1.Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»), примерной программы основного общего образования с учетом авторской программы Боголюбова Л.Н., Городецкой Н.И. и др.
Обществознание – учебный предмет в основной школе, фундаментом которого являются научные знания о человеке и об обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие, интерпретация, оценка базируется на результатах исследований, научном аппарате комплекса общественных наук (социология, экономическая теория, политология, правоведение, этика, социальная психология), а также философии. Обществознание как учебный предмет в основной школе акцентирует внимание учащихся на современных социальных явлениях
Общая характеристика программы
Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, положение человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета «Обществознание» является опыт познавательной и практической деятельности, включающей работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.
Цели:
Изучение обществознания (включая экономику и право) на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;
формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
Место предмета в учебном плане.
Согласно учебному плану МБОУ СОШ № 97 для изучения обществознания в 9 классе отводится 35 часов из расчета 1 час в неделю.
2.Содержание рабочей программы.
Тема 1. Политика и социальное управление (10 часов)
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики.
Государство, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства.
Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире.
Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ.
Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ.
Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма.
Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.
Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.
Тема 2. Право (25 часов).
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства.
Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовершеннолетних.
Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.
Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат.
Конституция — основной закон РФ.
Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека — идеал права. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ.
Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина в РФ.
Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей.
Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних.
Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.
Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.
Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Социальные права. Жилищные правоотношения.
Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов.
Правовое регулирование отношений в сфере образования.
3.Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен
знать/понимать
• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
• сущность общества как формы совместной деятельности людей;
• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
уметь
• описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
• сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
• объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);
• приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
• оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
• решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
• осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников); различать в социальной информации факты и мнения;
• самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления, доверенности и т.п.);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
• первичного анализа и использования социальной информации;
• сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Опыт познавательной и практической деятельности:
- получение социальной информации из разнообразных (в том числе экономических и правовых) источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения;
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;
- формулирование собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретации;
- наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на экономические, правовые, социально-политические, культурологические знания;
- оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и экономической рациональности;
- участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни; выполнение творческих работ по обществоведческой тематике;
- конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых учебных задачах и в реальной жизни;
- совместная деятельность в ученических социальных проектах в школе, микрорайоне, населенном пункте.
4.Календарно – тематическое планирование по обществознанию 9 а б в г класс.
№№ п/п | Дата | Тема урока | Кол-во час | Домашнее задание |
план | факт |
| | 9а | 9б | 9в | 9г | | | |
| | | | | | Тема 1. Политика. | 10 | |
1 | 1.09-6.09 | | | | | Политика и власть. Государство и политика. | 1 | §1, план. З-я«В классе и дома». |
2 | 8.09-13.09 | | | | | Государство. | 1 | §2, план. Р.т. |
