ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа по обществознанию составлена на основании следующих документов:
- Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-Закона Республики Татарстан от22.07.2013г. №68-3РТ «Об образовании»;
-Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержденного приказом Министерства Образования и Науки Российской Федерации от 17.12.2010 года №1897),
- Письма МО и НРТ от 23.06.2012 года № 7699/12 «Об учебных планах для I-IX классов школ Республики Татарстан, реализующих основные образовательные программы начального общего образования и основного общего образования в соответствии с ФГОС общего образования»;
- Примерных программ основных образовательных программ образовательных учреждений, основная школа, Москва «Просвещение», 2014 год
- Федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2014-15 учебный год;
- Учебного плана МБОУ «Высокогорская средняя общеобразовательная школа №1» Высокогорского муниципального района Республики Татарстан на 2014 – 2015 учебный год;
- СанПина 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г.
№ 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011, регистрационный № 19993);
- Устава школы.
-Образовательной программы ОО школы
Рабочая программа создана на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, программе Л.Н.Боголюбова, Н. И. Городецкой и др., без изменений и добавлений. Примерная Рабочая программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования и авторской программы "Обществознание. 7 класс" под ред. Л.Н.Боголюбова, Н. И. Городецкой и др.("Просвещение".2007 год) без изменений и дополнений. Рабочая программа ориентирована на 7 класс, рассчитана на 35 учебных часов из расчёта 1 час в неделю. Сроком реализации программы считать 1 год.
Цели и задачи:
—создание условий для социализации личности;
— формирование знаний и интеллектуальных умений, минимально необходимых и достаточных для выполнения типичных видов деятельности каждого гражданина, осознания личных и социальных возможностей их осуществления, дальнейшего образования и самообразования;
— формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, правовой и экономической культуры;
— содействие воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к социальным нормам, регулирующим взаимодействие людей, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, непреходящим ценностям национальной культуры.
Используемый учебно-методический комплект:
Обществознание. 7 класс: учебн. для общеобразоват. учреждений. /Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л.Ф.Ивановой.— М., 2006.
Рабочая тетрадь по курсу "Введение в обществознание" 7 класс. Под ред. Л.Н. Боголюбова. М.: Просвещение. 2007 год.
Методические рекомендации по курсу "Обществознание".7 кл. под. ред. Л.Н. Боголюбова. М.: Просвещение. 2006 год.
"Обществознание".7 класс. Поурочное планирование по учебнику Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.И. Матвеева и др. под. ред. Л.Н. Боголюбова. Автор-составитель С.Н.Степанько. "Учитель".Волгоград.2007год
Формы организации учебного процесса:
групповая;
индивидуальная.
Форма обучения реализуется как органическое единство целенаправленной организации:
содержания;
обучающих средств;
методов обучения.
Виды учебных занятий: урок , лекция, практическое занятие, игры-обсуждения.
Рабочая программа предусматривает наряду с традиционными нетрадиционные формы организации образовательного процесса: аукционы, викторины, брейн – ринги, КВН и др.; предусматривает использование различных современных технологий обучения (интерактивное обучение с использованием ИКТ ), что способствует развитию коммуникативных навыков, развитию критического мышления.
