СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ОДНКНР 5 класс

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа по ОДНКНР 5 класс по ФГОС

Просмотр содержимого документа
«поясн.записка»





Муниципальное общеобразовательное учреждение - Средняя общеобразовательная школа

села Писаревка Унечского района Брянской области



Рассмотрено

на заседании МО

учителей гуманитарного цикла

Руководитель: Чайко Е.Н.

/__________/

Протокол от « »____2017г. №_____

Согласовано
ЗД по УВР

Бондаренко Н.И.

/_____________/

« »________2017г.



Утверждаю

Директор школы

Шевченко С.Н.

/_____________/

Приказ по школе « »____2017г.№_____




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Класс 5

2017-2018 учебный год







Учитель: Хребтович В.А.








  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс разработана в соответствии с требованиями:

1. Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Федерального государственного образовательного стандарта (Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 г. №1897);

3. Примерной основной образовательной программы: основная школа - М.: Вентана-Граф, 2012, Система учебников «Алгоритм успеха», авторы: Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

4. Приказа Минобрнауки РФ от 31.03.2014 г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

5. Основной образовательной программы основного общего образования МОУ-СОШ с. Писаревка

6. Письмо Департамента образования и науки Брянской области от 12.04.17 г. № 2501-04-0 «О примерном учебном плане 5-9 классов общеобразовательных организаций Брянской области на 2017-2018 учебный год».

7. Учебного плана МОУ-СОШ с.Писаревка на 2017-2018 учебный год.



В соответствии с ФГОС основного общего образования в результате изучения новой обязательной предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5 классе продолжается формирование первоначальных представлений о светской этике, религиях России, их роли в культуре, истории и современности России. Результатом обучения должно стать пробуждение интереса к культуре других народов, проявление толерантности, способности к сотрудничеству, взаимодействию.

В процессе изучения данного предмета в 5 классе у обучающихся углубляется осознание идеи духовности человека как преобладания в нём нравственных, интеллектуальных интересов над материальными. Предмет призван обогатить процесс воспитания в школе новым пониманием сущности российской культуры, развивающейся как сплав национальных традиций и религиозных верований. Исходя из этого, особое значение заключается в раскрытии общечеловеческих ценностей, которые объединяют светскость и духовность.

Особое значение изучения данного предмета младшими подростками определяется их возрастными и познавательными возможностями. У них наблюдается большой интерес к социальному миру, событиям, они открыты для общения на различные темы.

Срок реализации программы - 1 год


Цели изучения предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» :

  • совершенствование способности к восприятию накопленной разными народами духовно-нравственной культуры;

  • углубление и расширение представлений о средствах и методах хранения и передачи общечеловеческих ценностей;

  • осознание того, что духовно-нравственная культура современного человека является прямым наследником истории его народа, его страны;

  • становление внутренних установок личности, ценностных ориентаций, убеждения в доминировании нравственных ценностей над материальными;

  • формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России.


Основными задачами реализации курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5 классе остаются:

• совершенствование способности к восприятию накопленной разными народами духовно-нравственной культуры; осознание того, что человеческое общество и конкретный индивид может благополучно существовать и развиваться, если стремится к нравственному самосовершенствованию, проявляет готовность к духовному саморазвитию;

• углубление и расширение представлений о том, что общечеловеческие ценности родились, хранятся и передаются от поколения к поколению через этнические, культурные, семейные традиции, общенациональные и межнациональные отношения, религиозные верования;

• осознание того, что духовно-нравственная культура современного человека является прямым наследником всей жизни и деятельности предков, она берет свои истоки в повседневной жизни, в народном эпосе, фольклорных праздниках, религиозных обрядах и др.;

• становление внутренних установок личности, ценностных ориентаций, убеждения в том, что отношение к члену общества определяется не его принадлежностью к определенному этносу, не его религиозными убеждениями, а нравственным характером поведения и деятельности, чувством любви к своей родине, уважения к народам, населяющим ее, их культуре и традициям.

  1. Общая характеристика предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» определен как курс, направленный на формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности. Особенность данного учебного предмета состоит в том, что расширение знаний обучающихся сочетается с воспитанием ценностных отношений к изучаемым явлениям: внутренней установки личности поступать согласно общественным нормам, правилам поведения и взаимоотношений в обществе.

Таким образом, характеризуя данный учебный предмет, следует подчеркнуть его интегративный характер: изучение направлено на образование, воспитание и развитие школьника при особом внимании к его эмоциональному развитию.

