Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Восяховская средняя общеобразовательная школа «Образовательный Центр»
Рабочая программа учебного предмета «Обществознание»
10-11 классы, базовый уровень
Разработано Н.П.Коневой
Учителем истории и обществознания первой квалификационной категории
2017 год
с.Восяхово
1.Аннотация
Настоящая рабочая программа составлена на основе следующих документов:
Фундаментального ядра содержания общего образования и в соответствии с Государственным стандартом общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17.12.2010 г);
Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне (приказ Минобрнауки №1089 от 05.03.2004);
Федерального закона №273 от 29 декабря 2012 года; на основе методических рекомендаций (письмо Комитета по образованию от 04.05.2016 № 03-20-1587/1600);
Приказа Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
авторской программы «Обществознание. 10-11 классы», авторы: Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова, А.И.Матвееев.
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по темам курса, определяет минимальный набор самостоятельных и практических работ, выполняемых учащимися.
Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по «Обществознанию» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.
Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 136 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования. В том числе: в X и XI классах по 68 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.
Изучение обществознания в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
• развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
• воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
• освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
• овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
• формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Основные цели курса определены, исходя из современных требований к гуманитарному образованию учащихся полной средней школы:
способствовать формированию гражданско-правового мышления школьников, развитию свободно и творчески мыслящей личности;
передать учащимся сумму систематических знаний по обществознанию, обладание которыми поможет им свободно ориентироваться в современном мире;
формировать у учащихся представление о целостности окружающего мира при его территориальном многообразии, сложных проблемах, встающих перед человечеством, имеющих свои специфические особенности в разных странах;
развить у школьника словесно – логическое и образное мышление;
способствовать формированию гражданско-правовой грамотности.
помочь учащимся разобраться в многообразии общественных отношений, в себе, в других людях; помочь выработать собственную жизненную позицию.
В основу содержания курса положены следующие принципы:
• соответствие требованиям современного школьного гуманитарного образования, в том числе концепции модернизации образования;
• структурирование заданий учащимся применительно к новому познавательному этапу их учебной деятельности;
• формирование у учащихся умения работать с различными источниками, способности выработки собственных позиций по рассматриваемым проблемам, получение опыта оценочной деятельности общественных явлений.
2. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Обществознание»
Личностными результатамы, формируемыми при изучении содержания курса, являются:
1. Мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
2.Заинтерисованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
3.Ценностные ориентиры. Основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремление к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания проявляются в:
1. Умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
2. Умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
3. Способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
4. Овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
5. Умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельность на уроках и в доступной социальной практике, на:
- использование элементов причинно – следственного анализа;
- исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления. Оценки объектов;
- поиск и извлечение нужной информации по заданной теме и адаптированных источниках различного типа;
- перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- подкрепление изученных положений конкретными примерами;
- оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
- определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения содержания программы по обществознанию являются:
1. Относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
2. Знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;
3. Знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных ролей в пределах своей дееспособности;
4. Умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источника; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемх в современном российском обществе социальных ценностей;
5. Понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
6. Знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
7. Приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
8. Знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
9. Понимание значения трудовой деятельности для личности и общества;
10. Понимание специфики познания мира средствами искусства в соответствии с другими способами познания;
11. Понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
12. Знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
13. Знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
14. Понимание языка массовой социально – политической коммуникации, позволяющее осознанию воспринимать соответствующую информацию, умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
15. Понимание значения коммуникации в межличностном общении;
16. Умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения. Знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Критерии оценки знаний по обществознанию
Критерии и нормы устного ответа
Оценка «5» ставится, если ученик
показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала;
полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала, выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы; устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации; последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторяет дословно текст учебника;
излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применяет систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использует для доказательства выводы из наблюдений и опытов;
самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки, работы с чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
Оценка «4» ставится,
если ученик показывает знания всего изученного программного материала;
дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий;
допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал;
подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя;
умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи;
применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины;
не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.
Оценка «3» ставится,
если ученик усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки;
допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.
обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки.
Оценка «2» ставится, если ученик;
не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
не делает выводов и обобщений;
не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Оценка «1» ставится если ученик;
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за самостоятельные письменные и контрольные работы.
