Министерство образования и науки Республики Дагестан
Государственное профессиональное образовательное бюджетное учреждение
«Республиканский строительный колледж №2»
Рассмотрено | Утверждаю |
на заседании методической комиссии ____________________________ | Зам. директора по УМР |
________ Магомедов М.Р. |
Протокол №___ | «____» _____________ 2016г. |
от «__»____________2016г. | |
Председатель комиссии | |
_____________________ | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП 11. ОХРАНА ТРУДА
по специальности
08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»
Каспийск
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности 08.02.01 СТРОИТЕЛЬСТВО И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ
среднего профессионального образования (далее СПО) (базовой подготовки).
- Рабочего учебного плана образовательного учреждения на 2016-2017 уч. год.
Организация-разработчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Республиканский строительный колледж №2»
Разработчик: Шамсудинова М.В. – преподаватель специальных дисциплин ГПОБУ «РСК№2»
Рекомендована методическим советом ГПОБУ «Республиканский строительный колледж №2»
Заключение методического совета №___ от «___»___________2016г.
СОДЕРЖАНИЕ
Паспорт программы учебной дисциплины 4
Структура и содержание учебной дисциплины 7
Условия реализации учебной дисциплины 13
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины 14
. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Охрана труда»
1.1 Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Охрана труда» является частью ППССЗ в соответствии с ФГОС по специальности СПО 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений в соответствии с требованиями ФГОС СПО.
Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Учебная дисциплина «Охрана труда» относится к общепрофессиональному циклу.
Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
-вести документацию установленного образца по охране труда, соблюдать сроки ее заполнения и условия хранения;
-использовать экобиозащитную и противопожарную технику, средства коллективной и индивидуальной защиты;
-определять и проводить анализ опасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности;
-оценивать состояние безопасности труда на производственном объекте;
-применять безопасные приемы труда на территории организации и в производственных помещениях;
-проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда, в т.ч. оценку условий труда и травмобезопасности;
-инструктировать подчиненных работников (персонал) по вопросам охраны труда; -соблюдать правила безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
-законодательство в области охраны труда;
-нормативные документы по охране труда и здоровья, основы профгигиены, профсанитарии и пожаробезопасности;
-правила и нормы охраны труда, личной и производственной санитарии и противопожарной защиты;
-правовые и организационные основы охраны труда в организации, систему мер по безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и снижению вредного воздействия на окружающую среду, профилактические мероприятия по безопасности труда и производственной санитарии;
-возможные опасные и вредные факторы и средства защиты;
-действие токсичных веществ на организм человека;
-категорирование производств по взрыво- и пожароопасности;
-меры предупреждения пожаров и взрывов;
-общие требования безопасности на территории организации и в производственных помещениях;
-основные причины возникновения пожаров и взрывов;
-особенности обеспечения безопасных условий труда на производстве;
-порядок хранения и использования средств коллективной и индивидуальной защиты; -предельно допустимые концентрации (ПДК) и индивидуальные средства защиты;
-права и обязанности работников в области охраны труда;
-виды и правила проведения инструктажей по охране труда;
-правила безопасной эксплуатации установок и аппаратов;
-возможные последствия несоблюдения технологических процессов и производственных инструкций подчиненными работниками (персоналом), фактические или потенциальные последствия собственной деятельности (или бездействия) и их влияние на уровень безопасности труда;
-принципы прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях;
Содержание дисциплины должно быть ориентировано на подготовку студентов к освоению профессиональных модулей ОПОП 270802 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений и овладению общих компетенций (ОК) и профессиональных компетенций (ПК):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ПК 3.4. Обеспечивать соблюдения требований охраны труда, безопасности жизнедеятельности и защиту окружающей среды при выполнении строительно-монтажных и ремонтных работ и работ по реконструкции строительных объектов.
Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины «Экологические основы природопользования»
Максимальная учебная нагрузка обучающегося – 78 часа, в том числе:
обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося - 52 часа,
самостоятельная работа обучающегося - 26 часов.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 78 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 52 |
в том числе: | |
лабораторные работы | * |
практические занятия | 2 |
контрольные работы | * |
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) | * |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 26 |
в том числе: | |
написание рефератов, докладов | |
работа с текстом из учебника, составление конспектов | |
работа с дополнительной литературой | |
Итоговая аттестация в форме | Экзамен |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Охрана труда»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся. | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Правовая основа охраны труда | | | |
Тема 1.1 Нормативные документы по охране труда | | Содержание учебного материала | |
Термины и определения по охране труда. Основы профгигиены, профсанитарии и пожаробезопасности. Правила и нормы охраны труда на предприятии. | 4 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: работа с дополнительной литературой | 2 | |
Тема 1.2 Правовые и организационные основы труда на предприятии | | Содержание учебного материала | |
Система правовых и организационных мер по безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и снижению вредного воздействия на окружающую среду. Профилактические мероприятия по безопасности труда и производственной санитарии. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: Реферат. Охрана природы и рациональное природопользование. | 4 | |
Раздел 2. Мероприятия по охране труда | | |
Тема 2.1 Планирование и аттестация мероприятий по охране труда | | Содержание учебного материала | |
Обязанности работников по соблюдению требований охраны труда и обязанности работодателя по обеспечению безопасных и здоровых условий труда. Рекомендации по возложению функций по обеспечению охраны труда на руководителей и специалистов организаций. Планирование и финансирование мероприятий по охране труда. Аттестация рабочих мест по охране труда. Обучение и профессиональная подготовка по охране труда. Инструкции по охране труда. Организация службы охраны труда. Предварительные и периодические медицинские осмотры рабочих и служащих Инструктажи. Виды инструктажей. | 9 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: работа с дополнительной литературой | 6 | |
Тема 2.2 Методы изучения производственного травматизма и профессиональных заболеваний | Содержание учебного материала | | |
Психофизиологические требования к условиям труда. Роль эргономики в обеспечении охраны труда. Анализ причин травматизма и профессиональных заболеваний. Методы изучения причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний. | 4 | 2 |
Практическое занятие Оформление актов производственного травматизма и профессиональных заболеваний | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся: (внеаудиторная) Подбор материала для реферата на темы: «Анализ причин травматизма», «Анализ причин профессиональных заболеваний», «Несчастные случаи на предприятии» | 2 | |
Тема 2.3 Расследование несчастных случаев на производстве | Содержание учебного материала | | |
Расследование несчастных случаев на производстве. Определение тяжести несчастных случаев на производстве. Возмещение вреда, причиненного работникам увечьем или профессиональным заболеванием. Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: (внеаудиторная) Подготовка реферата по теме: «Система расследования и учета профессиональных заболеваний». | 4 |
Раздел 3 Средства индивидуальной и коллективной защиты | | |
Тема 3.1 Классификация средств индивидуальной защиты | Содержание учебного материала | | 2 |
Место средств индивидуальной защиты в системе защиты работающих. Классификация средств индивидуальной защиты. Порядок обеспечения работающих средствами индивидуальной защиты. Специальная защитная одежда. Средства защиты ног и рук. Костюмы изолирующие. Средства защиты головы. Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Средства индивидуальной защиты глаз. Средства индивидуальной защиты лица. Средства индивидуальной защиты органов слуха. Предохранительные пояса. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: написать конспект «Антропогенное воздействие на биосферу». | 2 |
Тема 3.2 Особенности выбора средств индивидуальной защиты. | Содержание учебного материала | | |
