СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по окружающему миру в 4 классе по программе "Школа 2100"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру»

Пояснительная записка.

Рабочая программа предназначена для обучения окружающему миру учащихся 4 класса «Б» МОУ «Лицей №3 имени П.А.Столыпина» на 2013-14 учебный год. Рабочая программа курса «Окружающий мир» разработана в соответствии с ФГОС НОО, ФЗ №273 от 29.12.2012г. «Об образовании Российской Федерации»,в соответствии с ООП НОО МОУ «Лицей №3, имени П.А.Столыпина» на 2011-2015 год, примерной основой образовательной программой ОС «Школа 2100» под научной редакцией Д.И. Фельдштейна, М: Баласс 2011, которая имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации», на основе «Методических рекомендаций для учителя к учебнику «Окружающий мир» в двух частях («Человек и природа», «Человек и человечество») 4 класс под научной редакцией А.А. Вахрушева, Д.Д. Данилова, О.В. Бурского, А.С. Раутян, Е.В. Сизова, С.В. Тырина Баласс 2011.

Программа реализуется в течение 1 года в количестве 2 часов в неделю (68 ч. в год).


Для реализации программного содержания курса окружающего мира используются следующие учебники и учебные пособия:

  1. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир», 4 класс. ( «Человек и природа»). - М.: Баласс, 2013.

  2. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Родыгина О.А..Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир». 4-й класс. (ч. 1 «Человек и природа»). - М.: Баласс, 2013.

  3. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Бурский О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир. 4 класс. («Человек и природа»). Учебник в 2 частях. Часть 1. - М.: Баласс, 2011.

  4. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Тырин С.В. Окружающий мир. 4 класс. («Человек и человечество»). Учебник в 2 частях. Часть 2. - М.: Баласс, 2011

  5. Сизова Е.В., Стойка Е.И. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир», 4 класс. ( «Человек и человечество»). - М.: Баласс, 2013.

  6. Сизова Е.В., Стойка Е.И. Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир» , 4-й класс. (ч. 2 «Человек и человечество»). - М.: Баласс, 2013.

Концепция курса окружающего мира состоит в формировании целостной картины мира.

Современные школьники отличаются от детей пятнадцати – двадцатилетней давности любознательностью и большей информированностью. К сожалению, эти знания, как, правило, оказываются, не систематизированы и раздроблены. Поэтому главные цели курса:

  • знакомство с целостной картиной мира;

  • формирование личностного, оценочного, эмоционального отношения к миру.

Это важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.

Основная задача заключается не в сообщении ученику информации, а в его обучении свободно оперировать приобретенными знаниями. Такой подход развивает способность ученика осознанно ориентироваться в разнообразных явлениях окружающей его природы, понимать их связи с жизнью человека, воспитывать наблюдательность и любознательность, приучая систематически самостоятельно пополнять свой жизненный опыт. Именно самостоятельное определение учеником своей позиции, в конечном счете, поможет ему найти ответ на вопрос: «Как нам строить свою жизнь?» в отношениях «человек- природа», «человек – общество». Данный курс, единственная стратегия выживания человека во взаимоотношениях с природой – это переход к экологическому хозяйству, которое будет не уничтожать природные экосистемы, а встраиваться в них. Во взаимоотношениях между людьми главный приоритет – формирование толерантной личности – человека способного самостоятельно определять свою позицию, заинтересованно и терпимо относиться к позициям и интересам других людей. Во взаимоотношениях между людьми главный приоритет – формирование толерантной личности – человека способного самостоятельно определять свою позицию, заинтересованно и терпимо относиться к позициям и интересам других людей.

В курс интегрированы такие предметы, как ознакомление с окружающим миром, природоведение, обществознание, основы безопасности жизнедеятельности.

Особенностью данного курса, относящегося к УМК Образовательной системы «Школа 2100» является принцип минимакса. Деятельностный подход – основной способ получения знаний, а решение проблемных творческих задач – главный способ осмысления мира. При этом разнообразные знания, которые могут запомнить и понять школьники, не являются единственной целью обучения, а служат лишь одним из его результатов.

Система оценки достижений учащихся по окружающему миру.

Оценка усвоения знаний осуществляется через постоянное повторение важнейших понятий, законов и правил. Для проведения контроля ЗУН учащихся имеются тетради для проверочных и контрольных работ. В течении учебного года запланировано провести:

Контрольных работ – 6.

Контрольная работа(на промежуточной аттестации) – 1.


В тетрадях для проверочных и контрольных работ существует уровень заданий (необходимый, программный или максимальный).

Проверочные работы предназначены для проведения тематического контроля по изученной теме. Их цель – получить информацию об уровне развития умений, которая нужна для корректировки результатов и подготовки к итоговому контролю. Работа выполняется в течение 10-15 минут на любом комбинированном уроке.

Контрольная работа – одна из форм итогового контроля, проверяющего качество усвоения учебного материала (умений по использованию знаний) после изучения нескольких тем курса.

В учебно-тематический план включена подготовка к региональным мониторинговым исследованиям. Тестовые задания в форме ЕГЭ проверка необходимых базовых знаний, умений и навыков, динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях, подготовка к региональным мониторинговым исследованиям. С этой целью предполагается использование пособие Сучковой С.В., Мурашкиной И. А. Окружающий мир. Итоговая аттестация в начальной школе. Саратов: Лицей, 2012.

Система оценки достижений учащихся.

Оценка ученика определяется по универсальной шкале трех уровней успешности.

Необходимый уровень - решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовалось применить сформированные умения и усвоения знаний, прежде всего соответствующие государственному стандарту, что необходимо всем по любому предмету. Это «хорошо», но не «отлично».

Программный уровень – решение нестандартной задачи, где потребовалось применить либо знания по новой изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень, соответствующий цели программы «Школа 2100», - уровень функционально грамотной личности – «отлично».

