МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КУЛЕШОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 17 АЗОВСКОГО РАЙОНА
Утверждаю
Директор МБОУ Кулешовской СОШ №17
Азовского района
___________________ /Малиночка И.Н./
Приказ от 29 августа 2017г. № 131
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по обществознанию
| Уровень общего образования (класс): основное общее, 9 класс. Количество часов: 9 а , г кл., - 33 часа Учитель: Кудлай Юлия Александровна Программа разработана на основе: Примерной программы основного общего образования по обществознанию. Авторской программы Л.Н Боголюбова, Л.Ф Ивановой. Обществознание: программа курса для 5-9 кл.-М.: «Просвещение», 2014 г. | |
Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию для 9 класса составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования, авторской программы по обществознанию под редакцией Боголюбова Л.Н и на основании следующих нормативных документов:
Федерального Закона «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012 г. №273 – ФЗ)
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минобразования РФ № 1897 от 17.12.2010 г.);
Примерной программы основного общего образования по обществознанию Л.Н Боголюбов, Л.Ф Иванова. – М.: «Просвещение», 2014 г.
Авторской программы по обществознанию Л.Н Боголюбова, Л.Ф Ивановой. Обществознание: программа курса для 5-9 кл.-М.: «Просвещение», 2014 г.
Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Кулешовской СОШ № 17 Азовского района;
Учебного плана МБОУ Кулешовской СОШ №17 Азовского района на 2017– 2018 уч. год;
Годового календарного учебного графика МБОУ Кулешовской СОШ №17 Азовского района на 2017-2018 уч.г.
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе.
Для реализации рабочей программы используется
учебно-методический комплекс учителя:
- учебник (Л.Н. Боголюбов «Обществознание» 9 класс. М.: Просвещение. 2015г.)
Цели и задачи изучения курса
Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей и решение задач:
развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10 -15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно-бытовых отношений.
содействие самоопределению личности, созданию условий для её реализации;
формирование человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на её совершенствование, ориентированного на развитие гражданского общества и утверждение правового государства;
воспитание гражданственности и любви к Родине;
создание у обучающихся целостных представлений о жизни общества и человека в нём, адекватных современному уровню научных знаний;
выработка основ нравственной, правовой, политической, экологической культуры;
содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими и социальными группами;
помощь в реализации права обучающихся на свободный выбор взглядов и убеждений.
Общая характеристика содержания курса «Обществознание»
В 9 классе завершается рассмотрение основных сфер жизни общества. Тема «Политика» дает обобщенное представление о власти и отношениях по поводу власти, раскрывает роль государства, возможности участия граждан в управлении делами общества.
Заключительная тема «Право», на которую отводится наибольший в 9 классе объем учебного времени, вводит учащихся в сложный и обширный мир права и закона. Часть уроков отводится вопросам теории права, другая – отраслям пава. Особое внимание уделено элементам конституционного права. Рассматриваются основы конституционного строя РФ, федеративного устройства РФ, государственного устройства РФ, а также механизм реализации и защиты прав и свобод гражданина РФ. Учащимся предъявляются в определенной мере систематизированные знания о праве.
Изучение содержания курса по обществознанию в основной школе осуществляется во взаимосвязи с содержанием программ дополнительного образования, деятельностью детских общественных организаций, реальной жизнью школьного коллектива. Одной из задач этой работы выступает создание иммунитета и формирование нетерпимости к правонарушениям, наркомании, другим негативным явлениям.
Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного предмета предполагают использование разнообразных средств и методов обучения. В познавательной деятельности на уроках используются современные личностно-ориентированные педагогические технологии.
На первой ступени основной школы, когда учащиеся только начинают систематическое изучение содержания курса по обществознанию, особое значение приобретают методы, помогающие раскрытию и конкретизации рассматриваемых понятий и положений, связи обобщенных знаний курса с личным социальным опытом, с собственными наблюдениями детей и с их уже сложившимися представлениями о социальной жизни и поведении людей в обществе. Развитию у обучающихся 5 – 9 классов готовности к правомерному и нравственно одобряемому поведению поможет реконструкция и анализ с позиций норм морали и права типичных социальных ситуаций, сложившихся практик поведения.
