СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по окружающему миру в 4 классе по программе "Школа 2100"
Пояснительная записка.
Рабочая программа предназначена для обучения окружающему миру учащихся 4 класса «Б» МОУ «Лицей №3 имени П.А.Столыпина» на 2013-14 учебный год. Рабочая программа курса «Окружающий мир» разработана в соответствии с ФГОС НОО, ФЗ №273 от 29.12.2012г. «Об образовании Российской Федерации»,в соответствии с ООП НОО МОУ «Лицей №3, имени П.А.Столыпина» на 2011-2015 год, примерной основой образовательной программой ОС «Школа 2100» под научной редакцией Д.И. Фельдштейна, М: Баласс 2011, которая имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации», на основе «Методических рекомендаций для учителя к учебнику «Окружающий мир» в двух частях («Человек и природа», «Человек и человечество») 4 класс под научной редакцией А.А. Вахрушева, Д.Д. Данилова, О.В. Бурского, А.С. Раутян, Е.В. Сизова, С.В. Тырина Баласс 2011.
Программа реализуется в течение 1 года в количестве 2 часов в неделю (68 ч. в год).
Для реализации программного содержания курса окружающего мира используются следующие учебники и учебные пособия:
Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир», 4 класс. ( «Человек и природа»). - М.: Баласс, 2013.
Вахрушев А.А., Бурский О.В., Родыгина О.А..Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир». 4-й класс. (ч. 1 «Человек и природа»). - М.: Баласс, 2013.
Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Бурский О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир. 4 класс. («Человек и природа»). Учебник в 2 частях. Часть 1. - М.: Баласс, 2011.
Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Тырин С.В. Окружающий мир. 4 класс. («Человек и человечество»). Учебник в 2 частях. Часть 2. - М.: Баласс, 2011
Сизова Е.В., Стойка Е.И. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир», 4 класс. ( «Человек и человечество»). - М.: Баласс, 2013.
Сизова Е.В., Стойка Е.И. Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир» , 4-й класс. (ч. 2 «Человек и человечество»). - М.: Баласс, 2013.
Концепция курса окружающего мира состоит в формировании целостной картины мира.
Современные школьники отличаются от детей пятнадцати – двадцатилетней давности любознательностью и большей информированностью. К сожалению, эти знания, как, правило, оказываются, не систематизированы и раздроблены. Поэтому главные цели курса:
знакомство с целостной картиной мира;
формирование личностного, оценочного, эмоционального отношения к миру.
Это важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.
Основная задача заключается не в сообщении ученику информации, а в его обучении свободно оперировать приобретенными знаниями. Такой подход развивает способность ученика осознанно ориентироваться в разнообразных явлениях окружающей его природы, понимать их связи с жизнью человека, воспитывать наблюдательность и любознательность, приучая систематически самостоятельно пополнять свой жизненный опыт. Именно самостоятельное определение учеником своей позиции, в конечном счете, поможет ему найти ответ на вопрос: «Как нам строить свою жизнь?» в отношениях «человек- природа», «человек – общество». Данный курс, единственная стратегия выживания человека во взаимоотношениях с природой – это переход к экологическому хозяйству, которое будет не уничтожать природные экосистемы, а встраиваться в них. Во взаимоотношениях между людьми главный приоритет – формирование толерантной личности – человека способного самостоятельно определять свою позицию, заинтересованно и терпимо относиться к позициям и интересам других людей. Во взаимоотношениях между людьми главный приоритет – формирование толерантной личности – человека способного самостоятельно определять свою позицию, заинтересованно и терпимо относиться к позициям и интересам других людей.
В курс интегрированы такие предметы, как ознакомление с окружающим миром, природоведение, обществознание, основы безопасности жизнедеятельности.
Особенностью данного курса, относящегося к УМК Образовательной системы «Школа 2100» является принцип минимакса. Деятельностный подход – основной способ получения знаний, а решение проблемных творческих задач – главный способ осмысления мира. При этом разнообразные знания, которые могут запомнить и понять школьники, не являются единственной целью обучения, а служат лишь одним из его результатов.
Система оценки достижений учащихся по окружающему миру.
Оценка усвоения знаний осуществляется через постоянное повторение важнейших понятий, законов и правил. Для проведения контроля ЗУН учащихся имеются тетради для проверочных и контрольных работ. В течении учебного года запланировано провести:
Контрольных работ – 6.
Контрольная работа(на промежуточной аттестации) – 1.
В тетрадях для проверочных и контрольных работ существует уровень заданий (необходимый, программный или максимальный).
Проверочные работы предназначены для проведения тематического контроля по изученной теме. Их цель – получить информацию об уровне развития умений, которая нужна для корректировки результатов и подготовки к итоговому контролю. Работа выполняется в течение 10-15 минут на любом комбинированном уроке.
Контрольная работа – одна из форм итогового контроля, проверяющего качество усвоения учебного материала (умений по использованию знаний) после изучения нескольких тем курса.
В учебно-тематический план включена подготовка к региональным мониторинговым исследованиям. Тестовые задания в форме ЕГЭ – проверка необходимых базовых знаний, умений и навыков, динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях, подготовка к региональным мониторинговым исследованиям. С этой целью предполагается использование пособие Сучковой С.В., Мурашкиной И. А. Окружающий мир. Итоговая аттестация в начальной школе. Саратов: Лицей, 2012.
Система оценки достижений учащихся.
Оценка ученика определяется по универсальной шкале трех уровней успешности.
Необходимый уровень - решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовалось применить сформированные умения и усвоения знаний, прежде всего соответствующие государственному стандарту, что необходимо всем по любому предмету. Это «хорошо», но не «отлично».
Программный уровень – решение нестандартной задачи, где потребовалось применить либо знания по новой изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень, соответствующий цели программы «Школа 2100», - уровень функционально грамотной личности – «отлично».
Максимальный (необязательный) уровень - решение «сверхзадачи» по неизученному материалу, когда потребовались либо самостоятельно добытые знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения. Этот уровень демонстрирует исключительные успехи отдельных учеников по отдельным учеников по темам – «превосходно».
