СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру 2 кл

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по окружающему миру 2 кл УМК "Гармония"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру 2 кл»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Ключевская средняя общеобразовательная школа



Рассмотрено на заседании МО Согласовано Утверждаю

Руководитель МО Заместитель директора по УВР И.О. Директор МОУ «Ключевская СОШ»

_______/Бузина С.Г. ________/ Баженова В.И. / ___________/Зелепугин А.И. /

Протокол №___от __ «___»____________ 2016г. Приказ №____от_____

«__26_» ____августа_______ 2016г. «_____»____________2016г.



Рабочая программа

по математике

2класс



Составитель:

Бузина С.Г., учитель начальных классов, 1 кв.к.



2016-2017г.

Пояснительная записка.

Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» разработана на основе ФГОС за курс начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ, авторской программы «Окружающий мир» для учащихся 1-4 классов общеобразовательных учреждений (О.Т. Поглазовой, 2012г, Смоленск, Ассоциация ХХI век) и в соответствии с ООП НОО МОУ «Ключевская СОШ».

Учебники имеют гриф: «Рекомендовано Министерством образования и науки».

Цель изучения курса «Окружающий мир»:

  • формирование у младших школьников целостной картины природного и социокультурного мира, экологической и культурологической грамотности, нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с природой и людьми; воспитание гармонично развитой, духовно-нравственной личности, любящей своё Отечество, осознающей свою принадлежность к нему, уважающей образ жизни, нравы и традиции народов, его населяющих; личности, стремящейся активно участвовать в природоохранной, здоровьесберегающей и творческой деятельности.


Основными задачами образовательного процесса при изучении курса «Окружающий мир» являются:

  • социализация ребёнка; развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире, развитие личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;

  • формирование информационной культуры (знание разных источников информации, умения отбирать нужную информацию, систематизировать её и представлять);

  • воспитание любви к природе и своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, уважения к прошлому своих предков и желания сохранять культурное и историческое наследие.

Общая характеристика учебного курса.

Предметная область «Естествознание, обществознание» реализуется средствами интегрированного предмета «Окружающий мир». В содержание курса интегрированы естественнонаучные, обществоведческие, исторические знания о человеке, природе, обществе, что соответствует федеральному компоненту государственного стандарта начального общего образования. Интеграция в курсе основных содержательных блоков «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни» позволяет представить младшим школьникам целостный и в то же время многогранный образ мира с его взаимосвязями и взаимозависимостями. Учебный материал тем, входящих в программу курса, соответствует фундаментальному ядру содержания данной предметной области, концепции духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников, требованиям государственного стандарта к уровню подготовки учащихся начальной школы.

Интегрированный курс «Окружающий мир» предоставляет широкие возможности для реализации межпредметных связей всех предметных линий начальной школы. В процессе его изучения учащиеся могут объединять информацию, используемую в разных дисциплинах, разные способы и средства её отображения: в слове, в естественнонаучном, историческом, математическом понятии, в рисунке, в мелодии, в рукотворном изделии, расширяя и углубляя представления об объектах и явлениях окружающего мира.


Курс создаёт содержательную базу и для формирования универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных. В процессе изучения окружающего мира учащиеся осуществляют поиск информации из разных источников и её обработку (запись, обобщение, структурирование, презентацию в разных формах, вербальной и наглядной); планируют и выполняют небольшие исследования по выявлению свойств, причинно-следственных связей, последовательности протекания природных и социальных процессов и др. При этом выполняются все компоненты учебной деятельности: постановка задачи, планирование действий по её решению, оценивание результатов действий, формулировка выводов. Одновременно школьники учатся сотрудничать с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивают различные способы взаимной помощи партнёрам по общению.

Таким образом в основе отбора и структурирования учебного содержания, формы его предъявления лежит системно-деятельностный подход, ориентированный на гармоничное развитие и духовно-нравственное воспитание младшего школьника. Учащиеся усваивают и используют предметные знания и умения, универсальные учебные действия в ходе решения учебно-познавательных, учебно-практических задач, обсуждая проблемы гармоничного взаимодействия человека и природы, человека и общества. Формируется личность, действующая согласно нравственным ценностям, принятым в обществе; любящая свою Родину, уважающая образ жизни, нравы и традиции народов, её населяющих; ценящая опыт предшествующих поколений, желающая беречь культурное и историческое наследие предков; интеллектуально развития личность, проявляющая интерес к знаниям, способная добывать их и применять в учебных ситуациях и повседневной жизни, владеющая универсальными коммуникативными, регулятивными, познавательными учебными действиями для успешного продолжения обучения в основной школе.



Требования ФГОС

Планируемые результаты по предмету

п/п

Содержательные линии

Базовый уровень

Ученик научится:

Повышенный уровень

Ученик получит возможность:











1

«Человек и природа»


различать по существенным признакам природные объекты

и изделия человека; объекты живой и неживой природы, тела и явления; небесные тела, формы суши, виды водоёмов;

приводить примеры объектов неживой и живой природы, изделий человека; явлений, происходящих в неживой и живой природе, небесных тел, форм суши, естественных и искусственных, пресных и солёных водоёмов; симметричных и несимметричных предметов окружающего мира;

описывать изучаемые природные и социальные объекты, называя их отличительные признаки, особенности их внешнего вида;

сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать изучаемые объекты окружающего мира, называя их сходства и различия;

определять принадлежность изучаемых природных и социальных объектов к конкретным систематическим группам по существенным признакам;

объяснять отличия человека от животных;

значение природы для здоровья человека, положительные и отрицательные воздействия человека на природу;

наблюдать тела и явления природы, небесные тела, формы земной поверхности, виды водоёмов, признаки экологического неблагополучия в природе;

извлекать полезную учебную информацию из рассказа учителя, рисунка, учебного текста, схемы, таблицы, диаграммы, карты;

представлять результаты учебно-познавательной деятель-

ности в разных формах (аргументированный ответ на вопрос, рисунок, аппликация, условный знак, схема, таблица, простая модель, описание изучаемого предмета по предложенному плану).

Узнать:

человек – часть живой природы и член общества, условия, обеспечивающие его здоровье и эмоциональное благополучие, значение труда и творчества в его развитии, качества, определяющие его физическую и духовную красоту; профессии людей, связанные с природой и работой с людьми, наиболее распространённые профессии в родном крае;

природные тела и явления, способы их изучения; основные космические тела (звезда, планета, спутник); виды земной поверхности (океаны и материки, горы и равнины, холмы и овраги); виды естественных и искусственных водоёмов (море, река, озеро, пруд, водохранилище); условные изображения на карте гор, равнин, водоёмов, городов, границ государств; особенности поверхности и водоёмов родного края (города, села, пригорода) на основе наблюдений;

2-4 представителя изучаемых систематических групп природных и социальных объектов своей местности, их достопримечательности;

смысл понятий: тело, явление, облако, звезда, планета, спутник, созвездие; равнина, холм, гора, овраг; океан, море, озеро, река, пруд, водохранилище, болото;

понимать:

– значение солнца, воздуха, воды для всего живого на Земле; на Земле мало питьевой воды и других природных ресурсов, их необходимо экономно расходовать;









2








«Человек и общество»


различать по существенным признакам виды жилищ и транспорта, средства связи, профессии людей; симметричные и не симметричные предметы; эстетические и нравственные категории, эмоциональные состояния, формы общения; государственную символику России;

приводить примеры государственных законов и праздников, городов России, народов, населяющих родной край, наиболее

многочисленных народов России; объектов городского хозяйства, музеев, культурных центров, достопримечательностей родного города (посёлка); наземного, водного, воздушного, общественного, грузового и специального транспорта, разных профессий; характеризовать черты характера человека;

объяснять различие эстетических, этических, моральных категорий (красивое- безобразное, нравственное – безнравственное, культурное - некультурное, вежливое - грубое и др.);

наблюдать объекты городского хозяйства, культуры, спортивные сооружения, виды строений, улиц, транспорта, музейные экспонаты; вести простейшие наблюдения социальных отношений в быту, в обществе;

создавать творческие работы на заданную тему (рисунки,

аппликации, модели, поделки, небольшие сообщения), участвовать в проектной деятельности;

оценивать свою деятельность (успех, неуспех, ошибки, умение сотрудничать, принимать мнения и варианты решения одноклассников), высказывая свои суждения, предположения, аргументы.


