Комитет по образованию Администрации Зонального района Алтайского края
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Зональная средняя общеобразовательная школа
УТВЕРЖДАЮ Директор школы _________Б.В. Черноштан __.__.____год | | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР __________О.А. Черных __.__.____год |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по обществознанию, ФГОС-2
Класс: 5
Учитель: Колмаков А.И. ©
с. Зональное
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка
Программа составлена на основе
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. № 1897;
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования;
в соответствии с Примерной программой по обществознанию для 5 – 9х классов (2011 г., стандарты второго поколения);
Рабочей программы Боголюбова Л.Н., Городецкой Н.И., Иванова Л.Ф., Лазебникова А.Ю., Матвеева А.И. (2011 г.).
Программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю ).
Цели изучения курса
Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:
развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10 -15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно-бытовых отношений.
Характеристика содержания курса «Обществознание»
Структура курса и последовательность предъявления материала.
В 5 классе содержание курса носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе обеспечивается преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе. Открывается курс темой «Человек», где рассматриваются важнейшие социальные свойства человека. Программа последовательно вводит ученика в расширяющийся круг социальных институтов: от самого близкого и эмоционально значимого – тема «Семья» и «Школа» через раскрытие важнейшей стороны человеческой жизни в теме «Труд» до самого общественно значимого – тема «Родина». Учащиеся расширяют круг сведений не только о важнейших социальных институтах и их общественном назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними.
Изучение содержания курса по обществознанию в основной школе осуществляется во взаимосвязи с содержанием программ дополнительного образования, деятельностью детских общественных организаций, реальной жизнью школьного коллектива. Одной из задач этой работы выступает создание иммунитета и формирование нетерпимости к правонарушениям, наркомании, другим негативным явлениям.
Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного предмета предполагают использование разнообразных средств и методов обучения. На первой ступени основной школы, когда учащиеся только начинают систематическое изучение содержания курса по обществознанию, особое значение приобретают методы, помогающие раскрытию и конкретизации рассматриваемых Понтий и положений, связи обобщенных знаний курса с личным социальным опытом, с собственными наблюдениями детей и с их уже сложившимися представлениями о социальной жизни и поведении людей в обществе. Развитию у учащихся 5 – 9 классов готовности к правомерному и нравственно одобряемому поведению поможет реконструкция и анализ с позиций норм морали и права типичных социальных ситуаций, сложившихся практик поведения.
Особого внимания требует использование в учебном процессе компьютерных технологий.
Программа по обществознанию для основной школы призвана помочь выпускникам основной школы осуществить осознанный выбор путей продолжения образования, а также будущей профессиональной деятельности.
Изменения, внесенные в авторскую программу
Программа Л.Н. Боголюбова рассчитана на 25 часов, данная программа – на 35.
Увеличение количества часов произошло за счет увеличения числа практикумов. Введено 3 часа на контроль и обобщение.
Учебно-методический комплект
Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Л.Н. Боголюбова. 5-9 классы: М., «Просвещение», 2011.
Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание. 5 класс. Учебник для ОУ: М., «Просвещение», 2014.
Иванова Л.Ф., Хотеенкова Я.В. Обществознание. Рабочая тетрадь. 5 класс. М., «Просвещение», 2014
Л.Н. Боголюбов и др. Обществознание. Рабочая программа. 5 класс: М., «Просвещение», 2011.
Боголюбов Л.Н. и др. Обществознании. Поурочные разработки. 5 класс: М., «Просвещение», 2012.
Предпочтительные формы организации учебного процесса
Типы уроков | Пед. технологии | Формы работы |
- игра - дискуссия - практикум - лабораторная работа - беседа | Интерактивные: - игровые; - ТРИЗ; - технология дискуссии; - проектная технология; - проблемное обучение; - технология развития критического мышления | Индивидуальная Групповая Группы с переменным составом |
Преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков и промежуточной аттестации обучающихся.