Максимальный (необязательный) уровень - решение «сверхзадачи» по неизученному материалу, когда потребовались либо самостоятельно добытые знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения. Этот уровень демонстрирует исключительные успехи отдельных учеников по отдельным учеников по темам – «превосходно».

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки:

Ошибки:

- неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;

-    нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;
-    неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
-    ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;
-    незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение:
-    отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;
-    ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
-    неумение ориентироваться, на карте, плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).

Недочеты:

- преобладание при описании объекта несущественных его признаков;
-    неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы;

- отсутствие обозначений и подписей;
-    отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату:
-    неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;
-    неточности при нахождении объекта на карте.

В рабочей программе запланировано провести 17 практических работ.

Условные обозначения.

В « Учебно – тематическом плане» используется система условных обозначений:

ПК – использование презентаций, ЦОР, ресурсов Интернет;

Ф.р. - фронтальная работа;

С.р. - самостоятельная работа;

И.р.- индивидуальная работа;

ОНЗ – урок открытия новых знаний

РУ – урок развития читательских умений

Э – урок-экскурсия

ВУ вводный урок

УКурок контроля

ИУитоговый урок

ОУобобщающий урок

ПРпрактическая работа

ТКтематический контроль









Учебно – тематический план



п/п

Наименование

разделов и тем

Кол-во асов

Календарные сроки

Цели

Виды деятельности

Наглядные пособия и ТС

Виды контроля

Тип занятия

Планируемые результаты


Часть I «Человек и природа»


Раздел I. Как работает организм человека

16

план

факт







Человек и его строение (13 ч)

1

Как устроен организм человека (Основные системы органов тела человека и их роль в жизни организма)


1

2

09


Знать: названия частей тела человека.

Уметь:

Характеризовать основные функции и основные особенности строения систем органов человеческого тела

Ф.р.

С.р.

работа в парах.

ПК

Текущий - опрос

ТК- проверочная работа


ВУ



РУ

П.Р.К.Л Читать вслух и про себя тексты учебников (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное.

2

Кожа– пограничник организма (Кожа. Строение кожи и ее роль в защите организма)


1

7


Знать анатомо-физические понятия: строение и роль кожи, терморегуляции

Уметь соблюдать правила личной гигиены; понимать роль здоровых кожных покровов для здоровья человека

Ф.р.

С.р.

И.р.

работа в парах .

ПК

Текущий контроль

(письменный опрос)


ОНЗ

П.Р.К.Л Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

3

Как человек двигается (Опорно-двигательная система)

Практическая работа с муляжом «Скелет человека»

1

9


Знать: опорно-двигательная система, мышцы, суставы, группы мышц.

Иметь представление о первой помощи при травмах.

Ф.р.

С.р.

И.р.

работа в парах

ПК

Текущий - опрос

ТК- проверочная работа


ОНЗ

ПР



РУ

П.Р.К.Л Планировать учебную деятельность на уроке; составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем; сверять свои действия с целью работы. Определять под руководством педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве.

4

Путешествие бутерброда (Органы пищеварения)


1

14


Знать понятия питательные вещества, пищеварение; роль пищеварения.

Уметь выбирать продукты, полезные для организма.

Ф.р.

И.р.


ПК

Текущий контроль

(тест)


ОНЗ


П.Р.К.Л Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

5

Как удаляются ненужные вещества (Органы выделения)


1

16


Знать название органов выделения

и их функции.

Понимать взаимосвязь систем жизнедеятельности

в организме человека

Ф.р.

И.р.

ПК

Текущий - опрос

ТК- проверочная работа


ОНЗ



РУ


П.Р.К.Л Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

6

Для чего и как мы дышим (Органы дыхания) Практическая работа с муляжом «Лёгкие человека»



1

21


Знать: о строении и функциях органов дыхания, газообмене, дыхательных движениях.

Уметь: применять правила гигиены органов дыхания

Работа в парах.

С.р.

ПК

Текущий контроль

(тест)


ОНЗ

ПР



РУ

П.Р.К.Л Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех.

7

Волшебная восьмёрка (Органы кровообращения)



1

23


Знать: о строении и работе сердца, большом и малом кругах кровообращения

Уметь:

выполнять физические упражнения, укрепляющие сердце

Ф.р.

С.р.

ПК

Текущий контроль

(письменный опрос)


ОНЗ


П.Р.К.Л. Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг; отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации.

8

Что такое кровь?


1

28


Знать:

о клеточном строении крови. Уметь: оказывать первую помощь.

И.р.

ПК

Текущий - опрос

ТК- проверочная работа


ОНЗ



РУ


П.Р.К.Л Анализировать свои действия и управлять ими; сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой учителем.

9

Почему наш организм работает слаженно (Нервная система)


1

30


Знать: о строении и функциях спинного и головного мозга.

Уметь: соблюдать правила гигиены, режим дня.

Ф.р.

С.р.

ПК

Текущий - опрос

ТК- проверочная работа


ОНЗ



РУ


П.Р.К.Л Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.); доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом учебных ситуаций.

10

Окна в окружающий мир (Органы зрения)

Практическая работа с муляжом «Глаз человека»


1

5

10


Знать: о строении и роли органов зрения, об их связи с нервной системой.

Уметь: применять правила гигиены зрения

Ф.р.

С.р.

И.р.

работа в парах,

ПК

Текущий контроль

(устный опрос)

ОНЗ



РУ

ПР


П.Р.К.Л. Анализировать свои действия и управлять ими; сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой учителем.

11

Многогранный мир чувств (Органы чувств)

1

7


Знать: о строении и роли органов чувств

Уметь: применять правила гигиены слуха

Ф.р.

И.р.

ПК

Текущий - опрос

ТК- проверочная работа




ОНЗ



РУ


П.Р.К.Л Понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг. Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

12

Родители и дети (Размножение – свойство живых организмов)


1

12


Знать: о размножении как свойстве живых организмов.