Узнать:

основные нормы морали, культурного поведения в школе, среди одноклассников, в общественных местах, в семье, правила вежливого общения с окружающими людьми, элементарные приёмы управления своим эмоциональным состоянием;

взаимоотношения в обществе, семья – ячейка общества, родственные и семейные отношения; Родина, государство, его столица,

государственные символы; основные права и обязанности российских граждан, права ребёнка;

названия наиболее многочисленных народов, населяющих территорию России, её крупных городов, своего края (области, республики), его центра, своего города (села, деревни);

смысл понятий: семья, родственники, Родина, государство, столица, граница, Конституция, гражданин, право, обязанность; город, посёлок, транспорт, средство связи, музей, профессия, искусство; симметричное, несимметричное, линия и центр симметрии предметов;

понимать:

– он является членом семьи, коллектива одноклассников; горожанином (селянином), гражданином своего государства и должен соблюдать нравственные нормы поведения в обществе, быть патриотом своей Родины, города, школы, класса;

– человек красив своими душевными качествами, поведением,

поступками, своим мастерством и своими творениями; красота человека несовместима с плохим отношением к окружающим людям, к природе;

– все профессии важны и нужны в обществе, деятельность людей может разрушать природу, но может оберегать и сохранять её;

– Россия - многонациональное государство, все народы равны между собой, надо уважительно относиться к культуре, обычаям, языку других народов;

– край, где они живут, - их малая родина, которую надо беречь

и любить; в городах и посёлках есть исторические памятники, которые надо сохранить для будущих поколений людей.





3

«Изучение правил безопасной жизни»

формулировать и обосновывать правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе, нравственного поведения в быту и обществе;


Узнать:

правила безопасного поведения в природе и социальной среде

(водоём, лес, горы, ядовитые растения и грибы, опасные животные;

улица, двор, подъезд, лифт, квартира, незнакомые люди), в чрезвы-

чайных ситуациях;

правила личной гигиены, способы сохранения и укрепления

своего здоровья; приёмы оказания первой помощи при лёгких трав-

мах, простудных заболеваниях;

экологические проблемы современного города и пути их решения, необходимые меры по сохранению чистоты и красоты природы;

понимать:

– люди не должны загрязнять землю и водоёмы промышленными, сельскохозяйственными и бытовыми отходами; надо стараться

решать возникающие экологические проблемы.


Планируемые результаты формирования УУД

средствами предмета «Окружающий мир»


Личностные результаты:


Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:


Познавательные УУД:


Коммуникативные УУД:


- ориентироваться в социаль- ных ролях (член семьи, член классного коллектива, горожанин, селянин, гражданин России) и межличностных отношениях;

- выделять нравственный аспект поведения;

- соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами;

- соблюдать моральные, безопасные, экологически грамотные нормы поведения в обществе (семья, школа, общественные места) и природе.


- анализ своего знания и незнания;

- постановка учебной задачи, умение принимать и сохранять учебную цель;

- определение последователь-ности решения поставленной задачи, составление плана учебных действий;

- коррекция своих действий (сличение с образцом, эталоном, ответом);

- оценка своих действий (осознание усвоенного в результате решения учебной задачи, и на каком уровне).


- осмысливать цель чтения;

- осуществлять поиск и выделение необходимой информации;

- определять основную и второстепенную информацию;

- сопоставлять информацию из разных источников;

- систематизировать и структурировать информацию, отображать её в разной форме (план описания, рисунок, схема, таблица и др.);

- преобразовывать информацию из одной формы в другую (вербальную – в нагляд-ную и наоборот);

- дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы, диаграммы) и создавать собственные.


- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

- строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения задач

общения (приветствие, прощание, игра, диалог);

- сотрудничество с взрослыми (учитель, родитель) и сверстни-

ками, планирование общего дела, распределение функций участников и определение способов их взаимодействия;

- проявление инициативы в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы, желание помочь взрослым и сверстникам;

- оперирование в речи предметным языком – правильно (адекватно) использовать естественнонаучные, исторические, обществоведческие понятия, полно и точно излагать свои мысли, строить монологическую речь, вести диалог;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, уважение позиции партнёра, выявление конфликтной ситуации при сотрудничестве, поиск вариантов её разрешения, принятие общего решения и его реализация.

Предполагаемая самооценка ученика по освоению им личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных универсальных учебных действий

• Я – хороший ученик, знаю и выполняю правила поведения на уроке и в школе, в общественных местах и в природе, соблюдаю правила безопасного поведения на дороге, стараюсь культурно общаться.

• Я понимаю (с помощью учителя), какая учебно-познавательная или практическая задача стоит передо мной. Учусь следовать плану выполнения задания, которое мне предлагает учитель.

• Я могу пользоваться иллюстрациями, условными обозначениями, собственными наблюдениями как источником информации. Могу называть 2–3 признака предметов, сравнивать их и объединять в группы. Стараюсь делать правильные и красивые модели предметов окружающего мира.

• Я могу работать вместе с одноклассником, договариваться и распределять работу по решению познавательной задачи.



















ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате освоения содержания курса «Окружающий мир» во 2 классе ученик должен знать:

- человек – часть живой природы и член общества; условия, обеспечивающие его здоровье и эмоциональное благополучие, значение труда и творчества в его развитии, качества, определяющие его физическую и духовную красоту; профессии людей, связанные с природой и с работой с людьми, наиболее распространённые профессии в родном крае;

- правила безопасного поведения в природе и социальной среде (водоём, лес, горы, ядовитые растения и грибы, опасные животные,; улица, двор, подъезд, лифт, квартира, незнакомые люди), в чрезвычайных ситуациях;

- основные нормы морали, культурного поведения в школе, среди одноклассников, в общественных местах, в семье, правила вежливого общения с окружающими людьми, элементарные приёмы управления своим эмоциональным состоянием;

- правила личной гигиены, способы сохранения и укрепления своего здоровья; приёмы оказания первой помощи при лёгких травмах, простудных заболеваниях;

- природные тела и явления, способы их изучения; основные наблюдаемые космические объекты (звёзда, планета, спутник); виды земной поверхности (океаны и материки, горы и равнины, холмы и овраги); виды естественных и искусственных водоёмов (море, река, озеро, пруд, водохранилище); условные изображения на карте гор, равнин, водоёмов, городов, границ государств; особенности поверхности и водоёмов родного края (города, села, пригорода) на основе наблюдений;

- взаимоотношения в обществе, семья – ячейка общества, родственные и семейные отношения; Родина, государство, его столица, государственные символы; основные права и обязанности российских граждан, права ребёнка;

