Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе: Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы по обществознанию, федерального перечня учебников, рекомендованных МО РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях и авторской программы Л.Н. Боголюбова для 9 класса и базисного плана.
Современное российское общество переживает сложный период становления новой системы ценностей, выявления приоритета интересов гражданина, личности в государственной в общественной деятельности, формирования основ правового государства и гражданского общества.
Обучающимся 9 классов как будущим гражданам Российской Федерация предстоит осознано определять в обществе два полюса — государственный и свой собственный, осмыслить, что только свободный и независимый человек — носитель новейшей системы знаний может стать гражданином современной России.
Актуальность предлагаемого курса в связи с происходящими в обществе коренными изменениями чрезвычайно велика.
Во-первых, современное состояние всех сфер российского общества — экономики, социальной жизни, политических отношений и культуры — показывает неэффективность слепого копирования, некритического заимствования зарубежного опыта. Разрушение отечественных традиций и отсутствие зрелых демократических ценностей и ориентиров дальнейшего развития государства и его общества.
Во-вторых, в многонациональной России на современном этапе возникают тенденции и разобщенности проживающих на ее территория народов, выливающиеся в конфликты и сепаратистские настроения. Поэтому необходимо в рамках обществоведческого курса совместить понятия «россиянин», «гражданин Российского государства», с чувством малой родины, края, где человек родился, со знанием местных обычаев и обрядов, показать принципиальную непротиворечивость таких понятий, как «гражданин России» и «гражданин мира».
Данная рабочая программа нацелена на формирование у обучающихся гражданского сознания посредством знакомства с основами гражданской жизни и формами её регуляции. Это даёт возможность понять учащимся закономерности функционирования современного российского общества, узнать свои права и обязанности, гарантии их осуществления.
Она позволяет совместить обучение, приобретение знаний с развитием навыков участия в общественно значимых делах.
Курс основан на принципе неотделимости знаний от практических навыков гражданского участия, от решения назревших общественных проблем.
Так как у обучающихся 9 класса средний уровень развития общеучебных навыков, в программе предусмотрены активные методы преподавания, ролевые игры, дискуссий, групповые формы работы, проектная деятельность обучающихся. Подобные методы преподавания будут способствовать включению учащихся во внеклассную работу и созданию творческого климата на уроках.
Для реализации данной программы предполагается использование широкого спектра методических приемов. Прежде всего, это закладывается в построении содержательной области курса – многие темы формулируются в виде утверждений, что должно ориентировать учащихся на поисковую деятельность.
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Материал в программе расположен с учетом возрастных возможностей учащихся. В программе предусмотрен вводный урок, дающий возможность познакомить с общим курсом обществоведения, основными целями и задачами его изучения. Данный урок дает учителю определенные возможности для решения воспитательных задач и создает эмоциональный настрой, повышению интереса к предмету и успешному его изучению.
Программа предусматривает прочное усвоение материала, полученные знания обобщаются и систематизируются на уроках, которые проводятся после каждого изученного раздела.
Основным направлением преподавания обществоведения является - организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями. Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении и группировки общественных явлений, процессов и фактов, при обобщении и систематизации полученной информации, решении ситуативных задач.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы.
Изучение обществознания в 9 классе направлено на достижение следующих целей:
развитие личности в ответственный период социального взросления человека, и познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению самореализации;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты, прав человека и гражданина;
овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
Для реализации намеченных целей ставятся следующие задачи:
изложение материала в логике основных разделов обязательного минимума содержания курса обществознания;
принятие учащимися в качестве ориентиров демократических общечеловеческих ценностей;
изучение своеобразия общественной жизни России на примерах истории современности;
создание целостной системы гражданского образования и воспитания в современной общеобразовательной школе;
преодоление раздробленности и узкой специализации курсов, связанных с обществоведческим образованием и гражданским воспитанием.
Для реализации намеченных целей ставятся следующие задачи:
изложение материала в логике основных разделов обязательного минимума содержания курса обществознания;
принятие учащимися в качестве ориентиров демократических общечеловеческих ценностей;
изучение своеобразия общественной жизни России на примерах истории современности;
создание целостной системы гражданского образования и воспитания в современной общеобразовательной школе;
преодоление раздробленности и узкой специализации курсов, связанных с обществоведческим образованием и гражданским воспитанием.