Уметь: правильно оценивать роль мужчины и женщины в жизни человеческого общества и семьи

Ф.р.

С.р.

ПК


Текущий контроль

(письменный опрос)


ОНЗ


П.Р.К.Л. Анализировать свои действия и управлять ими; сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой учителем. Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей

13

Отчего мы иногда болеем (Защитные силы организма)

1

14


Знать: об инфекционных заболеваниях и причинах их возникновения.

Уметь: оказывать элементарную первую помощь (при порезах, ссадинах);

применять дезинфицирующие средства (йод, зеленка)

Ф.р.

С.р.

ПК

Текущий - опрос

ТК- проверочная работа


ОНЗ


РУ

П.Р.К.Л. Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения.

Происхождение человека (3ч.)

14

Наши предки – древесные жители (Предки человека)


1

19


Знать: о теории происхождения человека от человекообразной обезьяны.

Уметь: работать с учебником.

Ф.р.

работа в группах, парах

ПК

Текущий контроль:

ТК - тест «Проверка и контроль знаний»


ОНЗ


П.Р.К.Л. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

15

На заре человечества (Появление человека разумного)


1

21


Знать: понятие эволюция.

Уметь: объяснять на элементарном уровне этапы становления человека разумного

Ф.р.

С.р.

групповая,

ПК

Текущий - опрос

ТК- проверочная работа


ОНЗ

РУ


П.Р.К.Л. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

16

Контрольная работа №1 по теме: «Как работает организм человека»

1

26



С.р.

ПК

Тематический: контрольная работа

УК

П.Р.К.Л. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.

Раздел II. Рукотворная природа

16









Рукотворная природа (16 ч)

17

Рукотворная жизнь (Выращивание культурных растений и домашних животных)


1

28.

10


Знать: что такое окружающий мир, как человек познает природу, общество, самого себя.

Уметь: различать неживую и живую природу; давать краткую характеристику неживой и живой природы.

Ф.р.

С.р.

работа в парах.

ПК

Текущий контроль


ОНЗ

П.Р.К.Л.

Анализировать свои действия и управлять ими; сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой учителем; понимать роль природоведческих знаний жизни человека.

18

На службе у человека (Сельское хозяйство)

1



Знать о сельском хозяйстве как составляющей современного хозяйства человека.

Иметь представление

о способах повышения

объемов продукции

Ф.р.

работа в группах, парах

ПК

Текущий - опрос

ТК- проверочная работа


ОНЗ

РУ

П.Р.К.Л. Находить цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления; организовывать учебное взаимодействие в группе; принимать и решать познавательные и учебные задачи, выбирать из текста нужную информацию, иллюстрации, схемы.

19

Покорение силы (Изобретения человека)


1



Знать: о простейших механизмах, позволяющих человеку стать сильным.

Уметь: использовать свойства рычага, колеса, наклонной плоскости в повседневной жизни

Ф.р.

С.р.


Текущий - опрос

ТК- проверочная работа




ОНЗ

РУ

П.Р.К.Л. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

20

Как человек использует свойства воды.

Практическая работа «Свойства воды»




1



Знать о твердых, жидких, газообразных веществах, легко определять свойства веществ.

Уметь различать разные состояния воды.

Понимать значение бережного отношения к воде.


Ф.р.

И.р.

ПК

Текущий контроль (устный опрос)


ОНЗ


П.Р.К.Л. Понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг. Организовывать учебное взаимодействие в группе; преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

21

Как человек использует свойства воды.


1



Ф.р.

С.р.

работа в парах,

ПК

Текущий - опрос

ТК- проверочная работа


ОНЗ

РУ

П.Р.К.Л. Понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг. Организовывать учебное взаимодействие в группе; преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

22

Как человек использует свойства воздуха.

1



Знать понятие воздух, его состав и свойства.

Уметь использовать предметы, действие которых основано на свойствах воздуха

Ф.р.

С.р.

групповая

ПК

Текущий - опрос

ТК- проверочная работа


ОНЗ

РУ

П.Р.К.Л. Передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде; выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез; выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; полно и точно выражать свои мысли.

23

Горные породы и минералы. Практическая работа с коллекцией горных пород и минералов


1



Знать о различных горных породах, их свойствах, способах добычи и использования.

Уметь применять полученные знания в жизни

Ф.р.

групповая

ПК

Текущий - опрос

ТК- проверочная работа


ОНЗ

РУ

ПР

П.Р.К.Л. Находить цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления; организовывать учебное взаимодействие в группе; выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез. Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

24

Металлы.

Практическая работа с коллекцией металлов


1



Знать понятие металл.

Иметь представление о многообразии металлов.

Уметь работать с учебником

Ф.р.

И.р.

работа в парах,

ПК

Текущий - опрос

ТК- проверочная работа


ОНЗ

РУ

ПР

П.Р.К.Л. Испытывать желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения. Анализировать свои действия и управлять ими; сопоставлять собственную оценку своей деятельности с ее оценкой учителем.

25

Приручение огня.


1



Знать различные виды топлива, их свойства, способы получения энергии путем использования топлива.

Уметь применять полученные знания при выполнении учебных заданий

И.р.

работа в парах.

ПК

Текущий - опрос

ТК- проверочная работа


ОНЗ

РУ


П.Р.К.Л. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

26

Как нам жить? (Экологическое хозяйство – будущее человечества)


1



Ф.р.

С.р.

И.р.

работа в парах,

ПК

Текущий - опрос

ТК- проверочная работа


ОУ

РУ


П.Р.К.Л. Передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде; выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез; выбирать основания для сравнения, полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

27

Невидимая сила.




1



Знать об электричестве как универсальном виде энергии, его роли в жизни человека.

