Утверждаю Директор БСОШ № 1 ______________________ Марянин Е.А. Приказ № 186 от «29 » 08 2016 г. | Согласована на Методическом совете школы Протокол № 1 от « 27» 08 2016 г. Руководитель МС ___________ Здобнова Г.Н | Рассмотрена на заседании кафедры начального общего образования Протокол № 1 от « 26» 08 2016 г. Соответствует ФГОС НОО Руководитель кафедры: __________ Битунова С.Н. |
МБОУ «Болгарская средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов
Спасского муниципального района РТ»
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по окружающему миру 2А класс
Год разработки: 2016 год
Срок реализации программы : 1 год
Составлена на основе: Примерной основной образовательной программы начального общего образования, авторской программы С.А.Трафимов, Г.В.Трафимова «Окружающий мир» (УМК «Перспективная начальная школа»)
Программу составила: Козлова Татьяна Григорьевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая учебная программа по окружающему миру для 2А класса разработана на основании:
-ФГОС начального общего образования;
-Основной образовательной программы начального общего образования;
- авторской программы С.А.Трафимов, Г.В.Трафимова «Перспективная начальная школа».
Она ориентирована на работу по учебно – методическому комплекту:
О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов «Окружающий мир» 2 класс учебник М.: Академкнига / Учебник, 2011 г.
О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов «Наш мир знакомый и загадочный. Хрестоматия» 2 класс М.: Академкнига / Учебник, 2011 г.
О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов «Окружающий мир» 2 класс тетрадь для самостоятельной работы в двух частях М: Академкнига 2015 г
По программе С.А.Трафимов, Г.В.Трафимова «Перспективная начальная школа» на изучение окружающего мира во 2 классе отводится 68 часов (34 учебные недели по 2 ч в неделю). По учебному плану МБОУ БСОШ №1 на изучение окружающего мира во 2 классе отводится так же 68 часов + 2 часа на тематические экскурсии.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО «ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ»
Планируемые результаты ООП НОО
В результате изучения раздела «Человек и природа» обучающиеся научатся:
различать объекты неживой и живой природы, приводить примеры взаимосвязи между объектами неживой и живой природы (смена времен года, влияние Солнца на жизнь растений и животных и т.д.);
устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
сравнивать внешний вид и характерные особенности насекомых, рыб, птиц, млекопитающих;
группировать объекты природы по их признакам (насекомые, рыбы, птицы,
млекопитающие)
назвать признаки отличающие домашних животных от диких;
сравнивать характерные для животных способы питания;
характеризовать роль грибов в жизни человека;
ставить простейшие опыты исследуя свойства воды;
наблюдать и делать выводы по изучению свойств воздуха;
наблюдать и выявлять условия, необходимые для жизни растений;
учиться работать со справочной литературой
определять характер взаимоотношений человека и объектов природы, называть
представителей растительного и животного мира занесенных в Красную книгу;
Обучающиеся получат возможность научиться:
обнаруживать различие между наблюдением и опытом как разными способами получение ответов на вопросы об окружающем мире;
характеризовать общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
называть основные, легко определяемые свойства воздуха и воды;
отличать разнообразие жизненных форм растений (деревья, кустарники, травы) и грибов своей местности;
называть группы растений по их характерным признакам (цветковые растения, хвойные растения, папоротники, мхи, водоросли);
называть группы животных по их характерным признакам (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие);
иметь представление о значении природы для здоровья и жизни человека;
иметь представление об отдельных видах труда, связанных с природой; о значении этого труда;
знать средства сохранения и укрепления здоровья человека (личная гигиена, режим труда и отдыха, физкультура);
знать фамилии, имена и отчества членов своей семьи, включая старшее поколение;
В результате изучения раздела «Человек и общество» обучающиеся научатся:
рассказывать об отдельных видах труда, связанных с природой; о значении этого труда;
знать средства сохранения и укрепления здоровья человека (личная гигиена,
режим труда и отдыха, физкультура);
площади столицы (Красная площадь), главной достопримечательности
столицы (Кремль), исторической достопримечательности Кремля
(Спасская башня);
Победы, День города и т.д.
название родной страны, ее столицы; региона, где живут учащиеся, родного города (села);
использовать дополнительные средства информации (словари, хрестоматию), а также
учиться работать с оглавлением учебника
называть своих ближайших родственников;
знать профессии взрослых и важность каждой профессии.
описывать изученные события из истории Отечества (история Московскогого Кремля, Великая Отечественная война);
Обучающиеся получат возможность научиться:
знать основные права ребенка (право на жилье, обучение, лечение, защиту от насилия старших);
называть государственные праздники, дни памятных дат (День Конституции, День Победы, День защитников Отечества);
узнать правила безопасного поведения в природе.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране.
удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае.
выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения.
На первой ступени школьного обучения в ходе освоения предметного содержания обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты.
Развитие ценностно–смысловой ориентацией обучающихся; умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях. Предмет окружающий мир способствует осмыслению личностных универсальных действий, в результате которых у выпускника начальной школы должны быть сформированы:
мотивы, выражающие его потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности;
ценностно-смысловая ориентация (осознание ценности природы и необходимости нести за нее ответственность; понимание необходимости соблюдать правила экологического поведения в быту и на природе; стремление к сохранению и укреплению своего здоровья);
базовые историко-культурные представления и гражданская идентичность (осознание себя гражданином России, жителем своего края; желание ориентироваться в важнейших для страны событиях и видеть свое место в них);
любовь к Родине, выраженная в интересе к ее природе, культуре, истории, вероисповеданиям, в желании участвовать в делах и событиях по охране природных и культурных памятников;
базовые нравственно-этические ценности (уважение к чувствам верующих людей, пиетет к культовым сооружениям; учет нравственных позиций других людей);
учебно-познавательный интерес к учебному предмету, информационным источникам, способам постановки опытов, наблюдений; устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям, выраженный в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтения социального способа оценки успешности учения.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД.
Обеспечение обучающимися организации своей учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание, планирование, осуществление учебных действий, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка и саморегуляция. Система заданий, ориентирующая младшего школьника на проверку правильности выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, инструментов, рисунков и т.д. позволит ученику научится или получить возможность научиться контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания.
Познавательные УУД.
Ученик научится или получит возможность научиться:
* Различать (узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы;
* Описывать на основе иллюстрации или предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое;
* Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы, следовать инструкциям и правилам при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов;
* Использовать словарь учебника (словари УМК), определители (гербарии) растений, дополнительный материал в Интернете в процессе изучения нового материала или при составлении плана рассказа, доклада, презентации;
* Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника или план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий, как этапы постановки опытов или выполнения задания;
* Использовать готовые модели (условные знаки, глобус, план, план-карту, карту) для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов;
* Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения бережного отношения к природе (осознать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение);
* Определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека (соблюдать правила экологического поведения в быту);
* Использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья; осознанно выполнять режим дня, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
* Работать с картой;
* Различать государственную символику РФ, символику городов России, описывать достопримечательности городов и своего края;
* Различать прошлое, настоящее и будущее, соотносить изученные сторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на ленте времени;
* Используя дополнительные источники информации находить факты,
относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
* Оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных
группах (школьный коллектив, семья, общество);
* Соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих,
понимать необходимость здорового образа жизни;
* Воспитывать пиетет к культовым сооружениям и уважение к чувствам
верующих людей;
* Проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные
договорённости и правила;
Коммуникативные УУД.
Ученик научится или получит возможность научиться взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе; обеспечивать социальную компетентность и учет позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. К коммуникативным действиям относятся: инициативное сотрудничество, планирование учебного сотрудничества, взаимодействие, управление коммуникацией.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Человек и природа (39ч)
Звезды и планеты. Солнце - ближайшая к нам звезда, источник тепла и света для всего живого на Земле. Земля- планета; общие представления о размерах и форме Земли. Глобус- модель Земли. Изображение на глобусе с помощью условных обозначений морей, океанов, суши. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Смена времен года в родном краю на основе наблюдений.
Неживая и живая природа Земли. Условия жизни на планете Земля.
Воздух- смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.
Вода. Свойства воды. Значение воды для живых организмов и хозяйственной жизни человека.
Цветковые растения. Части (органы) растений (корень, стебель, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, вода, воздух). Питание и дыхание растений. Роль растений в жизни человека.
Разнообразие растений: цветковые и хвойные растения; папоротники, мхи, водоросли. Красная книга России. Правила поведения на природе.
Культурные и дикорастущие растения. Продолжительность жизни растений. Размножение растений семенами, клубнями, усами, листьями.
Растения родного края. Названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Грибы. Питание грибов. Шляпочные грибы, плесень. Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов. Правило сбора грибов. Шляпочные грибы родного края.
Животные и их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, млекопитающие. Земноводные, пресмыкающиеся, их отличия. Особенности питания малышей млекопитающих животных. Особенности питания разных взрослых животных, в том числе и млекопитающих (хищники, растительноядные, всеядные). Как животные защищаются. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей. Живой уголок. Бионика. Бережное отношение человек5а к природе. Животные родного края, названия. Их краткая характеристика на основе наблюдений.