Вид контроля | Авторы заданий |
Тестирование | Иванова Л.Ф., Хотеенкова Я.В. Обществознание. Рабочая тетрадь. 5 класс. М., «Просвещение», 2014 |
Контрольная работа, состоящая из заданий, требующих развернутого ответа | Иванова Л.Ф., Хотеенкова Я.В. Обществознание. Рабочая тетрадь. 5 класс. М., «Просвещение», 2014 |
Исторический диктант | |
Работа над проектом | |
Количество контрольных работ – 1
Количество итоговых работ – 2
Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты:
мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешним и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты
умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1). Использование элементов причинно-следственного анализа;
2). Исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3). Определение сущностных характеристик изучаемого объекта, выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4). Поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5). Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6). Подкрепление изученных положений конкретными примерами;
7). Оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8). Определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметные результаты:
относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
знание ряд ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;
знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
понимание значения коммуникации в межличностном общении;
умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Материально-техническое обеспечение учебного процесса
Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание. 5 класс. Учебник для ОУ: М., «Просвещение», 2014.
Иванова Л.Ф., Хотеенкова Я.В. Обществознание. Рабочая тетрадь. 5 класс. М., «Просвещение», 2014
Презентации по темам и каждому уроку.
Компьютер, проектор, интерактивная доска
Содержание курса по обществознанию
в соответствии с примерной программой(2011 г.)
Раздел | Количество часов |
Инвариативная часть (83 %) |
Социальная сущность личности – 8 часов |
Введение | 1 |
I. Человек в социальном измерении | 5 |
II. Ближайшее социальное окружение | 5 |
III. Общество – большой «дом» человечества | 5 |
IV. Труд | 5 |
V. Общество, в котором мы живем | 10 |
Повторение и контроль | 3 |
Резерв | 1 |
Вариативная часть (17 %) | (работа над проектом, практикумы) |
Содержание в соответствии с Рабочей программой Боголюбова Л.Н., Городецкой Н.И., Иванова Л.Ф., Лазебникова А.Ю., Матвеева А.И. (2011 г.).:
Глава I. Человек – 6 (4 час., практикум 2 ч.)
Цели и ценность человеческой жизни. Природа человека. Человек – биологическое существо. Отличие человека от животных наследственность.
Отрочество – особая пора жизни. Особенности подросткового возраста. Размышления подростка о будущем. Самостоятельность – показатель взрослости.
Глава II. Семья – 5 (4 часа, практикум 1 ч.)
Семья и семенные отношения. Семья под защитой государства. Семейный кодекс. Виды семей. Отношения между поколениями. Семейные ценности и нормы.
Семейное хозяйство. Забота и воспитание в семье. Распределение обязанностей. Обязанности подростка. Рациональное ведение хозяйства.
Свободное время. Занятия физкультурой и спортом. Телевизор и компьютер. Увлечения человека. Значимость здорового образа жизни.
Глава III. Школа – 6 (5 час., практикум 1 ч.)
Роль образования в жизни человека. Значение образования для общества. Ступени школьного образования.
Образование и самообразование. Учеба – основной труд школьника. Учение вне стен школы. Умение учиться.
Отношения младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Дружный класс.
Глава IV. Труд – 6 (5 час., практикум 1 ч.)
Труд – основа жизни. Содержание и сложность труда. Результаты труда. Заработная плата. Труд – условие благополучия человека. Благотворительность и меценатство.
Труд и творчество. Ремесло. Признаки мастерства. Творческий труд. Творчество в искусстве.
Глава V. Родина – 9 (8 часов, практикум 1 ч.)
Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Субъекты Федерации. Многонациональное государство. Русский язык – государственный. Любовь к Родине. Что значит быть патриотом.
Государственные символы России. Герб, флаг, гимн, государственные праздники. История государственных символов. Москва – столица России.
Гражданин – Отечества достойный сын. Права граждан России. Обязанности гражд
Россия – многонациональное государство. Национальность человека. Народы России – одна семья. Многонациональная культура России. Межнациональные отношения.
Знакомство с Конституцией (поиск ответа на вопрос: «Почему она является основным законом государства») – статьи о человеке, семье, образовании, труде, гражданстве, многонациональном составе.
Итоговое повторение и контроль – 3 часа
Повторение и обобщение «Человек. Соц. институты: семья, школа. Важнейшая сторона человеческой жизни – труд. Родина».
К/р «Человек. Семья. Школа. Труд. Родина» - тестирование.
Выполнение учащимися компетентностно - ориентированных заданий.
