СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по обществознанию. 9 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по обществознанию для 9 класса соответствует Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта 2004г. (утвержден приказом МО РФ от 05.03.2004 г. №1089) в действующей редакции «Обществознание» и БУПу 2004 г. (утвержден приказом МО РФ от 09.03.2004 г. №1312) в действующей редакции, «Универсальное обучение (непрофильное обучение)» и составлена с учетом гимназического компонента и частичной интеграцией требований ФГОС (развитие УУД). При составлении рабочей программы были использованы: «Примерные программы основного общего образования. Обществознание». – М.: Просвещение, 2010 (Стандарты второго поколения) и авторская программа Боголюбова Л.Н., Городецкой Н.И., Ивановой Л.Ф. и др. Обществознание. Рабочие программы Предметная линия учебников под ред. Л.Н.Боголюбова. 5-9 классы. – 2-е изд., дораб. -  М.: Просвещение, 2013.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по обществознанию. 9 класс»

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ


Рабочая программа по обществознанию для 9 класса соответствует Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта 2004г. (утвержден приказом МО РФ от 05.03.2004 г. №1089) в действующей редакции «Обществознание» и БУПу 2004 г. (утвержден приказом МО РФ от 09.03.2004 г. №1312) в действующей редакции, «Универсальное обучение (непрофильное обучение)» и составлена с учетом гимназического компонента и частичной интеграцией требований ФГОС (развитие УУД). При составлении рабочей программы были использованы: «Примерные программы основного общего образования. Обществознание». – М.: Просвещение, 2010 (Стандарты второго поколения) и авторская программа Боголюбова Л.Н., Городецкой Н.И., Ивановой Л.Ф. и др. Обществознание. Рабочие программы Предметная линия учебников под ред. Л.Н.Боголюбова. 5-9 классы. – 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2013. В программе интегрированы основные подходы, заявленные в Региональном учебном плане Московской области, в образовательной программе гимназии, а также требования ФГОС по истории в части развития УУД (элементы). По Учебному плану МБОУ «Сергиево-Посадская гимназия имени И.Б.Ольбинского» -34ч.

УМК: Боголюбов Л.Н., Матвеев А.И., Жильцова Е.И. и др. Обществознание. 9 класс. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – (Академический учебник). Для курса «Обществознание» в 9 классе выбран УМК Л.Н.Боголюбова, Н.И.Городецкой, Л.Ф.Ивановой, включенный в Федеральный комплект. При выборе учебника была учтена качественная переработка учебника в серии «Академический школьный учебник»: были выделены более четко блоки обществознания, материал излагается научным языком на доступном 9-классникам уровне. За счет дополнительных материалов, вопросов по теме, цитат возможна организация дискуссии, развитие мышления, практическая проверка применения теоретических знаний. Данный УМК завершает линию авторов Боголюбов и др. (Академический учебник), начатую гимназистами в 7-8 классах.


Гимназический компонент

Обществознание относится к предметам социально-гуманитарного цикла, что является приоритетным направлением в учебно-воспитательном процессе гимназии. Гимназический компонент в преподавании курса «Обществознание» использует возможность интеграции знаний из различных наук (социологии, философии, психологии, экономики, культурологии, политологии, права и др.), проведения межпредметных связей (прежде всего со школьными предметами гуманитарного цикла) с целью подготовить учащихся к жизни в обществе. Особое внимание на уроках уделяется не только теоретическому усвоению материала, но и широкому привлечению социального опыта учащихся, осмыслению изученного материала и готовности к его практическому применению уже сейчас, в настоящем времени. Одновременно в преподавании курса активно используются проблемные задания, ситуация выбора. Основная цель преподавания обществознания в СПГ – формирование социально-коммуникативной компетентности учащихся, социализация подростка, его приобщение к ценностям демократии, правового государства, гражданского общества. Данная цель соответствует закрепленным в Конституции России основам государственного устройства, потребностям общества и интересам самих подростков, а также системе гимназического образования. Общая задача курса «Обществознание» и гимназического образования в целом –    создание для учащихся макси­мально благоприятных условий для развития свободной, мыслящей, информированной и осознающей ответственность за совершенные поступки личности.

