СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

  Рабочая    программа   разработана  в соответствии с  требованиями федерального  государственного стандарта начального общего образования  второго поколения  (2009 г.) на основе авторской программы «Окружающий мир» (авт. Поглазова О. Т., Шилин В. Д, - Смоленск: Ассоциация 21 век, 2013 г.) с использованием учебника  «Окружающий мир.», 2 ч. (авторы Поглазова О. Т., Шилин В. Д, -  Смоленск: Ассоциация 21 век, 2012 г) и рабочей тетради «Окружающий мир», 2ч. (авторы Поглазова О. Т., Шилин В. Д,  Смоленск: Ассоциация 21 век, 2014 г)

         Предметная область «Естествознание, обществознание» реализуется средствами интегрированного предмета «Окружающий мир». В содержание курса интегрированы естественнонаучные, обществоведческие, исторические знания о человеке, природе, обществе, что соответствует федеральному компоненту государственного стандарта начального общего образования. Интеграция в курсе основных содержательных блоков «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни» позволяет представить младшим школьникам целостный и в то же время многогранный образ мира с его взаимосвязями и взаимозависимостями. Учебный материал тем, входящих в программу курса, соответствует фундаментальному ядру содержания данной предметной области, концепции духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников, требованиям государственного стандарта к уровню подготовки учащихся начальной школы.

            В процессе изучения предмета «Окружающий мир» младшие школьники получают возможность систематизировать, расширять, углублять полученные ранее (в семье, в дошкольном учреждении, из личного опыта взаимодействия с природой и людьми) представления о природных и социальных объектах, осмысливать характер взаимодействий человека с природой, особенности взаимоотношений внутри отдельных социальных групп (семья, класс, школа). 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру 1 класс»

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2 г. Ростова



«Рассмотрено» на заседании МО

учителей___________________

Руководитель МО

__________________________



Протокол № ___ от

«____»____________2014 г.



«Утверждаю»

Директор школы

_____________ Е.И. Буянова



«___»________ 2014 г.










Рабочая программа


По предмету окружающий мир

Класс 1 «Б»

Учитель Тарыгина Дарья Юрьевна














г. Ростов, 2014

Пояснительная записка.

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения (2009 г.) на основе авторской программы «Окружающий мир» (авт. Поглазова О. Т., Шилин В. Д, - Смоленск: Ассоциация 21 век, 2013 г.) с использованием учебника «Окружающий мир.», 2 ч. (авторы Поглазова О. Т., Шилин В. Д, - Смоленск: Ассоциация 21 век, 2012 г) и рабочей тетради «Окружающий мир», 2ч. (авторы Поглазова О. Т., Шилин В. Д, Смоленск: Ассоциация 21 век, 2014 г)

Предметная область «Естествознание, обществознание» реализуется средствами интегрированного предмета «Окружающий мир». В содержание курса интегрированы естественнонаучные, обществоведческие, исторические знания о человеке, природе, обществе, что соответствует федеральному компоненту государственного стандарта начального общего образования. Интеграция в курсе основных содержательных блоков «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни» позволяет представить младшим школьникам целостный и в то же время многогранный образ мира с его взаимосвязями и взаимозависимостями. Учебный материал тем, входящих в программу курса, соответствует фундаментальному ядру содержания данной предметной области, концепции духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников, требованиям государственного стандарта к уровню подготовки учащихся начальной школы.

В процессе изучения предмета «Окружающий мир» младшие школьники получают возможность систематизировать, расширять, углублять полученные ранее (в семье, в дошкольном учреждении, из личного опыта взаимодействия с природой и людьми) представления о природных и социальных объектах, осмысливать характер взаимодействий человека с природой, особенности взаимоотношений внутри отдельных социальных групп (семья, класс, школа). Осваивая правила безопасного, экологически грамотного и нравственного поведения в природе и обществе, младшие школьники осознают важность здорового образа жизни, уважительного и внимательного отношения к окружающим людям (разного возраста, разной национальности, с нарушением здоровья и др.), бережного отношения к природе, историческим и культурным ценностям. Усвоение учащимися элементарных знаний о природе, человеке, обществе, о важнейших событиях в истории Отечества и освоение разных способов познания окружающей действительности (наблюдение, эксперимент, измерения, классификация и др.) создают условия для их успешного продолжения образования в основной школе.