Тематическое поурочное планирование
№ урока | Тема урока | Количество часов | Основное содержания темы | Требования к уровню подготовки учащихся (УУД) | Вид контроля | Домашнее задание | Дата проведения |
Глава I. Человек (6 час.) |
* | Вводный урок | 1 | | Моделирование ситуаций, их анализ решение ситуативных и познавательных заданий | промежуточный | с.5-8 | 02.09 |
* | Загадка человека | 1 | Цели и ценность человеческой жизни. Природа человека. Человек – биологическое существо. Отличие человека от животных наследственность | Познавательные УУД Раскрывать на конкретных примерах цели и ценность человеческой жизни. Характеризовать и конкретизировать конкретными примерами биологическое и социальное в природе человека. Регулятивные УУД Сравнивать свойства человека и животных. | Опрос. Творческое задание | § 1 | 09.09 |
* | Загадка человека | 1 | Уважение к личности и её достоинству | Коммуникативные УУД Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности | Опрос. Творческое задание | § 1 | 16.09 |
* | Отрочество – особая пора жизни | 1 | Отрочество – особая пора жизни. Особенности подросткового возраста. | Личностные УУД Уважение к личности и её достоинству Регулятивные УУД Описывать отрочество как особую пору жизни. Раскрывать на конкретных примерах значение самостоятельности как показателя взрослости. Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале | Моделирование ситуаций, их анализ решение ситуативных и познавательных заданий | § 2 | 23.09 |
* | Отрочество – особая пора жизни | 1 | Размышления подростка о будущем. Самостоятельность – показатель взрослости. | Познавательные УУД Готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности | Опрос. Творческое задание | § 2 | 30.09 |
* | Практикум по теме «Человек» | 1 | (см. урок № 2-5) | | практикум | с.24 | 07.10 |
Глава II. Семья (5 час.) |
* | Семья и семейные отношения | 1 | Семья и семенные отношения. Семья под защитой государства. Семейный кодекс. Виды семей. Отношения между поколениями. Семейные ценности и нормы. | Личностные УУД Показывать на конкретных примерах меры государственной поддержки семьи. Познавательные УУД Сравнивать двухпоколенные и трехпоколенные семьи. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с отношениями в семье, типичными для разных стран и исторических периодов. Регулятивные УУД Выражать собственную точку зрения на значение семьи. Аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом | Моделирование ситуаций, их анализ решение ситуативных и познавательных заданий | § 3 | 14.10 |
* | Семейное хозяйство | 1 | Семейное хозяйство. Забота и воспитание в семье. Распределение обязанностей. Обязанности подростка. Рациональное ведение хозяйства. | Коммуникативные УУД Характеризовать совместный труд членов семьи. Сравнивать домашнее хозяйство городского и сельского жителя. Описывать собственные обязанности в ведении семейного хозяйства. | Опрос. Творческое задание | § 4 | 21.10 |
* | Свободное время | 1 | Свободное время. Занятия физкультурой и спортом. Телевизор и компьютер. Увлечения человека. Значимость здорового образа жизни | Исследовать несложные практические ситуации, связанные с проведением подростками свободного времени. Описывать и оценивать собственные увлечения в контексте возможностей личностного развития. Характеризовать значимость здорового образа жизни | Опрос. Творческое задание | § 5 | 28.10 |
* | Практикум по теме «Семья» | 1 | (см. урок № 7-9) | | практикум | с.48 | 11.11 |
* | Практикум по теме «Семья» | 1 | (см. урок № 7-9) | | практикум | с.48 | 18.11 |
Глава III. Школа (6 час.) |
* | Образование в жизни человека | 1 | Роль образования в жизни человека. Значение образования для общества. Ступени школьного образования | Коммуникативные УУД Готовность и способность к участию в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских и молодёжных общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях). Готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика. Регулятивные УУД Оценивать собственное умение учиться и возможности его развития. Выявлять возможности практического применения получаемых в школе знаний. Оценивать собственное умение общаться с одноклассниками и друзьями. | Моделирование ситуаций, их анализ решение ситуативных и познавательных заданий | § 6 | 25.11 |
* | Образование в жизни человека | 1 | Роль образования в жизни человека. Значение образования для общества. Ступени школьного образования | Коммуникативные УУД Готовность и способность к участию в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских и молодёжных общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях). Готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика. Регулятивные УУД Оценивать собственное умение учиться и возможности его развития. Выявлять возможности практического применения получаемых в школе знаний. Оценивать собственное умение общаться с одноклассниками и друзьями. | Опрос. Творческое задание | § 6 | 02.12 |
