СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по обществознанию 8 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по обществознанию 8 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по обществознанию 8 класса»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Тип – программа общеобразовательных учреждений;

Вид – гимназия, МАОУ БГ №29, класс 8

Концепция:

Современное обществознание как школьный предмет характеризуется интегрированным характером, опорой на педагогически отобранный материал целого ряда общественных наук. В школьный курс обществознания включены содержательные линии: общество, человек, познание, экономическая сфера, социальная сфера, политическая сфера, правовая сфера, духовная сфера. Обществознание как школьный предмет отличают:

-направленность на теоретическое обобщение учебного материала;

-особая, в сравнении со многими школьными дисциплинами, нацеленность на межпредметные связи;

-практико-ориентированный характер.

Рабочая программа создана на основе

  • Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089

  • Программы по обществознанию для 5-11 классов общеобразовательной школы/ авт.-сост. Боголюбов 2010

Учебно-методический комплект

  1. Программа по обществознанию для 5-11 классов общеобразовательной школы/ авт.-сост. Боголюбов, 2010

  • Обществознание. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. /Под ред. Л. Н. Боголюбова. изд.— М., 2010

Актуальность: Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по «Обществознанию» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты.

Новизна: Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.

Значимость: Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.

Курс способствует интеллектуальному развитию учащихся, гуманизации личности, формированию жизненной стратегии личности подростка, развитию познавательных способностей учащихся.

Национально — региональный компонент (НРК) реализуется через изучение исторических терминов и понятий в переводе с русского на бурятский язык, а также многие проблемные вопросы отечественной истории рассматриваются на региональном уровне с целью развития аналитического мышления у учащихся.

Образовательная область – Общественно-научные дисциплины.

Цели учебного предмета:


— создание условий для социализации личности;
— формирование знаний и интеллектуальных умений, минимально необходимых и достаточных для выполнения типичных видов деятельности каждого гражданина, осознания личных и социальных возможностей их осуществления, дальнейшего образования и самообразования;
— формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, правовой и экономической культуры;
— содействие воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к социальным нормам, регулирующим взаимодействие людей, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, непреходящим ценностям национальной культуры.

Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни.

Активное внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс способствует сохранению и укреплению здоровья школьников, повышению удовлетворённости образовательным процессом, положительной мотивации к учёбе.

Цель использования ЗОТ: сохранение и укрепления здоровья обучающихся.

Задачи:

- Формирование у учащихся знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни;

- Сохранение работоспособности на занятиях;

- Просвещение в области здоровьесбережения.

- Привитие навыков личной гигиены и знаний о правильном питании.

- Снижение уровня заболеваемости учащихся.

Для выполнения поставленных задач на уроках истории вводить следующие здоровьесберегающие общеобразовательные технологии (ЗОТ):

Занятия осуществляются в условиях комфортности:

Санитарно-гигиенических: Свежий воздух, проветренный класс, соответствующее освещение, влажная уборка, озеленение. Рабочее место у учащихся на занятии – письменный стол. Автоматически осуществляется контроль за посадкой учащихся во время занятия. Комфортный для человека уровень шума- 10 дБ (Так журчит ручей и шумит листва). Обычный разговор «в спокойных тонах» -это 40 дБ. 70 дБ-это предельно допустимое давление звука, которое не оказывает на организм человека вредного воздействия. Наименьшая освещенность в кабинете должна быть не менее 300 люкс (20 вт/кв.м). Светильники в помещении надежно подвешены к потолку и закрыты крышками, корпуса и крышки выключателей и розеток не имеют трещин и сколов, а также оголенных контактов.

Температура воздуха в кабинете в пределах 18-22 градусов.

Учащихся с пониженной остротой зрения следует отводить места ближе к окну за первыми столами. Учащимся с ревматическими заболеваниями, склонных к частым ангинам и острым воспалением верхних дыхательных путей, рабочие места отводятся дальше от окон.

Стекла окон, светильники необходимо очищать от пыли и грязи 2 раза в год.

В кабинете находится аптечка с набором необходимых лекарственных средств и перевязочных материалов.

