СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по обществознанию. 9 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по обществознанию для обучающихся 9 класса.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по обществознанию. 9 класс.»




Пояснительная записка.


Рабочая программа составлена на основе: Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы по обществознанию, федерального перечня учебников, рекомендованных МО РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях и авторской программы Л.Н. Боголюбова для 9 класса и базисного плана.

Современное российское общество переживает сложный период становления новой системы ценностей, выявления приоритета интересов гражданина, личности в государственной в общественной деятельности, формирования основ правового государства и гражданского общества.

Обучающимся 9 классов как будущим гражданам Российской Федерация предстоит осознано определять в обществе два полюса — государственный и свой собственный, осмыслить, что только свободный и независимый человек — носитель новейшей системы знаний может стать гражданином современной России.

Актуальность предлагаемого курса в связи с происходящими в обществе коренными изменениями чрезвычайно велика.

Во-первых, современное состояние всех сфер российского общества — экономики, социальной жизни, политических отношений и культуры — показывает неэффективность слепого копирования, некритического заимствования зарубежного опыта. Разрушение отечественных традиций и отсутствие зрелых демократических ценностей и ориентиров дальнейшего развития государства и его общества.

Во-вторых, в многонациональной России на современном этапе возникают тенденции и разобщенности проживающих на ее территория народов, выливающиеся в конфликты и сепаратистские настроения. Поэтому необходимо в рамках обществоведческого курса совместить понятия «россиянин», «гражданин Российского государства», с чувством малой родины, края, где человек родился, со знанием местных обычаев и обрядов, показать принципиальную непротиворечивость таких понятий, как «гражданин России» и «гражданин мира».

Данная рабочая программа нацелена на формирование у обучающихся гражданского сознания посредством знакомства с основами гражданской жизни и формами её регуляции. Это даёт возможность понять учащимся закономерности функционирования современного российского общества, узнать свои права и обязанности, гарантии их осуществления.

Она позволяет совместить обучение, приобретение знаний с развитием навыков участия в общественно значимых делах.

Курс основан на принципе неотделимости знаний от практических навыков гражданского участия, от решения назревших общественных проблем.

Так как у обучающихся 9 класса средний уровень развития общеучебных навыков, в программе предусмотрены активные методы преподавания, ролевые игры, дискуссий, групповые формы работы, проектная деятельность обучающихся. Подобные методы преподавания будут способствовать включению учащихся во внеклассную работу и созданию творческого климата на уроках.

Для реализации данной программы предполагается использование широкого спектра методических приемов. Прежде всего, это закладывается в построении содержательной области курса – многие темы формулируются в виде утверждений, что должно ориентировать учащихся на поисковую деятельность.

Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Материал в программе расположен с учетом возрастных возможностей учащихся. В программе предусмотрен вводный урок, дающий возможность познакомить с общим курсом обществоведения, основными целями и задачами его изучения. Данный урок дает учителю определенные возможности для решения воспитательных задач и создает эмоциональный настрой, повышению интереса к предмету и успешному его изучению.

Программа предусматривает прочное усвоение материала, полученные знания обобщаются и систематизируются на уроках, которые проводятся после каждого изученного раздела.

Основным направлением преподавания обществоведения является - организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями. Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении и группировки общественных явлений, процессов и фактов, при обобщении и систематизации полученной информации, решении ситуативных задач.

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы.


Изучение обществознания в 9 классе направлено на достижение следующих целей:

  • развитие личности в ответственный период социального взросления человека, и познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению самореализации;

  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

  • освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты, прав человека и гражданина;

  • овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;

  • формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.



Для реализации намеченных целей ставятся следующие задачи:


  • изложение материала в логике основных разделов обязательного минимума содержания курса обществознания;

  • принятие учащимися в качестве ориентиров демократических общечеловеческих ценностей;

  • изучение своеобразия общественной жизни России на примерах истории современности;

  • создание целостной системы гражданского образования и воспитания в современной общеобразовательной школе;

  • преодоление раздробленности и узкой специализации курсов, связанных с обществоведческим образованием и гражданским воспитанием.


