© 2017, Ветошкина Елена Викторовна 647 2
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по окружающему миру УМК Планета Знаний 1 класс.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа №7
Утверждена
приказом директора
от 31.08.2016г. №167
Рабочая программа
учебного предмета ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
начального общего образования
(ФГОС НОО)
Пояснительная записка.
1.1.Нормативно-правовые документы.
Настоящая рабочая программа составлена на основе:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 № 273-Ф3;
-Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 N 373 (с дополнениями и изменениями);
-Примерной основной образовательной программы начального общего образования, рекомендованной Координационным Советом при Департаменте общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации по вопросам организации введения ФГОС, одобренной Федеральным учебно – методическим объединением по общему образованию ( Протокол заседания № 1/15от 08. 04. 2015 г.)
- Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-гигиенические требования к условиям и организации обучения в ОУ» утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189 (с изменениями и дополнениями);
- Учебного плана МАОУ СОШ № 7;
- Положения о рабочих программах по учебному предмету (курсу), утвержденного приказом директора МАОУ СОШ №7 от 11.04.2016г. №66
1.2. Общая характеристика учебного предмета
Специфика предмета « Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегрированный характер, соединяет в равной мере природоведческие и другие знания и даёт обучающемуся возможность ознакомления с естественными и социальными науками. Это обеспечивает целостное и системное видение мира в его важнейших взаимосвязях.
Предмет «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, готовит поколение нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родной страны и планеты Земля.
Значение курса «Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культурообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс наряду с другими предметами в начальной школе играет значительную роль в развитии и воспитании личности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы.
Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцировано на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены две задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
1.3. Место предмета в учебном плане МАОУ СОШ №7.
В учебном плане МАОУ СОШ №7 на изучение окружающего мира в начальной школе выделяется 270 часов, из них в 1 классе - 66 часов (2 часа в неделю, 33 учебные недели), во 2- 4 классах - по 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
2. Планируемые результаты освоения предмета.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
-овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
-готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
-овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.
Предметные результаты.
В результате изучения курса «Окружающий мир» обучающиеся на уровне начального общего образования:
- получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеть основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознают свою этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей многонационального российского общества, а также гуманистических и демократических ценностных ориентаций, способствующих формированию российской гражданской идентичности;
- приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры; ознакомятся с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях, что даст учащимся ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволит сделать восприятие явлений окружающего мира более понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить свое место в ближайшем окружении;
- получат возможность осознать свое место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой, что станет основой уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире и неизбежность его изменения под воздействием человека, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края, что поможет им овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ-средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения в виде текстов, аудио‑ и видеофрагментов, готовить и проводить небольшие презентации в поддержку собственных сообщений;
- примут и освоят социальную роль обучающегося, для которой характерно развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.
Человек и природа
Выпускник научится:
узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;
сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям
и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
использовать естественнонаучные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;
использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;
обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
Выпускник получит возможность научиться:
использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото‑ и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;
моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;
осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Человек и общество
Выпускник научится:
узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;
различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Выпускник получит возможность научиться:
осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательной организации, социума, этноса, страны;
проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
определять общую цель в совместной деятельности и пути ее достижения; договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Содержание учебного предмета.
Человек и природа
Природа. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времен года, снегопад, листопад, перелеты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.
Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твердые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.
Звезды и планеты. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Смена времен года в родном крае на основе наблюдений.
Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоемы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.
Вода. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.
Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2–3 примера).
Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.
Растения, их разнообразие.части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Лес, луг, водоем – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные).Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2–3 примера на основе наблюдений).
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).
Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности. Народный календарь (приметы, поговорки, пословицы), определяющий сезонный труд людей.
Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.
Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.
Человек и общество
Общество – совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности – основа жизнеспособности общества.
Человек – член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого его члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.
Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных – долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Оценка великой миссии учителя в культуре народов России и мира. Классный, школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.
Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.
Общественный транспорт. Транспорт города и села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом (наземным, в том числе железнодорожным, воздушным и водным.Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта, аудио- и видеочаты, форум.
Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.
Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна». Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права ребенка.
Президент Российской Федерации – глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, Международный женский день, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Праздники и памятные даты своего региона. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.
Россия на карте, государственная граница России.
Москва – столица России. Святыни Москвы – святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.
Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I – Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России. Главный город родного края: достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним.
Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.
Родной край – частица России. Родной город (населенный пункт), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.
История Отечества. Счет лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с 3–4 (несколькими) странами (с контрастными особенностями): название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности.
Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при легких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, на транспорте (наземном, в том числе железнодорожном, воздушном и водном), в лесу, на водоеме в разное время года. Правила пожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.
Правила безопасного поведения в природе.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей.
3.Тематическое планирование.
1 класс
(Учебник Г.Г. Ивченковой, И.В. Потапова "Окружающий мир" в 2 частях)
№ урока | Тема урока | Содержание урока |
ПРИШЛА ПОРА УЧИТЬСЯ 13ч. | ||
| Что такое окружающий мир.
| Природа. Природные объекты и предметы, созданные человеком.Круговорот веществ |
| Ты и твоё имя. | Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. |
| Экскурсия «Твоя школа». | Общество – совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. |
| Твоя школа. | Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Оценка великой миссии учителя в культуре народов России и мира. Классный, школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых. Составление режима дня школьника. |
| Экскурсия «Во дворе школы». | Младший школьник. Правила поведения в школе. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых. |
| Во дворе школы. | Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. |
| Экскурсия «Вот и лето прошло». | Примеры явлений природы: смена времен года, снегопад, листопад, перелеты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь.Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов. |
| Вот и лето прошло. | Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. |
| Экскурсия «Дорога в школу». | Общественный транспорт. Транспорт города и села. Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, на транспорте |
| Дорога в школу. | Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, на транспорте |
| Твой распорядок дня. | Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. |
| Экскурсия «Осень». | Правила безопасного поведения на дорогах, в лесу. Лес, луг, водоем – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные).Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов. |
| Осень. | Лес, луг, водоем – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные).Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов. |
ЧЕЛОВЕК 13ч. | ||
| Как ты рос. | Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. |
| Как ты воспринимаешь мир. | Органы чувств, их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. |
| Как ты воспринимаешь мир.
| Органы чувств, их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов.Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. |
| Твоё тело. | Общее представление о строении тела человека. |
| Как ты питаешься. | Пищеварительная система. Гигиена систем органов. |
| Твоя одежда. | Сезонная одежда, спецодежда, одежда школьника. |
| Твоя одежда. | Личная гигиена. |
| Будь здоров!
| Ценность здоровья и здорового образа жизни. |
| Будь здоров!
| Ценность здоровья и здорового образа жизни. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. |
| Твоё настроение. | Эмоции человека. |
| Твоё настроение. | Чувства человека. |
| Будь внимательным! | Правила безопасного поведения в природе.Первая помощь при легких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве. |
| Будь внимательным! | Забота о здоровье и безопасности окружающих людей. |
ПРИРОДА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА 21ч. | ||
| Полна природа удивленья. | Природа. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. |
| Вода и воздух. | Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Вода. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. |
| Вода и воздух. | Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.Вода. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Правила пожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. |
| Экскурсия «Зима». | Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. |
| Зима. | Сезонные изменения в природе, зимние явления природы, труд людей. |
| Времена года. | Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Смена времен года в родном крае на основе наблюдений. |
| Времена года. | Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Смена времен года в родном крае на основе наблюдений. |
| Как устроено растение.
| Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). |
| Как устроено растение. | Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). |
| Деревья, кустарники, травы. | Растения, их разнообразие.Деревья, кустарники, травы. |
| Деревья, кустарники, травы. | Растения, их разнообразие.Деревья, кустарники, травы. |
| Как развиваются растения. | Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). |
| Как развиваются растения. | Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). |
| Растения в нашем классе.
