Пояснительная записка
Данная рабочая программа по курсу обществознание составлена мною на основе примерной Государственной программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида автора В.М. Мозгового под редакцией профессора В.В. Воронковой. В данной Рабочей программе я вношу некоторые изменения, связанные с практическими наблюдениями за процессом усвоения исторических и обществоведческих знаний детьми с ограниченными возможностями здоровья. Согласно методических рекомендаций по составлению рабочих программ (стр 6 пункт 2 абзац 5) «В этом случае для разработки рабочей программы учителя могут брать за основу: авторские программы и примерные программы по данному предмету Составитель рабочей программы может самостоятельно расширить перечень изучаемых тем, понятий в пределах учебной нагрузки, раскрывать содержание разделов, тем, обозначенных в государственном образовательном стандарте и примерной программе; конкретизировать и детализировать темы; устанавливать последовательность изучения учебного материала; распределять учебный материал по годам обучения; распределять время, отведенное на изучение курса, между разделами и темами по их дидактической значимости, а также исходя из материально-технических ресурсов общеобразовательного учреждения; конкретизировать требования к результатам освоения основной образовательной программы обучающимися; выбирать, исходя из стоящих перед предметом задач, методики и технологии обучения и контроля уровня подготовленности обучающихся.», что было мной и сделано. В своей рабочей программе я синхронизировала получение знаний детьми обществоведческого характера в курсе Истории Отечества и Обществознания. Требования к объему знаний, умений и навыков учащихся примерной Государственной программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида автора В.М. Мозгового под редакцией профессора В.В. Воронковой полностью соблюдены, однако изменена последовательность изучения учебного материала, конкретизированы и расширены темы. Практически на каждом уроке ведется работа с текстом Конституции РФ или Кодексами РФ, соответствующие данной теме.
В связи с тем, что понятие государство очень сложно для детей с ограниченными возможностями здоровья и не существует учебников по данному предмету для наших школ (входящих в федеральный перечень), то я подвожу детей к этому сложному и важному понятию, исходя из их знаний по истории и общему кругозору. Прослеживается взаимосвязь между обычаями, моралью, правом и зарождением государства. Только изучив темы связанные с государством и правом, Российским законодательством, можно изучать темы связанные с организацией государственной власти в РФ, поэтому эта тема (разделение властей) была перенесена на начало 9класса.
Рабочая программа учитывает психофизические, типологические, индивидуальные особенности школьников с нарушениями интеллектуального развития, специфику их познавательной деятельности, учебные возможности, а также значимые изменения, происходящие в современном мире На изучение обществознания в 9 классе отведено 34 часа в год (1 час в неделю). Возможно уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни. На каждый изучаемый раздел предусмотрено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться или уменьшаться) в зависимости от уровня усвоения темы учащимися. Курс направлен на формирование политико-правовых знаний, призван способствовать самореализации личностного потенциала детей с проблемами здоровья.
Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у воспитанников специфических нарушений.
В программе основными принципами являются принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
Цель данного курса — создание условий для социальной адаптации учащихся путем повышения их правовой и этической грамотности, создающей основу для безболезненной интеграции в современное общество ребенка через знание своих гражданских обязанностей и умение пользоваться своими правами.
Задачи курса:
Освоение знаний о современной России, основных правах человека и гражданина, правовой и нравственной ответственности.
Овладение умениями и навыками нравственного и социально- гражданского поведения в обществе.
Развитие и коррекция познавательных интересов, социально- гражданского поведения, общеучебных умений и навыков.
Воспитание активной гражданской позиции, любви к своей родине.
Формирование способности и готовности к использованию полученных знаний и умений в повседневной жизни для становления мировоззренческих позиций, культурно- нравственных ценностей, правовой культуры.
Использовать приобретённые знания в практической деятельности и в повседневной жизни:
в житейских ситуациях, имеющих юридический смысл; в ситуациях, требующих нравственного выбора; в социализации в обществе и активной трудовой адаптации.
Межпредметные связи: история–знакомство с жизнью и бытом людей в прошлом, их общественной организацией; математика – определение длительности событий, явлений общественной жизни путём математических вычислений, использование римских цифр; русский язык – обогащение словаря за счёт знакомства с новыми терминами, развитие устной и письменной речи; СБО – изучение жизни и быта людей и.т.д.