Отсюда, ожидаемые результаты:

  • Развитие качеств личности;

  • Активное участие гимназистов в общественной жизни;

  • Участие в реализации социальных проектов;

  • Развитие умения поиска информации в большом объеме данных;

  • Толерантное отношение к оппоненту;

  • Способность противостоять манипулированию;

  • Способность формулировать, обосновывать, отстаивать свою позицию;

  • Знание и использование правовых механизмов.

Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные результаты, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с современной общественно-политической информацией; решение познавательных и практических задач, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.

Дополнительные темы выделены курсивом.

Документы.


Основными документами, лежащими в основе разработки программы являются:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в действующей редакции с изменениями, внесенными Федеральным законом от 03.07.2016 N 312-ФЗ, вступившими в силу с 01.09.2016;

  • Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в действующей редакции от 23.06.2015;

  • Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в действующей редакции от 23.06.2015;

  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (в действующей редакции от 24.11.2015).

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» в действующей редакции от 17.07.2015;

  • Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 N 253 (ред. от 21.04.2016) "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования";

  • Приказ министра образования Московской области от 15.04.2016 №1427 «Об утверждении Регионального базисного учебного плана для государственных образовательных организаций Московской области, муниципальных и частных образовательных организаций в Московской области, реализующих программы основного общего и среднего общего образования на 2016-2017 учебный год»;

  • Устав Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Сергиево-Посадская гимназия имени И.Б. Ольбинского» (новая редакция), утвержденный Постановлением Главы Сергиево-Посадского муниципального района Московской области о1.07.2015 № 911-ПГ;

  • Образовательная программа Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Сергиево-Посадская гимназия имени И.Б. Ольбинского» утвержденная 01.09.2015 в действующей редакции с изменениями, внесенными Приказом директора гимназии №173 от 30.08.2016;

Локальные акты МБОУ «Сергиево-Посадская гимназия имени И.Б. Ольбинского»:

  • Положение об элективных курсах, принятое Педагогическим советом гимназии (Протокол №2 от 09.11.2012) и утвержденное директора гимназии, Приказ № от 12.11.2012.

Положение о промежуточной аттестации, утвержденное директором гимназии, Приказ №240 от 14.12.14;


Цели и задачи изучения курса.


  • развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции;

  • развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

  • воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

  • освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

  • овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;

  • формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.


Планируемые результаты

Личностные результаты

  • мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;

  • заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;

  • ценностныеориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.

Метапредметные результаты: уметь:

  • сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

  • объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных песпектив;

  • анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др);

  • использовать различные виды публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

  • выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:

  • использование элементов причинно-следственного анализа;

  • исследование несложных реальных связей и зависимостей;

  • определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

  • поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

  • перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

  • объяснение изученных положений на конкретных примерах;

  • оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

  • определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Предметные результаты:

в познавательной сфере:

  • относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной  жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

  • знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;

  • знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

  • умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

в ценностно-мотивационной сфере:

  • понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

  • знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

  • приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;

в трудовой сфере:

  • знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;

  • понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;

в эстетической сфере:

  • понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;

  • понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

в коммуникативной сфере:

  • знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;

  • знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

  • понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;

  • понимание значения коммуникации в межличностном общении;

  • умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

  • знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.


В результате изучения курса ученик должен:

знать/понимать

  • социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

  • сущность общества как формы совместной деятельности людей;

  • характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

  • содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

уметь

  • описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

  • сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

  • объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);

  • приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

  • оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

  • решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;

  • осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;

  • самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

  • общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

  • нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

  • первичного анализа и использования социальной информации.





СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

И

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ



Тема

УУД


Основные понятия

Вводный урок

Предмет курса

Повторение


Политика и власть

Понятие «политика». Функции политики. Соотношение понятий «власть» и «политика». Роль политики в жизни общества. Основные направления политики. Сущность понятия «власть». Виды, источники и ресурсы власти. Легитимность власти. Анархия. Специфика политической власти. Влияние средств массовой информации на политическую жизнь. Политическая жизнь современной России


Знать соотношение понятий «власть» и «политика», сущность любой власти, ее роль в жизни общества.

