Рабочая программа по обществознанию для 9 класса соответствует Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта 2004г. (утвержден приказом МО РФ от 05.03.2004 г. №1089) в действующей редакции «Обществознание» и БУПу 2004 г. (утвержден приказом МО РФ от 09.03.2004 г. №1312) в действующей редакции, «Универсальное обучение (непрофильное обучение)» и составлена с учетом гимназического компонента и частичной интеграцией требований ФГОС (развитие УУД). При составлении рабочей программы были использованы: «Примерные программы основного общего образования. Обществознание». – М.: Просвещение, 2010 (Стандарты второго поколения) и авторская программа Боголюбова Л.Н., Городецкой Н.И., Ивановой Л.Ф. и др. Обществознание. Рабочие программы Предметная линия учебников под ред. Л.Н.Боголюбова. 5-9 классы. – 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2013. В программе интегрированы основные подходы, заявленные в Региональном учебном плане Московской области, в образовательной программе гимназии, а также требования ФГОС по истории в части развития УУД (элементы). По Учебному плану МБОУ «Сергиево-Посадская гимназия имени И.Б.Ольбинского» -34ч.
УМК: Боголюбов Л.Н., Матвеев А.И., Жильцова Е.И. и др. Обществознание. 9 класс. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – (Академический учебник). Для курса «Обществознание» в 9 классе выбран УМК Л.Н.Боголюбова, Н.И.Городецкой, Л.Ф.Ивановой, включенный в Федеральный комплект. При выборе учебника была учтена качественная переработка учебника в серии «Академический школьный учебник»: были выделены более четко блоки обществознания, материал излагается научным языком на доступном 9-классникам уровне. За счет дополнительных материалов, вопросов по теме, цитат возможна организация дискуссии, развитие мышления, практическая проверка применения теоретических знаний. Данный УМК завершает линию авторов Боголюбов и др. (Академический учебник), начатую гимназистами в 7-8 классах.
Обществознание относится к предметам социально-гуманитарного цикла, что является приоритетным направлением в учебно-воспитательном процессе гимназии. Гимназический компонент в преподавании курса «Обществознание» использует возможность интеграции знаний из различных наук (социологии, философии, психологии, экономики, культурологии, политологии, права и др.), проведения межпредметных связей (прежде всего со школьными предметами гуманитарного цикла) с целью подготовить учащихся к жизни в обществе. Особое внимание на уроках уделяется не только теоретическому усвоению материала, но и широкому привлечению социального опыта учащихся, осмыслению изученного материала и готовности к его практическому применению уже сейчас, в настоящем времени. Одновременно в преподавании курса активно используются проблемные задания, ситуация выбора. Основная цель преподавания обществознания в СПГ – формирование социально-коммуникативной компетентности учащихся, социализация подростка, его приобщение к ценностям демократии, правового государства, гражданского общества. Данная цель соответствует закрепленным в Конституции России основам государственного устройства, потребностям общества и интересам самих подростков, а также системе гимназического образования. Общая задача курса «Обществознание» и гимназического образования в целом – создание для учащихся максимально благоприятных условий для развития свободной, мыслящей, информированной и осознающей ответственность за совершенные поступки личности.
Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные результаты, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с современной общественно-политической информацией; решение познавательных и практических задач, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.
Локальные акты МБОУ «Сергиево-Посадская гимназия имени И.Б. Ольбинского»:
Положение о промежуточной аттестации, утвержденное директором гимназии, Приказ №240 от 14.12.14;
№ | Тема | УУД | Основные понятия |
-
| Вводный урок Предмет курса | Повторение | |
-
| Политика и власть Понятие «политика». Функции политики. Соотношение понятий «власть» и «политика». Роль политики в жизни общества. Основные направления политики. Сущность понятия «власть». Виды, источники и ресурсы власти. Легитимность власти. Анархия. Специфика политической власти. Влияние средств массовой информации на политическую жизнь. Политическая жизнь современной России | Знать соотношение понятий «власть» и «политика», сущность любой власти, ее роль в жизни общества. Умение анализировать, обобщать, делать выводы, выполнять проблемные задания Характеризовать власть и политику как социальные явления | Политика, власть, политическая власть, легитимность, анархия |
-
| Государство Теории происхождения государства. Государство и его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства. Монархия и республика: понятие, виды, признаки. Унитарное государство, федерация, конфедерация: понятие, признаки. РФ как федеративная республика. Понятие «гражданство». Взаимосвязь прав и обязанностей. | Знать теории происхождения государства, предпосылки его появления, функции, формы Раскрывать признаки суверенитета. Различать формы правления и государственного устройства Умение применять теоретический материал к государствам различных форм | Государство, суверенитет, форма правления, монархия, республика, унитарное государство, федерация, конфедерация, гражданство |
-