Оценка «5» ставится, если ученик:
Оценка «4» ставится, если ученик:
Выполняет письменную работу полностью, но допускает в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта и /или/ не более двух недочётов;
соблюдает культуру письменной речи, правила оформления письменных работ, но допускает небольшие помарки при ведении записей.
Оценка «3» ставится, если ученик:
Правильно выполняет не менее половины работы;
допускает не более двух грубых ошибок, или не более одной грубой, одной негрубой ошибки и одного недочёта, или не более трёх негрубых ошибок, или одной негрубой ошибки и трёх недочётов, или при отсутствии ошибок, но при наличии пяти недочётов;
допускает незначительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка «2» ставится, если ученик:
Правильно выполняет менее половины письменной работы;
Допускает число ошибок и недочётов, превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
допускает значительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка «1» ставится в случае:
Нет ответа.
3. Содержание учебного предмета «Обществознание»,
с указанием форм организации учебных занятий и основных видов деятельности.
Содержание программы 10 класса
№ п/п | Наименование темы | Количество часов |
1. | Глава 1. Человек в обществе. | 20 |
2. | Глава 2. Общество как мир культуры. | 15 |
3. | Глава 3. Правовое регулирование общественных отношений. | 30 |
4 | Итоговое повторение. Резерв | 2 2 |
| ИТОГО | 70 |
Глава 1. Человек в обществе.
Представление об обществе как сложной системе: элементы и подсистемы. Социальные взаимодействия и общественные отношения. Понятие о социальных институтах, нормах, процессах. Основные институты общества.
Общество и природа. Противоречивость воздействия людей на природную среду. Феномен «второй природы».
Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса, его противоречивость. Цивилизация, формация. Традиционное (аграрное) общество. Индустриальное общество. Постиндустриальное (информационное) общество.
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Философские и научные представления о социальных качествах человека.
Мышление и деятельность. Творчество в деятельности. Формирование характера. Потребности, способности и интересы.
Познавательная деятельность человека. Чувственное и рациональное познание. Проблема познаваемости мира. Понятие истины, её критерии. Самопознание, его формы. Самооценка личности. Формирование образа «Я». Виды человеческих знаний.
Мировоззрение, его место в духовном мире человека. Типы мировоззрения. Философия. Искусство. Религия. Свобода совести. Веротерпимость.
Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода как условие самореализации личности. Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности.
Многообразие деятельности. Потребности и интересы. Типология деятельности. Природа творческой деятельности.
Деятельность в сфере духовной культуры. Сохранение и распространение духовных ценностей. Освоение ценностей духовной культуры.
Истина и ее критерии. Понятие научной истины. Относительность истины. Истина и заблуждение.
Виды и уровни человеческих знаний. Мифологическое и рационально-логическое знание. Жизненный опыт и здравый смысл.
Научное познание. Основные особенности методологии научного мышления. Дифференциация и интеграция научного знания.
Социальное познание, его особенности. Современные проблемы социальных и гуманитарных наук.
Знание и сознание. Общественное и индивидуальное сознание. Теоретическое и обыденное сознание.
Самопознание и самооценка. Самосознание и его роль в развитии личности. Трудности познания человеком самого себя.
Глава 2. Общество как мир культуры.
Понятие культуры. Культура материальная и духовная. Элитарная, народная, массовая культура. Многообразие и диалог культур как черта современного мира. Традиции и новаторство в культуре. Мораль. Искусство.
Наука. Основные особенности научного мышления. Научное познание, методы научных исследований Естественные и социально-гуманитарные науки. Особенности социального познания. Наука как форма культуры. Роль науки в развитии человечества. Этика науки.
Образование. Тенденции современного образования. Непрерывность образования. Самообразование. Реформирование образовательного процесса.
Духовная жизнь людей. Мировоззрение, его виды и формы. Менталитет. Высшие духовные ценности. Патриотизм. Гражданственность.
Мораль и нравственность. Нравственные ориентиры личности. Нравственная культура.
Социальная и личностная значимость образования. Тенденции развития образования в современном мире. Роль и значение непрерывного образования в информационном обществе.
Наука. Функции современной науки. Этика науки.
Роль религии в жизни общества. Религия как одна из форм культуры. Мировые религии. Принцип свободы совести. Религия в современном мире. Межконфессиональные отношения.
Искусство. Виды и жанры искусства. Миф и реальность современного искусства.
