МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЯРЦЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №1»
ЯРЦЕВСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Согласовано Заместитель директора_________Е.А. Якуничева «__» августа 2016 года | Утверждено Директор школы _________И.Л. Саленкова Приказ № ___ от «30» августа 2016 года |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по окружающему миру (Человек, природа, общество)
для 2 класса В
Учитель: Богданова М.В.
Квалификационная категория: первая
Программа рассмотрена на заседании школьного МО учителей начальных классов
Протокол № 1 от «25» августа 2016 г.
Руководитель школьного МО _____________ (Богданова М.В.)
2016/2017 учебный год
Содержание
Планируемые результаты освоения учебного предмета………3-6стр.
Содержание учебного предмета……………………………… 7-11стр.
Тематическое планирование…………………………………..12-13стр.
Рабочая программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, учебного плана МБОУ «Ярцевская средняя школа № 1», авторской программы по окружающему миру В.А.Самковой «Окружающий мир». – М.: ООО «Русское слово»,2009, в соответствии с учебником « Окружающий мир» 2 класса Самковой В.А. , Романовой Н.И. М.: «Русское слово», 2013.
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные
Обучающийся научится:
-положительному отношению к школе и учебной деятельности;
-представлению о причинах успеха в учебе;
-интересу к учебному материалу;
-этическим чувствам (стыда, вины, совести) на основе анализа простых ситуаций;
-знанию основных моральных норм поведения;
-осознанию своей семейной идентичности.
Обучающийся получит возможность научиться:
-внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
-первичным умения оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
-представлению о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
- представлению о ценности и уникальности природного мира, природоохране, здоровьесберегающему поведению.
Метапредметные
Обучающийся научится:
-осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
-понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях;
-понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
- анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков;
-осуществлять синтез как составление целого рисунка из его частей;
-проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным основаниям (критериям);
-устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
-обобщать (выделять класс объектов по заданному признаку).
Обучающийся получит возможность научиться:
-ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- воспринимать смысл познавательного текста;
-подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения (например, природа: живая - неживая, животные - растения и т.д.);
-проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Обучающийся научится:
-принимать участие в работе парами и группами;
-допускать существование различных точек зрения;
-договариваться, приходить к общему решению;
-использовать в общении правила вежливости
Обучающийся получит возможность научиться:
-принимать другое мнение и позицию;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-строить понятные для партнера высказывания;
-задавать вопросы;
-адекватно использовать средства устного общения для решения
коммуникативных задач
Обучающийся научится:
-принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
-понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
-проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
-оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
- первоначальному умению выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
-адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами;
-в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
-осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя.
Предметные
Человек и природа
Обучающийся научится:
-различать объекты живой и неживой природы, приводить примеры;
-различать объекты природы и предметы, сделанные человеком;
-сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков;
-различать и называть основные части растений;
-узнавать растения, деревья, кустарники, травы, приводить примеры;
-использовать иллюстративный определитель растений и животных.
Обучающийся получит возможность научиться:
-соблюдать правила экологического поведения в школе и в быту (экономия воды и электроэнергии, раздельный сбор мусора) и в природной среде;
- описывать наблюдаемые объекты природы, выделять их существенные признаки.
Человек и общество
Обучающийся научится:
- узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона;
- различать прошлое, настоящее и будущее;
-определять родственные связи в семье;
-соблюдать правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, в школе;
-использовать правила поведения в общественных местах и на улице.
Обучающийся получит возможность научиться:
- оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в обществе сверстников с позиции этических чувств и доброжелательности;
-находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России ,Москву, свой регион и его главный город.