* | Образование и самообразование в жизни человека | 1 | Образование и самообразование. Учеба – основной труд школьника. Учение вне стен школы. Умение учиться | Познавательные Характеризовать учебу как основной труд школьника. Опираясь на примеры из художественных произведений, выявлять позитивные результаты учения. С опорой на конкретные примеры характеризовать значение самообразования для человека | Моделирование ситуаций, их анализ решение ситуативных и познавательных заданий | § 7 | 09.12 |
* | Образование и самообразование в жизни человека | 1 | Образование и самообразование. Учеба – основной труд школьника. Учение вне стен школы. Умение учиться | Познавательные Характеризовать учебу как основной труд школьника. Опираясь на примеры из художественных произведений, выявлять позитивные результаты учения. С опорой на конкретные примеры характеризовать значение самообразования для человека | Опрос. Творческое задание | § 7 | 16.12 |
* | Одноклассники, сверстники, друзья | 1 | Отношения младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Дружный класс | Коммуникативные УУД Использовать элементы \причинно-следственного анализа при характеристике социальных связей младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Личностные УУД Иллюстрировать примерами значимость товарищеской поддержки сверстников для человека. | Опрос. Творческое задание | § 8 | 23.12 |
* | Практикум по теме «Школа» | 1 | (см. урок № 12-16) | | практикум | с.71-72 | 13.01 |
Глава IV. Труд (6 час.) |
* | Труд – основа жизни | 1 | Труд – основа жизни. Содержание и сложность труда. Результаты труда. Заработная плата. Труд – условие благополучия человека. Благотворительность и меценатство. | Личностные УУД Потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности Познавательные УУД Объяснять значение трудовой деятельности для личности и общества. Характеризовать особенности труда как одного из основных видов деятельности человека. Различать материальную и моральную оценку труда. Приводить примеры благотворительности и меценатства. Регулятивные УУД Устанавливать целевые приоритеты. Умение прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей | Моделирование ситуаций, их анализ решение ситуативных и познавательных заданий | § 9 | 20.01 |
* | Труд – основа жизни | 1 | Труд – основа жизни. Содержание и сложность труда. Результаты труда. Заработная плата. Труд – условие благополучия человека. Благотворительность и меценатство. | Личностные УУД Потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности Познавательные УУД Объяснять значение трудовой деятельности для личности и общества. Характеризовать особенности труда как одного из основных видов деятельности человека. Различать материальную и моральную оценку труда. Приводить примеры благотворительности и меценатства. Регулятивные УУД Устанавливать целевые приоритеты. Умение прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей | Опрос. Творческое задание | § 9 | 27.01 |
* | Труд и творчество | 1 | Труд и творчество. Ремесло. Признаки мастерства. Творческий труд. Творчество в искусстве | Познавательные УУД Различать творчество и ремесло. Раскрывать признаки мастерства на примерах творений известных мастеров | Моделирование ситуаций, их анализ решение ситуативных и познавательных заданий | §10 | 03.02 |
* | Труд и творчество | 1 | Труд и творчество. Ремесло. Признаки мастерства. Творческий труд. Творчество в искусстве | Познавательные УУД Различать творчество и ремесло. Раскрывать признаки мастерства на примерах творений известных мастеров | Опрос. Творческое задание | § 10 | 10.02 |
* | Практикум по теме «Труд» | 1 | (см. урок № 18-21) | | практикум | с. 90 | 17.02 |
* | Практикум по теме «Труд» | 1 | (см. урок № 18-21) | | практикум | с. 90 | 03.03 |
Глава V. Родина (9 час.) |
* | Наша родина-Россия | 1 | Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Субъекты Федерации. Многонациональное государство. Русский язык – государственный. Любовь к Родине. Что значит быть патриотом. | Личностные УУД Представление о территории и границах России. Образ социально-политического устройства — представление о государственной организации России, знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных праздников. Познавательные УУД Знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России Коммуникативные УУД Объяснять смысл понятия «субъект РФ». Знать и называть статус субъекта РФ, в котором находится школа. Характеризовать особенности России как многонационального государства. Объяснять значение русского языка как государственного. Приводить примеры проявлений патриотизма. | Моделирование ситуаций, их анализ решение ситуативных и познавательных заданий | § 11 | 10.03 |