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки:
Ошибки:
- неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;
- нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;
- неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
- ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;
- незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение:
- отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;
- ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
- неумение ориентироваться, на карте, плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).
Недочеты:
- преобладание при описании объекта несущественных его признаков;
- неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы;
- отсутствие обозначений и подписей;
- отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату:
- неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;
- неточности при нахождении объекта на карте.
В рабочей программе запланировано провести 17 практических работ.
Условные обозначения.
В « Учебно – тематическом плане» используется система условных обозначений:
ПК – использование презентаций, ЦОР, ресурсов Интернет;
Ф.р. - фронтальная работа;
С.р. - самостоятельная работа;
И.р.- индивидуальная работа;
ОНЗ – урок открытия новых знаний
РУ – урок развития читательских умений
Э – урок-экскурсия
ВУ – вводный урок
УК – урок контроля
ИУ – итоговый урок
ОУ – обобщающий урок
ПР – практическая работа
ТК – тематический контроль
Учебно – тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во асов | Календарные сроки | Цели | Виды деятельности | Наглядные пособия и ТС | Виды контроля | Тип занятия | Планируемые результаты | ||||||||||||||||||||||||
| Часть I «Человек и природа» | ||||||||||||||||||||||||||||||||
| Раздел I. Как работает организм человека | 16 | план | факт |
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||
Человек и его строение (13 ч) | |||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Как устроен организм человека (Основные системы органов тела человека и их роль в жизни организма)
| 1 | 2 09 |
| Знать: названия частей тела человека. Уметь: Характеризовать основные функции и основные особенности строения систем органов человеческого тела | Ф.р. С.р. работа в парах. | ПК | Текущий - опрос ТК- проверочная работа
| ВУ
РУ | П.Р.К.Л Читать вслух и про себя тексты учебников (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное. | |||||||||||||||||||||||
2 | Кожа– пограничник организма (Кожа. Строение кожи и ее роль в защите организма)
| 1 | 7 |
| Знать анатомо-физические понятия: строение и роль кожи, терморегуляции Уметь соблюдать правила личной гигиены; понимать роль здоровых кожных покровов для здоровья человека | Ф.р. С.р. И.р. работа в парах . | ПК | Текущий контроль (письменный опрос)
| ОНЗ | П.Р.К.Л Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | |||||||||||||||||||||||
3 | Как человек двигается (Опорно-двигательная система) Практическая работа с муляжом «Скелет человека» | 1 | 9 |
| Знать: опорно-двигательная система, мышцы, суставы, группы мышц. Иметь представление о первой помощи при травмах. | Ф.р. С.р. И.р. работа в парах | ПК | Текущий - опрос ТК- проверочная работа
| ОНЗ ПР РУ | П.Р.К.Л Планировать учебную деятельность на уроке; составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем; сверять свои действия с целью работы. Определять под руководством педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве. | |||||||||||||||||||||||
4 | Путешествие бутерброда (Органы пищеварения)
| 1 | 14 |
| Знать понятия питательные вещества, пищеварение; роль пищеварения. Уметь выбирать продукты, полезные для организма. | Ф.р. И.р.
| ПК | Текущий контроль (тест)
| ОНЗ
| П.Р.К.Л Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. | |||||||||||||||||||||||
5 | Как удаляются ненужные вещества (Органы выделения)
| 1 | 16 |
| Знать название органов выделения и их функции. Понимать взаимосвязь систем жизнедеятельности в организме человека | Ф.р. И.р. | ПК | Текущий - опрос ТК- проверочная работа
| ОНЗ РУ
| П.Р.К.Л Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | |||||||||||||||||||||||
6 | Для чего и как мы дышим (Органы дыхания) Практическая работа с муляжом «Лёгкие человека»
| 1 | 21 |
| Знать: о строении и функциях органов дыхания, газообмене, дыхательных движениях. Уметь: применять правила гигиены органов дыхания | Работа в парах. С.р. | ПК | Текущий контроль (тест)
| ОНЗ ПР РУ | П.Р.К.Л Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех. | |||||||||||||||||||||||
7 | Волшебная восьмёрка (Органы кровообращения)
| 1 | 23 |
| Знать: о строении и работе сердца, большом и малом кругах кровообращения Уметь: выполнять физические упражнения, укрепляющие сердце | Ф.р. С.р. | ПК | Текущий контроль (письменный опрос)
| ОНЗ
| П.Р.К.Л. Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг; отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации. | |||||||||||||||||||||||
8 | Что такое кровь?