Продолжительность занятия - 45 мин, продолжительность перемены - 15 мин.

Психологических: Создание эмоционально положительного фона в обучении, общении. Учет психического и физического здоровья ребенка; психологических особенностей коллектива. Стимулирование мотивации на успешность в обучении, оказание поддержки и помощи ребенку. Использование чередования интенсивности в обучении и релаксации.


Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования. В том числе: в VIII классе 34часа, из расчета 1 учебный час в неделю. Примерная программа рассчитана на 34 учебных часа.

Срок реализации программы - 1 год

Основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей обществоведческого образования на различных ступенях и уровнях, логикой внутрипредметных связей, а также учетом возрастных особенностей развития учащихся. Для данной ступени обучения применяется «объективный подход» группировки соответствующих знаний вокруг изучаемых социальных объектов. При составлении программы отбирался наиболее значимый материал, увеличилось количество часов на темы, вызывающие наибольшее затруднение учащихся, а также на повторительно-обобщающие уроки. При изучении отдельных тем курса добавлен региональный компонент.

Логические связи данного предмета с остальными предметами (разделами) учебного (образовательного) плана

На каждом из этапов изучения обществознания реализуются межпредметные связи с курсом истории, право, литературы и другими учебными дисциплинами.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает вариативное распределение учебных часов по разделам курса с учетом государственного стандарта, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся школы.

Предполагаемые результаты:

Личностными результатами, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:

• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;

• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;

• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.

Метапредметные результаты  изучения обществознания  проявляются в:

• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);

• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:

1) использование элементов причинно-следственного анализа;

2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;

3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;

7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Предметными результатами  являются в сфере:

познавательной

• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;

• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

ценностно-мотивационной

• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;

трудовой

• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;

• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;

эстетической

• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;

• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

коммуникативной

• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;

• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;

• понимание значения коммуникации в межличностном общении;

• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.

Критерии оценки

Достижение личностных результатов оценивается на качественном уровне (без отметки). Сформированность метапредметных и предметных умений оценивается в баллах по результатам текущего, тематического и итогового контроля.


Требования к уровню подготовки обучающихся

в 8 классе

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Программа призвана помочь осуществлению учащимся 8 класса школы осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

В результате изучения обществознания ученик должен

Знать/понимать

• сущность взаимодействия человека с природой;

• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

• сущность общества как формы совместной деятельности людей;

• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

Уметь

описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);

приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм;

решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека

осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;

самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей

• первичного анализа и использования социальной информации;

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:

  • сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

  • владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

  • выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:

  • на использование элементов причинно-следственного анализа;

  • на исследование несложных реальных связей и зависимостей;

  • на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

  • на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

  • на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

  • на объяснение изученных положений на конкретных примерах;

  • на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

  • на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Содержание учебного предмета

8 класс

Основы обществознания (34часа)


Личность и общество (6 часов)

Личность. Мировоззрение.

Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь. Общественные отношения и их виды.

Социальные изменения и их формы. Эволюция и революция. Развитие общества. Движущие силы общественного развития. Традиционное, индустриальное, информационное общества.

Человечество в XXI веке, основные вызовы и угрозы. Современные мир и его проблемы. Глобализация. Причины и опасность международного терроризма.


Сфера духовной культуры (7 часов)

Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России.

Мораль. Социальные ценности и нормы. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло.

Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал. Патриотизм и гражданственность.

Моральный выбор. Свобода и ответственность.

Образование как способ передачи и усвоения знаний и человеческого опыта. Его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации. Самообразование.

Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Ответственность ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире.

Религия как одна из форм культуры. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.

Экономика (13 час)

Экономика и ее роль в жизни общества. Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов. Альтернативная стоимость (цена выбора).

Главные вопросы экономики. Модели экономических систем.

Собственность. Защита прав собственности.

Рынок. Рыночный механизм. Понятия спроса и предложения. Факторы, влияющие на спрос и предложение. Рыночное равновесие.

Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы торговли. Реклама. Экономические основы защиты прав потребителя. Международная торговля.

Деньги. Функции и формы денег. Инфляция. Реальные и номинальные доходы. Обменные курсы валют.

Производство. Товары и услуги. Разделение труда и специализация. Производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Заработная плата. Стимулирование труда.

Предпринимательство и его основные организационно-правовые формы. Издержки, выручка, прибыль.

Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Предпринимательская этика.

Роль государства в экономике. Налоги, уплачиваемые гражданами.

Распределение доходов. Неравенство доходов. Экономические меры социальной поддержки. Пенсии, пособия, дотации.

Потребление.

Семейный бюджет.

Реальные и номинальные доходы. Инфляция.

Безработица как социальное явление.

Мировое хозяйство. Международная торговля. Внешнеторговая политика. Обменные курсы валют.


Социальная сфера (5часов)

Социальная структура общества. Социальные группы и общности. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы. Социальный конфликт. Пути его разрешения. Значение конфликтов в развитии общества.

Социальная роль и социальный статус.

Социальные роли подростка. Взаимосвязь «Я» и социальной роли. Социальное неравенство.

Социальная мобильность. Школа как стартовая площадка для дальнейшей карьеры. Высокий уровень мобильности как признак современного общества. Социальное развитие России в современных условиях. Социальное страхование.

Этнические группы и межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Межнациональные конфликты. Взаимодействие людей в многонациональном обществе. Межнациональные отношения в РФ.

Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Профилактика негативных форм отклоняющегося поведения.

Учебно-тематический план:


Наименование раздела

Кол-во часов

Из них (в зависимости от образовательной области) примерно

Теория

Лаборат., практич., экскурсии

р/р, семинары

Контр. занятие

1

Глава I Личность и общество

6 часов

5



1

2

Глава II . Сфера духовной культуры

7 часов

6



1

3

Глава IV Экономика

13 часов

11



2

4

Глава III Социальная сфера

5 часов

4



1

5

Итоговое повторение по курсу

3 часа



3



Итого:

34 часа
























Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

кол-во часов

Дата

По плану


Факт.


Глава I Личность и общество

6 часов



1

Введение. Что делает человека человеком

1



2

Человек, общество и природа

1



3

Общество как форма жизнедеятельности людей.

1



4

Развитие общества

НРК: Развитие бурятского общества

1



5

Как стать личностью

1



6

Повторение и обобщение по главе «Личность и общество»

1




Глава II . Сфера духовной культуры

7 часов



7

Сфера духовной жизни




8

Мораль. Моральный выбор- это ответственность

1



9

Долг и совесть

1



10

Образование

1



11

Наука в современном обществе

1



12

Религия как одна из форм культуры

1



13

Итоговое тестирование по главе «Сфера духовной культуры»

1




Глава III Экономика

13 часов



14

Экономика и ее роль в жизни общества

1



15

Главные вопросы экономики. Собственность

1



16

Рыночная экономика

1



17

Производство- основа экономики

НРК: Производство Бурятии

1



18

Предпринимательство

1



19

Роль государства в экономике

1



20

Распределение доходов

1



21

Потребление

1



22

Инфляция и семейная экономика

1



23

Безработица, ее причины и последствия

НРК: Безработица в Бурятии

1



24

Мировое хозяйство и международная торговля

1



25,26

Итоговое тестирование по главе «Экономика»

2




Глава IV Социальная сфера

5 часов



27

Социальная структура общества

НРК: Социальная структура современного бурятского общества

1



28

Социальные статусы и роли. Социальная сфера

1



29,30

Нации и межнациональные отношения

НРК: Национальный состав современной Бурятии

2



31

Отклоняющееся поведение

1



32

Итоговое тестирование по главе «Социальная сфера»

1



33-34

Итоговое повторение и обобщение по курсу

2




Итого:

34 часа




Формы организации образовательного процесса

Предпочтительная форма организации учебного процесса – комбинированный и проблемный урок.

Рабочая программа предусматривает индивидуальную, групповую, фронтальную деятельность учащихся, ведущие виды деятельности – информационный, исследовательский, проектный.

