СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс "УМК Перспектива"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс УМК "Перспектива"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру 3 класс "УМК Перспектива"»

Пояснительная записка

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса составлена в соответствии с:

- Федеральным законом «Об образовании РФ от 29.12.2012 №273 ФЗ»;

- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденного приказом МОиН РФ от 06.10.2009 №373 с изменениями;

- Законом РТ «Об образовании от 22.07.2013 №68-З РТ»;

- Примерной основной образовательной программой начального общего образования.

- Основной образовательной программой начального общего образования школы;

- Учебным планом МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №170 с углубленным изучением отдельных предметов» на 2015-2016 учебный год;

- Локальным актом МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №170 с углубленным изучением отдельных предметов»

« О рабочей программе».

Для реализации программного содержания используется учебник А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая «Окружающий мир», 1-2 части, 3 класс. М.: Просвещение,2017.Рабочая тетрадь А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая «Окружающий мир», 1-2 части, 2 класс. М.: Просвещение,2017.

Место предмета в учебном плане

В соответствии с учебным планом школы на 2016-2017 учебный год на изучение окружающего мира в 3 классе отводятся 2 часа в неделю, 68 часов в год. В рабочей программе предусмотрено 2 экскурсии, 3 проекта, 4 проверочные работы. Возможна интеграция тем, выпадающих на праздничные календарные дни.

Общая характеристика учебного предмета

В настоящее время основные задачи российского образования в целом и начального общего образования в частности можно определить следующим образом: формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обу­чающихся, создание основ для самостоятельной реализации учебной деятельности, которая может обеспечить социальную успешность, раз­витие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

С этим общим целеполаганием тесно связаны и цели изучения предмета «Окружающий мир» в начальной школе:

формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;

духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального много­образия российского общества.

Специфика предмета «Окружающий мир» заключается в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в рав­ной мере знания о природе, обществе и истории и знакомит обучающихся с материалом естественных и социально-гуманитарных наук, не­обходимым для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. Основной задачей реализации содержания предмета является формирование у ребенка:

уважительного отношения к семье, городу или деревне, а также к региону, в котором он проживает, к России, ее природе и культуре, истории;

понимания ценности, целостности и многообразия окружающего мира, понимания своего места в нем;

модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Программа «Окружающий мир» создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые гармонично объеди­няют естественно-научные знания и опыт гуманитарных наук. Ведущей, с точки зрения организации содержания, является идея единства мира природы и мира культуры. С этой принципиальной позиции окружающий мир рассматривается как природно-культурное целое, а че­ловек - как часть природы, как создатель культуры и как её продукт, то есть тоже природно-культурное целое.

Программу определяют важнейшие компоненты культуры - норма, ценность, идеал, что позволяет представить такое явление, как мир, системно с точки зрения культурно-нормативного, культурно-значимого, культурно-должного в жизни человека. Таким образом, дети полу­чают возможность создать целостную картину мира, выявляя в ходе первоначального знакомства с природными явлениями и фактами куль­туры универсальные ценностно-смысловые ориентиры, необходимые человеку.

В программе определяются понятия, необходимые для восприятия и изучения младшими школьниками окружающего мира:

природа и культура, целое и часть, общее и различное, внешнее и внутреннее, живое и неживое пространство и время как важнейшие параметры бытия;

природосообразный ритм человеческой жизни как основа физического и психического здоровья человека;

мир как иерархия, порядок, лад, как взаимосвязь всего со всем.

Благодаря культурологической установке программа выполняет интегрирующую роль в системе обучения и воспитания младших школьников. Практически все темы курса могут получить специальную интерпретацию на уроках изобразительного искусства и музыки, ли­тературного чтения и русского языка, технологии, а также на уроках физической культуры.

Используемый в программе подход к структурированию учебного материала позволяет год от года выявить отдельные стороны (аспек­ты) в тех обобщенных формулировках, которые представлены в разделе «Содержание курса». Так постепенно, шаг за шагом, с позиции культурологического подхода и с учетом увеличения возрастных возможностей учащихся углубляется рассмотрение ценностно-смыслового потенциала, заложенного в содержании курса «Окружающий мир». Сферы природной и социальной жизни предстают в их единстве и тес­ной взаимной связи:

природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества;

культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм;

наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума;

искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из спо­собов познания человеком самого себя, природы и общества;

человечество как многообразие народов, культур, религий;

семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества;

труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности;

здоровый образ жизни в единстве следующих составляющих: здоровье физическое, психическое, духовное, социально-нравственное;

нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окру­жающим людям

Основное содержание учебного предмета

Человек и природа

Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Образы природы в традиционной культуре народов России и мира.

Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза. Природные явления в творчестве народов России и мира.

Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты и предметы.

Разнообразие веществ в окружающем мире.

Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.

Важнейшие природные объекты своей страны, района.

Водоёмы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоёмы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений). Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Образ воздуха в традиционной народной культуре.

Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе. Образ воды в традиционной народной культуре.

Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).

Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. Образ плодородной земли в традиционной народной культуре.

Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Образы растений в традиционной народной культуре. Грибы съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия.

Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края: названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Образы животных в традиционной народной культуре.

Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных, животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений). Идея единства мира в традиционной народной культуре.

Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Охрана природы в традиционной культуре России и мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.

Человек и общество

Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели.

Профессии людей. Разделение труда в обществе — основа личного и общественного благосостояния. Типы человеческих сообществ. Основные занятия людей и орудия труда в старину. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Внешний облик человека и его внутренний мир. Лучшие человеческие качества и культура. Искусство и его значение в жизни человека. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению.

Образ идеального человека в культуре России и мира. Оценка человеческих свойств и качеств в культуре народов России и мира. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах. Экскурсия (очная или заочная с помощью ИКТ) в портретную галерею художественного музея. Семья — самое близкое окружение человека. Семья ребёнка и её состав.

Наречение имени младенцу, семейное воспитание детей в культуре народов своего края. Нормы жизни в семье: добрые взаимоотношения, забота, взаимопомощь. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Домашнее хозяйство. Распределение домашних обязанностей. Обязанности ребёнка в семье. Место работы членов семьи, их профессии. Семья и семейные традиции. Названия родственников в языках народов своего края. Родословная. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Имена и фамилии членов семьи. Семейные ценности: ценность материнства, отцовства, детства, преклонного возраста. Честь семьи, рода как ценность. Культура общения и взаимная ответственность в семье. Уважение к мнению друг друга, духовная солидарность.

Прошлое семьи. Источники знаний о прошлом: воспоминания старших о важных событиях в жизни семьи, семейные реликвии (ордена и медали, памятные знаки, фотографии, старые книги и письма и др.). Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.

Экскурсия в краеведческий музей для знакомства с семейной культурой народов своего края (по выбору).Младший школьник; правила поведения в школе, на уроках. Обращение к учителю. Оценка великой миссии учителя в культуре народов России и мира. Классный коллектив, сотрудничество одноклассников и учителя для достижения общих целей; школьный коллектив — единство классных коллективов во имя чести и достоинства школы; совместная учёба, игры, отдых как способы культурного взаимодействия с окружающим миром. Режим дня школьника — условие плодотворной учёбы и успешного развития в школьные годы.

Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.

Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан. Федеральное собрание. Ответственность государства за благополучие своих граждан. Ответственность российских граждан за своё Отечество.

Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности, музеи, театры, спортивные комплексы и пр.

Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.

Правила безопасной жизни

Ценность здоровья и здорового образа жизни.

Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.

Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.

Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.

Правила безопасного поведения в природе.

Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.

Содержание национально-регионального компонента интегрируется в содержании учебного предмета по темам: «Путешествуя, познаем мир», «Транспорт», «Мир природы в народном творчестве», «Кладовые земли», «Плодородная земля и растения в народном творчестве», «Образы животных в народном творчестве», «Охрана природы в культуре народов России и мира», «Родной дом – уголок Отчизны».

Планируемые результаты освоения программы к концу 3 класса.

Личностные результаты

1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

4. Использование знаковосимволических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

5. Активное использование речевых средств и средств информационных

и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

10. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты

1. Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.

2. Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.

3. Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.

4. Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).

5. Развитие навыков установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире.

Материально-техническое обеспечение

Литература для учителя.

1.Плешаков А.А. .Новицкая М.Ю. «Окружающий мир». Учебник для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждений (2 части) - М.: Просвещение, 2017 г.

2.Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. «Окружающий мир». Рабочая тетрадь для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждений (2 части) - М.: Просвещение , 2017 г.

3.Плешаков А.А. Сборник рабочих программ «Перспектива». Система учебников «Перспектива». 1-4 классы - М. : Просвещение, 2013.

4.Поурочные разработки по окружающему миру к УМК «Перспектива»,

5.Плешаков А.А. Атлас-определитель «От неба до земли», «Атлас-определитель птиц»

Интернет-ресурсы.

1.Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - Режим доступа : http://school-collection.edu.ru

2.Презентация уроков «Начальная школа». - Режим доступа : http://nachalka/info/about/193

3.Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). - Режим доступа : http://nsc.lseptember.ru/urok

Наглядные пособия.

