СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру, 4 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по окружающему миру. 4 класс. УМК "Школа - 2100"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру, 4 класс.»

муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа





Рассмотрена

на заседании научно- методического совета

протокол № 1 от 30.08.2016 г

Председатель научно- методического совета

_________________



Утверждена

Приказ по школе: №01-05-1/155 от 31.08.2016

директор школы:

_______________


. .


Рабочая программа

по предмету окружающий мир

для 4 общеобразовательного класса

основного общего образования

УМК «Школа 2100»


Срок реализации: 1 год


Составила:

учитель начальных классов,

первая квалификационная категория



2016– 17 уч.

Раздел 1.Планируемые результаты

Личностные УУД

У выпускника будут сформированы:

- умения эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры;

- получит возможность осознать своё место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой, что станет основой уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

– проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке.

Регулятивные УУД

Выпускник научится:

– выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;

- осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;

– наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательной организации, социума, этноса, страны.


Познавательные УУД

Выпускник научится:

- использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний;

– ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;

-различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени».

Коммуникативные УУД

Выпускник научится:

– планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

-приобретёт первичные умения работы с учебной и научно-популярной литературой, использовать информацию для практической работы;

-договариваться о распределении функций и ролей;

– определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения;

-овладеет основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознает значимость работы в группе и освоят правила групповой работы.

Выпускник получит возможность для формирования:

-чувства гордости за свою Родину, российский народ и его историю;

- освоения социальной роли обучающегося, для которой характерно развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Выпускник получит возможность научиться:

- использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;

– моделировать объекты и отдельные процессы реального мира;

– осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;

– пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены

Выпускник получит возможность научиться:

- получит возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеть основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

-познакомится с культурно-историческим наследием России и общечеловеческими ценностями для развития этических чувств и эмоционально-нравственной отзывчивости , осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение.


Выпускник получит возможность научиться:

-выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию);

-создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями;

- участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;

-осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

– работать в группе.


Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих умений.

Часть 1. Человек и природа

1-я линия развития – уметь объяснять мир:

объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека;

применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и т.д.);

называть основные свойства воздуха как газа, воды как жидкости и полезных ископаемых как твёрдых тел;

объяснять, как человек использует свойства воздуха, воды, важнейших полезных ископаемых;

объяснять, в чём главное отличие человека от животных;

находить противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать способы их устранения.

2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:

оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;

доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.

Часть 2. Человек и человечество

1-я линия развития – уметь объяснять мир:

по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции (переживания), какие у них черты характера;

отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества;

объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов.

2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:

объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;

замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.


Контроль и оценка планируемых результатов

1. Текущий (устный опрос, мини тест, практическая работа, самостоятельная работа, проверочная работа)

2. Итоговый (контрольная работа, тест)


На основании Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» освоение образовательной программы сопровождается текущими контролем успеваемости и промежуточной аттестацией.

Промежуточная аттестация по окружающему миру в 4-ом классе по решению педсовета осуществляется в форме интегрированного зачёта – это «суммирование» итогов текущего контроля успеваемости учащихся в течение учебного года.

1 четверть контрольная работа в рамках промежуточной аттестации по теме: «Организм человека».

2 четверть контрольная работа в рамках промежуточной аттестации по теме:«Рукотворная природа».

3 четверть контрольная работа в рамках промежуточной аттестации по теме: «Человек и общество».

4 четверть контрольная работа в рамках промежуточной аттестации по теме: «Человек и единое человечество».

Результаты промежуточной аттестации являются основанием для перевода в следующий класс. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким предметам признаются академической задолженностью. Учащиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию повторно в сроки, определяемые школой в пределах одного года с момента возникновения этой задолженности.

Раздел 2. Содержание учебного предмета

Раздел 1: «Человек и природа» (34 ч)

Человек и его строение (14 ч) Устройство человека. Основные системы органов тела человека и их роль в жизни организма.

