СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру. 1 класс Школа 2100

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа к курсу «Окружающий мир» составлена  на основе:

1. ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ с изменениями 5.1 Приказ Министерства образования  и науки Российской Федерации от 06.10.09г. № 373,  5.2 Приказ МОиН РФ от 22.09.11г. №2357, зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 12.12.11г. № 22540. Приказ МОиН РФ от 26.11.10г. №1241, зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 04.02.11г.  №19707

2.Примерной  программы по окружающему миру , 1 класс // Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. - Изд. 2-е, испр. - М. :Баласс, 2011. - 416 с. (Образовательная система «Школа 2100»). 3. Авторской программы  А.А.Вахрушева,, Д.Д.Данилова,  А.С.Раутиана,  С.В.Тырина  «Окружающий мир» (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100»/ Под науч. ред. Д.И.Фельдштейна. Изд. 2-е, доп. -  М.: Баласс, 2009).

4. Положении о рабочей программе МБОУ Нечкинской СОШ

Программа рассчитана на 66 часов в год (2 часа  в неделю)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру. 1 класс Школа 2100»



Пояснительная записка


Рабочая программа к курсу «Окружающий мир» составлена на основе:

1. ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ с изменениями 5.1 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.09г. № 373, 5.2 Приказ МОиН РФ от 22.09.11г. №2357, зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 12.12.11г. № 22540. Приказ МОиН РФ от 26.11.10г. №1241, зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 04.02.11г. №19707

2.Примерной программы по окружающему миру , 1 класс // Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. - Изд. 2-е, испр. - М. :Баласс, 2011. - 416 с. (Образовательная система «Школа 2100»).
3. Авторской программы А.А.Вахрушева,, Д.Д.Данилова, А.С.Раутиана, С.В.Тырина «Окружающий мир» (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100»/ Под науч. ред. Д.И.Фельдштейна. Изд. 2-е, доп. - М.: Баласс, 2009).

4. Положении о рабочей программе МБОУ Нечкинской СОШ

Программа рассчитана на 66 часов в год (2 часа в неделю)


Характеристика УМК

  • Вахрушев А. А, ,А.С.Раутиан. Окружающий мир, 1 класс: Методические рекомендации для учителя к учебнику «Я и мир вокруг»/ Под ред. А.А.Вахрушева .-Москва: Баласс , 2008. – 304 с. (Образовательная система «Школа 2100»)

  • Вахрушев А. А,., Бурский О.В., Раутиан А.С.Окружающий мир, 1 класс (Я и мир вокруг). Учебник в 2 частях.- М.: Баласс, 2010. (Образовательная система «Школа 2100»)

  • Вахрушев А. А.Данилов Д.Д.М. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир»(Я и мир вокруг) для 1 класса.- М: Баласс.20110(Образовательная система «Школа 2100») 2017 г.

  • Вахрушев А. А.. Бурский О.В., Родыгина О.А. Самостоятельные и итоговые работы к учебнику «Окружающий мир» (Я и мир вокруг) для 1 класса.- М: Баласс.2017.- 32с.:ил.(Образовательная система «Школа 2100» 2017г.

  • Вахрушев А. А. Мои первые опыты ч.1 Р/т 1-2 кл. ФГОС (БАЛАСС)



Цель курса окружающего мира в начальной школе – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.

Несистематизированные отрывочные знания можно использовать лишь для той цели, для которой они предназначены. В современном быстро меняющемся мире перед человеком встаёт множество неожиданных, новых задач, к которым невозможно подготовиться заранее. В неожиданной ситуации может быть полезна целостная система знаний, а ещё в большей степени – сформированное умение постоянно систематизировать приобретаемую информацию и обнаруживать новые связи и отношения. Наука – это образцовый пример системы знаний, построенный на рациональной основе.