3 | 15.09-20.09 | | | | | Политические режимы. | 1 | §3, план. |
4 | 22.09-27.09 | | | | | Правовое государство. | 1 | §4, план. |
5 | 29.09-4.10 | | | | | Обобщение. Политика. Государство. Право. | 1 | Повторить §§1-4. |
6 | 6.10-11.10 | | | | | Гражданское общество и государство. | 1 | §5, план. |
7 | 13.10-18.10 | | | | | Участие граждан в политической жизни. | 1 | §6, план. |
8 | 20.10-25.10 | | | | | Политические партии и движения. | 1 | §7, план. |
9 | 27.10-1.11 | | | | | Обобщение. Гражданин – права и обязанности. | 1 | Повторить §§ 5-7. |
10 | 10.11-15.11 | | | | | Обобщение. Политика. | 1 | Выводы к главе. §§1-7. Р.т. |
| | | | | | Тема 2. Право. | 25 | |
11 | 17.11-22.11 | | | | | Право, его роль в жизни общества и государства. | 1 | §8, план. |
12 | 24.11-29.11 | | | | | Правоотношения и субъекты права. | 1 | §9, план. |
13 | 1.12-6.12 | | | | | Правонарушения и субъекты права. | 1 | §10. план. |
14 | 8.12-13.12 | | | | | Правоохранительные органы. | 1 | §11, план. |
15 | 15.12-20.12 | | | | | Обобщение. Правоотношения. | 1 | §§8-11. |
16 | 22.12-27.12 | | | | | Конституция РФ. | 1 | §12, план. |
17 | 12.01-17.01 | | | | | Конституция РФ. | 1 | §13, план. |
18 | 19.01-24.01 | | | | | Права и свободы человека и гражданина. | 1 | §14, план. |
19 | 26.01-31.01 | | | | | Права и свободы человека и гражданина. | 1 | §15, план. |
20 | 2.02-7.02 | | | | | Обобщение. Конституция. Права и свободы. | 1 | Повторить §§12-15. Р.т. |
21 | 9.02-14.02 | | | | | Гражданские правоотношения. | 1 | §16, план. З-е «В классе и дома». Р.т. |
22 | 16.02-21.02 | | | | | Право на труд. Трудовые правоотношения. | 1 | §17. план. |
23 | 23.02-28.02 | | | | | Семейные правоотношения. | 1 | §18, план. |
24 | 2.03-7.03 | | | | | Правоотношения. Обобщение. | 1 | Повт.§§16-18. |
25 | 9.03-14.03 | | | | | Административные правоотношения. | 1 | §19, план. З-е «В классе и дома». Р.т. |
26 | 16.03-21.03 | | | | | Уголовно-правовые отношения. | 1 | §20, план. |
27 | 1.04-4.04 | | | | | Социальные права. | 1 | §21, план. |
28 | 6.04-11.04 | | | | | Административные, уголовно-правовые и социальные права. Обобщение. | 1 | §§20-21, план. |
29 | 13.04-18.04 | | | | | Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов. | 1 | §22,план. |
30 | 20.04-25.04 | | | | | Правовое регулирование отношений в сфере образования. | 1 | §23, план. |
31 | 27.04-1.05 | | | | | Защита жертв военных конфликтов. Правовое регулирование в образовании. Обобщение. | 1 | Повт. §§22-23. |
32 | 4.05-9.05 | | | | | Право. Обобщение. | 1 | Выводы к главе. Повт. §§8-23. |
33 | 11.05-16.05 | | | | | Политика. Право. Обобщение. | 1 | Повт. §§1-23. |
34 | 18.05-23.05 | | | | | Политика. Право. Обобщение. | 1 | Повт. §§1-23. |
35 | | | | | | Урок-резерв. | 1 | |
5.Учебно-методическое обеспечение программы
Список литературы, рекомендованной учителю:
Обществознание. 9 класс.: учеб. для общеобразоват. учреждений :под редакцией Л.Н.Боголюбова - М.: «Просвещение», 2010
Повторительно-обобщающие уроки по обществознанию. 8 – 11 классы\ Сост. Т.А.Корнева. – М.: Издательство «Глобус», 2009.
Обществознание. 9 класс: поурочные планы по учебнику под ред. Л.Н.Боголюбова / авт.-сост. С.Н.Степанько. – Волгоград: Учитель, 2005.
Обществознание 8 – 9 классы. Тематический контроль / Е.Л. Рутковская, Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая и др.; Под редакцией Е.Л.Рутковской. – М.: Интеллект-Центр, 2004.
Дыдко С.Н. Контрольные и проверочные работы по обществознанию: 9 класс под ред Л.Н.Боголюбова /С.Н.Дыдко. – М.: Экзамен, 2005.
Котова О.А., Лискова Т.Е. Обществознание. Рабочая тетрадь. 9 класс. – М.:Просвещение, 2012.
Промежуточная аттестация по обществознанию. 6 – 9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / (Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова и др.) – М.: Просвещение, 2010.
Боголюбов JI. Н. Общая методика преподавания обществознания в школе / Jl. Н. Боголю¬бов, J1. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова. - М.: Дрофа, 2008.
Вакуленко В. А. Методическое пособие по интерактивным методам преподавания права в школе. - Изд. 2-е / В. А. Вакуленко, Е. С. Королькова, И. Е. Уколова. - М.: Новый учебник, 2004.
Гордеева В. В. Правовое воспитание : 9-11 классы : разработки организационно - деятельностных игр / В. В. Гордеева. - Волгоград : Учитель, 2007.
Лазебникова А. Ю. Современное школьное обществознание: метод, пособие для учителя с дидакт. материалами / А. Ю. Лазебникова. – М.: Школа-Пресс, 2000.
Мавлютова Е. А. Основы правовых знаний. 8-11 классы. Интерактивные методы препода¬вания права / Е. А. Мавлютова. - Волгоград: Учитель, 2009.
Путь подростка в правовом лабиринте / сост. Е. Н. Сорокина. - М. : Экстремум, 2007.
Прутченков А. С. Свет мой, зеркальце, скажи...: метод, разработки социально-психолог. тренингов / А. С. Прутченков. - М. : Новая школа, 1996.
Прутченков А. С. Наедине с собой. Психологические тесты и психотехнические упражне¬ния для подростков и старшеклассников / А. С. Прутченков. - М.: Российское педагогическое агентство, 1996.
