СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру.»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Плодовская СОШ»

Бахчисарайского района Республики Крым

 

 

РАССМОТРЕНО

на заседании

ШМО

Руководитель ШМО

Подпись_______А.Ф. Мустафаева

Протокол №____________

от «____»_________2016 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

Подпись___________Л.П.Орлова



«_____»___________2016 г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор

Подпись ______Л.Ф.Радченко



Приказ №_____

от «_____»________2016 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

3 – А КЛАСС

НА 2016/ 2017 УЧЕБНЫЙ ГОД


БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ

УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ Окружающий мир

КЛАСС 3-А

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: в неделю 2; всего за год 68

УЧИТЕЛЬ (ФИО) Эмирсалиева Эльмаз Нуриевна

КАТЕГОРИЯ ___________________________

СОСТАВЛЕНО НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ (название, авторы)


ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ УЧЕБНИК

Окружающий мир: учеб. Для 3кл. нач. шк./ А.А.Плешаков. – 11 изд. - М.: Просвещение, 2014г



с. Плодовое, 2016



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОНКРЕТНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

У обучающегося будут сформированы:

• овладение основами гражданской идентичности личностив форме осознания «Я» как гражданина России, знающегои любящего её природу и культуру;

• проявление чувства гордости за свою Родину, в том числечерез знакомство с историко-культурным наследием городов Золотого кольца России;

• формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций на основе знакомства с историко-культурным наследием и современной жизнью разных стран,в том числе стран зарубежной Европы;

• целостный взгляд на мир в единстве природы, народов икультур через последовательное рассмотрение взаимосвязейв окружающем мире, в том числе в природе, между природой и человеком, между разными странами и народами;

• уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле, выявления общего и различного в политическом устройстве государств;

• формирование начальных навыков адаптации в мире черезосвоение основ безопасной жизнедеятельности, правил поведения в природной и социальной среде;

• внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца ответственного ученика; мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные); осознаниеличностного смысла учения как условия успешного взаимодействия в природной среде и социуме;

• осознание личностной ответственности за свои поступки,в том числе по отношению к своему здоровью и здоровьюокружающих, к объектам природы и культуры;

• эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в ее многообразии, знакомство с архитектурными сооружениями, памятниками истории и культуры городов России и разных стан мира;этические чувства и нормы на основе представлений о внутреннем мире человека, его душевных богатствах, а такжечерез освоение норм экологической этики;

• способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях (при ведении домашнего хозяйства, пользовании личными деньгами, соблюдении правил экологической безопасности в семье), доброжелательное отношение к окружающим, бесконфликтноеповедение, стремление прислушиваться к чужому мнению, в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности;

• установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах органов человека, гигиене систем органов, правилах поведения в опасных ситуациях (в квартире, доме, на улице, в окружающей местности, в природе)правил экологической безопасности в повседневной жизни;

• мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностямв ходе освоения знаний из области экономики.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Регулятивные

Обучающийся научится:

• понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;

• сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапахурока);

• выделять из темы урока известные и неизвестные знанияи умения;

• планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводитьпримеры);

• планировать свои действия в течение урока;

• фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств,разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;

• оценивать правильность выполнения заданий, используя«Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;

• соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;

• контролировать и корректировать своё поведение с учётомустановленных правил;

• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Познавательные

Обучающийся научится:

• понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике, рабочих тетрадях и других компонентах УМКдля передачи информации;

• выделять существенную информацию из литературы разныхтипов (справочной и научно-познавательной);

• использовать знаково-символические средства, в том числеэлементарные модели и схемы для решения учебных задач;

• понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков,фотографий, таблиц;

• анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с выделением отличительных признаков;

• классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;

• сравнивать объекты по различным признакам;

• осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, схемы круговорота воды в природе, схемы круговорота веществ и пр.;

• устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;

• строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

• проявлять индивидуальные творческие способности привыполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов и т. д.;

• моделировать различные ситуации и явления природы(в том числе круговорот воды в природе, круговорот веществ).

Коммуникативные

Обучающийся научится:

• включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;

• формулировать ответы на вопросы;

• слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того,о чём говорит собеседник;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

• высказывать мотивированное, аргументированное суждение

по теме урока;

• проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнёра в общении;

• признавать свои ошибки, озвучивать их;

• употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини,пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибоза замечание, я его обязательно учту» и др.;

• понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;

• строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей,норм);

• готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощьювзрослых;

• составлять рассказ на заданную тему;

• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

• продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех его участников.


ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Обучающийся научится:

• находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов;

• осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры;

• находить на карте страны — соседи России и их столицы;

• определять и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;

• осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе;

• различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека;

• различать тела, вещества, частицы, описывать изученныевещества;

• проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование;

• исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в природе;

• классифицировать объекты живой природы, относя ихк определённым царствам и другим изученным группам;

• пользоваться атласом-определителем для распознаванияприродных объектов;

• обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их с помощью схем, моделей и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

• приводить примеры растений и животных из Красной книги России;

• использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений о природе;

• устанавливать связь между строением и работой различныхорганов и систем органов человека;

• использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;

• оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;

• вырабатывать правильную осанку;

• выполнять правила рационального питания, закаливания,предупреждения болезней;

• понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила;

• правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода,утечке газа;

• соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах, различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям;

• понимать, какие места вокруг нас могут быть особенноопасны, предвидеть скрытую опасность и избегать её;

• соблюдать правила безопасного поведения в природе;

• понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической безопасности в повседневнойжизни;

• раскрывать роль экономики в нашей жизни;

• осознавать значение природных богатств в хозяйственнойдеятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам;

• различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязимежду ними;

• понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран;

• объяснять, что такое государственный бюджет, осознаватьнеобходимость уплаты налогов гражданами страны;

• понимать, как ведётся хозяйство семьи;

• обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы;

• рассказывать по карте о различных странах, дополнять этисведения информацией из других источников (таблица,текст и иллюстрации учебника);

• приводить примеры достопримечательностей разных стран,ценить уважительные, добрососедские отношения междустранами и народами;

• использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

Как устроен мир (6ч.)

Природа и её разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе. Роль природы в жизни людей.

Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.

Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.

Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу. Меры по охране природы.

Эта удивительная природа (18ч.)

Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твёрдые вещества, жидкости и газы.

Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.

Вода, её свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.

Разрушение твёрдых пород в природе. Почва, её состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.

Растения, их разнообразие. Группы растений, виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.

Животные, их разнообразие, группы животных.

Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.

Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.

Представление о круговороте жизни и его звеньях. Роль почвы в круговороте жизни.

Практические работы: Тела, вещества, частицы. Обнаружение крахмала в продуктах питания. Свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды в природе. Состав почвы. Размножение и развитие растений.

Мы и наше здоровье (10ч.)

Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система и её роль в организме человека. Органы чувств, их значение и гигиена.

Кожа, её значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.

Опорно-двигательная система, её роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.

Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, её роль в организме. Гигиена питания.

Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.

Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Аллергия. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики – враги здоровья.

Практические работы: Знакомство с внешним строением кожи. Подсчёт ударов пульса.

Наша безопасность (7ч.)

Как действовать при возникновении пожара в квартире, при аварии водопровода, утечке газа.

Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков.

Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь и др. лед на улице, водоёме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.

Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные. Правила безопасного обращения с кошкой и собакой.

Экологическая безопасность. Как защититься от загрязнённого воздуха и от загрязнённой воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.

Практическая работа: Устройство и работа бытового фильтра для очистки воды.

Чему учит экономика (12ч.)

Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.

Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.

Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.

Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и её основные отрасли.

Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран. Заработная плата.

Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.

Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXI веке.

Практические работы: Полезные ископаемые. Знакомство с культурными растениями. Знакомство с различными монетами.

Путешествие по городам и странам (15ч.)

Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.

Страны, граничащие с Россией – наши ближайшие соседи.

Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.

Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран.

Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека.











ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



п.п.

Наименование раздела

Учебные

часы

Проверочные работы (тесты)

Практические работы

Проекты

1.

Как устроен мир



6

1

-

Проект «Богатства, отданные людям»

2.

Эта удивительная природа

18

1

8

Проект «Разнообразие природы родного края»

3.

Мы и наше здоровье

10

1

2

Проект «Школа кулинаров»


4.

Наша безопасность

7

1

1

Проект «Кто нас защищает»

5.

Чему учит экономика

12

2

3

Проект «Экономика родного края»

6.

Путешествие по городам и странам

15

2


Проект «Музей путешествий»


Итого

68

8

14

6















































7. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п.п.

Сроки

выполне-

ния

Название раздела,

темы, количество часов

Формы и темы контроля

Примечания

план

факт

план

Факт

Как устроен мир (6 ч)

1.







Разнообразие природы. Значение природы для людей.


Знакомство с учебником и учебными пособиями, с целями и задачами раздела. Наблюдение за предметами живой и неживой природы. Наблюдение изменений в природе, происходящих под влиянием человека.

Урок введения в новую тему.


2.




Человек. Ступеньки познания.


Наблюдение над процессами памяти, проявлениями внутреннего мира человека.

Стартовая диагностика.

Урок-игра


3.




Проект «Богатства, отданные людям»


Уметь собирать иллюстративный материал, оформлять стенд

Урок-проект


4.




Общество

Пронаблюдать своё генеалогическое дерево. Анализ таблицы с целью необходимой информации.

Изучение нового материала


5.




Мир глазами эколога.