Уметь соблюдать правила безопасности при использовании электроприборов

Ф.р.

И.р.

ПК

Текущий контроль

(письменный опрос)


ОНЗ


П.Р.К.Л. Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. Анализировать свои действия и управлять ими; сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой учителем.

28

Обобщение знаний по разделу «Рукотворная природа».


1



Уметь применять знания, полученные при изучении данного раздела

Ф.р.

И.р.

ПК

Текущий - опрос

ТК- проверочная работа


ОУ

РУ

П.Р.К.Л. Находить цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления; организовывать учебное взаимодействие в группе. Работая по плану, сверять свои действия с целью.

29

Контрольная работа №2 по теме «Рукотворная природа»

1



Уметь применять полученные знания при выполнении контрольных заданий.

С.р.

ПК

Тематический: контрольная работа

УК

П.Р.К.Л. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.

30

Человек проникает в тайны природы


1



Знать о тенденциях развития человеческого общества.

Понимать важность экологических проблем и роль каждого человека в их решении

Ф.р.

С.р.

ПК

Текущий контроль

(устный опрос)

ОНЗ

П.Р.К.Л. Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения. Анализировать свои действия и управлять ими; сопоставлять собственную оценку своей деятельности с ее оценкой учителем; принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам окружающего мира.

31

Чудо-волны.


1



Знать понятие волна, природу звука и света.

Уметь видеть проявление свойств звука и света в повседневной жизни; работать с учебником, проводить элементарные опыты

Ф.р.

С.р.

И.р.

работа в парах,

ПК

ТК:

тест «Проверка и контроль знаний»


ОНЗ

П.Р.К.Л. Находить цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления; организовывать учебное взаимодействие в группе. Понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.

32

Итоговая контрольная работа по теме «Человек и природа»

1



Уметь применять полученные знания при выполнении контрольных заданий.

С.р.

ПК

Итоговый: контрольная работа

УК

П.Р.К.Л. В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.

Часть II. Человек и человечество.

Человек и его внутренний мир (5 ч)

33

Кого можно назвать человеком? (Отличие человека от живых существ)


1



Знать о биологической и общественной природе человека, о факторах, определяющих формирование личности человека.

Уметь объяснять разницу между понятиями врожденные и приобретенные признаки; высказывать свое мнение и анализировать ответы других

Ф.р. групповая

ПК

Текущий контроль

(устный опрос)

ВУ

П.Р.К.Л. Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться догов Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, осуществлять творческий подход к выполнению заданий.

34

Посмотри в своё «зеркало» (Основные качества личности)

Подготовка к мониторингу.

1



Знать, что такое личность и какими признаками она определяется.

Уметь различать врожденные и приобретенные признаки; высказывать свое мнение и аргументировать его

Ф.р.

С.р.

работа в группах

ПК

ТК

(тест)




ОНЗ

РУ


П.Р.К.Л.

Выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки с принятыми в обществе нормами. Анализировать свои действия и управлять ими; сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой учителем.


35

Как понять, что творится у другого на душе? (Эмоции)


1










Знать понятие эмоции, иметь представление об их видах, особенностях проявления.

Уметь применять полученные на уроке знания для объяснения собственных эмоций и переживаний; строить логически правильный ответ; слушать других участников диалога

И.р. работа в группах

ПК

Текущий контроль


ОНЗ


П.Р.К.Л. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

36

Переживания, испытанные временем (Чувства)

Подготовка к мониторингу

1



Знать о взаимосвязи эмоций, переживаемых человеком, и выражением его лица.

Уметь видеть отражение эмоций на лицах окружающих и объяснять их, сопереживать, делиться своими чувствами

Ф.р.

С.р.

И.р.

работа в парах,

ПК

Текущий контроль

(устный опрос)

ОНЗ

РУ


П.Р.К.Л. Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

37

Как узнать человека? (Характер)


1



Знать о формах выражения эмоциональной оценки других людей (симпатии и антипатии).

Уметь корректировать Первоначальную эмоциональную оценку другого человека в связи со

знакомством с его

Ф.р.

С.р



ТК

тест «Проверка и контроль знаний»


ОНЗ


П.Р.К.Л. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Человек и общество (6ч)









Человек и общество (6ч)

38



Что такое общество?


1



Знать понятия: общество, человечество, круг общения, общественная группа.

Уметь жить среди людей, следуя правилам и законам, принятым в данном обществе

Ф.р.

И.р.

ПК

Текущий - опрос

ТК- проверочная работа




ОНЗ

РУ


П.Р.К.Л. Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей.

39

Как жить в мире людей Правила поведения людей в обществе)


1



Знать понятия: совесть, мораль, право.

Уметь следовать правилам, принятым в данном обществе

Ф.р.

И.р.

работа в парах

ПК

Текущий контроль

(устный опрос)



ОНЗ


П.Р.К.Л. Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

40

Моё общество (Круг общения и социальные группы)




1



Знать о необходимости наличия взаимосвязи интересов, взглядов для объединения людей.

Уметь находить «свое общество», принимать законы этого общества, избегать конфликтов и находить способы выхода из них

Ф.р.

С.р.

работа в группах


Текущий контроль

(устный опрос)



ОНЗ

РУ


П.Р.К.Л. Адекватно использовать речевые средства для решения задач общения. Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в паре, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению.

41

Права человека.

Практическая работа с Конвенцией о правах ребёнка


Подготовка к мониторингу

1



Знать

о существовании неотъемлемых личных прав человека, об основных законах, регулирующих права, и их соблюдении.

Уметь с уважением относиться к личным правам каждого человека, не забывать о своих обязанностях

Ф.р.

С.р.

работа в парах

ПК

Текущий контроль

(устный опрос)



ОНЗ

ПР

РУ


П.Р.К.Л. Передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде; выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез, выбирать основания для сравнения, классификации объектов, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи.