Кожа. Строение кожи. Кожа и её роль в защите от холода и жары, внешних воздействий, микробов (бактерий). Непостоянство условий во внешней среде и постоянство условий внутри организма. Потоотделение и его роль в поддержании температуры тела. Правила гигиены. Загар и защита от солнечных лучей. Мозоли – защита от истирания кожи. Кожа – орган чувств. Чувствительность пальцев. Узоры на ладонях и пальцах.

Движение человека. Внутренний скелет, его преимущества и недостатки. Непрерывный рост костей. Кости и их прочность. Суставы. Подвижность в позвоночнике и плечевом суставе. Переломы, вывихи. Как оказать первую помощь? Мышцы – движители тела и его скелета. Мышцы и сустав. Функции мышцы: сокращение и расслабление. Физическая усталость человека.

Пищеварение. Органы пищеварения. Зубы и жевание. Рот и язык. Глотка, пищевод, желудок, кишечник, печень. Правила здорового питания. Пищеварение и его роль в превращении пищи в универсальный источник энергии и строительный материал, общий всем живым существам: белки, углеводы и жиры.

Органы выделения и их роль в удалении вредных веществ и лишней воды из клеток. Почка, мочевой пузырь. Что такое моча?

Органы дыхания: носовая полость, глотка, трахеи, бронхи, легкие. Гигиена дыхания. Как мы дышим? Как мы разговариваем? Чихание и кашель. Трахеит, бронхит, воспаление лёгких.

Круги кровообращения. Сердце – насос. Артерии, вены и капилляры. Артериальная и венозная кровь. Пульс. Давление крови.

Кровь и её транспортная функция внутри организма. Перенос питательных веществ и кислорода ко всем клеткам тела. Кровь и её красный цвет. Почему при ранении из человека не вытекает вся кровь? Бесстрашные защитники в крови человека.

Мозг – орган управления. Нервная система: мозг и нервы. Функция нервной системы – быстрая и точная передача сигналов управления от мозга к органам и осведомительной информации о состоянии органов к мозгу. Головной и спинной мозг. Нервы – «провода» нервной системы. Управление дыханием, сердцебиением, перевариванием пищи. Полушария – самая главная часть мозга человека. Наши ощущения. Мышление. Железы внутренней секреции и выработка гормонов, разносимых кровью по всему организму. Гормон страха и опасности и его действие.

Органы чувств. Глаза – органы зрения. Хрусталик. Сетчатка. Восприятие на свету и в темноте. Восприятие глазами движения. Защита зрения. Нос – орган обоняния. Ухо – орган слуха. Язык – орган вкуса. Кожа – орган осязания. Орган равновесия. Боль – сигнал опасности. Специфика чувствительных клеток и отсутствие специфики проведения сигнала по нервам.

Размножение – свойство живых организмов. Эмбрион – орган матери. Питание и дыхание эмбриона. Рождение. Зависимость ребёнка от матери. Человеком не родятся, а становятся.

Травмы. Микробы – возбудители болезней. Бактерии и вирусы. Что вызывает грипп и как он передаётся? Что такое простуда? Почему корью, ветрянкой и скарлатиной болеют один раз? Защита организма. Высокая температура, её причины. Клетки крови – пожиратели микробов. Прививки и их роль в спасении нас от болезней. Медицина побеждает страшные недуги. Болезни современного общества. Физкультура – необходимый элемент культуры цивилизованного человека.

Происхождение человека (2 ч) Предки человека – человекообразные обезьяны и их особенности. Хорошо развитая рука, зрение и сложный мозг. Двуногое передвижение, вертикальная постановка тела, освобождение рук от функций передвижения и высоко посаженная голова. Длительный период детства и обучение. Основа выживания наших предков – предвидение поведения врагов и объектов питания в пространстве и времени и коллективные действия. Человек и его разум. Речь.

Первобытное стадо как прообраз человеческого общества. Обезьянолюди – древнейшие люди нашей планеты. Изготовление орудий труда. Хранение орудий и изготовление их впрок – главная предпосылка прогресса технологий. Пользование огнём и разведение огня. Коллективная охота на крупных зверей. Разделение труда. Длительное обучение детей и позднее их взросление. Происхождение семьи. Появление человека разумного.

