СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс. УМК Гармония.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру 3 класс.»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение ««Благодатенская средняя общеобразовательная школа»

Кореневского района Курской области


Рассмотрена

Протокол заседания

МО учителей начальных классов

Протокол от «29» августа 2016 г. №1

Руководитель МО _______Громенко В.В.

Согласована

Заместитель директора по УВР:

__________Раздобарова В.А.

«30» августа 2016г

Принята

Решение педагогического совета

от 01.09. 2016г.

протокол №1

Утверждена

Приказ

от 1.09.2016г. №1- 45

директор школы

_____________ Лобанова Т.Ф.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по окружающему миру

3-4 класс

Количество часов 136

Базовый уровень

Учитель начальных классов: Пилипович Нина Павловна


Программа разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы Поглазовой О.Т.: «Окружающий мир»

2016- 2018 учебный год



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе « Программы общеобразовательных учреждений. Программа к курсу

« Окружающий мир» для 1 – 4 классов общеобразовательных учреждений» О. Т. Поглазовой (Смоленск, Ассоциация 21 век, 2013 год) к учебнику О. Т. Поглазовой « Окружающий мир» 3 класс, Смоленск, Ассоциация 21 век, 2014 год.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 270 часов для обязательного изучения окружающего мира на ступени начального образования, из них в 3 классе  68 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю.

Рабочая программа составлена на основе « Программы общеобразовательных учреждений. Программа к курсу

« Окружающий мир» для 1 – 4 классов общеобразовательных учреждений» О. Т. Поглазовой (Смоленск, Ассоциация 21 век, 2013 год) к учебнику О. Т. Поглазовой « Окружающий мир» 4 класс, Смоленск, Ассоциация 21 век, 2014 год.

Предполагаемые результаты

3 класс

Личностные

  • Формирование основ российской гражданской иден­тичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориен­тации;

  • Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии при­роды, народов, культур и религий;

  • Формирование уважительного отношения к иному мне­нию, истории и культуре других народов;

  • Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  • Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич­ностного смысла учения;

  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • Развитие этических чувств, доброжелательности и эмо­ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере­живания чувствам других людей;

  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и свер­стниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • Формирование установки на безопасный, здоровый об­раз жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные

  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

  • Освоение способов решения проблем творческого и по­искового характера;

  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  • Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  • Использование знаково-символических средств пред­ставления информации для создания моделей изучаемых объ­ектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

  • Активное использование речевых средств и средств ин­формационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном простран­стве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с ком­муникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым при­знакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • Готовность слушать собеседника и вести диалог; готов­ность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  • владение начальными сведениями о сущности и осо­бенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружа­ющий мир»;

  • владение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

  • Умение работать в материальной и информационной сре­де начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

Предметные

  • Понимание особой роли России в мировой истории, вос­питание чувства гордости за национальные свершения, откры­тия, победы;

  • Сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

  • Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

  • Освоение доступных способов изучения природы и обще­ства (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, клас­сификация и др. с получением информации из семейных ар­хивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

  • Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.


ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ 3 КЛАССА

К концу 3 класса учащиеся должны:

  • знать: основные сезонные изменения в неживой и живой при­роде (ветер, дождь, град, гроза, иней, снегопад, метель, ледо­став, ледоход, оттепель, капель; листопад, сокодвижение, линька, спячка, гнездование, перелетные и оседлые птицы); наблюдаемые свойства воздуха, воды, почвы, снега, льда (цвет, вкус, запах, прозрачность, твердость, рыхлость, текучесть);по­нятия «тело», «вещество», «организм», «прошлое и настоя­щее», «исторический источник», «предки»;правила гигиены при работе с почвой, безопасного поведения в природе в разные сезоны, правила личной гигиены, здорового образа жизни;

  • причины перехода воды в разные состояния, круговорота воды и веществ в природе; условия, необходимые для развития расте­ний и животных, значение (функции) органов растения, последо­вательность развития цветкового растения; строение организма человека и функции его органов, профилактические меры пре­дупреждения заболеваний, вредные и полезные привычки;

  • отличие деревни от города, старинного города от совре­менного, труда крестьянина и ремесленника;

  • уметь: характеризовать погодные явления в разные вре­мена года; сезонные изменения в жизни растений и живот­ных, стадии развития насекомых, рыб, птиц, земноводных; исторические источники, исторические памятники, старин­ные предметы быта и орудий труда, занятия крестьян и ре­месленников в прошлом, старинные города; изменения, про­исходящие в жизнедеятельности человека с течением времени (в течение года, столетий);

  • наблюдать предметы и явления в неживой и живой при­роде; проводить простейшие фенологические наблюдения и вести дневник наблюдений; проводить простые опыты по оп­ределению физических свойств веществ и делать выводы по их результатам; определять пульс; наблюдать за развитием растения; пользоваться термометром, лупой, условными обо­значениями предметов и явлений;