Одним из основных методов работы с учащимися при изучении обществознания является беседа, которая позволяет выявить уже имеющиеся у школьников представления по обсуждаемому вопросу, скорректировать и дополнить их, активизировать поисково-познавательную активность, речевую деятельность, внимание Изученный материал закрепляется на викторинах, играх, конкурсах, где используются не только фронтальные методы, но индивидуальные и групповые
В процессе изучения курса у учащихся должны сформироваться:
- Знания и представления о нормах российского законодательства,
- Знания, достаточные для защиты прав и свобод и законных интересов личности;
- Коммуникативные способности, способствующие творческому мышлению и деятельности в ситуациях с незаданным результатом.
Реализация рабочей программы способствует
-развитию личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самореализации и самоопределению; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правого самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ
-освоению системы знаний об экономических и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, Правом регулировании общественных отношений, необходимых для воздействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования
-овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной практической деятельности, необходимые для участия в жизни гражданского общества и государства.
-формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, в сферах гражданской и общественной деятельности, в межличностных отношениях, в отношениях между людьми разных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Содержание рабочей программы включает последовательность изучения тем в 9 классе и распределение учебных часов по разделам курса.
Основные требования к уровню подготовки обучающихся – это планируемые результаты, перечень умений, которыми должны овладеть учащиеся к концу учебного года.
Требования к планируемым результатам изучения программы, к контролю и оценке знаний определены двумя уровнями в зависимости от учебных возможностей школьников: 1-ый уровень предполагает овладение программным материалом по указанному перечню требований; 2-ой уровень предусматривает уменьшенный объём обязательных умений.
Обучение учащихся, которые не могут усвоить программу в соответствии со 2-м уровнем, осуществляется по индивидуальной программе, содержание которой составляет учитель. Перевод на обучение по индивидуальной программе принимается решением ПМПк, педагогическим советом школы.
Требования к знаниям и умениям учащихся
1-й уровень
Учащиеся должны знать:
Что такое государство?
Что такое право?
Виды правовой ответственности.
Что такое правонарушение?
Что собой представляет законодательная, исполнительная и судебная власть Российской Федерации.
Какие существуют основные конституционные права и обязанности граждан Российской Федерации?
Учащиеся должны уметь:
Написать просьбу, ходатайство, поручение, заявление, расписку.
Оформлять стандартные бланки.
Обращаться при необходимости в соответствующие правовые учреждения.
Правильно оформить просьбу в органы исполнительной власти.
2-й уровень предполагает аналогичные требования с учётом индивидуальных учебных возможностей учащихся, использование учителем системы помощи для более качественной реализации знаний.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
В курс обществознания 9класса входят следующие темы:
Раздел: «Государственная власть в РФ. Граждане и государство» (18ч)
Тема: Организация государственной власти в РФ (2ч)
Тема: Законодательная и исполнительная власти в РФ (2ч)
Тема: «Суд и прокуратура» (2ч)
Судебная власть. Прокурор - страж закона(Работа с конституцией Р.Ф)
Ветви государственной власти - сотрудничество, взаимодействие, сдерживание и контроль.
Тема: «Основные права и свободы граждан России» (4ч)
Гражданство РФ. (Работа с конституцией Р.Ф)
Конституция РФ о принципах государственной политики по отношению к гражданам России(Работа с конституцией Р.Ф)
Основные права граждан России (группа гражданских и политических прав и свобод)(Работа с конституцией Р.Ф)
Основные права граждан России (социально-экономические права граждан) (Работа с конституцией Р.Ф)
Тема: «Основные обязанности граждан России» (2ч)
Тема: «Если гражданин нарушил закон» (6ч)
Административное правонарушение и административная ответственность.(работа с кодексом РФ об административных правонарушениях)
Преступление и уголовное наказание(работа с уголовным кодексом РФ) Общая характеристика
Преступление и уголовное наказание. Понятие преступления. Понятие и цели наказания. (работа с уголовным кодексом РФ)
Принципы назначения наказания
Преступления против несовершеннолетних. Опасность вовлечения подростков в преступную среду
Раздел «Кодексы РФ» (15ч)
Тема: «Семейное право» (4ч)
Семейный кодекс. Семья под защитой государства. Правовое регулирование семейных отношений.
Порядок и условия вступления в брак. Права и обязанности супругов.
Рождение ребенка. Права и обязанности родителей.
Права и обязанности детей в семейных отношениях.