Наблюдение над связями каждой группы в природе.

Комбинированный


6.




Природа в опасности. Охрана природы. Обобщение знаний по теме «Как устроен мир»

Моделиро­вание влияния чело­века на природу, связей организмов с окружающей средой.

Урок-исследование.

Проверочная работа№1


Эта удивительная природа (18 ч)

7.







Тела, вещества, частицы.

Практическая рабо­та № 1 «Моделиро­вание расположения частиц в твердом, жидком и газообраз­ном веществе»

Урок-исследование


8.




Разнообразие веществ.

Наблюдать и характеризовать свойства соли, сахара, крахмала, кислоты.

Практическая работа № 2:«Умение определять наличие крахмала в продуктах».

Урок-исследование


9.




Воздух и его охрана

Практическая работа № 3

«Свойства воздуха»

Опыт «Расширение воздуха»

Урок-практика


10.




Вода и жизнь. Свойства воды.

Практическая рабо­та № 4 «Свойства воды. Очистка загряз­ненной воды с помо­щью фильтра».

Анализ схемы (диаграммы)

Урок-практика


11.




Превращения и круговорот воды в природе

Практическая рабо­та № 5

«Круговорот воды в природе»

Опыт: спиртовка, стакан с водой, треножник с сеткой, блюдце со льдом. Наблюдение за круговоротом воды.

Урок-практика


12.




Использование воды человеком. Берегите воду!


Моделирование в виде схемы источников загрязнения воды.

Урок-исследование


13.




Разрушение твердых тел.

Почва


Практическая рабо­та № 6

«Свойства почвы»

Опыт: Наблюдение за свойствами твёрдых тел.

Урок-исследование


14.




Разнообразие растений.

Практическая рабо­та № 7 «Рассматри­вание живых и гербарных растений»

Подготовка сообщений об одном из видов растений любой группы.

Урок развития умений и навыков


15.




Дыхание и питание растений.


Опыт«Испарение воды листьями». Определение органов растений, сравнение органов различных растений»

Моделирование процесса питания и дыхания растений, придумать схему.

Урок изучения нового материала.


16.




Размножение и развитие растений

Рассматри­вание плодов и семян растений. Опреде­ление признаков их приспособленно­сти к распростране­нию ветром животными. Изучение нового материала.



17.




Охрана растений.


Практическая рабо­та №8

«Размножение и развитие растений»

Пронаблюдать, какая деятельность человека приводит к исчезновению растений. Оформить памятку «Берегите растения»

Изучение нового материала


18.




Разнообразие животных.



Качество усвоения программного материала.

Моделирование

Урок формирования умений и навыков.


19.




Цепи питания.

Проект «Разнообразие природы родного края»

Моделиро­вание цепей питания.

Составить и презентовать «Книгу природы родного края»

Урок-проект


20.




Невидимая сеть и невидимая пирамида.


Наблюдение цепей питания в природе.

Изучение нового материала


21.




Размножение и развитие животных.

Моделирование этапов развития бабоч­ки и (или) лягушки.

Урок развития умений и навыков.


22.




Охрана животных.


Наблюдение в природе причин исчезновения животных.

Создать книжку-малышку «Береги животных»

Урок-конференция


23.




В царстве грибов

Наблюдение различий в строении и окраске съедобных и несъедобных грибов.

Моделировать различие грибов-двойников.

Урок развития умений и навыков.


24.




Великий круговорот жизни.


Тест№1 «Эта удивительная природа!»

Моделирование « Круговорот веществ в природе»

Изучение нового материала


Мы и наше здоровье (10 ч)

25.








Организм человека

Практическая работа в паре: измерение роста и массы человека. Анализ схемы расположения органов человека.

Урок введения в новую тему.


26.




Органы чувств

Наблюдение за работой органов чувств.

Урок-исследование


27.




Надёжная защита организма

Практическая рабо­та № 9

«Знакомство с внешним строением кожи».

Первая по­мощь при небольших повреждениях кожи.

Комбинированный



28.




Опора тела и движение

Наблюдение за работой различных групп мышц. Подбор упражнений по сохранению осанки.

Урок развития умений и навыков


29.




Наше питание. Ор­ганы пищеварения

Проект «Школа кулинаров»

Подбор материала для проекта.

Поиск материала по дополнительным вопросам.

Урок-проект


30.




Дыхательная и кровеносные системы, их строение и работа.

Практическая рабо­та №10

«Подсчет ударов пульса»

Урок-практика


31.




Закаливание организма

Промежуточная диагностическая работа.

Составить инструкцию по предупреждению инфекционных заболеваний.

Урок обобщения и систематизации знаний.


32.




Проверим себя и оценим свои результаты за Iполугодие

Тест.№2

Контрольно-обобщающий урок Наблюдение отличий между людьми, ведущими здоровый образ жизни и курящими людьми.