  • выявлять и анализировать изменения в окружающем мире, их причины, негативные последствия деятельности человека; оцени­вать нравственно-этические нормы поведения в природе и обще­стве; видеть в настоящем опыт предыдущих поколений людей;

  • осознать: значение Солнца, воздуха, воды, почвы для всего живого на Земле;

  • значение растений и животных в природе и в жизни че­ловека; необходимость знания правил безопасного поведения в природе;

  • окружающий мир изменяется с течением времени; изме­нения, происходящие в природе, в жизни людей и общества, доступны наблюдению и изучению; изменение положения Солнца над горизонтом является причиной изменений в не­живой природе, от которых, в свою очередь, зависят сезон­ные изменения в жизни растений, животных, человека;

  • человек, изучая законы природы, преобразует ее, изобре­тает более совершенные приборы, устройства и орудия, облег­чающие труд; деятельность человека может приводить к заг­рязнению воздуха, воды, почвы и снижению ее плодородия;

  • природа нужна человеку не только для жизни, но и для про­явления эстетических чувств и создания произведений искусст­ва; необходимость и важность природоохранных мероприятий;

  • быт и культура наших предков в прошлом зависела от при­роды в гораздо большей степени, чем в настоящее время; зем­леделие, скотоводство, ремесла, образование претерпели ряд изменений со времен Древней Руси и до наших дней; опыт предков необходимо изучать, чтобы использовать его не толь­ко в своей практической деятельности, но научиться жить в гармонии с природой.


Планируемые результаты формирования универсальных учебных действий

4 класс


Личностные качества:

Регулятивные УУД:

Познавательные УУД:

Коммуникативные УУД:

– – способность различать нравственные и безнравственные поступки, давать адекватную оценку своим поступкам;

– положительное отношение и интерес к изучению природы, человека и общества;

– познавательная активность, наблюдательность, внимательность, любознательность;

– интерес к исследовательской деятельности;

– творческие способности, воображение, фантазия;

– способность к самооценке, желание улучшать результаты своего учебного труда;

– экологическая культура, готовность следовать этическим, экологически грамотным и безопасным правилам поведения в школе, в классе, на улице, дома, в общественных местах, на природе;

– чувство прекрасного, восхищение красотой объектов природы и культуры; понимание того, что природа нужна человеку не только для жизни, но и для проявления эстетических чувств, создания произведений искусства;

– желание вести здоровый образ жизни.

– осознавать границы собственных знаний и понимать перспективы дальнейшей учебной работы, определять познавательные задачи на усвоение новых знаний;

– по значкам-заголовкам, по заданиям (в словесной и графической форме) понимать и принимать учебную задачу (перед чтением текста, перед выполнением задания, перед проверкой знаний и умений в рабочей тетради и тетради для тестовых заданий);

– планировать свои учебные действия (самостоятельно, с одноклассниками, с помощью учителя) для решения учебно-познавательных, учебно-практических задач;

– проверять правильность выполнения действий, вносить необходимые коррективы в ходе решения поставленных задач;

– осуществлять самоконтроль за усвоением предметных и метапредметных знаний и умений;

– оценивать успехи своего учебного труда (и одноклассников).

– воспринимать чтение, а также слушание учителя и одноклассников как способ получения информации (заголовки с установками на цель чтения и вопросы после текста для осмысления прочитанного);

– понимать информацию, представленную в разных формах: словесной, изобразительной, схематической, модельной, условно-знаковой;

– преобразовывать информацию из одной формы в другую;

– осознанно читать, критически оценивать получаемую информацию, соотносить её с ранее полученными знаниями, собственным опытом;

– использовать словари и другую справочную литературу;

– характеризовать, описывать объекты и явления окружающего мира, выделяя их существенные и несущественные признаки;

– выполнять логические операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, подведения под понятие, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений, фиксации выводов в различной форме;

– выполнять начальные формы проектной исследовательской деятельности, осуществлять поиск необходимой информации для решения учебных задач, в том числе с использованием различных средств ИКТ;

– представлять результаты учебной работы в разных формах (рассказ, сообщение, предметная или графическая модель, таблица, диаграмма, схема, демонстрация опыта и др.);

– осуществлять кодирование и декодирование информации в знаково-символической форме;

– пользоваться моделями для изучения строения природных объектов, объяснения природных явлений.

