Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
гимназия №7 им. Воронцова В.М.
«Рассмотрено» на заседании МО Протокол №__ от _____ 201____ ___________________________ подпись ФИО | «Согласовано» заместитель директора по УВР ___________________________ подпись ФИО «___» августа 201___ | «Утверждаю» Директор МБОУ гимназия №7 им. Воронцова В.М. __________________Последова Т.Л. Приказ №_____ от ______201____ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
VII класс, базовый уровень
34 часа
Разработчик программы:
Воронков Дмитрий Павлович
Воронеж – 2017
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к рабочей программе
по курсу Обществознание
VII класс
(базовый уровень)
Настоящая программа разработана в соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об образовании в Российской Федерации";
- Приказом МО РФ от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»;
- Федеральным государственным образовательным стандартом // Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 412;
-Учебным планом МБОУ гимназия № 7 им. Воронцова В.М. на 2017/2018 учебный год.
- Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к ис-пользованию в образовательном процессе на 2017 – 2018 учебн. год:
Обществознание. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой, - 5-е изд. – М.: Просвещение, 2017.
В качестве основы для данной авторской программы использована типовая программа: Программы образовательных учреждений: История. Обществознание. 6 класс, под ред. Загладина Н.В. – М.: Просвещение, 2017.
В основу настоящей программы положены педагогические и дидактические принципы вариативного развивающего образования на основе концептуальных установок ФГОС:
А. Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности.
Б. Культурно ориентированные принципы: принцип картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.
В. Деятельностно ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.
Общая характеристика учебного предмета.
Каждый школьный предмет своими целями, задачами и содержанием образования должен способствовать формированию функционально грамотной личности, т.е. человека, который сможет активно пользоваться своими знаниями, постоянно учиться и осваивать новые знания всю жизнь.
Данный курс ставит задачи: расширить элементарные представления учащихся о человеке и его взаимодействии с другими людьми, обществом и государством.
Программа рассчитана на использование следующих технологий: проблемно-диалогической технологии освоения нового материала, технология продуктивного чтения (формирования типа правильной читательской деятельности), технология оценивания учебных успехов, проектная технология.
Отличительные особенности технологии – почти полное отсутствие авторских выводов и полное отсутствие авторских оценок событий. Выводы мы позволяем себе только в том случае, если считаем, что уровень большинства учеников еще не позволяет им самим произвести теоретическое обобщение материала. Во всех остальных случаях ученики должны делать выводы сами, выполняя задания к тексту, осмысливая приведенные в нем факты.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Курс обществознания в 6-м классе для основной школы - органичное продолжение курса Обществознания для 5 класса и решает проблему преемственности и непрерывности образования и на уровне содержания, и на уровне образовательных технологий. Является органичной частью гуманитарного цикла преподаваемых дисциплин (наряду с литературой, культурой общения, историей), реализовывая задачи формирования базисных нравственных основ личности.
Результаты освоения предмета.
Взаимосвязь результатов освоения предмета «Обществознание» можно системно представить в виде схемы.
1. Овладение исторической картиной мира 2. Формирование открытого исторического мышления (тексты и задания) |
1. Нравственное самоопределение личности 2. Гражданско-патриотическое самоопределение личности (тексты и задания) |
Метапредметные результаты Регулятивные. Коммуникативные. Познавательные |
Функциональная грамотность |
- Технология проблемного диалога - Технология оценивания (правило самооценивания) |
- Технология продуктивного чтения (задания по работе с текстом) - Задания по групповой работе |
Комплексные, компетентностные задания в УМК: - Задания по проектам (на предметном материале) - Жизненные (компетентностные) задачи (на предметном материале) |
Формулировки личностных результатов во ФГОС | Реализация в программе |
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; формирование общечеловеческих нравственных ценностей: уважение к труду и учебе, любовь к семье, близким людям. | Через задания и тексты, которые содержат основания для собственных оценок, но не готовые авторские оценки и выводы. |
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов; | Через введения к учебникам и разделам, описывающим связь целей изучения обществознания с жизнью. Через жизненные задачи, завершающие каждый раздел, а также через деятельностные технологии, обеспечивающие мотивацию через вовлечение школьников активную деятельность. |
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; | Через систему историко-обществоведческих понятий, обеспечивающих формирование целостной и разносторонней картины мира |
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; | Через оценочно-толерантные задания и тексты, содержащие описание противоречивых исторических явлений с позиций разных действующих сторон (разных народов, разных партий и т.п.). |
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; | Через задания, направленные на нравственное самоопределение с опорой на общечеловеческие ценности при оценке противоречивых исторических явлений. |
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; |
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; | Через коммуникативную направленность формулировок большинства заданий, обеспечивающих проблемный диалог, открытие нового знания и т.п. |
+) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; | Через насыщенность материала учебников историческими сюжетами, связывающими глобальные общественные процессы и микроисторию отдельных семей, их судьбы и поступки на фоне крупных событий или явлений. |
+) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. | Через задания в сочетании с культурологическим материалом разных исторических тем. |
Материально-техническое обеспечение.