Рукотворная природа (11 ч) Приручение и разведение домашних животных, разведение культурных растений. Породы и сорта. Искусственный отбор. Животноводство и растениеводство, их роль в хозяйстве человека. Вспашка, севооборот, внесение удобрений, полив, использование теплиц и ядохимикатов позволяют увеличить урожай.

Изобретение рычага и его использование для изготовления инструментов. Наклонная плоскость и колесо и их применение человеком. Клин, блок, ворот.

Вода, её свойства (принимает форму сосуда, выталкивающая сила, текучесть, несжимаемость, способность растворять). Изменение свойств воды при нагревании и охлаждении. Сообщающиеся сосуды – устройство водопровода. Фильтрация. Устройство простейшего парового двигателя, гидравлический пресс и домкрат.

Воздух, его состав и свойства (расширяется при нагревании, плохо проводит тепло, малая плотность, упругость). Воздушный шар. Обладает ли воздух выталкивающей силой?

Горные породы и минералы, их использование человеком. Свойства горных пород и минералов (постоянная форма, прочность, твёрдость). Производство кирпича, цемента, бетона, стекла. Драгоценные и поделочные камни.

Металлы, их свойства (твёрдость, пластичность, расширяются при нагревании, проводят тепло и электричество), добыча и использование. Бронза, железо и его сплавы. Способы обработки металлов. Использование различных металлов.

Торф, каменный уголь, нефть и природный газ – ископаемое топливо, его происхождение. Паровой двигатель. Двигатель внутреннего сгорания, ракетный двигатель.

Электричество в природе. Использование электричества человеком. Магниты, их особенности.

Звук, его свойства (высота звука и его связь с вибрацией). Средства связи и музыкальные инструменты. Свет, его свойства (распространение по прямой, преломление, поглощение).

Современные технологии на службе у человека. Изготовление синтетических материалов. Искусственный спутник и полёт в космос. Изобретение компьютеров, роботов и лазера и их роль в жизни современного человека.

Присваивающее хозяйство наших предков. Производящее хозяйство. Создание искусственной экосистемы. Нарушение круговорота веществ в биосфере: накопление отходов производства и жизнедеятельности, загрязнение окружающей среды. Наша Земля становится для нас всё более неожиданной и чужой. Экологическое хозяйство будущего человека.

Повторение пройденного материала7 ч.

Раздел 2: «Человек и человечество» (34 ч)

Человек и его внутренний мир (10 ч) Человек – дитя природы и общества. «Маугли» – человек вне человеческого общения. Обучение и воспитание в развитии человека.

Основные качества личности. Характер. Черты характера как устойчивые проявления личности.

Эмоции. Выражение эмоций. Эмоциональные состояния. Настроение. Тревожность. Самооценка – или каким ты себя видишь. Самооценка и оценивание: ты о себе, ты о других, другие о тебе.

Отношения с другими и к другим: симпатии и антипатии. Общение и его виды (речевые и неречевые). Мимика – «выражения лица» и пантомимика – «язык движений». Правила приличия.

Человек и общество (5 ч) Общество как взаимосвязь людей. Конфликт. Причины и виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов.

Правила поведения людей в обществе. Совесть. Мораль и право.Круги общения и социальные группы.

Человечество – самая большая социальная группа.

Права человека в обществе. Преступления против личности. Права ребёнка. Защита прав ребёнка.

Картина всемирной истории человечества (6 ч) Всемирная история человечества – возникновение и изменения человеческого общества от появления первых людей до наших дней. Картина всемирной истории человечества – смена нескольких эпох – «времён». Образ развития общества как образ изменений в технике, формах общества, правилах морали.Первобытный мир (1 млн лет – 5 тыс. лет назад) – время появления человека и его расселения по планете. Древний мир (3 тыс. до н.э. – V век новой эры) – время возникновения первых цивилизаций – обществ нового типа. Средние века (V–XV века) – время смены одних цивилизаций другими и распространения области цивилизаций по планете. Новое время (XV–XIX века) – эпоха стремительного развития Европейской цивилизации, резких изменений в жизни людей. Новейшее время (XX век) – эпоха тяжёлых испытаний для человечества и создания основ всемирной человеческой (общечеловеческой) цивилизации.