Рабочая программа предусматривает формы промежуточной и итоговой аттестации:контрольные работы, тестирование, обобщающие уроки, а также применение следующих форм контроля: индивидуальной, фронтальной, групповой ; видов и приёмов контроля : письменный, устный, практический, составление планов, таблиц, схем, сочинения, беседы, рассказы, устное тестирование и др.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен
Знать/понимать
• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
• сущность общества как формы совместной деятельности людей;
• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь
• описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
• сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
• объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
• приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
• оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
• решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
• осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
• самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
• первичного анализа и использования социальной информации;
№ п/п | Дата проведения | Тема урока | Тип урока | Образовательный стандарт | Домашнее задание | Планируемые результаты в соответствии с ФГОС |
предметные | метапредметные | личностные |
Тема 1. Регулирование поведения людей в обществе |
1 | | Что значит жить по правилам. Социальные нормы. Многообразие правил поведения. Привычки, обычаи, ритуалы, обряды. Правила этикета и хорошие манеры. | изуч. нового материала | Знать: социальные нормы; права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии; конституционные обязанности гражданина; права ребенка и их защита; особенности правового статуса несовершеннолетних; механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина; признаки и виды правонарушений; правоохранительные органы; взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Уметь: оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм; использовать приобретенные знания для правовой оценки конкретных поступков людей, осознанного выполнения гражданских обязанностей; сознательного неприятия антиобщественного поведения. | § 1 Текущий контроль/комбинированный контроль: устный опрос, работа с рабочей тетрадью, тестирование | Вспомнить социальные нормы и правила общественной жизни. Приводить примеры индивидуальных и групповых привычек. Объяснять, зачем в обществе существуют правила этикета. Характеризовать конституционные права и обязанности граждан РФ. Анализировать несложные практические ситуации, связанные с реализацией гражданами своих прав и свобод. Находить и извлекать социальную информацию о механизмах реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Называть права ребёнка и характеризовать способы их защиты. Приводить примеры защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Раскрывать особенности правового статуса несовершеннолетних. Раскрывать значение соблюдения законов для обеспечения правопорядка. Объяснять и конкретизировать фактами социальной жизни связь закона и правопорядка, закона и справедливости. | 1.Умение сознательно организовывать свою познаватель. деятельность. 2.Способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам. 3.Владение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следование этическим нормам и правилам ведения диалога. 3.Умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике. | • мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества; • заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны; • ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.
|
2 | | Что значит жить по правилам. Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. | комбиниров |
3 | | Права и обязанности граждан. Права и свободы гражданина в России, их гарантии. | комбинированный | § 2 Текущий контроль/комбинированный контроль: устный опрос, работа с рабочей тетрадью, тестирование |
4 | | Права и обязанности граждан. Права и свободы гражданина в России, их гарантии. | комбиниров. |
5 | | Почему необходимо соблюдать законы. Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. | Комбиниров. | § 3 Текущий контроль/комбинированный контроль: устный опрос, работа с рабочей тетрадью, тестирование |
6 | | Необходимость соблюдения законов. Закон и правопорядок в обществе. Закон и справедливость. | комбиниров. |
7 | | Защита Отечества. Долг и обязанность. Регулярная армия. Военная служба. Важность подготовки к исполнению воинского долга. Международно-правовая защита жертв войны. | комбиниров. | § 4 Текущий контроль/комбинированный контроль: устный опрос, работа с рабочей тетрадью, тестирование |
8 | | Для чего нужна дисциплина. Дисциплина – необходимое условие существования общества и человека. Общеобязательная и специальная дисциплина. Внешняя и внутренняя дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание. | комбиниров. | § 5 Текущий контроль/комбинированный контроль: устный опрос, работа с рабочей тетрадью, тестирование |
| комбиниров. | § 6 Текущий контроль/комбинированный контроль: устный опрос, работа с рабочей тетрадью, тестирование | • относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей; * знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности: • знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности
| • умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); • умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив; • способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
| • ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; |
9 | | Виновен – отвечай. Ответственность за нарушение законов. Знать закон смолоду. Законопослушный человек. Противозаконное поведение. | комбиниров. |
10 | | Виновен – отвечай. Преступления и проступки. Ответственность несовершеннолетних. | комбиниров. | |