Знакомство с началами наук даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми. Предмет «Окружающий мир» создаёт фундамент значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознанию, истории. Это первый и единственный предмет в школе, рисующий широкую палитру природных и общественных явлений. В дальнейшем этот материал будет изучаться на различных предметах. Поэтому именно в рамках данного предмета удаётся решать проблемы, например, экологического образования и воспитания





Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами изучения предмета «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих умений:

– оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;

– объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие;

– самостоятельно определять и высказывать самые простые,

общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

– в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебника, обеспечивающие 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.

Метапредметными результатами изучения предмета «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

– проговаривать последовательность действий на уроке;

– высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

– работать по предложенному учителем плану.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала;

– отличать верно выполненное задание от неверного;

– совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);

– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

– перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;

– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, обеспечивающие 1-ю линию развития – умение объяснять мир.

Коммуникативные УУД:

– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста);

– слушать и понимать речь других;

– выразительно читать и пересказывать текст.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог);

– совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;

– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.



Предметные результаты

Ученик 1-ого класса научится:

  • называть окружающие предметы и их взаимосвязи;

  • объяснять, как люди помогают друг другу жить;

  • называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;

  • называть основные особенности каждого времени года.

Ученик 1-ого класса получит возможность научиться:

  • оценивать правильность поведения людей в природе;

  • оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ,)уличного движения











Содержание учебного предмета


п\п


Раздел


Колво

час


Содержание



Формы организации учебных занятий

1

Как мы понимаем друг друга

9

Школьник, его обязанности. Школа. Рука и указательный палец – простейший способ общения. Рука. Указательный палец, его роль в показывании предметов. Речь – основной способ общения людей. Использование слова для называния предмета, признака, действия. Предметы, которые нельзя показать пальцем (далёкие, сказочные, предметы в будущем).

Польза обмена знаниями между людьми. Передача и накопление жизненного опыта – основа благосостояния людей. Источник жизненного опыта: собственный опыт, знания других людей, книги.

Понятия: «справа», «слева», «посередине», «за», «перед», «спереди», «сзади», «вперёд», «назад», «влево», «вправо», «выше», «ниже», «верх», «низ», «раньше» и «позже».


Экскурсия по школе


Работа в парах

2.




3.

Как мы узнаём, что перед нами




Как ты узнаёшь мир

4




5

Предметы и их признаки. Признаки общие с другими предметами и своеобразные. Различение предметов по признакам. Сравнение признаков данного предмета с другими. Свойства предметов, их части и действия с ними позволяют различать предметы. Сочетания предметов. Признаки сочетаний: предметы в качестве признаков; предметы с определенными признаками.

Органы чувств человека. Глаза – орган зрения, уши – орган слуха, нос – орган обоняния, язык – орган вкуса, кожа – орган осязания. Память – хранилище опыта. Ум. Помощь родителей и учителей детям в узнавании мира. Книга хранит знания и опыт людей. Энциклопедия.


Работа в парах

4.

Твоя семья и твои друзья

7

Твоя семья и твои друзья (7 ч) Твоя семья и её состав. Взаимопомощь в семье. Роль в семье каждого её члена, «профессии» членов семьи. Твоя помощь семье. Какими качествами должна обладать семья.

Правила безопасного поведения в доме. Опасные и ядовитые вещества. Как вести себя на кухне, в ванне. Правила использования электроприборов. Правила противопожарной безопасности. Осторожность при взаимоотношениях с чужими и незнакомыми людьми.

Друг и друзья. Общение как взаимодействие людей, обмен мыслями, знаниями, чувствами, воздействие друг на друга. Значение общения в жизни человека. Умение общаться. Роль вежливых слов в общении. Улыбка и её роль. Выражение приветствия и прощания, благодарности, просьбы, извинения, отказа, несогласия. Как нужно слушать собеседника. Чудеса общения (слушание, разговор, музыка, рисунки, танцы и т.д.). Виды общения у человека и животных, их сходство

Работа в группах

Работа в парах

Индивидуальная работа

5.