| Роль растений в жизни людей, бережное отношение человека к растениям. |
| Растения в нашем классе. | Комнатные растения, уход за комнатными растениями. |
| Насекомые, птицы, рыбы, звери. | Животные, их разнообразие. |
| Насекомые, птицы, рыбы, звери. | Животные, их разнообразие. |
| Жизнь животных. | Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. |
| Жизнь животных. | Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. |
| Домашние животные. | Домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений. |
| Домашние животные. | Домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений. |
| Береги природу, человек! | Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. |
| Береги природу, человек! | Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. |
ЧЕЛОВЕК СРЕДИ ЛЮДЕЙ 17ч. | ||
| Наша Родина. | Наша Родина – Россия, Российская Федерация. |
| Наша Родина. | Ценностно-смысловое содержание понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна». Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. |
| Наш дом. | Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. |
| Наш дом. | Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. |
| Наши родственники. | Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. |
| Наши родственники. | Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. |
| Хороший день. | Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных – долг каждого человека. Хозяйство семьи. |
| Хороший день. | Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных – долг каждого человека. Хозяйство семьи.Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. |
| Экскурсия в природу «Весна». | Смена времен года в родном крае на основе наблюдений.Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. |
| Весна. | Солнца как причина смены времен года. |
| Наша безопасность. | Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения в лесу, на водоеме в разное время года. |
| Наша безопасность. | Правила пожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Номера телефонов экстренной помощи. |
| Будем вежливы. | Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения. |
| Будем вежливы. | Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения. |
| Мы едем, едем, едем… | Виды транспорта. |
| Мы едем, едем, едем… | Правила безопасного поведения на дорогах, на транспорте (наземном, в том числе железнодорожном, воздушном и водном) |
| Скоро лето. | Сезонные изменения в природе, виды летнего отдыха. Правила поведения на воде и водных видах транспорта. Правила безопасного поведения в природе. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей.
|
2 класс
(Учебник Г.Г. Ивченковой, И.В. Потаповой "Окружающий мир" в 2 частях)
№ урока | Тема урока | Содержание урока | |
КАК ЛЮДИ ПОЗНАЮТ МИР 16ч. | |||
| О науке | Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности. Наука. | |
| Науки бывают разные | Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности. Виды наук. | |
| Учёные России | Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. | |
| Учёные России | Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. | |
| Экскурсия в лес
| Взаимосвязи в природном сообществе: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2–3 примера на основе наблюдений).Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.Первая помощь при легких травмах, обмораживании, перегреве. | |
| Экскурсияк водоёму | Взаимосвязи в природном сообществе: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2–3 примера на основе наблюдений).Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. | |
| Как учёные изучают мир
| Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности. | |
| Как учёные изучают мир | Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности. | |
| Умей видеть | Наблюдение , анализ, синтез. Дневник наблюдений. | |
| Тренируй свою наблюдательность | Виды занятий и тренировок наблюдательности. | |
| Приборы и инструменты | Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности. | |
| Измерение температуры | Приборы для измерения температур: тела, воздуха, воды. | |
| Измерение времени | Виды часов. Единицы измерения времени. | |
| Справочники, словари, энциклопедии | Справочники, словари, энциклопедии, интернет ресурсы. | |
| Знаки и символы | Мировая знаковая система. | |
| Об искусстве. Обобщение по теме «Как люди познают окружающий мир» | Виды искусств. | |
МЫ ЖИВЁМ НА ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ 15ч. | |||
| Что такое космос | Звезды и планеты. | |
| Что такое космос | Звезды и планеты. | |
| Солнечная Система. Планеты | Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли. | |
| Солнечная система. «Падающие звёзды» | Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли. | |
| Голубая планета Земля | Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли. | |
| Голубая планета Земля | Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли. | |
| Как древние люди представляли себе Землю | Глобус как модель Земли. | |
| Обобщение наблюдений за осенними изменениями в природе и труде людей | Сезонные изменения в природе. Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. | |
| Спутник Земли — Луна | Луна-спутник Земли. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. | |
| Исследование космоса | Космический корабль, спутник, космонавт. | |
| Что такое глобус | Глобус как модель Земли. | |
| Почему день сменяет ночь | Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). | |
| Как изучали земной шар. Путешествия | Великие путешественники и первооткрыватели мира. | |
| Знаменитые путешественники. | Путешественники. | |
| Исследование глубин морей и океанов | Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. | |
ПРИРОДА ВОКРУГ НАС 24ч. | |||
| Тела и вещества | Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твердые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами. | |
| Тела и вещества | Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твердые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами. | |
| Что такое вещество | Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. | |
| Об энергии | Энергия. | |
| От костра до котла | Источники энергии. | |
| Свет и цвет | Свет, преломление света, цвет,тень | |
| Зеркала | Зеркало, отражение, симметрия. | |
| Цвета радуги | Цвета радуги. | |
| В мире камня | Горные породы. | |
| В мире звука | Звук. Охрана слуха. | |
| Верёвочный телефон | Возникновение звука, виды звука. | |
| В мире камня. Коллекция камней | Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. | |
| Камни-самоцветы | Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. | |
| Обобщение наблюдений за зимними изменениями в природе и труде людей | Сезонные изменения в природе. | |
| В мире живой природы. На опушке | Живая природа. Лес. Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов. | |
| В мире живой природы. О насекомых | Живая природа. Многообразие насекомых. | |
| В берёзовой роще | Берёзовая роща. Наблюдение роста растений, фиксация изменений.Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов. | |
| В низине | Особенности живой и не живой природы в низине.Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов. | |
| В ельнике | Особенности природы в ельнике. Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов. | |
| Лиственница | Лиственница. | |
| У лесного озера | Озеро. Животные и растения озера. | |
| Лягушка | Строение лягушки. | |
| В сосновом лесу | Сосновый лес. Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов. | |
| Берегите лес!