Основное содержание курса.
(34 ч)
Раздел I. Политика и государство. (9 ч)
Политика и власть. Что такое политика. Политическая власть. Роль политики в жизни общества. Политическая жизнь и средства массовой информации.
Государство. Происхождение государства. Признаки государства. Формы государства. Гражданство.
Политические режимы. Тоталитарный режим. Авторитарный режим. Демократия.
Правовое государство. Понятие правового государства. Соединение силы и справедливости. Власть в правовом государстве. Принципы или признаки правового государства. Разделение властей.
Гражданское общество и государство. Что такое гражданское общество. Местное самоуправление.
Общественная палата РФ.
Участие граждан в политической жизни. Выборы и референдум. Право на равный доступ к государственной службе. Обращения в органы власти. Другие пути влияния на власть. Значение свободы слова. Опасность политического экстремизма. Политика – дело каждого?
Политические партии и движения. Общественно-политические движения. Политические партии. Повторение по теме: Политика.
Раздел II. Права человека и гражданина. (25 ч)
Право, его роль в жизни общества и государства. Понятие право.
Роль права в жизни человека, общества, государства. Гражданин и государство. Потребность в порядке и справедливости. Норма права. Закон. Система права, отрасли права. Мера свободы. Естественное право. Право и закон.
Правоотношения и субъекты права. Правовая ответственность. Что такое правонарушение. Правоотношения и юридическая ответственность. Правонарушение и его признаки. Виды правонарушений. Юридическая ответственность. Виды юридической ответственности. Административное право и правонарушение. Презумпция невиновности.
Правоохран7ительные органы. Какие государственные органы являются правоохранительными. Суд. Прокуратура. Адвокатура. Нотариат.
Конституция Российской Федерации. Из истории существования Конституции. Конституция – закон высшей юридической силы. Этапы развития конституции.
Основы конституционного строя России. Основы статуса человека и гражданина РФ. Основные принципы Конституционного строя РФ.
Права и свободы человека и гражданина. Что такое права человека. От идеи к юридическим нормам. Общечеловеческие правовые документы.
Права и свободы человека и гражданина РФ. Юридические гарантии и система защиты прав человека. Права ребёнка.
Гражданские правоотношения. Сущность гражданского права. Особенности гражданских правоотношений. Виды договоров и гражданская дееспособность несовершеннолетних. Защита прав потребителя.
Трудовые правоотношения. Право на труд. Права трудящихся и безработных.
Семейные правоотношения. Юридические понятия семьи и брака. Условия и порядок заключения брака. Сущность и особенности семейных правоотношений. Правоотношения супругов. Правоотношения родителей и детей.
Административные правоотношения. Административное право. Понятие и черты административного правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.
Уголовно-правовые отношения. Особенности уголовного права и уголовно-правовых отношений. Понятие преступления. Уголовное наказание и ответственность несовершеннолетних.
Социальные права. Социальная политика государства. Право на жилище. Право на социальное обеспечение. Здоровье под охраной закона.
Международное гуманитарное право. Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов. Значение международного гуманитарного права.
Правовое регулирование отношений в сфере образования. Законодательство в сфере образования. И право, и обязанность.
Творческий проект: Моя будущая профессия. Повторение по теме: Права человека и гражданина.
Возможности участия учащихся в учебно-познавательной деятельности.
Неделя обществознания в школе.
Школьная олимпиада по обществознанию.
Районная олимпиада по обществознанию.
Календарно-тематическое планирование. Обществознание 9 класс.