Рабочая программа предусматривает наряду с традиционными нетрадиционные формы организации образовательного процесса: дискуссии, презентации, игровые технологии и др.; предусматривает использование различных современных технологий обучения (интерактивное обучение с использованием ИКТ), что способствует развитию коммуникативных навыков, развитию критического мышления.

Учащиеся осуществляют следующие виды работ:

— работу с источниками социальной информации с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);

—решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;

— анализ современных общественных явлений и событий;

— освоение типичных социальных ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни, через самостоятельное формулирование правил и норм поведения (в школе, общественных местах и т, п.).

Ведущие формы и методы, технологии обучения

Изучение курса обществознания в 8 классе связано с проблемами социали­зации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу обществознания, изучавшегося в 7 классе.

Открывается курс темой «Личность и общество», в которой рассмат­риваются понятия личности и общества, а также их взаимодействие. Программа последовательно вводит ученика в курс посредством понятий «индивид», «индивидуальность», «личность» в тематику обществознания. Тема «Сфера духовной жизни человека» включает необходимые азы знаний о морали, религии, образовании и науке. Тема «Экономика» детализирует знания об экономической сфере жизнедеятельности общества. Наконец, раздел «Социальная сфера» открывает перед учащимися проблематику межнациональных отношений.

На каждом из этапов реализуются межпредметные связи с курсом «История» и другими учебными дисциплинами.

Формы организации учебного процесса

Основными формами организации учебной деятельности является урок (урок-лекция, урок - сюжетно-ролевая игра, урок-беседа, урок-дискуссия).

При организации учебного процесса уделяется внимание здоровьесберегающим технологиямпозволяющие повышать уровень познавательной активности обучающихся.

Методы здоровьесберегающих технологий способствуют эмоциональной уравновешенности школьников, уверенности в собственных возможностях.

Здоровьесберегающее обучение направлено на обеспечение психического здоровья обучающихся.

На уроках большое внимание уделяется:

- дифференцированному подходу в обучении;

- рациональной организации урока;

- психологической обстановке на занятиях;

- созданию атмосферы успеха.

В течение учебного часа происходит смена видов деятельности.

На уроках проводятся:

- эмоциональная разрядка;

- физкультминутки, корректировка осанки обучающихся;

- гимнастика для глаз;

- соблюдение санитарных норм в учебном кабинете (чистота, освещение, озеленение, температурный режим).

Технологии обучения

1.Технология развивающего обучения.

2.Технология проблемного обучения.

3.Технология проектно-исследовательской деятельности.

4.Технология личностно-ориентированного обучения.

5.Технология интенсификации обучения на основе схемных и знакомых моделей учебного материала.

6.Технология коллективного способа обучения КСО.

7.Технология коммуникативного обучения

8.Применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Виды деятельности, методы обучения

Учебный процесс основан на видах деятельности, соответствующих целям обществоведческого образования и психолого-возрастным особенностям учащихся 8 класса (в том числе: проводить поиск информации, устанавливать причинно-следственные связи, участвовать в дискуссиях, формулировать собственную позицию и др.). Особое внимание уделено формированию аналитических навыков и умений, умений проводить поиск информации и синтезировать ее. Разнообразны формы уроков: комбинированный урок, урок изучения нового материала, урок-игра, информативно-диалогическая лекция, проблемно-диалогическая лекция, практикум, урок-презентация и др.

Предпочтительная форма организации учебного процесса – комбинированный и проблемный урок.

Используются эвристический, частично - поисковый, проблемный методы обучения. В основу преподавания предмета положен диалогизм и проблемность изложения нового материала.

Формы и средства контроля

Не менее 25% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:

  • извлечение социальной информации из разнообразных (в том числе экономических и правовых) источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения;

  • решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;

  • формулирование собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретаций;

  • наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на экономические, правовые, социально-политические, культурологические знания;

  • оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и экономической рациональности;

  • участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни; выполнение творческих работ по обществоведческой тематике;

  • конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых учебных задачах и в реальной жизни;

  • совместная деятельность в процессе участия в ученических социальных проектах в школе, микрорайоне, населенном пункте.