- названия наиболее многочисленных народов, населяющих территорию нашей страны, крупных городов России, своего края (области, республики), его центра, своего города (села, деревни);

- 2-4 представителя изучаемых систематических групп природных и социальных объектов своей местности, их достопримечательности;

- экологические проблемы современного города и пути их решения, меры по сохранению чистоты и красоты природы;

- смысл понятий: тело, явление, облако, звезда, планета, спутник, созвездие; равнина, холм, гора, овраг; океан, море, озеро, река, пруд, водохранилище, болото; семья, родственники, Родина, государство, столица, граница, Конституция, гражданин, право, обязанность; город, посёлок, транспорт, средство связи, музей, профессии, искусство; симметричное, несимметричное, линия и центр симметрии предметов;

Ученик должен научиться понимать:

- значение Солнца, воздуха , воды для всего живого на Земле; на Земле мало питьевой воды и других природных ресурсов, их необходимо экономно расходовать;

- люди не должны загрязнять землю и водоёмы промышленными, сельскохозяйственными и бытовыми отходами; надо стараться решать возникающие экологические проблемы;

- он является членом семьи, коллектива одноклассников; горожанином (селянином), гражданином своего государства и должен соблюдать нравственные нормы поведения в обществе, быть патриотом;

- человек красив своими душевными качествами, поведением, поступками, своим мастерством и своими творениями; красота человека не совместима с плохим отношением к окружающим людям, животным, к природе;

- все профессии важны и нужны в обществе, деятельность людей может разрушать природу, но может оберегать и сохранять её;

- Россия – многонациональное государство, все народы равны между собой, надо уважительно относиться к культуре, обычаям, языку других народов;

- край, где живут ученики, - их малая родина, которую надо беречь и любить; в городах и посёлках есть исторические памятники, которые надо сохранить для будущих поколений людей.

Ученик должен получить умения:

- различать по существенным признакам природные объекты и изделия человека; объекты живой и неживой природы, тела и явления; небесные тела, формы суши, виды водоёмов; виды жилищ и транспорта, средства связи, профессии людей; симметричные и несимметричные предметы; эстетические и нравственные категории, эмоциональные состояния, формы общения; государственную символику России;

- приводить примеры государственных законов и праздников, городов России, народов, населяющих родной край, наиболее многочисленных народов России; объектов неживой и живой природы, изделий человека; явлений, происходящих в неживой и живой природе, небесных тел, форм суши, естественных и искусственных, пресных и солёных водоёмов; объектов городского хозяйства, музеев, культурных центров, достопримечательностей родного города (посёлка); наземного, водного, воздушного, общественного, грузового и специального транспорта, разных профессий; симметричных и несимметричных предметов окружающего мира;

- описывать изучаемые природные и социальные объекты, называя их отличительные признаки, характеризуя особенности их внешнего вида; описывать черты характера человека;

- сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать изучаемые объекты окружающего мира, называя их сходства и различия;

- определять принадлежность изучаемых природных и социальных объектов к конкретным систематическим группам по существенным признакам;

- объяснять отличия человека от животных; различие эстетических, этических. Моральных категорий (красивое – безобразное, нравственное – безнравственное, культурное – некультурное, вежливое – грубое и др.); значение природы для здоровья человека, положительные и отрицательные воздействия человека на природу;

- наблюдать тела и явления природы, небесные тела, формы земной поверхности, виды водоёмов, признаки экологического неблагополучия в природе; объекты городского хозяйства, культуры, спортивные сооружения, виды строений, улиц, транспорта, музейные экспонаты; вести простейшие наблюдения социальных отношений в быту, в обществе;

- осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, рисунка, учебного текста, схемы, таблицы, диаграммы, карты;

- представлять результаты учебно-познавательной деятельности в разных формах (аргументированный ответ на вопрос, рисунок, аппликация, условный знак, простая модель, описание изучаемого предмета по предложенному плану, схема, таблица);

- формулировать и обосновывать правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе, нравственного поведения в быту и обществе;

- создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, поделки, небольшие сообщения), участвовать в проектной деятельности;

- оценивать свою деятельность (успех, неуспех, ошибки, умение сотрудничать, принимать мнения и варианты решения одноклассников), высказывая свои суждения, предположения, аргументы.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- ориентирования в среде обитания ( природная и социальная среда, опасности и способы их преодоления);

- решения познавательных и практических задач;

- использования универсальных учебных действий при работе с разными источниками информации;

- определения природных и социальных объектов, нуждающихся в сохранении, с целью принятия участия в сохранении их чистоты и красоты;

- проведения наблюдений за телами и явлениями, объектами природы, городского хозяйства, экспонатами музеев, деятельностью людей в различных сферах, с целью оценки положительного и отрицательного воздействия людей на окружающую среду;

- выполнения правил личной гигиены, режима дня для укрепления своего здоровья; соблюдения правил безопасности и экологически грамотного поведения в природе, в быту, в обществе; оказания первой помощи при лёгких травмах;

- осознания себя членом общества (в семье, классном коллективе, городе, стране) и воспитания в себе желания стать достойным человеком (верным другом, заботливым членом семьи, патриотом);

- создания творческих работ (аппликаций, рисунков, моделей, рассказов, небольших сообщений) на заданную тему и участия в проектной деятельности.


Содержание начального общего образования по учебному предмету «Окружающий мир» 2 класс

Название раздела

Содержание

Человек и природа 10 часов

Человек как часть живой природы и разумное существо. Здоровье человека, основные условия и способы его сохранения и укрепления. Значение для здоровья режима дня, закаливания, физических упражнений, спорта, прогулок на природе. Органы чувств, важность сохранения их здоровья. Оказание первой помощи при лёгких травмах (порез, ушиб, ожог, обморожение). Использование целебных свойств растений. Личная гигиена школьника, поддержание чистоты и порядка в помещениях – залог здоровья.

Важность знания правил безопасной жизни. Правила безопасного поведения в природе и дома (ядовитые растения, грибы, встреча с опасными животными; безопасное пользование бытовыми электрическими приборами, правила обращения с газом, водой, противопожарная безопасность). Правила поведения с незнакомыми людьми. Телефоны экстренной помощи.

Человек и общество

8 часов

Общество – совокупность людей, объединённых общей культурой и совместной деятельностью. Человек – член общества.

Значение труда для человека и общества. Разнообразие профессий: учёные, деятели литературы и искусства, учитель, врач, археолог и др. Важность и необходимость профессии эколог в современном мире. Наиболее распространённые профессии в городе, селе.

Культура общения людей, правила этикета. Важность вежливого, уважительного отношения к окружающим. Эмоциональное состояние человека, проявление чувств. Друзья, взаимоотношения с ними. Физическая и духовная красота человека. Семья — ячейка общества, его основа. Члены семьи, родственники. Имя, отчество, фамилия, их происхождение. Родословная семьи (предки, ближайшие поколения). Место работы членов семьи, их профессии. Домашнее хозяйство, семейный бюджет. Взаимоотношения в семье, забота членов семьи друг о друге. Обязанности ребёнка в семье (забота о младших, стариках, больных, помощь взрослым). Труд, отдых, семейные праздники. Семейные реликвии и традиции.

Природные

тела и явления


28часов

Кто и как изучает природу. Учёные, изучающие живую и неживую природу. Значение наблюдений и эксперимента в изучении законов природы. Природные явления, происходящие в живой и неживой природе. Способы их изучения. Объекты и явления неживой природы, наблюдаемые на дневном небе. Образование облаков, их разнообразие. Перистые, кучевые, слоистые, грозовые облака.