Человек и многоликое человечество (6 ч) Единое человечество состоит из разных рас и разных народов Земли. Расы человечества. Народы, их основные различия. Национальность человека. Права человека на развитие своей народной культуры, равноправие представителей разных рас и народов.

Единое человечество состоит из граждан разных государств. Многообразие государств планеты. Монархии и республики. Демократические и недемократические государства. Права человека по участию в управлении государством, свобода слова.

Единое человечество состоит из верующих, приверженцев разных религий и атеистов. Вера (представление о богах) и атеизм (неверие в Бога). Право человека на свободу совести (выбрать любую религию или быть атеистом).

Религии мира – религии, распространившиеся на многие народы мира и ставшие частью мировой общечеловеческой культуры.

Человек и единое человечество (4 ч) Образ «мирового хозяйства», объединяющего всё человечество. Трудовая деятельность человека. Собственность, доход, заработная плата. Обмен и деньги. Взаимосвязь государств и народов планеты в области производства и торговли.

Современное человечество объединяют общие задачи развития культуры и спорта. Общечеловеческие культурные достижения и ценности, проблема их сохранения и развития. Современное олимпийское движение, значение для современного человечества. Почти все государства планеты входят в Организацию Объединённых Наций. Задачи ООН, принципы построения, практическая работа на благо всего человечества. Один из главных документов ООН – «Декларация прав человека».Всё человечество объединяют глобальные (всеобщие) проблемы современности, которые угрожают самому существованию человечества.

Обобщающее повторение3 ч.

Путь человечества в XXI век. Будущее зависит от каждого из нас!



Раздел 3. Планирование

Календарно-тематическое планирование по окружающему составлено на основе:

• Основной образовательной программы начального общего образования средней общеобразовательной школы на период 2011-2018 гг., принятой на заседании Управляющего Совета школы, протокол № 4 от 15.03.2011 г. Программа утверждена Приказом директора школы от 17.03.2011 г., с изменениями: приказ от 01.09.2014 г. № 01-05-1/152-3 с учётом примерной основной образовательной программы начального общего образования;• программы по окружающему миру для 4 класса, авторов:А. А. Вахрушев, Д. Д. Данилов, А. С. Раутиан, С. В. Тырин.(М.: Баласс, 2011),

• учебника «Окружающий мир. Я мир вокруг» в 2-х ч. 4 класс, авторов:Вахрушев А. А., Бурский О. В., Раутиан А. С., - М.: Баласс, 2013 г., включённого в федеральный перечень учебников, утверждённого Приказом Минобрнауки России от 19.12.2012 № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год». (Зарегистрировано в Минюсте России 30.01.2013 N 26755);

• Письма Департамента образования Ярославской области от 14 мая 2014 года № 1172/01-10 «Об использовании учебников» в 1-4 классах

по ОС «Школа 2100»

• учебного плана школы на 2016-2017 уч. год,

• методического письма «О преподавании учебных предметов в начальных классах общеобразовательных учреждений Ярославской области

в 2015/2016 уч. г»;

• с учётом характеристики 4 класса

В классе 23 ученика; 10 девочек и 13 мальчиков. У ребят в классе сформирована учебная мотивация, на основании диагностики и наблюдений. Судя по результатам, учебные интересы сформированы и разнообразны. В целом обучающиеся класса находятся почти на одинаковом уровне с точки зрения индивидуальных особенностей: памяти, внимания, воображения, мышления, уровня работоспособности, темпа деятельности, темперамента, что обусловило хорошее восприятие и усвоение учебного материала. В классе занимается 5 учеников, имеющих рекомендации ПМПК на обучение в специальном коррекционном классе. Для них адаптирована программа как для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», продолжительность учебной нагрузки на уроке не превышает 45 минут.

Для этих учащихся используются следующие приёмы работы, направленные на обеспечение коррекции недостатков и оказание помощи в освоении основной образовательной программы начального общего образования:

-учёт состояния здоровья (соматического и нервно-психического), повышенной утомляемости детей в процессе интеллектуальной деятельности;

-применение широкой наглядности и словесной конкретизации общих положений с большим количеством упражнений, выполнение которых опирается на прямой показ приёмов решения;

- задание должно быть умеренной трудности, но доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективное переживание успеха на фоне определенной затраты усилий;

-постепенное сокращение помощи со стороны и постепенное повышение трудности предлагаемых для решения задач;

- анализ сложного образца;

- анализ инструкции к заданию, образца: «Что мне нужно сделать?»;

- проверка работы: «Сравнение с образцом»;

В классе проводится работа с детьми, имеющими способности к наукам естественного направления.

