ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа для 3 – б класса по окружающему миру составлена в соответствии
с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 13.07.2015г.);
с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в новой редакции от 18.05.2015г.);
с федеральным перечнем учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённым приказом № 253 от 31.03.2014г. (с изменениями на 26 января 2016г.Приказ Минобрнауки №576);
с Основной Образовательной Программой начального общего образования ФКОУ СОШ г.Чехов-2, утверждённой приказом № 95 от 01.09. 2016г.;
с учебным планом ФКОУ СОШ г. Чехов-2 МО на 2016 - 2017 учебный год, утверждённым приказом № 95 от 01.09.2016 г.;
на основе предметной программыА,А.Плешакова, М.Ю.Новицкой «Окружающий мир» 3 класс. УМК «Перспектива».
Программа учитывает возрастные и психологические особенности школьников, учитывает их интересы и потребности, обеспечивает развитие учебной деятельности обучающихся, реализует цели и задачи образовательной программы школы.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Окружающий мир». Учебник для образовательных учреждений с приложением на электронном носителе.3 класс. В 2 ч. А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая. – М.: Просвещение, 2013 г.
На изучение курса отводится 68 часов из расчета 2 часа в неделю.
Программа предусматривает различные формы и способы проверки и контроля знаний: тесты, проверочные работы.
Изучение предмета в 3 классе направлено на достижение следующих целей:
развитие восприятия как умения наблюдать, воображения как основы для решения творческих задач, мышлениякак умения анализировать, обобщать и др., речи как умения характеризовать объект окружающего мира, рассуждать, поддерживать учебный диалог;
освоение знаний об окружающем мире, единстве природного и социального, их многообразии, о человеке и его месте в природе и в обществе;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, чувства красоты природы, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в разнообразной поисковой, творческой созидательной деятельности в природе, социуме, сохранять и укреплять свое физическое и психическое здоровье, охранять природу.
За годы обучения в начальной школе у каждого ребёнка должны быть сформированы основные нравственные качества: отзывчивость, ответственность, доброта, готовность прийти на помощь. Основные задачи: сплочение коллектива класса как единой семьи, психолого - педагогическая работа с семьями учащихся.
Принципы обучения
принцип гуманистической направленности воспитания через реализацию личностно-
созидательного подхода, уважения уникальности и своеобразия каждого ребёнка;
принцип преемственности и межпоколенческих связей, сохранения и развития лучших
традиций духовно-нравственного воспитания, российского менталитета;
принцип признания права ребёнка на защиту от тех видов информации, которые
представляют опасность для физического, нравственного и духовного здоровья;
принцип открытости, обеспечивающий тесный контакт с семьёй, участие родителей
в процессе воспитания, доступность для родителей информации об эффективности процесса воспитания, его индивидуальных особенностях, духовно-нравственном становлении ребёнка, повышение психолого-педагогических знаний родителей, взаимодействие семьи и социума в целях продуктивного воспитания;
принцип системности в организации жизнедеятельности детей, обеспечивающий целостность
становления личности ребенка и комплексность воспитания;
принцип ценностного подхода.
Особенность данной программы состоит в том, что она создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые являются основой для построения содержания образовательного компонента (предмета) «Окружающий мир», гармонично соединяя естественно-научные сведения и опыт гуманитарных наук.
2.ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание и последовательность учебного материала в данной программе соответствует предметной программе. Изменение общего количества учебных часов с 68 до 65обусловлено учебным графиком школы на 2016 – 2017 учебный год.
№ п/п | Модуль (глава) | Количество часов по предметной программе | Количество часов по рабочей программе | Контроль знаний | Проекты | Экскурсии |
1 | Радость познания | 12 | 11 | 1 | 1 | 2 |
2 | Мир как дом | 20 | 20 | 1 | | |
3 | Дом как мир | 24 | 22 | 1 | 2 | |
4 | В поисках Всемирного наследия | 12 | 12 | 1 | 2 | |
| ИТОГО | 68 | 65 | 4 | 5 | 2 |
3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Обучающиеся к концу 3 класса должны знать:
что такое тела, вещества, частицы;
компоненты неживой природы: воздух, вода, полезные ископаемые, их основные свойства;
компоненты живой природы: человек, растения, животные, грибы, микроорганизмы;
группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые, некоторые их
отличительные признаки; органы растений; растениеводство как составная часть сельского
хозяйства;
группы животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери,
некоторые их отличительные признаки; животноводство как составная часть сельского хозяйства;
некоторые взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри неживой природы, внутри
живой природы (между растениями и животными, между различными животными);
взаимосвязи между природой и человеком: значение природы для человека, отрицательное
влияние людей на природу, охрана природы; правила поведения в природе;
строение тела человека, его важнейшие органы и их функции; основы личной гигиены.