– осознавать речь как способ общения людей;

– участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя при этом принятые нормы культуры речи;

– высказывать своё мнение по вопросам, обсуждаемым в классе, в группе учащихся, отстаивать его, аргументируя свою позицию, принимать мнение других участников беседы, если оно оказывается более правильным;

– составлять небольшие монологические сообщения и представлять их одноклассникам;

– вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в больших и малых группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению


ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ 4 КЛАССА

К концу 4 класса учащиеся должны:

В результате изучения окружающего мира ученик должен

знать/понимать:

  •  название нашей планеты, родной страны и ее столицы, региона, где живут учащиеся родного города;

  •  государственную символику России;

  •  государственные праздники;

  •  основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;

  •  общие условия, необходимые для жизни живых организмов;

  •  правила сохранения и укрепления здоровья;

  •  основные правила поведения в окружающей среде (на дороге, водоемах, школе);

                уметь:

  •  определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);

  •  различать объекты природы и изделия; объекты живой и неживой природы;

  •  различать части растения, отображать их на схеме;

  •  приводить примеры представителей разных групп растений и животных, раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;

  •  показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы и равнины, моря и реки (без указания названий); границы России, некоторые города России;

  •  описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  •  для обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;

  •  ориентирования на местности с помощью компаса;

  •  определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;

  •  установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;

  •  ухода за растениями (животными);

  •  выполнения и изучения правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;

  • оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участие в ее охране;

  • удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете. 



Содержание учебного курса

3 класс

В начале учебного года изучается темы, в которых развиваются представления детей о природе, человеке, обществе как составных частях окружающего мира, об их взаимодействии, а также об экологии как науке и ее роли в сохранении нашего природного дома.

Далее содержание программы раскрывается в теме «Путешествие в мир веществ». В ней систематизированы и последовательно рассматриваются различные природные компоненты (воздух, вода, растения, животные и др.). Применительно к каждому компоненту изучаются его особенности, значение в природе и жизни людей, охрана данного природного компонента. Особое внимание уделяется раскрытию разнообразных экологических связей, отражающих целостность природы.

Темы «Мы и наше здоровье», нацеленная на формирование представлений о человеке как части живой природы, о строении и жизнедеятельности нашего организма как единого целого. Большое внимание уделено в этой теме вопросам гигиены, подробно рассматривается понятие «здоровый образ жизни». Логическим продолжением данной темы является следующая — «Наша безопасность», в которой представлены основы безопасного поведения как в повседневной жизни, так и в экстремальных ситуациях. Необходимое внимание уделяется вопросам экологической безопасности.

Подобную интегративную функцию выполняет и темы «Как жили наши предки», которой завершается программа 3 класса. Учебный материал этой темы представлен в форме путешествий в историю.


Разнообразие изменений в окружающем мире

Изменения, происходящие роде, в жизни человека, в обществе. Изменения, обусловленные деятельностью людей (окультуривание растений, одомашнивание животных, изменения быта и культуры).

Наблюдения – источник знаний о природе и способ ее изучения. Дневник наблюдений за природой. Погодные явления (облачность, осадки, радуга, ветер) и наблюдения за ними. Чрезвычайные погодные явления (грозы, ураганы, смерчи). Температура. Термометр. Измерения температуры и наблюдения за изменениями температуры воздуха. Прогноз погоды и его важность для жизнедеятельности человека. Профессия метеоролог. Современная метеослужба.

Смена дня и ночи, смена времен года как пример периодически повторяющихся природных явлений. Изменение положения Солнца на небе и длительность светового дня в течение года. Особые дни года: 21 марта, 22 июня, 23 сентября, 22 декабря.

Значение природы в жизни наших предков. Наблюдения за природными явлениями и их отражение в народных приметах, поговорках. Отличие годового календаря земледельца, составленного нашими предками, от современного календаря.

Наблюдения, опыты, практические работы: наблюдение за изменением высоты Солнца над горизонтом в разное время года; видение дневника наблюдений природных явлений в течение учебного года; проверка на опыте относительности ощущения человеком тепла и холода; изготовление из бумаги модели термометра; измерение температуры воздуха, воды.

Осенние изменения в природе и в жизни человека

Изменения в неживой природе от лета к осени. 23 сентября – день осеннего равноденствия. Осенние изменения в жизни растений и животных. Явления поздней осени в природе. Осенние заботы человека. Образ осени в искусстве.

Осень в жизни наших предков: повседневные заботы, обряды, обычаи.

Наблюдения, практические и творческие работы: изготовление сравнительной аппликации «Лето и осень»; осенние работы на пришкольном участке; ролевая игра «Осенняя ярмарка».

Экскурсия в лес (в парк, к водоему).

Тела и вещества

Тела и вещества. Отличительные признаки тел. Свойства веществ. Мельчайшие частицы вещества. Твердое, жидкое, газообразное состояние вещества.

Увеличительные приборы: лупа, микроскоп. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Простейшие. Бактерии. Защита организма от болезнетворных бактерий.

Наблюдения, практические и творческие работы: наблюдение под лупой мелких деталей предметов, изготовление из пластилина тел различной формы, исследование свойств веществ (твердость, рыхлость, сыпучесть, пластичность).