В работе используются следующие методы и формы работы:

-исследовательский, частично – поисковый, проблемный;

- классно–урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, индивидуальные творческие задания, консультирование по возникшей проблеме, предметные олимпиады, викторины, ролевые игры.

Для учеников применяются элементы технологии критического мышления.

-дополнение текста (написание вступления и заключения) (для слабых учащихся);

-трансформация текста (разного уровня сложности);

- составление текста по модели (для слабых учащихся);

- создание собственного текста (для сильных учеников).


Календарно-тематическое планирование

№ п/п


дата

Тема урока,

Дом.задание

Использование ПО, ЦОР, учебного оборудования

Характеристика деятельности учащихся.


Работа с ОВЗ

и

с одарёнными

«Человек и природа» (34 ч)Человек и его строение (14 ч)


1-1

Инструктаж по Т/Б. Как устроен организм человека. Общее представление о строении тела человека. Системы органов.

Проверочная работа №1

с. 1–4;

с. 5, № 4, 5, 6

Иллюстрация строения человека и отдельных систем органов человека



Иллюстрация опорно – двигательной системы человека.

учебное пособие «Скелет».


Иллюстрации пищеварительной системы человека, упаковки продуктов


Иллюстрации выделительной системы человека


Иллюстрации дыхательной системы человека


Иллюстрации строения кровеносной системы человека


Иллюстрации строения нервной системы


Иллюстрации строения глаза человека

Характеризовать основные функции (Н) и особенности строения (П) систем органов человеческого тела.

Характеризовать правила оказания первой помощи при несчастных случаях (Н).



Выявить потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека (Н).

Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья, по оказанию первой помощи при несчастных случаях (П).

Практическая работа: составить режим дня и дать его анализ (сколько времени, на что отведено) (Н).

Измерять температуру тела, вес и рост человека (Н).

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека, подготовка докладов и обсуждение полученных сведений (П).

Коррекция внимания.


Отработка навыков и умений вести диалог.



Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).


Слушать и понимать речь других.


Оформлять устно свою речь при изучении темы.


Участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях.


Определять признаки, свойства частей, действий предметов;


Пересказывать текст.

Называть окружающие предметы и обнаруживать их взаимосвязи;


Проводить групповые и самостоятельные наблюдения.


Высказывать свою версию на основе работы с иллюстрациями учебника и наблюдений в природе.


Коррекция внимания, восприятия.


Мотивированные учащиеся в определенной образовательной области курируют остальных, осуществляя взаимообучение и помощь учителю в образовательном процессе


Понимать речь других.

Правильно и грамотно выражать свою мысль в общении с партнерами.


Выполнение индивидуальных домашних заданий повышенного уровня, творческого и поискового характера


Отработка навыков и умений вести диалог, моделировать распространенное предложение


Участие в творческой деятельности с элементами исследования


Принимать и сохранять учебную задачу;


Вступать в беседу на уроке и в жизни

Выполнение индивидуальных домашних заданий повышенного уровня, творческого и поискового характера


Донести свою позицию до других.


Оформлятьсвою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).


Участие в творческой деятельности с элементами исследования


Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.




Выполнение индивидуальных домашних заданий повышенного уровня, творческого и поискового характера


Проводить групповые и самостоятельные наблюдения.


Взаимообучение и помощь учителю в образовательном процессе

2-2

Анализ проверочной работы. Кожа – «пограничник» организма. Знакомство с понятиями: строение и роль кожи, терморегуляция.

с. 7–12; с. 11,

№ 4, 5

3-3

Как человек двигается. Опорно-двигательная система, работа мышц, правила предупреждения искривления позвоночника.

Проверочная работа №2

с. 13–18, № 13

4-4

Анализ проверочной работы. Путешествие бутерброда. Органы пищеварения, их роль в организме. Практическая работа№1 по теме «Пищеварение».