| 1 | 28 |
| Знать: о клеточном строении крови. Уметь: оказывать первую помощь. |
И.р. | ПК | Текущий - опрос ТК- проверочная работа
| ОНЗ
РУ
| П.Р.К.Л Анализировать свои действия и управлять ими; сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой учителем. | |||||||||||||||||||||||
9 | Почему наш организм работает слаженно (Нервная система)
| 1 | 30 |
| Знать: о строении и функциях спинного и головного мозга. Уметь: соблюдать правила гигиены, режим дня. | Ф.р. С.р. | ПК | Текущий - опрос ТК- проверочная работа
| ОНЗ РУ
| П.Р.К.Л Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.); доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом учебных ситуаций. | |||||||||||||||||||||||
10 | Окна в окружающий мир (Органы зрения) Практическая работа с муляжом «Глаз человека»
| 1 | 5 10 |
| Знать: о строении и роли органов зрения, об их связи с нервной системой. Уметь: применять правила гигиены зрения | Ф.р. С.р. И.р. работа в парах, | ПК | Текущий контроль (устный опрос) | ОНЗ РУ ПР
| П.Р.К.Л. Анализировать свои действия и управлять ими; сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой учителем. | |||||||||||||||||||||||
11 | Многогранный мир чувств (Органы чувств)
| 1 | 7 |
| Знать: о строении и роли органов чувств Уметь: применять правила гигиены слуха | Ф.р. И.р. | ПК | Текущий - опрос ТК- проверочная работа
| ОНЗ РУ
| П.Р.К.Л Понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг. Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. | |||||||||||||||||||||||
12 | Родители и дети (Размножение – свойство живых организмов)
| 1 | 12 |
| Знать: о размножении как свойстве живых организмов. Уметь: правильно оценивать роль мужчины и женщины в жизни человеческого общества и семьи | Ф.р. С.р. | ПК |
Текущий контроль (письменный опрос)
| ОНЗ
| П.Р.К.Л. Анализировать свои действия и управлять ими; сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой учителем. Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей | |||||||||||||||||||||||
13 | Отчего мы иногда болеем (Защитные силы организма) | 1 | 14 |
| Знать: об инфекционных заболеваниях и причинах их возникновения. Уметь: оказывать элементарную первую помощь (при порезах, ссадинах); применять дезинфицирующие средства (йод, зеленка) | Ф.р. С.р. | ПК | Текущий - опрос ТК- проверочная работа
| ОНЗ
РУ
| П.Р.К.Л. Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения. | |||||||||||||||||||||||
Происхождение человека (3ч.) | |||||||||||||||||||||||||||||||||
14 | Наши предки – древесные жители (Предки человека)
| 1 | 19 |
| Знать: о теории происхождения человека от человекообразной обезьяны. Уметь: работать с учебником. | Ф.р. работа в группах, парах | ПК | Текущий контроль: ТК - тест «Проверка и контроль знаний»
| ОНЗ
| П.Р.К.Л. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. | |||||||||||||||||||||||
15 | На заре человечества (Появление человека разумного)
| 1 | 21 |
| Знать: понятие эволюция. Уметь: объяснять на элементарном уровне этапы становления человека разумного | Ф.р. С.р. групповая, | ПК | Текущий - опрос ТК- проверочная работа
| ОНЗ РУ
| П.Р.К.Л. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | |||||||||||||||||||||||
16 | Контрольная работа №1 по теме: «Как работает организм человека» | 1 | 26 |
| | С.р. | ПК | Тематический: контрольная работа | УК | П.Р.К.Л. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки. | |||||||||||||||||||||||
Раздел II. Рукотворная природа | 16 |
|
| |
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||
Рукотворная природа (16 ч) | |||||||||||||||||||||||||||||||||
17 | Рукотворная жизнь (Выращивание культурных растений и домашних животных)
| 1 | 28. 10 |
| Знать: что такое окружающий мир, как человек познает природу, общество, самого себя. Уметь: различать неживую и живую природу; давать краткую характеристику неживой и живой природы. | Ф.р. С.р. работа в парах. | ПК | Текущий контроль
| ОНЗ | П.Р.К.Л. Анализировать свои действия и управлять ими; сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой учителем; понимать роль природоведческих знаний жизни человека. | |||||||||||||||||||||||
18 | На службе у человека (Сельское хозяйство) | 1 |
|
| Знать о сельском хозяйстве как составляющей современного хозяйства человека. Иметь представление о способах повышения объемов продукции | Ф.р. работа в группах, парах | ПК | Текущий - опрос ТК- проверочная работа
| ОНЗ РУ | П.Р.К.Л. Находить цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления; организовывать учебное взаимодействие в группе; принимать и решать познавательные и учебные задачи, выбирать из текста нужную информацию, иллюстрации, схемы. | |||||||||||||||||||||||
19 | Покорение силы (Изобретения человека)
| 1 |
|
| Знать: о простейших механизмах, позволяющих человеку стать сильным. Уметь: использовать свойства рычага, колеса, наклонной плоскости в повседневной жизни | Ф.р. С.р. |
| Текущий - опрос ТК- проверочная работа
| ОНЗ РУ | П.Р.К.Л. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. | |||||||||||||||||||||||
20 | Как человек использует свойства воды. Практическая работа «Свойства воды»
| 1 |
|
| Знать о твердых, жидких, газообразных веществах, легко определять свойства веществ. Уметь различать разные состояния воды. Понимать значение бережного отношения к воде.
| Ф.р. И.р. | ПК | Текущий контроль (устный опрос)
| ОНЗ
| П.Р.К.Л. Понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг. Организовывать учебное взаимодействие в группе; преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. | |||||||||||||||||||||||
21 | Как человек использует свойства воды.
| 1 |
|
| Ф.р. С.р. работа в парах, | ПК | Текущий - опрос ТК- проверочная работа
| ОНЗ РУ | П.Р.К.Л. Понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг. Организовывать учебное взаимодействие в группе; преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. | ||||||||||||||||||||||||
22 | Как человек использует свойства воздуха.
| 1 |
|
| Знать понятие воздух, его состав и свойства. Уметь использовать предметы, действие которых основано на свойствах воздуха | Ф.р. С.р. групповая | ПК | Текущий - опрос ТК- проверочная работа
| ОНЗ РУ | П.Р.К.Л. Передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде; выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез; выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; полно и точно выражать свои мысли. | |||||||||||||||||||||||
23 | Горные породы и минералы. Практическая работа с коллекцией горных пород и минералов
| 1 |
|
| Знать о различных горных породах, их свойствах, способах добычи и использования. Уметь применять полученные знания в жизни | Ф.р. групповая | ПК | Текущий - опрос ТК- проверочная работа
| ОНЗ РУ ПР | П.Р.К.Л. Находить цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления; организовывать учебное взаимодействие в группе; выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез. Преобразовывать информацию из одной формы в другую. | |||||||||||||||||||||||
24 | Металлы. Практическая работа с коллекцией металлов
| 1 |
|
| Знать понятие металл. Иметь представление о многообразии металлов. Уметь работать с учебником | Ф.р. И.р. работа в парах, | ПК | Текущий - опрос ТК- проверочная работа
| ОНЗ РУ ПР | П.Р.К.Л. Испытывать желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения. Анализировать свои действия и управлять ими; сопоставлять собственную оценку своей деятельности с ее оценкой учителем. | |||||||||||||||||||||||
25 | Приручение огня.
