РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Обществознание»
для 6 класса основного общего образования на 2016-2017учебный год
Составитель: Стародубцева Н.Н., учитель истории, обществознания
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа разработана на основе:
-Федерального государственного образовательного стандарта, основного общего образования;
-Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения. Основная школа. – М.: Просвещение, 2011. – 342с. (Стандарты второго поколения);
-Примерные программы по учебным предметам. Обществознание. 5-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2011. – 94 с. – (Стандарты второго поколения);
- Авторской программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников 5-9 классы».-М.: Просвещение 2012 г.
- Учебный план МБОУ Хабарская СОШ№1»
Учебный план отводит на обществознание в 6 классе 1 ч в неделю, (согласно учебному плану школы учебный год для 6 класса составляет 34 учебные недели).Тематическое планирование рассчитано на 34часа в год. Авторская программа-34ч.
В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный и личностно ориентированный подходы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные, метапредметные и предметные результаты обучения и освоения содержания курса по обществознанию.
Личностнымирезультатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса, являются:
1. Мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
2.Заинтерисованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
3.Ценностные ориентиры. Основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремление к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:
1. Умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
2. Умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
3. Способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
4. Овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
5. Умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельность на уроках и в доступной социальной практике, на:
- использование элементов причинно – следственного анализа;
- исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления. Оценки объектов;
- поиск и извлечение нужной информации по заданной теме и адаптированных источниках различного типа;
- перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- подкрепление изученных положений конкретными примерами;
- оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
- определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются:
1. Относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
2. Знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;
3. Знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных ролей в пределах своей дееспособности;
4. Умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источника; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций, одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
5. Понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
6. Знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
7. Приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
8. Знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
9. Понимание значения трудовой деятельности для личности и общества;
10. Понимание специфики познания мира средствами искусства в соответствии с другими способами познания;
11. Понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
12. Знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
13. Знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
14. Понимание языка массовой социально – политической коммуникации, позволяющее осознанию воспринимать соответствующую информацию, умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
15. Понимание значения коммуникации в межличностном общении;
16. Умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения. Знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Личностными результатами изучения предмета «Обществознание» являются следующие умения:
Формулировки личностных результатов в ФГОС |
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; |
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов; |
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; |
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; |
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; |
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; |
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; |
8) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; |
9) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. |
Метапредметными результатами изучения предмета «Обществознание» являются следующие умения:
УУД | Формулировки метапредметных результатов в ФГОС |
РЕГУЛЯТИВНЫЕ | 1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; |
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; |
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; |
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; |
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; |
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ | 6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; |
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; |
КОММУНИКАТИВНЫЕ | 8) смысловое чтение; |
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; |
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью |
Предметными результатами изучения предмета «Обществознание» являются следующие умения: 1-я линия развития личности. Умение понимать связи между людьми в обществе:-Добывать и критически оценивать информацию. -Систематизировать обществоведческую информацию и представлять её в виде текста, таблицы, схемы. -Обобщать. -Группировать. -Сравнивать факты, явления и понятия. -Устанавливать причинно-следственные связи.
2-я линия развития личности. Умение занимать свою позицию в обществе: -Определять и объяснять другим людям своё отношение к общественным нормам. -Принимать решения в ответственных ситуациях и не бояться отвечать за свои поступки. -Уметь договариваться с людьми, преодолевать конфликты.
3-я линия развития личности. Умение действовать в рамках закона и нравственных норм: -Успешно решать жизненные задачи в разных сферах общественных отношений.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» К КОНЦУ УЧЕБНОГО ГОДА
Ученик должен знать (понимать): -основные обществоведческие понятия: личность, индивидуальность, самопознание, самооценка, потребности,духовный мир, межличностные отношения,симпатия,антипатия,санкция,общение,конфликт,сотрудничество,компромисс,добро,гуманизм; -социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений; -как человек познаёт себя и окружающий мир; -как правильно выстраивать межличностные отношения, -какую роль в жизни человека играют потребности, -значение семьи, семейных отношений и семейных ценностей в жизни общества и человека; -закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы; -как научиться преодолевать страх; -различные подходы к исследованию роли экономики в развитии человека и общества; -основные социальные институты и процессы; -важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития; -значение человечности в человеке; -как правильно организовать свою деятельность.
Ученик должен уметь объяснить: -основные обществоведческие понятия; -сущность межличностных отношений; - роль и значение конфликта в межличностных отношениях; -значение человечности.
Ученик должен владеть навыками: -конспектирования текстовой информации и выделения главного; -использования дополнительных источников социальной информации (газеты, журналы, сеть Интернет); -
Схематизации материала и анализа предложенных схем и таблиц; -правильного применения специальных терминов и объяснения понятий; -монологического связного воспроизведения информации; -выявление сходных и отличительных черт в общественных явлениях; - презентации собственных суждений.
Обучающийся научится: -характеризовать основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы; - сравнивать социальные объекты, выявлять их общие черты и различия, существенные признаки; -описывать основные социальные объекты, человека как социально-деятельное существо, основные социальные роли; -объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов; -формулировать на основе приобретённых знаний собственные суждения и выдвигать аргументы по определённым проблемам; -применять знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества; -использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для совершенствования собственной познавательной деятельности, эффективного выполнения социальных ролей, сознательного взаимодействия с социальными институтами, ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; -оценивать общественные изменения с точки зрения демократических и гуманистических ценностей; -взаимодействовать с людьми с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением; -оценивать поведение людей с точки зрения нравственных и социальных норм, экономической рациональности; предвидеть возможные последствия определённых социальных действий; -приводить примеры социальных объектов определённого типа, социальных отношений, ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм, деятельности людей в различных сферах; -осуществлять поиск социальной информации по заданной теме (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения.