Урок обобщения и систематизации знаний


33.




Здоровый образ жизни

Наблюдение отличий между людьми, ведущими здоровый образ жизни и курящими людьми.

Урок обобщения и систематизации знаний


34.




Презентация проектов

« Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров»

Урок-конференция.


Наша безопасность (7 ч)

35.







Огонь, вода и газ.

Составление памятки по ОБЖ.

Анализ схемы эвакуации из школы и смоделировать эвакуацию в ходе учебной тревоги.

Урок введения в новую тему.


36.




Чтобы путь был счастливым. Правила поведения на дороге и дома.


Тест «Поведение на улице и в транспорте»

Создание модели светофора

Комбинированный


37.




Дорожные знаки

Тест «Дорожные знаки».

Создание моделей дорожных знаков

Контрольно-обобщающий урок


38.




Проект «Кто нас защищает»

Сбор и обработка материала для проекта.

Урок-проект


39.




Опасные места

Составление схемы своего двора и окрестностей с указанием опасных мест; составление памятки правил поведения в экстренных ситуациях

Урок систематизации знаний.


40.




Природа и наша безопасность

Проверочная работа №2 по теме «Наша безопасность»

Создание памятки «Как сберечь природу»

Контрольно- обобщающий урок.


41.




Экологическая безопасность.

Практическая рабо­та № 11

«Устройство и работа бытового фильтра для очистки воды»

Составление цепей питания.

Урок-практика.


Чему учит экономика (12 ч)

42.




Экономика. Для чего нужна экономика?

Урок введения в новую тему.


43.




Природные богатства и труд людей – основа экономики.


Урок введения в новую тему.


44.








Полезные ископаемые

Практическая рабо­та№ 12

«Полезные ископаемые»

Комбинированный урок.


45.




Растениеводство

Практическая рабо­та№ 13

«Знакомство с культурными растениями». Исследовать сельскохозяйственное растение и описывать его по плану.

Урок-практика


46.




Животноводство

Исследование: какие продукты животноводства использует семья в течение дня.

Урок-исследование.


47.




Какая бывает промышленность?

Выявление отраслей промышленности, крупных предприятий Перми, их продукции.

Урок-исследование.


48.




Проект «Экономика родного края»

Составление книги-справочника «Экономика родного края»

Урок-проект


49.




Что такое деньги?

Практическая рабо­та №14

«Знакомство с различными монетами»

Планирование семейного бюджета

Урок-практика


50.




Государственный бюджет

Моделировать доходы и расходы государства в виде математических задач.

Урок изучения нового материала.


51.




Семейный бюджет

Моделирование семейного бюджета.

Урок изучения нового материала


52.




Экономика и экология. Обобщение знаний по разделу «Чему учит экономика»

Тест№3 «Чему учит экономика»

Контрольно-обобщающий урок.


53.




Экономика и экология

Проверочная работа№3 за 3 четверть


Путешествие по городам и странам (15 ч)

54.




Золотое кольцо России

Работа с картой.

Урок-путешествие.


55.




Золотое кольцо России

Работа с картой. Моделирование маршрута.

Урок-путешествие.


56.







Золотое кольцо России

Составление вопросов к викторине по Золотому кольцу.

Урок-викторина


57.




Проект «Музей путешествий»

Сбор экспонатов для музея, оформлять экспозицию музея

Урок-проект.


58.




Наши ближайшие соседи.


Работа с картой ( государства, граничащие с Россией, их столицы)

Урок-путешествие


59.




Страны севера Европы

Работать с картой.

Урок-путешествие.


60.




Страны Бенилюкса

Работать с картой. Составлять вопросы к викторине по странам Бенилюкса.

Урок-путешествие.


61.




Страны центра Европы

Работа с картой. Моделировать достопримечательности из пластилина.

Урок-путешествие.


62.




Франция и Великобритания

Работа с картой. Составлять вопросы для викторины о Франции.

Урок-путешествие.


63.




Франция и Великобритания

Работа с картой. Составлять вопросы для викторины об Англии.

Урок-путешествие.


64.




Страны юга Европы

Работа с картой. Составлять вопросы для викторины о Греции и Италии.

Урок-путешествие.


65.




Знаменитые места мира

Находить в дополнительной литературе и в Интернете материал о достопримечательностях разных стран, готовить сообщение.

Комбинированный.


66.




Обобщение знаний по разделу «Путешествие по городам и странам». Сообщение «Седьмое чудо света»

Тест №4 «Путешествия по городам и странам».



67.




Итоговая диагностическая работа за учебный год

Проверочная работа №4 «Качество усвоения программного материала за учебный год». Выполнять задания, проверять свои знания.

Контрольно- обобщающий урок.


68.




Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий»

Выступать с подготовленными сообщениями, обсуждать выступления учащихся.

Урок-конференция.