Учебный предмет разбивается на следующие основные разделы:

1. Формирование понятия «культура», ознакомление с ролью и значением российской культуры в мировом сообществе (раздел «В мире культуры»).

2. Характеристика общечеловеческих ценностей, их представленность в повседневной жизни народа и особое значение в чрезвычайных моментах истории страны (разделы «Нравственные ценности российского народа», «Как сохранить духовные ценности», «Твой духовный мир»).

3. Истоки становления общечеловеческих ценностей, раскрытие вклада различных религий в формирование законов и правил жизни в обществе (раздел «Религия и культура»).

Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в основной школе является частью всего учебно-воспитательного процесса и тесно связан с содержанием других предметов: «Обществознания», «Литературы», «Истории», «Изобразительного искусства».

Основным средством обучения является учебник, который построен в полном соответствии с программой обучения, можно использовать средства ИКТ, что обогатит содержание и методы проведения уроков.

Принципы организации обучения по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

1. Культуроведческий принцип определяет возможность широкого ознакомления с различными сторонами культуры народов России: фольклором, декоративно-прикладным искусством, архитектурой, особенностями быта, праздниками, обрядами и традициями. Особое место в предмете занимает знакомство с культурой, рожденной религией. Все это позволяет обеспечить благополучную адаптацию подрастающего поколения в обществе и воспитать важнейшие нравственные качества гражданина многонационального государства – толерантность, доброжелательность, эмпатию, гуманизм и др.

2. Принцип природосообразности. В младшем подростковом возрасте у формирующейся личности возникает глубокий интерес к окружающему миру, обществу, взаимоотношениям людей и т. п., что позволяет приобщить её к философской стороне жизни. Вместе с тем, важно учитывать психологические возможности и малый жизненный опыт младших подростков: особенности восприятия ими философских идей, тягу к эмоциональным впечатлениям, стремление к самоанализу и самостоятельности. Материал, который предоставляется для восприятия пятиклассникам, должен, прежде всего, вызывать у них эмоциональную реакцию, а память фиксировать образы и фактологическую сторону явления.

3. Принцип диалогичности. Поскольку сама российская культура есть диалог различных культур, то и ознакомление с ними предполагает откровенный и задушевный разговор о ценностях, представленных как в традиционной народной культуре, так и в религиозной культуре. Более того, учитывая, что ведущей деятельностью подростка начинает становиться коммуникативная деятельность, возникает необходимость создать условия для ее развития. Диалогичность реализуется разными дидактическими способами: организацией текстов в учебнике; проведением учебных диалогов, обсуждением проблемных ситуаций, обучением в парах, группах.

4. Принцип краеведения. При обучении пятиклассников этот принцип остается актуальным, т.к. продолжающаяся социализация ребенка проходит в естественной среде, частью которой являются быт, традиции, этические нормы и нравственные правила, религиозная вера народов и др. Ознакомление с конкретным выражением этих пластов в данном крае, городе, деревне может стать основой формирования системы ценностей, нравственных качеств личности, позволяющих ей адаптироваться в различной этнической среде. Школьники, изучая родной край, начинают осознавать, что малая родина – часть большого Отечества, а окружающая его культурная среда – один из элементов общероссийской культуры.

5. Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения. При сохранении общей идеи курса содержание обучения постепенно углубляется и расширяется, школьники начинают решать более серьезные проблемные задачи.



3. Описание места учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в учебном плане.


В соответствии с ФГОС и школьным учебным планом «Основы духовно-нравственной культуры народов России» изучается в 5 классе в объеме 17 часов.


  1. Описание ценностных ориентиров


Предмет «ОДНКНР» развивает общую культуру школьника, формирует гражданскую идентичность, осознание своей принадлежности к народу, национальности, общности. Исходя из этого, главной особенностью этой области является представление культурообразующего содержания духовно-нравственного воспитания.


  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения «ОДНКНР»


В соответствии с федеральным государственным стандартом основного общего образования содержание данного предмета определяет достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы.

Личностные цели представлены двумя группами. Первая отражает изменения, которые должны произойти в личности субъекта обучения. Это:

- готовность к нравственному саморазвитию;

- способность оценивать свои поступки, взаимоотношения со сверстниками;

- достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;

- личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:

- формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в современном мире;

- воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

- формирование ценностей многонационального российского общества;

- воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от их возраста, национальности, вероисповедания;

- понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками; - формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебных действий разного типа (познавательные, коммуникативные, рефлексивные, информационные), которые успешно формируются средствами данного предмета. Среди них:

- владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров);

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме;

- овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда.

Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:

- осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;

- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами;

- расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.



  1. Содержание учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

В мире культуры - 2 часа

Величие российской культуры. Российская культура – плод усилий разных народов. Деятели науки и культуры – представителей разных национальностей (К. Брюллов, И. Репин, К. Станиславский, Ш. Алейхем, Г. Уланова, Д. Шостакович, Р. Гамзатов, Л. Лихачев, С. Эрьзя, Ю. Рытхэу и др.). Человек – творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства. Законы нравственности – часть культуры общества. Источники, создающие нравственные установки.


Нравственные ценности российского народа - 7 часов

«Береги землю родимую, как мать любимую». Представления о патриотизме в фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов (Улып, Сияжар, Боотур, Урал-батыр и др.). Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России (Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.). Деятели разных конфессий – патриоты (Сергий Радонежский, Рабби Шнеур-Залман и др.). Вклад народов нашей страны в победу над фашизмом. В труде – красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах, пословицах). «Плод добрых трудов славен…». Буддизм, ислам, христианство о труде и трудолюбии. Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей разной национальности на благо родины (землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.). Бережное отношение к природе. Одушевление природы нашими предками. Роль заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России. Семья – хранитель духовных ценностей. Рольсемьи в жизни человека. Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка – главные семейные ценности. О любви и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи в фольклоре разных народов. Семья – первый трудовой коллектив.


Религия и культура - 5 часов

Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества. Культурное наследие христианской Руси. Принятие христианства на Руси, влияние Византии. Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие князья Древней Руси и их влияние на развитие образования. Православный храм (внешние особенности, внутреннее убранство). Духовная музыка. Богослужебное песнопение. Колокольный звон. Особенности православного календаря. Культура ислама. Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII-XII века) – золотое время исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад мусульманской литературы в сокровищницу мировой культуры. Декоративно-прикладное искусство народов, исповедующих ислам. Мечеть – часть исламской культуры. Исламский календарь. Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие Моисея. Синагога – молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги. Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь. Культурные традиции буддизма. Распространение буддизма в России. Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Искусство танка. Буддийский календарь.


Как сохранить духовные ценности - 2 часа

Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные гарантии права гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятников духовной культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями. Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры благотворительности из российской истории. Известные меценаты России.


Твой духовный мир. - 1 час

Что составляет твой духовный мир. Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности – составляющие духовного мира. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях. Нравственные качества человека

Учебно-тематический план

Класс/ Год обучения

Кол-во часов в нед.

Кол-во учеб. недель

Кол-во часов за год

5 класс/ 2015-2016

0,5

35

17

Итого:

0,5

35

17

Рабочая программа составлена с учетом изучения «ОДНКНР» в объеме 17 часов во втором полугодии.

Название раздела, темы

Всего часов

Кол-во к/р

В мире культуры

2

-

Нравственные ценности

7

-

Религия и культура

5

-

Как сохранить духовные ценности

2

-

Твой духовный мир

1

-

Итого:

17

-





















  1. Описание учебно - методического и материально- технического обеспечения образовательной деятельности


Литература для обучающихся:

    1. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Н.Ф. Виноградова, 5 класс, Москва «Вентана-графа» 2015г.

Литература для учителя:

  1. Алексеев Ю.А. Моя Родина-Россия. Москва, 2009 год.

  2. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Н.Ф. Виноградова, 5 класс, Москва «Вентана-графа» 2015г.

  3. Чернокозов А.И. Мировая художественная культура. Ростов-на - Дону, 2004


Материалы на электронных носителях и Интернет ресурсы:

Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов - http://school-collection.edu.ru


Всемирная история в интернете - http:// www.hrono.ru

История стран и цивилизаций - http: // www. istorya. ru

Библиотека античной литературы - http:// сyrill.newma.ru

Коллекция: мировая художественная культура - http:// artclassic.edu.ru

www.orkse.ru

http://fcior.edu.ru

http://patriarchia.ru

http://www.otdelro.ru

Информационно-техническая оснащенность кабинета:

  • Компьютер

  • Мультимедийный проектор

  • Принтер

  • Учебная доска


  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России»


Личностные результаты:

– осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности);

– понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения;

– проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности;

– стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей.

