СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по обществознанию. 7 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

    Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования  по обществознанию (включая экономику и право) (прика­з Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004  №1089). Рабочая программа составлена к учебнику Боголюбова.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по обществознанию. 7 класс»

1. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по обществознанию (включая экономику и право) (прика­з Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089), примерной программы основного общего образования по обществознанию (включая экономику и право) (письмо Минобрнауки РФ от 07.07.2005 № 03-1263), авторской программы Л.Н.Боголюбов. Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова, А.И.Матвеев. Обществознание 6-9 классы.


2. Цели и задачи учебного предмета:

Изучение обществознания направлено на достижение следующих целей:

  • развитие личности в ответственный период социального взросления человека, её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

  • освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

  • овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;

  • формирование опыта применения полученных знаний для решений типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

Задачи:

  • сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

  • владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога; выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:

  • на использование элементов причинно-следственного анализа;

  • на исследование несложных реальных связей и зависимостей;

  • на определение сущностных характеристик изучаемого объекта;

  • выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

  • на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

  • на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

  • на объяснение изученных положений на конкретных примерах;

  • на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

  • на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.


3. Общая характеристика учебного предмета

Содержание образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами предмета являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета обществознания является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.

В 7 классе школьники проходят важный рубеж своего соци­ального взросления: им исполняется 14 лет, они получают паспорт гражданина Российской Федерации, расширяются их права в экономических отношениях, наступает уголовная ответственность за некоторые виды преступлений. Соответ­ственно курс даёт им две необходимые на этом рубеже соци­ализации темы. Первая из них — «Регулирование поведения людей в обществе» — представляет собой цикл уроков, рас­считанных на формирование первоначальных и в определён­ной мере упорядоченных знаний о роли социальных норм в жизни человека и общества. Материал темы включает сюже­ты, раскрывающие вопросы о необходимости соблюдения зако­на, о правах человека и, отдельно, о правах ребёнка. Спе­циальный урок посвящен необходимости подготовки учащегося к выполнению воинского долга. Вторая тема — «Человек в эко­номических отношениях» — даёт представление о таких про­явлениях экономической жизни общества, как производство, обмен, потребление. Особое внимание уделено рассмотрению основы экономики — производству, в процессе которого реа­лизуется её важнейшая роль в обществе — создание матери­альных благ для удовлетворения потребностей людей. При изучении экономических явлений акцент делается на раскры­тии способов рационального поведения основных участников экономики — потребителей и производителей. Кроме того, программа предполагает раскрытие основной проблематики нравственных и правовых отношений человека и природы (тема «Человек и природа»).


4. Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с учебным планом рабочая программа по обществознанию (включая экономику и право) рассчитана на 35 учебных часов (1 час в неделю).


5. Содержание учебного предмета


Наименование тем учебной программы


Название темы

Количество часов

1.

Введение

1

2.

Регулирование поведения людей в обществе

15

3.

Человек в экономических отношениях

14

4.

Человек и природа

4

5.

Итоговое повторение

1


Всего

35



Характеристика основных содержательных линий


Тема 1. Введение (1 ч)

Введение. Структура и особенности учебника. Что мы уже знаем и умеем. Чем мы будем заниматься в новом году. Как добиться успехов в работе в классе и дома.


Тема 2. Регулирование поведения людей в обществе (15 ч)

Что значит жить по правилам. Социальные нормы и правила общественной жизни. Общественные нравы, традиции и обычаи. Правила этикета и хорошие манеры.

Права и обязанности граждан. Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Механизмы реализации и защиты прав и свободы человека и гражданина.

Почему необходимо соблюдать законы. Необходимость соблюдения законов. Закон и правопорядок в обществе. Закон и справедливость

Защита Отечества. Защита Отечества. Долг и обязанность. Регулярная армия. Военная служба. Важность подготовки к исполнению долга.

Для чего нужна дисциплина. Дисциплина – необходимое условие существования общества и человека. Общеобязательная и специальная дисциплина. Внешняя и внутренняя дисциплина.

Виновен – отвечай. Ответственность за нарушение законов. Знать закон смолоду. Законопослушный человек. Противозаконное поведение. Преступление и проступки. Ответственность несовершеннолетних.

Кто стоит на страже закона. Правоохранительные органы Российской Федерации. Судебные органы Российской Федерации.

Обобщение и систематизация знаний по теме. Повторение основных понятий, терминов.



Тема 3. Человек в экономических отношениях (14 ч)

Экономика и её основные участники. Экономика и её основные участники. Натуральное и товарное хозяйство. Потребители и производители.

Мастерство работника. Мастерство работника. Высококвалифицированный и малоквалифицированный труд. Слагаемые профессионального успеха. Взаимосвязь количества и качества труда.

Производство: затраты, выручка, прибыль. Производство, производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Роль разделения труда в развитии производства. Новые технологии и их возможности. Издержки производства. Выручка и прибыль производства.

Виды и формы бизнеса. Виды бизнеса. Роль предпринимательства в развитии экономики. Формы бизнеса. Условия успеха предпринимательской деятельности. Этика предпринимателя.