Цель изучения курса «Окружающий мир» – формирование у младших школьников целостной картины природного и социокультурного мира, экологической и культурологической грамотности, нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с природой и людьми; воспитание гармонично развитой, духовно-нравственной личности, любящей своё Отечество, осознающей свою принадлежность к нему, уважающей образ жизни, нравы и традиции народов, его населяющих; личности, стремящейся активно участвовать в природоохранной, здоровье сберегающей и творческой деятельности.

Основными задачами образовательного процесса при изучении курса «Окружающий мир» являются: социализация ребёнка; развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире, развитие личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий; формирование информационной культуры (знание разных источников информации, умения отбирать нужную информацию, систематизировать её и представлять); воспитание любви к природе и своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, уважения к прошлому своих предков и желания сохранять культурное и историческое наследие.


Общая характеристика учебного предмета.


Основной особенностью содержания курса «Окружающий мир» является его интегративный характер. В едином курсе объединяются знания о природе, человеке, обществе, важнейших событиях в истории Российского государства. Человек предстаёт перед учениками как биосоциальное существо, часть живой природы и член общества: член семьи, коллектива учеников, сообщества жителей родного края, гражданин государства. Это позволяет объединить в едином курсе знания о природе и социальной действительности, что создаёт условия для формирования у учащихся

необходимых обществу нравственных и мировоззренческих убеждений. В содержание интегрируются на доступном данному возрасту уровне обществоведческие, исторические, физические, химические, биологические, географические, астрономические, экологические знания, что позволяет осуществить очень важную пропедевтическую роль курса для дальнейшего изучения предметов естественного и гуманитарного циклов в основной школе.

Интегративный подход даёт возможность ученику воспринять окружающий мир как единое целое, в котором все компоненты связаны, осознать богатство и сложность этого мира, узнать разные способы взаимодействия с ним. Между тем при отборе содержания соблюдается и разумная дезинтеграция, выделение крупных самостоятельных содержательных блоков, материал которых предоставляет ученику возможность глубже и конкретнее изучить закономерности и качественное своеобразие различных его структур (природы, человека, общества, истории государства), что

способствует подготовке учащихся к изучению в основной школе дифференцированных курсов. Таким блоком, например, является раздел «Путешествие в прошлое России», где учащиеся погружаются в изучение истории своего Отечества, знакомятся с её важнейшими событиями.

Интегрированный курс «Окружающий мир» предоставляет широкие возможности для реализации межпредметных связей всех предметных линий начальной школы. В процессе его изучения, расширяя и углубляя представления об объектах и явлениях окружающего мира, учащиеся могут объединять информацию, ис пользуемую в разных дисциплинах, разные способы и средства её отображения: в слове, в естественно-научном, историческом, математическом понятии, в рисунке, в мелодии, в рукотворном изделии.

При отборе содержания курса были положены следующие концептуальные идеи: разнообразие и красота объектов окружающего мира, их изменчивость и её закономерности, взаимосвязи и взаимозависимости в природе и обществе. Учебный материал, тематически повторяющийся в разные годы обучения, служит основой для интеграции в него последующих знаний и умений в системе развития, с обогащением новыми сведениями, связями и зависимостями, с изменением уровня сложности. При этом в процессе «открытия» нового знания осуществляется переход от разрозненных фактов к их системе согласно принципам системности (целостности, структурности, взаимозависимости, иерархичности) и спиральной структуре (каждый следующий виток расширяет и углубляет знания). Например, первоклассники знакомятся с разнообразием растений, выявляя их внешние признаки, третьеклассники наблюдают изменения, происходящие в жизни растений в связи со сменой

сезона, рассматривают развитие растения от семени до семени, в 4 классе они изучают способы приспособляемости растений

к природным условиям разных природных зон, выявляют значение растений для природы и др.