| Правила сбора грибов.Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы. | |
ЛЮДИ ВОКРУГ НАС 13ч. | |||
| Человек в обществе | Ценность человека и общества. Правила культурного человека. | |
| Человек в обществе | Ценность здоровья и здорового образа жизни.Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка. | |
| Жизнь в первобытном обществе | Особенности жизни первобытного общества. | |
| Труд в жизни человека | Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство. Особенности труда людей родного края, их профессии. | |
| Семья
| Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира. Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. | |
| Отец и сыновья | Родственные связи в семье. | |
| Бюджет семьи. О деньгах | Бюджет. Деньги, расходы, доходы семьи. | |
| Бюджет семьи | Бюджет. Деньги, расходы, доходы семьи. | |
| Будем вежливы. Кого называют вежливыми | Правила этикета. | |
| Книжка, которой двести лет | Производство книг. | |
| О друзьях-товарищах
| Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке. | |
| Что может помешать дружбе | Дружба, друг, взаимопомощь, поддержка. | |
| Обобщение Наблюдений за весенними изменениями в природе и труде людей | Сезонные изменения в природе. |
3 класс
(Учебник Г.Г. Ивченковой, И.В. Потаповой "Окружающий мир" в 2 частях)
№ урока | Тема урока | Содержание урока |
ПРИРОДА ВОКРУГ НАС 8ч. | ||
| Что нас окружает | Окружающий мир. Живая и не живая природа. |
| Экскурсия «Знакомство с разнообразием неживой и живой природы в окрестностях школы» | Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. |
| Экскурсия «Изучение влияния деятельности человека на природу» | Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы. |
| Что такое горизонт. Ориентирование по Солнцу | Ориентирование на местности. Горизонт. Линия горизонта. |
| Ориентирование по компасу и местным признакам | Ориентирование на местности. Компас. Стороны света. |
| Экскурсия «Ориентирование на местности» | Компас, стороны света, ориентирование на местности. |
| Явления природы | Явления природы. |
| Свойства тел и веществ
| Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.).Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твердые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами. |
ВОДА, ВОЗДУХ, ГОРНЫЕ ПОРОДЫ И ПОЧВА 16ч. | ||
| Свойства воды в жидком состоянии | Вода. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. |
| Вода-растворитель
| Вода. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. |
| Свойства льда, снега и пара
| Вода. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. |
| Родники | Родник, охрана родников. |
| Водоёмы (река, озеро, море, пруд, водохранилище) | Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. |
| Облака, роса, туман, иней, изморозь | Осадки. |
| Круговорот воды в природе | Круговорот воды в природе. |
| Использование и охрана воды | Водосбережение, охрана воды, водные запасы страны. |
| Значение воздуха для жизни. Состав воздуха | Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. |
| Свойства воздуха | Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. |
| Ветер | Сила ветра, направление ветра. |
| Охрана воздуха | Выхлопные газы, охрана воздуха. |
| Горные породы | Горные породы, земная поверхность. |
| Полезные ископаемые (песок, глина, гранит, известняк) | Полезные ископаемые (песок, глина, гранит, известняк) |
| Использование, добыча и охрана полезных ископаемых | Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2–3 примера). |
| Почва | Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. |
О ЦАРСТВАХ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ 16ч. | ||
| Четыре царства живой природы | Животные, растения, бактерии , грибы. |
| Строение растений | Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). |
| Разнообразие растений
| Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. |
| Дикорастущие и культурные растения
| Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. |
| Жизнь растений | Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. |
| Размножение и развитие растений | Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. |
| Развитие растения из семени
| Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. |
| Охрана растений
| Охрана природных богатств: растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы. |
| Строение животных | Особенности строения тела животных. |
| Разнообразие животных | Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). |
| Домашние и дикие животные
| Дикие и домашние животные. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). |
| Как животные воспринимают мир | Органы чувств у животных. |
| Передвижение и дыхание животных | Двигательная и дыхательная система животных. |
| Питание животных | Особенности питания животных: травоядные, плотоядные, всеядные. |
| Размножение и развитие животных | Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений. |
| Охрана животных
| Охрана природных богатств: животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы. |
| Грибы и бактерии | Бактерии. Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов. |
ЧЕЛОВЕК 10ч. | ||
| Человек — часть живой природы | Измерение температуры тела человека, частоты пульса.Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них. |
| Кожа — первая «одежда»
| Личная гигиена.Первая помощь при легких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве. |
| Скелет
| Системы органов (опорно-двигательная). Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. |
| Мышцы
| Системы органов (опорно-двигательная). Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. |
| Кровеносная система | Системы органов (кровеносная).Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. |
| Дыхание
