Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Плодовская СОШ»
Бахчисарайского района Республики Крым
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО Руководитель ШМО Подпись_______А.Ф. Мустафаева Протокол №____________ от «____»_________2016 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР Подпись___________Л.П.Орлова «_____»___________2016 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор Подпись ______Л.Ф.Радченко Приказ №_____ от «_____»________2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
3 – А КЛАСС
НА 2016/ 2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ Окружающий мир
КЛАСС 3-А
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: в неделю 2; всего за год 68
УЧИТЕЛЬ (ФИО) Эмирсалиева Эльмаз Нуриевна
КАТЕГОРИЯ ___________________________
СОСТАВЛЕНО НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ (название, авторы)
ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ УЧЕБНИК
Окружающий мир: учеб. Для 3кл. нач. шк./ А.А.Плешаков. – 11 изд. - М.: Просвещение, 2014г
с. Плодовое, 2016
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОНКРЕТНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У обучающегося будут сформированы:
• овладение основами гражданской идентичности личностив форме осознания «Я» как гражданина России, знающегои любящего её природу и культуру;
• проявление чувства гордости за свою Родину, в том числечерез знакомство с историко-культурным наследием городов Золотого кольца России;
• формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций на основе знакомства с историко-культурным наследием и современной жизнью разных стран,в том числе стран зарубежной Европы;
• целостный взгляд на мир в единстве природы, народов икультур через последовательное рассмотрение взаимосвязейв окружающем мире, в том числе в природе, между природой и человеком, между разными странами и народами;
• уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле, выявления общего и различного в политическом устройстве государств;
• формирование начальных навыков адаптации в мире черезосвоение основ безопасной жизнедеятельности, правил поведения в природной и социальной среде;
• внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца ответственного ученика; мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные); осознаниеличностного смысла учения как условия успешного взаимодействия в природной среде и социуме;
• осознание личностной ответственности за свои поступки,в том числе по отношению к своему здоровью и здоровьюокружающих, к объектам природы и культуры;
• эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в ее многообразии, знакомство с архитектурными сооружениями, памятниками истории и культуры городов России и разных стан мира;этические чувства и нормы на основе представлений о внутреннем мире человека, его душевных богатствах, а такжечерез освоение норм экологической этики;
• способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях (при ведении домашнего хозяйства, пользовании личными деньгами, соблюдении правил экологической безопасности в семье), доброжелательное отношение к окружающим, бесконфликтноеповедение, стремление прислушиваться к чужому мнению, в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности;
• установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах органов человека, гигиене систем органов, правилах поведения в опасных ситуациях (в квартире, доме, на улице, в окружающей местности, в природе)правил экологической безопасности в повседневной жизни;
• мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностямв ходе освоения знаний из области экономики.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные
Обучающийся научится:
• понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;
• сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапахурока);
• выделять из темы урока известные и неизвестные знанияи умения;
• планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводитьпримеры);
• планировать свои действия в течение урока;
• фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств,разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
• оценивать правильность выполнения заданий, используя«Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;
• соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;
• контролировать и корректировать своё поведение с учётомустановленных правил;
• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Познавательные
Обучающийся научится:
• понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике, рабочих тетрадях и других компонентах УМКдля передачи информации;
• выделять существенную информацию из литературы разныхтипов (справочной и научно-познавательной);
• использовать знаково-символические средства, в том числеэлементарные модели и схемы для решения учебных задач;
• понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков,фотографий, таблиц;
• анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с выделением отличительных признаков;
• классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
• сравнивать объекты по различным признакам;
• осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, схемы круговорота воды в природе, схемы круговорота веществ и пр.;
• устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;
• строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
• проявлять индивидуальные творческие способности привыполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов и т. д.;
• моделировать различные ситуации и явления природы(в том числе круговорот воды в природе, круговорот веществ).