Обучающийся получит возможность научиться: -конспектировать информацию, выделять главное; -использовать дополнительные источники социальной информации (газеты, журналы, справочники, интернет-ресурсы); -классифицировать, систематизировать информацию – составлять таблицы, схемы и диаграммы; -правильно применять специальные термины и понятия; -связно воспроизводить информацию, выявляя сходные и отличительные черты в общественных явлениях.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Тема 1. Человек в социальном измерении. Личность. Социальные параметры личности. Индивидуальность человека. Качества сильной личности. Познание человеком мира и самого себя. Самосознание и самооценка. Способности человека. Деятельность человека, её основные формы (труд, игра, учение). Мотивы деятельности. Связь между деятельностью и формированием личности. Знания и умения как условие успешной деятельности. Потребности человека – биологические, социальные, духовные. Индивидуальный характер потребностей. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями. Духовный мир человека. Мысли и чувства. Привычка к труду. Проблема выбора профессии. Важность взаимопонимания и взаимопомощи.
Тема 2. Человек среди людей. Человек и ближайшее социальное окружение. Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество. Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание. Социальные группы (большие и малые). Человек в малой группе. Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы. Общение – форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Стили общения. Особенности общения со сверстниками, старшими, младшими. Межличностные конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение. Конструктивное разрешение конфликта. Как победить обиду и установить контакт.
Тема 3. Нравственные основы жизни. Человек славен добрыми делами. Доброе – значит хорошее. Мораль. Золотое правило морали. Учимся делать добро. Смелость. Страх – защитная реакция человека. Преодоление страха. Смелость и отвага. Противодействие злу. Человечность. Гуманизм - уважение и любовь к людям. Внимание к тем, кто нуждается в поддержке.
Итоговое обобщение по курсу «Обществознание».
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п.п. | Тема урока | Количество часов |
1 | Введение в изучение курса Обществознание.6класс» | 1ч. |
Тема 1. Человек в социальном измерении. | 12ч. |
2-3 | Человек – личность | 2 |
4-5 | Человек познаёт мир | 2 |
6-7 | Человек и его деятельность | 2 |
8-9 | Потребности человека | 2 |
10-11 | На пути к жизненному успеху | 2 |
12-13 | Практикум по теме «Человек в социальном измерении» | 2 |
Тема 2. Человек среди людей. | 10ч. |
14-15 | Межличностные отношения | 2 |
16-17 | Человек в группе | 2 |
18-19 | Общение | 2 |
20-21 | Конфликты в межличностных отношениях | 2 |
22-23 | Практикум по теме «Человек среди людей» | 2 |
Тема 3. Нравственные основы жизни. | 8ч. |
24-25 | Человек славен добрыми делами | 2 |
26-27 | Будь смелым | 2 |
28-29 | Человек и человечность | 2 |
30-31 | Практикум по теме «Нравственные основы жизни» | 2 |
Заключение | 2ч. |
32-33 | Итоговое обобщение по курсу «Обществознание» | 2 |
34 | Резерв. Итоговое обобщение по курсу «Обществознание» | 1ч. |
ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ
Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
| | | | |
| | | | |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Календарно-тематический план изучения учебного предмета «Обществознание».6класс, 1час в неделю
№ п.п. | Тема урока | Дата проведения по плану | Дата проведения по факту |
1 | Введение в изучение курса Обществознание.6класс» | 01.09 | |
Тема 1. Человек в социальном измерении.12ч | | |
2-3 | 1.1-2.Человек – личность | 08,15.09 | |
4-5 | 1.3-4.Человек познаёт мир | 22,29.09 | |
6-7 | 1.5-6.Человек и его деятельность | 6,13.10 | |
8-9 | 1.7-8.Потребности человека | 20,27.10 | |
10-11 | 1.9-10.На пути к жизненному успеху | 10,17.11 | |
12-13 | 1.11-12.Практикум по теме «Человек в социальном измерении» | 24.11; 01.12 | |
Тема 2. Человек среди людей.10ч. | | |
14-15 | 2.1-2.Межличностные отношения | 08,15.12 | |
16-17 | 2.3-4.Человек в группе | 22.12; 12.01 | |
18-19 | 2.5-6.Общение | 19,26.01 | |
20-21 | 2.7-8.Конфликты в межличностных отношениях | 02,09.02 | |
22-23 | 2.9-10.Практикум по теме «Человек среди людей» | 16,23.02 | |
Тема 3. Нравственные основы жизни. 8ч. | | |
24-25 | 3.1-2.Человек славен добрыми делами | 02,09.03 | |
26-27 | 3.3-4.Будь смелым | 16,23.03 | |
28-29 | 3.5-6.Человек и человечность | 06,13.04 | |
30-31 | 3.7-8.Практикум по теме «Нравственные основы жизни» | 20,27.04 | |
Заключение | | |
32-33 | Итоговое обобщение по курсу «Обществознание» | 4,11.05 | |
34 | Резерв. Итоговое обобщение по курсу «Обществознание» | 18,25.05 | |