Человек и общество (23ч)
Обмен письмами как один из источников получения информации. Общение со старшими и сверстниками как один из источников получения новых знаний.
Семья - самое близкое окружение человека. Взаимоотношения в семье (уважительное отношение к старшим). Семейные традиции (посильная помощь старшим, семейные праздники, совместные походы).
Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного дерева.
Младший школьник. Школьный и классный коллективы, совместная учеба, совместный общественный труд и отдых, участие в спортивных мероприятиях, во внеурочной деятельности, в охране окружающей среды.
Человек- член общества. Взаимосвязь человека с другими людьми. Уважение к чужому мнению. Значение труда в жизни человека и общества. Люди разных профессий. Профессии людей, создавших учебник.
Родной край- частица России. Родной город (село): название и его связь с историей возникновения, с занятием людей, с названием реки, озера; основные достопримечательности.
Наша Родина- Россия. Конституция России - основной закон страны. Важнейшие права граждан России - право на жизнь на образование, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на свободный труд и на отдых. Праздники в жизни общества: День Победы, День Конституции России, День Государственного флага.
Государственные символы России (Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн), узаконенные Конституцией.
Характеристика отдельных исторических событий, связанных с историей Москвы (основание Москвы, история Московского Кремля, достопримечательности Московского Кремля). Имена великих князей, связанных с историей возникновения и строительства Москвы: Юрий Долгорукий, Дмитрий Донской, Иван III (правнук Дмитрия Донского).
Правила безопасного поведения (6 ч)
Режим дня школьника. Чередование труда и отдыха в режиме дня школьника. Составление режима дня школьника. Личная гигиена. Физическая культура. Игры на воздухе как условие сохранения и укрепление здоровья. Чистота - залог здоровья (чистые руки, кипяченная вода, проветривание помещения). Режим питания. Причины простудных заболеваний. Советы старших: правила предупреждения простудных заболеваний: правила поведения при простудных заболеваниях. Номера телефонов экстренной помощи.
Правила безопасного поведения на улице (проезжая часть улицы, встреча с незнакомым человеком, оставление вещи, правила поведения при выгуле животных, при встрече с собаками). Правила дорожного движения. Правило перехода проезжей части улицы. Знаки дорожного движения, определяющие правила поведения пешехода. Переход железной дороги.
Правила безопасного поведения в быту (лифт многоэтажного дома, незнакомый человек, оставление вещей). Основные правила поведения с водой, электричеством, газом.
Тематическая экскурсия (2 ч)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№ п/п | Тема урока | Вид учебной деятельности учащихся | |
Дата проведения | примечание |
план | факт |
Источники информации об окружающем нас мире. Где и как найти ответы на вопросы (6 часов) |
1 | Мир живой и неживой природы. Письмо экологов школьникам. ПДД «Дорожные разметки» | Работа в группе (умение договариваться, распределять работу)
| 01.09 | | |
2 | Мир живой и неживой природы. Мишины вопросы. ПДД «Это должны знать все» | Работа с информационными источниками | 06.09 | | |
3 | Мир живой и неживой природы. Советы старших. ОБЖ «Безопасность в природе» | Практическая работа | 08.09 | | |
4 | Осенние работы на пришкольном участке. ОБЖ «Правила поведения во время работы» | Работа с раздаточным материалом; МИКС – ФРИЗ -ГРУП | 13.09 | | |
5 | Книги – наши друзья. Ищем ответы на вопросы в учебнике. | Практическая работа: ищем ответы на вопросы в учебнике. | 15.09 | | |
6 | Опыт и наблюдение. ОБЖ «Безопасное поведение во время проведения опытов» | Просмотр презентации. | 20.09 | | |
Планеты и звезды ( 5 часов) |
7 | Земля. Модель Земли. | Коллективная работа. Устные ответы. | 22.09 | | |
8 | Почему на Земле день сменяется ночью? | Коллективная работа. Проведение опыта. | 27.09 | | |
9 | Звёзды и созвездия | Самостоятельная работа. ЭОР | 29.09 | | |