Что изучает наука астрономия. Первые представления о небесных телах. Звёзды – раскалённые космические тела. Солнце – ближайшая к Земле звезда, источник света и тепла для растений, животных, человека. Опасность солнечного ожога и теплового удара. Правила безопасного поведения под солнечными лучами. Почитание Cолнца древними народами, его образ в произведениях народного творчества. Космические объекты и явления, наблюдаемые на ночном небе. Звёзды и созвездия. Кометы, метеоры, метеориты. Красота ночного неба. Планеты – холодные космические тела. Земля – планета. Общие представления о её форме, размерах и движении. Вращение Земли вокруг оси как причина смены дня и ночи, обращение вокруг Солнца – причина смены времён года. Глобус – модель Земли. Представления древних о Земле. Первый полёт человека вокруг Земли, первый космонавт мира, Ю. А. Гагарин. Вид Земли из космоса. Луна – естественный спутник Земли. Движение Луны вокруг Земли как причина изменения её видимой формы в течение месяца (фазы Луны). Первые космические полёты на Луну. Общие представления о Солнечной системе, её составе и разнообразии планет. Что изучает наука география. Соотношение воды и суши на земной поверхности. Материки и океаны Земли, их число, названия, расположение на глобусе и карте полушарий. Формы земной суши: горы, равнины, их разнообразие, условное обозначение на карте. Холм, части холма. Овраги, их образование и борьба с ними. Разнообразие гор. Горы и люди. Правила безопасного поведения в горах. Вулканы, опасность их извержения. Изменение и загрязнение суши людьми: карьеры и отвалы, свалки из пустых пород. Вода на Земле. Группы водоёмов: естественные и искусственные; с пресной и солёной водой. Естественные водоёмы: океан, море, озеро, река. Море и его значение для людей и природы. Морская вода, волны, опасность купания в море. Озеро – замкнутый водоём. Каспийское море – самое большое озеро мира. Байкал – глубочайшее озеро мира, жемчужина России. Река – постоянный водный поток. Части реки: исток, притоки, устье. Реки и люди. Болото, его значение для рек.

Искусственные водоёмы: пруд, водохранилище, канал. Источники питьевой воды, важность сохранения их чистоты. Необходимость экономного расходования воды в быту. Проблема загрязнения (очистки) водоёмов. Правила безопасного поведения на водоёмах. Важность сохранения красоты и чистоты природы. Формы суши и виды водоёмов родного края. Красота природных пейзажей

в произведениях поэтов, писателей, художников, композиторов.

Наша Родина – Россия


10 часов

Родина, соотечественники. Россия – многонациональное, одно из крупнейших по территории государств мира. Народы, населяющие Российскую Федерацию, их национальные традиции (на примере народов родного края). Уважительное отношение к своему и другим народам. Русский язык — государственный язык России. Территория Российской Федерации. Государственная граница России, её сухопутные и морские границы. Государственные символы России: флаг, герб, гимн. Правила поведения при прослушивании гимна. Конституция – основной закон Российской Федерации. Права и обязанности граждан. Права ребёнка. Президент Российской Федерации – глава государства. Праздник и его значение в жизни общества. Государственные праздники: День защитника Отечества, День Победы, День весны и труда, День России, День народного единства, День Конституции, День защиты детей и др. Москва – столица России, центр управления государством. Расположение Москвы на карте России. Некоторые достопримечательности столицы России (Кремль, Московский университет, московское метро, Большой театр, храм Христа Спасителя и др.). Российские города (города-миллионеры, города-герои, города воинской славы, древние города). Общее представление о гербах городов. Санкт-Петербург и его достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I —Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.). Горожане и селяне. Условия жизни в городе (на селе). Промышленные и жилые районы города. Культурные центры города (библиотеки, музеи, театры, стадионы и др.). Проблемы современного города (транспорт, переработка отходов, чистота и др.). Проблема загрязнения окружающей среды. Опасность пребывания на свалках Важность озеленения городов. Значение транспорта в жизни общества. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Экологические проблемы города, связанные с транспортом.

Экологически чистые виды транспорта. Родной край, родные места семьи. Родной город (посёлок). Достопримечательности и исторические памятники родного города (посёлка). Расположение родного края, его центра, родного города на карте.

Человек – творец

12 часов

Человек – создатель и носитель культуры. Талант и трудолюбие. Творчество и мастерство человека. Музеи, их значение в жизни

общества. Исторический, краеведческий, политехнический и другие музеи, их экспонаты. Музеи под открытым небом. Коллекции старинных предметов быта: одежды, обуви, домашней утвари, светильников и др. Значение письменности, счёта, средств связи в жизни людей. Бережное отношение к книге. Старинные и современные средства письменности, счёта, связи. Почта, телеграф,

мобильный телефон, компьютер, электронная почта, радио, телевидение, пресса, Интернет. Мир искусства. Виды художественного творчества: литература, музыка, живопись, скульптура, театр, кино. Образы природных пейзажей, времён года в искусстве: в поэзии, на художественных полотнах и др. Художественные музеи – хранилища произведений искусства. Эрмитаж, Третьяковская галерея – крупнейшие музеи страны. Красота природная и рукотворная. Симметричные и несимметричные предметы окружающего мира. Осевая, центральная, переносная виды симметрии. Линия и центр симметрии. Использование разных видов симметрии в творениях человека: в архитектурных сооружениях, парковых ансамблях, мостах, узорах одежды, предметов быта и др. Памятники культуры на ближайших улицах родного города (села), важность бережного отношения к ним.

























Календарно – тематическое планирование

по окружающему миру

Класс 2

Учитель Бузина Светлана Григорьевна

Количество часов:

Всего 68 часов; в неделю 2 часа

Плановых контрольных уроков, зачетов , тестов ч.

Планирование составлено на основе программы Гармония, программа для общеобразовательных учреждений под редакцией О.Т. Поглазовой, В.Д. Шилина, Смоленск, Ассоциация 21 век, 2012г.)

Учебник - Поглазова О. Т., Шилин В. Д. Окружающий мир. 2 класс. Учебник, Часть 1 и 2, 2012 г.



№ урока

Дата проведения

Тема урока

Тип урока

Планируемые результаты

план

факт

предметные

метапредметные, личностные

Раздел I . Человек и природа – 10 часов


1

6.09

6.09

Повторение учебного материала, изученного в 1 классе


Урок -игра

Научатся: работать
с учебником и ра-
бочей тетрадью; определять, что такое окружающий мир; понимать, что человек тоже тело живой природы,
но его нужно рас-сматривать отдельно, как особо организованный объект природы.

Получат возможность научиться:
отличать, какие объекты относятся
к живой и неживой природе


Регулятивные: выполняют
задания в соответствии с поставленной целью, ориентируются в конструкции и системе
навигации учебника, рабочей тетради.

Познавательные: читают
и составляют схемы; объединяют предметы в группы по существенным признакам; вы-
полняют и оформляют разные
тестовые задания.

Коммуникативные: рассказывают о мире с опорой на материалы учебника и собственные представления


2

8.09

8.09

Что нас окружает.


Урок повторения и систематизации

Научатся: различать, что создано природой, а что
создано руками
человека.