| 1 |
|
| Знать различные виды топлива, их свойства, способы получения энергии путем использования топлива. Уметь применять полученные знания при выполнении учебных заданий | И.р. работа в парах. | ПК | Текущий - опрос ТК- проверочная работа
| ОНЗ РУ
| П.Р.К.Л. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. | |||||||||||||||||||||||
26 | Как нам жить? (Экологическое хозяйство – будущее человечества)
| 1 |
|
| Ф.р. С.р. И.р. работа в парах, | ПК | Текущий - опрос ТК- проверочная работа
| ОУ РУ
| П.Р.К.Л. Передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде; выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез; выбирать основания для сравнения, полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | ||||||||||||||||||||||||
27 | Невидимая сила.
| 1 |
|
| Знать об электричестве как универсальном виде энергии, его роли в жизни человека. Уметь соблюдать правила безопасности при использовании электроприборов | Ф.р. И.р. | ПК | Текущий контроль (письменный опрос)
| ОНЗ
| П.Р.К.Л. Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. Анализировать свои действия и управлять ими; сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой учителем. | |||||||||||||||||||||||
28 | Обобщение знаний по разделу «Рукотворная природа».
| 1 |
|
| Уметь применять знания, полученные при изучении данного раздела | Ф.р. И.р. | ПК | Текущий - опрос ТК- проверочная работа
| ОУ РУ | П.Р.К.Л. Находить цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления; организовывать учебное взаимодействие в группе. Работая по плану, сверять свои действия с целью. | |||||||||||||||||||||||
29 | Контрольная работа №2 по теме «Рукотворная природа» | 1 |
|
| Уметь применять полученные знания при выполнении контрольных заданий. | С.р. | ПК | Тематический: контрольная работа | УК | П.Р.К.Л. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, пользоваться ими в ходе оценки и самооценки. | |||||||||||||||||||||||
30 | Человек проникает в тайны природы
| 1 |
|
| Знать о тенденциях развития человеческого общества. Понимать важность экологических проблем и роль каждого человека в их решении | Ф.р. С.р. | ПК | Текущий контроль (устный опрос) | ОНЗ | П.Р.К.Л. Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения. Анализировать свои действия и управлять ими; сопоставлять собственную оценку своей деятельности с ее оценкой учителем; принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам окружающего мира. | |||||||||||||||||||||||
31 | Чудо-волны.
| 1 |
|
| Знать понятие волна, природу звука и света. Уметь видеть проявление свойств звука и света в повседневной жизни; работать с учебником, проводить элементарные опыты | Ф.р. С.р. И.р. работа в парах, | ПК | ТК: тест «Проверка и контроль знаний»
| ОНЗ | П.Р.К.Л. Находить цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления; организовывать учебное взаимодействие в группе. Понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг. | |||||||||||||||||||||||
32 | Итоговая контрольная работа по теме «Человек и природа» | 1 |
|
| Уметь применять полученные знания при выполнении контрольных заданий. | С.р. | ПК | Итоговый: контрольная работа | УК | П.Р.К.Л. В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, пользоваться ими в ходе оценки и самооценки. | |||||||||||||||||||||||
Часть II. Человек и человечество. | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Человек и его внутренний мир (5 ч) | |||||||||||||||||||||||||||||||||
33 | Кого можно назвать человеком? (Отличие человека от живых существ)
| 1 |
|
| Знать о биологической и общественной природе человека, о факторах, определяющих формирование личности человека. Уметь объяснять разницу между понятиями врожденные и приобретенные признаки; высказывать свое мнение и анализировать ответы других | Ф.р. групповая | ПК | Текущий контроль (устный опрос) | ВУ | П.Р.К.Л. Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться догов Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, осуществлять творческий подход к выполнению заданий. | |||||||||||||||||||||||
34 | Посмотри в своё «зеркало» (Основные качества личности) Подготовка к мониторингу. | 1 |
|
| Знать, что такое личность и какими признаками она определяется. Уметь различать врожденные и приобретенные признаки; высказывать свое мнение и аргументировать его | Ф.р. С.р. работа в группах | ПК | ТК (тест)
| ОНЗ РУ
| П.Р.К.Л. Выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки с принятыми в обществе нормами. Анализировать свои действия и управлять ими; сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой учителем.
| |||||||||||||||||||||||
35 | Как понять, что творится у другого на душе? (Эмоции)
| 1
|
|
| Знать понятие эмоции, иметь представление об их видах, особенностях проявления. Уметь применять полученные на уроке знания для объяснения собственных эмоций и переживаний; строить логически правильный ответ; слушать других участников диалога | И.р. работа в группах | ПК | Текущий контроль
| ОНЗ
| П.Р.К.Л. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. | |||||||||||||||||||||||
36 | Переживания, испытанные временем (Чувства) Подготовка к мониторингу | 1 |
|
| Знать о взаимосвязи эмоций, переживаемых человеком, и выражением его лица. Уметь видеть отражение эмоций на лицах окружающих и объяснять их, сопереживать, делиться своими чувствами | Ф.р. С.р. И.р. работа в парах, | ПК | Текущий контроль (устный опрос) | ОНЗ РУ
| П.Р.К.Л. Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | |||||||||||||||||||||||
37 | Как узнать человека? (Характер)
| 1 |
|
| Знать о формах выражения эмоциональной оценки других людей (симпатии и антипатии). Уметь корректировать Первоначальную эмоциональную оценку другого человека в связи со знакомством с его | Ф.р. С.р |
|
ТК тест «Проверка и контроль знаний»
| ОНЗ
| П.Р.К.Л. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. | |||||||||||||||||||||||
Человек и общество (6ч) |
|
|
|
|
|
|
|
| Человек и общество (6ч) | ||||||||||||||||||||||||
38 |
Что такое общество?