Умение анализировать, обобщать, делать выводы, выполнять проблемные задания

Характеризовать власть и политику как социальные явления




Политика, власть, политическая власть, легитимность, анархия


Государство

Теории происхождения государства. Государство и его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства. Монархия и республика: понятие, виды, признаки. Унитарное государство, федерация, конфедерация: понятие, признаки. РФ как федеративная республика. Понятие «гражданство». Взаимосвязь прав и обязанностей.

Знать теории происхождения государства, предпосылки его появления, функции, формы

Раскрывать признаки суверенитета. Различать формы правления и государственного устройства

Умение применять теоретический материал к государствам различных форм




Государство, суверенитет, форма правления, монархия, республика, унитарное государство, федерация, конфедерация, гражданство


Политические режимы

Политический режим: понятие, виды. Авторитаризм. Тоталитаризм. Демократия: понятие, признаки, виды, исторические формы. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире. Демократия: «за» и «против»


Знать сущность политических режимов

Сравнительный анализ тоталитарного и демократического политических режимов. Называть и раскрывать основные принципы демократического устройства.

Описывать и давать характеристику основным политическим объектам, выделяя их существенные признаки


Политический режим, тоталитаризм, террор, фашизм, авторитаризм, демократия: прямая и представительная


Правовое государство

Понятие и принципы (признаки) правового государства. Разделение властей. Становления правового государства в РФ


Раскрывать сущность и принципы правового государства.

Характеризовать разделение властей.

Характеризовать РФ как правовое государство

Правовое государство, разделение властей, законодательная, исполнительная и судебная власти, Федеральное Собрание, Государственная Дума, Совет Федерации, Конституционный Суд, Верховный Суд


Гражданское общество и государство

Гражданское общество: понятие и основные признаки. Общественные организации как основа гражданского общества. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ


Раскрывать сущность гражданского общества.

Характеризовать местное самоуправление на примере Сергиево-Посадского муниципального района



Гражданское общество, местное самоуправление, муниципальные органы власти, Общественная палата


Участие граждан в политической жизни

Личность и политика. Формы политического участия. Гражданская активность, индифферентность, конформизм. Выборы и референдум как возможность влияния на политику. Избирательная система РФ. Деловая игра «Выборы»: политический статус личности, критерии оценки предвыборных программ и личных качеств кандидатов. Опасность политического экстремизма


Знать факторы, определяющие степень участия в политической жизни страны, способы воздействия на власть в демократическом обществе.

Проиллюстрировать основные идеи темы на примерах из истории, современных событий, личного социального опыта. Описывать различные формы участия граждан в политической жизни.

Обосновать значимость гражданской активности и опасность политического экстремизма.


Выборы, избирательное право, референдум, митинг, цензура, политический экстремизм,

электорат, индифферентность, конформизм, пропорциональная избирательная система, мажоритарная избирательная система

Политические партии и движения

Политическая партия: понятие, признаки, классификация. Роль политических партий и движений в общественной жизни. Партийная система современной РФ.


Называть признаки политической партии и показывать их на примере одной из партий РФ.

Характеризовать проявления многопартийности


Политическая партия, многопартийность,

политический плюрализм, общественно-политические движения, оппозиция


Роль права в жизни общества и государства

Право(понятие, признаки, функции), его роль в жизни человека, общества, государства. Естественное право. Источники права. Нормы права: понятие, виды, структура. Система законодательства: институты и отрасли права. Право и закон.


Знать смысловое значение понятия права, особенности норм права

Объяснять, почему закон является нормативным актом высшей юридической силы.

Сопоставлять позитивное и естественное право.

Характеризовать основные элементы системы российского законодательства

Понимать значение права в жизни человека, общества и государства


Право, естественное право, позитивное право, норма права, закон, подзаконный акт, отрасль права, институты права, гипотеза, диспозиция, санкция,


Правоотношения и субъекты права

Сущность и особенности правоотношений. Структура правоотношений. Субъекты правоотношений. Дееспособность и правоспособность, деликтоспособность. Юридическая обязанность и моральная обязанность.


