СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс по программе "Школа 21 века".

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру 3 класс»

Пояснительная записка


Рабочая программа курса «Окружающий мир» разработана на основе авторской программы Н. Ф. Виноградовой (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». –3-е издание, доработанное и дополненное. – М.: Вентана-Граф, 2010г. – 176 с.). Программа соответствует требованиям ФГОС НОО 2009 года.

Программа рассчитана на70 часов.

Программа обеспечена следующим методическим комплектом:

– Виноградова, Н. Ф. и др. Окружающий мир: 3 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – 4-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2011. – 128 с.: ил. – (Начальная школа XXI века)

– Виноградова, Н. Ф, О. Т. Учимся познавать мир: 3 класс: Рабочие тетради к учебнику. – М.: Вентана-Граф, 2011. (Начальная школа XXI века).

В авторскую программу изменения не внесены.

Предмет «Окружающий мир» входит в образовательную область «Естествознание».

Основная цель обучения предмету - формирование социального опыта школьника, осознания элементарного взаимодействия в системе «человек — природа — общество», воспитание пра­вильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.

Приоритетными задачами курса являются:

  • расширение содержания ознакомления с природой и обществом, уточнение понятия «Окружающий мир»;

  • продолжение работы по отработке устойчивых навыков и привычек здорового образа жизни, выполнение правил гигиены и физической культуры;

  • расширение краеведческих знаний, формирование понятия «родной край»;

  • обогощение понятий «культура поведения», «культура взаимоотношений;

  • воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине, формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин в основной школе.

В последние годы в среде практических работников появилось осознание важности изучения предмета «Окружающий мир» не только для дальнейшего успешного обучения, но и для интеллектуального и особенно для духовно-нравственного развития младших школьников. Эта позиция зафиксирована и в стандарте второго поколения, где цели изучения этого предмета определяют его вклад в процесс воспитания школьника. Особое значение изучения этой предметной области состоит в формировании целостного взгляда на окружа­ющую социальную и природную среду, место человека в ней, в познании учащимся самого себя, своего Я.

Таким образом, изучение предмета «Окружающий мир» позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения, т.е. реализовать социальные и образовательные цели естественнонаучного и обществоведческого образования младших школьников.

Личностные результаты представлены двумя группами. Первая относится к личности объекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как школьника:

  • Готовность и способность к саморазвитию и самообучению;

  • Высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;

  • Личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

Другая группа личностных результатов передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:

  • Формирование основ российской гражданской идентичности, понимание особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;

  • Воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям независимо от возраста, национальности, вероисповедания;

  • Понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

  • Формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.

Предметные результаты обучения нацелены на решение прежде всего образовательных задач:

  • Осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;

  • Обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;

  • Овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира ( наблюдение, опыт, эксперимент, измерение);

  • Использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;

  • Расширение кругозора и культурного опыта школьника. Формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественнонаучного образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяют рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечивать формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия»,содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают интеллектуальные, регулятивные и коммуникативные действия:

  • Под интеллектуальными действиями понимается способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательство и др.);

  • Под регулятивными действиями понимается владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;

  • Под коммуникативными действиями понимается способность в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием, повествованием.

Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.)

На основе установленных результатов изучения предмета «Окружающий мир» были определены его функции: образовательная, развивающая, воспитывающая. Образовательная функция заключается в создании условий для формирования у школьников понятий о природе, обществе, человеке, развитие способности ориентироваться в изменяющемся мире, освоения доступных для понимания младшим школьником терминов и понятий. Развивающая функция обеспечивает формирование научных взглядов школьника на окружающий мир, психическое и личностное развитие обучающегося, формирование его общей культуры и эрудиции. Воспитывающая функция предмета связана с решением задач социализации ребенка, принятием им гуманистических норм жизни в природной и социальной среде.

В основе построения курса лежат следующие принципы:

1. Принцип интеграции — соотношение между естествен­нонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных от­ношений. Реализация этого принципа особенно важна по двум причинам: во-первых, она дает возможность учесть одну из важнейших психологических особенностей младшего школьника — целостность, нерасчлененность восприятия окружающего мира, а во-вторых, обеспечивает познание от­дельных сторон действительности в их взаимосвязи, так как се отсутствие рождает «болезнь блуждания от одного предмета к другому и интеллектуальную бестолковость» (Г. Гегель). Интеграция затрагивает не только общий подход к отбору со­держания в системе «человек — природа — общество», но и более частные составляющие этой системы: «человек и предметный мир», «человек и другие люди», «человек и его самость», «человек и творческая деятельность» и др. Это обеспечивается представленностью знаний из различных предметных областей –природоведческих, географических, гигиенических, психологических, исторических и др.