Массовая культура. СМИ и культура. Роль телевидения в культурной жизни общества.
Глава 3. Правовое регулирование общественных отношений.
Понятие права. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации. Построение понятия «право как социальная норма». Характеристика функций права. Построение понятия «норма права». Характеристика структуры права (гипотеза, диспозиция, санкция). Определение понятий «правовой институт», «подотрасль права», «отрасль права», «система права».
Построение понятия «форма (источник) права». Характеристика различных видов источников права (правовой обычай, юридический прецедент, нормативно-правовой акт (закон, подзаконный акт)).
Гражданство в Российской Федерации. Основания приобретения гражданства. Права и обязанности, принадлежащие только гражданину.
Построение понятий «правомерный» и «неправомерный поступок». Характеристика видов правонарушений (преступление, проступок (административный, гражданско-правовой, дисциплинарный)). Определение понятия «юридическая ответственность». Характеристика видов юридической ответственности: уголовной, гражданско-правовой, материальной, дисциплинарной. Соотнесение вида ответственности и мер наказания.
Право в системе социальных норм. Источники права. Нормы права. Функции права.
Система права. Правоотношения. Дееспособность и правоспособность. Законность. Правомерное поведение. Правосознание и правовая культура. Правонарушение и юридическая ответственность.
Права человека и международные документы по правам человека. Права ребёнка и их защита.
Воинская обязанность. Альтернативная служба.
Права и обязанности налогоплательщиков.
Система российского законодательства. Законотворческий процесс в России. Право законодательной инициативы и законодательной деятельности. Институт президентства в России.
Конституционное право. Конституция – основа государственного права. Основы конституционного строя России. Гражданин РФ, его права и свободы, конституционные обязанности.
Административное право. Административные правонарушения. Административная ответственность. Виды административных наказаний. Экологическое правонарушение.
Гражданские правоотношения. Гражданский кодекс РФ. Субъекты гражданского права. Понятие юридического и физического лица. Гражданско-правовые споры. Право собственности и его защита.
Трудовые правоотношения. Права и обязанности работника и работодателя. Трудовой кодекс РФ. Особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях. Профсоюзы.
Семейные правоотношения. Брак и условия его заключения. Права и обязанности супругов, родителей и детей.
Основные понятия и институты уголовного права. Преступление и наказание. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Международное право. Международное гуманитарное право. Основные положения и принципы.
Итоговое обобщение и контроль – 5ч.
Резерв – 1ч.
Содержание программы 11 класса
№ п/п | Наименование темы | Количество часов |
1. | Глава 1. Экономическая жизнь общества. | 26 |
2. | Глава 2. Социальная сфера. | 16 |
3. | Глава 3. Политическая жизнь общества. | 20 |
4 | Итоговое повторение. Резерв. | 5 1 |
| ИТОГО | 68 |
Глава 1. Экономическая жизнь общества.
Экономика и экономическая наука. Роль экономики в жизни общества. Виды экономической деятельности. Экономика и уровень жизни, основные экономические показатели. Макроэкономика и микроэкономика.
Циклическое развитие экономики. Экономические цели и задачи. Экономическая деятельность, её основные показатели. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие.
Основные компоненты экономики. Производство, распределение, обмен и потребление.
Экономические ресурсы производства. Факторы производства и факторные доходы. Фирма в экономике. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные издержки. Основные источники финансирования бизнеса.
Собственность. Формы собственности, их роль в экономическом процессе. Приватизация, национализация собственности.
Типы экономических систем. Экономические отношения. Производитель и потребитель в экономике.
Рыночная экономика. Рынок как многозначное понятие. Виды рынков. Механизм спроса и предложения как основы рынка. Инфраструктура рынка. Особенности современной экономики России.
Конкуренция. Виды конкуренции. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство. Естественные монополии, их роль и значение в экономике России.
Деньги как универсальный товар. Фондовый рынок, его инструменты. Виды ценных бумаг. Особенности развития фондового рынка в современной России.
Банковская система. Роль ЦБ в банковской системе России. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции.
Предпринимательство. Формы организации бизнеса. Виды предпринимательской деятельности. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга.
Государство и его роль в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Многообразие форм участия государства в экономике. Экономическая политика.
Основы денежной и бюджетной политики государства. Бюджетная и инвестиционная политика государства. Госбюджет. Государственный долг.