Универсальные учебные действия.

Познавательные:

– характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»;

– сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре, искусстве, религиозных учениях;

– различать культовые сооружения разных религий;

– формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов.

Коммуникативные:

– рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в России;

– кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм, трудолюбие, доброта, милосердие и др.).

Рефлексивные:

– оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»;

– анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу) в соответствии с поставленной учебной задачей, правилами коммуникации и делового этикета.

Информационные:

– анализировать информацию, представленную в разной форме (в том числе графической) и в разных источниках (текст, иллюстрация, произведение искусства).

Обучающиеся научатся:

• воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя;

• сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов. Проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями;

• участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.

• создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя;

• оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания

известных личностей;

• работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей;

• использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач.


Обучающиеся получат возможность научиться:

- высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека;

- оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития;

- работать с историческими источниками и документами;

- описывать особенности духовных традиций различных религиозных культур народов России;

- понимать историю развития религиозных культур в истории России;

- описывать различные явления духовных и религиозных традиций народов России;

- устанавливать взаимосвязь между духовными традициями, религиозной культурой и поведением людей;

- излагать свое мнение о значении духовных традиций и религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества;

- соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры и (или) светской этики;

- строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций.

Просмотр содержимого документа
«темат. план. 5 кл. 17-18»

7. Тематическое планирование по ОДНКНР 5 класс

Тема урока

Планируемые результаты

Характеристика деятельности обучающихся

Вид контроля

Домашнее задание

Дата

Предметные

Метапредметные

Личностные

план

факт

В мире культуры (2 часа)

1

Величие многонацио-нальной российской культуры

Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.

Регулятивные: умеют оценивать свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке; выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их; анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами.

Коммуникативные: участвуют в обсуждении вопросов, понимают позицию партнера.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами; составляют разные виды планов; следуют плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени.

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения.

Учебный диалог: чтение и обсуждение текста учебника. Рассматривание и анализ иллюстративного материала «Что мы можем сказать о профессии этих людей? Чем они прославили Россию?». Восприятие и оценка информации, представленной в видеофильме. Выделение главной мысли рассказа учителя о жизни и творчестве Шолом-Алейхема. Обсуждение докладов и презентаций учащихся на тему «Словесный портрет выдающегося деятеля культуры России».

Опрос, доклады

с.3-11

презентация на тему «Словесный портрет выдающегося деятеля культуры России» или пословицы и поговорки разных народов



2

Человек – творец и носитель культуры

Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.

Регулятивные: умеют самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.

Коммуникативные: участвуют в обсуждении вопросов; работают в паре и в группе, сотрудничают с одноклассниками, договариваются, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил

Познавательные: умеют воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; формули­руют ответы на вопросы учителя.

Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину.

Чтение и обсуждение текста учебника «Человек – творец и носитель культуры». Конструирование схем: «Человек – носитель культуры», «Человек – творец культуры» (на основе иллюстративного материала). Восприятие и оценка информации, представленной в рассказе учителя «Что такое этика?». Учебный диалог обсуждение высказывания Аристотеля об этике. Совместная деятельность в группах: «Объяснение значения пословиц и поговорок разных народов». Работа с рубриками «Жил на свете человек» и «Для любознательных» (составление плана пересказа текстов).

Опрос, тест

с.12-17

подобрать пословицы и поговорки о Родине и патриоти-ческих чувствах.



Нравственные ценности (7 часов)

3

«Береги землю родимую, как мать любимую»

Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.

Регулятивные: самостоятельно выделя­ют и формулируют цель; составляют план последова­тельности действий, следуют ему, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени.

Познавательные: анализируют текст, выделяют в нём главное и формулируют своими словами.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обменива­ются мнениями, понимают позицию партнера.

Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину.

Объяснение значения пословиц и поговорок о Родине и патриотических чувствах.

Чтение текста «Нюргун Боотур – стремительный» и составление словесного портрета героя. Оценка образца словесного портрета, представленного учителем.

Совместная деятельность в парах: чтение и обсуждение башкирской легенды об Урал-батыре. Рассматривание иллюстраций к текстам, анализ и оценка выразительных средств.

Учебный диалог «Обсудим вместе»: сравнение эпических героев.