1.Комплект наглядных пособий по окружающему миру. Таблицы.

2.Географические карты. Физическая карта. Глобус.

«Грибы», «Фрукты», «Овощи» . Набор муляжей.

Технические средства обучения.

1.Ноутбук.

2.Мультимедийный проектор.

3.Экран проекционный.



























Тематическое планирование


Тема урока

Тип урока

Виды деятельности

Планируемые результаты

Дата проведения


предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

План

Факт

Радость познания (12ч)

1

Свет знания.


Открытия нового знания

Характеризовать способы изучения окружающего мира. Различать этапы исследования (от постановки цели до вывода). Различать виды оборудования для изучения окружающего мира, узнавать и называть предметы оборудования, объяснять их назначение. Работая в группах, осваивать в ходе практических работ способы изучения окружающего мира, этапы исследования, приёмы использ

ования оборудования. Оценивать свои успехи

при выполнении практич

еских работ. Проводить опыты, измерения. По результатам проведения практических работ заполнять таблицы в рабочей тетради. Определять тип справочной и научно-познавательной литературы. Находить необходимые сведения в словаре, справочнике, путеводителе














Формулировать мысль о том, что стремление к творческому познанию окружающего мира есть отличительная черта чело­века. Определять сферы познания: природа и культура. Вы­являть особенности познания. Высказывать мотивированное суждение об ответственности познающего человека за то, как, в каких целях используются его открытия и изобретения.


П: осознавать познавательную задачу, делать обобщения, выводы; извлекать информацию из текста, осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

К: Формировать навыки речевых действий, слушать и отвечать на вопросы других, вступать диалог.

Р: Понимать перспективы дальнейшей учебной работы, осознавать границы собственных знаний и умений.

Формирование положительного отношения к учению, к познавательной деятельности, желания приобретать новые знания, умения выполнять учебные действия.



2

Как изучают окружающий мир.









Открытия нового знания

Характеризовать способы изучения окружающего мира. Различать этапы исследования (от постановки цели до вывода). Различать виды оборудования для изучения окружающего ми­ра, узнавать и называть предметы оборудования, объяснять их назначение. Работая в группах, осваивать в ходе практических работ спо­собы изучения окружающего мира, этапы исследования, при­ёмы использования оборудования.

П: перерабатывать полученную информацию, выполнять учебно-познавательные действия.

К: формировать навыки речевых действий, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Р: планировать свои действия в соответствии с планом, фиксировать в конце урока удовлетворенность своей работой на уроке.

Формировать позитивное отношение к себе и окружающему миру, желание выполнять учебные действия, приобретать новые знания.








3

Книга — источник знаний.


Открытия нового знания

Определять тип справочной и научно-познавательной литера­туры. Находить необходимые сведения в словаре, справоч­нике, путеводителе. Презентовать полюбившуюся научно-популярную книгу: правильно называть автора и название, обобщать и раскрывать содержание, демонстрировать ил­люстрации по теме. Характеризовать различные научно-просветительские учреж­дения, находить необходимые сведения о них в путеводите­лях и других источниках. Работая в группах, участвовать в ролевой игре, выступая в роли экскурсоводов и экскурсантов.

П: определять источники необходимой информации, устанавливать причинно- следственные связи.

К: формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; договариваться и приходить к общему решению.

Р: осознавать границы собственных знаний и умений, выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания, действовать по плану, контролировать во время экскурсии своё поведение

Формирование положительного отношения к процессу познания, проявление внимания, удивления, желания больше узнать, формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности.



4

Отправимся на экскурсию.


Урок отработки умений и рефлексии

Обсуждать правила поведения на экскурсии.

Задавать вопросы по теме и содержанию экскурсии в соответствии с личными интересами, оформлять впечатления от экскурсии: обобщать и раск

рывать её содержание, демонстрировать свои рисунки, фотографии

Обсуждать правила поведения на экскурсии. Задавать вопросы по теме и содержанию экскурсии в соот­ветствии с личными интересами, оформлять впечатления от экскурсии: обобщать и раскрывать её содержание, демон­стрировать свои рисунки, фотографии, материалы, изданные учреждением (буклеты, открытки и др.).






5

О чём расскажет план.


Открытия нового знания

Сравнивать рисунок и план местности. Работая в паре, изучать условные знаки плана местности, применять их для чтения плана. Различать наиболее распространённые виды планов, обсуждать их значение в нашей жизни.

В ходе практической работы в группах извлекать информацию из туристических планов, оценивать свои успехи в овладении способами чтения плана.