42

Повторение по теме «Человек в мире людей».


1



И.р. работа в парах

ПК

Текущий контроль:

тест «Проверка и контроль знаний»




ОУ

П.Р.К.Л. Осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради, из собственных наблюдений объектов культуры, личного опыта общения с людьми; применять для решения учебных задач логические действия анализа, сравнения, обобщения

43

Контрольная работа № 3 по теме «Человек в мире людей»


1



Уметь применять полученные знания при выполнении контрольных заданий.

С.р.

ПК

Итоговый: контрольная работа

УК

П.Р.К.Л. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, пользоваться ими в ходе оценки и самооценки


44

Первобытный мир.


1



Знать об эпохе Первобытного мира, о первых человеческих обществах – родах и племенах.

Уметь объяснять жизнь первобытных людей с точки зрения их морали; анализировать ответы других и строить собственное монологическое высказывание


Ф.р.

И.р.

групповая

ПК

Текущий контроль



ОНЗ


П.Р.К.Л. Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

45

Повторение и обобщение по теме «Первобытный мир».

Подготовка к мониторингу.

1



Ф.р.

И.р.

групповая


Текущий контроль

(устный опрос)



ОУ

РУ


П.Р.К.Л.

Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

46

Древний мир.

Практическая работа с картой Древнего мира


Подготовка к мониторингу


1



Знать об эпохе Древнего мира; понятие цивилизация.

Уметь работать с исторической картой учебника и контурной картой в тетради; анализировать ответы товарищей и высказывать свое мнение



Ф.р.

С.р.

работа в парах

ПК

Текущий контроль (устный опрос)




ОНЗ

ПР

РУ


П.Р.К.Л. Прерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

47

Повторение и обобщение по теме «Древний мир».

Практическая работа с контурной картой


Подготовка к мониторингу.

1



Ф.р.

С.р.

И.р.

работа в парах,

ПК

Текущий контроль (устный опрос)




ОУ

ПР

РУ

П.Р.К.Л Организовывать учебное взаимодействие в группе; принимать и решать познавательные и учебные задачи, выбирать из текста нужную информацию, иллюстрации, схемы; планировать учебную деятельность на уроке;

48

Средние века.

Практическая работа с картой Средних веков


1



Знать об эпохе Средних веков.

Уметь ориентироваться в историческом времени, работать с исторической и контурной картами, с дополнительной литературой

Ф.р.

И.р.

работа в парах

ПК

Текущий контроль

(письменный опрос)




ОНЗ

ПР


П.Р.К.Л. Передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде; полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника.

49

Повторение и обобщение по теме «Средние века».

Практическая работа с картой Средних веков


Подготовка к мониторингу

1



Ф.р.

С.р.

И.р.

работа в парах

ПК

Текущий контроль




ОУ

ПР

РУ

П.Р.К.Л. Анализировать свои действия и управлять ими; сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой учителем; принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам окружающего мира.

50

Новое время.


1



Знать об эпохе Нового времени.

Уметь ориентироваться в историческом времени, анализировать ответы товарищей, аргументировать свое мнение


Ф.р.

И.р.

работа в парах


Текущий контроль

(тест)




ОНЗ




П.Р.К.Л.

Организовывать учебное взаимодействие в группе; выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез; выбирать основания для сравнения, классификации объектов.

Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих ценностей).

51

Повторение и обобщение по теме «Новое время».

Подготовка к мониторингу.

1



Ф.р.

И.р.



Текущий контроль (устный опрос)




ОУ

РУ


52

Новейшее время.

Практическая работа с политической картой


1



Знать об эпохе Новейшего времени, ее особенностях.

Уметь ориентиров в историческом пространстве, работать с картами

Ф.р.

С.р.

ПК

Текущий контроль

(письменный опрос)




ОНЗ

ПР


П.Р.К.Л. Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

53

Новейшее время. Повторение и обобщение.

Практическая работа с контурной картой


1



С.р.

ПК

Текущий - опрос

ТК- проверочная работа


ОНЗ

ПР

РУ

П.Р.К.Л.

Организовывать учебное взаимодействие в группе; выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез; выбирать основания для сравнения, классификации объектов.

Человек и многоликое человечество (3 ч.)

54

Короли, президенты и граждане (Многообразие государства планеты)


Подготовка к мониторингу

1



Знать о существовании различных по формам правления

и политическим режимам государствах, о таких видах государств, как монархия и республика, демократическое и недемократическое государства, о существовании различных органов власти и государственные руководители

Уметь работать с учебником

Ф.р.

И.р.

работа в парах

ПК

Текущий контроль

(письменный опрос)




ОНЗ

РУ


П.Р.К.Л.

Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. Испытывать положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений.

55

Расы и народы.

Практическая работа с политической картой


1



Знать понятия: раса, народ, национальность.

Уметь различать людей по расовому и национальному признакам; терпимо и уважительно относиться к людям другого цвета кожи, другой национальности.

Ф.р.

И.р.

работа в парах


Текущий контроль (устный опрос)



ОНЗ

ПР


П.Р.К.Л.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний; преобразовывать информацию из одной формы в другую.

56

Кто во что верит (Религии мира. Свобода совести)

Практическая работа «Страны мира на глобусе и политической карте»


1



Знать о том, что человечество состоит из людей религиозного и атеистического типа мировоззрения

Уметь уважительно относиться к убеждениям других людей;

Ф.р.

И.р.

работа в парах

ПК

Текущий контроль (устный опрос)



ОНЗ

ПР


П.Р.К.Л.

Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.


Человек и единое человечество (12ч)






Человек и единое человечество (12ч)

57

Мировое хозяйство.

Практическая работа с физической картой


1



Знать основные экономические понятия: труд, деньги, собственность доход.

Уметь работать с учебником, анализировать и систематизировать информацию

Ф.р.