Свойства воздуха, воды, почвы

Значение воздуха для живого. Физические свойства воздуха. Состав чистого воздуха. Различие состава воздуха в лесу, у водоема, в городе, в комнате. Источники загрязнения воздуха. Важность проветривания помещений. Чистый воздух и здоровье. Меры по охране воздуха от загрязнения. Использование воздуха нашими предками.

Значение воды для живого. Соленая и пресная вода в природе. Физические свойства воды. Вода – растворитель. Три состояния воды. Процессы перехода воды из одного состояния в другое. Образование тумана, росы. Круговорот воды в природе. Источники загрязнения воды, меры по охране ее чистоты. Очистка воды: в природе, в быту, в городе. Значение воды для здоровья. Необходимость бережного использования воды. Роль воды в жизни наших предков и ее использование.

Почва и ее значение для живого. Образование почвы. Состав почвы и ее плодородие. Обитатели почвы. Взаимосвязь растений и почвенных животных. Правила гигиены при работе с почвой. Круговорот веществ в почве. Разрушение плодородного слоя почвы водой, ветрами, в результате деятельности человека. Роль растений в защите почвы от разрушений. Меры по охране почв от загрязнений.

Старинные орудия обработки почвы. Культуры, возделываемые нашими предками. Появление новых сельскохозяйственных культур. Современные сельскохозяйственные машины. Удобрения. Сохранение и повышение плодородия почвы.

Наблюдения, практические и творческие работы: исследование свойств воздуха и воды, состава почвы; очистка загрязненной воды с помощью простейшего фильтра; моделирование круговорота воды и веществ в природе; изготовление аппликации «Обитатели почвы»

Экскурсия на поле, к водоему (к водонапорной башне, к колодцу).

Зимние изменения в природе и жизни человека

Признаки зимы. 22 декабря — лень зимнего солнцестоя­ния. Особенности погоды зимних месяцев. Образование сне­жинок. Снегопад, снеговой покров, ледостав. Свойства снега и льда. Значение снегового покрова и ледостава для обитате­лей почвы и водоемов. Зимние явления: изморозь, гололед, метель, оттепель. Опасность снежных заносов, гололедицы, оттепели для растений, животных, человека.

Изменения в жизни растений с приходом зимы. Зимний пе­риод в жизни травянистых растений, кустарников, кустарнич­ков, деревьев. Забота человека о сохранности растений зимой.

Домашние и дикие животные зимой. Приспособляемость животных разных групп к зимнему периоду. Линька, спячка животных. Взаимосвязь растений и животных зимой. Помощь человека диким животным в зимнее время.

Зима в жизни наших предков: повседневные заботы, праз­дники, обычаи.

Наблюдения, практические и творческие работы: наблюде­ние растений и животных в зимнее время; исследование снего­вого покрова, коры и спила деревьев; исследование свойства снега и льда; изготовление и развешивание простейших кормушек для птиц; сбор и изготовление коллекции семян деревьев.

Экскурсияв лес (в парк, на пришкольный участок).

Организм человека и его здоровье

Роль знаний о своем организме. Здоровый образ жизни. Организм человека. Функции внешних и внутренних ор­ганов. Рождение и развитие человека.

Основные части скелета и их назначение. Функции суставов и свойства костей скелета. Предупреждение искривле­ния позвоночника. Выработка правильной осанки. Первая помощь при переломах.

Мышцы и их назначение. Важность тренировки мышц. Первая помощь при растяжении связок.

Кровь и ее роль в организме. Органы кровообращения: сердце, кровеносные сосуды. Пульс и его измерение. Необ­ходимость тренировки и бережного отношения к сердцу. Первая помощь при кровотечениях.

Органы дыхания. Инфекционные и простудные заболе­вания органов дыхания; их предупреждение. Вред табачно­го дыма и ядовитых газов. Важность пребывания на свежем воздухе.

Состав пищи. Витамины и их необходимость для организ­ма. Органы пищеварения. Зубы, их роль в пищеварении. Уход за зубами. Источники пищевых отравлений. Предупреждение заболеваний органов пищеварения.

Традиционная пища наших предков и ее изменение с те­чением времени.

Органы выделения. Функции почек и кожи. Гигиена кожи. Первая помощь при обморожениях и ожогах. Закаливание организма.

Органы зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания. Гигие­на органов чувств; предупреждение их заболеваний. Как ле­чились наши предки.

Нервная система и ее назначение. Роль головного и спин­ного мозга. Значение выполнения режима дня и природы для сохранения и укреплении нервной системы.

Наблюдения, опыты, практические и творческие работы: рассматривание модели скелета; выработка правильной осан­ки; наблюдение за работой мыши; измерение пульса в покос и после нагрузки; рассматривание кожи под лупой.

Развитие животных и растений

Размножение разных групп животных. Стадии развития птиц, насекомых, рыб, земноводных. Важность знаний о ста­диях развития животных.