2.Содержание учебного предмета
2 класс (68 часов) |
Как человек познает окружающий мир | 8 | Органы чувств человека — «окошки» в окружающий мир. Роль зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса в восприятии окружающего мира. Предметы и признаки предметов: цвет, форма, сравнительные размеры. Память — хранительница опыта. Разум — отличительная особенность человека. Помощь старших в познании окружающего мира. Методы познания окружающего мира: описание, сравнение, измерение, наблюдение, опыт (эксперимент), моделирование. Простейшие измерительные инструменты и приборы (линейка, весы, термометр). | Работать в группах и самостоятельно с источниками информации об окружающем мире. Различать и называть окружающие предметы, описывать их признаки. Выделять главные (существенные) и второстепенные признаки. Сопоставлять признаки предметов и органы чувств, с помощью которых их можно узнать. Объяснять роль органов чувств, памяти и мышления в способности различать предметы и определять их признаки. Составлять описания, проводить сравнения, выполнять измерения. Использовать простейшие измерительные инструменты и приборы (линейка, весы, термометр). |
Тела, вещества и энергия | 8 | Природа — часть окружающего мира человека. Тела (объекты) и вещества. Вещество — то, из чего состоят все объекты. Разнообразие веществ в окружающем мире: твердые, жидкие и газообразные вещества. Примеры веществ в различном состоянии (вода, воздух, соль, сахар). Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Вода, свойства воды. Значение воздуха и воды для живых организмов. Энергия — источник движения. Ее роль в природе и жизни человека. | Приводить примеры веществ. Сравнивать и различать твердые тела, жидкости, газы. Выполнять простейшие опыты, демонстрирующие свойства воздуха и воды. Приводить примеры различных явлений и процессов, требующих поступления энергии. Предлагать свои варианты опытов, демонстрирующих различные свойства веществ в твердом, жидком и газообразном состоянии. |
Земля — планета Солнечной системы | 6 | Глобус — модель Земли. Вращение Земли вокруг собственной оси. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли вокруг Солнца. Смена времен года. Географическая карта и план местности (общее знакомство). Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. | Находить на глобусе и карте материки и океаны. Работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой): показывать на глобусе и карте материки и океаны. Различать различные виды земной поверхности (на примере своей местности). Находить на карте России равнины и горы, определять их названия. Моделировать формы земной поверхности из песка, глины или пластилина. |
Погода | 5 | Погода, ее составляющие: температура воздуха, облачность, осадки, ветер. Метеорологические и фенологические наблюдения. Наблюдение за погодой из космоса. Прогнозирование погоды и его значение в жизни людей. | Самостоятельно наблюдать погоду и описывать ее состояние. Сравнивать погоду и климат. Уметь подбирать одежду в соответствии с погодными условиями. Измерять температуру воздуха с помощью термометра. Объяснять назначение флюгера, анемометра, гигрометра, осадкомера. Изготавливать простейшие приборы: флюгер и анемометр из пластиковых стаканчиков, барометр из елового сучка или шишки. |
Многообразие живой природы | 6 | Растения, их многообразие. Строение цветкового растения, его основные части: корень, побег, цветок, плод. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Роль растений в природе и жизни людей. Животные, их многообразие. Строение позвоночного животного на примере собаки. Особенности питания разных животных: хищные, растительноядные, всеядные. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Роль животных в природе и жизни людей. Бережное отношение человека к растениям и животным. Общее представление о строении тела человека. Признаки сходства и различия человека и животных (млекопитающих). | Распознавать виды растений, характерные для растительного мира России. Использовать рисунки и схемы при описании строения цветкового растения. Распознавать виды животных, характерные для животного мира России. Описывать строение позвоночных животных с опорой на схему или рисунок. Сравнивать способы питания растений и животных. Приводить примеры взаимодействия растений и животных. Приводить примеры сходства и различия человека и животных (млекопитающих). Приводить примеры влияния деятельности человека на живую природу. Обосновывать необходимость соблюдения определенных норм и правил поведения в природе. |