Тема: «Закон РФ об образовании»(2ч)
Тема: Трудовое законодательство»(3ч)
Трудовой кодекс РФ. Регуляция трудовых отношений
Закон РФ « о занятости населения в РФ»
Особенности регулирования труда несовершеннолетних
Тема: Гражданское право (6ч)
Гражданское право. Регулирование имущественных отношений
Собственность. Охрана права собственности
Основание возникновения имущественных отношений прав и обязанностей сторон
Правоспособность и дееспособность граждан. Эмансипация, дееспособность несовершеннолетних.
Обязательство в следствии причинения вреда.
Уровневая дифференциация учащихся 9 класса
| | Высокий | Средний | Низкий |
1 | Ананьев Захар | | | |
2 | Глазкова Анастасия | | | |
3 | Грушникова Анастасия | | | |
4 | Иванова Екатерина | | | |
5 | Катков Алек | | | |
6 | Мартынов Михаил | | | |
7 | Мещеряков Алексей | | | |
8 | Никитин Юрий | | | |
9 | Тихонова Татьяна | | | |
10 | Сорокина Кристина | | | |
11 | Туманов Андрей | | | |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Название раздела (общей темы) | Кол-во часов | I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть |
-
| Организация государственной власти в РФ | 2 | 2 | | | |
-
| Законодательная и исполнительная власти в РФ | 2 | 2 | | | |
-
| Суд и прокуратура | 2 | 2 | | | |
-
| Основные права и свободы граждан России | 4 | 3 | 1 | | |
-
| Основные обязанности граждан России | 2 | | 2 | | |
-
| Если гражданин нарушил закон | 6 | | 4 | 2 | |
-
| Семейное право | 4 | | | 4 | |
-
| Закон РФ об образовании | 2 | | | 2 | |
-
| Трудовое законодательство | 3 | | | 2 | 1 |
-
| Гражданское право | 6 | | | | 6 |
| Итого: | 33 | 9 | 7 | 10 | 7 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
I полугодие
Раздел: Государственная власть в Российской Федерации. Граждане и государство(18ч)
Тема: Организация государственной власти в Российской Федерации.(2ч)
№ п/п | | Наименование разделов и тем | Дата | Скоррек дата |
1 | 1 | Разделение властей. Осуществление разделения властей в России. Игра «Учитель- ученик» | 05.09 | |
2 | 2 | Президент РФ-глава гос-ва. (Работа с конституцией Р.Ф) | 12.09 | |
Тема: Законодательная и исполнительная власти в РФ.(2ч)
| | | | |
3 | 1 | Федеральное Собрание- орган законодательной власти в РФ(Работа с конституцией Р.Ф).Игра «Ожившие строки Конституции РФ» | 19.09 | |
4 | 2 | Правительство РФ - орган исполнительной власти РФ(Работа с конституцией Р.Ф )Практикум-работа с газетами. | 26.09 | |
Тема: Суд и прокуратура в РФ(2ч)
5 | 1 | Судебная власть. Прокурор- страж закона(Работа с конституцией Р.Ф) П/р –написание заявления в суд и прокуратуру. | 03.10 | |
6 | 2 | Ветви государственной власти - сотрудничество, взаимодействие, сдерживание и контроль. | 10.10 | |
Тема: Основные права и свобода власти граждан России(4ч)
7 | 1 | Гражданство РФ. (Работа с конституцией Р.Ф) | 17.10 | |
8 | 2 | Конституция РФ о принципах государственной политики по отношению к гражданам России(Работа с конституцией Р.Ф) | 24.10 | |
9 | 3 | Основные права граждан России (группа гражданских и политических прав и свобод)(Работа с конституцией Р.Ф) П/р Шкала мнений –«Смертная казнь» | 31.10 | |
10 | 4 | Основные права граждан России (социально-экономические права граждан) (Работа с конституцией Р.Ф) | 14.11 | |
Тема: Основные обязанности граждан России(2ч)
11 | 1 | Единство прав и обязанностей граждан Ситуационный практикум | 21.11 | |
12 | 2 | Закрепление в Конституции РФ основных обязанностей граждан(Работа с конституцией Р.Ф).Ситуационный практикум. | 28.11 | |
Тема: Если гражданин нарушил закон(6ч=4ч Iполугодие+4ч IIполугодие)
13, 14 | 1, 2 | Административное правонарушение и административная ответственность.(работа с кодексом РФ об административных правонарушениях).П/р Решение юридических задач. | 05.12 12.12 | |