Многообразие растений (водоросли, мхи. папоротни­ки, хвойные, цветковые). Условия, необходимые для развития растений. Теплолюбивые и холодостойкие, светолю­бивые и теневыносливые, влаголюбивые и засухоустойчи­вые растения.

Растение — живой организм. Органы цветкового расте­ния. Значение корневой системы, листьев, стебля, цветка для растения. Разнообразие плодов и семян. Распространение семян. Жизненный цикл однолетнего цветкового растения от семени до семени. Способы вегетативного размножения рас­тений (листом, черенком, клубнем, луковицей, корневой по­рослью).

Наблюдения, практические и творческие работы: проращи­вание семян и наблюдение за развитием растения; изготов­ление аппликаций «От семени до семени» или «Стадии раз­вития животного» (по выбору).

Весна — утро года

Особенности погодных условий в марте, апреле, мае. 21 марта — лень весеннего равноденствия. Таяние снега, ле­доход. 22 апреля — День Земли. Изменения в жизни растений и животных в весенний период. Прилет и гнездование птиц, высиживание птенцов. Значение птиц ятя человека. Появле­ние потомства у диких и домашних животных. Сокодвиже­ние, развертывание листьев, цветение растений. Особеннос­ти ухода весной за комнатными растениями.

Весенние заботы полеводов, садоводов, огородников. Опасность весенних заморозков для растений. Витаминная зелень и здоровье. Весенние природоохранные мероприятия.

Весна в жизни наших предков: повседневные заботы, обы­чаи и праздники.

Наблюдения, практические и творческие работы:уход за комнатными растениями и растениями пришкольного учас­тка; подготовка праздника птиц, изготовление аппликации «Здравствуй, весна».

Экскурсия на пришкольный участок (в парк, в лес).

Изменение быта и культуры наших предков

Важность исторических знаний для людей. Наука ис­тория. Исторические источники. Значение археологичес­ких раскопок. Родной язык и народный фольклор как источники знаний о быте и культуре народа. Как стать знато­ком истории.

Старинный уклад жизни (семья, род, племя, народ; ста­рейшина, совет старейшин, вождь). Природа в жизни и веро­ваниях наших предков. Собирательство, охота, рыболовство, бортничество. Начало земледелия и животноводства.

Жизнь на селе в старину. Жилища наших предков. Уст­ройство старинной избы. Домашняя утварь. Занятия сельс­ких жителей.

Возникновение городов на Руси. Старинный город-кре­пость. Знаменитые старинные города. Исторические центры современных городов -архитектурные памятники России. Городские постройки. Занятия горожан в старину. Гончарное, кузнечное, стеклодувное, художественная роспись и другие ремесла наших предков. Значение дерева в жизни наших пред­ков. Деревянное зодчество. Знаменитые памятники деревян­ного зодчества.

Жилища, народные промыслы и ремесла коренных жи­телей родного края. Памятники старины, сохранившиеся в родном крае.

Развитие торговли на Руси. Занятия купцов. Товарообмен. Появление денег. Старинные и современные деньги.

Одежда сельских и городских жителей в старину. Одежда людей разных сословий. Старинная и современная мода. На­циональные одежды жителей родного края.

Обучение грамоте, ремеслу, крестьянскому делу в ста­рину. Появление школ, гимназий, лицеев, университетов. Церковноприходская школа. Старинная школьная фор­ма, принадлежности, учебники. Отличие современной школы от старинной. Учреждения образования в родном крае.

Важность охраны исторических памятников, памятников культуры и быта.

Наблюдения, практические и творческие работы: состав­ление аппликаций «Прошлое и настоящее» (но выбору); рас­сматривание изделий мастеров родного края; ролевая игра «Встречают по одежке»; изготовление классного плаката "Обещание деревьям».

Экскурсии в музей (краеведческий, исторический, народ­ного творчества), по родному городу, поселку.

Впереди — лето

Изменения в неживой и живой природе с приходом лета. Заботы жителей сельской и городской местности в летний пе­риод. Правила безопасного поведения на солнце, на воде, в лесу, в городе во время летних каникул.

4 класс

1.Ориентирование в пространстве и во времени (13 ч)

Путешествия — источник знаний об окружающем мире. Путешествия в пространстве и «путешествия» во времени. Профессия археолог. Археологические раскопки — источник знаний о прошлом.

Движение Земли, Луны и счет времени. Сутки, неделя, месяц, год. Устройства для счета времени. Разнообразие часов. Историческое время: век, тысячелетие, эра. Дата. Календарь. «Лента времени».

Важность умения ориентироваться. Горизонт, стороны горизонта. Ориентирование на местности по Солнцу, местным признакам. Компас, его устройство, использование для ориентирования на местности.

Наблюдения, практические и творческие работы: освоение приемов ориентирования на местности с помощью компаса.