Учет особенности производственного процесса при выборе средств индивидуальной защиты. Нормирование труда при использовании средств индивидуальной защиты | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: работа с дополнительной литературой. Экологические нормативы. Загрязнители воды, почвы и биосферы. Решение задач, выполнение тестовых заданий. | 2 |
Тема 3.3 Применение средств индивидуальной защиты | | Содержание учебного материала | | |
Разновидности применения средств индивидуальной защиты. Общие требования к средствам индивидуальной защиты. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся : (внеаудиторная) Подготовка рефератов на темы: «Виды средств индивидуальной защиты», «Применение средств индивидуальной защиты» | 2 | |
Тема 3.4 Классификация средств индивидуальной защиты | Место средств коллективной защиты в системе защиты работающих. Классификация средств коллективной защиты. | 2 |
Раздел 4. Требования безопасности, предусматриваемые в технической документации по производству работ | |
Тема 4.1 Состав и содержание основных проектных решений по безопасности труда в документации | | Содержание учебного материала | |
Проектные решения по безопасности труда. Исходные данные для разработки проектных решений по безопасности труда. Опасные производственные факторы, влияющие на разработку проектных решений по безопасности труда. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: (внеаудиторная) Подготовка сообщения по теме «Права и обязанности работников в области охраны труда». | |
Тема 4.2 Состав и содержание основных решений по безопасности труда в проектах производства работ | | Содержание учебного материала | | 2 |
Содержание основных решений по безопасности работ. Основные организационные мероприятия по обеспечению безопасного производства работ | 2 |
Тема 4.3 Требования безопасности, предусматриваемые при разработке стройгенплана | | Содержание учебного материала | | 2 |
| Определение опасных зон на стройгенплане. Обеспечение безопасности рабочих. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: (внеаудиторная) Подготовка рефератов на тему «Правила прохождения инструктажей по охране труда» | 2 | |
Тема 4.4 Правила безопасной эксплуатации установок и аппаратов | Содержание учебного материала | | |
Правила безопасной эксплуатации установок и аппаратов. Последствия несоблюдения технологических процессов и производственных инструктажей. Фактические и потенциальные последствия собственной деятельности ( или бездействия) и их влияние на уровень безопасности труда. | 2 | 2 |
| Самостоятельная работа обучающихся: (внеаудиторная) Сообщение на тему «Техногенные чрезвычайные ситуации» | 2 | |
Раздел 5. Безопасная организация строительной площадки | | | |
Тема 5.1 Требования безопасности к подготовке и содержания территории строительной площадки | Содержание учебного материала | | |
Расположение оборудования на территории строительной площадки. Места складирования материалов. Расположение и конструкция ограждений на площадке. Установка временных сооружений и сетей. Сооружение подъездных путей, внутриплощадочных дорог, въездов и выездов. Границы опасных зон. Сигнальные цвета и знаки безопасности. | 3 | 2 |
Тема 5.2 Безопасная организация работ нулевого цикла | Содержание учебного материала | | |
Требования безопасности при планировке территорий. Требования безопасности при разработке траншей. Требования безопасности при прокладке подземных коммуникаций. | 3 | 2 |
Тема 5.3 Электробезопасность на строительной площадке | Содержание учебного материала | | |
Воздействие электрического тока на человека. Классификация помещений и видов работ по степени опасности поражения человека электрическим токам. Основные меры защиты человека от поражения электрическим токам. Подключение и эксплуатация электрооборудования. Порядок обучения, присвоение квалификационных групп и проверки знаний по электробезопасности. | 2 | 2 |
Раздел 6. Основы пожарной безопасности | | | |
Тема 6.1 Организационнотехнические мероприятия по обеспечению пожарной безопасности | Содержание учебного материала | | |
Основные понятия. Классификация объектов по взрывопожароопасности. Пожарная безопасность объекта. Противопожарная защита объектов. Организационно-технические мероприятия по обеспечению пожарной безопасности. | 3 | 2 |
Тема 6.2 Оказания первой помощи при несчастных случаях | Содержание учебного материала | | 2 |
Первая помощь при отравлении угарными газами, ожогах, переломах, вывихах и тд. | 2 | |
Практическое занятие Оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим. | 1 | |
| Всего | 78 | |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета - «не предусмотрено»
Оборудование учебного кабинета:
комплект учебной мебели,
классная доска,
компьютер,
комплект учебно-методической литературы,
учебно-наглядных пособий по дисциплине,
тестовые задания, задачи.