Коммуникативные
Обучающийся научится:
• включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;
• формулировать ответы на вопросы;
• слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того,о чём говорит собеседник;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
• высказывать мотивированное, аргументированное суждение
по теме урока;
• проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнёра в общении;
• признавать свои ошибки, озвучивать их;
• употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини,пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибоза замечание, я его обязательно учту» и др.;
• понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
• строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей,норм);
• готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощьювзрослых;
• составлять рассказ на заданную тему;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех его участников.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающийся научится:
• находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов;
• осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры;
• находить на карте страны — соседи России и их столицы;
• определять и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;
• осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе;
• различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека;
• различать тела, вещества, частицы, описывать изученныевещества;
• проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование;
• исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в природе;
• классифицировать объекты живой природы, относя ихк определённым царствам и другим изученным группам;
• пользоваться атласом-определителем для распознаванияприродных объектов;
• обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их с помощью схем, моделей и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
• приводить примеры растений и животных из Красной книги России;
• использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений о природе;
• устанавливать связь между строением и работой различныхорганов и систем органов человека;
• использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;
• оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
• вырабатывать правильную осанку;
• выполнять правила рационального питания, закаливания,предупреждения болезней;
• понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила;
• правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода,утечке газа;
• соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах, различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям;
• понимать, какие места вокруг нас могут быть особенноопасны, предвидеть скрытую опасность и избегать её;
• соблюдать правила безопасного поведения в природе;
• понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической безопасности в повседневнойжизни;
• раскрывать роль экономики в нашей жизни;
• осознавать значение природных богатств в хозяйственнойдеятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам;
• различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязимежду ними;
• понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран;
• объяснять, что такое государственный бюджет, осознаватьнеобходимость уплаты налогов гражданами страны;
• понимать, как ведётся хозяйство семьи;
• обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы;
• рассказывать по карте о различных странах, дополнять этисведения информацией из других источников (таблица,текст и иллюстрации учебника);
• приводить примеры достопримечательностей разных стран,ценить уважительные, добрососедские отношения междустранами и народами;
• использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Как устроен мир (6ч.)
Природа и её разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе. Роль природы в жизни людей.
Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу. Меры по охране природы.
Эта удивительная природа (18ч.)
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твёрдые вещества, жидкости и газы.
Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода, её свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.
Разрушение твёрдых пород в природе. Почва, её состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
Растения, их разнообразие. Группы растений, виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Животные, их разнообразие, группы животных.
Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
Представление о круговороте жизни и его звеньях. Роль почвы в круговороте жизни.
Практические работы: Тела, вещества, частицы. Обнаружение крахмала в продуктах питания. Свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды в природе. Состав почвы. Размножение и развитие растений.
Мы и наше здоровье (10ч.)
Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система и её роль в организме человека. Органы чувств, их значение и гигиена.
Кожа, её значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.
Опорно-двигательная система, её роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, её роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Аллергия. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики – враги здоровья.
Практические работы: Знакомство с внешним строением кожи. Подсчёт ударов пульса.
Наша безопасность (7ч.)
Как действовать при возникновении пожара в квартире, при аварии водопровода, утечке газа.
Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков.
Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь и др. лед на улице, водоёме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.
Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные. Правила безопасного обращения с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязнённого воздуха и от загрязнённой воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
Практическая работа: Устройство и работа бытового фильтра для очистки воды.