Устное высказы-вание по теме

с.19-24

вопр. и задания



4

Жизнь ратными подвигами полна

Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.

Регулятивные: выбирают способы достижения цели, проверяют и корректируют их; составляют разные виды планов; следуют плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени, оценивают свою работу на уроке; ана­лизируют эмоциональное состояние, полученное от деятельности на уроке.

Познавательные:

анализируют текст, выделяют в нём главное и формулируют своими словами. Коммуникативные: всту­пают в речевое общение, участвуют в диалоге.

Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину.

Работа с информацией, представленной в тексте.

Выделение главной мысли рассказа-дополнения учителя. Работа с рубрикой «Картинная галерея»: описание героя картины. Чтение и оценка информации из текстов об участии в Великой Отечественной войне представителей разных народов России.

Беседа по вопросам, устные ответы.

с.25-36

пословицы и поговорки о труде



5

В труде – красота человека

Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.

Регулятивные: осуществ­ляют индивидуальную образовательную траекторию; выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их; составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени.

Познавательные: анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами.

Коммуникативные: всту­пают в речевое общение; планируют цели и способы взаимодействия.

Делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и обосновывать его.

Чтение и определение главной мысли текста. Объяснение значения пословиц (поговорок). Совместная деятельность в парах: чтение и анализ текста татарской сказки «Звёздочка Зухра». Чтение и анализ текста «Микула Селянинович» (учебник, с.38-40).

Коллективная оценка выполнения задания, обобщение: «Почему Микула Селянинович стал героем народных былин?».

Анализ сказки К. Ушинского «Два плуга?», выделение главной мысли.

Устное высказы-вание

с.36-40




6

«Плод добрых трудов славен»

Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.

Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учите­лем, при освоении нового учебного материала

Познавательные: привлекают информацию, получен­ную ранее, для решения учебной задачи.

Коммуникативные: работают в паре и в группе, сотрудничают с одноклассниками, договариваются, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил.

Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину.

Учебный диалог: обсуждение высказывания буддийского монаха Шантидевы. Определение главной мысли текстов учебника. Восприятие и оценка информации, представленной в рассказе учителя «Владимир Мономах о трудолюбии». Формулирование вывода по материалам урока.

Формули-ровка выводов по теме, опрос

с.41-42

вопр. и задания



7

Люди труда

Встраивать этические понятия в свою систему знаний, оперировать ими в рассуждениях.

Регулятивные: оформляют свои мысли в устной и письменной речи: составляют монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения.

Познавательные: сопостав­ляют схемы и текстовую информацию, устанавливают закономерности, делают выводы.

Коммуникативные: сотруд­ничают с товарищами при выполнении заданий, задают вопросы с целью получения нужной информации.

Выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, макеты, презентации, отдельные слайды, таблицы, графики, схемы).

Чтение и работа с текстами учебника: Обсуждение проблемы: «Как может проявляться любовь к Родине в мирное время?» Учебный диалог: «Является ли учеба трудом? Какие качества должны быть у ученика, чтобы его труд был успешным?». Анализ и оценка ситуаций из жизни сверстников.

Беседа по вопросам

с.43-48

вопр. и задания



8

Бережное отношение к природе

Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.

Регулятивные: прогнози­руют результаты уровня усвоения изучаемого материа­ла; принимают и сохраняют учебную задачу Познавательные: выявляют особенности и признаки объ­ектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: взаи­модействуют в ходе группо­вой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и по­зицию, допускают существование различных точек зрения.

Делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и обосновывать его.

Оживление и использование имеющихся знаний: ответ на вопрос «Как древние люди относились к природе?». Анализ информации, представленной в рассказе-обобщении учителя. Совместная работа в группах: анализ информации, представленной в текстах. Просмотр и оценка видеофильма. Анализ иллюстраций материалом (учебник, с. 53). Обсуждение и формулирование вывода по материалам урока.

Выпол-нение заданий, устные ответы.

с.49-55

вопр. и задания



9

Семья – хранитель духовных ценностей

Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.

Регулятивные: формулируют смысловое содержание иллюстраций, связывают графическое и текстовое представление информации

Познавательные: выявляют особенности и признаки появления древнейших государств.

Коммуникативные

оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнера, в том числе и от­личную от своей, согласовывают действия с партнером; вступают в коллективное учебное сотрудничество.

Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами.