Обучающиеся к концу 3 класса должны уметь:
различать наиболее распространённые в данной местности растения, животных;
устно описывать объекты природы;
объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и
человеком;
подготовить рассказ природоведческого содержания на основе материалов учебника, а также
отдельных дополнительных источников;
измерять температуру воздуха с помощью термометра;
проводить самостоятельные наблюдения в природе; выполнять простейшие опыты;
оперировать с моделями, указанными в программе;
изготавливать кормушки двух- трёх конструкций для птиц, развешивать кормушки,
подкармливать птиц; выполнять другую посильную работу по охране природы;
выполнять правила поведения в природе, обосновывать их необходимость;
в простейшей форме пропагандировать знания об охране природы;
выполнять правила личной гигиены; оказывать первую помощь при небольших повреждениях
кожи.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего её природу и культуру;
проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с историко-культурным наследием городов Золотого кольца России;
формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций на основе знакомства с историко-культурным наследием и современной жизнью разных стран, в том числе стран зарубежной Европы;
целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе, между природой и человеком, между разными странами и народами;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле, выявления общего и различного в политическом устройстве государств;
формирование начальных навыков адаптации в мире через освоение основ безопасной жизнедеятельности, правил поведения в природной и социальной среде;
внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца ответственного ученика;
мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные); осознание личностного смысла учения как условия успешного взаимодействия в природной среде и социуме;
осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, к объектам природы и культуры;
эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в ее многообразии, знакомство с архитектурными сооружениями, памятниками истории и культуры городов России и разных стан мира;
этические чувства и нормы на основе представлений о внутреннем мире человека, его душевных богатствах, а также через освоение норм экологической этики;
способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях (при ведении домашнего хозяйства, пользовании личными деньгами, соблюдении правил экологической безопасности в семье), доброжелательное отношение к окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению, в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности;
установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах органов человека, гигиене систем органов, правилах поведения в опасных ситуациях (в квартире, доме, на улице, в окружающей местности, в природе), правил экологической безопасности в повседневной жизни;
мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям в ходе освоения знаний из области экономики.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающийся научится:
понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;
сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);
выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);
планировать свои действия в течение урока;
фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;
соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;
контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил;в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Познавательные
Обучающийся научится:
понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике, рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;
выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);
использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;
понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;
анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с выделением отличительных признаков;
классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
сравнивать объекты по различным признакам;
осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, схемы круговорота воды в
природе, схемы круговорота веществ и пр.;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;
строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов и т. д.;
моделировать различные ситуации и явления природы (в том числе круговорот воды в природе, круговорот веществ).
Коммуникативные
Обучающийся научится:
включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;
формулировать ответы на вопросы;
слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;
проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнёра в общении;
признавать свои ошибки, озвучивать их;
употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;
составлять рассказ на заданную тему;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех его участников.
Предметныерезультаты
Обучающийся научится:
находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов;
осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры;
находить на карте страны — соседи России и их столицы;
определять и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;
осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе;
различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека;
различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;
проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование;
исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот
воды в природе;
классифицировать объекты живой природы, относя их к определённым царствам и другим
изученным группам;
пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов;
обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их с помощью схем, моделей и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
приводить примеры растений и животных из Красной книги России;
использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений о природе;
устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органов человека;
использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;
оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
вырабатывать правильную осанку;
выполнять правила рационального питания, закаливания, предупреждения болезней;
понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила;
правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечке газа;
соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах, различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям;
понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны, предвидеть скрытую опасность и избегать её;
соблюдать правила безопасного поведения в природе;
понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни;
раскрывать роль экономики в нашей жизни;
осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам;
различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними;
понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран;
объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны;
понимать, как ведётся хозяйство семьи;
обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы;
рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией из других источников (таблица, текст и иллюстрации учебника);
приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами;
использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе.