Дата проведения | № п/п | Наименование раздела и темы урока | Межпредметная связь |
план | факт | | Политика и государство. (9 ч) | |
07.09 | | 1 | Политика и власть. | история |
14.09 | | 2 | Государство. | история |
21.09 | | 3 | Политические режимы. | история |
28.09 | | 4 | Правовое государство. | история |
05.10 | | 5 | Гражданское общество и государство. | история |
12.10 | | 6 | Участие граждан в политической жизни. | история |
19.10 | | 7 | Политические партии и движения. | история |
26.10 | | 8 | Повторение по теме: Политика. | история |
09.11 | | 9 | Творческий проект. Моя политическая партия. | |
| | | Права человека и гражданина. (24 ч) | |
16.11 | | 10 | Право, его роль в жизни общества и государства. | |
23.11 | | 11 | Правоотношения и субъекты права. | |
30.11 | | 12 | Правонарушения и юридическая ответственность. | биология |
07.12 | | 13 | Правоохранительные органы РФ. | |
14.12 | | 14 | Конституция Российской Федерации. | история |
21.12 | | 15 | Основы конституционного строя РФ. | |
28.12 | | 16 | Повторение по теме: Конституция РФ. | |
11.01 | | 17 | Права и свободы человека и гражданина. | история |
18.01 | | 18 | Права и свободы человека и гражданина РФ. | история |
25.01 | | 19 | Гражданские правоотношения. | история |
01.02 | | 20 | Виды договоров и защита прав потребителя. | история |
08.02 | | 21 | Право на труд. | история |
15.02 | | 22 | Трудовые правоотношения. | история |
22.02 | | 23 | Юридические понятия семьи и брака. | история |
01.03 | | 24 | Семейные правоотношения. | история |
15.03 | | 25 | Административные правоотношения. | история |
22.03 | | 26 | Административное правонарушение. | история |
05.04 | | 27 | Уголовно-правовые отношения. | история |
12.04 | | 28 | Уголовное наказание и ответственность несовершеннолетних. | история |
19.04 | | 29 | Социальная политика государства. | история |
26.04 | | 30 | Социальные права человека. | история |
03.05 | | 31 | Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов. | история |
10.05 | | 32 | Правовое регулирование отношений в сфере образования. | история |
17.05 | | 33 | Творческий проект: Выбор жизненного пути. | |
24.05 | | 34 | Повторение по теме: Права человека и гражданина. | |
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся.
В результате изучения обществознания обучающиеся должны:
Знать и понимать:
- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
- сущность общества как формы совместной деятельности людей;
- характерные черты и признаки основных сфер жизни общества
- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь:
- описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
- сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
- объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
- приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных её носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
- самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).
Использовать приобретенные звания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
- общей ориентация в актуальных общественных событиях и процессах;
- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
- реализации и защиты, прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- первичного анализа и использования социальной информации;
- сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Учебно-методическое обеспечение.
Обществознание. 9 класс: учеб. для общебразоват. учреждений/[Л.Н. Боголюбов, А.И. Матвеев, Е.И. Жильцова и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова, А.И. Матвеева; Рос. Акад. наук, Рос акад. Образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.
Поурочные разработки по обществознанию: 9 класс. – М.: ВАКО, 2009 г.
Дополнительная литература для учителя.
Международное гуманитарное право: учебно-методические материалы к курсам права и обществознания для 9-х классов / К. Сухарев-Дериваз, Т.Н. Пискунова. – М.: ФНИИ МП ФЗ, 2000. – 96 с.
И.Г. Смолина, И.Е.Ауль, В.А. Мельникова. /Избирательное право в школе. – Абакан. Стрежень, 2005. – 222 с.
Научное наследие Н.Ф. Катанова и современное востоковедение. Материалы международной научной конференции, посвященной 140-летию со дня рождения Н.Ф. Катанова./ под ред. Н.П. Балахчина. – Абакан: Изд-во Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 2003. – 272 с.
Чебодаев П.И. История Хакасии – Абакан: хак. Издат., 1992 – 156 с.
Научно-методический журнал. Преподавание истории и обществознания в школе. Школьная Пресса 2005 – 2010 гг.
Научно-практический журнал История и обществознание для школьников, Школьная Пресса 2005 – 2010 гг.
Обществознание. Программы для общеобразовательных учреждений. 6 – 11 кл. / А.Ф. Никитин. – М.: Дрофа, 2007. – 47 с.
ГИА – 2009: Экзамен в новой форме: Обществознание: 9-й кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме / авт.-сост. Е.Н. Калачёва. – М.: изд. «Экзамен», 2008. – 63, (1) с.
ГИА – 2009: Экзамен в новой форме: Обществознание: 9-й кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме / авт.-сост. О.А. Котова, Т.Е. Лискова. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 91, (5) с. – (Федеральный институт педагогических измерений).
Международное гуманитарное право: Учебно-методические материалы к курсам права и обществознания для 9-х классов общеобразовательных учреждений / К. Сухарев-Дериваз, Т.Н. Пискунова. – М.: ФНИИ МП ФЗ, 2000. – 96 с.