Учебный диалог на основе иллюстративного материала. Коммуникативная деятельность: «Послушаем друг друга» (традиции в моей семье). Чтение и анализ текста стихотворения «Бабушкины сказки». Обсуждение проблемы: «Отражение в фольклоре народов России семейных ценностей». Анализ информации, представленной в материалах рубрики «Картинная галерея». Составление описательного рассказа по картине. Совместная деятельность в группах: чтение и анализ народной сказки. Учебный диалог: обсуждение темы, идеи и главной мысли народных сказок. Чтение текстов и анализ главной мысли. Учебный диалог: «Любовь – главная семейная ценность». Самооценка выполненной работы. Учебный диалог: «В чем состоит ценность человеческого общения». Коммуникативная деятельность: послушаем друг друга, рассказывание о традициях своей семьи

Беседа по вопросам

с.56-74

вопр. и задания



Религия и культура (5 часов)

10

Роль религии в развитии культуры

Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.

Регулятивные: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий

Познавательные: находят нужную информацию в печатных и электронных источниках Коммуникативные: оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнера, в том числе и от­личную от своей, согласовывают действия с партнером; вступают в коллективное учебное сотрудничество.

Сопоставлять своё мнение с мнениями других людей, находить полезную для себя информацию в их позициях и высказываниях

Оживление имеющегося опыта и знаний: высказывания на тему: «О каких религиозных праздниках мы уже знаем? Что мы можем рассказать о православном храме, мечети, синагоге и пагоде? Анализ текстов и иллюстраций в учебнике: семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Оценка информации, представленной в рассказе учителя о Петре и Февронии Муромских: «О каких семейных ценностях повествует история Петра и Февронии?»

Совместная деятельность в парах: чтение и выделение главной мысли притчи «Хлебец с маслом». Восприятие и анализ информации, представленной в рассказе учителя.

Разыгрывание сценок: «Коляда», «Святки».

Выпол-нение заданий, устные ответы.

с.74-84

вопр. и задания



11

Культурное наследие христианской Руси.

Встраивать этические понятия в свою систему знаний, оперировать ими в рассуждениях.

Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуще­ствляют самостоятельный контроль своей деятельности Познавательные: оформляют свои мысли в устной и письменной речи: составляют монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и от­личную от своей, согласовывают действия с партнером.

Выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, макеты, презентации, отдельные слайды, таблицы, графики, схемы).

Обсуждение вопросов «Что мы знаем о христианской вере? Когда Древняя Русь приняла христианство?» (по имеющемуся опыту). Чтение и обсуждение текста учебника «Откуда на Русь пришло христианство?». Учебный диалог («Обсудим вместе»): анализ информации, представленной в текстах учебника Чтение и выделение главной мысли текста о Ярославе Мудром

Сообще-ния, опрос

с.85-98

вопр. и задания



12

Культура ислама

Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.

Регулятивные: выделяют нравственные мотивы в действиях персонажей художественных произведений, одноклассников и других людей.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, решают проблем­ные ситуации. Коммуникативные: адек­ватно используют речевые средства для решения раз­личных коммуникативных задач; принимают другое мнение и позицию.

Сопоставлять своё мнение с мнениями других людей, находить полезную для себя информацию в их позициях и высказываниях

Чтение и обсуждение текста учебника «Возникновение ислама». Учебный диалог «Золотой век исламской культуры». Анализ информации, представленной в рассказе учителя о великом персидском и таджикском поэте Фирдоуси. Чтение и обсуждение текста учебника о мечети. Рассматривание иллюстраций, оценка информации, представленной в видеофильме.

Ответы на вопросы

с.99-108

вопр. и задания



13

Иудаизм и культура


Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.

Регулятивные: составляют план последовательности действий; осуществляют пошаговый контроль; оцени­вают свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке

Познавательные: воспроиз­водят по памяти информа­цию, необходимую для решения учебной задачи. Коммуникативные: оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнера, в том числе и от­личную от своей, согласовы­вают действия с партнером.

Открывать для себя значение этических понятий, объяснять их смысл своими словами.