Структура налогов. Виды налогов. Функции налогов. Налоговая политика государства.
Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобализация экономики в современном обществе. Экономическая модернизация современной России.
Экономика потребителя. Права потребителей и способы их защиты. Бюджет семьи.
Уровень жизни. Экономические реформы в России. Пути экономического роста.
Экономическая культура. Культура производителя и потребителя. Этика предпринимательства. Соблюдение правил делового общения. Экономическая свобода и ответственность.
Глава 2. Социальная сфера.
Социальная структура и социальные отношения. Социальная стратификация, неравенство. Социальные группы, их типы.
Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины. Пути и средства их разрешения.
Виды социальных норм. Социальный контроль и самоконтроль. Отклоняющееся поведение. Наркомания, преступность, их социальная опасность.
Социальная мобильность, виды социальной мобильности в современном обществе. Каналы социальной мобильности. Молодёжь как социальная группа, особенности молодёжной субкультуры.
Этнические общности. Нации. Национальное самосознание. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.
Семья как социальный институт. Семья и брак. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.
Религиозные объединения и организации в Российской Федерации. Опасность сектантства.
Глава 3. Политическая жизнь общества.
Понятие власти. Типология властных отношений. Политическая власть. Государство как главный институт политической власти. Функции государства.
Политика как общественное явление. Политическая система, ее структура и сущность. Политическая деятельность. Политические цели и средства их достижения. Опасность политического экстремизма.
Политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Отличительные черты выборов в демократическом обществе.
Гражданское общество и государство. Проблемы формирования правового государства и гражданского общества в Российской Федерации. Гражданские инициативы.
Многопартийность. Политические партии и движения, их классификация. Роль партий и движений в современной России. Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации.
Политический процесс. Особенности политического процесса в России. Избирательная кампания в Российской Федерации. Законодательство Российской Федерации о выборах.
Свобода как ценность. Свобода в деятельности человека. Свобода и ответственность. Общественное сознание. Политическое сознание. Политическое поведение. Политическая элита и политическое лидерство.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся:
Индивидуально-обособленная форма.
Фронтальная форма познавательной деятельности.
Групповая форма организации познавательной деятельности.
Коллективная форма познавательной деятельности учащихся.
Виды учебных занятий: урок, лекция, практическое занятие, игры-обсуждения, проектная деятельность,
урок – практикум по решению тестовых заданий по типу ЕГЭ.
Инструментарий для оценивания результатов: устные ответы, тестирование, контрольные работы, самостоятельные работы, практические работы.
Используемые педагогические технологии: ИКТ, здоровьесберегающая, проектная, игровая, исследовательская, проблемная, тестового контроля, технологии развивающего обучения, дифференцированного обучения.
4. Календарно-тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
10 класс (2 часа в неделю, 70 годовых)
№ урока | Тема урока | Кол-во часов |
| Введение. | |
1 | Вводный урок. Повторение курса за 9 класс | 1 |
| Человек в обществе | 19 |
2-3 | Что такое общество | 2 |
4-5 | Общество как сложная динамическая система | 2 |
6-7 | Динамика общественного развития | 2 |
8 | Входная контрольная работа | 1 |
9-10 | Социальная сущность человека | 2 |
11-12 | Деятельность - способ существования людей | 2 |
13 | Познавательная и коммуникативная деятельность | 1 |
14-15 | Свобода и необходимость в деятельности человека | 2 |
16-17 | Современное общество | 2 |
18-19 | Глобальная угроза международного терроризма | 2 |
20 | Контрольная работа по теме «Общество и человек» | 1 |
| Общество как мир культуры | 15 |
21-22 | Духовная культура общества | 2 |
23-24 | Духовный мир личности | 2 |
25-26 | Мораль | 2 |