с. 19–24 № 4, 5, 6

5-5

Как удаляются ненужные вещества. Органы выделения, функции органов выделения. Проверочная работа №3

с. 25–27, № 1, 2

6-6

Анализ проверочной работы.Для чего и как мы дышим. Органы дыхания, правила гигиены кожи. Практическая работа №2 по теме «Дыхание»

с. 28–33, № 8, 10

7-7

Волшебная восьмерка. Работа сердца, большой и малый круг кровообращения, польза физических упражнений для сердца

с. 34–38, №4, 7, 8

8-8

Что такое кровь? Состав крови, клеточное строение, взаимосвязь строения и функций клеток. Проверочная работа №4

с. 38–40, № 2

9-9

Анализ проверочной работы. Почему наш организм работает слаженно. Функции спинного и головного мозга.

Проверочная работа №5

с. 41–46, № 6, 9

10-10

Окна в окружающий мир. Роль органов зрения, гигиена зрения, профилактика близорукости

с. 47–50, № 5

11-11

Многогранный мир чувств. Органы чувств, роль органов слуха, равновесия, обоняния, вкуса и осязания, гигиенические понятия: гигиена слуха. Проверочная работа №6

с. 51–55, № 8, 10

12-12

Анализ проверочной работы. Родители и дети. Понятия: внутреннее оплодотворение, вынашивание, выкармливание молоком, обучение потомства

с. 56–60, № 4, 5

13-13

Отчего мы иногда болеем. Понятие об инфекционных заболеваниях, прививках способы предупреждения негативных последствий при порезах и ссадинах. Проверочная работа №7

с. 61–65, № 8–11

14-14

Анализ проверочной работы. Проект №1 «Физкультура – необходимый элемент культуры цивилизованного человека»


Происхождение человека (2 ч)


15-1


ВМ

Внутришкольный мониторинг №1 Контрольная работа №1по теме «Организм человека»

Наши предки – древесные жители. Сходство и отличие человека и обезьян

с. 66–71, № 6.

Иллюстрации обезьян

Иллюстрации из жизни первобытных людей

Иллюстрации культурных растений, домашних животных, гербарий

Иллюстрации культурных растений, домашних животных, гербарий, карта мира (природные зоны)


Ключи и палка (рычаг), весы, инструменты

Сосуд, фильтр, шприц,

Шприц, салфетка, лампа, свитер


Коллекция горных пород, стакан

Коллекция металлов, термометр, магнит



Батарейка, провод, лампочка, магниты, шарик

Стакан с водой, карандаш, призма

Характеризовать основные функции (Н) и особенности строения (П) систем органов человеческого тела.

Характеризовать правила оказания первой помощи при несчастных случаях (Н).

Выявить потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека (Н).

Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья, по оказанию первой помощи при несчастных случаях (П).

Практическая работа: составить режим дня и дать его анализ (сколько времени, на что отведено) (Н).

Измерять температуру тела, вес и рост человека (Н).

Участие в диспуте, посвященном выбору оптимальных форм поведения на основе изученных правил сохранения и укрепления здоровья (П).

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека, подготовка докладов и обсуждение полученных сведений (П).

Характеризовать особенности человека в связи с его происхождением (П).

Приводить доводы в пользу естественного происхождения человека

16-2

Анализ работы. На заре человечества Этапы становления человека разумного и характерные для него признаки (отличия). Освобождение рук от функций передвижения и высоко посаженная голова. Проверочная работа №8


с. 72–77, № 4

Рукотворная природа (11 ч)

17-1

Анализ проверочной работы. Рукотворная жизнь. Природа. Объекты живой и неживой природы. Понятия: сорт, порода.

с. 1–4,

№ 5, 6, 7

18-2


На службе у человека. Сельское хозяйство, земледелие, животноводство. Проверочная работа №9

с. 5–11, № 7, 8

19-3


Анализ проверочной работы. Как стать сильным. Изобретение рычага и его использование для изготовления инструментов.Проверочная работа №10

с. 12–17, № 6–8

20-4

Анализ проверочной работы. Практическая работа №3 по составлению режима дня.

