Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО, утверждённым приказом Министерства образования и науки РФ №1576 от 31.12.15г. «О внесении изменений во ФГОС НОО, утвержденным приказом МОиН РФ от 06.10.2009г. №373». Рабочая программа составлена на основе программы для четырехлетней начальной школы под редакцией И.А.Петровой и на основе авторской программы «Окружающий мир» 4 класс (Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов) ОС «Планета знаний» М.: АСТ, Астрель, 2015. Программа составлена с учётом Учебного плана и ООП НОО МОУ – СОШ №1 г….., разработана в соответствии с Положением о рабочей программе педагога МОУ –СОШ №1г...
Предмет «Окружающий мир» изучается в начальной школе с 1 по 4 класс. Особое значение данного предмета заключается в формировании у детей 6—10 лет целостного и системного представления о мире и месте человека в нём.
Цель предмета:
— формирование знаний о природе, человеке и обществе, осознание характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к окружающему миру.
Задачи курса:
-систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;
формирование элементарных знаний о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;
знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др.);
-социализация ребёнка;
-развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.);
-воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности;
-формирование самостоятельной познавательной деятельности;
развитие мышления, воображения и творческих способностей;
-формирование информационной грамотности (ориентировка в информационном пространстве, отбор необходимой информации, её систематизация и др.);
-формирование умений сравнивать объекты, выявлять их сходства и различия, существенные признаки, классифицировать, устанавливать взаимосвязи и причинно-следственные связи, выявлять последовательность процессов и прогнозировать их;
-формирование умений работать в больших и малых группах (парах постоянного и сменного состава);
-формирование рефлексии (принятие плана предстоящего обучения, осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями, наличия пробелов в знаниях и умениях);
-формирование основ экологической культуры;
-патриотическое и духовно-нравственное воспитание учащихся.
В соответствии с базисным учебным планом предмет «Окружающий мир» изучается в 4 классе исходя из 2х часов в неделю. Общий объём учебного времени составляет 68 часов.
Примерный график проверочных работ
Название контрольных работ | Дата проведения |
Проверочная работа по теме «Наша местность на плане и карте»». | октябрь |
Проверочная работа по теме «Наш край» | ноябрь |
Проверочная работа по теме «Наша Родина на планете Земля» | декабрь |
Проверочная работа по теме «Древняя Русь» | январь |
Проверочная работа по теме «Московское царство» | февраль |
Проверочная работа по теме«Российская империя» | март |
Проверочная работа по теме «Российское государство». | апрель |
Итоговая работа | май |
Содержание предметного курса(68ч)
Наш край.
Значение природных условий края для жизни и деятельности людей.
Погода: температура воздуха, облачность, осадки, ветер. Изменчивость погоды. Предсказание погоды.
Вид местности. Рисунок местности, план местности, карта местности. Масштаб и условные знаки. Из истории создания карт.
Формы поверхности суши: равнина, гора, холм, долина, овраг, балка. Изменение форм поверхности суши в результате естественного разрушения горных пород.
Формы поверхности суши, созданные человеком: карьер, отвалы, насыпь, курган.
Полезные ископаемые нашего края. Их значение в жизни человека.
Почвы нашего края, их виды. Охрана почв.
Природные сообщества: луг, лес, водоём. Разнообразие организмов в сообществах, их приспособленность к условиям жизни и взаимосвязи. Влияние деятельности человека на природные сообщества, их рациональное использование и охрана.
Искусственные сообщества: поле и сад. Выращивание зерновых, овощных, технических, плодовых и ягодных растений. Животные искусственных сообществ, их связь с растениями. Уход за искусственными сообществами — условие их существования.
Экскурсии: в смешанный лес, к водоёму, на луг или в поле.
Наша Родина на планете Земля.
Форма и размеры Земли. Карта полушарий. Материки и океаны.
Движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца. Тепловые пояса.
Распределение света и тепла — основная причина разнообразия условий жизни на Земле.
Путешествие по материкам: пустыня Африки, экваториальные леса Южной Америки, Антарктида, Австралия, Евразия.
Наша Родина на карте. Формы поверхности России: равнины, горы. Основные водоёмы России: реки, озера, моря. Некоторые крупные города России.
Основные природные зоны России: зона арктических пустынь, тундра, лесная зона, степи. Особенности природных условий в каждой зоне, разнообразие организмов, их приспособленность к условиям жизни и взаимосвязи.
Зависимость жизни и деятельности людей от природных условий каждой зоны. Влияние деятельности человека на природные зоны. Охрана природы в каждой природной зоне.
Основные экологические проблемы России. Причины нарушения природного равновесия и пути преодоления сложившейся ситуации.
Международное сотрудничество по охране природы. Ответственность людей за будущее планеты Земля.
Краткая история нашей Родины с древних времен и до наших дней.