Чему учит экономика (12ч.)
Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.
Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и её основные отрасли.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран. Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXI веке.
Практические работы: Полезные ископаемые. Знакомство с культурными растениями. Знакомство с различными монетами.
Путешествие по городам и странам (15ч.)
Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией – наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.
Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран.
Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п.п. | Наименование раздела | Учебные часы | Проверочные работы (тесты) | Практические работы | Проекты |
1. | Как устроен мир | 6 | 1 | - | Проект «Богатства, отданные людям» |
2. | Эта удивительная природа | 18 | 1 | 8 | Проект «Разнообразие природы родного края» |
3. | Мы и наше здоровье | 10 | 1 | 2 | Проект «Школа кулинаров» |
4. | Наша безопасность | 7 | 1 | 1 | Проект «Кто нас защищает» |
5. | Чему учит экономика | 12 | 2 | 3 | Проект «Экономика родного края» |
6. | Путешествие по городам и странам | 15 | 2 | | Проект «Музей путешествий» |
| Итого | 68 | 8 | 14 | 6 |
7. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п.п. | Сроки выполне- ния | Название раздела, темы, количество часов | Формы и темы контроля | Примечания |
план | факт | план | Факт |
Как устроен мир (6 ч) |
1. | | | | Разнообразие природы. Значение природы для людей. | Знакомство с учебником и учебными пособиями, с целями и задачами раздела. Наблюдение за предметами живой и неживой природы. Наблюдение изменений в природе, происходящих под влиянием человека. Урок введения в новую тему. | |
2. | | | | Человек. Ступеньки познания. | Наблюдение над процессами памяти, проявлениями внутреннего мира человека. Стартовая диагностика. Урок-игра | |
3. | | | | Проект «Богатства, отданные людям» | Уметь собирать иллюстративный материал, оформлять стенд Урок-проект | |
4. | | | | Общество | Пронаблюдать своё генеалогическое дерево. Анализ таблицы с целью необходимой информации. Изучение нового материала | |
5. | | | | Мир глазами эколога. | Наблюдение над связями каждой группы в природе. Комбинированный | |
6. | | | | Природа в опасности. Охрана природы. Обобщение знаний по теме «Как устроен мир» | Моделирование влияния человека на природу, связей организмов с окружающей средой. Урок-исследование. Проверочная работа№1 | |
Эта удивительная природа (18 ч) |
7. | | | | Тела, вещества, частицы. | Практическая работа № 1 «Моделирование расположения частиц в твердом, жидком и газообразном веществе» Урок-исследование | |
8. | | | | Разнообразие веществ. | Наблюдать и характеризовать свойства соли, сахара, крахмала, кислоты. Практическая работа № 2:«Умение определять наличие крахмала в продуктах». Урок-исследование | |
9. | | | | Воздух и его охрана | Практическая работа № 3 «Свойства воздуха» Опыт «Расширение воздуха» Урок-практика | |
10. | | | | Вода и жизнь. Свойства воды. | Практическая работа № 4 «Свойства воды. Очистка загрязненной воды с помощью фильтра». Анализ схемы (диаграммы) Урок-практика | |
11. | | | | Превращения и круговорот воды в природе | Практическая работа № 5 «Круговорот воды в природе» Опыт: спиртовка, стакан с водой, треножник с сеткой, блюдце со льдом. Наблюдение за круговоротом воды. Урок-практика | |
12. | | | | Использование воды человеком. Берегите воду! | Моделирование в виде схемы источников загрязнения воды. Урок-исследование | |
13. | | | | Разрушение твердых тел. Почва | Практическая работа № 6 «Свойства почвы» Опыт: Наблюдение за свойствами твёрдых тел. Урок-исследование | |
14. | | | | Разнообразие растений. | Практическая работа № 7 «Рассматривание живых и гербарных растений» Подготовка сообщений об одном из видов растений любой группы. Урок развития умений и навыков | |
15. | | | | Дыхание и питание растений. | Опыт«Испарение воды листьями». Определение органов растений, сравнение органов различных растений» Моделирование процесса питания и дыхания растений, придумать схему. Урок изучения нового материала. | |
16. | | | | Размножение и развитие растений | Рассматривание плодов и семян растений. Определение признаков их приспособленности к распространению ветром животными. Изучение нового материала. | |
17. | | | | Охрана растений. | Практическая работа №8 «Размножение и развитие растений» Пронаблюдать, какая деятельность человека приводит к исчезновению растений. Оформить памятку «Берегите растения» Изучение нового материала | |
18. | | | | Разнообразие животных. | Качество усвоения программного материала. Моделирование Урок формирования умений и навыков. | |
19. | | | | Цепи питания. Проект «Разнообразие природы родного края» | Моделирование цепей питания. Составить и презентовать «Книгу природы родного края» Урок-проект | |
20. | | | | Невидимая сеть и невидимая пирамида. | Наблюдение цепей питания в природе. Изучение нового материала | |
21. | | | | Размножение и развитие животных. | Моделирование этапов развития бабочки и (или) лягушки. Урок развития умений и навыков. | |
22. | | | | Охрана животных. | Наблюдение в природе причин исчезновения животных. Создать книжку-малышку «Береги животных» Урок-конференция | |
23. | | | | В царстве грибов | Наблюдение различий в строении и окраске съедобных и несъедобных грибов. Моделировать различие грибов-двойников. Урок развития умений и навыков. | |
24. | | | | Великий круговорот жизни. | Тест№1 «Эта удивительная природа!» Моделирование « Круговорот веществ в природе» Изучение нового материала | |
Мы и наше здоровье (10 ч) |
25. | | | | Организм человека | Практическая работа в паре: измерение роста и массы человека. Анализ схемы расположения органов человека. Урок введения в новую тему. | |
26. | | | | Органы чувств | Наблюдение за работой органов чувств. Урок-исследование | |