Чтение и обсуждение текста учебника «Как всё начиналось». Практическая работа: нахождение на карте Палестины и других мест, связанных с ранней историей иудаизма. Беседа-повторение пройденного по вопросам: «Что такое Ветхий Завет? Частью какой книги он является? Какие религии признают Ветхий Завет священной книгой?». Анализ информации, представленной в материале рубрики «Жил на свете человек» и «Картинная галерея», составление повествования по сюжету картины. Беседа по тексту и иллюстрациям учебника «Дом окнами на Восток» Игра-экскурсия «Иудейская история в произведениях живописи»

Беседа по вопросам, тест

с.109-119

вопр. и задания



14

Культурные традиции буддизма

Готовность применять знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира; умение изучать и систематизировать информацию из различных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность. Встраивать этические понятия в свою систему знаний, оперировать ими в рассуждениях

Регулятивные: прогнози­руют результаты уровня ус­воения изучаемого материа­ла; принимают и сохраняют учебную задачу;

Познавательные: воспроиз­водят по памяти информа­цию, необходимую для решения учебной задачи; оформляют свои мысли в устной и письменной речи; составляют монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения.

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; понимают позицию партнера, согласовывают с ним свои действия.

Выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, макеты, презентации, отдельные слайды, таблицы, графики, схемы).

Обсуждение проблемы: какие народы РФ исповедуют буддизм (на основе имеющихся знаний). Анализ информации, представленной в рассказе учителя «Буддизм в России», составление плана пересказа. Практическая работа с картой: нахождение мест, связанных с ранней историей буддизма. Анализ и оценка информации, представленной в текстах учебника. Составление плана пересказа текста «Буддийский монастырь». Просмотр и обсуждение видеофильма «Искусство танка».

Беседа по вопросам

с.120-127

вопр. и задания



Как сохранить духовные ценности (2 часа)

15

Забота государства осохранении духовных ценностей

Сопоставлять своё мнение с мнениями других людей, находить полезную для себя информацию в их позициях и высказываниях. Обсуждать разные мнения, оценивать их с точки зрения норм морали и логики

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную зада­чу; удерживают цель дея­тельности до получения ее результата Познавательные: воспроиз­водят по памяти информа­цию, необходимую для решения учебной задачи; формулируют ответы на вопросы учителя. Коммуникативные: при­нимают другое мнение и по­зицию, допускают сущест­вование различных точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами.

Оценка информации, представленной в рассказе учителя «Забота государства о сохранении духовных ценностей». Чтение и обсуждение главной мысли текстов учебника. Составление плана пересказа текста «Храм Христа Спасителя»; чтение и выделение главной мысли текста «Охраняется государством». Конструирование вывода по теме.

Беседа по вопроса. Тест

с.129-135

вопр. и задания



16

Хранить память предков

Осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России; Использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей
деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами

Регулятивные: высказывают предположения о последствиях неправильного
(безнравственного) поведения человека; оценивают свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечают способы саморазвития. Познавательные: самостоятельно выделяют цели; ана­лизируют вопросы, форму­лируют ответы, решают проблемные ситуации. Коммуникативные: сотрудничают с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливают и соблюдают очередность действий, сравнивают полученные результаты, выслушивают партнера, корректно сооб­щают товарищу об ошибках.

Осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности. Понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения.

Учебный диалог: обсуждение статьи Д. Лихачева «Память». Оценка информации, представленной в рассказе-объяснении учителя. Выделение главной мысли рассказа. Чтение и анализ текста учебника «Творить благо». Коммуникативная деятельность: послушаем друг друга, выскажем свое мнение: можем ли мы принять участие в благотворитель-ности? Составление портрета героя художественного полотна (И. Репин. Портрет С.И. Мамонтова). Учебный диалог (обсудим вместе): оценим жизненные истории.

Устное сообще-ние по теме

с.136-141

вопр. и задания



Твой духовный мир (1 час)

17

Твой духовный мир

Расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование
умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.


Регулятивные: принимают и сохраняют учебную зада­чу; самостоятельно выделя­ют и формулируют цель; составляют план последова­тельности действий

Познавательные: создают по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя; оценивают поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания
известных личностей. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обменива­ются мнениями, понимают позицию партнера.

Проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности; стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей.

Анализ информации, представленной в объяснении учителя «Что такое этикет и зачем он нужен?». Практическая работа «Учимся быть образованными». Учебный диалог: обсудим вместе, заполним устно таблицу, дополним ее. Совместная деятельность в группах: анализ информации, представленной в дидактических текстах К.Д. Ушинского. Составление описательного рассказа по картине П. Федотова «Свежий кавалер». Сюжетная игра «Разговор с младшим братишкой (сестренкой) об этикете».

Устное сообще-ние

с.143-155







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!