Большое внимание уделяется выявлению изменений в окружающем мире, связанных с жизнедеятельностью человека, в процессе непосредственных наблюдений объектов и явлений природы учащимися во время экскурсий и прогулок к памятникам зодчества и современной архитектуры, в парки, в музеи. Обязательны при этом кратковременные прогулки (1 и 2 классы) и предметные или комплексные экскурсии (3 и 4 классы) для изучения объектов природы или творений человека в их естественных условиях.

Система заданий для пошагового первичного закрепления и итогового контроля, представленная в рабочих тетрадях и в тетрадях тестовых заданий, способствует индивидуализации и дифференциации обучения, предоставляет учащимся возможность самооценки, самоконтроля, саморазвития.

Формы организации учебного процесса при реализации интегрированного курса «Окружающий мир» могут быть разнообразными: дидактические игры, уроки в музеях, на пришкольном участке, в парке, на улицах города или посёлка и др.; уроки исследования и экспериментальной проверки каких-либо гипотез; уроки-путешествия, уроки – заседания экологического совета, уроки-конференции. Учебно-познавательная деятельность учащихся на уроке может быть индивидуальной, в парах, в проектной группе и фронтальной. В целом содержание, методы, средства и

формы организации познавательной деятельности ориентированы на обеспечение мотивационного и волевого, ориентировочного и содержательно-операционного, оценочного компонентов учения и создание условий для самопознания и самоанализа личности ученика.

Формированию универсальных учебных умений способствует и проектная деятельность учащихся, осуществляемая в урочное и во внеурочное время.

Реализация ФГОС при изучении младшими школьниками курса «Окружающий мир» обеспечивается логикой развёртывания содержания и его структурой, представленной в учебниках; системно-деятельностным подходом к организации познавательной деятельности учащихся (она представлена в учебниках различными методическими приёмами); системой учебных ситуаций, учебно-познавательных и учебно-практических задач, предложенных в учебниках, в рабочих тетрадях, в тетрадях тестовых заданий; методическими рекомендациями для учителя, в которых даны советы по формированию предметных и универсальных учебных умений при организации познавательной деятельности

учащихся.

Прежде всего курс, представленный в учебниках, нацелен на становление ребёнка как личности. Содержательная база курса направлена на формирование ценностно-смысловой и нравственно-этической ориентации младших школьников (осознание ценности семьи, дружбы, понимание социальных ролей, важности межличностных отношений), гражданской идентичности и воспитание патриотических чувств к своей Родине (осознание себя как гражданина своего Отечества – Российской Федерации), исторической памяти (уважения к прошлому своих предков, желания сохранять культурное и историческое наследие).

Формирование универсальных личностных действий осуществляется разными методическими приёмами: через название темы, ориентирующей ученика на значимость изучаемого материала лично для него («Твои первые уроки», «Твоя семья», «Твоя Родина», «Твоё здоровье», «Твои друзья» и др.); через погружение ученика в различные социальные, межличностные, экологические (и другие) ситуации, разрешая которые ему

предлагается высказать личное мнение по изучаемой проблеме («Как ты думаешь ... ?», «Согласен ли ты с мнением ... ?», «Оцени, как вели себя дети…», «Оцени поступки…», «Как ты поступаешь в таких случаях?» и т. п.).


Описание места учебного предмета.

Согласно базисному плану образовательных учреждений РФ на изучение предмета «Окружающий мир» в 1 классе выделяется 66 учебных часов, из расчёта два часа в неделю.



Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета.



Личностные результаты изучения курса «Окружающий мир»

У учащихся могут быть сформированы:

  • положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;

  • готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей;

  • осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества с ориентацией на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;

  • умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с принятыми в обществе морально-этическими принципами;

  • навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе;

  • осознание ценности природы не только как источника удовлетворения потребностей человека, но и её значение для здоровья человека, развития эстетического восприятия мира и творческих способностей;

  • понимание важности здорового образа жизни.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик научится:

  • организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, эксперимента, практической работы с гербарием, коллекцией и др.)

  • принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;

  • планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, экспериментальными задачами;

  • действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, рабочей тетради;

  • контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя);

  • оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения. .

Познавательные универсальные учебные действия

Ученик научится:

  • осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую задачи;

  • осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей тетради, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;

  • понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию;

  • применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов;

  • подводить под понятие (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) на основе выделения существенных признаков природных и социальных объектов;

  • наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы;

  • использовать готовые модели для изучения строения природных объектов и объяснения природных явлений;

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научится:

  • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

  • аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог);

  • вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;

Предметные результаты

Ученик научится:

  • различать на основе наблюдений, с помощью иллюстраций, учебного текста объекты природы и изделия человека, явления живой и неживой природы, формы суши и виды водоёмов;

  • приводить примеры представителей разных групп растений (дикорастущих и культурных, хвойных и лиственных деревьев, кустарников и трав), грибов (съедобных, ядовитых, пластинчатых, трубчатых), животных (зверей, птиц, насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся);

  • сравнивать и классифицировать объекты окружающего мира, выявлять их сходства и различия, выделять существенные и несущественные признаки, распределять растения, животных, формы суши, водоёмы на группы по выделенным основаниям;

  • различать части тела зверей, птиц, насекомых, рыб, цветкового растения;

  • характеризовать признаки времён года, сезонные изменения в живой и неживой природе; условия, необходимые для жизни растений и животных, способы их питания и размножения;

  • объяснять роль растений, животных в природе и в жизни человека;

  • вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, сезонными изменениями в природе, погодой, за последовательностью развития из семени цветкового растения;

  • использовать готовые модели (рисунки-схемы, муляжи и др.) для изучения строения изучаемых объектов и др.;

  • исследовать связи растений и животных с неживой природой (на основе наблюдений);

  • выращивать растения из семян).


Содержание учебного предмета.

Твои первые уроки

Изменения, произошедшие в жизни детей с приходом в школу. Знакомство с классом, рабочим местом, со школой и пришкольным участком. Правила поведения в классе, в школе, на пришкольном участке.

Учебный труд, школьные принадлежности, обязанности ученика, организация рабочего места в школе и дома (порядок, освещение, свежий воздух и др.). Внешний вид и соблюдение личной гигиены. Разнообразие уроков, их расписание. Особенности урока «Окружающий мир».

Условные знаки как источник информации (способ обозначения предметов и явлений окружающего мира, указания способа действия, способ предупреждения и др.).

Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на улице, в транспорте (сигналы светофора, дорожные знаки).

Уроки культурного общения (в семье, в школе, в общественных местах). Учителя, одноклассники, друзья, ценность добрых уважительных отношений с окружающими людьми.

Уроки здоровья. Тело человека и его развитие (осанка, гибкость, необходимость физических упражнений). Здоровое питание. Правильный выбор одежды. Важность здорового сна (правила поведения перед сном).

Окружающий мир, его изучение

Как человек познаёт окружающий мир, источники информации о нём. Признаки и свойства предметов, определяемые с помощью зрения, слуха, вкуса, осязания. Как сравнивают предметы и объединяют в группы (классифицируют).

Наблюдения - важнейший способ познания и источник знаний об окружающем мире. Органы чувств как помощники наблюдателя. Опыт как один из способов познания свойств предметов.

Качества, необходимые для успешного познания окружающего мира (любознательность, наблюдательность, воображение, пытливость, умение размышлять и делать выводы).

Объекты окружающего мира: природные и созданные человеком; тела живой и неживой природы. Отличие живых существ от тел неживой природы.

Разнообразие растений

Растения - живые существа. Условия, необходимые для их роста и развития (влага, тепло, воздух, свет, почва). Строение растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя на примере цветкового растения).