2. Педоцентрический принцип определяет отбор наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты.

Актуализация знаний предполагает их отбор с учетом специфики социальных ролей данной возрастной категории, социально значимых качеств, обеспечивающих успешное взаимодействие с различными сторонами действитель­ности.

  1. Культурологический принцип понимается как обеспе­чение широкого эрудиционного фона обучения, что дает возможность развивать общую культуру школьника, его воз­растную эрудицию. Именно поэтому большое внимание в программе (и, соответственно, в учебниках) уделяется об­щекультурным сведениям -- о творческой деятельности лю­дей, научных открытиях, литературе, архитектуре, искусстве, великих ученых, деятелях искусства и т. п. В программе 3-4 классов для реализации этого принципа введен специаль­ный раздел «Расширение кругозора школьников».

  1. Необходимость принципа экологизации содержания по предмету «Окружающий мир» определяется социальной значимостью решения задачи эко­логического образования младшего школьника при ознаком­лении его с окружающим миром. Этот принцип реализуется двумя путями: расширением представлений школьников о взаимодействии человека с окружающим миром(рубрики «Человек и растение», «Человек и животное», «Человек и природа», а также раскрытием системы правил поведения в природе, подчиняющихся принципу « Не навреди». Действие принципа распространяется на отношение человека не только к природным объектам, но и к другим людям (Элементы социальной экологии).

  1. Принцип поступательности обеспечивает постепенно­сть, последовательность и перспективность обучения, возмо­жность успешного изучения соответствующих естественно­научных и гуманитарных предметов в основной школе.

  2. Краеведческий принцип обязывает учителя при изу­чении природы и общественных явлений широко использо­вать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исто­рический музеи и т. и. Все это обеспечивает накопление чув­ственного опыта и облегчает осознание учебного материала.


Система оценивания знаний

Объектом оценки предметных результатов служит способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего, так и в ходе промежуточного оценивания.

Оценка метапредметных результатов проводится в ходе итоговых проверочных работ и в ходе комплексной работы на межпредметной основе.

Виды работ, применяемых на уроке окружающего мира:

  • текущий опрос – проверка того, как идёт процесс формирования знаний, умений, связанных с изучением природы, общественных явлений (наблюдать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причину, определять свойства).

  • тематический контроль – способствует введению формирующегося оценивания освоения программы учеником. Предоставляется возможность тщательнее подготовившись, переделать, дополнить работу, исправить отметку и улучшить итоговую отметку в четверти.

  • итоговый контроль – проводится как оценка результатов обучения за достаточно большой промежуток времени – четверть, полугодие, год.

  • опрос – проводится в устной и письменной форме. Устный опрос – это диалог учителя с одним учеником (индивидуальный опрос) или со всем классом фронтальный опрос). Письменный опрос – это самостоятельные и контрольные работы. На проведение самостоятельной работы отводится 10-15 минут. Её цель – проверить, как идёт формирование знаний и умений по темам курса. Самостоятельные и контрольные работы могут быть представлены как в виде тестов, так и в графической форме, работой с картой и т.д.


Оценивание устного ответа проводится по следующей шкале:

«5» - ставится ученику если он осознанно, логично излагает учебный материал используя свои наблюдения, устанавливает связи между объектами и явлениями природы в пределах программы, правильно выполняет практические задания и даёт полные ответы на поставленные вопросы.

«4» ставится ученику если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для отметки «5», но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактического материала, в выполнении практической работы. Все эти недочёты ученик исправляет сам при указании на них учителя.

«3» ставится ученику если он усвоил основное содержание учебного материала, но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями природы, допускает серьёзные неточности при выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочёты при помощи учителя.

«2» ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части програмного материала, не справляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.


Оценка тестов проводится как по всему тесту, так и по отдельным его разделам. Выполненная работа оценивается отметками «зачёт» или «незачет». Считается, что ученик обнаружил базовую подготовку «зачет» если выполнил не менее 75%.



Планируемые результаты обучения по окружающему миру

К концу обучения в третьем классе учащиеся научатся:

характеризовать условия жизни на Земле;

устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха;

описывать свойства воды (воздуха);

различать растения разных видов, описывать их;

объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения;

объяснять отличия грибов от растений;

характеризовать животное как организм;

устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного;

— составлять описательный рассказ о животном;

приводить примеры (конструировать) цепи питания;

— характеризовать некоторые важнейшие события в истории российского государства (в пределах изученного);

— сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи и др. разны эпох;

называть даты образования Древней Руси, венчания на царства первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя;

— работать с географической и исторической картой, контурной картой.