В согласии с природой: народный календарь | 11 | Осень. Осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь). Признаки осени (осенние явления природы). Погода осенью. Особенности жизни растений и животных осенью, их подготовка к зиме. Зима. Зимние месяцы (декабрь, январь, февраль). Признаки зимы (короткая продолжительность светового дня, низкое солнце, замерзание воды). Погода зимой. Особенности зимней жизни птиц и зверей. Весна. Весенние месяцы (март, апрель, май). Признаки весны (увеличение продолжительности светового дня, высокое солнце, таяние снега и льда). Погода весной. Особенности жизни растений и животных весной (набухание почек, цветение первоцветов, прилет птиц, устройство гнезд, весенняя линька животных). Лето. Летние месяцы (июнь, июль, август). Признаки лета (длинный световой день, высокое солнце). Особенности жизни растений и животных летом (цветение растений, появление потомства у животных). | Характеризовать признаки времен года. Проводить наблюдения и описывать сезонные изменения в природе родного края. Выявлять взаимосвязи между сезонными изменениями в живой и неживой природе. Характеризовать сезонный характер сельскохозяйственных работ. Приводить примеры народных праздников, связанных с различными сезонными явлениями (приход весны, летнее солнцестояние и т.д.). |
Человек - член общества | 9 | Человек — создатель и носитель культуры. Общество — люди, которых объединяет общая культура и которые связаны друг с другом совместной деятельностью. Многообразие культуры народов, населяющих Россию: обычаи, фольклор, декоративно-прикладное творчество. Человек — член общества. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению. Уважительное отношение к своему и другим народам. Отображение человеком окружающего мира в искусстве: изобразительное искусство, музыка, танец, художественное слово, театр, кино. | Объяснять на конкретных примерах значение понятия «культура». Объяснять на доступном для данного возраста уровне причины многообразия культуры народов, населяющих Россию. Обмениваться мнениями, полученными в ходе бесед со старшими членами семьи, земляками о прошлом родного края, известных людях, об обычаях, праздниках народов, населяющих край. Находить эти сведения в дополнительной литературе. Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) и обсуждать полученные сведения. Работать с иллюстративным материалом. Приводить примеры культуры общения во взаимоотношениях между людьми. Моделировать ситуации общения с людьми разных возрастов, национальностей. Оценивать реальные и игровые ситуации общения. Проводить наблюдения за трудом людей во время экскурсии на одно из предприятий родного края. |
Семья- часть общества | 6 | Семья — ближайшее социальное окружение человека. Семейные традиции различных народов, населяющих Российскую Федерацию: забота о детях, уважение к старшим, распределение обязанностей. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. | Комментировать изобразительный ряд, видеосюжеты, иллюстрирующие особенности культуры различных народов РФ. Составлять родословное древо семьи вместе со старшими родственниками. |
Родной край - частица России | 8 | Москва — столица России. Расположение на карте. История основания и строительства Москвы. Герб Москвы. Санкт-Петербург - северная столица. Основание города. Достопримечательности: Зимний дворец, Дворцовая площадь, памятник Петру I — Медный всадник; Исаакиевский собор, разводные мосты через Неву. Города Золотого кольца России: Владимир, Суздаль, Ярославль (по выбору). Родной город (село, деревня), регион (область, край, республика). Достопримечательности родного края: музеи, театры, спортивные комплексы, памятники истории и архитектуры, уникальные природные объекты. Особенности труда людей родного края, основные профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. | Показывать на карте России Москву, Санкт-Петербург, некоторые города Золотого кольца. Описывать по выбору достопримечательности Москвы и Санкт-Петербурга и их окрестностей. Находить на карте свой регион. Готовить в группе рассказ по результатам экскурсий в краеведческий музей, к местам исторических событий, к памятникам истории и культуры. |