15 | 3 | Преступление и уголовное наказание(работа с уголовным кодексом РФ) Общая характеристика | 19.12 | |
16 | 4 | Преступление и уголовное наказание. Понятие преступления. Понятие и цели наказания. (работа с уголовным кодексом РФ). Ситуационный практикум. | 26.12 | |
II полугодие
Раздел: Государственная власть в Российской Федерации. Граждане и государство(16ч-Iполугодие+2ч-IIполугодие=18)
Тема: Если гражданин нарушил закон( 6ч=4ч-Iполугодие+2ч-IIполугодие)
№ п/п | | Наименование разделов и тем | Дата | Скоррек дата |
17 | 5 | Принципы назначения наказания.П/р решение юридической задачи. | 16/01 | |
18 | 6 | Преступление против несовершеннолетних. Опасность вовлечения подростков в преступную среду. П/р решение юридических задач. | 23/01 | |
Раздел: кодексы РФ(15ч)
Тема: Семейное право(4ч)
19 | 1 | Правовое регулирование семейных отношений. Государственная поддержка семьи(конституция РФ) | 30/01 | |
20 | 2 | Семейный кодекс РФ. Порядок и условия вступления в брак. Права и обязанности супругов | 06/02 | |
21 | 3 | Права и обязанности родителей по семейному кодексу. Ситуационный практикум. | 13/02 | |
22 | 4 | Права и обязанности детей в семейных отношениях по семейному кодексу | 20/02 | |
Тема: Закон РФ «Об образовании»(2ч)
23 | 1 | Правовые основы школьной жизни. | 27/02 | |
24 | 2 | Права и социальная защита обучающихся, воспитанников. Устав учебного заведения | 06/03 | |
Тема: Трудовое законодательство(3ч)
25 | 1 | Регулирование трудовых отношений законом. (Конституция РФ, Трудовой кодекс). | 13/03 | |
26 | 2 | Закон РФ «О занятости населения в РФ» | 20/03 | |
27 | 3 | Особенности регулирования труда н/с летних (Трудовой кодекс) Ситуационный практикум. | 03/04 | |
Тема: гражданское право (6ч)
28 | 1 | Регулирование законом имущественных отношений (гражданский кодекс РФ) | 10/04 | |
29 | 2 | Собственность. Охрана права собственности граждан | 17/04 | |
30 | 3 | Основание возникновения имущественных отношений, прав и обязанностей сторон Ситуационный практикум. | 24/04 | |
31 | 4 | Правоспособность и дееспособность граждан. П/р решение юридической задачи. | 08/05 | |
32 | 5 | Обязательство вследствие причинения вреда | 15/05 | |
33 | 6 | П/о урок Игра Юридическая консультация. | 22/05 | |
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Государственные программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида автора В.М. Мозгового под редакцией профессора В.В. Воронковой.-Владос, 2010.
http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,listcats/cat_id,1131/Itemid,118/limit,20/limitstart,20/
Основы правовых знаний. 7 класс (О. А. Василенкова, С.И. Володина и др.; Российский фонд правовых реформ.)- М.: Вита- Пресс,2005.
Основы правовых знаний. 8-9класс ( С.И. Володина , А. М. Полиектова, Е.М. Ашмарина и др.; Российский фонд правовых реформ.)- М.: Вита- Пресс,2006. учебное пособие в двух частях
Программы специальных ( коррекционных) учреждений 8 вида:5-9 кл. Под
редакцией ВВ Воронковой.-Владос, 2010.
Обществознание 5класс, учебник ( А.Ф. Никитин, Т.И. Никитина.- М.: Дрофа,2014
Обществознание 6 класс, учебник ( А.Ф. Никитин, Т.И. Никитина.- М.: Дрофа,2014)
Обществознание 7 класс, учебник ( А.Ф. Никитин, Т.И. Никитина.- М.: Дрофа,2014)
Конституция РФ
Семейный кодекс РФ
Трудовой кодекс РФ
Уголовный кодекс РФ
Административный кодекс РФ
Всеобщая Декларация прав человека
Декларация прав ребёнка
Конвенция о правах ребёнка
Конвенция о правах человека
Гражданский кодекс РФ
СОГЛАСОВАНО.
Руководитель меж предметного МО
учителей обще учебных дисциплин
________________________
С.А. Лисейцева
Протокол №1 от 26.08.2014г.
СОГЛАСОВАНО.
Заместитель директора по УР
________________________
Л.В. Резкина 27.08.2014г.
СОГЛАСОВАНО.
Директор МОУ ДПО
«Методический центр»
________________________
Н.В. Солдатова 28.08.2014г.
12