Формы организации учебных занятий: практическая работа, групповая, парная, индивидуальная и коллективная, экскурсия.
Виды учебной деятельности: самостоятельная работа с текстом учебника, проведение опытов, работа с гербарием и иллюстрациями, работа с дополнительными источниками информации, описание внешнего вида и характерных особенностей представителей животного и растительного мира, работа в группах, составление плана решения проблемы, самостоятельное оценивание исторических событий, объяснение основных понятий.
Планируемыми предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4 классе является формирование следующих умений:
Человек и природа
Обучающиеся научатся:
проводить самостоятельно наблюдения в природе и элементарные опыты, используя простейшие приборы; фиксировать результаты;
давать характеристику погоды (облачность, осадки, температура воздуха, направление ветра) по результатам наблюдений за неделю и за месяц; различать план местности и географическую карту;
читать план с помощью условных знаков;
различать формы поверхности суши (равнины, горы, холмы, овраги), объяснять, как Солнце, вода и ветер изменяют поверхность суши, как изменяется поверхность суши в результате деятельности человека;
показывать на карте и глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, крупные реки, границы России, некоторые города России;
приводить примеры полезных ископаемых и доказывать необходимость их бережного использования;
объяснять, что такое природное сообщество, приводить примеры признаков приспособленности организмов к условиям жизни в сообществах, некоторых взаимосвязей между обитателями природных сообществ, использования природных сообществ и мероприятий по их охране;
характеризовать особенности природы своего края: формы поверхности, важнейшие полезные ископаемые, водоёмы, почву, природные и искусственные сообщества; рассказывать об использовании природы своего края и её охране;
устанавливать связи между объектами и явлениями природы (в неживой природе, между неживой и живой природой, в живой природе, между природой и человеком);
рассказывать о форме Земли, её движении вокруг оси и Солнца, об изображении Земли на карте полушарий;
объяснять, что такое природные зоны, характеризовать особенности природы и хозяйственной деятельности человека в основных природных зонах России, особенности природоохранных мероприятий в каждой природной зоне;
выполнять правила поведения в природе.
Обучающиеся получат возможность научиться:
рассказывать о грозных явлениях природы, объяснять зависимость погоды от ветра;
предсказывать погоду по местным признакам;
характеризовать основные виды почв;
характеризовать распределение воды и суши на Земле;
объяснять, что такое экосистема, круговорот веществ в природе, экологическая пирамида, защитная окраска животных;
приводить примеры приспособленности растений природных сообществ к совместной жизни;
объяснять причины смены времён года;
применять масштаб при чтении плана и карты;
отмечать на контурной карте горы, моря, реки, города и другие географические объекты;
объяснять некоторые взаимосвязи в природе, между природой и человеком;
давать оценку влиянию деятельности человека на природу;
определять причины положительных и отрицательных изменений в природе в результате хозяйственной деятельности человека и его поведения;
делать элементарные прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу;
участвовать в мероприятиях по охране природы.
Человек и общество
Обучающиеся научатся:
различать государственную символику Российской Федерации (герб, флаг, гимн); показывать на карте границы Российской Федерации;
различать права и обязанности гражданина, ребёнка;
описывать достопримечательности столицы и родного края; показывать их на карте;
описывать основные этапы развития государства (Древняя Русь, Московское царство, Российская империя, Российское государство);
называть ключевые даты и описывать события каждого этапа истории (IX в. — образование государства у восточных славян; 988 г. — крещение Руси; 1380 г. — Куликовская битва; 1613 г. — изгнание иностранных захватчиков из Москвы, начало новой династии Романовых; 1703 г. — основание Санкт-Петербурга; XVIII в. — создание русской армии и флота, новая система летоисчисления; 1755 г. — открытие Московского университета;1812 г. — изгнание Наполеона из Москвы; 1861 г. — отмена крепостного права; февраль 1917 г. — падение династии Романовых; октябрь 1917 г. — революция; 1922 г. — образование СССР; 1941–1945 гг. — Великая Отечественная война; апрель 1961 г. — полёт в космос Гагарина; 1991 г. — распад СССР и провозглашение Российской Федерации суверенным государством);
соотносить исторические события с датами, конкретную дату с веком; соотносить дату исторического события с «лентой времени»;
находить на карте места важнейших исторических событий российской истории;
рассказывать о ключевых событиях истории государства;
рассказывать об основных событиях истории своего края.
Обучающиеся получат возможность научиться:
описывать государственное устройство Российской Федерации, основные положения Конституции;
сопоставлять имена исторических личностей с основными этапами развития государства (князь Владимир, Александр Невский, Дмитрий Донской, Иван III, Иван IV, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, царь Алексей Михайлович, император Пётр I, Екатерина II, А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков, М. В. Ломоносов, М. И. Кутузов, Александр II, Николай II,
В. И. Ленин, И. В. Сталин, маршал Г. К. Жуков, действующий президент РФ);
характеризовать основные научные и культурные достижения своей страны;
описывать культурные достопримечательности своего края.
