Утверждаю
Директор МОУ «СШ№4»
Ю.В.Белов
« » 2016г.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
« Средняя школа №4 »
города Волжска Республики Марий Эл
Рабочая адаптированная
общеобразовательная программа
по обществознанию
для обучающихся с задержкой психического развития
(8 класс)
Учитель: Исаева Анна Сергеевна
г. Волжск РМЭ
2016
Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР.
Одной из основных причин труднообучаемости и трудновоспитуемости учащихся является особое по сравнению с нормой состояние психического развития личности, которое в дефектологии получило название «задержка психического развития» (ЗПР). Каждый второй хронически неуспевающий ребенок имеет ЗПР.
В самом общем виде сущность ЗПР состоит в следующем: развитие мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы личности происходит замедленно с отставанием от нормы. Ограничения психических и познавательных возможностей не позволяют ребенку успешно справиться с задачами и требованиями, которые предъявляет ему общество. Как правило, эти ограничения впервые отчетливо проявляются и замечаются взрослыми, когда ребенок приходит в школу.
У такого ребенка гораздо дольше (часто на протяжении всех лет обучения в начальной школе) остается ведущей игровая мотивация, с трудом и в минимальной степени формируются учебные интересы. Слабо развитая произвольная сфера (умение сосредоточиваться, переключать внимание, усидчивость, умение удерживать задание, работать по образцу) не позволяет младшему школьнику полноценно осуществить напряженную учебную деятельность: он очень быстро устает, истощается.
Из-за недостаточного для его возраста умения сравнивать, обобщать, абстрагировать, классифицировать учащийся не в состоянии самостоятельно, без специальной педагогической помощи, усвоить содержательный минимум школьной программы и быстро попадает в ряды хронически неуспевающих. Часто трудности в учении усугубляются слабой способностью к звуковому и смысловому анализу речи, вследствие чего ребенок плохо овладевает навыками чтения, с трудом осваивает письменную речь.
Учебные трудности школьника, как правило, сопровождаются отклонениями в поведении. Из-за функциональной незрелости нервной системы процессы торможения и возбуждения мало сбалансированы. Ребенок либо очень возбудим, импульсивен, агрессивен, раздражителен, постоянно конфликтует с детьми, либо, наоборот, скован, заторможен, пуглив, в результате чего подвергается насмешкам со стороны детей. Из таких взаимоотношений со средой, характеризующихся как состояние хронической дезадаптации, ребенок самостоятельно, без педагогической помощи выйти не может.
Учитель в работе с такими детьми должен не только видеть указанные ограничения, но и правильно оценивать потенциальные возможности учащихся с ЗПР: при индивидуальной помощи (дополнительном объяснении) они правильно понимают учебную информацию, адекватно используют предлагаемую помощь. Школьники с ЗПР при условии систематической коррекционной поддержки, интеллектуальной стимуляции, общеукрепляющего оздоровления имеют благоприятный прогноз развития.
Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и примерной программы по обществознанию для 5 – 9 классов. М.: Просвещение, 2011 г., (стандарты второго поколения). Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова. 5-9 классы / Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др. - М.: Просвещение, 2011 г.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Обществознание». Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений /[Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая и др.]; под редакцией Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой. – М.: Просвещение, 2011.
Цели изучения обществознания в 8 классе учащихся с ЗПР VII вида направлены на достижение тех же целей, что и в общеобразовательных классах основной школы:
Основной целью курса Обществознание для 8 класса в соответствии с требованиями ФГОС ООО является социализация подростка и развитие личности, формирование первоначального представления о сферах общества: экономической, политической, социальной, духовной.
Программа рассчитана на 35 часов.
Личностными результатами, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности.
Метапредметные результаты изучения обществознания проявляются в:
• умении организовывать свою познавательную деятельность;
• способности анализировать реальные социальные ситуации;
• овладении монологическим выступлением;
• умении выполнять задания, с использованием текста учебника.
Предметными результатами являются в сфере:
познавательной
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания;
• умения находить нужную информацию, применять основные обществоведческие термины и понятия.
Содержание учебного предмета
Введение (1 ч.)
Тема 1. Личность и общество (4 ч)
Что делает человека человеком? Отличие человека от других живых существ. Мышление и речь. Как человек реализует себя?
Человек, общество, природа. Природа и ее значение в жизни человека. Связь человека с природой. Человек - венец природы? Вершина пирамиды или звено в цепи?
Общество как форма жизнедеятельности людей. Что мы называем обществом? Основные сферы жизни общества. Ступени развития общества.
Развитие общества. Изменчивость и стабильность. Реформы и реформаторы. Развитие человечества в XXI веке. Глобальные проблемы современности.
Как стать личностью. Человек, индивид, личность. Жизненные ценности и ориентиры. Становление личности. Кто помогает стать личностью?