с. 18–21

21-5

Как человек использует свойства воздуха. Свойства воздуха, способы использования свойств воздуха человеком.

Проверочная работа №12

с. 24–29, № 9, 10

22-6

Горные породы и минералы. Понятие о свойствах горных пород и минералов. Способы их использования и добычи.

с. 30–35, № 7–9, пословицы

23-7

Металлы, их свойства, добыча и использование. Природные ископаемые Ярославской области. Проверочная работа №13

с. 36–41, № 8, 9

24-8

Анализ проверочной работы. Приручение огня. Представление об ископаемом топливе и его роли в жизни человека.

с. 42–47, № 11, 12

25-9

Невидимая сила. Электричество в природе. Использование электричества человеком. Магниты и их особенности.

с. 48–53

26-10

Чудо-волны. Свойства звука и света. Использование этих свойств человеком. Проверочная работа №14

с. 54–56;

с. 56–60

27-11

Анализ проверочной работы. Человек проникает в тайны природы. Современные технологии на службе у человека.

с. 61–65;


Повторение пройденного материала7 ч.

28-1

Учимся решать жизненные задачи. Обобщение по теме «Как работает организм человека».


29-2

ВМ

Внутришкольный мониторинг №2. Контрольная работа №2 по теме: «Рукотворная природа»

с. 67–72

30-3

Анализ контрольной работы. Практическая работа №4 по составлению памятки. Правила безопасного поведения в транспорте.


31-4

Проект№2 « Охрана природных богатств».

Основные понятия, изученные в курсе «Человек и природа


32-5

Обобщение по курсу «Человек и природа». Учимся решать жизненные задачи.


3четв.

33-6

Правила безопасного поведения дома, на воде.

Учимся решать жизненные задачи.


34-7

Природа как важнейшее условие жизни человека. Влияние деятельности человека на природу.


Человек и человечество - (34 ч)

Человек и его внутренний мир (10 ч)


1-1

Вводный урок. Как работать с учебником? Биологическая (врожденная) и общественная (приобретенная) природа человека.

С. 8- 11

вопросы


Предлагать, каким образом можно предотвратить отрицательные поступки в будущем (П).

Предлагать (на основании своего житейского опыта) конкретные поступки, в которых школьник может проявить заботу о младших, о людях, нуждающихся в помощи (престарелых, больных, беременных), о своём доме, улице, школе, городе/селе, о своей стране (П).

Находить и извлекать необходимую информацию об устройстве внутреннего мира человека из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники). (Н)

Задумываться над своими поступками и оценивать, какие личные качества (положительные или отрицательные) проявляются в семье, в общении с друзьями, в школе и т.д. (Н).


Предлагать (на основании своего житейского опыта) конкретные поступки, в которых школьник может проявить заботу о людях, нуждающихся в помощи (П).

2-2

Кого можно назвать человеком? Почему нельзя подружиться с Маугли? Первичное представление о понятии личность

С. 12-15,

3-3

Мир людей – мир личностей. Посмотри в своё «зеркало». Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.


4-4

Переживания, испытанные временем. Что такое настроение? Эмоции положительные и отрицательные

С. 16-19,

5-5

Как узнать человека? Что такое характер. Оптимист. Пессимист. Характер. Совесть. Мораль. Право

С. 20-23,

6-6

Уважение к чужому мнению. Человек - создатель и носитель культуры Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи.

С. 24-27, вопросы

7-7

Взаимоотношения человека с другими людьми. Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет

С. 28-31, вопросы

8-8

Культура общения. Проверочная работа №15. по теме «Человек и его внутренний мир»

С. 32-35,

9-9

Анализ проверочной работы. Обобщение по теме «Человек и его внутренний мир»


10-10

Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах


Человек и общество (5 ч)

11-1

Что такое общество? Понятия: общество, человечество, круг общения, общественная группа

С. 36-39, вопросы

12-2

Как жить в мире людей? Личные и общественные способы регуляции человеческого поведения. Золотое правило нравственности

С. 40-43, вопросы

13-3

Что такое «мое общество»? Круги общения и социальные группы. Понятие конфликт. Причины его возникновения и способы выхода из конфликтных ситуаций


14-4

Права человека в обществе. Личные права человека. Основные правовые документы: Всеобщая декларация прав человека.