Сравнивать рисунок и план местности.

Работая в паре, изучать условные знаки плана местности, применять их для чтения плана. Различать наиболее распространённые виды планов, обсуж­дать их значение в нашей жизни.

В ходе практической работы в группах извлекать информа­цию из туристических планов, оценивать свои успехи в овла­дении способами чтения плана.

П: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, обосновывать своё мнение; анализировать объекты окружающего мира, схемы.

К: формировать навыки речевых действий, с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Р: выполнять учебные действия в соответствии с планом, выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания

Формирование положительного отношения к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения. Проявлять творческое отношение к оформлению плана путешествия.



6

Планета на листе бумаги.


Открытия нового знания

Сравнивать политическую карту мира с физической картой, определ ять её отличительные особенности. Находить на карте ту или иную страну, показывать её границы, определять столицу, называть соседние страны. Соотносить название страны с названием языка и наоборот. В справочной литературе о народах мира находить информацию о составе населения страны и об особенностях её культуры



























Сравнивать план и карту, глобус и карту мира. Изучать условные знаки карты, применять их для чтения карты мира. Работая в паре, заполнять таблицу «Материки и части света». Узнавать материки и части света по силуэтам. С помощью карты учебника приводить примеры морей, рек, островов.

П: осознавать познавательную задачу; делать обобщения, выводы; извлекать информацию из текста.

К: договариваться и приходить к общему решению; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Р: понимать и принимать учебную задачу, планировать свои действия на отдельных этапах урока.

Формирование положительного отношения к процессу познания, проявление внимания, удивления, желания больше узнать, применение правил делового сотрудничества, сравнение разных точек зрения, умение считаться с мнением другого человека.



7

Страны и народы на политической карте мира.


Открытия нового знания

Сравнивать политическую карту мира с физической картой, определять её отличительные особенности. Находить на кар­те ту или иную страну, показывать её границы, определять столицу, называть соседние страны. Соотносить название страны с названием языка и наоборот. В справочной литера­туре о народах мира находить информацию о составе населе­ния страны и об особенностях её культуры.

П: понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить; читать . извлекая нужную информацию.

К: формировать навыки речевых действий, участвовать в общей беседе.

Р: понимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия.

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности, желания приобретать новые знания, умения, эмоциональное осознание себя и окружающего мира.



8

Путешествуя, познаём мир.


Открытия нового знания

Формулировать цель путешествия, соотносить личные инте­ресы с интересами своих спутников, находить необходимые сведения для определения маршрута, оформлять дневник пу­тешествия, оценивать результаты путешествия (достигнута ли поставленная цель). Формулировать правила ответственного туризма по отношению к природе и к местным обычаям и тра­дициям

П: ориентироваться в своей системе знаний. Использовать справочную литературу и др. источники информации.

К: формировать навыки речевых действий , участвовать в общей беседе.

Р: понимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия.

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности, способность к самооценке своих действий, поступков.



9

Транспорт.Проект «Любознательный пассажир».


Открытия нового знания

Различать старинные и современные средства передвижения. Систематизировать транспортные средства по видам, участвовать в дидактической игре на усвоение правил пользования транспортом, определять виды транспорта, необходимые для проектируемого путешествия по городу (селу), рассказывать сюжет из истории одного из видов транспорта, об изобретателях, учёных.

Различать старинные и современные средства передвижения. Систематизировать транспортные средства по видам, участ­вовать в дидактической игре на усвоение правил пользования транспортом, определять виды транспорта, необходимые для проектируемого путешествия по городу (селу), рассказывать сюжет из истории одного из видов транспорта, об изобретателях, учёных.

П: Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнять.

К: договариваться, находить общее решение; формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Р: выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Формирование положительного отношения к процессу познания, проявление внимания, удивления, желания больше узнать, формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности, познавательного интереса к предмету исследования.



10

Средства информации и связи.


Открытия нового знания

Различать средства связи, используемые в личной и общественной жизни, средства связи и средства массовой информации, участвовать в дидактической игре. Рассказывать о сюжетах теле- и радиопередач, публикаций в прессе о природе, культуре, выдающихся людях России и мира (по выбору в соответствии с личными интересами).

Различать средства связи, используемые в личной и общест­венной жизни, средства связи и средства массовой информа­ции, участвовать в дидактической игре. Рассказывать о сю­жетах теле- и радиопередач, публикаций в прессе о природе, культуре, выдающихся людях России и мира (по выбору в со­ответствии с личными интересами)

П: осознавать познавательную задачу; находить и выделять необходимую информацию из текста.