Тема 2. Сфера духовной культуры (8 ч)
Сфера духовной жизни. Духовная сфера жизни общества. Культура личности и общества. Развитие культуры в современной России.
Мораль. Мораль, нравственность. Основные ценности и нормы морали. Добро и зло.
Долг и совесть. Что такое долг. Долг общественный и долг моральный. Совесть.
Моральный выбор - это ответственность. Моральный выбор. Свобода - это ответственность. Моральные знания и практическое поведение личности. Критический анализ собственных помыслов и поступков.
Образование. Приоритетность образования. Возрастающая значимость образования в условиях информационного общества. Общее и профессиональное образование в Российской Федерации. Непрерывность образования.
Наука в современном обществе. Что такое наука? Нравственные принципы труда ученого. Возрастание роли современной науки.
Религия как одна из форм культуры. Особенности религиозной веры. Роль религии в жизни общества. Религиозные организации и объединения. Свобода совести, свобода вероисповедания.
Тема 3. Экономика (14 ч)
Экономика и ее роль в жизни общества. Потребности и ресурсы. Свободные и экономические блага. Экономический выбор и альтернативная стоимость.
Главные вопросы экономики. Нужно ли регулировать производство? Что производить? Для кого производить продукт? Экономическая система и ее функции. Типы экономических систем.
Собственность. Имущественные отношения. Собственность. Формы собственности. Защита права собственности.
Рыночная экономика. Рынок и условия его функционирования. Спрос и предложение на рынке. Рыночное равновесие. «Невидимая рука» рынка.
Производство - основа экономики. Главный источник экономических благ. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация.
Предпринимательская деятельность. Роль предпринимательства в экономике. Цели фирмы и ее основные организационно-правовые формы. Малое предпринимательство.
Роль государства в экономике. Зачем экономике государство. Почему мы платим налоги. Государственный бюджет. Распределение доходов. Доходы граждан и прожиточный минимум. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения.
Потребление. Семейное потребление. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы прав потребителя.
Инфляция и семейная экономика. Номинальные и реальные доходы. Формы сбережения граждан. Банковские услуги, предоставляемые гражданам.
Безработица. Безработица - спутник рыночной экономики. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.
Мировое хозяйство и международная торговля. Мировое хозяйство. Внешняя торговля. Внешнеторговая политика. Обменные курсы валют.
Тема 4. Социальная сфера (6 ч)
Социальная структура общества. Что такое социальная структура? Социальная мобильность. Многообразие социальных групп. Социальные конфликты и пути их разрешения.
Социальный статус и роли. Социальная позиция человека в обществе. В поисках себя. Отцы и дети. По признаку пола.
Нации и межнациональные отношения. Этнос, нация, национальность. Отношения между нациями. Отношение к истории и традициям народа. Межнациональные отношения в современном обществе.
Отклоняющееся поведение. Какое поведение считают отклоняющимся? Алкоголизм и наркомания.
Итоговый модуль (2 часа).
Календарно- тематическое планирование
№ урока (сквозной) Сквозная нумерация уроков | № урока в разделе (теме) | Тема урока | план | Деятельность учащегося |
1 | 1 | Введение | 1 | Работа с учебником по индивидуальной карточке |
| | Глава 1. Личность и общество | 4 | |
2 | 1 | Быть личностью | 1 | Работа с учебником: найти в тексте и выписать в словарь предложенные учителем термины |
3 | 2 | Общество как форма жизнедеятельности людей | 1 | Заполнение по учебнику приготовленной учителем схемы |
4 | 3 | Развитие общества | 1 | Заполнение индивидуальной схемы: вставить пропуски в таблицу, опираясь на текст учебника и иллюстрации |
5 | 4 | Контрольная работа № 1: «Личность и общество» | 1 | Приготовить ответы на вопросы репродуктивного характера |
| | Глава 2. Сфера духовной культуры | 8 | |
6 | 1 | Сфера духовной жизни | 1 | Составление простого плана |
7 | 2 | Мораль | 1 | Найти «лишнее» слово из списка, дать объяснение выбору |
8 | 3 | Долг и совесть | 1 | Заполнение индивидуальной таблицы: вставить пропуски в таблицу, опираясь на текст учебника |
9 | 4 | Моральный выбор – это ответственность | 1 | Составление простого плана |
10 | 5 | Образование | 1 | Опрос по индивидуальной карточке |
11 | 6 | Наука в современном обществе | 1 | Составить вопросы к тексту параграфа |
12 | 7 | Религия как одна из форм культуры | 1 | Заполнение индивидуальной таблицы: вставить пропуски в таблицу, опираясь на текст учебника и иллюстрации |
13 | 8 | Контрольная работа № 2: «Сфера духовной культуры» | 1 | Индивидуальная проверочная работа |
| | Глава 3. Экономика | 14 | |