Формы контроля :

  • тестирование;

  • наблюдение;

  • беседа;

  • фронтальный опрос;

  • индивидуальный опрос


Критерии и нормы оценки знаний и умений учащихся по обществознанию.

         Проверка знаний, умений и навыков учащихся осуществляется посредством устных и письменных  форм.

       Устные формы контроля: беседы, вопрос - ответ, решения заданий у доски с последующим комментарием и другое.

      Письменные формы: тесты на проверку понимания и запоминания материала, контрольные работы промежуточной и тематической проверки ЗУН, самостоятельные работы, дифференцированные задания, индивидуальные карточки, домашние задания.

       Оценивание результатов обучения  по пятибалльной шкале:

Отметка « 5 » - работа выполнена в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности. Обучающиеся работают полностью самостоятельно: подбирают необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, практическое умение и навыки.

Отметка « 4 » - самостоятельная работа выполняется учащимися в полном объёме и самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата. Работа показывает знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

 Отметка « 3 » - работа выполняется при помощи учителя. Обучающиеся показывают знания теоретического материала, но испытывают серьёзные затруднения при самостоя- тельной работе.

Отметка « 2 » - выставляется в том случае, когда обучающиеся не подготовлены к выполнению работы. Показывается плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений.

Требования к устному ответу и норма оценки устного ответа по обществознанию.

При устном ответе ученик должен: целостно излагать материала; показать свои умственные и словесные способности, используя не формалистические, а реальные обществоведческие понятия;

продемонстрировать степень понимания специфических особенностей обществоведческих знаний;

локально мыслить, глубоко понимать комплексную причинную связь;

правильно приводить примеры для доказательства положения не только из учебника, но

самостоятельно.

 

Отметки ставятся за обстоятельные ответы, показывающие степень познания ученика. Нельзя ставить отметку ученику за односложные ответы, но можно учесть при выставлении отметки за весь урок.

Критерии оценивания письменного ответа

При оценке письменного ответа необходимо выделить следующие элементы:

1. Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы.

2.  Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа.

3. Аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.

Оценка «5» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты.

Оценка «4» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются). Дана аргументация своего мнения с опорой на факты.

Оценка «3» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта при формальном использовании обществоведческих терминов. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

Оценка «2» ставится, если представлена собственная позиция по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации.

 Оценка «1» ставится, если проблема не раскрыта или дана информация  не в контексте задания

Список литературы

УМК:

Обществознание. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений\ (Л. Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.); под ред. Л. Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой; Рос. акад. наук,, Рос. акад. образования, изд – во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2015.

2. Обществознание. Поурочные разработки. 8 класс: пособие для учителей для общеобразоват. учреждений\ (Л. Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.); под ред. Л. Н. Боголюбова; Рос. акад. наук,, Рос. акад. образования, изд – во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2015.

3. Обществознание. 8 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений\(О.А. Котова, Т.Е. Лискова), изд – во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2015.

Дополнительная литература

1. Методические рекомендации по курсу «Обществознание» под ред. Л.Н. Боголюбова), 2008.

2. Студенекин М.Т. Методика преподавания обществознания в школе, 2007г.

3. Вяземский Е.Е. Стрелова О.Ю. Методика преподавания обществознания в школе, 2008

4. В.П. Князев Практикум по обществознанию, 2007 г

5. Обществознание. Понятия и термины. Справочник. Брандт М.Ю. (2014, 128с.)

6. Обществознание. Сборник олимпиадных заданий. 7-11 классы. Воронцов А.В., Соболева О.Б. (2013, 112с.)

7. Обществознание. Справочник для школьников. (2013, 192с.)

8. ОГЭ 2016. Обществознание. Типовые тестовые задания. Лазебникова А.Ю. (2016, 144с.) 9. ОГЭ 2016. Обществознание. Практикум. Реальные тесты. Калачева Е.Н. (2016, 80с.)