| 1 |
|
| Знать понятия: общество, человечество, круг общения, общественная группа. Уметь жить среди людей, следуя правилам и законам, принятым в данном обществе | Ф.р. И.р. | ПК | Текущий - опрос ТК- проверочная работа
| ОНЗ РУ
| П.Р.К.Л. Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей. | |||||||||||||||||||||||
39 | Как жить в мире людей Правила поведения людей в обществе)
| 1 |
|
| Знать понятия: совесть, мораль, право. Уметь следовать правилам, принятым в данном обществе | Ф.р. И.р. работа в парах | ПК | Текущий контроль (устный опрос) | ОНЗ
| П.Р.К.Л. Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | |||||||||||||||||||||||
40 | Моё общество (Круг общения и социальные группы)
| 1 |
|
| Знать о необходимости наличия взаимосвязи интересов, взглядов для объединения людей. Уметь находить «свое общество», принимать законы этого общества, избегать конфликтов и находить способы выхода из них | Ф.р. С.р. работа в группах |
| Текущий контроль (устный опрос) | ОНЗ РУ
| П.Р.К.Л. Адекватно использовать речевые средства для решения задач общения. Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в паре, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению. | |||||||||||||||||||||||
41 | Права человека. Практическая работа с Конвенцией о правах ребёнка
Подготовка к мониторингу | 1 |
|
| Знать о существовании неотъемлемых личных прав человека, об основных законах, регулирующих права, и их соблюдении. Уметь с уважением относиться к личным правам каждого человека, не забывать о своих обязанностях | Ф.р. С.р. работа в парах | ПК | Текущий контроль (устный опрос) | ОНЗ ПР РУ
| П.Р.К.Л. Передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде; выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез, выбирать основания для сравнения, классификации объектов, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи. | |||||||||||||||||||||||
42 | Повторение по теме «Человек в мире людей».
| 1 |
|
| И.р. работа в парах | ПК | Текущий контроль: тест «Проверка и контроль знаний»
| ОУ | П.Р.К.Л. Осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради, из собственных наблюдений объектов культуры, личного опыта общения с людьми; применять для решения учебных задач логические действия анализа, сравнения, обобщения | ||||||||||||||||||||||||
43 | Контрольная работа № 3 по теме «Человек в мире людей»
| 1 |
|
| Уметь применять полученные знания при выполнении контрольных заданий. | С.р. | ПК | Итоговый: контрольная работа | УК | П.Р.К.Л. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, пользоваться ими в ходе оценки и самооценки | |||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||
44 | Первобытный мир.
| 1 |
|
| Знать об эпохе Первобытного мира, о первых человеческих обществах – родах и племенах. Уметь объяснять жизнь первобытных людей с точки зрения их морали; анализировать ответы других и строить собственное монологическое высказывание
| Ф.р. И.р. групповая | ПК | Текущий контроль |
ОНЗ
| П.Р.К.Л. Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | |||||||||||||||||||||||
45 | Повторение и обобщение по теме «Первобытный мир». Подготовка к мониторингу. | 1 |
|
| Ф.р. И.р. групповая |
| Текущий контроль (устный опрос) |
ОУ РУ
| П.Р.К.Л. Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. | ||||||||||||||||||||||||
46 | Древний мир. Практическая работа с картой Древнего мира
Подготовка к мониторингу
| 1 |
|
| Знать об эпохе Древнего мира; понятие цивилизация. Уметь работать с исторической картой учебника и контурной картой в тетради; анализировать ответы товарищей и высказывать свое мнение
| Ф.р. С.р. работа в парах | ПК | Текущий контроль (устный опрос)
| ОНЗ ПР РУ
| П.Р.К.Л. Прерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. | |||||||||||||||||||||||
47 | Повторение и обобщение по теме «Древний мир». Практическая работа с контурной картой
Подготовка к мониторингу. | 1 |
|
| Ф.р. С.р. И.р. работа в парах, | ПК | Текущий контроль (устный опрос)
| ОУ ПР РУ | П.Р.К.Л Организовывать учебное взаимодействие в группе; принимать и решать познавательные и учебные задачи, выбирать из текста нужную информацию, иллюстрации, схемы; планировать учебную деятельность на уроке; | ||||||||||||||||||||||||
48 | Средние века. Практическая работа с картой Средних веков
| 1 |
|
| Знать об эпохе Средних веков. Уметь ориентироваться в историческом времени, работать с исторической и контурной картами, с дополнительной литературой | Ф.р. И.р. работа в парах | ПК | Текущий контроль (письменный опрос)
| ОНЗ ПР
| П.Р.К.Л. Передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде; полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника. | |||||||||||||||||||||||
49 | Повторение и обобщение по теме «Средние века». Практическая работа с картой Средних веков
Подготовка к мониторингу | 1 |
|
| Ф.р. С.р. И.р. работа в парах | ПК | Текущий контроль
| ОУ ПР РУ | П.Р.К.Л. Анализировать свои действия и управлять ими; сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой учителем; принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам окружающего мира. | ||||||||||||||||||||||||
50 | Новое время.