Что нас окружает

10

Город и его особенности. Жилой район: дома, улицы, парки. Городской транспорт. Взаимопомощь людей разных профессий – основа жизни города. Путешествие по городу: жилые районы, заводы и фабрики, деловой и научный центр города, зона отдыха. Село, его особенности. Жизнь людей в сёлах и деревнях. Выращивание растений в огородах, садах и полях, разведение домашних животных. Правила безопасного поведения на улице. Светофор. Дорожные знаки.

Взаимосвязь людей разных профессий в процессе производства хлеба. Сказочный герой Колобок и его путешествие. Хозяйство человека. Роль природных богатств. Добыча из подземных кладовых. Изготовление вещей на заводах и фабриках. Сельскохозяйственные растения и животные, их помощь человеку. Сельское хозяйство: растениеводство и животноводство. Сфера обслуживания. Транспорт.

Зависимость человека от природы. Живые природные богатства: животные и растения. Неживые природные богатства: воздух, почва, вода, запасы подземных кладовых. Силы природы – ветер, солнечный свет, течение рек. Роль природных богатств в хозяйстве человека. Бережное отношение к природным богатствам. Твёрдые, жидкие и газообразные тела, их отображение в русском языке. Три состояния воды: твёрдое (лед, снег), жидкое (вода), газообразное (пар).



Коллективная работа


Групповая

6.

Живые обитатели планеты

10

Растения, грибы, животные, человек – живые организмы. Рост, дыхание, питание, размножение – свойства живых организмов. Смертность живых организмов. Бережное отношение к живым обитателям Земли.

Сходство растений и животных: дыхание, питание, рост, развитие, размножение. Растения кормят всех обитателей Земли и насыщают воздух кислородом. Растения – «кормильцы». Животные чаще подвижны, ищут добычу, поедают пищу. Их «профессия» – «едоки». Охрана живых организмов в природе – важнейшая забота человека. Многообразие растений (цветковые и нецветковые растения). Грибы. Многообразие животных. Связь живых организмов разных «профессий» друг с другом. Их приспособленность к своему месту жизни.

Культурные растения и домашние животные – наши друзья. Забота человека о них. Собаки – помощники человека. Происхождение и породы собак. Комнатные растения – пришельцы из разных стран. Уход за растениями (регулярный полив, свет). Сельский дом и его обитатели – животные, их использование человеком. Забота о домашних животных. Культурные растения. Садовые, огородные и полевые растения – кормильцы человека. Фрукты и овощи. Съедобные части растений.

Человек, как и животное: дышит, питается и рождает детёнышей. Сходство человека с животными. Знакомство с назначением различных частей тела человека. Человек – разумное существо. Изготовление вещей. Поступки, свойственные разумному существу. Забота о природе.

Экология – наука о том, как жить в мире с природой, не нарушая её законов. Правила поведения в природе. Задания учащимся на сообразительность: что можно, а чего нельзя делать в природе. Бережное отношение к окружающему миру.


Работа в парах

Групповая

7.

Времена года

21

Времена года (21 ч) Осень. Признаки осени: похолодание, короткий день, листопад, лёд на лужах. Окраска листьев. Подготовка животных к зиме.

Зима. Признаки зимы. Погода зимой. Снег, снежинка, сосулька, морозные узоры. Животные и растения зимой. Помощь животным.

Весна. Признаки весны: ледоход, таяние снега, распускание листьев, прилёт птиц, начало цветения растений, гнездование птиц. Цветы – первоцветы. Птицы и их гнёзда.

Лето. Признаки лета: длинный день, короткая ночь, яркое солнце, гроза (гром, молния). Народные приметы. Всё живое приносит потомство, созревание плодов. Грибы. Путешествие воды. Правила поведения при грозе. Гнёзда и логова

Работа в парах

Групповая

ИТОГО: 66 час.