Рисунок, чертеж, план предмета. Измерение расстояний в старину и в наше время. Масштаб. План местности. Условные знаки на плане городской и сельской местности.

Географическая карта, ее отличие от плана местности. Условные знаки физической карты. Историческая карта, ее отличие от физической карты. Изображение исторических событий на исторической карте.

Практические и творческие работы: составление плана комнаты, школьного двора (по выбору); чтение плана местности и физической карты.

Представления древних о форме Земли. Земля — шарообразное космическое тело. Глобус — модель Земли. Условные линии и точки на глобусе (полюса, экватор, меридианы, параллели). Материки и океаны на глобусе. Карта полушарий Земли.

2. Путешествие в космос (5 ч).

Солнечная система. Земля в Солнечной системе. Естественный и искусственные спутники Земли. Первые космические полеты вокруг Земли и на Луну. Вид Земли из космоса. Использование искусственных спутников Земли.

Практические и творческие работы: работа с глобусом и картой полушарий; сравнение размеров материков; составление аппликации «Солнечная система».

Экскурсия в планетарий.

3.Путешествие по поверхности и недрам России (9 ч)

Россия на глобусе и карте полушарий. Физическая карта России. Моря, омывающие территорию России. Крупнейшие равнины и горные системы, реки и озера России. Родной край на глобусе и на карте России. Особенности рельефа и крупнейшие водоемы родного края.

Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их добыча, перевозка и использование. Полезные ископаемые, используемые в строительстве. Металлические руды. Использование металлов в технике и в быту, Горючие полезные ископаемые. Роль древних растений в образовании торфа и угля. Богатства недр родного края. Экологические проблемы, обусловленные добычей, перевозкой и переработкой полезных ископаемых. Проблемы рационального использования полезных ископаемых.

Практические и творческие работы: раскраска контурной карты России и нанесение на неё условных знаков и названий; составление маршрута путешествия по карте; работа с коллекциями образцов горных порол и минералов.

 4.Путешествие по экосистемам (11 ч)

Природная зона. Зона арктических пустынь, тундра, лесная зона, степь, пустыня на территории России. Особенности неживой природы разных зон и приспособляемость растений и животных к условиям обитания. Условия жизни и занятия коренного населения. Экологические проблемы, возникающие в результате деятельности человека, и пути их решения. Организация заповедников, заказников, национальных парков в природных зонах. Горные районы на карте России. Разнообразие растений и животных на разных высотах в горах. Занятия жителей гор. Природная зона и особенности природы родного края, экологические проблемы и возможные пути их решения.

Лес — природное сообщество. Значение леса для природы и человека. Жизнь в воде и у воды. Природные сообщества моря, озера, болота. Разнообразие растений и животных водоемов, их приспособляемость к условиям обитания и взаимосвязи. Опасность путешествий по болотистой местности. Экологические проблемы, возникающие в связи с загрязнением морей, озер и осушением болот. Местные водоемы и особенности их природы. Природное сообщество луга. Значение лугов для сельского хозяйства. Природоохранные меры по сохранению лесов и лугов.

Практические и творческие работы: работа с картой природных зон России; оформление аппликаций, иллюстрирующих растительный и животный мир природных зон или природных сообществ.

Экскурсии к реке Дон.

5. Путешествие в прошлое России (18 ч)

Славянские племена и образование Древней Руси. Первые русские князья. Крещение Руси. Старинные русские города — памятники культуры Древней Руси.

Распад Древней Руси на отдельные княжества. Нашествия на Русь в XIII веке. Александр Невский. Подчинение Руси Золотой Орде.

Объединение русских князей вокруг Москвы в XIV веке. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Образование Московского государства. Освобождение от ига Орды. Московский Кремль и его соборы — памятники культуры России XV века.

Иван Грозный. Нашествие на Русь поляков и шведов в начале XVII века. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Закрепощение крестьян. Исторические памятники Красной площади Москвы, памятники истории родного края XIV—XVII веков.

Петр I — первый император Российской империи, его деятельность по укреплению и расширению Российского государства. Санкт-Петербург — новая столица России. Изменения в жизни дворян и простых людей во время правления Петра I. Россия времен Екатерины II. Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение. Михаил Кутузов. Освобождение крестьян. Отражение исторических событий России и родного края XVIII—XIX веков в памятниках архитектуры и произведениях искусства.

Революции в России в начале XX века. Образование Советской России. Гражданская война. Образование Советского Союза. Успехи и трудности строительства социалистического хозяйства. Великая Отечественная война 1941 — 1945 гг. Ратный и трудовой подвиг народа в годы войны. Г.К. Жуков. 9 мая — День Победы, память о Великой Отечественной войне. Ветераны войны и тыла, памятные места боев (памятники воинам) родного края.

Успехи и неудачи в развитии Советского Союза после войны. Распад Советского Союза. Образование современной России. Государственное устройство современной России: Президент, Государственная дума. Совет федерации.