10. Обществознание. Подготовка к ОГЭ-2016. 20 тренировочных вариантов. Чернышева О.А., Пазин Р.В., Ушаков П.А. (2015, 288с.)

11. Обществознание. Полный справочник для подготовки к ОГЭ. 9 класс Баранов П.А. (2016, 288с.)

12. ОГЭ. Обществознание. Универсальный справочник. Кишенкова О.В. (2015, 512с.)

13. Обществознание. 8 класс. Рабочая тетрадь. Котова О.А., Лискова Т.Е. (2017, 112с.)

14. Рабочая тетрадь по обществознанию. 8 класс. Митькин А.С. (2017, 112с.)

15. Тесты по обществознанию. 8 класс. Краюшкина С.В. (2017, 192с.)

16. Обществознание. 8 класс. Контрольно-измерительные материалы. (2016, 112с.)

17. Обществознание. 8 класс. Поурочные разработки. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И. и др. (2016, 174с.)

18. Обществознание в схемах и таблицах. 8 - 11 классы. Лебедева Р.Н. (2016, 80с.)

19. Идея национальной независимости и основы духовности. 8 класс. Костецкий В.А. и др. (ТАШКЕНТ; 2007, 144с.)

20. Обществознание. 8 класс. Всероссийская проверочная работа. 25 типовых вариантов заданий. Орлова Т.С., Греф О.А., Войцик Ю.Г. (2017, 296с.)

21. ОГЭ 2017. Обществознание. Типовые тестовые задания. Лазебникова А.Ю. (2017, 144с.)

22. ОГЭ 2017. Обществознание. Типовые экзаменационные варианты. Котова О.А., Лискова Т.Е. (2017, 144с.)

23. ОГЭ 2017. Обществознание. 10 тренировочных вариантов экзаменационных работ. Баранов П.А. (2017, 160с.)

24. ОГЭ 2017. Обществознание. 20 тренировочных вариантов экзаменационных работ. Баранов П.А. (2017, 176с.)

25. ОГЭ 2017. Обществознание. Типовые экзаменационные варианты. 30 вариантов. Котова О.А., Лискова Т.Е. (2017, 304с.)

26. ОГЭ 2017. Обществознание. 25 вариантов типовых тестовых заданий. Лазебникова А.Ю. (2017, 240с.)

27. ОГЭ 2017. Обществознание. 40 вариантов типовых тестовых заданий. Лазебникова А.Ю., Калачева Е.Н. (2017, 376с.)

28. ОГЕ 2017. Обществознание. Практикум. Реальные тесты. Калачева Е.Н. (2017, 80с.)

29. ОГЭ 2017. Обществознание. Практикум. Задания части 1 и 2. Калачева Е.Н. (2017, 112с.)

30. ОГЭ 2017. Обществознание. Тематические тренировочные задания. Супертренинг. Калачева Е.Н. (2017, 136с.)

31. ОГЭ 2017. Обществознание. Высший балл. Самостоятельная подготовка к ОГЭ. Калачёва Е.Н. (2017, 288с.)

32. Я сдам ОГЭ! Обществознание. Практикум и диагностика. Котова О.А., Лискова Т.Е. (2017, 256с.)

33. Я сдам ОГЭ! Обществознание. Методика подготовки. Ключи и ответы. Котова О.А., Лискова Т.Е. (2017, 286с.)

Перечень обучающих справочно-информационных, контролирующих программ, используемых в образовательном процессе

1. https://soc-ege.sdamgia.ru/

2. https://neznaika.pro/oge/obch_oge/

3. http://onlinetestpad.com/ru - сервис для создания кроссвордов, тестов, опросов, логических игр и заданий

4. https://learningapps.org/ - сервис для создания интерактивных игровых заданий. Интернет-ресурсы http://ssomowa.wixsite.com/sgsomowa http://bagrat-bssh.ucoz.ru/ http://humanitar.ru/ http://www.fipi.ru/ http://4ege.ru/gia-in-9/ https://ru.wikipedia.org урок.рф 































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!