СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по обществознанию в 9 классе по учебнику Боголюбова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа предназначена для работы в 9 классе по предмету обществознание по учебнику Боголюбова.  

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по обществознанию в 9 классе по учебнику Боголюбова»

1.Пояснительная записка

Рабочая программа по обществознанию составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»), примерной программы основного общего образования с учетом авторской программы Боголюбова Л.Н., Городецкой Н.И. и др.

Обществознание – учебный предмет в основной школе, фундаментом которого являются научные знания о человеке и об обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие, интерпретация, оценка базируется на результатах исследований, научном аппарате комплекса общественных наук (социология, экономическая теория, политология, правоведение, этика, социальная психология), а также философии. Обществознание как учебный предмет в основной школе акцентирует внимание учащихся на современных социальных явлениях


Общая характеристика программы

Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, положение человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета «Обществознание» является опыт познавательной и практической деятельности, включающей работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.


Цели:


Изучение обществознания (включая экономику и право) на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

  • освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

  • овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;

  • формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.



Место предмета в учебном плане.


Согласно учебному плану МБОУ СОШ № 97 для изучения обществознания в 9 классе отводится 35 часов из расчета 1 час в неделю.



















2.Содержание рабочей программы.


Тема 1. Политика и социальное управление (10 часов)

Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики.

Государство, его отличительные признаки. Государ­ственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства.

Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в совре­менном мире.

Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ.

Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ.

Участие граждан в политической жизни. Участие в вы­борах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность полити­ческого экстремизма.

Политические партии и движения, их роль в общест­венной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.

Средства массовой информации. Влияние СМИ на по­литическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.

Тема 2. Право (25 часов).

Право, его роль в жизни человека, общества и госу­дарства. Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства.

Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовер­шеннолетних.

Понятие правонарушения. Признаки и виды правона­рушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.

Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат.

Конституция — основной закон РФ.

Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Взаи­моотношения органов государственной власти и граждан.

Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декла­рация прав человека — идеал права. Воздействие между­народных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ.

Права и свободы человека и гражданина в РФ, их га­рантии. Конституционные обязанности гражданина. Пра­ва ребенка и их защита. Механизмы реализации и защи­ты прав человека и гражданина в РФ.

Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей.

Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних.

Семейные правоотношения. Порядок и условия заклю­чения брака. Права и обязанности родителей и детей.

Административные правоотношения. Административ­ное правонарушение. Виды административных наказаний.

Основные понятия и институты уголовного права. По­нятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

Социальные права. Жилищные правоотношения.

Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов.

Правовое регулирование отношений в сфере образования.


































3.Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен

знать/понимать

• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

• сущность общества как формы совместной деятельности людей;

• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;

уметь

• описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

• сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

• объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);

• приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

• оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

• решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;

• осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников); различать в социальной информации факты и мнения;

• самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления, доверенности и т.п.);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

• первичного анализа и использования социальной информации;

• сознательного неприятия антиобщественного поведения.





Опыт познавательной и практической деятельности:

- получение социальной информации из разнообразных (в том числе экономических и правовых) источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения;

- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;

- формулирование собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретации;

- наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на экономические, правовые, социально-политические, культурологические знания;

- оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и экономической рациональности;

- участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни; выполнение творческих работ по обществоведческой тематике;

- конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых учебных задачах и в реальной жизни;

- совместная деятельность в ученических социальных проектах в школе, микрорайоне, населенном пункте.

























4.Календарно – тематическое планирование по обществознанию 9 а б в г класс.

№№

п/п

Дата

Тема урока

Кол-во час

Домашнее задание

план

факт














Тема 1. Политика.


10







1



1.09-6.09







Политика и власть. Государство и политика.




1


§1, план. З-я«В классе и дома».

2

8.09-13.09





Государство.

1

§2, план. Р.т.

3

15.09-20.09





Политические режимы.

1

§3, план.

4

22.09-27.09





Правовое государство.

1

§4, план.

5

29.09-4.10





Обобщение. Политика. Государство. Право.

1

Повторить §§1-4.

6

6.10-11.10





Гражданское общество и государство.

1

§5, план.

7

13.10-18.10





Участие граждан в политической жизни.

1

§6, план.

8

20.10-25.10





Политические партии и движения.

1

§7, план.

9

27.10-1.11





Обобщение. Гражданин – права и обязанности.

1

Повторить §§ 5-7.

10

10.11-15.11





Обобщение. Политика.

1

Выводы к главе. §§1-7. Р.т.











Тема 2. Право.



25








11


17.11-22.11





Право, его роль в жизни общества и государства.


1


§8, план.

12

24.11-29.11





Правоотношения и субъекты права.

1

§9, план.

13

1.12-6.12





Правонарушения и субъекты права.

1

§10. план.