К: адекватно взаимодействовать в паре и приходить к общему решению.

Р: осознавать границы собственных знаний и умений, выполнять учебное действие с взаимопроверкой

Формирование устойчивой мотивации к обучению, применение правил делового сотрудничества, сравнение разных точек зрения, проявление терпения и доброжелательности в споре.



11

Проверочная работа по теме «Радость познания».

Урок контроля

Проверить уровень усвоения изученного материала .

Показать уровень усвоения изученного материала по пройденному разделу.

П: выполнять учебно-познавательные действия, ориентироваться в своей системе знаний, делать обобщения, выводы.

К: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, отвечая на поставленный вопрос.

Р: проговаривать во внутренней речи последовательность действий при выполнении заданий, анализировать собственную работу.

Формирование умения оценивать собственную учебную деятельность, самостоятельность, свои достижения, причины неудач.



12

Работа над ошибками.Обобщающий урок по разделу.

Урок отработки умений и рефлексии.


Анализ ошибок, коррекция знаний.

Проанализировать уровень усвоения изученного материала по пройденному разделу.




Мир как дом (20 ч)

13

Мир природы в народном творчестве.


Открытия нового знания

Определять образ единого дома-мира в произведениях словесного и изобразительно-прикладного народного творчества. Характеризовать изображения окружающего мира как дома в произведениях народного творчества своего края. Воспроизводить образ дома-мира в собственном произведении.


Определять образ единого дома-мира в произведениях сло­весного и изобразительно-прикладного народного творчества. Характеризовать изображения окружающего мира как дома в произведениях народного творчества своего края. Воспроиз­водить образ дома-мира в собственном произведении.

П: осознавать познавательную задачу, делать обобщения, выводы, извлекать информацию из текста.

К: участвовать в коллективном обсуждении проблем ; доносить свою позицию до других, слушать других.

Р: понимать перспективы дальнейшей учебной работы, учиться определять цели и задачи усвоения новых знаний.

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности, способность к самооценке своих действий, поступков.



14

Из чего состоит всё.

Открытия нового знания

Различать природные объекты и созданные человеком предметы, объе кты живой и неживой природы, твёрдые тела, жидкости и газы. Заполнять таблицу «Твёрдые тела, жидкости и газы». Приводить примеры веществ, узнавать вещества по описанию, устно описывать знакомые вещества. Работая в группе, проводить опыт «Вода — растворитель»


П: осознавать познавательную задачу, делать обобщения, выводы, строить логические цепи рассуждения.

К: адекватно взаимодействовать в паре и приходить к общему решению.

Р: выполнять взаимопроверку при выполнении учебного задания.

Формирование уважительного отношения к культурному многообразию человечества; осознание значимости средств познания окружающего мира.



15

Мир небесных тел.


Открытия нового знания

Характеризовать Солнце как одно из небесных тел, раскрывать его значение для жизни на Земле. Извлекать из текста учебника цифровые данные о Солнце.

Характеризовать Солнце как одно из небесных тел, раскры­вать его значение для жизни на Земле. Извлекать из текста учебника цифровые данные о Солнце, выписывать их в рабочую тетрадь и использовать при рас­сказе о Солнце.

Анализировать иллюстрации учебника, устанавливать связь между положением Солнца на небе и сезонными изменения­ми в природе и жизни людей. Сравнивать звёзды, планеты по различным признакам, за­полнять таблицу «Различие звёзд по цвету», используя сведе­ния из учебника и других источников, в том числе Интернета. Работая в группе, моделировать строение Солнечной сис­темы.

П: устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами, высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы.

К: формировать навыки речевых действий, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, убеждать и уступать.

Р: контролировать процесс и результаты своей деятельности.

Формирование устойчивой мотивации к обучению, способность к самооценке своих действий, поступков, выражение положительного отношения к процессу познания .



16

Невидимое сокровище.


Открытия нового знания

Анализировать диаграмму в учебнике, с её помощью определять состав воздуха. Рассказывать о способах обнаружения воздуха вокруг себя, демонстрировать их. Участвовать в игре-соревновании «Поймаем невидимку».



П: устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами, высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы.

К: формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, аргументировать своё предложение, убеждать и уступать.

Р: выполнять учебное действие в соответствии с планом, адекватно воспринимать оценку учителя.

Формирование интереса к познанию окружающего мира, бережного отношения к окружающей природе.



17

Самое главное вещество.Свойства воды. Круговорот воды в природе.

Открытия нового знания

Различать состояния воды. Рассказывать о распространении воды в природе. Раскрывать значение воды для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Исследовать свойства воды в ходе практической работы в группах.