К концу обучения в третьем классе учащиеся могут научиться:

ориентироваться в понятии «историческое время»; различать понятия «век», «столетие», «эпоха»;

анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту). Различать географическую и историческую карты. Анализировать масштаб, условные обозначения на карте;

приводить примеры опытов, подтверждающих различные их свойства;

проводить несложные опыты по размножению растений.

— проводить классификацию животных по классам; выделять признак классификации;

рассказывать об особенностях быта людей в разные исторические времена

ориентироваться в сущности и причинах отдельных событий в истории родной страны (крепостное право и его отмена; возникновение ремесел; научные открытия и др.);

высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.


СОДЕРЖАНИЕ


Раздел 1. Земля — наш общий дом (8 часов)

Где ты живешь. Когда ты живешь. Историческое время. Счет лет в истории.

Солнечная система. Солнце – звезда. Земля – планета Солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной системе.

Условия жизни на Земле. Солнце – источник тепла и света. Вода. Значение воды для жизни на Земле. Источники воды на Земле. Водоемы, их разнообразие. Растения и животные разных водоемов. Охрана воды от загрязнения. Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Воздух – смесь газов. Охрана воздуха.

Универсальные учебные действия:

Ориентироваться в понятии «историческое время».

Различать понятия «век», «столетие», «эпоха».

Характеризовать Солнечную систему: называть, кратко описывать планеты, входящие в нее;

Характеризовать условия жизни на Земле (вода, воздух, тепло, свет). Устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха. Описывать свойства воды (воздуха), приводить примеры опытов, подтверждающих различные свойства воды (воздуха). Называть источники воды, характеризовать различные водоемы. Моделировать несложные ситуации (опыты, эксперименты) в соответствии с поставленной учебной задачей.


Раздел 2. Человек изучает Землю (5 часа)

Человек познает мир. Наблюдения, опыты, эксперименты – методы познания человеком окружающего мира. Изображение Земли. Глобус – модель Земли. План. Карта(географическая, историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России. Знакомство с компасом.

Расширение кругозора школьников. Представления людей древних цивилизаций о происхождении Земли. История возникновения жизни на Земле. Как человек исследовал Землю. История возникновения карты.

Универсальные учебные действия:

Анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту). Различать географическую и историческую карты;

Анализировать масштаб, условные обозначения на карте: находить объекты в соответствии с учебной задачей.

Объяснять назначение масштаба и условных обозначений.

Определять направление расположения объекта по компасу, находить стороны горизонта.


Раздел 3. Царства природы (27 часов)

Бактерии, грибы. Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы.

Расширение кругозора школьников. Правила сбора грибов. Предупреждение отравлений грибами.

Животные – царство природы. Роль животных в природе. Животные и человек. Разнообразие животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные, позвоночные (на примере отдельных групп и представителей).

Животные – живые тела (организмы). Поведение животных. Приспособление к среде обитания. Охрана животных.

Расширение кругозора школьников

Животные родного края. Цепи питания. Как животные воспитывают своих детенышей.

Как человек одомашнил животных.

Растения – царство природы. Распространение растений на Земле, значение растений для жизни. Растения и человек. Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные (голосеменные), цветковые, их общая характеристика.

Растения — живые тела (организмы). Жизнь растений. Продолжительность жизни: однолетние, двулетние, многолетние. Питание растений. Роль корня и побега в питании. Размножение растений. Распространение плодов и семян.

Охрана растений.

Расширение кругозора школьников. Разнообразие растений родного края. Ядовитые растения. Предупреждение отравлений ими.

Универсальные учебные действия:

Объяснять отличия грибов от растений. Различать грибы съедобные и ядовитые.

Характеризовать роль животных в природе. Приводить примеры (классифицировать) одноклеточных и многоклеточных животных. Характеризовать животное как организм. Устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного. Приводить примеры (конструировать) цепи питания. Составлять описательный рассказ о животных разных классов.

Составлять рассказ-рассуждение на тему «Охрана животных в России»; перечислять причины исчезновения животных;

Ориентироваться в понятии «одомашнивание» животных: перечислять признаки, приводить примеры домашних животных.

Характеризовать значение растений для жизни;

Различать (классифицировать) растения разных видов, описывать их;

Объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения. Проводить несложные опыты по размножению растений.