Технические средства обучения:
Информационное обеспечение обучения (перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы) Основные источники:
Кузнецова А.В., Беспалов М.В. Охрана труда [Электронный ресурс] / А.В. Кузнецова, М.В. Беспалов. - Издательский дом «ГроссМедиа», 2011. -128с http://biblioclub.ru/index.php?page=book view&book id=211386
Сухачев А.А.Охрана труда в строительстве: учебник / А.А. Сухачев. - М.: Кнорус, 2013
Минько В.М. Охрана труда в строительстве: учебное пособие / В.М. Минько. - М.: Академия, 2012
Мурадова Е.О. Безопасность жизнедеятельности:учебное пособие / Е.О. Мурадова. - М.: РИОР; Инфра-М, 2013
Дополнительные источники :
Бондин В.И., Семехин Ю.Г. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие / В.И. Бондин, Ю.Г. Семехин. - М.: Инфра-М, 2013
Докторов А.В. Охрана труда в сфере общественного питания: учебное пособие / А.В. Докторов. - М.: Альфа-М, 2014
Электронные библиотечные системы
Ресурс Цифровые учебные материалы http://abc.vvsu.ru/
Ресурс ЭБС «Университетская библиотека онлайн»: www.biblioclub.ru
Ресурс ЭБС «Руконт»: www.rucont.ru
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, выполнения обучающимися индивидуальных заданий, при дифференцированном зачете.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: |
-вести документацию установленного образца по охране труда, соблюдать сроки ее заполнения и условия хранения; -использовать экобиозащитную и противопожарную технику, средства коллективной и индивидуальной защиты; -определять и проводить анализ опасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности; -оценивать состояние безопасности труда на производственном объекте; -применять безопасные приемы труда на территории организации и в производственных помещениях; -проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда, в т.ч. оценку условий труда и травмобезопасности; -инструктировать подчиненных работников (персонал) по вопросам охраны труда; -соблюдать правила безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности; | решение задач, выполнение тестовых заданий, проверка выполнения самостоятельной работы. |
Знания: |
-законодательство в области охраны труда; -нормативные документы по охране труда и здоровья, основы профгигиены, профсанитарии и пожаробезопасности; -правила и нормы охраны труда, личной и производственной санитарии и противопожарной защиты; -правовые и организационные основы охраны труда в организации, систему мер по безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и снижению вредного воздействия на окружающую среду, профилактические мероприятия по безопасности труда и производственной санитарии; -возможные опасные и вредные факторы и средства защиты; -действие токсичных веществ на организм человека; -категорирование производств по взрыво- и пожароопасности; | выполнение тестовых заданий фронтальный опрос. |
-меры предупреждения пожаров и взрывов; | |
-общие требования безопасности на территории организации и в | |
производственных помещениях; | |
-основные причины возникновения пожаров и взрывов; | |
-особенности обеспечения безопасных условий труда на | |
производстве; | |
-порядок хранения и использования средств коллективной и | |
индивидуальной защиты; | |
-предельно допустимые концентрации (ПДК) и индивидуальные | |
средства защиты; | |
-права и обязанности работников в области охраны труда; | |
-виды и правила проведения инструктажей по охране труда; | |
-правила безопасной эксплуатации установок и аппаратов; | |
-возможные последствия несоблюдения технологических | |
процессов и производственных инструкций | |
подчиненными работниками(персоналом), фактические или | |
потенциальные последствия собственной деятельности | |
(или бездействия) и их влияние на уровень безопасности труда; | |
-принципы прогнозирования развития событий и оценки | |
последствий при техногенных чрезвычайных | |
ситуациях и стихийных явлениях; | |
- средства и методы повышения безопасности технических | |
средств и технологических процессов. | |
3