Наблюдать опыт, моделирующий круговорот воды в природе. Характеризовать круговорот воды с опорой на схему в учебнике.

Высказывать предположения, почему воду часто называют самым главным веществом на планете.

Различать состояния воды. Рассказывать о распространении воды в природе. Раскрывать значение воды для живых орга­низмов и хозяйственной жизни человека. Исследовать свойства воды в ходе практической работы в группах. Наблюдать опыт, моделирующий круговорот воды в природе. Характеризовать круговорот воды с опорой на схему в учеб­нике

П: устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами, высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы.

К: осуществлять совместную деятельность в паре с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Р: выполнять взаимопроверку и самооценку учебного задания, проявлять готовность к преодолению трудностей.

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности, способность к самооценке своих действий, поступков, проявление внимания, удивления, желания больше узнать.






18

Природные стихии в народном творчестве.


Открытия нового знания


Узнавать образы воздуха, огня, воды в произведениях словес­ного и изобразительно-прикладного народного творчества. Предлагать для совместной игры несколько загадок об огне, воде и воздухе из творчества народов своего края; находить и характеризовать эти образы в словесных и изобразительно-прикладных произведениях народного творчества своего края. Различать разные проявления этих стихий (вода в водоёмах разного типа, дождь, солнце, молния, огонь на земле и др.). Использовать народные приёмы изображения природных стихий для сочинения своих загадок об огне, воде, воздухе

П: осознавать познавательную задачу; делать обобщения, выводы; извлекать информацию из текста.

К: выражать свои мысли, аргументировать; сотрудничать с товарищами.

Р: анализировать собственную работу: выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.

Формирование положительного отношения к процессу познания, проявление внимания, удивления, желания больше узнать, формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности, познавательного интереса к предмету исследования.



19

Кладовые Земли.


Открытия нового знания

Работая в парах, различать полезные ископаемые по фотографиям и натуральным образцам. Приводить примеры полезных ископаемых своего края.

Исследовать состав гранита в ходе практической работы в группах. Рассказывать по схеме о составе гранита. Оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от вос­приятия горных пород и минералов. Работая в парах, различать полезные ископаемые по фото­графиям и натуральным образцам. Приводить примеры по­лезных ископаемых своего края. Работая в группах, извлекать из атласа-определителя инфор­мацию об изучаемых полезных ископаемых. Раскрывать значение полезных ископаемых в хозяйстве чело­века, доказывать на примерах, что без полезных ископаемых невозможна хозяйственная жизнь людей.

П: строить рассуждение по теме урока.

К: строить понятные для партнёра высказывания в рамках учебного диалога , используя термины.

Р: принимать, сохранять цели урока и следовать им в учебной деятельности; выполнять взаимопроверку и самооценку учебного задания.

Формирование положительного отношения к процессу познания, проявление внимания, удивления, желания больше узнать, формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности, бережного отношения к природным богатствам.



20

Чудо под ногами.


Открытия нового знания

Раскрывать значение почвы для живой природы и хозяйственной жизни человека. Устанавливать связь между составом почвы и её плодородием. Моделировать связи почвы и растения.

.

Исследовать состав почвы в ходе практической работы в группах. Раскрывать значение почвы для живой природы и хозяй­ственной жизни человека. Устанавливать связь между соста­вом почвы и её плодородием. Моделировать связи почвы и растения. Анализировать рисунок учебника, определять животных, обитающих в почве, высказывать предположения об их вли­янии на плодородие почвы, осуществлять самопроверку по тексту учебника. Извлекать из атласа-определителя информацию о животных почвы.

П: находить и выделять необходимую информацию из текста.

К: выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, адекватно взаимодействовать в паре и приходить к общему решению.

Р: принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия.

Формирование положительного отношения к процессу познания, проявление внимания, удивления, желания больше узнать, формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности, бережного отношения к природным богатствам.



21

Мир растений


Открытия нового знания

Различать виды растений; анализировать таблицу «Число видов растений разных групп».

Сравнивать схемы дыхания и питания растений, на этой основе раскрывать особую роль растений в природе и жизни людей, делать вывод о необходимости бережного отношения к растениям

Знакомиться по тексту учебника с группами растений; клас­сифицировать растения, представленные на иллюстрациях учебника. Узнавать группы растений по описаниям. Различать виды растений; анализировать таблицу «Число видов растений разных групп».