Для реализации намеченных целей ставятся следующие задачи:


  • изложение материала в логике основных разделов обязательного минимума содержания курса обществознания;

  • принятие учащимися в качестве ориентиров демократических общечеловеческих ценностей;

  • изучение своеобразия общественной жизни России на примерах истории современности;

  • создание целостной системы гражданского образования и воспитания в современной общеобразовательной школе;

  • преодоление раздробленности и узкой специализации курсов, связанных с обществоведческим образованием и гражданским воспитанием.

Основное содержание курса.

(34 ч)


Раздел I. Политика и государство. (9 ч)

Политика и власть. Что такое политика. Политическая власть. Роль политики в жизни общества. Политическая жизнь и средства массовой информации.

Государство. Происхождение государства. Признаки государства. Формы государства. Гражданство.

Политические режимы. Тоталитарный режим. Авторитарный режим. Демократия.

Правовое государство. Понятие правового государства. Соединение силы и справедливости. Власть в правовом государстве. Принципы или признаки правового государства. Разделение властей.

Гражданское общество и государство. Что такое гражданское общество. Местное самоуправление.

Общественная палата РФ.

Участие граждан в политической жизни. Выборы и референдум. Право на равный доступ к государственной службе. Обращения в органы власти. Другие пути влияния на власть. Значение свободы слова. Опасность политического экстремизма. Политика – дело каждого?

Политические партии и движения. Общественно-политические движения. Политические партии. Повторение по теме: Политика.

Раздел II. Права человека и гражданина. (25 ч)

Право, его роль в жизни общества и государства. Понятие право.

Роль права в жизни человека, общества, государства. Гражданин и государство. Потребность в порядке и справедливости. Норма права. Закон. Система права, отрасли права. Мера свободы. Естественное право. Право и закон.

Правоотношения и субъекты права. Правовая ответственность. Что такое правонарушение. Правоотношения и юридическая ответственность. Правонарушение и его признаки. Виды правонарушений. Юридическая ответственность. Виды юридической ответственности. Административное право и правонарушение. Презумпция невиновности.

Правоохран7ительные органы. Какие государственные органы являются правоохранительными. Суд. Прокуратура. Адвокатура. Нотариат.

Конституция Российской Федерации. Из истории существования Конституции. Конституция – закон высшей юридической силы. Этапы развития конституции.

Основы конституционного строя России. Основы статуса человека и гражданина РФ. Основные принципы Конституционного строя РФ.

Права и свободы человека и гражданина. Что такое права человека. От идеи к юридическим нормам. Общечеловеческие правовые документы.

Права и свободы человека и гражданина РФ. Юридические гарантии и система защиты прав человека. Права ребёнка.

Гражданские правоотношения. Сущность гражданского права. Особенности гражданских правоотношений. Виды договоров и гражданская дееспособность несовершеннолетних. Защита прав потребителя.

Трудовые правоотношения. Право на труд. Права трудящихся и безработных.

Семейные правоотношения. Юридические понятия семьи и брака. Условия и порядок заключения брака. Сущность и особенности семейных правоотношений. Правоотношения супругов. Правоотношения родителей и детей.

Административные правоотношения. Административное право. Понятие и черты административного правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.

Уголовно-правовые отношения. Особенности уголовного права и уголовно-правовых отношений. Понятие преступления. Уголовное наказание и ответственность несовершеннолетних.

Социальные права. Социальная политика государства. Право на жилище. Право на социальное обеспечение. Здоровье под охраной закона.

Международное гуманитарное право. Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов. Значение международного гуманитарного права.

Правовое регулирование отношений в сфере образования. Законодательство в сфере образования. И право, и обязанность.

Творческий проект: Моя будущая профессия. Повторение по теме: Права человека и гражданина.



Возможности участия учащихся в учебно-познавательной деятельности.


  1. Неделя обществознания в школе.

  2. Школьная олимпиада по обществознанию.

  3. Районная олимпиада по обществознанию.














































Календарно-тематическое планирование. Обществознание 9 класс.


Дата проведения

п/п


Наименование раздела и темы урока

Межпредметная связь

план

факт


Политика и государство. (9 ч)


07.09


1

Политика и власть.

история

14.09


2

Государство.

история

21.09


3

Политические режимы.

история

28.09


4

Правовое государство.

история

05.10


5

Гражданское общество и государство.

история

12.10


6

Участие граждан в политической жизни.

история

19.10


7

Политические партии и движения.

история

26.10


8

Повторение по теме: Политика.

история

09.11


9

Творческий проект. Моя политическая партия.