| 1 |
|
| Знать об эпохе Нового времени. Уметь ориентироваться в историческом времени, анализировать ответы товарищей, аргументировать свое мнение
| Ф.р. И.р. работа в парах |
| Текущий контроль (тест)
| ОНЗ
| П.Р.К.Л. Организовывать учебное взаимодействие в группе; выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез; выбирать основания для сравнения, классификации объектов. Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих ценностей). | |||||||||||||||||||||||
51 | Повторение и обобщение по теме «Новое время». Подготовка к мониторингу. | 1 |
|
| Ф.р. И.р. |
|
Текущий контроль (устный опрос)
| ОУ РУ
| |||||||||||||||||||||||||
52 | Новейшее время. Практическая работа с политической картой
| 1 |
|
| Знать об эпохе Новейшего времени, ее особенностях. Уметь ориентиров в историческом пространстве, работать с картами | Ф.р. С.р. | ПК | Текущий контроль (письменный опрос)
| ОНЗ ПР
| П.Р.К.Л. Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | |||||||||||||||||||||||
53 | Новейшее время. Повторение и обобщение. Практическая работа с контурной картой
| 1 |
|
| С.р. | ПК | Текущий - опрос ТК- проверочная работа
| ОНЗ ПР РУ | П.Р.К.Л. Организовывать учебное взаимодействие в группе; выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез; выбирать основания для сравнения, классификации объектов. | ||||||||||||||||||||||||
Человек и многоликое человечество (3 ч.) | |||||||||||||||||||||||||||||||||
54 | Короли, президенты и граждане (Многообразие государства планеты)
Подготовка к мониторингу | 1 |
|
| Знать о существовании различных по формам правления и политическим режимам государствах, о таких видах государств, как монархия и республика, демократическое и недемократическое государства, о существовании различных органов власти и государственные руководители Уметь работать с учебником | Ф.р. И.р. работа в парах | ПК | Текущий контроль (письменный опрос)
|
ОНЗ РУ
| П.Р.К.Л. Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. Испытывать положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений. | |||||||||||||||||||||||
55 | Расы и народы. Практическая работа с политической картой
| 1 |
|
| Знать понятия: раса, народ, национальность. Уметь различать людей по расовому и национальному признакам; терпимо и уважительно относиться к людям другого цвета кожи, другой национальности. | Ф.р. И.р. работа в парах |
| Текущий контроль (устный опрос) | ОНЗ ПР
| П.Р.К.Л. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний; преобразовывать информацию из одной формы в другую. | |||||||||||||||||||||||
56 | Кто во что верит (Религии мира. Свобода совести) Практическая работа «Страны мира на глобусе и политической карте»
| 1 |
|
| Знать о том, что человечество состоит из людей религиозного и атеистического типа мировоззрения Уметь уважительно относиться к убеждениям других людей; | Ф.р. И.р. работа в парах | ПК | Текущий контроль (устный опрос) | ОНЗ ПР
| П.Р.К.Л. Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
| |||||||||||||||||||||||
Человек и единое человечество (12ч) |
|
|
|
|
| Человек и единое человечество (12ч) | |||||||||||||||||||||||||||
57 | Мировое хозяйство. Практическая работа с физической картой
| 1 |
|
| Знать основные экономические понятия: труд, деньги, собственность доход. Уметь работать с учебником, анализировать и систематизировать информацию | Ф.р. И.р. С.р. работа в парах, | ПК |
Текущий контроль (устный опрос)
|
ОНЗ ПР
| П.Р.К.Л. Испытывать положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний. | |||||||||||||||||||||||
58 | Мировое сообщество государств. Практическая работа с контурной картой
| 1 |
|
| Знать понятие мировое сообщество; историю, структуру и задачи ООН. Уметь работать с учебником, анализировать и систематизировать информацию | Ф.р. И.р. работа в парах | ПК | Текущий контроль (письменный опрос)
| ОНЗ ПР
| П.Р.К.Л. Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) и обсуждать полученные сведения; доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обос- новать. | |||||||||||||||||||||||
59 | Что человек ценит больше всего? (Моральные ценности человечества) Практическая работа «Составление модели защиты прав ребенка и человечества»
Подготовка к мониторингу. | 1 |
|
| Знать об общечеловеческих ценностях. Уметь уважительно и бережно относиться к общечеловеческим ценностям, понимать их значимость; работать с энциклопедической литературой; аргументированно защищать свою позицию, участвовать в диалоге | Работа в парах | ПК | Текущий контроль (письменный опрос)
| ОНЗ ПР РУ | П.Р.К.Л. Организовывать учебное взаимодействие в группе; выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез; выбирать основания для сравнения, классификации объектов. Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. | |||||||||||||||||||||||
60 | Как нам жить?
| 1 |
|
| .Р.К.Л. Анализировать свои действия и управлять ими; принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам окружающего мира. | Ф.р. И.р. работа в парах | ПК | Текущий контроль (письменный опрос) | ОНЗ | П.Р.К.Л. Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | |||||||||||||||||||||||
61 | Обобщение по теме «Человек и единое человечество». Практическая работа с политической картой Повторение по теме «Человек и единое человечество».
| 1 |
|
| Ф.р. И.р. работа в парах | ПК | Текущий контроль (устный опрос) | ОУ ПР | П.Р.К.Л. Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники), обсуждать полученные сведения; доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать. | ||||||||||||||||||||||||
62 | Повторение по теме «Человек и единое человечество».
| 1 |
|
| Ф.р. | ПК | Текущий контроль
| ОУ
| П.Р.К.Л. Умение понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; оценивать своё знание и незнание, умение и неумение; предлагать собственные способы решения учебной задачи.
| ||||||||||||||||||||||||
63 |
Контрольная работа № 4 по разделу «Человек и единое человечество»
| 1 |
|
| Ф.р. С.р. И.р. работа в парах. | ПК | Итоговый: контрольная работа
| ОНЗ Э
| П.Р.К.Л.Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний; преобразовывать информацию из одной. формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. | ||||||||||||||||||||||||
64 | Итоговая контрольная работа № 2 по курсу «Окружающий мир. «Человек и человечество» | 1 |
|
| Уметь применять полученные знания при выполнении контрольных заданий. | Ф.р. работа в парах. | ПК |
| УК | П.Р.К.Л. Анализировать свои действия и управлять ими; принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам окружающего мира. | |||||||||||||||||||||||
65 | Защита проекта «Человек и человечество»
|
|
|
|
| Коллективная, групповая | ПК | Текущий контроль (защита проекта) | РУ
| .Р.К.Л. Анализировать свои действия и управлять ими; принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам окружающего мира. | |||||||||||||||||||||||
66 | Контрольная работа (на промежуточной аттестации) | 1 |
|
| Уметь применять полученные знания при выполнении контрольных заданий. |
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||
67 | Проект «Окружающий мир .Береги его!» | 1 |
|
| .Р.К.Л. Анализировать свои действия и управлять ими; принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам окружающего мира.
| Ф.р. работа в парах. | ПК | Итоговый: контрольная работа
| УК |
| |||||||||||||||||||||||
68 | Резервный урок.