Система оценки планируемых результатов

Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООО НОО предполагает оценку достижений личностных, метапредметных и предметных результатов по окружающему миру. Самостоятельные и итоговые работы к учебнику «Окружающий мир» осуществляются на основе тетради: Вахрушев А. А.. Бурский О.В., Родыгина О.А. Самостоятельные и итоговые работы к учебнику «Окружающий мир» (Я и мир вокруг) для 1 класса.- М: Баласс.2017.- 32с.:ил.(Образовательная система «Школа 2100» 2017г. Оценивание работ осуществляется с рекомендациями авторов тетради.





Календарно-тематическое планирование


п\п

Тема

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности

КАК МЫ ПОНИМАЕМ ДРУГ ДРУГА

1

Как мы будем учиться

1

Познакомиться с учителем и одноклассниками (Н).

Учиться находить класс, своё место в классе и т.п. во время экскурсии по школе (Н).

Познакомиться и обсудить правила поведения в школе, особенности взаимоотношений со взрослыми, сверстниками (Н).

Моделировать и оценивать различные ситуации поведения в школе и других общественных местах (П). Различать формы поведения, которые допустимы или не допустимы в школе и других общественных местах (Н).

Практическая работа: составить режим дня (Н).

Моделировать и оценивать различные ситуации использования слов, показывающих направление (Н).

Работать в группах и самостоятельно с источниками информации об окружающем мире (П).

2

Я – школьник

1

3

Путешествуем, не выходя из класса

1

4

Ценный совет

1

5

Зачем нужен жизненный опыт

1

6-7

Где и куда

2

8

Учимся определять верх и низ

1

9

Раньше и позже

1

КАК МЫ УЗНАЁМ, ЧТО ПЕРЕД НАМИ

10-11

Предметы и их признаки

2

Называть окружающие предметы и их признаки (Н).

Различать предметы и выделять их признаки (Н.)

12-13

Сочетания предметов

2

ВРЕМЕНА ГОДА

14-16

Осень — природа готовится к зиме

3

Различать времена года по признакам (Н).

Характеризовать времена года (Н).

Устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года (Н).

Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии «Времена года» (П).


КАК ТЫ УЗНАЁШЬ МИР

17

Наши помощники – органы чувств

1

Сопоставлять признаки предметов и органов чувств, с помощью которых они узнаются (Н).

Объяснять, как с помощью органов чувств, памяти и ума мы различаем предметы и их признаки (П).

Объяснять, какую роль играют родителя, учителя и книги в становлении и обучении человека (Н).

18

Наши помощники – память и ум

1

19

Родители, учителя и книги

1

20

Повторение и самостоятельная работа

1

ТВОЯ СЕМЬЯ И ДРУЗЬЯ

21-22

Ты и твоя семья

2

Подготовить рассказ о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи на основе бесед школьников с родителями (Н).

Практическая работа: составление перечня обязанностей школьника в семье и обсуждение его с одноклассниками (Н).

Приводить примеры заботы школьников о младших членах семьи, престарелых и больных (Н).

Выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями (Н).

Моделировать и оценивать различные ситуации поведения с друзьями (П).

Различать формы поведения, которые допустимы или не допустимы в дружбе (Н).

Моделировать ситуации общения с людьми разного возраста (Н).

Оценивать реальные и игровые ситуации общения (Н). Объяснять основные правила обращения с газом, электричеством, водой (Н).

Практическая работа по освоению правил поведения в доме (Н).

Моделировать ситуации, в которых необходимо знать правила пользования телефоном (Н). Записывать телефоны экстренной помощи (Н).

23-24

Учимся быть самостоятельными

2

25-26

Ты и твои друзья

2

27

Повторение и самостоятельная работа

1

ВРЕМЕНА ГОДА

28-30

Зима — покой природы

3

Различать времена года по признакам (Н).

Характеризовать времена года (Н).

Устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года (Н).

Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии «Времена года» (П).

Применение полученных знаний и умений на уроках и в жизни (Н).

31

Повторение и самостоятельная работа

1

32

Итоговая работа № 1

1

ЧТО НАС ОКРУЖАЕТ

33

Учимся решать жизненные задачи

1

Подготовить рассказ о занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями (Н).