Обмен, торговля, реклама. Обмен. Товары и услуги, стоимость, цена товара. Условия выгодного обмена. Торговля и её формы. Реклама в современной экономике.

Деньги, их функции. Деньги. Исторические формы эквивалента стоимости. Основные виды денег. Функции денег.

Экономика семьи. Экономика современной семьи. Ресурсы семьи. Личное подсобное хозяйство. Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Принципы рационального ведения домашнего хозяйства. Семейное потребление. Прожиточный минимум. Страховые услуги, предоставляемые гражданам.

Обобщение и систематизация знаний по теме. Повторение основных понятий, терминов.



Тема 4. Человек и природа (4 ч)

Человек – часть природы. Человек – часть природы. Значение природных ресурсов как основы жизни и деятельности человека. Проблема загрязнения окружающей среды.

Охранять природу – значит охранять жизнь. Охрана природы. Цена безответственного отношения к природе. Главные правила экологической морали.

Закон на страже природы. Законы Российской Федерации, направленные на охрану окружающей среды. Участие граждан в природоохранительной деятельности.

Обобщение и систематизация знаний по теме. Повторение основных понятий, терминов.


Тема 5. Итоговое повторение (1 ч).

Итоговое повторение. Повторение основных терминов, определений, понятий.


6. Требования к уровню подготовки учащихся


В результате изучения обществознания ученик должен:

знать/понимать:

  • социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

  • сущность общества как формы совместной деятельности людей;

  • характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

  • содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;

уметь:

  • описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

  • сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

  • объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействие общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);

  • приводить примеры социальных объектов определенного типа; социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

  • оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

  • решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;

  • осуществлять поиск социальной информации по заданной теме, используя различные носители (СМИ, учебный текст и т.д.); различать в социальной информации факты и мнения;

  • самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления, доверенности);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

  • общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

  • нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

  • первичного анализа и использования социальной информации;

  • сознательного неприятия антиобщественного поведения.

































7. Календарно-тематическое планирование. 7 «А»


Тема урока

Кол-во часов

Дата

план

факт

Тема 1. Введение (1 ч)

1.

Введение

1



Тема 2. Регулирование поведения людей в обществе (15 ч)

2.

Что значит жить по правилам

1



3.

Что значит жить по правилам

1



4.

Права и обязанности граждан

1



5.

Права и обязанности граждан

1



6.

Почему необходимо соблюдать законы

1



7.

Почему необходимо соблюдать законы

1



8.

Защита Отечества

1



9.

Защита Отечества

1



10.

Для чего нужна дисциплина

1



11.

Для чего нужна дисциплина

1



12.

Виновен – отвечай

1



13.

Виновен – отвечай

1



14.

Кто стоит на страже закона.

1



15.

Кто стоит на страже закона.

1



16.

Обобщение и систематизация знаний по теме

1



Тема 3. Человек в экономических отношениях (14 ч)

17.

Экономика и её основные участники

1



18.

Экономика и её основные участники

1



19.

Мастерство работника

1



20.

Мастерство работника

1



21.

Производство: затраты, выручка, прибыль

1



22.

Производство: затраты, выручка, прибыль

1



23.

Виды и формы бизнеса

1



24.

Виды и формы бизнеса

1



25.

Обмен, торговля, реклама

1



26.

Обмен, торговля, реклама

1



27.

Деньги, их функции

1



28.

Деньги, их функции

1



29.

Экономика семьи

1



30.

Обобщение и систематизация знаний по теме

1



Тема 4. Человек и природа (4 ч)

31.

Человек – часть природы

1



32.

Охранять природу – значит охранять жизнь

1



33.

Закон на страже природы

1



34.

Обобщение и систематизация знаний по теме

1



Тема 5. Итоговое повторение (1 ч)

35.

Итоговое повторение

1





































7. Календарно-тематическое планирование. 7 «Б»


Тема урока

Кол-во часов

Дата

план

факт

Тема 1. Введение (1 ч)

1.

Введение

1



Тема 2. Регулирование поведения людей в обществе (15 ч)

2.

Что значит жить по правилам

1



3.

Что значит жить по правилам

1



4.

Права и обязанности граждан

1



5.

Права и обязанности граждан

1



6.

Почему необходимо соблюдать законы

1



7.

Почему необходимо соблюдать законы

1



8.

Защита Отечества

1



9.

Защита Отечества

1



10.

Для чего нужна дисциплина

1



11.

Для чего нужна дисциплина

1



12.

Виновен – отвечай

1



13.

Виновен – отвечай

1



14.

Кто стоит на страже закона.

1



15.

Кто стоит на страже закона.

1



16.

Обобщение и систематизация знаний по теме

1



Тема 3. Человек в экономических отношениях (14 ч)

17.

Экономика и её основные участники

1



18.

Экономика и её основные участники

1



19.

Мастерство работника

1



20.

Мастерство работника

1



21.

Производство: затраты, выручка, прибыль

1



22.

Производство: затраты, выручка, прибыль

1



23.

Виды и формы бизнеса

1



24.

Виды и формы бизнеса

1



25.

Обмен, торговля, реклама

1



26.

Обмен, торговля, реклама

1



27.