27. | | | | Надёжная защита организма | Практическая работа № 9 «Знакомство с внешним строением кожи». Первая помощь при небольших повреждениях кожи. Комбинированный | |
28. | | | | Опора тела и движение | Наблюдение за работой различных групп мышц. Подбор упражнений по сохранению осанки. Урок развития умений и навыков | |
29. | | | | Наше питание. Органы пищеварения Проект «Школа кулинаров» | Подбор материала для проекта. Поиск материала по дополнительным вопросам. Урок-проект | |
30. | | | | Дыхательная и кровеносные системы, их строение и работа. | Практическая работа №10 «Подсчет ударов пульса» Урок-практика | |
31. | | | | Закаливание организма | Промежуточная диагностическая работа. Составить инструкцию по предупреждению инфекционных заболеваний. Урок обобщения и систематизации знаний. | |
32. | | | | Проверим себя и оценим свои результаты за Iполугодие | Тест.№2 Контрольно-обобщающий урок Наблюдение отличий между людьми, ведущими здоровый образ жизни и курящими людьми. Урок обобщения и систематизации знаний | |
33. | | | | Здоровый образ жизни | Наблюдение отличий между людьми, ведущими здоровый образ жизни и курящими людьми. Урок обобщения и систематизации знаний | |
34. | | | | Презентация проектов « Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров» | Урок-конференция. | |
Наша безопасность (7 ч) |
35. | | | | Огонь, вода и газ. | Составление памятки по ОБЖ. Анализ схемы эвакуации из школы и смоделировать эвакуацию в ходе учебной тревоги. Урок введения в новую тему. | |
36. | | | | Чтобы путь был счастливым. Правила поведения на дороге и дома. | Тест «Поведение на улице и в транспорте» Создание модели светофора Комбинированный | |
37. | | | | Дорожные знаки | Тест «Дорожные знаки». Создание моделей дорожных знаков Контрольно-обобщающий урок | |
38. | | | | Проект «Кто нас защищает» | Сбор и обработка материала для проекта. Урок-проект | |
39. | | | | Опасные места | Составление схемы своего двора и окрестностей с указанием опасных мест; составление памятки правил поведения в экстренных ситуациях Урок систематизации знаний. | |
40. | | | | Природа и наша безопасность | Проверочная работа №2 по теме «Наша безопасность» Создание памятки «Как сберечь природу» Контрольно- обобщающий урок. | |
41. | | | | Экологическая безопасность. | Практическая работа № 11 «Устройство и работа бытового фильтра для очистки воды» Составление цепей питания. Урок-практика. | |
Чему учит экономика (12 ч) |
42. | | | | Экономика. Для чего нужна экономика? | Урок введения в новую тему. | |
43. | | | | Природные богатства и труд людей – основа экономики. | Урок введения в новую тему. | |
44. | | | | Полезные ископаемые | Практическая работа№ 12 «Полезные ископаемые» Комбинированный урок. | |
45. | | | | Растениеводство | Практическая работа№ 13 «Знакомство с культурными растениями». Исследовать сельскохозяйственное растение и описывать его по плану. Урок-практика | |
46. | | | | Животноводство | Исследование: какие продукты животноводства использует семья в течение дня. Урок-исследование. | |
47. | | | | Какая бывает промышленность? | Выявление отраслей промышленности, крупных предприятий Перми, их продукции. Урок-исследование. | |
48. | | | | Проект «Экономика родного края» | Составление книги-справочника «Экономика родного края» Урок-проект | |
49. | | | | Что такое деньги? | Практическая работа №14 «Знакомство с различными монетами» Планирование семейного бюджета Урок-практика | |
50. | | | | Государственный бюджет | Моделировать доходы и расходы государства в виде математических задач. Урок изучения нового материала. | |
51. | | | | Семейный бюджет | Моделирование семейного бюджета. Урок изучения нового материала | |
52. | | | | Экономика и экология. Обобщение знаний по разделу «Чему учит экономика» | Тест№3 «Чему учит экономика» Контрольно-обобщающий урок. | |
53. | | | | Экономика и экология | Проверочная работа№3 за 3 четверть | |
Путешествие по городам и странам (15 ч) |
54. | | | | Золотое кольцо России | Работа с картой. Урок-путешествие. | |
55. | | | | Золотое кольцо России | Работа с картой. Моделирование маршрута. Урок-путешествие. | |
56. | | | | Золотое кольцо России | Составление вопросов к викторине по Золотому кольцу. Урок-викторина | |
57. | | | | Проект «Музей путешествий» | Сбор экспонатов для музея, оформлять экспозицию музея Урок-проект. | |
58. | | | | Наши ближайшие соседи. | Работа с картой ( государства, граничащие с Россией, их столицы) Урок-путешествие | |
59. | | | | Страны севера Европы | Работать с картой. Урок-путешествие. | |
60. | | | | Страны Бенилюкса | Работать с картой. Составлять вопросы к викторине по странам Бенилюкса. Урок-путешествие. | |
61. | | | | Страны центра Европы | Работа с картой. Моделировать достопримечательности из пластилина. Урок-путешествие. | |
62. | | | | Франция и Великобритания | Работа с картой. Составлять вопросы для викторины о Франции. Урок-путешествие. | |
63. | | | | Франция и Великобритания | Работа с картой. Составлять вопросы для викторины об Англии. Урок-путешествие. | |
64. | | | | Страны юга Европы | Работа с картой. Составлять вопросы для викторины о Греции и Италии. Урок-путешествие. | |
65. | | | | Знаменитые места мира | Находить в дополнительной литературе и в Интернете материал о достопримечательностях разных стран, готовить сообщение. Комбинированный. | |
66. | | | | Обобщение знаний по разделу «Путешествие по городам и странам». Сообщение «Седьмое чудо света» | Тест №4 «Путешествия по городам и странам». | |
67. | | | | Итоговая диагностическая работа за учебный год | Проверочная работа №4 «Качество усвоения программного материала за учебный год». Выполнять задания, проверять свои знания. Контрольно- обобщающий урок. | |
68. | | | | Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий» | Выступать с подготовленными сообщениями, обсуждать выступления учащихся. Урок-конференция. | |