Права человека и гражданина. (24 ч)


16.11


10

Право, его роль в жизни общества и государства.


23.11


11

Правоотношения и субъекты права.


30.11


12

Правонарушения и юридическая ответственность.

биология

07.12


13

Правоохранительные органы РФ.


14.12


14

Конституция Российской Федерации.

история

21.12


15

Основы конституционного строя РФ.


28.12


16

Повторение по теме: Конституция РФ.


11.01


17

Права и свободы человека и гражданина.

история

18.01


18

Права и свободы человека и гражданина РФ.

история

25.01


19

Гражданские правоотношения.

история

01.02


20

Виды договоров и защита прав потребителя.

история

08.02


21

Право на труд.

история

15.02


22

Трудовые правоотношения.

история

22.02


23

Юридические понятия семьи и брака.

история

01.03


24

Семейные правоотношения.

история

15.03


25

Административные правоотношения.

история

22.03


26

Административное правонарушение.

история

05.04


27

Уголовно-правовые отношения.

история

12.04


28

Уголовное наказание и ответственность несовершеннолетних.

история

19.04


29

Социальная политика государства.

история

26.04


30

Социальные права человека.

история

03.05


31

Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов.

история

10.05


32

Правовое регулирование отношений в сфере образования.

история

17.05


33

Творческий проект: Выбор жизненного пути.


24.05


34

Повторение по теме: Права человека и гражданина.












Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся.


В результате изучения обществознания обучающиеся должны:


Знать и понимать:

- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

- сущность общества как формы совместной деятельности людей;

- характерные черты и признаки основных сфер жизни общества

- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.


Уметь:

- описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

- сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

- объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);

- приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

- решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека

- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных её носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;

- самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).

Использовать приобретенные звания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

- общей ориентация в актуальных общественных событиях и процессах;

- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

- реализации и защиты, прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

- первичного анализа и использования социальной информации;

- сознательного неприятия антиобщественного поведения.












Учебно-методическое обеспечение.


  1. Обществознание. 9 класс: учеб. для общебразоват. учреждений/[Л.Н. Боголюбов, А.И. Матвеев, Е.И. Жильцова и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова, А.И. Матвеева; Рос. Акад. наук, Рос акад. Образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.

  2. Поурочные разработки по обществознанию: 9 класс. – М.: ВАКО, 2009 г.



Дополнительная литература для учителя.


  1. Международное гуманитарное право: учебно-методические материалы к курсам права и обществознания для 9-х классов / К. Сухарев-Дериваз, Т.Н. Пискунова. – М.: ФНИИ МП ФЗ, 2000. – 96 с.

  2. И.Г. Смолина, И.Е.Ауль, В.А. Мельникова. /Избирательное право в школе. – Абакан. Стрежень, 2005. – 222 с.

  3. Научное наследие Н.Ф. Катанова и современное востоковедение. Материалы международной научной конференции, посвященной 140-летию со дня рождения Н.Ф. Катанова./ под ред. Н.П. Балахчина. – Абакан: Изд-во Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 2003. – 272 с.

  4. Чебодаев П.И. История Хакасии – Абакан: хак. Издат., 1992 – 156 с.

  5. Научно-методический журнал. Преподавание истории и обществознания в школе. Школьная Пресса 2005 – 2010 гг.

  6. Научно-практический журнал История и обществознание для школьников, Школьная Пресса 2005 – 2010 гг.

  7. Обществознание. Программы для общеобразовательных учреждений. 6 – 11 кл. / А.Ф. Никитин. – М.: Дрофа, 2007. – 47 с.

  8. ГИА – 2009: Экзамен в новой форме: Обществознание: 9-й кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме / авт.-сост. Е.Н. Калачёва. – М.: изд. «Экзамен», 2008. – 63, (1) с.

  9. ГИА – 2009: Экзамен в новой форме: Обществознание: 9-й кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме / авт.-сост. О.А. Котова, Т.Е. Лискова. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 91, (5) с. – (Федеральный институт педагогических измерений).

  10. Международное гуманитарное право: Учебно-методические материалы к курсам права и обществознания для 9-х классов общеобразовательных учреждений / К. Сухарев-Дериваз, Т.Н. Пискунова. – М.: ФНИИ МП ФЗ, 2000. – 96 с.