Приводить примеры причин исчезновения растений (на краеведческом материале).


Раздел 4. Наша Родина: от Руси до России (12 часов)

Названия русского государства в разные исторические времена (эпохи): Древняя Русь, Древнерусское государство, Московская Русь, Российская империя, Советская Россия, СССР, Российская Федерация. Государственные деятели. Руководитель (глава) княжества, страны, государства.

Расширение кругозора школьников. Символы царской власти.

Универсальные учебные действия

Воспроизводить названия русского государства в разные исторические эпохи. Узнавать символы царской власти. Знать имя президента современной России. Называть даты образования Древней Руси; венчания на царство первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя. Называть имена отдельных руководителей государств, деятелей, просветителей Руси и России.


Раздел 5. Как люди жили в старину (11 часов)

Портрет славянина в Древней, Московской Руси, в России. Патриотизм, смелость, трудолюбие, добросердечность, гостеприимство — основные качества славянина.

Крестьянское жилище. Городской дом. Культура быта: интерьер дома, посуда, утварь в разные исторические времена. Одежда. Костюм богатых и бедных, горожан и крестьян, представителей разных сословий (князя, боярина, дворянина).

Во что верили славяне. Принятие христианства на Руси.

Расширение кругозора школьников. Происхождение имен и фамилий. Имена в далекой древности.

Универсальные учебные действия

Составлять словесный портрет славянина: отвечать на вопрос «Какими были наши предки?». Описывать особенности труда, быта, одежды, трапезы славян. Воспроизводить дату Крещения Руси, кратко рассказывать о значении этого события. Объединять (обобщать) события, относящиеся к одной исторической эпохе ( например, Древняя Русь, Московская Русь); рассказывать об основных исторических событиях, происходивших в это время.

Раздел 6. Как трудились в старину (7 часов)

Человек и растения. Культурные растения. Что такое земледелие. Хлеб — главное богатство России. Крепостные крестьяне и помещики. Отмена крепостного права.

Ремесла. Возникновение и развитие ремесел на Руси, в России (кузнечное, ювелирное, гончарное, оружейное и др.). Знаменитые мастера литейного дела. Андрей Чохов. Появление фабрик и заводов. Рабочие и капиталисты. Строительство. Первые славянские поселения, древние города (Великий Новгород, Москва, Владимир).

Торговля. Возникновение денег.

Развитие техники в России (на примере авиации, автостроения). Освоение космоса. Расширение кругозора школьников. Орудия труда в разные исторические эпохи. «Женский» и «мужской» труд. Особенности труда людей родного края. Как дом «вышел» из-под земли.

Уроки-обобщения. Московская Русь (основные исторические события, произошедшие до провозглашения первого русского царя); Россия (основные исторические события, произошедшие до 1917 года).

Экскурсии. В природные сообщества (с учетом местных условий), на водный объект с целью изучения использования воды человеком, ее охраны от загрязнения. В краеведческий (исторический), художественный музеи, на предприятие (сельскохозяйственное производство), в учреждение быта и культуры.

Опыты. Распространение тепла от его источника. Смена сезонов, дня и ночи. Роль света и воды в жизни растений. Состав почвы.

Практические работы. Работа с картой (в соответствии с заданиями в рабочей тетради). Работа с живыми растениями и гербарными экземплярами.

Универсальные учебные действия:

Ориентироваться в понятиях «земледелие», «культурные растения», «крестьяне», «помещики», «крепостное право», кратко характеризовать их;

Рассказывать о возникновении ремесел на Руси, различать характер ремесла по результату труда ремесленника.

Приводить примеры изобретений в прошлом и настоящем России;

Называть древние города, описывать их достопримечательности;

Ориентироваться в понятиях «рабочий», «капиталист».


































Календарно – тематическое планирование


п/п

урока

в теме

Раздел

Тема урока

Практические

Лабораторные

Экскурсии

Дата по плану

Дата по факту

Раздел 1. Земля — наш общий дом (8 часов)

1

1

Где и когда ты живешь.



06.09

06.09

2

2

Солнечная система.



08.09

08.09

3

3

Солнечная система.


Практическая работа № 1 « Смена дня и ночи».

13.09

13.09

4

4

Условия жизни на Земле.



15.09

15.09

5

5

Условия жизни на Земле.

Роль света и тепла в жизни растений.

Практическая работа № 2 «Распространение тепла от его источника».

20.09

20.09

6

6

Условия жизни на Земле.

Вода – условие жизни на Земле.


22.09

22.09

7

7

Условия жизни на Земле.