Раскрывать смысл понятия «правоотношения», показывать на примерах отличия правоотношений от других видов социальных отношений.

Знать элементы структуры правоотношений, их сущность и особенности.

Объяснять причины субъективности прав и юридического закрепления обязанностей участников правоотношений.

Раскрывать особенности возникновения правоспособности и дееспособности у физических и юридических лиц.


Правоотношение, субъекты правоотношений: физические и юридические лица, правоспособность, дееспособность, деликтоспособность, деяние

Правонарушения и юридическая ответственность

Правонарушение: понятие, признаки, виды. Формы вины: неосторожность, умысел. Преступление и проступок. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности. Юридическая ответственность несовершеннолетних.


Различать правонарушение и правомерное поведение.

Называть основные виды и признаки правонарушений.

Характеризовать юридическую ответственность в качестве критерия правомерного поведения. Объяснять смысл презумпции невиновности


Правонарушение, противоправность, вина, неосторожность, умысел, проступок, юридическая ответственность, презумпция невиновности


Правоохранительные органы

Правоохранительные органы РФ. Судебная система РФ. Прокуратура. Адвокатура. Нотариат. Суд присяжных.


Называть основные правоохранительные органы РФ.

Различать сферы деятельности правоохранительных органов и судебной системы.

Приводить примеры деятельности правоохранительных органов


Правоохранительные органы, суд, суд присяжных, прокуратура, адвокатура, нотариат


Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя

Понятие «Конституция». Этапы конституционного развития России. Главные задачи Конституции. Конституционный строй РФ. Принципы конституционного строя. Основы статуса человека и гражданина. Создание проекта Конституции 9 класса.

Характеризовать Конституцию РФ как закон высшей юридической силы. Приводить конкретные примеры с опорой на текст Конституции, подтверждающие её высшую юридическую силу.

Объяснять, какие принципы правового государства отражены в статьях 2, 10, 15, 17, 18 Конституции РФ.

Характеризовать принципы федерального устройства РФ.

Приводить различия между статусом человека и статусом гражданина


Конституция, конституционное право, гражданство, гражданин, иностранец, апатрид

Права и свободы человека и гражданина

Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ. Классификация прав, закрепленных в Конституции РФ. Юридические гарантии и система защиты прав человека. Права ребенка.


Объяснять смысл понятия «права человека». Классифицировать права и свободы (приводить примеры различных прав групп)

Умение работать с текстом Конституции


Естественные права, ООН, права и свободы, Уполномоченный по правам человека,

Конвенция о правах ребенка

Гражданские правоотношения

Сущность гражданского права. Особенности гражданских правоотношений. Гражданский кодекс РФ. Договоры и сделки. Гражданская дееспособность несовершеннолетних. Защита прав потребителя.


Характеризовать особенности гражданских правоотношений.

Раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних.

Раскрывать на примерах меры защиты прав потребителей.

Использовать приобретенные знания для общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах


Имущественные отношения, собственность, гражданское право, договор, сделка, иск, гражданская дееспособность, потребитель, изготовитель, продавец, сертификат качества


Право на труд. Трудовые правоотношения

Право на труд. Трудовой кодекс РФ. Трудовые правоотношения. Права, обязанности и взаимная ответственность работника и работодателя. Трудовой договор. Особенности положения несовершеннолетних в трудовых правоотношениях


Называть основные юридические гарантии права на свободный труд.

Характеризовать особенности трудовых правоотношений.

Объяснять роль трудового договора в отношениях между работниками и работодателями. Раскрывать особенности положения несовершеннолетних в трудовых правоотношениях


Трудовые правоотношения, трудовой договор, трудовая книжка, профсоюз,

безработный


Семейные правоотношения

Семья и брак как юридические понятия. Семейный кодекс. Сущность и особенность семейных правоотношений. Правоотношения супругов, родителей и детей.


Знать основы семейных правоотношений

Приводить примеры прав и обязанностей родителей и детей.