* | Наша родина-Россия | 1 | Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Субъекты Федерации. Многонациональное государство. Русский язык – государственный. Любовь к Родине. Что значит быть патриотом. | Личностные УУД Представление о территории и границах России. Образ социально-политического устройства — представление о государственной организации России, знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных праздников. Познавательные УУД Знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России Коммуникативные УУД Объяснять смысл понятия «субъект РФ». Знать и называть статус субъекта РФ, в котором находится школа. Характеризовать особенности России как многонационального государства. Объяснять значение русского языка как государственного. Приводить примеры проявлений патриотизма. | Опрос. Творческое задание | § 11 | 17.03 |
* | Государственные символы России. | 1 | Государственные символы России. Герб, флаг, гимн, государственные праздники. История государственных символов. Москва – столица России. | Регулятивные УУД Описывать основные государственные символы РФ. Знать текст гимна РФ. Использовать дополнительные источники информации для создания коротких информационных материалов, посвященных государственным символам России. Составлять собственные информационные материалы о Москве – столице России | Моделирование ситуаций, их анализ решение ситуативных и познавательных заданий | § 12 | 24.03 |
* | Государственные символы России. | 1 | Государственные символы России. Герб, флаг, гимн, государственные праздники. История государственных символов. Москва – столица России. | Регулятивные УУД Описывать основные государственные символы РФ. Знать текст гимна РФ. Использовать дополнительные источники информации для создания коротких информационных материалов, посвященных государственным символам России. Составлять собственные информационные материалы о Москве – столице России | Опрос. Творческое задание | § 12 | 31.03 |
* | Гражданин России | 1 | Гражданин – Отечества достойный сын. Права граждан России. Обязанности граждан. Гражданственность. Юные граждане России: какие права человек получает от рождения | Описывать основные гос. символы РФ. Знать текст гимна РФ. Использовать дополнительные источники информации для создания коротких информационных материалов, посвященных гос. символам России. Составлять собственные информационные материалы о Москве – столице России | Моделирование ситуаций, их анализ решение ситуативных и познавательных заданий | § 13 | 07.04 |
* | Гражданин России | 1 | Гражданин – Отечества достойный сын. Права граждан России. Обязанности граждан. Гражданственность. Юные граждане России: какие права человек получает от рождения | Описывать основные гос. символы РФ. Знать текст гимна РФ. Использовать дополнительные источники информации для создания коротких информационных материалов, посвященных гос. символам России. Составлять собственные информационные материалы о Москве – столице России | Опрос. Творческое задание | § 13 | 14.04 |
* | Мы - многонациональный народ | 1 | Россия – многонациональное государство. Национальность человека. Народы России – одна семья. Многонациональная культура России. Межнациональные отношения. | Характеризовать и конкретизировать примерами этнические и национальные различия. Показывать на конкретных примерах исторического прошлого и современной жизни российского общества проявления толерантного отношения к людям разных национальностей | Моделирование ситуаций, их анализ решение ситуативных и познавательных заданий | § 14 | 21.04 |
* | Мы - многонациональный народ | 1 | Россия – многонациональное государство. Национальность человека. Народы России – одна семья. Многонациональная культура России. Межнациональные отношения. | Характеризовать и конкретизировать примерами этнические и национальные различия. Показывать на конкретных примерах исторического прошлого и современной жизни российского общества проявления толерантного отношения к людям разных национальностей | Опрос. Творческое задание | § 14 | 28.04 |
* | Практикум по теме «Родина», «Конституция основной закон государства» | 1 | Знакомство с Конституцией (поиск ответа на вопрос: «Почему она является основным законом государства») – статьи о человеке, семье, образовании, труде, гражданстве, многонациональном составе. | Познавательные УУД Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций | практикум | | 05.05 |
* | Повторение и обобщение «Человек. Соц. институты: семья, школа. Важнейшая сторона человеческой жизни – труд. Родина». | 1 | (см. урок № 24-31) | Выполнение учащимися компетентностно -ориентированных заданий. | практикум | с.118-119 | 12.05 |
* | Повторение и обобщение «Человек. Соц. институты: семья, школа. Важнейшая сторона человеческой жизни – труд. Родина». | 1 | (см. урок № 2-31) | Выполнение учащимися компетентностно -ориентированных заданий. | практикум | с.118-119 | 19.05 |
* | Защита проекта | 1 | К/р «Человек. Семья. Школа. Труд. Родина» | | Итоговое тестирование | | 26.05 |
* - презентация, ИКТ-обеспечение
Плановых уроков – 35
ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ
Дата (с… по …) | Содержание изменений по корректировке программы | Нормативный акт, закрепляющий изменения (приказ) | Примечание (причина, событие) |
| | | |