10 | Планеты | Разгадывание кроссворда. Видеоурок. | 04.10 | | |
11 | Движение Земли вокруг Солнца. | Тестирование. Коллективная работа. | 06.10 | | |
Неживая и живая природа Земли ( 2 часа) |
12 | Как связаны живая и неживая природа? ПДД «Как правильно переходить дорогу» | Практическая работа . Работа с презентацией. ТАЙМД ПЭА ШЭА. | 11.10 | | |
13 | Условия жизни на планете Земля. | Коллективная работа. | 13.10 | | |
Свойства воздуха и воды (4 часа) |
14 | Свойство воздуха | Работа в группе (умение договариваться, распределять работу, получать общий результат | 18.10 | | |
15 | Кому и для чего нужна вода? | Работа в парах. Работа с интерактивной доской КОНЭРС | 20.10 | | |
16 | Вода и её свойства. ОБЖ «Правила поведения у воды» | Коллективная работа. Видеофильм | 25.10 | | |
17 | Обобщение по теме «Свойство воды и воздуха». | Коллективная работа; работа в паре. | 27.10 | | |
Солнце, воздух, вода и растения (4 часа) |
18 | Условия, необходимые для развития растений. | Самостоятельная работа; | 08.11 | | |
19 | Корень, стебель и лист. | Коллективная работа; работа в паре. Работа с презентацией. | 10.11 | | |
20 | Питание растений | Практическая работа; опыт. | 15.11 | | |
21 | Обобщение по теме «Солнце, воздух, вода и… растения».ОБЖ «Правила поведения в природе» | Коллективная работа. | 17.11 | | |
Разнообразие растений (4 часа) |
22 | Цветковые и хвойные растения | Работа в группе | 22.11 | | |
23 | Папоротники, мхи и водоросли | Работа в парах. Видеоурок. | 24.11 | | |
24 | Красная книга России. ОБЖ « Правила поведения на природе», | Коллективная индивидуальная работа. | 29.11 | | |
25 | Обобщение по теме «Разнообразие растений» | Работа в группах. МОДЕЛЬ ФРЕЙЕРА | 01.12 | | |
Культурные растения. Продолжительность жизни растений (8 часов) |
26 | Для чего люди выращивают культурные растения? | Работа с раздаточным материалом; | 06.12 | | |
27 | Какие части культурных растений используют люди? ОБЖ «Правила обращения с разными растениями» | Дидактическая игра. ЭЙ АР ГАЙД | 08.12 | | |
28 | Можно ли все огородные растения высаживать одновременно? | Работа в группе | 13.12 | | |
29 | От чего зависит урожай зерновых? | Работа в парах; РАФТ | 15.12 | | |
30 | Растения сада | Коллективная работа. | 20.12 | | |
31 | Сколько живут растения? | Коллективная работа. | 22.12 | | |
32 | Размножение растений своими частями. | Работа с материалом учебника. | 10.01 | | |
33 | Обобщение по теме «Культурные растения. Продолжительность жизни растений» | Работа со справочным материалом | 12.01 | | |
Грибы (3 часа) |
34 | Грибы. Можно вырастить грибы на кусочке хлеба? | Проведение опыта. Работа со справочным материалом. | 17.01 | | |
35 | Ядовитые и несъедобные двойники шляпоч-ных грибов. ОБЖ «Правила обращения с ядовитыми растениями» | Работа с учебником. ЭЙ АР ГАЙД | 19.01 | | |
36 | Как правильно собирать грибы? ОБЖ «Правила поведения в лесу» | Практическая работа Работа с презентацией. | 24.01 | | |
Животные (8 часов) |
37 | Разнообразие животных. ОБЖ «Безопасность при обращении с животными». | Работа с дополнительным материалом; | 26.01 | | |
38 | Насекомые | Дидактическая игра | 31.01 | | |
39 | Рыбы | Работа в группе | 02.02 | | |
40 | Земноводные | КОНЭРС Работа в паре. Самостоятельная работа. | 07.02 | | |
41 | Пресмыкающиеся | Работа с информационными источниками (учебник, тетрадь на печатной основе); | 09.02 | | |
42 | Птицы | Коллективная работа | 14.02 | | |
43 | Звери | Практическая работа | 16.02 | | |
44 | Как животные защищаются. ОБЖ «Осторожность при обращении с животными». | Работа с раздаточным материалом; РЕЛЛИ РОБИН | 21.02 | | |
Человек и животные (6 часов) |
45 | Домашние животные. ОБЖ «Как правильно обращаться с домашними животными». | Составление рассказа по картинкам, обсуждение видеоролика | 23.02 | | |
46 | Живой уголок | Работа в группе Работа с презентацией. | 28.02 | | |
47 | Урок-экскурсия на станцию юннатов Живой урок в музее. ПДД «Как правильно переходить дорогу». | Виртуальная экскурсия. | 02.03 | | |
48 | Значение диких животных | Обсуждение прочитанного текста учебника. РЕЛЛИ РОБИН. | 07.03 | | |