Место учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа 5-9 класс рассчитана на 175 учебных часов, по 1 часу в неделю в каждом классе. Изучение курса позволит заложить у обучающихся основы знаний, необходимых для изучения общественных проблем в старших классах; позволит ввести обучающихся в мир общественных отношений и научится жить в этом мире; будет способствовать определению обучающимися места в мире и выработке жизненной стратегии; будет способствовать формированию у обучающихся представления о себе как гражданине общества.
В Федеральном базисном учебном плане на изучение обществознания в 9 классе отводится 34 часа из расчета 1 час в неделю. Учебным планом школы на изучение обществознания в 9 классе предусмотрено 34 часа в год из расчета 1 час в неделю.
Фактически в соответствии с годовым календарным учебным графиком МБОУ Кулешовской СОШ №17 Азовского района на 2017-2018 учебный год будет проведено для 9 «а» и 9 «г» классов по 33 часа.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
Обучающиеся должны знать:
Понятия: общество, страна, государство; сферы общества (экономическая, политическая, духовная, социальная), их характеристику: что такое сообщество, организации, семья, школа;
Кто такие производители, потребители, предприниматели, менеджеры; определение «экономика»;
Что такое молодежная экономика, карманные деньги, возможные способы подростковых заработков;
Как относятся к труду в современном обществе; что такое право на труд, трудовой договор, нормы трудового права; особенности труда несовершеннолетних; труд и отдых, взаимосвязь прав и обязанностей граждан (налоги, охрана окружающей среды, защита Отечества, забота о детях);
Историю понятия Гражданин, определение гражданина и гражданства, что такое закон «О гражданства», отличительные черты Российского государства»;
Понятия – право, источники права, права и обязанности несовершеннолетних, право на собственность, право на образование, понятие ответственности, преступления, уголовной ответственности;
Понятие «конституция», значение конституции в государстве, Содержание и форма основного закона РФ, что такое власть, разделение властей, президент, Совет Федерации, Государственная Дума, местное самоуправление;
Что такое мораль, сходства и различия морали и права, представления о добре и зле, соотношение права и добра.
Обучающиеся должны уметь:
характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
совершенствования собственной познавательной деятельности;
критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
Содержание учебного предмета
Тема 1. Политика и социальное управление
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики.
Государство, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства.
Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире. Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ. Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ. Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма. Политические партии и движения, ил роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах. Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь общества. Роль СМИ на политическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.
Тема 2. Право
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативно-правовых актов. Система законодательства. Понятие правоотношений. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности. Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат.
Конституция – основной закон РФ. Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека-идеал права. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ.
Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка их защита. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина в РФ. Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей.
Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних. Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.
Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний. Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Социальные права. Жилищные правоотношения.
Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов. Правовое регулирование отношений в сфере образования.
Итоговое повторение и обобщение.