Разнообразие растений. Деревья, кустарники, травянистые растения, их отличительные признаки. Хвойные и лиственные деревья, их разнообразие. Ягодные растения, ядовитые ягоды. Правила сбора ягод. Растения родного края (пришкольного участка, парка, леса).

Культурные растения, чем они отличаются от дикорастущих растений. Где и как люди выращивают культурные растения, что из них изготавливают. Разнообразие растений сада, огорода, поля. Хлебные растения. Труд хлебороба. Уважительное отношение к хлебу.

Комнатные растения, их разнообразие и правила ухода за ними.





Грибы, их разнообразие

Разнообразие грибов. Условия, необходимые для их роста и развития (влага, тепло, питательные вещества). Строение шляпочного гриба. Пластинчатые и трубчатые грибы. Съедобные, несъедобные и ложные грибы. Опасность отравления ядовитыми грибами. Правила сбора шляпочных грибов. Другие виды грибов.

Разнообразие животных

Животные – живые существа, среда их обитания. Условия, необходимые для жизни животных. Способы питания и защиты разных животных. Растительноядные, хищные, всеядные животные. Млекопитающие, птицы, рыбы, насекомые, земноводные, пресмыкающиеся, их главные, существенные признаки.

Дикие и домашние животные. Для чего человек разводит домашних животных. Домашние питомцы, уход за ними.

Наиболее распространенные животные разных групп, обитающие в родном крае (название, краткая характеристика на основе наблюдений).

Значение животных для природы и человека, бережное отношение к ним. Важность сохранения дикорастущих растений и диких животных. Красная книга. Заповедники, заказники, зоопарки.

Растения и животные родного края, занесенные в Красную книгу России (региона).


Творения людей вокруг нас

Природные материалы, используемые человеком для своих изделий. Что люди изготавливают из древесины, важность бережного отношения к таким изделиям. Экономное расходование бумаги, вторичное использование бумажных отходов.

Красота изделий народных мастеров. Национальные узоры в одежде и предметах быта народов России. Увлечение коллекционированием (домашний музей).

Что находится во дворах домов. Бережное отношение к строениям и растениям родного двора (школьного двора).

Памятники культуры на ближайших улицах родного города (села). Бережное отношение к памятникам культуры. Городские парки. Культура поведения в парке.









Тематическое планирование.

Наименование раздела

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

Формы промежуточного и итогового контроля

Твои первые уроки

14

Учатся принимать учебную задачу.

Моделируют различные формы поведения в помещениях школы. Оценивают поведение учеников, изображённых на рисунках; выполняют задания из рабочей тетради. Учатся вести себя во время экскурсии по школе.

Собирают информацию, рассматривая рисунки, учатся составлять их описание; выполняют задания из рабочей тетради.

Учатся анализировать рисунки, рассказывать, что на них изображено, давать оценку ситуациям, изображённым на них.

Учатся работать с рабочей тетрадью.

Учатся понимать и использовать условные знаки.

Осваивают правила безопасного поведения на улице; моделируют условные знаки, изготавливают светофор; выполняют задания в рабочей тетради. Учатся вести себя во время экскурсий в природу, по населенному пункту.

Обсуждают правила поведения в школе, поступки, допустимые и недопустимые в общественных местах.

Учатся вести себя во время экскурсий в природу, по населенному пункту.

Выбирают соответствующие формы общения с окружающими людьми, с родителями, учителем, сверстниками, друзьями.

Моделируют различные ситуации поведения и общения.

Моделируют поведение в общественных местах, в транспорте, на природе;

оценивают поведение своё и окружающих людей по учебнику.

Учатся добывать знания об окружающих предметах с помощью глаз, ушей, рук, носа, языка (определять форму, размер, расположение, звук, качество поверхности и др.) Обсуждение опасных ситуаций, которые ведут к нарушению работы органов чувств. Оценивание поведения школьников и собственного. Практическая работа с предметами ухода за глазами, ушами, носом (возможен приход медсестры).

Учатся следить за своей одеждой и обувью; уметь использовать её по назначению в зависимости от времени года и погодных условий.