С. 45-51,

15-5


Первобытный мир – «детство» человечества. Предмет изучения науки истории.Конвенция о правах ребенка. Права и обязанности


Картина всемирной истории человечества (6 ч)


16-1

ВМ

Внутришкольный мониторинг №3. Контрольная работа №3 по теме «Человек и общество».

С. 52-55, вопросы


Размещать на ленте времени по соответствующим эпохам (обозначенным названиями и веками) даты (годы) исторических событий (Н).

Отличать друг от друга эпохи всемирной истории – по их местоположению на ленте времени (Н).

Оценивать однозначные исторические события и поступки исторических деятелей как вызывающие чувство гордости, восхищения или презрения, стыда (Н).

17-2

Анализ контрольной работы. Целостная картина всемирной истории как смены нескольких исторических эпох. Первые человеческие общества – роды и племена. Первобытная мораль

С. 56-59, отвечать на вопросы

18-3

Древний мир – время первых цивилизаций. Эпоха Древнего мира (временные границы, изменения в уровне развития техники, в устройстве общества). Понятие цивилизация

С. 60-63, отвечать на вопросы

19-4

4 четв

Эпоха Средних веков (временные границы, изменения в уровне развития техники, в устройстве общества, особенности морали)

С. 64-67, вопросы

20-5

Эпоха Нового времени (временные границы, изменения в уровне развития техники в устройстве общества, особенности морали)

С. 68-73, вопросы

21-6

Эпоха Новейшего времени (временные границы, изменения в уровне развития техники, в устройстве общества, особенности морали)

С.74-79, отвечать на вопросы

Человек и многоликое человечество (6 ч)

Находить и извлекать необходимую информацию о правилах жизни людей в современном обществе из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) (Н). Преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать своё отношение) и представлять её в виде устного или письменного текста, рисунка (П).

Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда (в том числе в ходе экскурсий на предприятия) (Н).

Находитьдополнительную информацию о них с помощью библиотеки, Интернета и других информационных средств.

Оценивать некоторые исторические события и поступки исторических деятелей как неоднозначные, которые невозможно оценить только как «плохие» или только «хорошие», высказывать своё обоснованное отношение к этим событиями и поступкам (П).

22-1

Короли, президенты и граждане Различия между государствами на уровне форм правления и политических режимов. Различные органы власти.

С. 80-85, отвечать на вопросы


23-2

Расы и народы Земли Равенство всех людей вне зависимости от расовой и национальной принадлежности.

С.86-89, вопросы

24-3

Кто во что верит? Понятия: вера, атеизм. Мировоззрение. Религиозный и атеистический типы мировоззрения. Различные религии мира и их вклад в общемировую культуру.

С. 90-96, отвечать на вопросы

25-4


Равноценность религий. Проверочная работа №16. по теме «Человек и многоликое человечество»


26-5

Экскурсия в краеведческий музей г Рыбинска. Прошлое нашего края.


Подготовить сообщение

27-6 ВПР

Внешний мониторинг

Всероссийская проверочная работа


Человек и единое человечество (4 ч)

28-1

Анализ проверочной работы. Мировое хозяйство. Основы мирового хозяйства. Право на владение собственностью

С. 98-101, вопросы


29-2

03 мая

Мировое сообщество государств ООН: история, структура, задачи. Основные права и свободы. Всеобщей декларации прав человека

С.102-105,

вопросы

30-3

Что человечество ценит больше всего. Понятие об общечеловеческих ценностях – одинаково важных для всех идей, правил

С. 106-109, вопросы

31-4

Как нам жить? «Будет ли у нас завтра?» Значимость усилий каждого человека в решении общих проблем


Обобщающее повторение3 ч.

32-1

ВМ

Внутришкольный мониторинг №4 Обобщение по разделу. Контрольная работа №4 по теме: «Человек и единое человечество».

С. 117, отвечать на вопросы.

33-2

Анализ контрольной работы. Проект№3«Ценностные ориентиры человечества»

34-3

Обобщение по теме «Путь человечества в ХХI век – дорога каждого из нас!»



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!