Тематическое планирование
№ | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Тема 1.Политика и социальное управление | 11 |
2 | Тема 2. Право | 21 |
3 | Итоговое повторение и обобщение | 1 |
| Итого: | 33 |
Календарно-тематическое планирование курса «Обществознание» 9 класс
№ | Тема урока | Кол-во час | Д.З. | Дата проведения |
план | факт |
9 а, г | 9 а, г |
1 | Политика и власть. Роль политики в жизни общества. | 1 | §1, стр. 4-8, вопросы, | 02.09.17 | |
2 | Государство, его отличительные признаки. | 1 | §2, вопросы. Эссе «Ты должен посвятить отечеству свой век, коль хочешь навсегда быть честный человек» | 09.09.17 | |
3 | Политический режим. | 1 | §3, анализировать документ с.25 | 16.09.17 | |
4 | Правовое государство | 1 | §4, ответить на вопросы «В классе и дома» | 23.09.17 | |
5 | Гражданское общество. Местное самоуправление | 1 | §5, выучить основные понятия | 30.09.17 | |
6 | Участие граждан в политической жизни. | 1 | §6, с.58, ответить на вопросы | 07.10.17 | | |
7 | Практическая работа «Школа молодого избирателя» | | Стр.58, задание № 9. | 14.10.17 | | |
8 | Политические партии и движения, их роль в общественной жизни | 1 | §7, с.64, «В классе и дома», подготовить реферат | 21.10.17 | | |
9 | Средства массовой информации | 1 | §1, стр. 8-10, подготовиться к игре. | 28.10.17 | | |
10 | Практическая работа «Роль СМИ в предвыборной борьбе» | 1 | Составить бюллетень кандидата в председатели Совета старшеклассников | 11.11.17 | | |
11 | Самостоятельная работа по теме «Гражданское общество» | 1 | Повторить термины | 18.11.17 | | |
| | |
| | | | | | | |
12 | Право, его роль в жизни человека, общества и государства | 1 | §8, ответить на вопросы «В классе и дома» | 25.11.17 | | |
13 | Понятие правоотношения. | 1 | §9, с.78, написать эссе | 02.12.17 | | |
14 | Понятие правонарушения . | 1 | §10с. 84, изучить рубрику «Говорят мудрые» | 09.12.17 | | |
15 | Правоохранительные органы | 1 | §11, ответить на вопросы с. 101 «В классе и дома» | 16.12.17 | | |
16 | Конституция - основной закон РФ | 1 | §12-13, стр. 103-110, заполнить таблицу | 23.12.17 | | |
17 | Основы конституционного строя РФ | 1 | §12-13, стр. 110-117,составить план, работа с документами | 13.01.18 | | |
18 | Практическая работа по теме: «Конституция РФ» | 1 | Написать эссе «Наша Конституция» | 20.01.18 | | |
19 | Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. | 1 | §14-15, стр.120-132, выписать цитаты. | 27.01.18 | | |
20 | Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Права ребёнка. | 1 | § 14-15, стр.132-134, заполнить таблицу. | 03.02.18 | | |
21 | Лабораторная работа по теме: «Права и свободы граждан» | 1 | Работа с материалами СМИ | 10.02.18 | | |
22 | Гражданские правоотношения | 1 | §16, составить презентацию | 17.02.18 | | |
23 | Право на труд. Трудовые правоотношения. | 1 | §17, читать СМИ, с.153, «В классе и дома» | 24.02.18 | | |
24 | Семейные правоотношения | 1 | §18, выучить определения, работа с документами | 03.03.18 | |
25 | Административные правоотношения | 1 | $ 19, составить кластер. Подобрать материал из газет | 10.03.18 | |
26 | Основные понятия и институты уголовного права. | 1 | §20, работать с первоисточником | 17.03.18 | |
27 | Социальные права | 1 | §21, составить план, подобрать материал из газет | 07.04.18 | |
28 | Практическая работа по теме: «Социальные права» | 1 | Написать реферат | 14.04.18 | | |
29 | Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. | 1 | §22, отвечать на вопросы, работать с документацией | 21.04.18 | |
30 | Практическая работа по теме: «Международная правовая защита» | 1 | Работа в сети Интернет | 28.04.18 | |
31 | Правовое регулирование отношений в сфере образования. | 1 | §23, вопросы. | 05.05.18 | |
32 | Обобщающий урок | 1 | | 12.05.18 | |
33 | Повторение пройденного за год | 1 | | 19.05.18 | |
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей обществоведческого цикла МБОУ Кулешовской СОШ №17 Азовского района от ________________2017г. №______ __________________/Н.В.Головань/ | | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________________ /Л.В.Зёмина/ __________________________2017г. |