Календарно – тематический план по окружающему миру
№ | Название разделов и тем уроков | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту |
Раздел 1. Наш край – 22 ч. |
-
| Что такое погода. Как погода зависит от ветра. | 1 | | |
-
| Предсказание погоды | 1 | | |
-
| Экскурсия. Смешанный лес | 1 | | |
-
| Экскурсия на луг или в поле | 1 | | |
-
| Наша местность на плане и карте | 1 | | |
-
| План местности | 1 | | |
-
| Географическая карта | 1 | | |
-
| Равнины. Горы | 1 | | |
-
| Проверочная работа №1 «Наша местность на плане и карте» | 1 | | |
-
| Как солнце, вода и ветер изменяют поверхность суши | 1 | | |
-
| Как деятельность человека изменяет поверхность суши. | 1 | | |
-
| Богатства недр. | 1 | | |
-
| Разнообразие почв. | 1 | | |
-
| Природное сообщество. Растения луга. | 1 | | |
-
| Животные — обитатели луга. | 1 | | |
-
| Луг в жизни человека | 1 | | |
-
| Растения и животные леса. Лес в жизни человека | 1 | | |
-
| Водоём. Водоемы нашего края. | | |
-
| Искусственные сообщества. Поле | 1 | | |
-
| Животные — обитатели полей | 1 | | |
-
| Сад, животные садов | 1 | | |
-
| Проверочная работа №2 по теме «Наш край» | 1 | | |
Раздел 2. Наша Родина на планете Земля -12 ч. |
23 | Какую форму имеет Земля. Карта полушарий. | 1 | | |
24 | Движение Земли | 1 | | |
25 | В пустынях Африки | 1 | | |
26 | Экваториальные леса Южной Америки | 1 | | |
27 | Антарктида. Австралия. Евразия | 1 | | |
28 | Карта России. Кавказские горы. | 1 | | |
29 | Природные зоны. Арктические пустыни | 1 | | |
30 | Тундра | 1 | | |
31 | Зона лесов | 1 | | |
32 | Степи. Степи и человек | 1 | | |
33 | Экологические проблемы России. Международное сотрудничество по охране природы. | 1 | | |
34 | Проверочная работа №3 по теме «Наша Родина на планете Земля» | 1 | | |
Раздел 3. Наши верные помощники-1 ч. |
35 | История на карте. Исторические источники. | 1 | | |
Раздел 4. Древняя Русь – 6 ч. |
36 | Первые русские князья | 1 | | |
37 | Князь Владимир. Крещение Руси. | 1 | | |
38 | Культура Древней Руси. | 1 | | |
39 | Борьба с иноземными захватчиками. Александр Невский. | 1 | | |
40 | Куликовская битва. Дмитрий Донской. | 1 | | |
41 | Проверочная работа №4 по теме «Древняя Русь» | 1 | | |
Раздел 5. Московское царство -6 ч. |
42 | Первый русский царь. Преобразования в государстве. | 1 | | |
43 | Как жили люди на Руси в 14-15 веках. | 1 | | |
44 | Смутное время. К. Минин и Д. Пожарский | 1 | | |
45 | Русское государство при первых Романовых. | 1 | | |
46 | Расширение границ России в 17 веке. | 1 | | |
47 | Проверочная работа № 5 по теме «Московское царство». | 1 | | |
Раздел 6. Российская империя -9 ч. |
48 | Пётр I.Реформы в государстве.Преобразования в культуре,науке, быту. | 1 | | |
49 | Изменения в Российском государстве. Императрица Екатерина II. | 1 | | |
50 | Образование и наука в 18 веке. | 1 | | |
51 | Война 1812 года. | 1 | | |
52 | Отмена крепостного права. | 1 | | |
53 | Наука и техника в 19 веке | 1 | | |
54 | Город и горожане.Мода 19 века | 1 | | |
55 | Культура XIX века. | 1 | | |
56 | Проверочная работа №6 по теме«Российская империя» | 1 | | |
Раздел 7. Российское государство – 12ч. |
57 | Революция в России. | 1 | | |
58 | Россия в годы Советской власти. | 1 | | |
59 | Великая Отечественная война. | 1 | | |
60 | Тыл в годы войны. Победа над фашизмом. | 1 | | |
61 | Восстановление народного хозяйства.Научные достижения 20 века. | 1 | | |
62 | По северным городам России. | 1 | | |
63 | По городам Центральной России. | 1 | | |
64 | Города Урала и Сибири. | 1 | | |
65 | Дальний Восток.Южные города России. | 1 | | |
66 | Проверочная работа №7 по теме «Российское государство». | 1 | | |
67 | Россия в мировом сообществе. | 1 | | |
68 | Итоговая работа. Обобщение. | 1 | | |