Практические и творческие работы: рассматривание семейных реликвий, вещественных и письменных исторических источников; работа с исторической картой; ролевая игра – «Я экскурсовод» по историческим местам родного края.

6.Путешествие по океанам и материкам Земли (12ч)

Открытие материков Земли. Роль путешественников и купцов в открытии новых земель. Первооткрыватели и исследователи Азии, Африки, Америки, Австралии, Антарктиды. Кругосветные путешествия. Имена российских путешественников на карте мира, России и родного края. Растения и животные материков и океанов. Коренные народы континентов (одежда, жилища, занятия). Проблемы сохранения природных богатств материков и океанов, чистоты морей. Международная Красная книга.

Практические и творческие работы: работа с картой полушарий и глобусом; прокладывание маршрутов путешествий; изготовление аппликаций «Растительный и животный мир континентов» (по выбору)









Учебно- тематический план

3 класс


Название раздела

Количество часов

Проверочные работы.

Практические работы

Творческие работы

Экскурсии

Изменения в природе и жизни человека


8

1

2

1

1

До свидания, лето, здравствуй, осень!

5

1

2

3

1

Путешествие в мир веществ

16

2

4

2

1

Идет волшебница зима

7

1

1

2

1

Развитие живых организмов

11

1

3

2


Навстречу весне.

11

1

3

1

1

Как жили наши предки

10

1

1

1



4 класс

№п/п

Раздел

Количество часов

Контрольные работы

Практические работы

1.

Ориентирование в пространстве и во времени

13 часов

1

1

2.

Путешествие в космос

5 часов

1

1

3.

Путешествие по поверхности и недрам России

9 часов

1

1

4.

Путешествие по экосистемам

11 часов

1

1

5.

Путешествие в прошлое России

18 часов

1

1

6.

Путешествие по океанам и материкам Земли

12 часов

1

1

















Согласовано

заместитель директора по УВР________________/ Раздобарова В.А./

«30» августа 2016 года

МКОУ «Благодатенская средняя общеобразовательная школа»

(наименование образовательного учреждения)


КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по окружающему миру

(указать предмет, курс, модуль)


КЛАСС 3

Учитель начальных классов Пилипович Нина Павловна

Количество часов: всего 68 часов ; в неделю 2 часа


Принята Решение педагогического совета от 01.09. 2016г. Протокол №1 Утверждена Приказ от 1.09.2016. №1- 45

(указать реквизиты утверждения рабочей программы с датой)







п/п

Название

раздела

Тема урока

Кол-во часов

Тип

урока

Вид контроля

Дата план

Дата факт

Примечание

1

Изменения в природе

и жизни человека

(8 ч)

Земля – наш

общий дом

1

Урок-беседа

Текущий




2


Все изменяется под солнцем. Разнообразие изменений в окружающем мире

1

Урок-беседа

Текущий




3


Времена года

1

Получение новых знаний

Текущий




4


Природные явления и погода

1

Практическая работа

Тематический




5


Тепло и холод. Температура

и ее измерение

1

Практическая

работа

Тематический




6


Прогноз погоды

1

Наблюдение

Текущий




7


Необычные природные явления

1

Беседа

Текущий




8


Экскурсия

на пришкольный участок. Осенние

изменения в окружающем мире

1

Урок-экскурсия





9–11

До свидания,

лето, здравст-

вуй, осень!

(5 ч)

Осень в природе

3

Комбиниро-ванный

Текущий




12


Осенняя пора

1

Обобщающий

Текущий




13


Экскурсия в парк

1

Экскурсия





14

Путешествие в мир веществ

(16 ч)

Тела и вещества. Три состояния вещества

1

Практическая работа

Тематический




15


Из чего состоят вещества

1

Получение знаний

Текущий




16


Удивительные открытия

1

Практическая работа

Тематический




17


Как все устроено в природе (обобщение по теме)

1

Обобщение

Итоговый




18


Воздух и его свойства

1

Получение

знаний

Текущий




19


Состав воздуха

1

Получение

знаний

Текущий




20


Движение воздуха

1

Комбинированный

Текущий




21


Замечательное вещество – вода

1

Беседа

Текущий




22


Какими свойствами обладает вода?

1

Практическая работа

Тематический




23


Очистка воды

1

Практическая работа

Тематический




24


Превращения

воды

1

Практическая работа

Тематический




25


Круговорот воды
в природе

1

Урок-путешествие

Текущий




26


Природный слой земли. Почва,

ее состав и свойства

1

Практическая работа

Тематиче

ский




27


Обитатели почвы

1

Получение новых знаний

Текущий




28


Почва – кормилица

1

Беседа

Текущий




29


Экскурсия

по селу

1

Урок-экскурсия





30

Идет волшебница зима (7 ч)

Зима в природе

1

Урок-наблюдение

Текущий




31


Растения зимой

1

Урок-наблюдение

Текущий




32


Зимняя пора в жизни животных

1

Беседа

Текущий




33


Где находят приют зимой птицы

1

Комбинирован-ный


Текущий




34


Где и как зимуют холоднокров-ные животные.