Получат возможность научиться:
замечать удивительное в природе


Регулятивные: организовывают свою деятельность, действуют согласно плану, предложенному учителем, а также планам, представленным в учебнике и рабочей тетради; осуществляют учебные действия – понимают информацию, представленную в вербальной форме, определяют основную и вто-ростепенную информацию.

Коммуникативные: сотрудничают друг с другом; проявляют активность во взаимодействии для решения познавательных
задач; адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих.

Познавательные принимают
и решают познавательные
и учебные задачи, выбирают нужную информацию из текста, иллюстрируют схемы, объясняют понятия «тела природы», «изделия человека»; анализируют и обобщают


3

13.09

13.09

Человек – часть живой природы


Урок формирования умений и навыков

Научатся: различать объекты жи-
вой и неживой
природы.

Получат возможность научиться:
замечать удивительное в природе; относить к обществу людей и предметы их трудовой деятель-ности


Регулятивные: выбирают дейсивия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, готовят рабочее место для выполнения разных видов работ (по учебнику, рабочим тетрадям).

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Познавательные: принимают и решают познавательные
и учебные задачи, выбирают нужную информацию из текста, иллюстрируют схемы,
выделяют отличия человека
от животных; анализируют
и обобщают


4

15.09

15.09

Человек – разумное существо


Урок повторения

Научатся: находить внешние отличия одного человека
от другого.

Получат возможность научиться: составлять словесный портрет человека, описание его жилища



Регулятивные: планируют
и контролируют свои действия, соблюдают правила пове-дения на уроке, для того чтобы и самому получить хорошие результаты, и не мешать успешной работе товарища.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Познавательные: читают схемы и работают с ними, дают аргументированный ответ
на поставленный вопрос,
анализируют и сравнивают


5

20.09


Профессии людей. Эколог – одна из важных профессий.


Комбинированный урок

Научатся: понимать, что такое здоровье, что хороший показатель органов чувств является показателем здоровья.

Получат возможность научиться:
заботиться о своем здоровье


Регулятивные: выбирают действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Познавательные: выбирают информацию из учебного, художественного текстов, из иллюстраций, собственных наблюдений, представляют ее в виде схемы


6

22.09


Здоровье человека. Значение природы для здоровья.


Урок изучения нового материала

Научатся: определять органы чувств и понимать их необходимость для полноценной жизни человека.

Получат возможность научиться: определять роль
и специфику разных органов чувств



Регулятивные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;
координируют и принимают позицию партнера во взаимодействии.

Коммуникативные: контролируют себя в процессе совместной работы, соблюдая правила вежливого обращения.

Познавательные: выбирают
и анализируют информацию
из текста и иллюстраций
и представляют ее в различных формах; составляют советы
по охране зрения


7

27.09


Органы чувств и сохранение их здоровья.


Комбинированный урок

Научатся: определять органы чувств и понимать их необходимость для полноценной жизни
человека.

Получат возможность научиться: определять роль
и специфику разных органов чувств


Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Коммуникативные: понимают необходимость сотрудничества с учителем, готовы
ко взаимодействию с ним и дружескому взаимопониманию.

Познавательные: выбирают
и анализируют информацию из текста и иллюстраций
и представляют ее в различных формах; составляют советы
по охране органов осязания


8

29.09


Чистота – залог здоровья.


Урок формирования умений и навыков

Научатся: понимать, что такое здоровье, что хороший показатель органов чувств является показателем здоровья.

Получат возможность научиться:
заботиться о своем здоровье


Регулятивные: выполняют задания в соответствии с целью; осуществляют целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос.

Коммуникативные: используют коммуникативные (прежде всего речевые) средства

для решения различных коммуникативных задач, строят монологическое высказывание.

Познавательные: трансформируют иллюстративную информацию в вербальную; дают аргументированный ответ; осознают ценность здоровья и здорового образа жизни


9

4.10


Зелёная аптека

Урок формирования умений и навыков

Научатся: определять полезные
и вредные для здоровья растения.

Получат возможность научиться:
заботиться о своем здоровье


Регулятивные: контролируют и оценивают свои действия при работе с наглядно-образным, словесно-образным
и словесно-логическим мате-
риалом.

Коммуникативные: форму-
лируют собственное мнение
и позицию; строят понятные для партнера высказывания.

Познавательные: узнают
предмет (растение) по описанию признаков, пользуются дополнительной литературой, составляя краткое сообщение


10

6.10


Азбука безопасного поведения

Урок контроля знаний

Научатся: соблюдать правила поведения на дорогах
и улицах, во дворах домов и на игровых площадках; правила пользования транспортом.

Получат возможность научиться:

идти безопасным
путем от дома до школы и обратно

Регулятивные: планируют
и контролируют свои действия, соблюдают правила поведения на уроке, для того чтобы и самому получить хорошие результаты, и не мешать успешной работе товарища.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Познавательные: моделируют различные ситуации, опасные для детей; составляют правила безопасного поведения дома, на улице

Раздел II. Человек и общество – 8 часов

11

11.10


Человек – член общества.


Урок изучения нового материала

Научатся: различать формы поведения, кото­рые допустимы и недопустимы в школе и других общественных местах.

Получат возможность научиться: определять условия благополучия общества

Регулятивные: проявляют самостоятельность; развивают
навыки сотрудничества.

Коммуникативные: самостоятельно формулируют вопросы, обращаются за помощью
к сверстникам, учителю.

Познавательные: выбирают нужную информацию из текста и иллюстраций; выделяют
в тексте основную мысль
и находят ответы на вопросы

12

13.10


Разнообразие профессий людей


Урок формирования умений и навыков

Научатся: рассказывать о профессиях людей; профессиях своих родителей;
о том, кем бы они
хотели стать.

Получат возможность научиться: определять названия профессий по
характеру деятельности и находить представителей профессий на фотографиях, обсуждать роль людей различных профессий
в нашей жизни

Регулятивные: формулируют
и удерживают учебную задачу, применяют установленные
правила в планировании спо-соба решения жизненных
ситуаций.

Коммуникативные: ставят вопросы, обращаются за помощью.

Познавательные: выбирают нужную информацию из текста и иллюстраций

13

18.10


Как мы общаемся. Правила этикета


Урок формирования умений и навыков

Научатся: различать формы поведения, кото­рые допустимы и недопустимы в школе и других общественных
местах.

Получат возможность научиться: моделировать и оценивать раз­личные
ситуации поведения в шко­ле и других общественных
местах

Регулятивные: соотносят правильность выбора, выполнения и результата действия

с требованием конкретной задачи.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии друг с другом для решения коммуникативных и познавательных задач.

Познавательные: моделируют ситуацию общения; составляют правила общения; анализируют и сравнивают

14

20.10


Физическая и духовная красота человека


Урок формирования умений и навыков

Научатся: применять правила вежливого общения.

Получат возможность научиться: контролировать свое поведение

Регулятивные: формулируют
и удерживают учебную задачу, применяют установленные правила в планировании способа решения жизненных ситуаций.

Коммуникативные: слушают собеседника; высказывают собственную точку зрения.

Познавательные: оценивают формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми; выделяют главные

и отличительные признаки явлений

15

25.10


Друзья, их значение в жизни людей


Комбинированный урок

Научатся: оценивать характер взаимоотношений людей.

Получат возможность научиться: проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе
правила общения
со сверстниками

Регулятивные: принимают
и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий.

Коммуникативные: задают вопросы, слушают собеседника, аргументированно высказывают собственную точку зрения.