Конституция Российской Федерации. Государственные символы России. – Новосибирск: Сиб. унив. Изд-во, 2007. – 64 с. – (кодексы и законы России).
Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая, третья, четвёртая): По состоянию на 20 сентября 2008 года. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008. – 528 с.
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (по состоянию на 1 февраля 2009 года). - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009. – 160 с.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (по состоянию на 20 февраля 2009 года). - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009. – 313 с.
Налоговый кодекс Российской Федерации (части первая и вторая): по состоянию на 1 января 2009 года (в ред. Законов № 244-ФЗ, 251-ФЗ). Изменения в Налоговый кодекс, принятые в 2008 году. - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009. – 602 с.
Трудовой кодекс Российской Федерации: Новая редакция – Новосибирск: Сиб. Унив. 2006. – 240 с.
Уголовный кодекс Российской Федерации (по состоянию на 15 ноября 2008 года). - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008. – 160 с.
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (по состоянию на 1 февраля 2009 года). - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009. – 240 с.
Список дидактических материалов.
Учебное электронное издание по курсу «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ». Для учащихся 8-11 классов общеобразовательных школ.
Государственная символика России. История и современность. 1 CD-диск. Центр наглядных средств обучения Минобразования России. 2003.
1 С: Школа. Экономика и право, 9-11 кл. Элективный мультимедиа-курс.
Список литературы для обучающихся.
Международное гуманитарное право: учебно-методические материалы к курсам права и обществознания для 9-х классов / К. Сухарев-Дериваз, Т.Н. Пискунова. – М.: ФНИИ МП ФЗ, 2000. – 96 с.
И.Г. Смолина, И.Е.Ауль, В.А. Мельникова. /Избирательное право в школе. – Абакан. Стрежень, 2005. – 222 с.
Научное наследие Н.Ф. Катанова и современное востоковедение. Материалы международной научной конференции, посвященной 140-летию со дня рождения Н.Ф. Катанова./ под ред. Н.П. Балахчина. – Абакан: Изд-во Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 2003. – 272 с.
Чебодаев П.И. История Хакасии – Абакан: хак. Издат., 1992 – 156 с.
Научно-практический журнал История и обществознание для школьников, Школьная Пресса 2005 - 2010 гг.
ГИА – 2009: Экзамен в новой форме: Обществознание: 9-й кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме / авт.-сост. Е.Н. Калачёва. – М.: изд. «Экзамен», 2008. – 63, (1) с.
ГИА – 2009: Экзамен в новой форме: Обществознание: 9-й кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме / авт.-сост. О.А. Котова, Т.Е. Лискова. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 91, (5) с. – (Федеральный институт педагогических измерений).
Международное гуманитарное право: Учебно-методические материалы к курсам права и обществознания для 9-х классов общеобразовательных учреждений / К. Сухарев-Дериваз, Т.Н. Пискунова. – М.: ФНИИ МП ФЗ, 2000. – 96 с.
Конституция Российской Федерации. Государственные символы России. – Новосибирск: Сиб. унив. Изд-во, 2007. – 64 с. – (кодексы и законы России).
Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая, третья, четвёртая): По состоянию на 20 сентября 2008 года. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008. – 528 с.
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (по состоянию на 1 февраля 2009 года). - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009. – 160 с.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (по состоянию на 20 февраля 2009 года). - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009. – 313 с.
Налоговый кодекс Российской Федерации (части первая и вторая): по состоянию на 1 января 2009 года (в ред. Законов № 244-ФЗ, 251-ФЗ). Изменения в Налоговый кодекс, принятые в 2008 году. - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009. – 602 с.
Трудовой кодекс Российской Федерации: Новая редакция – Новосибирск: Сиб. Унив. 2006. – 240 с.
Уголовный кодекс Российской Федерации (по состоянию на 15 ноября 2008 года). - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008. – 160 с.
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (по состоянию на 1 февраля 2009 года). - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009. – 240 с.
Обществознание. 9 класс: учеб. для общебразоват. учреждений/[Л.Н. Боголюбов, А.И. Матвеев, Е.И. Жильцова и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова, А.И. Матвеева; Рос. Акад. наук, Рос акад. Образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.