1

Комбиниро- ванный

Текущий




35


Как зимовали

наши предки

1

Получение

новых знаний

Текущий




36


Январь – середина зимы


Практическая работа

Темаичес- кий




37

Развитие живых

организмов

(11 ч)

2 часть

Организм человека и его здоровье

1

Получение новых знаний

Текущий




38


Надежная опора

и защита

1

Беседа

Текущий




39


Верные помощники – мышцы

1

Практическая работа

Тематичес- кий




40


Органы дыхания. Предупреждение

их заболевания

1

Комбинированный

Текущий




41


Удивительная жидкость – кровь.

Кровь и кровообращение

1

Практическая работа

Тематический




42


Питание и органы

пищеварения

1

Комбинированный

Текущий




43


Органы очистки

организма

1

Комбинированный

Текущий




44


Нервная система

и ее роль в организме

1

Получение

новых знаний

Текущий




45


Органы чувств

1

Практическая работа

Тематический




46


Как лечились наши предки

1

Полу-

чение новых знаний

Текущий




47


Организм человека и его здоровье (обобщение)

1

Обобщение

Итоговый




48

Навстречу весне

(11 ч.)

Весна света. Весна в неживой природе

1

Беседа

Текущий




49


Развитие животных

1

Получение новых знаний

Текущий




50


Развитие рыб

и земноводных

1

Полу-

чение новых знаний

Текущий




51


Стадии развития насекомых

1

Полу-

чение новых знаний

Текущий




52


Развитие цветковых растений

1

Беседа, практическая работа по уходу за комнатными растениями

Текущий




53


Корни и стебли растений

1

Практическая работа

с гербариями

Тематический




54


Листья растений

1

Практическая работа
с гербариями

Тематический




55


Для чего цветет цветок

1

Практическая работа
с гербариями

Текущий




56


Весна воды, тепла, света и пробуждения природы

1

Беседа

Текущий




57


Весенние изменения в живой

и неживой природе (обобщение

по теме)

1

Контроль

ЗУН.

Конференция

Итоговый




58


Весенние изменения в живой

и неживой природе (обобщение

по теме)

1

Урок-экскурсия





59

Как жили наши предки (10 ч.)

История вокруг

тебя

1

Получение новых знаний

Текущий




60


Природа в жизни наших предков

1

Полу-

чение новых знаний

Текущий




61


Образ жизни наших предков


1

Полу-

чение новых знаний

Текущий




62


Жизнь на селе

в старину

1

Полу-

чение новых знаний

Текущий




63


Старинные города

1

Получение новых знаний

Текущий




64


Занятия горожан
в старину

1

Полу-

чение новых знаний

Текущий




65


Торговое дело

на Руси

1

Полу-

чение новых знаний

Текущий




66


Одежда наших предков

1

Получение новых знаний

Текущий




67


Как учились дети
в прошлом. Учение на Руси

1

Получение новых знаний

Текущий




68


Изменение быта

и культуры наших предков (обобщающий урок по разделу)

1

Проверочная работа

Текущий








Описание материально- технического обеспечения образовательного процесса

Учебно- методический комплекс

Учебники и тетради с печатной основой для учащихся

1)Учебник О.Т.Поглазовой: Окружающий мир для 3 класса в двух частях, « Ассоциация XXI век», Смоленск 2013 год.

2)Тестовые задания О.Т.Поглазовой: Окружающий мир для 3 класса, Смоленск « Ассоциация XXI век», 2013 год.

3)Тетрадь на ПО к учебнику О.Т.Поглазовой: Окружающий мир для 3 класса в двух частях, « Ассоциация XXI век», Смоленск 2013 год.

Пособия для учителя

1) Окружающий мир: методические рекомендации к учебнику для 3 класса общеобразовательных учреждений / О. Т. Поглазова. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013. – 388 с. –ISBN 978-5-418-00650-9

2) Программа «Окружающий мир» для 1-4 классов. Издательство « Ассоциация XXI век», Смоленск 2005 год. а» для 3 класса. В 2 ч. 2011 и послед.


Электронное споровождение


Интренет -ресурсы

Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир. 3 класс.

- Образовательная система «Гармония» для начальной школы http://www.umk-garmoniya.ru

Авторские материалы, разработанные в среде Microsoft Office Power Point

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов для учреждений общего и начального профессионального образования http://www.school-collection.edu.ru


Естественнонаучный образовательный портал http://www.en.edu.ru


Портал «ИКТ в образовании» http://www.ict.edu.ru


Портал «Российское образование» http://www.edu.ru


Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru


Российский портал открытого образования http://www.openet.edu.ru




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!