Семья, брак, ЗАГС


Административные правоотношения

Административные правоотношения. Кодекс РФ об административных правонарушениях. Административные правонарушения. Виды административных наказаний.


Определять сферу общественных отношений, регулируемых административным правом. Характеризовать субъектов административных правоотношений.

Указывать основные признаки административного правонарушения.

Характеризовать значение административных наказаний.


Административное право


Уголовно-правовые отношения

Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления, признаки. Обстоятельства, исключающая уголовную ответственность Уголовная ответственность несовершеннолетних.


Перечислять признаки преступления.

Отличать необходимую самооборону от самосуда. Характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних.


Уголовное право, преступление, необходимая оборона, амнистия

Социальные права

Понятие «социальное государство». Социальная политика государства. Социальные права граждан РФ: право на жилище, на социальное обеспечение, на охрану здоровья. Пенсионные программы

Раскрывать понятие «социальное государство».

Знать социальные права граждан РФ

На примерах конкретизировать основные направления социальной политики РФ.


Социальная политика, социальные пенсии, пенсионный фонд


Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов

Международное гуманитарное право. Методы и средства ведения войны, запрещенные международным гуманитарным правом. Понятие «военные преступления». Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов.


Характеризовать основные нормы, направленные на защиту раненых, военнопленных, мирного населения. Указывать запрещенные методы и средства ведения войны.

Раскрывать смысл понятия «военное преступление».


Международное гуманитарное право, военные преступления


Правовое регулирование отношений в сфере образования

Законодательство в сфере образования. Сущность права на образование. Гарантии государства в праве на получение образования.


Объяснять смысл понятия « право на образование».

Объяснять взаимосвязь права на образование и обязанности получить образование.


ОГЭ (ГИА), ЕГЭ, образование, ФГОС



Организация контроля

Обязательные формы и методы контроля

  • текущий контроль (устный или письменный опрос)

  • тематический контроль (самостоятельная работа, тест или зачет)

  • итоговый контроль (экзамен по выбору учащихся)


Внеурочная деятельность

  • участие в конкурсах, олимпиадах

  • СТР



Государственные нормы оценки знаний.

Оценка знаний предполагает учет индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход по организации работы в классе.

Оцениваются: ответы на вопросы, участие в дискуссии, исправление ответов товарищей, умение использовать различные источники знаний, умение анализировать явления окружающей жизни. При оценке знаний учащихся учитываются требования, предъявляемые при проверке их знаний в ходе ЕГЭ.

Оценка «два»

Основное содержание материала не усвоено, выводов и обобщений нет. Комплекс знаний и умений, проверяемый на экзамене, освоен недостаточно. Освоены лишь единичные элементы содержания истории. Нет знания и понимания значительной или основной части программного материала в пределах поставленных вопросов или в наличии только слабо сформированные и неполные знания. Отсутствует умение применять их к решению конкретных вопросов. При ответе (на один вопрос) допускается более двух грубых ошибок, которые не могут быть исправить даже при помощи учителя. Полностью не усвоил материал. Ответ отсутствует. Письменная работа не выполнена или не сдана.


Оценка «три»

Усвоено основное содержание учебного материала, имеются пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала. Материал излагает не систематизировано, фрагментарно, не всегда последовательно. Отдельные умения недостаточно сформированы, выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки. Освоена определенная часть элементов содержания и проверяемых умений. В том числе – поиск информации в источнике, хронология событий, факты, понятия. Частично выполнены отдельные задания на соотнесение двух рядов информации, умение группировать факты. Допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дано неточное, не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов или допущены ошибки при их изложении. Существуют затруднения в применении знаний, при объяснении конкретных явлений на основе теорий, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий. Ответ дается неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но нет достаточного понимания отдельных положений, имеющих важное значение в этом тексте.

Оценка «четыре»

Показано знание всего изученного программного материала. В усвоении материала присутствуют незначительные ошибки и недочеты, изложение недостаточно систематизировано, отдельные умения недостаточно устойчивы, в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности. Допущены незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допускается одна негрубая ошибка или не более двух недочетов, и учащийся может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя. Дан правильный ответ на дополнительные вопросы учителя. Нет достаточного навыка работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками. Допущены негрубые нарушения правил оформления письменных работ.