4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | № урока | Содержание и тип урока | Кол-во часов | Дата | Прим. |
по прогр. | факт. |
I триместр (21 ч) |
Радость познания (11 ч) |
| | Свет знания (урок открытия нового знания) | 1 | 05.09 | | |
| | Как изучают окружающий мир (урок – исследование) | 1 | 07.09 | | |
| | Экскурсия. Как изучают окружающий мир (урок открытия нового знания) | 1 | 12.09 | | |
| | Экскурсия. О чём расскажет план.(урок открытия нового знания) | 1 | 14.09 | | |
| | О чём расскажет план. Практическая работа «Туристические планы»(урок открытия нового знания) | 1 | 19.09 | | |
| | Входная контрольная работа. Тест по теме «Повторение изученного во 2 классе».Книга – источник знаний (урок открытия нового знания) | 1 | 21.09 | | |
| | Планета на листе бумаги.(урок открытия нового знания) | 1 | 26.09 | | |
| | Страны и народы на политической карте мира (урок открытия нового знания) | 1 | 28.09 | | |
| | Путешествуя, познаём мир (урок общеметодологической направленности) | 1 | 03.10 | | |
| | Транспорт. Проект «Любознательный пассажир»(урок общеметодологической направленности) | 1 | 05.10 | | |
| | Проверочная работа. Средства информации и связи (урок открытия нового знания) | 1 | 17.10 | | |
Мир природы в народном творчестве (20 ч) |
| | Мир природы в народном творчестве (урок общеметодологической направленности) | 1 | 19.10 | | |
| | Из чего состоит всё. Практическая работа «Вода – растворитель» (урок открытия нового знания) | 1 | 24.10 | | |
| | Мир небесных тел (урок открытия нового знания) | 1 | 26.10 | | |
| | Невидимое сокровище.(урок открытия нового знания) | 1 | 31.10 | | |
| | Самое главное вещество. Практическая работа «Исследование свойств воды» (урок общеметодологической направленности) | 1 | 02.11 | | |
| | Природные стихии в народном творчестве (урок общеметодологической направленности) | 1 | 07.11 | | |
| | Кладовые Земли. Практическая работа «Состав гранита» (урок открытия нового знания) | 1 | 09.11 | | |
| | Чудо под ногами. Практическая работа «Исследование состава почвы» (урок открытия нового знания) | 1 | 14.11 | | |
| | Мир растений.(урок общеметодолог. направленности) | 1 | 16.11 | | |
IIтриместр (22 ч) |
| | Плодородная земля и растения в народном творчестве (урок открытия нового знания) | 1 | 28.11 | | |
| | Мир животных.(урок открытия нового знания) | 1 | 30.11 | | |
| | Образы животных в народном творчестве (урок общеметодологической направленности) | 1 | 05.12 | | |
| | Невидимые нити в живой природе. Проверочная работа(урок открытия нового знания) | 1 | 07.12 | | |
| | Лес – волшебный дворец (урок открытия нового знания) | 1 | 12.12 | | |
| | Луг – царство цветов и насекомых (урок открытия нового знания) | 1 | 14.12 | | |
| | Водоём – дом из воды (урок открытия нового знания) | 1 | 19.12 | | |
| | Как сохранить богатства природы (урок открытия нового знания) | 1 | 21.12 | | |
| | Охрана природы в культуре народов Росси и мира (урок общеметодологической направленности) | 1 | 26.12 | | |
| | За страницами учебника. Изображение природы в картинах великих художников. Рисование пейзажа (урок общеметодологической направленности) | 1 | 28.12 | | |
| | Чудесное путешествие (урок отработки умен.и рефлекс.) | 1 | 09.01 | | |
Дом как мир (22 ч) |
| | Родной дом – уголок Отчизны (урок открытия нового знания) | 1 | 11.01 | | |
| | Свой дом – свой простор (урок открытия нового знания) | 1 | 16.01 | | |
| | В красном углу сесть – великая честь (урок отработки умений и рефлексии) | 1 | 18.01 | | |
| | Побываем в гостях (урок отработки умений и рефлексии) | 1 | 23.01 | | |
| | На свет появился – с людьми породнился (урок общеметодологической направленности) | 1 | 25.01 | | |
| | Родословное дерево. Проектная работа(урок – исследование) | 1 | 30.01 | | |
| | Муж и жена – одна душа (урок – исследование) | 1 | 01.02 | | |
| | Святость отцовства и материнства (урок открытия нового знания) | 1 | 06.02 | | |
| | Добрые дети – дому венец (урок отработки умений и рефлексии) | 1 | 08.02 | | |
| | Детские игры – школа здоровья (урок отработки умений и рефлексии) | 1 | 13.02 | | |
| 22 | За страницами учебника. В кругу семьи. Моя семья – моя гордость. Проектная работа(урок – исследование) | 1 | 15.02 | | |
III триместр (23 ч) |
| | Строение тела человека (урок открытия нового знания) | 1 | 27.02 | | |
| | Как работает наш организм.Практическая работа «Измерение пульса»(урок открытия нового знания) | 1 | 01.03 | | |