Познавательные: дают оценку поступкам одноклассников;
соблюдают правила общения

16

27.10


Семья. Родственники


Урок формирования умений и навыков

Научатся: понимать, что семья – это коллектив близких людей; определять членов семьи
и количество поколений, проживающих в семье.

Получат возможность научиться:

определять и называть родственников

Регулятивные: принимают
и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий.

Коммуникативные: излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения.

Познавательные: работают
со схемами, выделяют главную мысль в тексте; соблюдают морально-этические нормы поведения в семье, школе и других общественных местах

17

8.11


Семейные заботы и традиции


Комбинированный урок

Научатся: понимать, что семья – это коллектив близких людей; определять членов семьи
и количество поколений, проживающих в семье.

Получат возможность научиться: определять и называть родствен-

ников.

Регулятивные: принимают
и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии друг с другом для решения коммуникативных и познавательных задач.

Познавательные: оценивают характер взаимоотношений

в различных

социальных

группах


18

10.11


Родословная семьи

Урок - презентация

Научатся: понимать, что семья – это коллектив близких людей; определять членов семьи
и количество поколений, проживающих в семье.

Получат возможность научиться: определять и называть родственников

Регулятивные: принимают
и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий.

Коммуникативные: излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения.

Познавательные: выполняют проектную работу и презентуют ее

Раздел III. Природа вокруг тебя – 28 часов

19

15.11


Кто и как изучает природу


Урок обобщения и систематизации

Научатся: определять названия времён года, основные свойства воздуха
и воды, общие условия, необходимые для жизни растений и животных.

Получат возможность научиться: различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты живой и неживой природы; определять признаки сезонных изменений в при-
роде

Регулятивные: принимают
и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий.

Коммуникативные: слушают собеседника, умеют вести диалог; признают возможность
существования различных точек зрения и право каждого иметь свою.

Познавательные: осуществляют поиск информации, необходимой для решения учебных задач, собственных наблюдений объектов природы и культуры

20

17.11


Природные тела и явления


Урок изучения нового материала

Научатся: определять понятие «явления природы», основные свойства воздуха и воды.

Получат возможность научиться: различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты живой и неживой природы; определять признаки сезонных изменений в при-
роде

Регулятивные: принимают
и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии друг с другом для решения коммуникативных и познавательных задач; слушают собе-седника, умеют вести диалог.

Познавательные: читают
и составляют простые схемы, отличают природные тела
и природные явления; обоб-
щают

21-22

22.11

24.11


Разнообразие облаков


Формирование умений и навыков

Научатся: определять понятие
«облака».

Получат возможность научиться: устанавливать связи между сезонными изменениями в не-живой и живой
природе

Регулятивные: принимают
и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий.

Коммуникативные: излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения.

Познавательные: моделируют, высказывают и аргументируют свои предположения, определяют виды облаков; используют условные знаки для обозначения природных объектов и явлений, характеристики природных условий


23

29.11


Солнце – ближайшая к Земле звезда


Урок изучения нового материала

Знание понятия: звезда, умение соотносить реальные и видимые размеры и расстояния. Умение вести наблюдение за объектами природы

Умение высказывать предположение и аргументы

24

1.12


Солнце и жизнь

Урок обобщения и систематизации

Научатся: определять понятие
«солнце».

Получат возможность научиться: выделять признаки влияния Солнца
на земную жизнь

Регулятивные: принимают
и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий.

Коммуникативные: ставят вопросы учителю, формулируют собственное мнение и позицию.

Познавательные: анализируют рисунки, обобщают информацию, осознают роль и значение Солнца для всего живого
на Земле, соблюдают правила

безопасного пребывания под солнечными лучами


25

6.12


Звёзды и созвездия


Урок изучения нового материала

Научатся: определять понятия «звездное небо», «созвездие»; моделировать созвездия Кассиопея, Орион, Лебедь; находить на рисунках знакомые
созвездия.

Получат возможность научиться:
работать с картой звездного неба,
с атласом-определителем; наблюдать совместно со взрослыми небесные тела

Регулятивные: соотносят правильность выбора, выполнения и результата действия с требованием конкретной задачи.

Коммуникативные: слушают собеседника; высказывают собственную точку зрения; предлагают помощь и сотрудничество.

Познавательные: работают
с дополнительной литературой, готовят сообщения;
обобщают знания о небесных
телах

26

8.12


Небесные «гости».

Комбинированный урок

Научатся: определять понятия «астероид», «планетарий», «космическая станция», «комета», «метеор», «метео-рит»; давать характеристику некоторым созвездиям
и звездам.

Получат возможность научиться:
находить звезды
и созвездия на ночном небе

Регулятивные: проявляют
самостоятельность и личную ответственность за свои поступки; развивают навыки сотрудничества в группе.

Коммуникативные: работают в группе, выполняют проектную работу.

Познавательные: наблюдают и выделяют главное

27

13.12


Земля – планета

Урок формирования умений и навыков

Научатся: работать с моделями Земли (глобус, карта).

Получат возможность научиться:
находить на гло-
бусе Северный
и Южный полюсы, экватор, материки

Регулятивные: владеют спо-
собностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства ее осуществления.

Коммуникативные: проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог; признают возможность существования
различных точек зрения и право каждого иметь свою.

Познавательные: выбирают нужную информацию из учебного текста, понимают инфор-мацию, представленную в вербальной форме

28

15.12


Движение Земли


Комбинированный урок

Научатся: связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли.

Получат возможность научиться: объяснять причину смены времён года

Регулятивные: принимают
и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии друг с другом для решения коммуникативных и познавательных задач.

Познавательные: работают
с предметными моделями,
устанавливают причины смены времен года, дня и ночи;
работают с глобусом

29

20.12


Луна – естественный спутник Земли


Урок изучения нового материала

Научатся: рассказывать о Луне как о небесном теле.

Получат возможность научиться: объяснять влияние притяжения Земли

Регулятивные: предвидят возможности получения конкретного результата при решении задачи (поиск решения поставленной проблемы).

Коммуникативные: излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения.

Познавательные: моделируют природные явления, работают с учебным текстом, рассказы-
вают о Луне как о небесном
теле, о ее движении вокруг
Земли, размерах и расстоянии до Земли

30

22.12


Исследования Луны. Человек на Луне


Урок формирования умений и навыков

Научатся: оперировать понятиями
«лунная поверхность», «луноход».

Получат возможность научиться: определять лунные фазы

Регулятивные: принимают
и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий.

Коммуникативные: аргумен-тируют свой ответ, работают
в паре.

Познавательные: обобщают
полученные знания, рассказывают о способах изучения лунной поверхности

31

10.01


Планеты, движущиеся вокруг Солнца


Урок изучения нового материала

Научатся: называть планеты Солнечной системы.

Получат возможность научиться: извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника
и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о планетах Солнечной системы

Регулятивные: принимают
и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий.

Коммуникативные: слушают собеседника, умеют вести
диалог.

Познавательные: моделируют расположение предметов
в пространстве, работают
с учебным текстом, выделяют главную мысль абзаца; срав-
нивают звезду и планету

32

12.01


Разнообразие космических тел. Обобщающий урок


Комбинированный урок

Научатся: определять понятия «звезда», «созвездие», «планета», «спутник планеты».

Получат возможность научиться: обобщать и систематизировать информацию, переводить ее из

словесной формы в схематическую

Регулятивные: планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии друг с другом для решения коммуникативных и познавательных задач.