Прутченков А. С. Школа жизни: метод, разработки социально-психолог. тренинга / А. С. Прутченков. - М.: Международная Педагогическая Академия, 1998.
Кравченко А. И. Введение в социологию : учеб. пособие для 10-11 кл. общеобразоват. уч¬реждений / А. И. Кравченко. - М.: Просвещение, 1996.
Кацубо С. П. Изучаем право: практическое пособие для классных руководителей, соци¬альных педагогов, учителей школ / С. П. Кацубо, Н. А. Сивицкая. - М.: Издательство деловой и учебной литературы, 2006.
Суворова Н. Г. Основы правовых знаний: 8-9 классы. Ч. 2. Методическое пособие для учителя. - Изд. 3-е, перераб. / Н. Г. Суворова. – М.: Новый учебник, 2007.
Сборник нормативных документов. Обществознание. Примерные программы по обществознанию: Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. – М.: Дрофа, 2008.
Примерные программы основного общего образования. Обществознание. 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2010.
Правовое воспитание школьников: 5-9 классы: конспекты занятий / сост. О. В. Летнева. - Волгоград: Учитель, 2006.
Правоведение: 9 класс. Международное гуманитарное право. Человек имеет право. Систе¬ма конспектов занятий с нетрадиционными формами контроля: элективные курсы / авт.-сост. Н. И. Чеботарева. - Волгоград.: Учитель, 2007.
Обществознание. Право. Экономика: сб. материалов по реализации федерального компо¬нента государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях Волгоградской области / авт.-сост. Е. И. Колусева, Т. А. Корнева. - Волгоград: Учитель, 2006. - 123 с.
Дополнительная литература для учителя:
Гражданский кодекс Российской Федерации.
Кодекс об административных правонарушениях.
Конституция Российской Федерации.
Семейный кодекс РФ.
Трудовой кодекс РФ.
Александрова И. Ю. Обществознание. Интенсивный курс / И. Ю. Александрова, В. В. Владимирова, Л. Ш. Лозовский. – М.: Айрис-Пресс, 2010.
Бахмутова Л. С. Методика преподавания обществознания : учеб. пособие для студентов пед. высш. учеб. заведений : в 2 ч. / Л. С. Бахмутова. - М.: Гуманит. ИЦ ВЛАДОС, 2001.
Бекешев К. А. Обществознание : учеб. пособие / К. А. Бекешев. - М.: Проспект, 2010.
Ибрагимов Р. Ю. Сдаем основы социологии и политологии: для средн. профессион. образования / Р. Ю. Ибрагимов [и др.]. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005.
Лозовский Л. Ш. Практикум по обществознанию : вопросы и ответы ; тесты с решениями / Л. Ш. Лозовский, Б. А. Райзберг. -М. : Рольф Айрис-Пресс, 2010.
Политика и право. Школьный практикум. 10-11 кл. : пособие для учащихся общеобразоват. учеб. заведений / авт.-сост. М. И. Шилобод, В. Ф. Кривошеее. - М. : Дрофа, 1997.
Сычев А. А. Обществознание : учеб. пособие / А. А. Сычев. - М.: Альфа-М, ИНФРА-М, 2010.
Сиделъникова Т. Т. Политология : комментарии, схемы, афоризмы : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Т. Т. Сидельникова, Д. А. Темникова, И. А. Шарагин. - М.: Гуманит. ИЦ ВЛАДОС, 1999.
Тюляева Т. И. Обществознание : настольная книга учителя / Т. И. Тюляева. - М.: Астрель, 2010.
Список литературы, рекомендованной ученику:
Домашек Е. В. Школьный справочник по обществознанию / Е. В. Домашек. - Ростов н/Д. : Феникс, 2010.
Дыдко С. Н. Обществознание. 8-11 классы: справ, материалы / С. Н. Дыдко. - М.: ACT : Астрель : ПолиграфИздат, 2010.
Иоффе А. Н. Обществознание. 9 класс: справ, материалы / А. Н. Иоффе, О. В. Кишенкова. - М.: ACT: Хорвест : Астрель, 2006.
Сазонова Г. Г. Обществознание в таблицах и схемах / Г. Г. Сазонова. - М.: Виктория Плюс, 2007.
Обществознание. 9 класс: тесты и тренировочные упражнения / авт.-сост. О. А. Северина. - Волгоград: Учитель, 2008.
Лопухов, А. М. Словарь терминов и понятий по обществознанию / А. М. Лопухов. - М.: Айрис-Пресс, 2010.
Чернышева О. А. Обществознание. 9 класс. Подготовка к ГИА-2010 / О. А. Чернышева, Р. В. Пазин. - М.: Легион, 2009.