Изготовление модели стрелочных часов; соотносят время и свои действия в течение дня; выполняют задания в рабочей тетради.

творческие задания

Окружающий мир, его изучение

8

Определяют, какой предмет спрятан в «волшебном мешочке» без органов зрения. Составляют загадки о предметах, используя их отличительные признаки.

Учатся сравнивать предметы, находить сходства и различия. Объединяют предметы в группы, определив основной сходственный признак.

Учатся добывать знания об окружающих предметах с помощью глаз, ушей, рук, носа, языка (определять форму, размер, расположение, звук, качество поверхности и др.)

Учатся отличать природные объекты и изделия человека, различать живое и неживое.

Проверяют свои знания и умения. Учатся обобщать «открытые» ранее знания и умения. Применяют полученные знания на практике, работают с разрезными карточками.

практические задания

Разнообразие растений

14

Сравнивают листья деревьев, находят между ними сходства и различия. Определяют основной признак группы лиственных деревьев. Моделируют простые и сложные листья. Анализируют стихотворение. Проверяют свои выводы.

Сравнивают хвойные деревья: их хвою, прикрепление к ветви, шишки. Работают с разрезными карточками: классифицируют деревья. Выполняют задания в рабочей тетради.

Извлекают информацию из иллюстративного материала учебника, читают текст, отгадывают и загадывают загадки, анализируют рисунки; обсуждают экологические проблемы, связанные с ягодными растениями, работают с разрезными карточками, текстом (сказка, стихотворение), извлекая из него научную информацию. Распределяют работу по изготовлению модели (в виде аппликации)

выбранного растения и подготовке сообщения о нём. Обсуждают отношение людей к дикорастущим растениям и экологические проблемы, связанные с их деятельностью. Знакомятся с растениями родного края, которые занесены в Красную книгу России.

практические задания

Грибы, их разнообразие

3

Наблюдают разные грибы (картинки, муляжи, настоящие шампиньоны), находят их сходства и различия. Работают со схемой, выделяют части шляпочного гриба. Сравнивают растения и грибы. Анализируют высказывания одноклассников, дополняют выводы, данные в учебнике.

Находят различия в строении грибов, отличительный

признак ядовитых грибов. Обсуждают правила сбора

грибов. Составляют памятки безопасности. Работают с

разрезными карточками и выполняют задания в рабочей тетради.

Наблюдают внешние особенности грибов, описывают их отличительные признаки. Наблюдают под лупой плесень. Обсуждают значение микроскопических грибов в природе и в жизни человека. Лепят из пластилина шляпочные грибы, дают им характеристику.

творческие задания

Разнообразие животных

19

Актуализируют свои наблюдения, знания о жизни пчёл и муравьёв, анализируют рисунки, учатся выделять основную мысль из прослушанного или прочитанного текста, рассуждают о правилах безопасного поведения с пчёлами и муравьями, о бережном к ним отношении, выполняют задания в рабочей тетради.

Отбирают нужную информацию из рисунка, текста,

собственных наблюдений, составляют правила поведения в природе, выполняют задания в рабочей тетради, сочиняют историю о развитии бабочки.

Выделяют основной признак рыб, сравнивают строение рыбы с другими животными, находят части тела рыб по рисунку-схеме, описывают рыб, исследуют и моделируют строение рыбы, работают с разрезными карточками, выполняют задания в рабочей тетради.

Узнают животных на иллюстрациях, сравнивают их,

актуализируют собственные наблюдения и знания о пресмыкающихся, сравнивают их с земноводными, находят

их сходства и различия; читают текст, выделяя нужную

информацию, отвечают на поставленные вопросы, конкретизируют содержание примерами животных, обитающих в родном крае (регионе); обсуждают правила безопасного поведения с разными пресмыкающимися; решают логические задачи, составляют подобные задачи на основе иллюстраций; выполняют задания в рабочей тетради, делают макеты динозавров, готовят о них сообщения.