Воздух условие жизни на Земле.


Практическая работа № 3 «Свойства воздуха».

27.09

27.09

8

8

Контрольная работа №1

по теме: «Земля наш общий дом».


29.09

29.09

Раздел 2. Человек изучает Землю (5 часов)

9

1

Человек познает мир.


Экскурсия № 1

«Тела в природе»

04.10

04.10

10

2

Изображение Земли.



06.10

06.10

11

3

Географическая карта.

Практическая работа № 4 «Работа с картой»

11.10

11.10

12

4

План и карта.


13.10

13.10

13

5

Контрольная работа №2

по теме «Человек изучает Землю».


18.10

18.10

Раздел 3. Царства природы (27часов)

14

1

Бактерии.


20.10

20.10

15

2

Грибы.


25.10

25.10

16

3

Грибы. «Тихая охота».


27.10

27.10

17

4

Растения культурные и дикорастущие.


08.11

08.11

18

5

Если бы на Земле не было растений


10.11

10.11

19

6

Разнообразие растений на Земле.


Практическая работа № 5 «Работа с гербарием».

15.11

15.11

20

7

Разнообразие растений на Земле.


17.11

17.11

21

8

Растения прекрасные, но опасные.


22.11

22.11

22

9

Как живет растение.


24.11

24.11

23

10

Как живет растение.


29.11

29.11

24

11

Размножение растений.


01.12

01.12

25

12

Размножение растений.


Практическая работа № 6 «Размножение комнатных растений»

06.12

06.12

26

13

Размножение растений.


08.12

08.12

27

14

Культурные и дикорастущие растения.


13.12

13.12

28

15

Земледелие.


15.12

15.12

29

16

Красная книга России.


20.12

20.12

30

17

Красная книга России.


22.12

22.12

31

18

Разнообразие мира животных.


27.12

27.12

32

19

Разнообразие мира животных.


11.01

11.01

33

20

Животные – живые существа (организмы).


12.01

12.01

34

21

Животные – живые существа (организмы).


17.01

17.01

35

22

Беспозвоночные животные.


19.01

19.01

36

23

Беспозвоночные животные.


24.01

24.01

37

24

Позвоночные животные.


26.01

26.01

38

25

Позвоночные животные.


31.01

31.01

39

26

Природные сообщества.


02.02

02.02

40

27

Контрольная работа № 3

по теме «Царства природы».


07.02

07.02

Раздел 4. Наша Родина: от Руси до России (12 часов)

41

1

Как люди узнают о прошлом.


09.02

09.02

42

2

Восточнославянские племена.


14.02

14.02

43

3

Первые русские князья.


16.02

16.02

44

4

Первые русские князья.


21.02

21.02

45

5

Первые русские князья.


24.02

24.02

46

6

Как Москва стала столицей.


28.02

28.02

47

7

Иван IV Грозный – первый русский царь.


02.03

02.03

48

8

Петр I Великий.


07.03

07.03

49

9

Екатерина II Великая.


09.03

09.03

50

10

Последний российский император Николай II.


14.03

14.03

51

11

Советская Россия. СССР.


16.03

16.03

52

12

Контрольная работа № 4 по теме « От Руси до России».


21.03

21.03

Раздел 5. Как люди жили в старину (11часов)

53

1

Из истории племен.


03.04

03.04

54

2

Какими людьми были славяне.


04.04

04.04

55

3

Какими людьми были славяне.


06.04

06.04

56

4

Скажи, какой у тебя дом…


11.04

11.04

57

5

По одежке встречают.

Экскурсия в швейную мастерскую.


13.04

13.04

58

6

По одежке встречают.


18.04

18.04

59

7

По одежке встречают.


19.04

19.04

60

8

Русская трапеза.


20.04

20.04

61

9

Верования языческой Руси.


25.04

25.04

62

10

Принятие христианства на Руси.


27.04

27.04

63

11

Контрольная работа № 5 по теме «Как люди жили в старину»


04.05

04.05

Раздел 6. Как трудились в старину (7 часов)

64

1

Что создавалось трудом крестьянина?


08.05

08.05

65

2

Что создавалось трудом ремесленника?


11.05

11.05

66

3

Что создавалось трудом рабочего?


16.05

16.05

67

4

Открытия, которые совершил человек в XIX – XХвеках.


18.05

18.05

68

5

Повторение пройденного материала за курс 3 класса.


23.05

23.05

69

6

Комплексная контрольная работа


25.05

25.05

70

7

Обобщающий урок на тему «Россия – наш дом».


30.05

30.05


13



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!