11 | | Кто стоит на страже закона. Защита правопорядка. Правоохранительные органы на страже закона. Судебные органы. Милиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. | комбиниров. | § 7 Тематический контроль/комбинированный контроль: устный опрос, работа с рабочей тетрадью, тестирование |
12 | | Обобщающий урок по теме «Человек и закон». | урок контроля за зун | |
13 | | Практикум | | | | | | |
Тема 2. Человек в экономических отношениях | | | |
14 | | Экономика и ее основные участники. Экономика и ее роль в жизни общества. Натуральное и товарное хозяйство. Основные участники экономики – потребители, производители. | изуч. нового материала | Знать: роль экономики в жизни общества; понятия: товары и услуги, ресурсы и потребности, обмен, торговля, деньги, издержки, выручка, прибыль, предпринимательство, заработная плата. приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах; | § 8 Тематический контроль/комбинированный контроль: устный опрос, работа с рабочей тетрадью, тестирование | • умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия: преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей; • понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества; • понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества; • знание основных нравственных и правовых понятий, норм в правил, понимание их роли как решающих регуляторов | • относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей; * знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности: • знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности; • овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога; • умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на: 1) использование элементов причинно-следственного анализа; 2) исследование несложных реальных связей и зависимостей; 3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа; 5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации; | • ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями. |
15 | | Мастерство работника. Высококвалифицированный и малоквалифицированный труд. Слагаемые профессионального успеха. Заработная плата и стимулирование труда. Взаимосвязь количества и качества труда. | комбиниров. | § 9 Тематический контроль/комбинированный контроль: устный опрос, работа с рабочей тетрадью, тестирование |
16 | | Производство: затраты, выручка, прибыль. Производство, производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Роль разделения труда в развитии производства. Издержки производства. | комбиниров. | § 10 Тематический контроль/комбинированный контроль: устный опрос, работа с рабочей тетрадью, тестирование |
17 | | Производство: затраты, выручка, прибыль. Что и как производить. Выручка и прибыль производителя. | комбиниров. | § 11 Тематический контроль/комбинированный контроль: устный опрос, работа с рабочей тетрадью, тестирование |
18 | | Виды и формы бизнеса. Виды бизнеса. Роль предпринимательства в развитии экономики. | комбиниров. | § 12 Тематический контроль/комбинированный контроль: устный опрос, работа с рабочей тетрадью, тестирование |
19 | | Виды и формы бизнеса Формы бизнеса. Условия успеха в предпринимательской деятельности. | комбиниров. |
20 | | Обмен, торговля, реклама. Товар, стоимость, цена товара. Условия выгодного обмена. | комбиниров. | § 13 Тематический контроль/комбинированный контроль: устный опрос, работа с рабочей тетрадью, тестирование |
21 | | Обмен, торговля, реклама. Торговля и ее формы. Реклама в современной экономике. | комбиниров. |
22 | | Деньги, их функции. Исторические формы эквивалента стоимости. Основные виды денег. Функции денег. | комбиниров. | § 13 Тематический контроль/комбинированный контроль: устный опрос, работа с рабочей тетрадью, тестирование |
23 | | Экономика семьи. Ресурсы семьи. Личное подсобное хозяйство. | комбиниров. | § 14 Тематический контроль/комбинированный контроль: устный опрос, работа с рабочей тетрадью, тестирование |
24 | | Экономика семьи. Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Обязательные и произвольные расходы. Принципы рационального ведения домашнего хозяйства. | практикум |
25 | | Обобщающий урок по теме «Человек и экономика» | урок контроля за зун | |
26 | | Практикум | | | | | | |
Тема 3. Человек и природа | | | |
27 | | Человек – часть природы. Взаимодействие человека и природы. Проблема загрязнения окружающей среды. | изуч. нового материала | Уметь: объяснять взаимосвязи общества и природы. | § 15 Тематический контроль/комбинированный контроль: устный опрос, работа с рабочей тетрадью, тестирование | | | |
28 | | Охранять природу – значит охранять жизнь. Цена безответственного отношения к природе. Главные правила экологической морали. | комбиниров. | осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения; | § 16 Тематический контроль/комбинированный контроль: устный опрос, работа с рабочей тетрадью, тестирование | • относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей; * знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности: • знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
| • умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); • умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
| • мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества; • заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны; |
29 | | Охранять природу – значит охранять жизнь Значение земли и других природных ресурсов как основы жизни и деятельности человечества. | практикум |
30 | | Закон на страже природы. Законы Российской Федерации, направленные на охрану окружающей среды. Участие граждан в природоохранительной деятельности. | комбиниров. | § 17 Тематический контроль/комбинированный контроль: устный опрос, работа с рабочей тетрадью, тестирование |
31 | | Обобщающий урок по теме «Человек и природа» | урок контроля за зун | |
32 | | Практикум | | |
33 | | Обобщение по курсу | | |
34-35 | | 2 часа - резерв | | | | | | |