| 1 |
|
|
|
| ПК |
|
|
|
Содержание тем учебного курса
№ п/п | Название раздела | Количество часов | Содержание учебной темы | Требования к знаниям и умениям учащихся | Формы и виды контроля |
| Как работает организм человека
|
16
| Устройство человека. Основные системы органов тела человека и их роль в жизни организма. Предки человека - человекообразные обезьяны и их особенности. | Знать: об основных органах и системах органов человека, их функциях; о болезнях и мерах борьбы с ними, о значении физкультуры. Уметь: объяснять элементарные процессы, проходящие в собственном организме и применять свои знания для составления режима дня, правд поведения и т.п. Характеризовать основные функции и особенности строения систем органов человеческого тела. Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья, по оказанию первой помощи при несчастных случаях. Практическая работа: составлять режим дня. Измерять температуру тела, вес и рост человека. Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека, подготовка докладов и обсуждение полученных сведений . Характеризовать особенности человека в связи с его происхождением. Приводить доводы в пользу естественного происхождения человека. | Текущий контроль (фронтальный, индивидуальный) – ежеурочно. Тематический контроль: Проверочных работ - 8 Контрольных работ - 1
|
| Рукотворная природа | 16 | Приручение и разведение домашних животных, разведение культурных растений. Изобретение рычага и его использование для изготовления инструментов. Наклонная плоскость и колесо и их применение человеком. Клин, блок, ворот. Современные технологии на службе у человека. Свойства воды. Свойства воздуха. Полезные ископаемые.
| Знать и различать дикорастущие и культурные растения, диких и домашних животных, характеризовать их роль в жизни человека (на примере своей местности). Перечислять основные отрасли сельского хозяйства. Уметь: Характеризовать способы повышения продукции в растениеводстве и животноводстве. Характеризовать способы применения простых механизмов в жизни и хозяйстве человека. Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды . Исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воды. Характеризовать свойства воды, круговорот воды в природе. Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств полезных ископаемых. Исследовать (на основе демонстрационных опытов) свойства полезных ископаемых. Характеризовать свойства изученных полезных ископаемых . Различать изученные полезные ископаемые. Описывать их применение в хозяйстве человека (на примере своей местности). Сравнивать свойства воды, воздуха и горных пород. | Текущий контроль (фронтальный, индивидуальный) – ежеурочно. Тематический контроль: Проверочных работ - 9 Контрольная работа – 1 Итоговый контроль: Контрольная работа - 1 |
| Человек | 11 | Человек - дитя природы и общества. Общество как взаимосвязь людей. Общество как взаимосвязь людей. Конфликт. Совесть. Мораль и право. Круги общения и социальные группы. Человечество – самая большая социальная группа. Права человека в обществе. Преступления против личности. Права ребёнка. Защита прав ребёнка.
| Знать: общечеловеческие ценности; основные права человека и права ребенка, глобальные проблемы современности. Причины и виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов. Правила поведения людей в обществе. Уметь: Задумываться над своими поступками и оценивать, какие личные качества (положительные или отрицательные) проявляются в семье, в общении с друзьями, в школе и т.д. Выполнять в группе задания по осмыслению или оценке качеств внутреннего мира человека. | Текущий контроль (фронтальный, индивидуальный) – ежеурочно. Тематический контроль: Контрольная работа-1 Проверочных работ -2
|
| Человечество | 25 | История человечества - возникновение и изменения человеческого общества от появления первых людей до наших дней. . Многообразие государств планеты. Монархии и республики. Демократические и недемократические государства. Образ «мирового хозяйства», объединяющего все человечество. | Знать: Эпохи Всемирной истории: Первобытный мир, Древний мир, Средние века. Новое время, Новейшее время; расы, национальность; религии мира; атеизм; ООН, названия эпохи всемирной истории – по их местоположению на ленте времени; а также по представленной в тексте и иллюстрациях информации о событиях, памятниках культуры, исторических деятелях. Уметь: Размещать на ленте времени по соответствующим эпохам (обозначенным названиями и веками) даты (годы) исторических событий; а также известные ученику имена исторических деятелей и памятники культуры. Отличать друг от друга Оценивать некоторые легко определяемые, однозначные исторические события и поступки исторических деятелей как вызывающие чувство гордости, восхищения или презрения, стыда. Оценивать некоторые исторические события и поступки исторических деятелей как неоднозначные, которые невозможно оценить только как «плохие» или только «хорошие», высказывать своё обоснованное отношение к этим событиями и поступкам. Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда (в том числе в ходе на предприятия. | Текущий контроль (фронтальный, индивидуальный) – ежеурочно. Тематический контроль: Контрольная работа-1 Итоговая контрольная работа - 1
|
Требования к уровню подготовки учащихся 4-ого класса, обучающихся по данной программе
К концу 4-го класса учащиеся должны знать:
об изготовлении орудий труда и возникновении речи - как об основном отличии человека от животных;
об основных органах и системах органов человека, их функциях;
о болезнях и мерах борьбы с ними, о значении физкультуры;
об основных этапах становления человека и его разума;
важность воды для жизни живых организмов и человека;
основные свойства льда, воды и пара (как твердого тела, жидкости газа);
основные свойства воздуха (как газа);
применение важнейших полезных ископаемых;
об экологических кризисах на Земле, вызванных деятельностью человека;
о единственной стратегии выживания человечества - вписывании своего хозяйства в круговорот веществ биосферы;
личность, характер, эмоции, чувства;
совесть, мораль, право;
эпохи Всемирной истории: Первобытный мир, Древний мир, Средние века. Новое время, Новейшее время;
расы, национальность; религии мира; атеизм; ООН, общечеловеческие ценности; основные права человека и права ребенка, глобальные проблемы современности.
Учащиеся должны уметь:
находить противоречия между хозяйством человека и природой и предлагать способы их устранения;
объяснять элементарные процессы, проходящие в собственном организме и применять свои знания для составления режима дня, правд поведения и т.п.;
ухаживать за своим телом;
составлять правильный режим дня;
оценивать правильность поведения в жизни с точки зрения ведения здорового образа жизни;
объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к природе.
находить противоречия между хозяйством человека и природой и предлагать способы их устранения;
объяснять элементарные процессы, проходящие в собственном организме и применять свои знания для составления режима дня, правд поведения и т.п.;
ухаживать за своим телом;
составлять правильный режим дня;
оценивать правильность поведения в жизни с точки зрения ведения здорового образа жизни;
объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к природе.
по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции (переживания), какие у них черты характера;
отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества;
объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов;
объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;
замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека правам ребенка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.