27-28 | Наука и образование | 2 |
29-30 | Религия и религиозные организации | 2 |
31-32 | Искусство | 2 |
33-34 | Массовая культура | 2 |
35 | Контрольная работа по теме: "Духовная культура" | 1 |
| Правовое регулирование общественных отношений | 30 |
36-37 | Современные походы к пониманию права | 2 |
38-39 | Право в системе социальных норм | 2 |
40-41 | Источники права | 2 |
42-43 | Правоотношения и правонарушения | 2 |
44-45 | Предпосылки правомерно поведения | 2 |
46-47 | Гражданин Российской Федерации | 2 |
48-49 | Гражданское право | 2 |
50-51 | Семейное право | 2 |
52-53 | Правовое регулирование занятости и трудоустройства | 2 |
54-55 | Экологическое право | 2 |
56-57 | Процессуальное право: гражданский и арбитражный процесс | 2 |
58-59 | Процессуальное право: уголовный процесс | 2 |
60-61 | Конституционное судопроизводство | 2 |
62-63 | Международная защита прав человека | 2 |
64 | Правовые основы антитеррористической политики Российского государства | 1 |
65 | Заключение. Человек в XXIв. | 1 |
| Итоговое повторение | 2 |
67 | Итоговое повторение | 1 |
68 | Итоговая контрольная работа | 1 |
69-70 | Резерв | 2 |
| Итого | 70 |
Календарно-тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
11 класс (2 часа в неделю, 68 годовых)
№ урока | Тема урока | Кол-во часов |
| Введение. | 1 |
1 | Повторение курса за 10 класс. Общество как динамическая система | 1 |
| Экономическая жизнь общества | 25 |
2 | Роль экономики в жизни общества | 1 |
3 | Экономика: наука и хозяйство | 1 |
4 | Входная контрольная работа | 1 |
5-6 | Экономический рост и развитие | 2 |
7-8 | Рыночные отношения в экономике | 2 |
9-10 | Фирмы в экономике | 2 |
11-12 | Правовые основы предпринимательской деятельности | 2 |
13-14 | Слагаемые успеха в бизнесе | 2 |
15-16 | Экономика и государство | 2 |
17-18 | Финансы в экономике | 2 |
19-20 | Занятость и безработица. | 2 |
21-22 | Мировая экономика | 2 |
23-24 | Экономическая культура | 2 |
25 | Урок обобщения по теме: «Экономическая жизнь общества» | 1 |
26 | Контрольная работа по теме: «Экономическая жизнь общества» | 1 |
| Социальная сфера | 16 |
27-28 | Социальная структура общества | 2 |
29-30 | Социальные нормы и отклоняющееся поведение | 2 |
31-32 | Нации и межнациональные отношения | 2 |
33-35 | Семья и быт | 2 |
35-36 | Гендер – социальный пол | 2 |
37-38 | Молодёжь в современном обществе | 2 |
39-40 | Демографическая ситуация в современной России | 2 |
41 | Урок обобщения по теме: «Социальная сфера» | 1 |
42 | Контрольная работа по теме: «Социальная сфера» | 1 |
| Политическая жизнь общества | 20 |
43-44 | Политика и власть | 2 |
45-46 | Политическая система | 2 |
47-48 | Гражданское общество и правовое государство | 2 |
49-50 | Демократические выборы | 2 |
51-52 | Политические партии и партийные системы | 2 |
53-54 | Политическая элита и политическое лидерство | 2 |
55-56 | Политическое сознание | 2 |
57-58 | Политическое поведение | 2 |
59-60 | Политический процесс и культура политического участия | 2 |
61 | Урок обобщения по теме: «Политическая жизнь общества» | 1 |
62 | Контрольная работа по теме: «Политическая жизнь общества» | 1 |
| Обобщение изученного материала | 5 |
63-64 | Взгляд в будущее | 2 |
65-66 | Итоговое повторение | 2 |
67 | Итоговая контрольная работа | 1 |
68 | Резерв | 1 |
| Итого | 68 |
Используемый учебно-методический комплект:
1.Обществознание: базовый уровень: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений (Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова и др.) – М.: Просвещение 2017 год
2. Боголюбов Л. Н., Лазебникова А. Ю. "Обществознание. 11 класс. Базовый уровень" учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение. 2017 год.
3. Методические рекомендации по курсу «Человек и общество»: 10—11 классы: В 2 ч. / Под. ред. Л. Н. Боголюбова. М.: Просвещение. 2008 год.
4. Авторская программа «Обществознание», 10 – 11 классы (Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, Л. Ф. Иванова), Издательство «Просвещение», 2011
5. Сорокина Е.Н. .Поурочные планы по обществознанию. Базовый уровень: 10 класс. – М.: ВАКО,2010
6. Сорокина Е.Н. Поурочные планы по обществознанию. Базовый уровень. 11 класс. – М.: ВАКО,2010
7. Учебное электронное издание «Обществознание»