49 | Человек в ответе не только за тех, кого приручил | Просмотр видеоролика с обсуждением. | 09.03 | | |
50 | Заповедники или заказники родного края. Обобщение по теме «Человек и животные» | Дидактическая игра | 14.03 | | |
Человек разумный – часть природы (6часов) |
51 | Про тебя | Работа с информационными источниками. | 16.03 | | |
52 | Что умеет человек? | Дидактическая игра | 04.04 | | |
53 | Расти здоровым | Работа в парах. Практическая работа. | 06.04 | | |
54 | Питание и здоровье. | Работа в группе, индивид. задания по карточкам. | 11.04 | | |
55 | От кого зависит твой режим дня? | Беседа по тексту. Творческая работа: продолжить рассказ в учебнике. | 13.04 | | |
56 | Обобщение по теме «Человек разумный – часть природы» | Тестирование Работа в парах. Работа с дополнительным материалом. | 18.04 | | |
Как уберечь себя от беды? (5часов) |
57 | Чистота – залог здоровья | Практическая работа. | 20.04 | | |
58 | Берегись простуды! ОБЖ «Соблюдение правил личной гигиены» . | Дидактическая игра | 25.04 | | |
59 | Твоя безопасность на улице. ПДД « Мы знакомимся с дорожными знаками | Работа в парах; Работа с интерактивной доской. | 27.04 | | |
60 | Твоя безопасность дома. ОБЖ. | Работа в группах РЭЛЛИ РОБИН | 04.05 | | |
61 | Обобщение по теме «Как уберечь себя от беды?» .ПДД «Школа пешехода». | Работа с раздаточным материалом; | 11.05 | | |
В родном краю (9 часов) |
62 | Имя города, села, посёлка. ПДД «Мы пассажиры» | Работа с дополнительным материалом; | 16.05 | | |
63 | История Московского Кремля. | Работа с раздаточным материалом; | 16.05 | | |
64 | Экскурсия в город. ПДД «Учимся читать дорожные знаки» | Работа в группах | 18.05 | | |
65 | День победы. Общий дедушка. | Коллективная работа | 18.05 | | |
66 | Итоговое тестирование | Самостоятельная работа. | 23.05 | | |
67 | День Конституции | Дидактическая игра | 25.05 | | |
68 | Повторение по теме «Москва». ПДД «Светофор. Виды светофоров». | Коллективная работа | 25.05 | | |
69 | Экскурсия в сосновый бор «Растительный мир родного края» «Соблюдаем правила ПДД» | Наблюдение. | 30.05 | | |
70 | Экскурсия на водоем «Бережное отношение к природе» | Наблюдение. | 30.05 | | |
КОНТРОЛЬНО – ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
Итоговое тестирование
1. Подчеркни названия природных объектов
Ромашка линейка плитка
машина горы шкаф
глина птица облака
тетрадь дерево дом
2. К неживой природе относятся:
а) человек, животные, растения, грибы и микробы;
б) Солнце, Земля, воздух, вода, человек и все то, что сделано его руками;
в) Солнце, небо, облака, Земля, камни, вода, дождь, снег.
3. К живой природе относятся:
а) человек, животные, растения, грибы и микробы;
б) Солнце, Земля, воздух, вода, человек и все то, что сделано его руками;
в) Солнце, небо, облака, Земля, камни, вода, дождь, снег.
4. Живые существа отличаются от предметов неживой природы тем, что:
а) они дышат, питаются, растут, приносят потомство, умирают;
б) они разговаривают, бегают и прыгают, смеются и плачут, растут, умирают;
в) они передвигаются, растут, изменяют окружающую природу, умирают
5. Животные - это:
а) птицы, звери, рыбы, ящерицы, черепахи, черви;
б) звери, насекомые, змеи, растения, грибы, микробы;
в) птицы, звери, человек, насекомые, растения, грибы.
6. Из-за чего на Земле становится меньше лесов?
а) из-за пожаров и стихийных бедствий;
б) из-за изменения климата на Земле;
в) из-за строительства городов, дорог, возделывания полей.
7. Какие воздух и вода необходимы для жизни растений, животных человека?
а) прозрачные;
б) бесцветные;
в) чистые.
8. Отчего загрязняется вода в реках и озерах?
а) от использования воды в быту;
б) от использования воды в производстве;
в) от слива сточных вод заводов и фабрик, нечистот с ферм.
9. Что люди делают для спасения живой природы?
а) создают заповедники, ботанические сады;
б) создают бульвары и скверы;
в) создают фермы, пасеки и птицефабрики.
10. Что такое заповедники?
а) заповедники - это участки земли, где всякая природа неприкосновенна;
б) заповедники - это участки земли, где выращивают редкие растения со всего мира;
в) заповедники - это участки земли, где обитает большое разнообразие зверей, птиц и насекомых.