И.р.

С.р.

работа в парах,

ПК


Текущий контроль (устный опрос)



ОНЗ

ПР


П.Р.К.Л. Испытывать положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний.

58

Мировое сообщество государств.

Практическая работа с контурной картой


1



Знать понятие мировое сообщество; историю, структуру и задачи ООН.

Уметь работать с учебником, анализировать и систематизировать информацию

Ф.р.

И.р.

работа в парах

ПК

Текущий контроль

(письменный опрос)




ОНЗ

ПР


П.Р.К.Л.

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) и обсуждать полученные сведения; доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обос- новать.

59

Что человек ценит больше всего? (Моральные ценности человечества)

Практическая работа «Составление модели защиты прав ребенка и человечества»


Подготовка к мониторингу.

1



Знать об общечеловеческих ценностях.

Уметь уважительно и бережно относиться к общечеловеческим ценностям, понимать их значимость; работать с энциклопедической литературой; аргументированно защищать свою позицию, участвовать в диалоге

Работа в парах

ПК

Текущий контроль

(письменный опрос)




ОНЗ

ПР

РУ

П.Р.К.Л.

Организовывать учебное взаимодействие в группе; выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез; выбирать основания для сравнения, классификации объектов. Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

60

Как нам жить?


1



.Р.К.Л. Анализировать свои действия и управлять ими; принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам окружающего мира.

Ф.р.

И.р.

работа в парах

ПК

Текущий контроль

(письменный опрос)



ОНЗ

П.Р.К.Л.

Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

61

Обобщение по теме «Человек и единое человечество». Практическая работа с политической картой

Повторение по теме «Человек и единое человечество».


1



Ф.р.

И.р.

работа в парах

ПК

Текущий контроль

(устный опрос)



ОУ

ПР

П.Р.К.Л.

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники), обсуждать полученные сведения; доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать.

62

Повторение по теме «Человек и единое человечество».


1



Ф.р.

ПК

Текущий контроль




ОУ


П.Р.К.Л.

Умение понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить; оценивать своё знание и незнание, умение и неумение; предлагать собственные способы решения учебной задачи.


63


Контрольная работа № 4 по разделу «Человек и единое человечество»


1



Ф.р.

С.р.

И.р.

работа в парах.

ПК

Итоговый: контрольная работа


ОНЗ

Э


П.Р.К.Л.Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний; преобразовывать информацию из одной. формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

64

Итоговая контрольная работа № 2 по курсу «Окружающий мир. «Человек и человечество»

1



Уметь применять полученные знания при выполнении контрольных заданий.

Ф.р.

работа в парах.

ПК


УК

П.Р.К.Л. Анализировать свои действия и управлять ими; принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам окружающего мира.

65

Защита проекта «Человек и человечество»








Коллективная, групповая

ПК

Текущий контроль

(защита проекта)

РУ


.Р.К.Л. Анализировать свои действия и управлять ими; принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам окружающего мира.

66

Контрольная работа (на промежуточной аттестации)

1



Уметь применять полученные знания при выполнении контрольных заданий.





67

Проект «Окружающий мир .Береги его!»

1



.Р.К.Л. Анализировать свои действия и управлять ими; принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам окружающего мира.


Ф.р.

работа в парах.

ПК

Итоговый: контрольная работа


УК


68

Резервный урок.


1





ПК











Содержание тем учебного курса


п/п

Название раздела

Количество часов

Содержание учебной темы

Требования к знаниям и умениям учащихся

Формы и виды контроля

Как работает организм человека






16








Устройство человека. Основные системы органов тела человека и их роль в жизни организма. Предки человека - человекообразные обезьяны и их особенности.

Знать: об основных органах и системах органов человека, их функциях; о болезнях и мерах борьбы с ними, о значении физкультуры.

Уметь: объяснять элементарные процессы, проходящие в собственном организме и применять свои знания для составления режима дня, пра­вд поведения и т.п. Характеризовать основные функции и особенности строения систем органов человеческого тела.

Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья, по оказанию первой помощи при несчастных случаях.

Практическая работа: составлять режим дня.

Измерять температуру тела, вес и рост человека.

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека, подготовка докладов и обсуждение полученных сведений . Характеризовать особенности человека в связи с его происхождением.

Приводить доводы в пользу естественного происхождения человека.

Текущий контроль (фронтальный, индивидуальный) – ежеурочно.

Тематический контроль:

Проверочных работ - 8

Контрольных работ - 1


Рукотворная природа

16

Приручение и разведение домашних животных, разведение куль­турных растений. Изобретение рычага и его использование для изготовления инстру­ментов. Наклонная плоскость и колесо и их применение человеком. Клин, блок, ворот. Современные технологии на службе у человека. Свойства воды. Свойства воздуха. Полезные ископаемые.


Знать и различать дикорастущие и культурные растения, диких и домашних животных, характеризовать их роль в жизни человека (на примере своей местности).

Перечислять основные отрасли сельского хозяйства.

Уметь:

Характеризовать способы повышения продукции в растениеводстве и животноводстве. Характеризовать способы применения простых механизмов в жизни и хозяйстве человека. Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды .

Исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воды.

Характеризовать свойства воды, круговорот воды в природе. Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств полезных ископаемых.

Исследовать (на основе демонстрационных опытов) свойства полезных ископаемых.

Характеризовать свойства изученных полезных ископаемых .

Различать изученные полезные ископаемые.

Описывать их применение в хозяйстве человека (на примере своей местности).

Сравнивать свойства воды, воздуха и горных пород.

Текущий контроль (фронтальный, индивидуальный) – ежеурочно.

Тематический контроль:

Проверочных работ - 9

Контрольная работа – 1

Итоговый контроль:

Контрольная работа - 1

Человек

11

Человек - дитя природы и общества.