Бумажные носители: учебник, рабочая тетрадь, художественная литература и научно-популярные книги по теме.
Электронные носители: компьютер, мультимедийный проектор, авторские презентации, мультфильмы и видеофильмы по теме, интернет – ресурсы.
Планируемые предметные результаты освоения курса «Обществознания».
- освоение основных понятий курса, обществоведческой терминологии;
- формирование научной картины мира;
- нравственное самоопределение личности: умение оценивать свои и чужие поступки, опираясь на выращенную человечеством систему нравственных ценностей;
- гражданско-патриотическое самоопределение личности: умение, опираясь на опыт предков, определить свою мировоззренческую, гражданскую позицию, толерантно взаимодействовать с теми, кто сделал такой же или другой выбор;
• определять и объяснять свои оценки исторических явлений, событий
• толерантно определять свое отношение к иным позициям
Содержание
учебного предмета
«Обществознание»
Общий объем учебного времени: 34 часа.
Введение. 1 ч.
Раздел I. Регулирование поведения людей в обществе. 15 ч.
Что значит жить по правилам. Права и обязанности граждан. Почему важно соблюдать законы. Защита Отечества. Для чего нужна дисциплина. Виновен — отвечай. Кто стоит на страже закона.
Количество практических занятий – 4
Количество срезовых работ – 1
Раздел II. Человек в экономических отношениях. 13 ч.
Экономика и её основные участники. Мастерство работника. Производство, затраты, выручка, прибыль. Виды и формы бизнеса. Обмен, торговля, реклама. Деньги, их функции. Экономика семьи.
Количество практических занятий – 4
Количество срезовых работ – 1
Раздел III. Человек и природа. 5 ч.
Человек — часть природы. Охранять природу — значит охранять жизнь. Закон на страже природы.
Количество практических занятий – 4
Количество срезовых работ – 1
Итоговое повторение. 1 ч
Ресурсное обеспечение программы.
1.Обществознание. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой, - 3-е изд. – М.: Просвещение, 2017.
2. Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л. Н. Боголюбова. 5—9 классы : пособие для учителей общеобразоват. организаций / [Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.]. – 2-е изд., дораб. — М. : Просвещение, 2017.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Тип урока | Кол. час. | УУД А) познавательные Б) регулятивные В) личностные, Коммуникативные | Основное содержание | Д/з | Сроки |
1. | Введение | Делов. игра | 1 | | 1.Повторение пройденного в 6 классе материала через средства организации деловой игры по группам 2. Знакомство с структурой и особенностями учебника | Введен. | 1-2 сент. |
| Раздел I. Регулирование поведения людей в обществе. 15 ч. | | | А) знакомятся с понятиями: социальная норма, привычка, обычай, обряд, церемония, этикет. Б) учатся работать с понятивным аппаратом учебника, учатся вести дискуссию и строить монологическую речь, высказывать свое мнение, работать с иллюстративным материалом В) работа в творческих группах, распределение обязанностей, групповое взаимодействие | | | |
2,3,4. | Что значит жить по правилам. | 2- шк. лекц. 3- комб. 4- практ. | 3 | | 1. Социальные нормы и правила общественной жизни. 2. Общественные нравы, традиции и обычаи. 3. Правила этикета и хорошие манеры | § 1 | 4-9 сент., 11-16 сент., 18-23 сент. |
5-6. | Права и обязанности граждан | комби-нир. | 2 | | 1. Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. 2. Конституционные обязанности гражданина. 3. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. 4. Права ребёнка и их защита. 5. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. 6. Особенности правового статуса несовершеннолетних | § 2 | 25–29 сент., 9-14 окт. |
7-8. | Почему важно соблюдать законы | 7-комб. 8-семин. | 2 | | 1. Необходимость соблюдения законов. 2. Закон и правопорядок в обществе. 3. Закон и справедливость | § 3 | 16-21 окт. 23-28 окт., |
9, 10, 11. | Защита Отечества | 9 – комб. 10 – комб. 11 – практ. | 3 | | 1. Защита Отечества. 2. Долг и обязанность. 3. Регулярная армия. 4. Военная служба. 5. Важность подготовки к исполнению воинского долга | § 4 | 6-11 нояб. 13-18 нояб. 20-25 нояб. |
12, 13. | Для чего нужна дисциплина | 12 – школ. лекц. 13 – семин. | 2 | | 1. Дисциплина - необходимое условие существования общества и человека. 2. Общеобязательная и специальная дисциплина. 3. Внешняя и внутренняя дисциплина. 4. Дисциплина, воля и самовоспитание | § 5 | 27 нояб. – 2 дек. 4-9 дек. |