Деньги, их функции

1



28.

Деньги, их функции

1



29.

Экономика семьи

1



30.

Обобщение и систематизация знаний по теме

1



Тема 4. Человек и природа (4 ч)

31.

Человек – часть природы

1



32.

Охранять природу – значит охранять жизнь

1



33.

Закон на страже природы

1



34.

Обобщение и систематизация знаний по теме

1



Тема 5. Итоговое повторение (1 ч)

35.

Итоговое повторение

1





































8. Учебно-методическое обеспечение


Нормативные документы


  1. Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования. – http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/p1/1287/

  2. Примерная программа основного общего образования по обществознанию (включая экономику и право)


Авторская программа


  1. Программы общеобразовательных учреждений: Обществознание. 6-9 класс / под ред. Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой, Л.Ф. Ивановой. – М. : Просвещение, 2009. – 46 с.


Учебники и учебные пособия


  1. Обществознание: учебник для 7 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой.. — М. : Просвещение, 2014.


Методические материалы


  1. Боголюбов Л. Н. Учебно-методический комплекс по обществознанию / Л. Н. Боголюбов // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2006. - № 4. — С. 17-24.

  2. Боголюбов Л.Н. Итоговая аттестация в форме дискуссии : [ на уроке обществознания ] / Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова // Открытая школа. — М., 2008. — № 2. — С. 63-66.

  3. Боголюбов Л.Н. Многообразие форм и методов учебной работы : [преподавание обществознания] / Л. Н. Боголюбов // Преподавание истории и обществознания в школе. — М., 2013. — № 8. — С. 9-17.

  4. Боголюбов Л.Н. Основные компоненты содержания обществоведческого образования / Л. Н. Боголюбов // Преподавание истории и обществознания в школе. — М., 2009. — № 8. — С. 17-25

  5. Вяземский Е.Е. Методические рекомендации по изучению Конституции РФ в общеобразовательных учреждениях / Е. Е. Вяземский , Т. В. Болотина // Преподавание истории и обществознания в школе. — М., 2013. — № 9. — С. 37-39. 

  6. Методика преподавания обществознания в школе : Учеб. пособие для студ.пед.высш.учеб.заведений / под общ. ред. Л.Н. Боголюбова. — М. : Владос, 2002. — 304с. 

Дидактический материал


  1. Боголюбов Л.Н. Обществознание в тестах и заданиях: 7 кл. / Л.Н. Боголюбов. — М. : Просвещение, 2008

  2. Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание» / под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Т. Кинкулькина.— М. : Просвещение, 2002.


Наглядные пособия

  1. Конституция Российской Федерации. — М. : РИПОЛ классик, 2007. —60 с.

  2. Всеобщая декларация прав человека –

http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml

  1. Декларация прав ребенка-

http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/childdec.shtml

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации - http://base.garant.ru/10164072/

  2. Уголовный кодекс Российской Федерации - http://base.garant.ru/10108000/

  3. Семейный кодекс Российской Федерации –

http://www.consultant.ru/popular/family/

  1. Трудовой кодекс Российской Федерации –

http://www.consultant.ru/popular/tkrf/

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях - http://www.consultant.ru/popular/koap/


Интернет-ресурсы

Электронные библиотеки

  1. INFOLIO. Университетская электронная библиотека -http://www.infoliolib.info/

  2. Библиотека Гумер. Библиотека книг по гуманитарным наукам -http://www.gumer.info/

  3. Библиотека Машкова. Крупнейшая русскоязычная электронная библиотека. Художественная литература. Литература по истории, философии, социологии. - http://lib.ru/

  4. Библиотека портала «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» - http://window.edu.ru/window/library?p_rubr=2.2.73

  5. Библиотека философского портала - http://www.philosophy.ru

  6. Библиотека электронных ресурсов истфака МГУ -http://www.hist.msu.ru/ER/index.html

  7. Социально-гуманитарное и политологическое образование - http://humanities.edu.ru/

  8. Электронная библиотека учебной литературы - http://www.alleng.ru/


Ресурсы по обществознанию, экономике и праву

  1. «Президент России – гражданам школьного возраста» - сайт, где можно найти ответы на вопросы о президенте, конституции, государственных символах и о многом другом - http://www.uznay-prezidenta.ru/

  2. Конституция, кодексы и законы Российской Федерации - http://www.gdezakon.ru/

  3. Левада – Центр. Крупейший неправительственный центр изучения общественного мнения - http://www.levada.ru

  4. Международные документы по правам человека на сайте «Права человека в России» - http://www.hro.org

  5. Портал федеральных органов государственной власти РФ. Сайт Президента РФ, Правительства, Совета Федерации, Государственной Думы, ЦИК, высших органов судебной власти - www.gov.ru

  6. Правовая база данных «Гарант» - http://www.garant.ru

  7. Правовая база данных «Консультант-Плюс» - http://www.consultant.ru

  8. Сайт «Конституция Российской Федерации» - http://www.constitution.ru/

  9. Сайт Всероссийского Центра изучения общественного мнения -http://www.wciom.ru

  10. Сайт министерства образования и науки Российской Федерации - www.mon.gov.ru




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!