Общество как взаимосвязь людей. Общество как взаимосвязь людей. Конфликт.

Совесть. Мораль и право.

Круги общения и социальные группы. Человечество – самая большая социальная группа.

Права человека в обществе. Преступления против личности. Права ребёнка. Защита прав ребёнка.


Знать: общечелове­ческие ценности; основные права человека и права ребенка, глобальные проблемы современности.

Причины и виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов. Правила поведения людей в обществе.

Уметь:

Задумываться над своими поступками и оценивать, какие личные качества (положительные или отрицательные) проявляются в семье, в общении с друзьями, в школе и т.д.

Выполнять в группе задания по осмыслению или оценке качеств внутреннего мира человека.

Текущий контроль (фронтальный, индивидуальный) – ежеурочно.

Тематический контроль:

Контрольная работа-1

Проверочных работ -2


Человечество

25

История человечества - возникновение и изменения человеческого общества от появления первых людей до наших дней. . Мно­гообразие государств планеты. Монархии и республики. Демократи­ческие и недемократические государства.

Образ «мирового хозяйства», объединяющего все человечество.

Знать:

Эпохи Всемирной истории: Первобытный мир, Древний мир, Сред­ние века. Новое время, Новейшее время; расы, национальность; религии мира; атеизм; ООН,

названия эпохи всемирной истории – по их местоположению на ленте времени; а также по представленной в тексте и иллюстрациях информации о событиях, памятниках культуры, исторических деятелях.

Уметь:

Размещать на ленте времени по соответствующим эпохам (обозначенным названиями и веками) даты (годы) исторических событий; а также известные ученику имена исторических деятелей и памятники культуры. Отличать друг от друга Оценивать некоторые легко определяемые, однозначные исторические события и поступки исторических деятелей как вызывающие чувство гордости, восхищения или презрения, стыда. Оценивать некоторые исторические события и поступки исторических деятелей как неоднозначные, которые невозможно оценить только как «плохие» или только «хорошие», высказывать своё обоснованное отношение к этим событиями и поступкам. Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда (в том числе в ходе на предприятия.

Текущий контроль (фронтальный, индивидуальный) – ежеурочно.

Тематический контроль:

Контрольная работа-1

Итоговая контрольная работа - 1







Требования к уровню подготовки учащихся 4-ого класса, обучающихся по данной программе

К концу 4-го класса учащиеся должны знать:

  • об изготовлении орудий труда и возникновении речи - как об основном отличии человека от животных;

  • об основных органах и системах органов человека, их функциях;

  • о болезнях и мерах борьбы с ними, о значении физкультуры;

  • об основных этапах становления человека и его разума;

  • важность воды для жизни живых организмов и человека;

  • основные свойства льда, воды и пара (как твердого тела, жидкости газа);

  • основные свойства воздуха (как газа);

  • применение важнейших полезных ископаемых;

  • об экологических кризисах на Земле, вызванных деятельностью человека;

  • о единственной стратегии выживания человечества - вписывании своего хозяйства в круговорот веществ биосферы;

  • личность, характер, эмоции, чувства;

  • совесть, мораль, право;

  • эпохи Всемирной истории: Первобытный мир, Древний мир, Сред­ние века. Новое время, Новейшее время;

  • расы, национальность; религии мира; атеизм; ООН, общечелове­ческие ценности; основные права человека и права ребенка, глобальные проблемы современности.


Учащиеся должны уметь:

  • находить противоречия между хозяйством человека и природой и предлагать способы их устранения;

  • объяснять элементарные процессы, проходящие в собственном организме и применять свои знания для составления режима дня, пра­вд поведения и т.п.;

  • ухаживать за своим телом;

  • составлять правильный режим дня;

  • оценивать правильность поведения в жизни с точки зрения ведения здорового образа жизни;

  • объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к природе.

  • находить противоречия между хозяйством человека и природой и предлагать способы их устранения;

  • объяснять элементарные процессы, проходящие в собственном организме и применять свои знания для составления режима дня, пра­вд поведения и т.п.;

  • ухаживать за своим телом;

  • составлять правильный режим дня;

  • оценивать правильность поведения в жизни с точки зрения ведения здорового образа жизни;

  • объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к природе.

  • по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции (переживания), какие у них черты характера;

  • отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории челове­чества;

  • объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов;

объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;

  • замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека правам ребенка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.


Формирование и развитие компетентностей:


  • компетентностей деятельности;

  • компетентностей познавательной деятельности;

  • компетентностей в общении;

  • компетентностей самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития, личностной и предметной рефлексии.

Требования к результатам

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе явля­ется формирование следующих умений:

  • оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека;

  • объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкрет­ные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие;

  • самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

  • в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения личностных результатов служат учебный материал и задания учебника, обеспечивающие вторую линию развития - умение определять своё отноше­ние к миру.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;

  • совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

  • составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;

  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успеш­ности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Средством формирования регулятивных действий служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая ин­формация нужна для решения учебной задачи в один шаг;

  • отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;

  • добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);

  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий;

  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информа­цию в виде текста, таблицы, схемы.

Средством формирования познавательных действий служат учебный материал и за­дания учебника, обеспечивающие первую линию развития - умение объяснять мир.

Коммуникативные У УД:

  • доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

  • доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

  • слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изме­нить свою точку зрения;

  • читать вслух и про себя тексты учебников и при этом вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; прове­рять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план;

  • договариваться с людьми, выполняя различные роли в группе, сотрудничать в со­вместном решении проблемы (задачи);

  • учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Средством формирования коммуникативных действий служат технология проблемно­го диалога (побуждающий и подводящий диалог), технология продуктивного чтения и организация работы в малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе явля­ется формирование следующих умений.



