО

1

А3

Человек.

Загадкачеловека.

ПОсуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

РСличение результата деятельности с целью

Базовый

ВО

1

А4

Человек.

Отрочество-особая пора жизни.

ПОсуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

РСличение результата деятельности с целью

Базовый

ВО

1

А5

Человек.

Загадкачеловека.

ПСоотноситьизученныеявлениясиххарактернымисвойствами

Базовый

ВО

1

А6

Человек.

Загадкачеловека.

ПСоотноситьизученныеявлениясиххарактернымисвойствами

Базовый

ВО

1

А7

Семья.

Семьяисемейныеотношения.

ПОсуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

РСличение результата деятельности с целью

Базовый

ВО

1

А8

Семья.

Семейное

Хозяйство.

П Соотносить объекты с их характерными особенностями

Базовый

ВО

1

А9

Семья.

Свободное время.

ПВыделять основные существенные особенности объектов.

Базовый

ВО

1

А10

Школа.

Образование в жизни человека.

ПСоотноситьизученныеявлениясиххарактернымисвойствами

Базовый

ВО

1

А11

Школа. Образование и самообразование.


ПОсуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

РСличение результата деятельности с целью

Базовый

ВО

1

А12

Труд.Труд-основа жизни.

ПОсуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

РСличение результата деятельности с целью

Базовый

ВО

1

А13

Труд.Труд-основа жизни.

П Соотносить объекты с их характерными особенностями

Базовый

ВО

1

А14

Труд.Труд и творчество.

ПВыделять основные существенные особенности объектов.

Базовый

ВО

1

А15

Труд.Труд-основа жизни.

ПОсуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

РСличение результата деятельности с целью


Базовый

ВО

1

А16

Родина.Наша-Родина Россия.

П Соотносить объекты с их характерными особенностями

Базовый

ВО

1

В1

Человек.

Загадкачеловека.

ПСоотносить изученные явления с их характерными свойствами

Повы-шенный

КО

2

В2

Родина.Гражданин России.

ПОсуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

РСличение результата деятельности с целью

Повы-шенный

КО

2

В3

Родина.Государственные символы России.

ПСоотносить объекты с их характерными особенностями

Повы-шенный

КО

2

С1

Семья.

Родина.

ПНазвать обществоведческий термин. Дать полный развёрнутый ответ. Составить предложения о заданном понятии.

РРефлектировать используя полученные на уроках знания и умения.

Повы-шенный

РО

2

20

Итого мах.:


24 б.

Таблица 2. Рекомендации по проверке и оценке выполнения заданий работы.

1ВАРИАНТ


задания

Ответ

Балл

А1

2 - способность к творчеству

1

А2

4 - сознание

1

А3

2 - верно только б

1

А4

1 - верно только а

1

А5

1 - способности

1

А6

3 - потребность в общении

1

А7

3 - верны оба суждения

1

А8

4 - оба суждения неверны

1

А9

2 - хобби

1

А10

2 - общее школьное образование

1

А11

3 - верны оба суждения

1

А12

1 - верно только а

1

А13

4 - меценат

1

А14

1 - творчество

1

А15

3 - верны оба суждения

1

А16

3 - автономная область

1

В1

Эмоция

1

В2

1-платить налоги, 2-защищать Родину, 5-беречь природу

1-2

В3

1-В; 2-Б; 3-А

1-2

С1

Семья- социальная группа, основанная на родственных связях. Члены семьи связаны общим бытом, взаимной помощью, заботой и ответственностью. Семьи могут состоять из представителей нескольких поколений.

1-2


2 ВАРИАНТ


задания

Ответ

Балл

А1

3 - разум

1

А2

4 - оба суждения неверны

1

А3

1 - игра

1

А4

2 - семья

1

А5

2 - экономность

1

А6

3 - верны оба суждения

1

А7

4 - возможность высказаться всем членам семьи

1

А8

1 - верно только а

1

А9

1 - занятие, которому человек готов посвятить значительную часть своего свободного времени

1

А10

4 - общее школьное образование

1

А11

2 - уметь правильно организовать свой труд

1

А12

3 - верны оба суждения

1

А13

1 - изделия ремесленника, созданные вручную, уникальны, поэтому часто стоят дорого

1

А14

2 - верно только б

1

А15

3 - верны оба суждения

1

А16

4 - правила отношения к людям

1

В1

1-герб, 2-гимн, 3-флаг

1-2

В2

1-Б; 2-В; 3-А

1-2

В3

Потребность

1

С1

Федерация- союзное государство, составными частями которого являются относительно самостоятельные государственные образования. В состав Российской Федерации в качестве субъектов входят национальные образования- республики, края, области, города федерального значения. Все субъекты Российской Федерации имеют свои символы: гербы, флаги, гимны. Субъекты имеют свои законы, не противоречащие Конституции России.






Таблица 3. Таблица перевода баллов в отметки по пятибалльной шкале.


Отметка по

пятибалльной

шкале

«2»


«3»

«4»

«5»


0–7

8–12

13–19

20–24










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!