Сравнивать схемы дыхания и питания растений, на этой ос­нове раскрывать особую роль растений в природе и жизни людей, делать вывод о необходимости бережного отношения к растениям. Моделировать дыхание и питание растений с помощью схем-аппликаций.

П: выполнять учебно-познавательные действия: рассматривать, сравнивать классифицировать; делать обобщения, выводы.

К: учитывать разные мнения в рамках учебного диалога.

Р: выполнять учебные действия в соответствии с планом, выполнять взаимопроверку.

Формирование положительного отношения к процессу познания, проявление внимания, удивления, желания больше узнать, формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности, бережного отношения к природным богатствам.



22

Плодородная земля и растения в народном творчестве.


Открытия нового знания


Узнавать образы плодородной земли и растений в произведе­ниях словесного и изобразительно-прикладного народного творчества. Подбирать загадки о земле и растениях в творче­стве народов своего края для совместной игры. Находить и характеризовать эти образы в словесных и изобразительно-прикладных произведениях народного творчества своего края, использовать приёмы народного искусства для сочинения своих загадок о земле и растениях .

П: осознавать познавательную задачу; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме.

К: адекватно взаимодействовать в паре и приходить к общему решению.

Р: анализировать собственную работу: выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности, умение проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, помощь.



23

Мир животных.


Открытия нового знания

Различать виды животных, анализировать таблицу «Число видов животных разных групп». Сравнивать размножение и развитие животных разных групп. Работая в парах, моделировать развитие животных с помощью схем-аппликаций.

Классифицировать животных по особенностям питания. С помощью атласа-определителя приводить примеры растительноядных и хищных животных. Выполнение проверочной работы по пройденному разделу.

Знакомиться по тексту учебника с группами животных, клас­сифицировать животных, представленных на иллюстрациях учебника. С помощью атласа-определителя приводить приме­ры животных разных групп. Различать виды животных, анализировать таблицу «Число видов животных разных групп». Сравнивать размножение и развитие животных разных групп. Работая в парах, моделировать развитие животных с по­мощью схем-аппликаций. В ходе групповой работы определять животных с помощью атласа-определителя, устанавливать их принадлежность к изучаемым группам. Высказывать аргументированные суждения о роли животных в природе и жизни людей.

П: осознавать познавательную задачу; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме.

К: участвовать в коллективном обсуждении проблем; с точностью выражать свои мысли.

Р: планировать свои действия с планом; выполнять взаимопроверку и самооценку учебного задания.


Формирование положительного отношения к процессу познания, проявление внимания, удивления, желания больше узнать, формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности, бережного отношения к природной среде.



24

Образы животных в народном творчестве.


Открытия нового знания

Узнавать образы животных в произведениях словесного и изобразительно-прикладного народного творчества, подбирать загадки о животных в творчестве народов своего края для совместной игры, находить и характеризовать образы животных в словесных и изобразительно-прикладных произве­дениях народного искусства своего края,

П: выявлять известное и неизвестное, осознавать познавательную задачу, строить логические цепи рассуждений; находить дополнительную информацию.

К: доносить свою позицию до других, высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать.

Р: анализировать собственную работу : выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.

Формирование положительного отношения к процессу познания, проявление внимания, удивления, желания больше узнать, формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности, познавательного интереса к предмету.



25

Невидимые нити в живой природе.


Открытия нового знания

Классифицировать животных по особенностям питания. С помощью атласа-определителя приводить примеры раститель­ноядных и хищных животных. Использовать информацию из атласа-определителя для подготовки сообщений о таких жи­вотных. Прослеживать по схемам цепи питания. Работая в парах, моделировать цепи питания с помощью схем-аппликаций.

П: осознавать познавательную задачу, строить рассуждение по теме урока.

К: формировать навыки речевых действий, осуществлять совместную деятельность в паре.

Р: действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности

Формирование личного эмоционального отношения к себе и окружающему миру, навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы.



26

Лес — волшебный дворец.


Открытия нового знания

Оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от восприятия леса (на картине, фотографии, в природе). По иллюстрации учебника знакомиться с разнообразием организмов в лесу. Обнаруживать взаимосвязи в лесном сообществе. Составлять цепи питания, характерные для лесного сообщества, моделировать их освоенными способами.


Оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от вос­приятия леса (на картине, фотографии, в природе). По иллюстрации учебника знакомиться с разнообразием ор­ганизмов в лесу. Обнаруживать взаимосвязи в лесном сообществе. Состав­лять цепи питания, характерные для лесного сообщества, мо­делировать их освоенными способами.

Придумывать и разыгрывать сценки, показывающие зависи­мость обитателей леса друг от друга. Прослеживать по схеме в учебнике круговорот веществ в лесу.