Таблица требований к умениям учащихся по окружающему миру (необходимый уровень)

Линии развития учащихся средствами курса «Окружающий мир»

Уметь объяснять мир

Уметь определять своё отношение к миру

Часть «Человек и природа»

• объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека;

• оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;

• применять знания о своём организме в жизни (для со­ставления режима дня, правил поведения и т.д.);

• доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.

• называть основные свойства воздуха как газа, воды как жидкости и полезных ископаемых как твёрдых тел;


• объяснять, как человек использует свойства воздуха, воды, важнейших полезных ископаемых;


• объяснять, в чём главное отличие человека от живот­ных;


• находить противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать способы их устранения.


Часть «Человек и человечество»

• по поведению людей узнавать, какие эмоции (пережи­вания) они испытывают, какие у них черты характера;

• объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;

• отличать друг от друга разные эпохи (времена) в исто­рии человечества;

• замечать и объяснять, какие поступки людей противо­речат человеческой совести, правилам поведения (мо­рали и праву), правам человека и правам ребёнка; пред­лагать, что ты сам можешь сделать для исправления ви­димых нарушений.

• объяснять различия между людьми современного чело­вечества: отличать граждан разных государств; нацио­нальность человека от его расы; верующих разных рели­гий и атеистов.




Учебно – методическое обеспечение


  1. Вахрушев А. А. , Бурский О.В., Родыгина О.А. Проверочные и контрольные работы к учебнику Окружающий мир. («Человек и природа) 4 класс. – М. Баллас 2013

  2. Вахрушев А. А. , Данилов Д. Д, Бурский О.В. Раутиан А.С. Окружающий мир. 4 класс. («Человек и природа»): учебник : в 2 ч. Ч. 1 /. – М. : Баласс, 2012.

  3. Вахрушев А. А. , Бурский О.В., Раутиан А.С. Рабочая тетрадь к учебнику Окружающий мир. 4 класс. («Человек и природа»): учебник : в 2 ч. Ч. 1 /. – М. : Баласс, 2013.

  4. Вахрушев А. А., Данилов Д. Д, Кузнецова С.С., Сизова Е.В., Тырин С.В. Окружающий мир. 4 класс. («Человек и человечество»): учебник : в 2 ч. Ч. 2 /. – М. : Баласс, 2012.

  5. Данилов Д. Д,. Сизова Е.В., Кузнецова С.С Окружающий мир.(«Человек и человечество») 4 класс. Методические рекомендации для учителя. – М. : Баласс, 2012.

  6. Мультимедийные презентации.

  7. Мультимедийный проектор.

  8. Наглядные пособия:

  • Коллекция горных пород и минералов.

  • Коллекция металлов.

  • Набор муляжей и моделей органов человека

  1. Персональный компьютер.

  2. Родыгина О. А., Вахрушев А.А., Раутиан А.С. Окружающий мир. («Человек и природа») 4 класс. Методические рекомендации для учителя. – М. : Баласс, 2013.

  3. Сизова Е.В., Стойка Е.И. Проверочные и контрольные работы к учебнику Окружающий мир. («Человек и природа» ) 4 класс. – М. Баллас, 2013

  4. Сучкова С.В., Мурашкина И.А.Окружающий мир .Итоговая аттестация в начальной школе. Саратов.: Лицей, 2011.

  5. Харитонова Н.В., Сизова Е.В., Стойка Е.И. Рабочая тетрадь к учебнику Окружающий мир. («Человек и человечество») 4 класс. – М. : Баласс, 2013.










Список литературы

(основной и дополнительной).


  1. Вахрушев А. А. , Бурский О.В., Родыгина О.А. Проверочные и контрольные работы к учебнику Окружающий мир. («Человек и природа) 4 класс. – М. Баллас, 2013

  2. Вахрушев А. А. , Данилов Д. Д, Бурский О.В. Раутиан А.С. Окружающий мир. 4 класс. («Человек и природа»): учебник : в 2 ч. Ч. 1 /. – М. : Баласс, 2012.

  3. Вахрушев А. А. , Бурский О.В., Раутиан А.С. Рабочая тетрадь к учебнику Окружающий мир. 4 класс. («Человек и природа»): учебник : в 2 ч. Ч. 1 /. – М. : Баласс, 2013.

  4. Вахрушев А. А., Данилов Д. Д, Кузнецова С.С., Сизова Е.В., Тырин С.В. Окружающий мир. 4 класс. («Человек и человечество»): учебник : в 2 ч. Ч. 2 /. – М. : Баласс, 2012.

  5. Данилов Д. Д,. Сизова Е.В., Кузнецова С.С Окружающий мир.(«Человек и человечество») 4 класс. Методические рекомендации для учителя. – М. : Баласс, 2012.

  6. Родыгина О. А., Вахрушев А.А., Раутиан А.С. Окружающий мир. («Человек и природа») 4 класс. Методические рекомендации для учителя. – М. : Баласс, 2013.

  7. Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа/под науч. Ред. Д.И.Фельдштейна. – М.: Баласс. 2009.

  8. Сизова Е.В., Стойка Е.И. Проверочные и контрольные работы к учебнику Окружающий мир. («Человек и природа» ) 4 класс. – М. Баллас, 2013.

  9. Сучкова С.В., Мурашкина И.А.Окружающий мир. Итоговая аттестация в начальной школе. Саратов: Лицей, 2012.


  1. Харитонова Н.В., Сизова Е.В., Стойка Е.И. Рабочая тетрадь к учебнику Окружающий мир. («Человек и человечество») 4 класс. – М. : Баласс, 2013.













Приложения к программе


Основные понятия курса:


  • личность

  • характер

  • эмоции

  • чувства

  • совесть

  • мораль

  • право

  • эпоха

  • расы

  • атеисты



Темы проектов:



Проект «Человек и человечество»






























Лист корректировки рабочей программы

Дата

Причина коррекции

Что скорректировано

Подпись зам. директора по УВР