Оценка «пять»

Материал усвоен в полном объеме, показано глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, теорий, взаимосвязей, изложение логичное, последовательное, четкое, используется специальная терминология, основные умения сформированы и устойчивы, выводы и обобщения точны и связаны с ответом. Материал излагается литературным языком, при ответе учащийся не повторяет дословно текст учебника, дается правильный и обстоятельный ответ на дополнительные вопросы учителя. По всем разделам освоен весь комплекс знаний и умений, проверяемых в заданиях базового и повышенного уровня. Умение составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами. Самостоятельное и аргументированное проведение анализа, обобщения, подведение итогов. Умение проводить межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; Самостоятельное и рациональное использование справочные материалы, учебника, дополнительной литературы, первоисточников, СМИ, и других информационных ресурсов. Самостоятельное применение полученных знаний в решении проблем на творческом уровне. Допускается не более одного недочета, который легко исправляется по требованию учителя.



Оценивание тестов


Оценка "5" - 100 -90%

Оценка "4" - 89- 70%

Оценка "3" - 69-45%

Оценка "2" - 44-0%




Критерии оценивания письменного ответа

При оценке письменного ответа необходимо учитывать:

1. Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы.

2.  Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа.

3.  Аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.

Оценка «5» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

Оценка «4» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются). Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

Оценка «3» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта при формальном использовании обществоведческих терминов. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

Оценка «2» ставится, если представлена собственная позиция по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации. Проблема не раскрыта или дана информация (факты общественной жизни и личного опыта) не в контексте задания. Работа не выполнена, работа не сдана.


ИНФОРМАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ


1. Для учащихся

Обязательные

  1. Боголюбов Л.Н., Матвеев А.И., Жильцова Е.И. и др. Обществознание. 9 класс. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – (Академический учебник)

Дополнительные

    1. Баранов П.А. Обществознание. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. Любое издание

    2. Конституция Российской Федерации 1993 г.

    3. Куликов Л.М. Основы социологии и политологии: Учебное пособие. Любое издание

    4. Словарь по обществознанию: Учебное пособие для абитуриентов вузов / Под ред. Ю.Ю.Петрунина. – Любое издание


2.Подготовка к ОГЭ


  1. Баранов П.А. Обществознание: полный справочник / П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко; Под ред. П.А. Баранов. – Любое издание

  2. Баранов П.А. Экспресс-репетитор для подготовки к ГИА. Обществознание. 9 класс. – Любое издании

  3. ОГЭ -2017. Обществознание: типовые экзаменационные варианты: 10 вариантов / Под ред. А.Ю. Лазебниковой. — М.: Издательство «Национальное образование», 2016. — (ОГЭ-2016. ФИПИ-школе)

  4. ОГЭ-2017. Обществознание: тематические и типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов / О.А. Котова, Т.Е. Лискова. — М.: Издательство «Национальное образование», 2016. — (ОГЭ-2016. ФИПИ-школе)

  5. Кишенкова О.В. ОГЭ 2017. Обществознание. Тренировочные задания. 9 класс / О.В. Кишенкова. - М.: Эксмо, 2016

  6. Лазебникова А.Ю. ОГЭ 2017. Обществознание. Тематические тестовые задания ФИПИ / А.Ю. Лазебникова, Е.С. Королькова, Е.Л. Рутковская. - М.: Экзамен, 2016

  7. Лазебникова А.Ю., Рутковская, Е.Л. ОГЭ 2017. Обществознание: Сборник заданий / Е.Л. Рутковская, Т.Е. Лискова, О.А. Котова. - М.: Эксмо, 2016

  8. Обществознание. 9 класс / ФИПИ авторы- составители: О.А. Котова, Т.Е. Лискова - М.: Астрель, 2016

  9. Обществознание. Тематические тестовые задания/ФИПИ авторы: Е.Л. Рутковская, А.Ю. Лазебникова, Е.С. Королькова – М.: Экзамен, 2016.