  11. Конституция Российской Федерации. Государственные символы России. – Новосибирск: Сиб. унив. Изд-во, 2007. – 64 с. – (кодексы и законы России).

  12. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая, третья, четвёртая): По состоянию на 20 сентября 2008 года. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008. – 528 с.

  13. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (по состоянию на 1 февраля 2009 года). - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009. – 160 с.

  14. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (по состоянию на 20 февраля 2009 года). - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009. – 313 с.

  15. Налоговый кодекс Российской Федерации (части первая и вторая): по состоянию на 1 января 2009 года (в ред. Законов № 244-ФЗ, 251-ФЗ). Изменения в Налоговый кодекс, принятые в 2008 году. - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009. – 602 с.

  16. Трудовой кодекс Российской Федерации: Новая редакция – Новосибирск: Сиб. Унив. 2006. – 240 с.

  17. Уголовный кодекс Российской Федерации (по состоянию на 15 ноября 2008 года). - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008. – 160 с.

  18. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (по состоянию на 1 февраля 2009 года). - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009. – 240 с.

Список дидактических материалов.


Учебное электронное издание по курсу «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ». Для учащихся 8-11 классов общеобразовательных школ.

Государственная символика России. История и современность. 1 CD-диск. Центр наглядных средств обучения Минобразования России. 2003.

1 С: Школа. Экономика и право, 9-11 кл. Элективный мультимедиа-курс.


Список литературы для обучающихся.


  1. Международное гуманитарное право: учебно-методические материалы к курсам права и обществознания для 9-х классов / К. Сухарев-Дериваз, Т.Н. Пискунова. – М.: ФНИИ МП ФЗ, 2000. – 96 с.

  2. И.Г. Смолина, И.Е.Ауль, В.А. Мельникова. /Избирательное право в школе. – Абакан. Стрежень, 2005. – 222 с.

  3. Научное наследие Н.Ф. Катанова и современное востоковедение. Материалы международной научной конференции, посвященной 140-летию со дня рождения Н.Ф. Катанова./ под ред. Н.П. Балахчина. – Абакан: Изд-во Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 2003. – 272 с.

  4. Чебодаев П.И. История Хакасии – Абакан: хак. Издат., 1992 – 156 с.

  5. Научно-практический журнал История и обществознание для школьников, Школьная Пресса 2005 - 2010 гг.

  6. ГИА – 2009: Экзамен в новой форме: Обществознание: 9-й кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме / авт.-сост. Е.Н. Калачёва. – М.: изд. «Экзамен», 2008. – 63, (1) с.

  7. ГИА – 2009: Экзамен в новой форме: Обществознание: 9-й кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме / авт.-сост. О.А. Котова, Т.Е. Лискова. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 91, (5) с. – (Федеральный институт педагогических измерений).

  8. Международное гуманитарное право: Учебно-методические материалы к курсам права и обществознания для 9-х классов общеобразовательных учреждений / К. Сухарев-Дериваз, Т.Н. Пискунова. – М.: ФНИИ МП ФЗ, 2000. – 96 с.

  9. Конституция Российской Федерации. Государственные символы России. – Новосибирск: Сиб. унив. Изд-во, 2007. – 64 с. – (кодексы и законы России).

  10. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая, третья, четвёртая): По состоянию на 20 сентября 2008 года. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008. – 528 с.

  11. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (по состоянию на 1 февраля 2009 года). - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009. – 160 с.

  12. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (по состоянию на 20 февраля 2009 года). - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009. – 313 с.

  13. Налоговый кодекс Российской Федерации (части первая и вторая): по состоянию на 1 января 2009 года (в ред. Законов № 244-ФЗ, 251-ФЗ). Изменения в Налоговый кодекс, принятые в 2008 году. - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009. – 602 с.

  14. Трудовой кодекс Российской Федерации: Новая редакция – Новосибирск: Сиб. Унив. 2006. – 240 с.

  15. Уголовный кодекс Российской Федерации (по состоянию на 15 ноября 2008 года). - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008. – 160 с.

  16. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (по состоянию на 1 февраля 2009 года). - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009. – 240 с.

  17. Обществознание. 9 класс: учеб. для общебразоват. учреждений/[Л.Н. Боголюбов, А.И. Матвеев, Е.И. Жильцова и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова, А.И. Матвеева; Рос. Акад. наук, Рос акад. Образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!