| Системы органов ( дыхательная).Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. |
| Питание и выделение
| Выделительная система .Личная гигиена.Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. |
| Органы чувств
| Органы чувств. Охрана и безопасность органов чувств. |
| Нервная система
| Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; |
| Эмоции и темперамент
| Эмоции, темперамент. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах. |
ЧЕЛОВЕК В ОБЩЕСТВЕ 18ч. | ||
| Народы нашей страны
| Россия на карте, государственная граница России.Духовно-нравственные и культурные ценности – основа жизнеспособности общества.Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. |
| Традиции народов нашей страны
| Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края. |
| Путешествие по ленте времени | Счет лет в истории. |
| Города и сёла
| Города России. Святыни городов России.Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья. |
| Названия городов
| Города России. Святыни городов России.Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края. |
| Кремль — центр города | Москвы: Кремль (основание Москвы, строительство Кремля и др.)Города России. |
| Улицы города
| Правила пользования транспортом (наземным, в том числе железнодорожным, воздушным и водным. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта, аудио- и видеочаты, форум. |
| Герб — символ города | Города России. Святыни городов России. |
| Памятные места городов | Города России.Города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России.Родной край – частица России. Родной город (населенный пункт), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. |
| Экскурсия «Улицы и памятные места родного города (села)» | Главный город родного края: достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним. |
| Современный город
| Города России.Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I – Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.) |
| Москва — столица России
| Москва – столица России. Святыни Москвы – святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте. |
| Что такое государство
| Человек – член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого его члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. |
| Конституция — основной закон нашей страны | Конституция – Основной закон Российской Федерации. |
| Права ребёнка | Права ребенка. Ценность здоровья и здорового образа жизни. |
| Символы государства. Государственный герб России. Государственный флаг России Государственный гимн России | Герб, флаг, гимн РФ. Президент Российской Федерации – глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан. |
| Государственные праздники и награды.
| Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, Международный женский день, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Праздники и памятные даты своего региона. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику. Георгиевский знак отличия и др. награды. |
4 класс
(Учебник Г.Г. Ивченковой, И.В. Потапова "Окружающий мир" в 2 частях)
№ урока | Тема урока | Содержание урока |
НАШ КРАЙ 22ч. | ||
| Что такое погода
| Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей. |
| Как погода зависит от ветра. Грозные явления природы | Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей. |
| Предсказание погоды
| Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.Народный календарь (приметы, поговорки, пословицы), определяющий сезонный труд людей. |
| Экскурсия в смешанный лес | Взаимосвязи в природном сообществе: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2–3 примера на основе наблюдений).Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. |
| Экскурсия к водоёму | Водоемы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений., Правила поведения на водоеме в разное время года. |
| Экскурсия на луг или в поле | Взаимосвязи в природном сообществе: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2–3 примера на основе наблюдений).Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. |
| Наша местность на плане и карте | Географическая карта и план |
| План местности | План местности. |
| Географическая карта | Географическая карта. |
| Равнины
| Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений). |
| Горы
| Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений). |
| Как солнце, вода и ветер изменяют поверхность суши | Особенности строения земной поверхности. |
| Как деятельность человека изменяет поверхность суши | Особенности строения земной поверхности. |
| Богатства недр
| Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2–3 примера). |
| Разнообразие почв | Состав почвы. |
| Что такое природное сообщество. Какие растения растут на лугу | Взаимосвязи в природном сообществе: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2–3 примера на основе наблюдений). |
| Животные — обитатели луга. Луг в жизни человека | Взаимосвязи в природном сообществе: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2–3 примера на основе наблюдений). |
| Какие растения растут в лесу
| Взаимосвязи в природном сообществе: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2–3 примера на основе наблюдений). |
| Животные — обитатели леса. Лес в жизни человека | Взаимосвязи в природном сообществе: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2–3 примера на основе наблюдений). |
| Водоём
| Взаимосвязи в природном сообществе: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2–3 примера на основе наблюдений). |
| Искусственные сообщества. Поле Животные — обитатели полей | Взаимосвязи в природном сообществе: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2–3 примера на основе наблюдений).Дикорастущие и культурные растения |
| Сад