Распределяют животных на домашних и диких, находят различия в условиях их жизни, выделяют группы

животных, которых одомашнил человек; рассуждают о

пользе домашних животных, о необходимости заботиться о них: кормить, поить, строить им жилище, наводить в нём чистоту; наблюдают за домашними питомцами и рассказывают о них своим одноклассникам, делают вывод об ответственном отношении к животным, которых приручили.

диагностические задания

Творения людей вокруг нас

8

Актуализируют собственные наблюдения и знания о

редких растениях и животных своей местности; читают текст, отвечают на вопросы; рассматривают и «озвучивают» картинки в повествовательной и диалоговой

формах; знакомятся с редкими растениями и животными мира, рассматривая форзацы 1 и 2 частей учебника; обсуждают и оценивают деятельность людей по уничтожению и сохранению многообразия растительного и животного мира Земли, дают оценку своим действиям, намечают план помощи взрослым.

Выполняют итоговую работу в рабочей тетради, оценивают её, анализируют результаты своей учёбы в 1 классе.

Обсуждают значимость деревьев в жизни человека (и в собственной жизни). Разрешают нравственную коллизию: какое дерево важнее – живое или срубленное. Анализируют отношение человека к живому дереву. по тексту стихотворения, отмечая, что в нём говорится об уходе за деревьями. Наблюдают деревья школьного двора (как к ним относятся ученики школы). Знакомятся с изделиями из древесины и как их сохранять. Узнают о необходимости экономного использования бумаги и возможности её вторичного использования.

Рассматривают изделия народных мастеров (сами изделия или иллюстрации) и различают их узоры.

Знакомятся с национальными узорами, которые используются в одежде, предметах быта.

Рассказывают о своих увлечениях, о своей коллекции. Наблюдают строения и растения на территории своего двора (школьного двора), на улицах родного города (села).

Знакомятся с достопримечательностями родного города и святыми местами его жителей.

практические задания, тестовая работа



Календарно – поурочное планирование.



п/п

Название темы

Экскурсии, практические и творческие работы

Дата

По плану

По факту


1.

Твои первые уроки – 14 ч.

День знаний




2.

Путешествие по школе

экскурсия по школе



3.

Школьные принадлежности




4.

Правила поведения в школе




5.

Условные знаки




6.

Безопасный путь

изготовление модели светофора



7.

Экскурсия на пришкольный участок

экскурсия на улицы города



8.

Уроки общения




9.

Учимся общаться




10.

Классный коллектив




11.

Уроки вежливости

Просмотр учебного видеофильма



12.

Уроки здоровья




13.

Здоровое питание

Практическая работа

Уход за глазами, ушами, носом (приход медсестры)



14.

Режим дня ученика


изготовление модели стрелочных часов




Окружающий мир, его изучение – 8 часов




15.

Признаки предметов




16.

Сходства и различия предметов. Объединение предметов в группы.




17.

Органы чувств – наши помощники

Практическая работа

Наблюдение разных предметов с целью определения с помощью органов чувств их внешних признаков, свойств



18.

Способы изучения окружающего мира

Экскурсия

в парк для наблюдения объектов окружающего мира.



19.

Что нас окружает. Природные и рукотворные объекты




20.

Живая и неживая природа. Свойства живых существ




21.

Обобщающий урок «Как изучают окружающий мир»




22.

Экскурсия на пришкольный участок, в парк





23.

Разнообразие растений – 14 часов

Многообразие растений. Условия их жизни




24.

Строение растений (на примере цветкового растения)

Практическая работа

Рассматривание частей растения на комнатном растении, простых и сложных листьев (на собранных во время экскурсии или на гербарных листах).



25.

Какими бывают растения (деревья, кустарники, травы)




26.

Деревья, их строение

Просмотр учебного видеофильма



27.

Кустарники и травы, их отличие от деревьев




28.

Лиственные деревья, разнообразие их листьев (простые

и сложные)




29.

Хвойные деревья, их разнообразие




30.

Ягодные растения. Ядовитые ягоды!




31.