| Политические режимы Политический режим: понятие, виды. Авторитаризм. Тоталитаризм. Демократия: понятие, признаки, виды, исторические формы. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире. Демократия: «за» и «против» | Знать сущность политических режимов Сравнительный анализ тоталитарного и демократического политических режимов. Называть и раскрывать основные принципы демократического устройства. Описывать и давать характеристику основным политическим объектам, выделяя их существенные признаки | Политический режим, тоталитаризм, террор, фашизм, авторитаризм, демократия: прямая и представительная |
-
| Правовое государство Понятие и принципы (признаки) правового государства. Разделение властей. Становления правового государства в РФ | Раскрывать сущность и принципы правового государства. Характеризовать разделение властей. Характеризовать РФ как правовое государство | Правовое государство, разделение властей, законодательная, исполнительная и судебная власти, Федеральное Собрание, Государственная Дума, Совет Федерации, Конституционный Суд, Верховный Суд |
-
| Гражданское общество и государство Гражданское общество: понятие и основные признаки. Общественные организации как основа гражданского общества. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ | Раскрывать сущность гражданского общества. Характеризовать местное самоуправление на примере Сергиево-Посадского муниципального района | Гражданское общество, местное самоуправление, муниципальные органы власти, Общественная палата |
-
| Участие граждан в политической жизни Личность и политика. Формы политического участия. Гражданская активность, индифферентность, конформизм. Выборы и референдум как возможность влияния на политику. Избирательная система РФ. Деловая игра «Выборы»: политический статус личности, критерии оценки предвыборных программ и личных качеств кандидатов. Опасность политического экстремизма | Знать факторы, определяющие степень участия в политической жизни страны, способы воздействия на власть в демократическом обществе. Проиллюстрировать основные идеи темы на примерах из истории, современных событий, личного социального опыта. Описывать различные формы участия граждан в политической жизни. Обосновать значимость гражданской активности и опасность политического экстремизма. | Выборы, избирательное право, референдум, митинг, цензура, политический экстремизм, электорат, индифферентность, конформизм, пропорциональная избирательная система, мажоритарная избирательная система |
-
| Политические партии и движения Политическая партия: понятие, признаки, классификация. Роль политических партий и движений в общественной жизни. Партийная система современной РФ. | Называть признаки политической партии и показывать их на примере одной из партий РФ. Характеризовать проявления многопартийности | Политическая партия, многопартийность, политический плюрализм, общественно-политические движения, оппозиция |
-
| Роль права в жизни общества и государства Право(понятие, признаки, функции), его роль в жизни человека, общества, государства. Естественное право. Источники права. Нормы права: понятие, виды, структура. Система законодательства: институты и отрасли права. Право и закон. | Знать смысловое значение понятия права, особенности норм права Объяснять, почему закон является нормативным актом высшей юридической силы. Сопоставлять позитивное и естественное право. Характеризовать основные элементы системы российского законодательства Понимать значение права в жизни человека, общества и государства | Право, естественное право, позитивное право, норма права, закон, подзаконный акт, отрасль права, институты права, гипотеза, диспозиция, санкция, |
-
| Правоотношения и субъекты права Сущность и особенности правоотношений. Структура правоотношений. Субъекты правоотношений. Дееспособность и правоспособность, деликтоспособность. Юридическая обязанность и моральная обязанность. | Раскрывать смысл понятия «правоотношения», показывать на примерах отличия правоотношений от других видов социальных отношений. Знать элементы структуры правоотношений, их сущность и особенности. Объяснять причины субъективности прав и юридического закрепления обязанностей участников правоотношений. Раскрывать особенности возникновения правоспособности и дееспособности у физических и юридических лиц. | Правоотношение, субъекты правоотношений: физические и юридические лица, правоспособность, дееспособность, деликтоспособность, деяние |
-
| Правонарушения и юридическая ответственность Правонарушение: понятие, признаки, виды. Формы вины: неосторожность, умысел. Преступление и проступок. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности. Юридическая ответственность несовершеннолетних. | Различать правонарушение и правомерное поведение. Называть основные виды и признаки правонарушений. Характеризовать юридическую ответственность в качестве критерия правомерного поведения. Объяснять смысл презумпции невиновности | Правонарушение, противоправность, вина, неосторожность, умысел, проступок, юридическая ответственность, презумпция невиновности |
-
| Правоохранительные органы Правоохранительные органы РФ. Судебная система РФ. Прокуратура. Адвокатура. Нотариат. Суд присяжных. | Называть основные правоохранительные органы РФ. Различать сферы деятельности правоохранительных органов и судебной системы. Приводить примеры деятельности правоохранительных органов | Правоохранительные органы, суд, суд присяжных, прокуратура, адвокатура, нотариат |
-
| Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Понятие «Конституция». Этапы конституционного развития России. Главные задачи Конституции. Конституционный строй РФ. Принципы конституционного строя. Основы статуса человека и гражданина. Создание проекта Конституции 9 класса. | Характеризовать Конституцию РФ как закон высшей юридической силы. Приводить конкретные примеры с опорой на текст Конституции, подтверждающие её высшую юридическую силу. Объяснять, какие принципы правового государства отражены в статьях 2, 10, 15, 17, 18 Конституции РФ. Характеризовать принципы федерального устройства РФ. Приводить различия между статусом человека и статусом гражданина | Конституция, конституционное право, гражданство, гражданин, иностранец, апатрид |
-
| Права и свободы человека и гражданина Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ. Классификация прав, закрепленных в Конституции РФ. Юридические гарантии и система защиты прав человека. Права ребенка. | Объяснять смысл понятия «права человека». Классифицировать права и свободы (приводить примеры различных прав групп) Умение работать с текстом Конституции | Естественные права, ООН, права и свободы, Уполномоченный по правам человека, Конвенция о правах ребенка |
-
| Гражданские правоотношения Сущность гражданского права. Особенности гражданских правоотношений. Гражданский кодекс РФ. Договоры и сделки. Гражданская дееспособность несовершеннолетних. Защита прав потребителя. | Характеризовать особенности гражданских правоотношений. Раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних. Раскрывать на примерах меры защиты прав потребителей. Использовать приобретенные знания для общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах | Имущественные отношения, собственность, гражданское право, договор, сделка, иск, гражданская дееспособность, потребитель, изготовитель, продавец, сертификат качества |
-
| Право на труд. Трудовые правоотношения Право на труд. Трудовой кодекс РФ. Трудовые правоотношения. Права, обязанности и взаимная ответственность работника и работодателя. Трудовой договор. Особенности положения несовершеннолетних в трудовых правоотношениях | Называть основные юридические гарантии права на свободный труд. Характеризовать особенности трудовых правоотношений. Объяснять роль трудового договора в отношениях между работниками и работодателями. Раскрывать особенности положения несовершеннолетних в трудовых правоотношениях | Трудовые правоотношения, трудовой договор, трудовая книжка, профсоюз, безработный |
-
| Семейные правоотношения Семья и брак как юридические понятия. Семейный кодекс. Сущность и особенность семейных правоотношений. Правоотношения супругов, родителей и детей. | Знать основы семейных правоотношений Приводить примеры прав и обязанностей родителей и детей. | Семья, брак, ЗАГС |
-
| Административные правоотношения Административные правоотношения. Кодекс РФ об административных правонарушениях. Административные правонарушения. Виды административных наказаний. | Определять сферу общественных отношений, регулируемых административным правом. Характеризовать субъектов административных правоотношений. Указывать основные признаки административного правонарушения. Характеризовать значение административных наказаний. | Административное право |
-
| Уголовно-правовые отношения Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления, признаки. Обстоятельства, исключающая уголовную ответственность Уголовная ответственность несовершеннолетних. | Перечислять признаки преступления. Отличать необходимую самооборону от самосуда. Характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних. | Уголовное право, преступление, необходимая оборона, амнистия |
-
| Социальные права Понятие «социальное государство». Социальная политика государства. Социальные права граждан РФ: право на жилище, на социальное обеспечение, на охрану здоровья. Пенсионные программы | Раскрывать понятие «социальное государство». Знать социальные права граждан РФ На примерах конкретизировать основные направления социальной политики РФ. | Социальная политика, социальные пенсии, пенсионный фонд |
-
| Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов Международное гуманитарное право. Методы и средства ведения войны, запрещенные международным гуманитарным правом. Понятие «военные преступления». Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов. | Характеризовать основные нормы, направленные на защиту раненых, военнопленных, мирного населения. Указывать запрещенные методы и средства ведения войны. Раскрывать смысл понятия «военное преступление». | Международное гуманитарное право, военные преступления |
-
| Правовое регулирование отношений в сфере образования Законодательство в сфере образования. Сущность права на образование. Гарантии государства в праве на получение образования. | Объяснять смысл понятия « право на образование». Объяснять взаимосвязь права на образование и обязанности получить образование. | ОГЭ (ГИА), ЕГЭ, образование, ФГОС |
Оценка знаний предполагает учет индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход по организации работы в классе.
Оцениваются: ответы на вопросы, участие в дискуссии, исправление ответов товарищей, умение использовать различные источники знаний, умение анализировать явления окружающей жизни. При оценке знаний учащихся учитываются требования, предъявляемые при проверке их знаний в ходе ЕГЭ.
1. Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы.
2. Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа.
3. Аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.