Познавательные: обобщают
и систематизируют информацию, переводят ее из одной

форму в другую (принятую
в словесной форме переводят
в схематическую)

33

17.01


Поверхность Земли. Материки и океаны


Урок - игра

Научатся: определять формы земной поверхности; читать условные обозначения сторон гори-
зонта.

Получат возможность научиться:
работать со схемами и круговыми диаграммами; описывать местность
по фотографии

Регулятивные: принимают
и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий.

Коммуникативные: излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения.

Познавательные: работают
со схемами и круговыми диаграммами; описывают местность по фотографии; находят географические объекты на глобусе и карте; рассматривают
и уточняют условные обозна-
чения на физической карте
полушарий

34

19.01


Плоские и холмистые равнины. Овраги и борьба с ними


Комбинированный урок

Научатся: определять формы земной поверхности.

Получат возможность научиться:
находить географические объекты
на глобусе и карте

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: задают вопросы, слушают собеседника, аргументированно высказывают собственную точку зрения.

Познавательные: работают
с текстом, выделяют новые понятия, определяют их существенные признаки; различают плоские и холмистые равнины; описывают формы земной поверхности

35

24.01


Горы, их разнообразие

Урок формирования умений и навыков

Научатся:

различать плоскую и холмистую равнины;

называть части гор
(горные хребты, склоны, вершины);

– описывать природный мир гор.

узнают каким цветом на карте изображены горы.


Получат возможность научиться:
находить горы
на глобусе и карте

Узнают ,что Эверест – высочайшая горная вершина земного шара;

- Эльбрус – самая высокая гора на территории России.


Регулятивные:

постановка учебной задачи на основе жизненного опыта учащихся;

адекватная оценка правильности ее выполнения;

Коммуникативные:

умение работать в парах и индивидуально;

умение формулировать свою точку зрения;

умение задавать вопросы.

Познавательные:

выявление и формулирование познавательной цели с помощью учителя;

анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.






36

26.01


Горы и люди. Безопасное поведение в горах


Комбинированный урок

Научатся: выполнять простейшие инструкции и несложные алгоритмы поведения.

Получат возможность научиться: оценивать правильность поведения
людей в горах

Регулятивные: выбирают действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, готовят рабочее место для выполнения разных видов работ (по учебнику, рабочим тетрадям).

Коммуникативные: сотруд-
ничают, проявляя активность
во взаимодействии для решения познавательных задач.

Познавательные: ставят познавательную задачу, соотносят информацию из разных источников; сравнивают и анализируют объекты окружающего мира

37

31.01


Экскурсия. Формы суши родного края


Урок - экскурсия

Научатся: наблюдать за формами суши, преобладающими в нашей местности. Получат возможность научиться: оформлять рисунки, макеты , фотографии.

Регулятивные: выбирают действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, готовят рабочее место для выполнения разных видов работ (по учебнику, рабочим тетрадям).

Коммуникативные: сотрудничают, проявляя активность
во взаимодействии для решения познавательных задач.

Познавательные: ставят познавательную задачу, соотносят информацию из разных источников; сравнивают и анализируют объекты окружающего мира

38-39

2.02

7.02


Вода на Земле. Океаны и моря. Значение моря для жизни людей


Комбинированные уроки

Научатся: определять, где используется вода, как и почему она загрязняется; общие условия,

необходимые для жизни растений

и животных.

Получат возможность научиться:

называть свойства воды; определять роль воды для живой природы; называть очистительные сооружения; рассказывать о значении воды для всего живого; анализировать схемы, показывающие источники

загрязнения воды

Регулятивные: выбирают действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, готовят рабочее место для выполнения

разных видов работ (по учебнику, рабочим тетрадям).

Коммуникативные: излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения.

Познавательные: работают
с разными источниками информации, называют и показывают на карте части Мирового
океана; осознают значение воды для жизни на Земле, необходимость бережного отношения к воде

40-41

9.02

14.02


Пресные воды суши. Река, её части. Значение рек для людей


Уроки формирования умений и навыков



42-43

16.02

21.02


Озёра, пруды, болота. Байкал – жемчужина России


Комбинированные уроки



44

7.03


Значение воды для всего живого на Земле. Загрязнение водоёмов


Урок - диспут



45

9.03


Экскурсия. Водоёмы родного края


Урок - экскурсия

Научатся: находить на карте водоемы родного края.

Получат возможность научиться: анализировать,
как человек использует воду


Регулятивные: выбирают действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, готовят рабочее место для выполнения разных видов работ (по учебнику, рабочим тетрадям).

Коммуникативные: договариваются, приходят к общему решению; используют в общении правила вежливости.

Познавательные: работают
с географической картой

46

14.03


Разнообразие водоёмов. Обобщающий урок


Урок - викторина

Научатся:

различать (и изображать) объекты окружающего мира по их отличительным признакам, объединять и распределять их по существенным признакам; умение работать со схемами, выполнять и оформлять тестовые задания разных типов.

Получат возможность научиться: сравнивать и различать разные формы водоемов

Регулятивные: выбирают действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, готовят рабочее место для выполнения разных видов работ (по учебнику, рабочим тетрадям).

Коммуникативные: договариваются, приходят к общему решению; используют в общении правила вежливости.

Познавательные: работают
с географической картой

Раздел IV. Наша Родина – Россия – 10 ч.

47

16.03


Родина. Родной край. Россия – многонациональное государство


Комбинированный урок

Научатся: находить на карте Российскую Федерацию, свой регион и его главный город.

Получат возможность научиться: ориентироваться
в важнейших для страны и личности

событиях и фактах прошлого и настоящего

Регулятивные: планируют
и контролируют свои действия, соблюдают правила поведения на уроке, для того чтобы и самому получить хорошие результаты, и не мешать успешной работе товарища.

Коммуникативные: излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения.

Познавательные: составляют рассказ по картинке

48

4.04


Российская Федерация, её государственные символы


Урок формирования умений и навыков

Научатся: различать государственную символику Российской Федерации.

Получат возможность научиться: объяснять символический смысл цветных полос россий-ского флага, изображений на гербе
России

Регулятивные: планируют
и контролируют свои действия, соблюдают правила поведения на уроке, для того чтобы и самому получить хорошие результаты, и не мешать успешной работе товарища.

Коммуникативные: излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения.

Познавательные: объясняют символический смысл цветных полос российского флага, изображений на гербе России, Москвы, своего региона

49

6.04


Конституция – основной закон государства. Государственные праздники


Урок обобщения и систематизации

Научатся: определять понятия «закон», «конституция», «права и обязанности гражданина России», «государственный», «профессиональный», « государственные праздники».

Получат возможность научиться: объяснять, что такое конституция, приводить примеры прав и обязанностей граждан России, называть права детей

Регулятивные: планируют
и контролируют свои действия, соблюдают правила поведения на уроке, для того чтобы и самому получить хорошие результаты, и не мешать успешной работе товарища.

Коммуникативные: сотрудничают, проявляя активность
во взаимодействии для решения познавательных задач.

Познавательные: объясняют, что такое конституция, приводят примеры прав и обязанностей граждан России, называют права детей; работают
с текстом

50

11.04


Москва – столица России


Урок творческий отчёт

Научатся: приводить примеры достопримечательностей столицы.

Получат возможность: узнать
об истории строительства столицы

Регулятивные: планируют
и контролируют свои действия, соблюдают правила пове-дения на уроке, для того чтобы и самому получить хорошие результаты, и не мешать успешной работе товарища.