  10. Обществознание. 9 класс. Тематические контрольные работы для проверки образовательных достижений школьников. Т.А.Альхова, С.С.Долева, И.И.Сидоренкова. Изд. «Легион»

  11. Обществознание. ОГЭ и ЕГЭ. 9-11 классы. Задания с графиками, диаграммами и таблицами. О.А.Чернышева. Изд. «Легион»

  12. Обществознание. ОГЭ-2017. 9 класс. Тематический тренинг. О.А.Чернышева, Р.В.Пазин, П.А.Ушаков. Изд. «Легион»


3. Для учителя


  1. Административный кодекс

  2. Арбузкин А.М. Основы государства и права: Учебное пособие для поступающих в вузы. М., 1998

  3. Василенкова О.А. Основы правовых знаний. 7 класс. М., 2002

  4. Гражданский кодекс

  5. Гречко П.К. Введение в обществознание: Учебное пособие для поступающих в вузы. М., 2001

  6. Давлетшина Н.В., Кимлик Б.Б., Кларк Р.Дж., Рэй Д.У. Д Демократия: государство и общество. М., 1995

  7. Двигалева А.А. Обществознание. СПб., 2005

  8. Иванова Л.Ф. Общая методика преподавания обществознания в школе / Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова; Под ред. Л.Н. Боголюбов. - М.: Дрофа, 2008.

  9. Конституция Российской Федерации 1993 г.

  10. Козырев Г.И. Введение в политологию: Учебное пособие для вузов. М., 2004

  11. Кравченко А.И., Резникова Т.П. Обществознание: Пособие для абитуриентов. М., 2001

  12. Морозова Л.А. Основы государства и права: Пособие для поступающих в вузы. М., 1999

  13. Нерсесянц В.С. Теория права и государства: Краткий учебный курс. М., 2001

  14. Обществознание: Учебное пособие для абитуриентов. / Под ред. Е.А.Суровой (Всероссийская государственная налоговая академия). М., 2001

  15. Обществознание: Учебное пособие для абитуриентов вузов. / Под ред. Ю.Ю.Петрунина. М., 2001

  16. Обществознание: Учебное пособие для поступающих в вузы. / Под ред. М.Н.Марченко. М., 2005

  17. Обществознание. 5-11 классы. Проектная деятельность: методика, технология, результаты. О.А.Чернышева. Изд. «Легион»

  18. Политология. Энциклопедический словарь./ Под ред. Ю.И.Аверьянова. М., 1993

  19. Семейный кодекс

  20. Тавадов Г.Т. Политология: Учебник для вузов. М., 2002

  21. Тадевосян Э.В. Словарь-справочник по социологии и политологии. М., 1996

  22. Трудовой кодекс

  23. Уголовный кодекс

  24. Шестова Т.Л. Пособие по обществознанию для поступающих в вузы. М., 2001

4. Электронные пособия

  1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия

  2. Большая политическая энциклопедия

  3. Обществознание. 8-11 класс.

  4. Популярный политический словарь. Библиотека словарей


5.Интернет-ресурсы


  • http://www.kremlin.ru/ - официальный веб-сайт Президента Российской Федерации

  • http://www.uznay-prezienta.ru –Президент России – гражданам школьного возраста

  • http://www.rsnet.ru – Судебная власть Российской Федерации

  • http://www.jurizdat.ru – Собрание законодательства Российской Федерации

  • http://www.ombudsman.gov.ru – Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации: официальный сайт

  • http://www.levada.ruЛевада-Центр изучения общественного мнения

  • http://www.vciom.ru – Всероссийский Центр изучения общественного мнения

  • http://www.jur-words.info/ - Юридический словарь

  • http://eyu.sci-lib.com/ Энциклопедия юриста

  • http://law-enc.net/ Большой юридический словарь ОНЛАЙН

  • http://www.consultant.ru/ Консультант плюс

  • http://ksana-k.narod.ru/Book/Filosof/main.html Философский словарь

  • http://mirslovarei.com/yur_a Мир словарей

  • http://slovari-online.ru/ Словари online




16



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!