Удивительные растения мира

Просмотр учебного видеофильма



32.

Культурные растения. Разнообразие растений сада и огорода


Практическая работа

сеют семена на рассаду



33.

Растения поля. Зерновые культуры

Просмотр учебного видеофильма



34.

Что выросло в поле




35.

Декоративные растения. Комнатные растения




36.

Обобщающий урок «Что мы узнали о растениях»





37.

Грибы, их разнообразие – 3 часа

Шляпочные грибы, их строение




38.

Разнообразие шляпочных грибов (съедобные и несъедобные, трубчатые и пластинчатые)

Практическая работа

Лепка шляпочных грибов (работа в парах).



39.

Другие виды грибов





40.

Разнообразие животных – 19 часов

Разнообразие животных (среда обитания, разное строение, способы питания, защиты)




41.

Млекопитающие, их существенные признаки. Многообразие млекопитающих.




42.

Проверка знаний «Разнообразие грибов»




43.

Птицы, их существенные признаки. Строение тела птиц




44.

Размножение птиц. Забота о потомстве




45.

Удивительные птицы




46.

Насекомые, их существенные признаки, строение тела




47.

Общественные насекомые




48.

Разнообразие насекомых. Жуки и бабочки




49.

Рыбы, их существенные признаки, строение тела




50.

Разнообразие рыб. Аквариумные рыбы




51.

Земноводные, их разнообразие (строение тела)




52.

Пресмыкающиеся, их разнообразие (строение тела и способы передвижения)




53.

Древние пресмыкающиеся




54.

Домашние животные, их значение в жизни человека




55.

Домашние питомцы




56.

Обобщающий урок «Что мы узнали о животных»




57.

Экскурсия (в зоопарк, дельфинарий)




58.

Красная книга растений и животных





59.

Творения людей вокруг нас – 8 часов.

Что делают из древесины. Как можно сохранить деревья




60.

Народное творчество




61.

Национальные традиции в изделиях разных народов





62.

Экскурсия в музей прикладного искусства

Экскурсия

в краеведческий музей.



63.

Мир увлечений людей. Коллекционирование




64.

Среда обитания – наш общий дом




65.

Родной город, его памятные места




66.

Памятники культуры, бережное отношение к ним








Список используемой литературы.

Учебники и тетради с печатной основой для учащихся

(Издательство «Ассоциация ХХI век»)

- Поглазова О. Т., Шилин В. Д. Окружающий мир. 1 класс. Учебник, Часть 1 и 2, 2012 г.

- Поглазова О. Т., Шилин В. Д. Окружающий мир. 1 класс. Рабочие тетради № 1 и № 2, 2014 г.

Для учителя:

- Поглазова О. Т., Миронова М. В. Методические рекомендации к учебнику «Окружающий мир» для 1 класса, 2013 г.

Печатные и другие пособия

Для организации работы с разными источниками информации желательно иметь в классе научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с изучаемым материалом), энциклопедии, справочники, словари естественнонаучного, обществоведческого, исторического содержания (по возможности), видеофильмы, звукозаписи.

В соответствии с содержанием желательно иметь:

– таблицы (строение растения, организм человека, стадии развития животных и др.);

– модели дорожных знаков, транспортных средств, часов;

– муляжи грибов, фруктов и овощей;

– макеты исторических памятников, старинных жилищ, оборонительных сооружений (по возможности);

– разрезные плоскостные модели строения цветкового растения, цветка,

– гербарии дикорастущих и культурных растений, наборы семян, плодов;

– предметы старинного быта, одежды, элементы национальных узоров (народов родного края);

– живые объекты (комнатные растения, животные живого уголка).

Оборудование для уголка живой природы: аквариум, клетка для птиц, предметы ухода за растениями и животными.

Оборудование для экскурсий в природу: фотографии, открытки растений, животных, минералов и др., лупы, бинокли, компасы, рулетки, садовые совки, пакеты для сбора природного материала, пакеты для мусора и приспособления для его сбора, фотоаппарат и видеокамера (по возможности).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!