Коммуникативные: сотруд-
ничают, проявляя активность
во взаимодействии для решения познавательных задач.

Познавательные: выполняют проектную работу, анализируют иллюстрации, сопоставляют их со словесным описанием в тексте

51

13.04


Российские города.


Урок формирования умений и навыков

Научатся: составлять небольшие
сообщения о досто-примечательностях одного из городов России на основе
допол­нительной информации.

Получат возможность научиться:
работать с иллюстрациями достопри-
мечательностей
городов

Регулятивные: принимают
и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий.

Коммуникативные: излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения.

Познавательные: выделяют нужную информацию из текста (учебного, художественного), из иллюстрации, работают
со словарем; сравнивают
гербы российских городов

52

18.04


Родной город (село), его достопримечательности


Урок контроля знаний и умений

Научатся: описывать инфраструктуру, достопримечательности современного города и села.

Получат возможность научиться: проводить наблюдения, анализировать их; решать экологические задачи

Регулятивные: принимают
и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий.

Коммуникативные: излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения.

Познавательные: кодируют информацию, рассказывают
о малой родине

53

20.04


Горожане и селяне. Проблемы современного города


Урок - экскурсия

Научатся: называть основные профессии городских жителей и сельских.

Получат возможность научиться: описывать жизнь города и села

Регулятивные: планируют
и контролируют свои действия, соблюдают правила поведения на уроке, для того чтобы и самому получить хорошие результаты, и не мешать успешной работе товарища.

Коммуникативные: излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения.

Познавательные: проводят
наблюдения, анализируют их; решают экологические задачи; ставят проблемы и решают их, работают со схемами, блок-схемами алгоритмов, классифицируют предметы окружающего мира

54

25.04


Проблемы современного города (продолжение)


Урок изучения нового материала

Научатся: описывать проблемы современного города.

Получат возможность научиться: проводить наблюдения, анализировать их; решать экологические задачи

Регулятивные: выделяют
и формулируют, что уже усвоено и что еще нужно усвоить,

определяют качество и уровень усвоения.

Коммуникативные: слушают собеседника, умеют вести
диалог.

Познавательные: ставят проблемы и решают их, работают
со схемами, блок-схемами алгоритмов, классифицируют предметы окружающего мира

55-56

27.04

2.05


Водный и воздушный транспорт. Проблемы загрязнения воздуха и воды при его использовании

Урок формирования умений и навыков

Научатся: сравнивать различные виды транспорта, выделять отличительные признаки

Получат возможность научиться: проводить наблюдения, анализировать их; решать экологические задачи

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: задают вопросы, слушают собеседника, аргументированно высказывают собственную точку зрения.

Познавательные: анализируют рисунки и текстовую информацию, выполняют проектную работу и презентуют ее.

Раздел V. Человек – творец – 12 часов







57

4.05


Разнообразие музеев. Экспонаты музеев. Профессия археолог


Комбинированный урок

Научатся: различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить основные (изученные) исторические события с датами, конкретную
дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени».

Получат возможность научиться: наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: задают вопросы, слушают собеседника, аргументированно высказывают собственную точку зрения.

Познавательные: анализируют рисунки и текстовую информацию, выполняют проектную работу и презентуют ее; пользуются современными средствами счета и связи

58

11.05


Старинные и современные предметы одежды и быта


Урок -экскурсия



59

16.05


Старинные и современные средства письменности, счёта, связи

Урок формирования умений и навыков

Научатся: сравнивать современные и старинные средства письменности, счета

Получат возможность научиться: наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: задают вопросы, слушают собеседника, аргументированно высказывают собственную точку зрения.

Познавательные: анализируют рисунки и текстовую информацию, выполняют проектную работу и презентуют ее; пользуются современными средствами счета и связи

60

18.05


Художественное творчество человека


Комбинированный урок

Научатся: развивать эстетическое восприятие окружающего мира, умение оценивать произведения искусства. сравнивать современные и старинные средства письменности, счета

Получат возможность научиться: наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности

Регулятивные: выполняют
задания в соответствии с поставленной целью, ориентируются в конструкции и системе
навигации учебника, рабочей тетради.

Познавательные: читают
и составляют схемы; объединяют предметы в группы по существенным признакам; вы-
полняют и оформляют разные
тестовые задания.

Коммуникативные: рассказывают о мире с опорой на мате-риалы учебника и собственные представления

61

23.05


Природа в произведениях литературы, живописи, музыки.


Урок презентация


Эстетическое восприятие объектов
культуры

Регулятивные: выполняют
задания в соответствии с поставленной целью, ориентируются в конструкции и системе
навигации учебника, рабочей тетради.

Познавательные: читают
и составляют схемы; объединяют предметы в группы по существенным признакам; вы-
полняют и оформляют разные
тестовые задания.

Коммуникативные: рассказы-вают о мире с опорой на мате-риалы учебника и собственные представления

62-63

25.05


30.05


Красота природная и рукотворная. Осевая симметрия


Урок формирования умений и навыков

Научатся: анализировать полученную информацию.

Получат возможность научиться: наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности

Регулятивные: планируют
и контролируют свои действия, соблюдают правила поведения на уроке, для того чтобы и самому получить хорошие результаты, и не мешать успешной работе товарища.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Познавательные: целенаправленно наблюдают, делают выводы из наблюдений; создают симметричное изображение

64



Центральная (поворотная) симметрия. Центр симметрии


Урок закрепления знаний

Научатся: проводить линию симметрии, различать предметы, обладающие осевой симметрией

-находить центр симметрии, различать предметы, обладающие этим видом симметрии

-применять знания в практической деятельности.

Получат возможность научиться: наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения.

Познавательные: работают
с иллюстрациями и текстом,
находят нужную информацию, используют ее для решения учебных задач

65



Орнаментальная (переносная) симметрия.


Урок обобщения и систематизации

Научатся: проводить линию симметрии, различать предметы, обладающие осевой симметрией

-находить центр симметрии, различать предметы, обладающие этим видом симметрии

-применять знания в практической деятельности.

Получат возможность научиться: наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения.

Познавательные: работают
с иллюстрациями и текстом,
находят нужную информацию, используют ее для решения учебных задач

66



Виды симметрии в изделиях людей


Урок обобщения и систематизации

Научатся: анализировать для чего нужна симметрия, где она применяется

Получат возможность научиться: наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности

Регулятивные: планируют
и контролируют свои действия, соблюдают правила поведения на уроке, для того чтобы и самому получить хорошие результаты, и не мешать успешной работе товарища.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Познавательные: целенаправленно наблюдают, делают выводы из наблюдений; создают симметричное изображение

67



Контрольный урок. Что узнали, чему научились во 2 классе


Урок контроля

Научатся: работать самостоятельно
и оценивать свои знания.

Получат возможность научиться: оценивать свои успехи в учебе и соотносить их с успехами других учеников; видеть прекрасное в окружающем мире

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения.

Познавательные: работают
с иллюстрациями и текстом,
находят нужную информацию, используют ее для решения учебных задач

68



Экскурсия

«Красота природная и рукотворная»

Урок обобщения и систематизации

Научатся: различать, что создано природой, а что
создано руками
человека.

Получат возможность научиться:
замечать удивительное в природе

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения.

Познавательные: работают
с иллюстрациями и текстом,
находят нужную информацию, используют ее для решения учебных задач