| Взаимосвязи в природном сообществе: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2–3 примера на основе наблюдений).Дикорастущие и культурные растения |
НАША РОДИНА НА ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ 12ч. | ||
| Какую форму имеет Земля | Форма Земли, глобус-макет Земли. |
| Карта полушарий | Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Полушария Земли. |
| Движение Земли. Тепловые пояса | Тепловые пояса |
| В пустыне Африки | Географическое расположение континента.Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с 3–4 (несколькими) странами (с контрастными особенностями): название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. |
| Экваториальные леса Южной Америки
| Географическое расположение континента. Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с 3–4 (несколькими) странами (с контрастными особенностями): название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. |
| Антарктида. Австралия. Евразия
| Географическое расположение континента. Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с 3–4 (несколькими) странами (с контрастными особенностями): название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. |
| Карта России | Важнейшие природные объекты своей страны, района. |
| Зона арктических пустынь | Особенности природных зон. |
| Тундра | Особенности природных зон. |
| Зона лесов | Особенности природных зон. |
| Степи | Особенности природных зон. |
| Экологические проблемы России. Международное сотрудничество по охране природы
| Ценность здоровья и здорового образа жизни.Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы. |
ИСТОРИЯ НАШЕЙ РОДИНЫ 34ч. | ||
| История на карте. Исторические источники. | История Отечества. Счет лет в истории. |
| Первые русские князья | Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь. |
| Князь Владимир. Крещение Руси | Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь. |
| Культура Древней Руси | Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь. |
| Борьба с иноземными захватчиками. Александр Невский | Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь. |
| Куликовская битва. Дмитрий Донской | Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь. |
| Первый русский царь. Преобразования в государстве | Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь. |
| Как жили люди на Руси в XIV—XVI веках | Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Русь. |
| Смутное время. К. Минин и Д. Пожарский | Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Московское государство. |
| Русское государство при первых Романовых | Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена. |
| Расширение границ России в XVII веке | Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Московское государство. |
| Обобщающий урок | Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древней Руси, Московское государство. |
| Пётр I. Реформы в Российском государстве. Преобразования в культуре, науке, быту | История Отечества. Счет лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Российская империя. |
| Пётр I. Реформы в Российском государстве. Преобразования в культуре, науке, быту | История Отечества. Счет лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Российская империя.Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. |
| Изменения в Российском государстве. Императрица Екатерина II | История Отечества. Счет лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Российская империя.Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. |
| Образование и наука в XVIII веке | История Отечества. Счет лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Российская империя. |
| Война 1812 года | История Отечества. Счет лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Российская империя. |
| Отмена крепостного права | История Отечества. Счет лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Российская империя. |
| Наука и техника в XIX веке | Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. |
| Город и горожане. Мода XIX века | Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена. |
| Культура XIX века | Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена.Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. |
| Россия в годы Советской власти | История Отечества. Счет лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: СССР. |
| Великая Отечественная война | История Отечества. Счет лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: СССР.Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. |
| Великая Отечественная война | История Отечества. Счет лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: СССР. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. |
| Тыл в годы войны. Победа над фашизмом | История Отечества. Счет лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: СССР. |
| Восстановление народного хозяйства. Научные достижения XX века | История Отечества. Счет лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Российская Федерация. |
| По северным городам России | Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна». |
| По городам Центральной России | Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна». |
| Города Урала и Сибири | Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна». |
| Города Урала и Сибири | Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна». |
| Дальний Восток. Южные города России | Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна». |
| Россия в мировом сообществе | Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. |
| Жизнь современного человека | Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена. |
| Обощающий урок | История Отечества. Счет лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. |