14

8.12-13.12





Правоохранительные органы.

1

§11, план.

15

15.12-20.12





Обобщение. Правоотношения.

1

§§8-11.

16

22.12-27.12





Конституция РФ.

1

§12, план.

17

12.01-17.01





Конституция РФ.

1

§13, план.

18

19.01-24.01





Права и свободы человека и гражданина.

1

§14, план.

19

26.01-31.01





Права и свободы человека и гражданина.

1

§15, план.

20

2.02-7.02





Обобщение. Конституция. Права и свободы.

1

Повторить §§12-15. Р.т.

21

9.02-14.02





Гражданские правоотношения.

1

§16, план. З-е «В классе и дома». Р.т.

22

16.02-21.02





Право на труд. Трудовые правоотношения.

1

§17. план.

23

23.02-28.02





Семейные правоотношения.

1

§18, план.

24

2.03-7.03





Правоотношения. Обобщение.

1

Повт.§§16-18.

25

9.03-14.03





Административные правоотношения.

1

§19, план. З-е «В классе и дома». Р.т.

26

16.03-21.03





Уголовно-правовые отношения.

1

§20, план.

27

1.04-4.04





Социальные права.

1

§21, план.


28

6.04-11.04





Административные, уголовно-правовые и социальные права. Обобщение.


1


§§20-21, план.

29

13.04-18.04





Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов.


1

§22,план.

30

20.04-25.04





Правовое регулирование отношений в сфере

образования.

1


§23, план.

31

27.04-1.05





Защита жертв военных конфликтов. Правовое регулирование в образовании. Обобщение.

1

Повт. §§22-23.

32

4.05-9.05





Право. Обобщение.

1

Выводы к главе. Повт. §§8-23.

33

11.05-16.05





Политика. Право. Обобщение.

1

Повт. §§1-23.

34

18.05-23.05





Политика. Право. Обобщение.

1

Повт. §§1-23.

35






Урок-резерв.

1



































5.Учебно-методическое обеспечение программы


Список литературы, рекомендованной учителю:


  1. Обществознание. 9 класс.: учеб. для общеобразоват. учреждений :под редакцией Л.Н.Боголюбова - М.: «Просвещение», 2010

  2. Повторительно-обобщающие уроки по обществознанию. 8 – 11 классы\ Сост. Т.А.Корнева. – М.: Издательство «Глобус», 2009.

  3. Обществознание. 9 класс: поурочные планы по учебнику под ред. Л.Н.Боголюбова / авт.-сост. С.Н.Степанько. – Волгоград: Учитель, 2005.

  4. Обществознание 8 – 9 классы. Тематический контроль / Е.Л. Рутковская, Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая и др.; Под редакцией Е.Л.Рутковской. – М.: Интеллект-Центр, 2004.

  5. Дыдко С.Н. Контрольные и проверочные работы по обществознанию: 9 класс под ред Л.Н.Боголюбова /С.Н.Дыдко. – М.: Экзамен, 2005.

  6. Котова О.А., Лискова Т.Е. Обществознание. Рабочая тетрадь. 9 класс. – М.:Просвещение, 2012.

  7. Промежуточная аттестация по обществознанию. 6 – 9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / (Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова и др.) – М.: Просвещение, 2010.

  8. Боголюбов JI. Н. Общая методика преподавания обществознания в школе / Jl. Н. Боголю¬бов, J1. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова. - М.: Дрофа, 2008.

  9. Вакуленко В. А. Методическое пособие по интерактивным методам преподавания права в школе. - Изд. 2-е / В. А. Вакуленко, Е. С. Королькова, И. Е. Уколова. - М.: Новый учебник, 2004.

  10. Гордеева В. В. Правовое воспитание : 9-11 классы : разработки организационно - деятельностных игр / В. В. Гордеева. - Волгоград : Учитель, 2007.

  11. Лазебникова А. Ю. Современное школьное обществознание: метод, пособие для учителя с дидакт. материалами / А. Ю. Лазебникова. – М.: Школа-Пресс, 2000.

  12. Мавлютова Е. А. Основы правовых знаний. 8-11 классы. Интерактивные методы препода¬вания права / Е. А. Мавлютова. - Волгоград: Учитель, 2009.

  13. Путь подростка в правовом лабиринте / сост. Е. Н. Сорокина. - М. : Экстремум, 2007.

  14. Прутченков А. С. Свет мой, зеркальце, скажи...: метод, разработки социально-психолог. тренингов / А. С. Прутченков. - М. : Новая школа, 1996.

  15. Прутченков А. С. Наедине с собой. Психологические тесты и психотехнические упражне¬ния для подростков и старшеклассников / А. С. Прутченков. - М.: Российское педагогическое агентство, 1996.

  16. Прутченков А. С. Школа жизни: метод, разработки социально-психолог. тренинга / А. С. Прутченков. - М.: Международная Педагогическая Академия, 1998.