Объяснять роль людей различных профессий в нашей жизни (Н).

Подготовить небольшие сообщения о достопримечательностях родного города (села) на основе дополнительной информации (П).

Подобрать к своему сообщению иллюстрации, видеокадры (П).

Выполнять правила уличного движения в ходе учебных игр (П).

Проиграть учебные ситуации по соблюдению правил уличного движения (Н).

Познакомиться с соблюдением безопасности в дороге домой во время экскурсии (П).

Характеризовать разные виды транспорта (Н).

Демонстрировать в учебной игре правила пользования разными видами транспорта. Моделировать ситуации вызова экстренной помощи по телефону (П).

Характеризовать роль разделения труда между людьми как основу их жизни (Н).

Приводить примеры действий людей разных профессий в создании окружающих нас вещей (Н).

Приводить примеры использования человеком богатств природы (Н).

Анализировать примеры использования человеком богатств природы (П).

Сравнивать и различать природные объекты и изделия (искусственные предметы). Характеризовать их свойства (П).

Сравнивать и различать твёрдые тела, жидкости и газы на примере воды и её состояний (П).

34-35

Город, в котором мы живём

2

36-37

Учимся быть пешеходами

2

38-39

Хозяйство человека

2

40

Повторение и самостоятельная работа

1

41

Богатства природы

1

42

Твёрдые тела, жидкости и газы.

1

43

Повторение и самостоятельная работа

1

ВРЕМЕНА ГОДА

44-46

Весна: пробуждение природы

3

Различать времена года по признакам (Н).

Характеризовать времена года (Н).

Устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года (Н).

Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии «Времена года» (П).

47

Итоговая работа № 2

1

Применение полученных знаний и умений на уроках и в жизни (Н).

Живые обитатели планеты

48

Живое и неживое

1

Сравнивать и различать объекты живой или неживой природы (Н).

Группировать (классифицировать) объекты живой или неживой природы по отличительным признакам (П).

Различать растения и животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями (Н).

Сравнивать и различать разные группы живых организмов по признакам (П).

Группировать по названиям известные дикорастущие и культурные растения, дикие и домашние животные (на примере своей местности) (Н).

Группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: домашние–дикие животные; культурные -дикорастущие растения (П).

Характеризовать особенности дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных (на примере своей местности) (П).

Приводить примеры съедобных и ядовитых грибов (на примере своей местности (Н).

49

Растения и животные

1

50

Равновесие в природе

1

51

Домашние любимцы и комнатные растения

1

52

Наши помощники – домашние животные и культурные растения

1

53

Повторение и самостоятельная работа

1

54

Человек – разумное существо

1

Приводить примеры особенностей человека как разумного существа (Н).

Объяснять роль человека как разумного существа в окружающем мире (П).

Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, в лесу, на реке и озере) (Н).

Оценивать конкретные примеры поведения в природе (П).

Проводить диспут и анализ жизненных ситуаций и выбирать допустимые формы поведения, которые не вредят природе, в парке, в лесу, на реке и озере (П).

Оценивать конкретные примеры поведения в природе (П).

55

Природа и мы

1

56

Повторение и самостоятельная работа

1

ВРЕМЕНА ГОДА

57-58

Лето – природа цветёт и плодоносит

2

Различать времена года по признакам (Н).

Характеризовать времена года (Н).

Устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года (Н).

Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии «Времена года» (П).

59

Отчего и почему

1

Приведение примеров простейших причинно-следственных связей (П).

60

Повторение и самостоятельная работа

1

Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни (Н).

61

Итоговая работа № 3

1

62-64

Учимся решать жизненные задачи

1

65-66

Повторение

4



ИТОГО:

66








Контрольно-измерительные материалы

  • Вахрушев А. А.. Бурский О.В., Родыгина О.А. Самостоятельные и итоговые работы к учебнику «Окружающий мир» (Я и мир вокруг) для 1 класса.- М: Баласс.2017.- 32с.:ил.(Образовательная система «Школа 2100» 2017г.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!