Итоговый урок | 1 | | |
3.Тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Дата проведения |
Раздел I.Человек и природа. |
Тема 1.Как человек познает окружающий мир (8 ч) |
1. | Наши органы чувств - «окошки» в окружающий мир. | 01.09. |
2. | О признаках предметов. | 06.09. |
3. | Память – хранительница опыта. | 08.09. |
4. | Как люди хранят накопленные знания. | 13.09. |
5. | Учимся находить ответы. | 15.09. |
6. | «Глазу верь, а прибором проверь» | 20.09. |
7. | Наш помощник – воображение. | 22.09. |
8. | Экскурсия в библиотеку. | 27.09. |
Тема 2. Тела, вещества и энергия (8 ч) |
9. | Из чего состоят тела. | 29.09. |
10. | Три состояния вещества. | 04.10. |
11. | Изучаем свойства воды. | 06.10. |
12. | Знакомьтесь – воздух. | 11.10. |
13. | Твёрдые вещества: от глины до гранита. | 18.10. |
14. | Что такое энергия. | 20.10. |
15. | Энергия и живые существа. | 25.10. |
16. | Учимся быть бережливыми. Экскурсия в школьную лабораторию. | 27.10. |
Тема 3. Земля — планета Солнечной системы (6 ч) |
17. | На берегу космического океана. | 01.11. |
18. | Путешествие по звёздному небу. Экскурсия в планетарий. | 03.11. |
19. | Планеты – главные члены Солнечной семьи. | 08.11. |
20. | Планета Земля и её модель – глобус. | 10.11. |
21. | Почему происходит смена дня и ночи. | 15.11. |
22. | Почему происходит смена времён года. | 17.11. |
Тема 4. Погода (5 ч) |
23. | Погода и её составляющие. | 22.11. |
24. | Метеорологические наблюдения. | 29.11. |
25. | Влияет ли погода на наше здоровье и настроение. | 01.12. |
26. | Уроки безопасности. | 06.12. |
27. | Виртуальная экскурсия на полярную метеостанцию. | 08.12. |
Тема 5. Многообразие живой природы(6 ч) |
28. | Четыре царства, которых нет на карте. | 13.12. |
29. | Зелёное царство: Растения. | 15.12. |
30. | Царство животных. | 20.12. |
31. | Самое необычное царство: Грибы. | 22.12. |
32. | Царство невидимок: Бактерии. Уроки безопасности. | 27.12. |
33. | Виртуальная экскурсия «В лес за грибами». | 29.12. |
Раздел II. Человек и общество |
Тема 6. В согласии с природой: народный календарь(11 ч) |
34. | Круглый год. | 10.01. |
35. | «Год велик, свои приметы знать велит». | 12.01. |
36. | Зимушка - зима – белокрылая птица. | 17.01. |
37. | Зимние заботы и праздники. | 19.01. |
38. | Матушка – весна всем красна. | 24.01. |
39. | «Весенний день год кормит». | 26.01. |
40. | Весенние праздники. | 31.01. |
41. | Летит лето на крыльях. | 02.02. |
42. | Летние заботы и праздники. | 07.02. |
43. | Осень золотая. | 09.02. |
44. | «Осень всему счёт ведёт». Виртуальная экскурсия «Времена года в ботаническом саду». | 14.02. |
Тема 7. Человек - член общества (9 ч ) |
45. | Что общего у человека и других живых существ. | 16.02. |
46. | Чем человек отличается от других живых существ. | 28.02. |
47. | Что такое культура. | 02.03. |
48. | Человек познающий. | 07.03. |
49. | Человек – труженик. | 09.03 |
50. | Человек – художник. | 14.03. |
51. | Человек – член общества. | 16.03. |
52. | Какого человека можно считать воспитанным. | 21.03. |
53. | В краеведческом музее. (В Государственном музее природы и человека). | 23.03. |
Тема 8. Семья - часть общества (6 ч) |
54. | Семья – самое близкое окружение человека. | 28.03. |
55. | Родословная твоей семьи. | 30.03. |
56. | Хозяйство семьи. | 04.04. |
57. | Что такое «семейный досуг. | 06.04. |
58. | Любимые праздники твоей семьи. | 18.04. |
59. | Виртуальная экскурсия «Семья в русской живописи». | 20.04. |
Тема 9. Родной край - частица России (8 ч + 1 ч) |
60. | Москва – столица России. | 25.04. |
61. | Путешествие во времени: как строилась Москва. | 27.04. |
62. | Санкт-Петербург – наша северная столица. | 02.05. |
63. | Пригороды Санкт-Петербурга. | 04.05. |
64. | Золотое кольцо России. | 11.05. |
65. | Твоя малая родина. | 16.05. |
66. | Достопримечательности России. | 18.05. |
67. | Итоговая проверочная работа на промежуточной аттестации. | 23.05. |
68. | Итоговый урок – викторина. | 25.05., 30.05. |
14