| | Что такое гигиена. Практическая работа «Уход за зубами»(урок общеметодологической направленности) | 1 | 06.03 | | |
| | За страницами учебника. Путешествие по городу Здоровейску(урок – исследование) | 1 | 13.03 | | |
| | Органы чувств (урок открытия нового знания) | 1 | 15.03 | | |
| | Школа первой помощи. Практическая работа «Измерение температуры тела»(урок открытия нового знания) | 1 | 20.03 | | |
| | Здоровью цены нет.Проверочная работа.(урок открытия нового знания) | 1 | 22.03 | | |
| | Дом не велик, а стоять не велит.(урок открытия нового знания) | 1 | 27.03 | | |
| | Семейный бюджет.(урок открытия нового знания) | | 29.03 | | |
| | Мудрость старости (урок открытия нового знания) | 1 | 03.04 | | |
| | Путешествие к А.С. Пушкину (урок открытия нового знания) | | 05.05 | | |
В поисках Всемирного наследия (12 ч) |
| | Всемирное наследие (урок открытия нового знания) | 1 | 17.04 | | |
| | Московский Кремль.Проект «Башни Кремля»(урок открытия нового знания) | 1 | 19.04 | | |
| | Озеро Байкал. Итоговая контрольная работа.(урок открытия нового знания) | 1 | 24.04 | | |
| | Путешествие в Египет (урок открытия нового знания) | 1 | 26.04 | | |
| | Путешествие в Грецию.(урок открытия нового знания) | 1 | 03.05 | | |
| | Путешествие в Иерусалим (урок открытия нового знания) | 1 | 10.05 | | |
| | Путешествие в Китай (урок открытия нового знания) | 1 | 15.05 | | |
| | Всемирные духовные сокровища (урок – исследование) | 1 | 17.05 | | |
| | Заочное путешествие к объектам Всемирного наследия. Проверочная работа(урок – исследование) | 1 | 22.05 | | |
| | Заочное путешествие к объектам Всемирного наследия. Проектная работа. Музей А. П. Чехов (урок – исследование) | 1 | 24.05 | | |
| | Что мы узнали. Чему научились (урок – развивающего контроля) | 1 | 29.05 | | |
| | КВН «В поисках Всемирного наследия» | 1 | 31.05 | | |
ГРАФИК ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
№ п/п | Тема | Дата |
1 | Практическая работа «Туристические планы» | 19.09 |
2 | Практическая работа «Вода – растворитель» | 24.10 |
3 | Практическая работа «Исследование свойств воды» | 02.11 |
4 | Практическая работа «Состав гранита» | 09.11 |
5 | Практическая работа «Исследование состава почвы» | 14.11 |
6 | Практическая работа «Измерение пульса» | 01.03 |
7 | Практическая работа «Уход за зубами» | 06.03 |
8 | Практическая работа «Измерение температуры тела» | 20.03 |
ГРАФИК ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОЧНЫХ РАБОТ
№ п/п | Тема | Дата |
1 | Входная контрольная работа. ВШК | 21.09 |
2 | Радость познания | 17.10 |
3 | Мир растений и животных | 07.12 |
4 | Дом как мир | 22.03 |
5 | Итоговая контрольная работа. ВШК | 24.04 |
6 | Всемирное наследие | 22.05 |
ГРАФИК ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТНЫХ РАБОТ
№ п/п | Тема | Дата |
1 | Проект «Любознательный пассажир» | 05.10 |
2 | Родословное дерево. Проектная работа | 30.01 |
3 | В кругу семьи. Моя семья – моя гордость. Проектная работа | 15.02 |
4 | Проект «Башни Кремля» | 19.04 |
5 | Всемирного наследия. Проектная работа. Музей А. П. Чехова | 24.05 |
5. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Основная литература
1. Сборник рабочих программ. Система учебников «Перспектива». 1 – 4 классы. – М.: Просвещение, 2011 г.
2. Окружающий мир. Учебник. 3 класс. В 2 ч. А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая. – М.: Просвещение, 2013 г.
Дополнительная литература
1.Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч. А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая. – М.: Просвещение, 2014 г.
2. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» к УМК «Перспектива». 3 класс. Т.Н.Ситникова – М.: ВАКО, 2014 г.
3.Окружающий мир. ОБЖ. Рабочая тетрадь. Л.П. Анастасова и др. – М: Просвещение, 2013г.
Интернет-ресурсы
1. Коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа : school-collection.edu.ru
2. «Открытый класс» – образовательные сообщества. – Режим доступа : www.openclass.ru
3. Сеть творческих учителей. – Режим доступа :www.it-n.ru
4. Архив учебных программ и презентаций. – Режим доступа : www.rusedu.ru
5. Завуч.инфо. – Режим доступа : www.zavuch.info
6. Сообщество взаимопомощи учителей. – Режим доступа :www.pedsovet.su
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания ШМО учителей начальных классов
№_____ от «______»_______________2016 г.
Председатель ШМО _______________В.Е. Агаркова
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР _______________С.Ю. Совина
«________»________________2016 г.