  17. Кравченко А. И. Введение в социологию : учеб. пособие для 10-11 кл. общеобразоват. уч¬реждений / А. И. Кравченко. - М.: Просвещение, 1996.

  18. Кацубо С. П. Изучаем право: практическое пособие для классных руководителей, соци¬альных педагогов, учителей школ / С. П. Кацубо, Н. А. Сивицкая. - М.: Издательство деловой и учебной литературы, 2006.

  19. Суворова Н. Г. Основы правовых знаний: 8-9 классы. Ч. 2. Методическое пособие для учителя. - Изд. 3-е, перераб. / Н. Г. Суворова. – М.: Новый учебник, 2007.

  20. Сборник нормативных документов. Обществознание. Примерные программы по обществознанию: Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. – М.: Дрофа, 2008.

  21. Примерные программы основного общего образования. Обществознание. 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2010.

  22. Правовое воспитание школьников: 5-9 классы: конспекты занятий / сост. О. В. Летнева. - Волгоград: Учитель, 2006.

  23. Правоведение: 9 класс. Международное гуманитарное право. Человек имеет право. Систе¬ма конспектов занятий с нетрадиционными формами контроля: элективные курсы / авт.-сост. Н. И. Чеботарева. - Волгоград.: Учитель, 2007.

  24. Обществознание. Право. Экономика: сб. материалов по реализации федерального компо¬нента государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях Волгоградской области / авт.-сост. Е. И. Колусева, Т. А. Корнева. - Волгоград: Учитель, 2006. - 123 с.

  25. Дополнительная литература для учителя:

  26. Гражданский кодекс Российской Федерации.

  27. Кодекс об административных правонарушениях.

  28. Конституция Российской Федерации.

  29. Семейный кодекс РФ.

  30. Трудовой кодекс РФ.

  31. Александрова И. Ю. Обществознание. Интенсивный курс / И. Ю. Александрова, В. В. Владимирова, Л. Ш. Лозовский. – М.: Айрис-Пресс, 2010.

  32. Бахмутова Л. С. Методика преподавания обществознания : учеб. пособие для студентов пед. высш. учеб. заведений : в 2 ч. / Л. С. Бахмутова. - М.: Гуманит. ИЦ ВЛАДОС, 2001.

  33. Бекешев К. А. Обществознание : учеб. пособие / К. А. Бекешев. - М.: Проспект, 2010.

  34. Ибрагимов Р. Ю. Сдаем основы социологии и политологии: для средн. профессион. образования / Р. Ю. Ибрагимов [и др.]. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005.

  35. Лозовский Л. Ш. Практикум по обществознанию : вопросы и ответы ; тесты с решениями / Л. Ш. Лозовский, Б. А. Райзберг. -М. : Рольф Айрис-Пресс, 2010.

  36. Политика и право. Школьный практикум. 10-11 кл. : пособие для учащихся общеобразоват. учеб. заведений / авт.-сост. М. И. Шилобод, В. Ф. Кривошеее. - М. : Дрофа, 1997.

  37. Сычев А. А. Обществознание : учеб. пособие / А. А. Сычев. - М.: Альфа-М, ИНФРА-М, 2010.

  38. Сиделъникова Т. Т. Политология : комментарии, схемы, афоризмы : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Т. Т. Сидельникова, Д. А. Темникова, И. А. Шарагин. - М.: Гуманит. ИЦ ВЛАДОС, 1999.

  39. Тюляева Т. И. Обществознание : настольная книга учителя / Т. И. Тюляева. - М.: Астрель, 2010.


Список литературы, рекомендованной ученику:


  1. Домашек Е. В. Школьный справочник по обществознанию / Е. В. Домашек. - Ростов н/Д. : Феникс, 2010.

  2. Дыдко С. Н. Обществознание. 8-11 классы: справ, материалы / С. Н. Дыдко. - М.: ACT : Астрель : ПолиграфИздат, 2010.

  3. Иоффе А. Н. Обществознание. 9 класс: справ, материалы / А. Н. Иоффе, О. В. Кишенкова. - М.: ACT: Хорвест : Астрель, 2006.

  4. Сазонова Г. Г. Обществознание в таблицах и схемах / Г. Г. Сазонова. - М.: Виктория Плюс, 2007.

  5. Обществознание. 9 класс: тесты и тренировочные упражнения / авт.-сост. О. А. Северина. - Волгоград: Учитель, 2008.

  6. Лопухов, А. М. Словарь терминов и понятий по обществознанию / А. М. Лопухов. - М.: Айрис-Пресс, 2010.

  7. Чернышева О. А. Обществознание. 9 класс. Подготовка к ГИА-2010 / О. А. Чернышева, Р. В. Пазин. - М.: Легион, 2009.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!