14. | Виновен — отвечай | Ур. пр. и уч. знан. | 1 | | 1. Ответственность за нарушение законов. 2. Знать закон смолоду. 3. Законопослушный человек. 4. Противозаконное поведение. 4. Преступления и проступки. 5. Ответственность несовершеннолетних. | § 6 Контр. раб. | 11-16 дек. |
15-16. | Кто стоит на страже закона | 15 – шк. лекц. 16- практ. | 2 | | 1. Правоохранительные органы Российской Федерации. 2. Судебные органы Российской Федерации. 3. Полиция. Адвокатура. Нотариат. 4. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан | § 7 | 18-23 дек. 8-13 янв. |
| Раздел II. Человек в экономических отношениях. 13 ч. | | | А) знакомство с понятиями: экономика, продукт, экономические блага, ресурс. Б) учатся анализировать учебный материал, делать самостоятельные выводы, обобщения, высказывать собственное мнение, организовывать дискуссии, готовить сообщения и доклады В) обсуждение темы с одноклассниками, обсуждение моральных проблем; сохранение мотивации учебной деятельности; проявление интереса к новому учебному материалу; решение нравственных проблем темы | | | |
17, 18, 19. | Экономика и её основные участники | 17 – комб. 18- комб. 19 – семин. | 3 | | 1. Экономика и её основные участники. 2. Натуральное и товарное хозяйство. 3. Потребители, производители | § 8 | 15-20 янв. 22-27 янв., 29 янв. – 3 февр. |
20, 21. | Мастерство работника | 20 - шк. лекц. 21 – практ. раб. | 2 | | 1. Мастерство работника. 2. Высококвалифицированный и малоквалифицированный труд. 3. Слагаемые профессионального успеха. 4. Заработная плата и стимулирование труда. 5. Взаимосвязь количества и качества труда | § 9 | 5-10 февр., 12-17 февр. |
22, 23, 24. | Производство, затраты, выручка, прибыль | 22 – шк. лекц. 23 – комб. 24 – делов. игра- тре-нинг | 3 | | 1. Производство, производительность труда. 2. Факторы, влияющие на производительность труда. 3. Роль разделения труда в развитии производства. 4. Новые технологии и их возможности. 5. Издержки производства. 6. Что и как производить. 7. Выручка и прибыль производителя | § 10 | 19-24 февр. 26 февр. – 3 марта 5-10 марта |
25. | Виды и формы бизнеса | Ур. пр. и уч. знан. | 1 | | 1. Виды бизнеса. 2. Роль предпринимательства в развитии экономики. 3. Формы бизнеса. 4. Условия успеха в предпринимательской деятельности. 5. Этика предпринимателя | § 11. Сам. раб. | 12-17 марта |
26-27. | Обмен, торговля, реклама | 26 - шк. лекц. 27 -комб. | 2 | | 1. Обмен. 2. Товары и услуги. 3. Стоимость, цена товара. 4. Условия выгодного обмена. 5. Торговля и её формы. 6. Реклама в современной экономике | § 12 | 19-24 марта 3-7 апр. |
28. | Деньги, их функции | 28 – комб. | 1 | | 1. Деньги. 2. Исторические формы эквивалента стоимости. 3. Основные виды денег | § 13 | 9-14 апр. |
29. | Экономика семьи | 30 – шк. лекц. | 1 | | 1. Экономика современной семьи. 2. Ресурсы семьи. 3. Личное подсобное хозяйство. 4. Семейный бюджет. 5. Источники доходов семьи. 6. Обязательные и произвольные расходы. 7. Принципы рационального ведения домашнего хозяйства. 8. Семейное потребление. 9. Прожиточный минимум. 10. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. | § 14 | 16-21 апр. |
| Раздел III. Человек и природа. 4 ч. | | | А) знакомство с понятиями: экология, экологическая мораль. Б) работа с текстом учебника, с документами, чтение схемы, комментарии к иллюстративному материалу, умение делать доклад В) работа по группам, умение слушать доклады одноклассников, проектная деятельность | | | |
30. | Воздействие человека на природу. | Комб. | 1 | | 1. Человек — часть природы. 2. Значение природных ресурсов как основы жизни и деятельности человечества. 3. Проблема загрязнения окружающей среды | § 15 | 23-28 апр. |
31. | Охранять природу — значит охранять жизнь | 31 – шк. лекц | 1 | | 1. Охрана природы. 2. Цена безответственного отношения к природе. 3. Главные правила экологической морали. | § 16 | 30 апр- 5 мая |
32, 33. | Закон на страже природы | 32 – практ. раб. 33 – семин | 2 | | 1. Законы Российской Федерации, направленные на охрану окружающей среды. 2. Участие граждан в природоохранительной деятельности | § 17 | 7-12 мая 14-19 мая |
34. | Урок проверки и учета знаний учащихся по теме | Ур. пр. и уч. знан. | 1 | | | Контр. раб. | 21-26 мая |