14 | 1 | Экономика и её роль в жизни общества | 1 | Составление плана изучения темы с поддержкой в виде алгоритма |
15 | 2 | Главные вопросы экономики | 1 | Работа со схемой, предложенной учителем |
16 | 3 | Собственность | 1 | Найти соответствие фактов и понятий |
17 | 4 | Рыночная экономика | 1 | Ответы на вопросы репродуктивного характера |
18 | 5 | Производство – основа экономики | 1 | Работа с текстом учебника |
19 | 6 | Предпринимательская деятельность | 1 | Составление простого плана |
20 | 7 | Контрольная работа № 3: « Рыночная экономика» | 1 | Индивидуальная проверочная работа |
21 | 8 | Роль государства в экономике | 1 | Ответы на вопросы репродуктивного характера |
22 | 9 | Распределение доходов | 1 | Поиск в тексте параграфа терминов, заданных учителем |
23 | 10 | Потребление | 1 | Заполнение пропусков в схеме приготовленной учителем по тексту параграфа |
24 | 11 | Инфляция и семейная экономика | 1 | Найти место в учебнике, где описывается процесс, представленный на схеме |
25 | 12 | Безработица, её причины и последствия | 1 | Индивидуальная карточка |
26 | 13 | Мировое хозяйство и международная торговля | 1 | Придумать и записать вопросы к тексту |
27 | 14 | Контрольная работа № 4: «Мировое хозяйство и международная торговля» | 1 | Индивидуальная контрольная работа |
| | Глава 4. Социальная сфера | 8 | |
28 | 1 | Социальная структура общества | 1 | Составление простого плана |
29 | 2 | Социальные статусы и роли | 1 | Прочитать и пересказать текст пункта параграфа по данным учителем вопросам |
30 | 3 | Нации и межнациональные отношения | 1 | Практическая работа в контурной карте по индивидуальному заданию |
31 | 4 | Отклоняющееся поведение | 1 | Придумать и записать вопросы к тексту |
32 | 5 | Контрольная работа № 5: « Социальная сфера» | 1 | Индивидуальная проверочная работа |
33 | 6 | Повторительно-обобщающий урок | 1 | Индивидуальная карточка |
34-35 | 7,8 | Итоговое повторение | 2 | Индивидуальная карточка |
Система оценивания в предмете обществознание учащихся с ЗПР
1.Для поддержания интереса к обучению и созданию благоприятных и комфортных условий для развития и восстановления эмоционально-личностной сферы детей рекомендуется осуществлять контроль в соответствии с успехами и затраченными усилиями.
2.Разрешать переделать задание, с которым ученик не справился. Проводить оценку переделанных работ.
3.Использовать систему оценок достижений учащегося.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Перечень учебно-методического обеспечения для учителя:
Программа общеобразовательных учреждений – Обществознание. 6-11 классы. Москва, «Просвещение», 2010 г.
Учебник «Обществознание. 8 класс. Под ред. Л.Н.Боголюбова.- М. «Просвещение, 2014 г.;
Рабочая тетрадь. Обществознание. 8 класс. О. А. Котова, Т. Е. Лискова.
Рабочие программы. Обществознание. Предметная линия учебников под ред. Л. Н. Боголюбова. 5-9 классы. Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. и др.
Поурочные разработки. Обществознание. 8 класс. Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.
Учебный план школы.
Володина С.И., Полиевктова А.М., Спасская В.В. Обществознание. Ч. 1, 2. 8-9 кл. – М.:
Примерная программа основного общего образования по обществознанию. – М.: Просвещение, 2005. (Интернет)
Стандарт основного общего образования по обществознанию. (Интернет)
Учебно-методическое пособие. Рабочие программы к УМК под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой «Обществознание. 5 – 9 классы» М: Просвещение, 2012.
Примерные программы по учебным предметам. Обществознание 5 – 9 классы. Стандарты второго поколения. М: Просвещение, 2010.
Список дополнительной литературы для учащихся:
Обществознание: Учебное пособие/ Отв. Ред. проф. Ю.Г. Волков. – М.: Гардарик, 2005.
Обществознание в таблицах: справочные материалы/П.А.Баранов. – М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2008.
Обществознание в таблицах и схемах. – СПБ.: ООО «Полиграфуслуги», 2005.
Школьный словарь по обществознанию: пособие для учащихся/ под ред. Л.Н.Боголюбова, Ю.И.Аверьянова. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2007.
Цифровые образовательные ресурсы:
Электронный учебник. Обществознание. 8 класс.
Презентации к урокам.
Интернет ресурсы.
Материально-техническое обеспечение:
Компьютер, проектор, экран
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Учащиеся должны знать/понимать:
социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
понятие общества как формы совместной деятельности людей;
характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Учащиеся должны уметь:
составлять простой план;
отвечать на вопросы репродуктивного характера;
оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм;
осуществлять поиск информации по заданной теме.