Формирование и развитие компетентностей:
компетентностей деятельности;
компетентностей познавательной деятельности;
компетентностей в общении;
компетентностей самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития, личностной и предметной рефлексии.
Требования к результатам
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих умений:
оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека;
объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие;
самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения личностных результатов служат учебный материал и задания учебника, обеспечивающие вторую линию развития - умение определять своё отношение к миру.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Средством формирования регулятивных действий служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;
отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;
добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Средством формирования познавательных действий служат учебный материал и задания учебника, обеспечивающие первую линию развития - умение объяснять мир.
Коммуникативные У УД:
доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
читать вслух и про себя тексты учебников и при этом вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план;
договариваться с людьми, выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);
учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Средством формирования коммуникативных действий служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог), технология продуктивного чтения и организация работы в малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих умений.
Таблица требований к умениям учащихся по окружающему миру (необходимый уровень)
Линии развития учащихся средствами курса «Окружающий мир» | |
Уметь объяснять мир | Уметь определять своё отношение к миру |
Часть «Человек и природа» | |
• объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека; | • оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно; |
• применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и т.д.); | • доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам. |
• называть основные свойства воздуха как газа, воды как жидкости и полезных ископаемых как твёрдых тел; |
|
• объяснять, как человек использует свойства воздуха, воды, важнейших полезных ископаемых; |
|
• объяснять, в чём главное отличие человека от животных; |
|
• находить противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать способы их устранения. |
|
Часть «Человек и человечество» | |
• по поведению людей узнавать, какие эмоции (переживания) они испытывают, какие у них черты характера; | • объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество; |
• отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества; | • замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка; предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений. |
• объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов. |
|
Учебно – методическое обеспечение
Вахрушев А. А. , Бурский О.В., Родыгина О.А. Проверочные и контрольные работы к учебнику Окружающий мир. («Человек и природа) 4 класс. – М. Баллас 2013
Вахрушев А. А. , Данилов Д. Д, Бурский О.В. Раутиан А.С. Окружающий мир. 4 класс. («Человек и природа»): учебник : в 2 ч. Ч. 1 /. – М. : Баласс, 2012.
Вахрушев А. А. , Бурский О.В., Раутиан А.С. Рабочая тетрадь к учебнику Окружающий мир. 4 класс. («Человек и природа»): учебник : в 2 ч. Ч. 1 /. – М. : Баласс, 2013.
Вахрушев А. А., Данилов Д. Д, Кузнецова С.С., Сизова Е.В., Тырин С.В. Окружающий мир. 4 класс. («Человек и человечество»): учебник : в 2 ч. Ч. 2 /. – М. : Баласс, 2012.
Данилов Д. Д,. Сизова Е.В., Кузнецова С.С Окружающий мир.(«Человек и человечество») 4 класс. Методические рекомендации для учителя. – М. : Баласс, 2012.
Мультимедийные презентации.
Мультимедийный проектор.
Наглядные пособия:
Коллекция горных пород и минералов.
Коллекция металлов.
Набор муляжей и моделей органов человека
Персональный компьютер.
Родыгина О. А., Вахрушев А.А., Раутиан А.С. Окружающий мир. («Человек и природа») 4 класс. Методические рекомендации для учителя. – М. : Баласс, 2013.
Сизова Е.В., Стойка Е.И. Проверочные и контрольные работы к учебнику Окружающий мир. («Человек и природа» ) 4 класс. – М. Баллас, 2013
Сучкова С.В., Мурашкина И.А.Окружающий мир .Итоговая аттестация в начальной школе. Саратов.: Лицей, 2011.
Харитонова Н.В., Сизова Е.В., Стойка Е.И. Рабочая тетрадь к учебнику Окружающий мир. («Человек и человечество») 4 класс. – М. : Баласс, 2013.
Список литературы
(основной и дополнительной).
Вахрушев А. А. , Бурский О.В., Родыгина О.А. Проверочные и контрольные работы к учебнику Окружающий мир. («Человек и природа) 4 класс. – М. Баллас, 2013
Вахрушев А. А. , Данилов Д. Д, Бурский О.В. Раутиан А.С. Окружающий мир. 4 класс. («Человек и природа»): учебник : в 2 ч. Ч. 1 /. – М. : Баласс, 2012.
Вахрушев А. А. , Бурский О.В., Раутиан А.С. Рабочая тетрадь к учебнику Окружающий мир. 4 класс. («Человек и природа»): учебник : в 2 ч. Ч. 1 /. – М. : Баласс, 2013.
Вахрушев А. А., Данилов Д. Д, Кузнецова С.С., Сизова Е.В., Тырин С.В. Окружающий мир. 4 класс. («Человек и человечество»): учебник : в 2 ч. Ч. 2 /. – М. : Баласс, 2012.
Данилов Д. Д,. Сизова Е.В., Кузнецова С.С Окружающий мир.(«Человек и человечество») 4 класс. Методические рекомендации для учителя. – М. : Баласс, 2012.
Родыгина О. А., Вахрушев А.А., Раутиан А.С. Окружающий мир. («Человек и природа») 4 класс. Методические рекомендации для учителя. – М. : Баласс, 2013.
Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа/под науч. Ред. Д.И.Фельдштейна. – М.: Баласс. 2009.
Сизова Е.В., Стойка Е.И. Проверочные и контрольные работы к учебнику Окружающий мир. («Человек и природа» ) 4 класс. – М. Баллас, 2013.
Сучкова С.В., Мурашкина И.А.Окружающий мир. Итоговая аттестация в начальной школе. Саратов: Лицей, 2012.
Харитонова Н.В., Сизова Е.В., Стойка Е.И. Рабочая тетрадь к учебнику Окружающий мир. («Человек и человечество») 4 класс. – М. : Баласс, 2013.
Приложения к программе
Основные понятия курса:
личность
характер
эмоции
чувства
совесть
мораль
право
эпоха
расы
атеисты
Темы проектов:
Проект «Человек и человечество»
Лист корректировки рабочей программы
Дата | Причина коррекции | Что скорректировано | Подпись зам. директора по УВР |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|