П: выявлять известное и неизвестное, осознавать познавательную задачу, строить логические цепи рассуждений.

К: формулировать собственное высказывание, используя термины; адекватно взаимодействовать в паре и приходить к общему решению.

Р: выполнять учебное действие в соответствии с планом, соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

Формирование положительного отношения к процессу познания, проявление внимания, удивления, желания больше узнать, формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности, бережного отношения к природной среде.



27

Луг — царство цветов и насекомых.


Открытия нового знания

Обнаруживать взаим освязи в луговом сообществе. Составлять цепи питания, характерные для луга, моделировать их освоенными способами. Рисовать схему круговорота веществ на лугу.


Оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от вос­приятия луга (на картине, фотографии, в природе). По иллюстрации учебника знакомиться с разнообразием ор­ганизмов на лугу, сравнивать луговое сообщество с лесным. Обнаруживать взаимосвязи в луговом сообществе. Состав­лять цепи питания, характерные для луга, моделировать их освоенными способами. Рисовать схему круговорота веществ на лугу..

П: находить и выделять необходимую информацию из текста, иллюстраций.

К: осуществлять совместную деятельность в паре с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

Р: принимать, сохранять цели урока и следовать им в учебной деятельности, выполнять самооценку и взаимооценку учебного задания.

Формирование чувства личной ответственности за состояние окружающей среды, проявление внимания, удивления, желания больше узнать, формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности.



28

Водоём — дом из воды.


Открытия нового знания

По иллюстрации учебника знакомиться с разнообразием организмов пресного водоёма, сравнивать водное сообщество с лесным и луговым.

Оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от вос­приятия водоёма (на картине, фотографии, в природе). По иллюстрации учебника знакомиться с разнообразием ор­ганизмов пресного водоёма, сравнивать водное сообщество с лесным и луговым. Обнаруживать взаимосвязи в водном сообществе. Состав­лять цепи питания, характерные для сообщества водоёма, мо­делировать их освоенными способами. Рисовать схему круговорота веществ в водном сообществе.

П: высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, обосновывать своё мнение.

К: формировать навыки речевых действий, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли.

Р: принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия.

Формирование чувства личной ответственности за состояние окружающей среды, проявление внимания, удивления, желания больше узнать, формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности.



29

Как сохранить богатства природы.


Открытия нового знания

Работая в парах, соотносить отрицательное влияние человека на природу и меры по её охране, заполнять таблицу в рабочей тетради.

По рисункам-символам в учебнике рассказывать об охране природных богатств. Работая в группах, предлагать условные знаки, демонстрирующие охрану изученных природных сообществ.

Работая в парах, соотносить отрицательное влияние человека на природу и меры по её охране, заполнять таблицу в рабо­чей тетради.

По рисункам-символам в учебнике рассказывать об охране природных богатств. Работая в группах, предлагать условные знаки, демонстриру­ющие охрану изученных природных сообществ, оценивать ра­боту других групп, рассказывать по условным знакам об охране природных сообществ.

П: выполнять учебно-познавательные действия, осознавать познавательную задачу, делать обобщения, выводы.

К: адекватно взаимодействовать в паре и приходить к общему решению.

Р: анализировать собственную работу: выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.

Формирование чувства личной ответственности за состояние окружающей среды, проявление внимания, удивления, желания больше узнать, формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности.



30

Охрана природы в культуре народов России и мира.


Открытия нового знания

Объяснять значения слова «мир» на русском языке и находить их аналоги в языках народов своего края. Моделировать ситуации общения в разных сообществах, старинных и современных. Выявлять общее и особенное в устройстве старинной и современной общественной жизни.


Анализировать пословицы и поговорки разных народов, от­ражающие отношение к природным богатствам, записывать в рабочей тетради пословицы (предания, сказки) народов свое­го края по теме урока. Узнавать с помощью средств массовой информации, Интер­нета, дополнительной литературы о современных способах экологически чистого образа жизни. Рисовать в рабочей тет­ради схему воображаемого экологически чистого поселения. Участвовать в дидактической игре по

П: ориентироваться в своей системе знаний, применять полученные знания в изменённых условиях; делать обобщения, выводы.

К: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Р: проговаривать во внутренней речи последовательность действий при выполнении заданий, анализировать собственную работу, соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

Формирование умения оценивать собственную деятельность, свои достижения, самостоятельность, причины неудач, осознание своих трудностей и стремление к их преодолению.



31

Проверочная работа «Мир как дом»

Урок конторля

Проверить уровень усвоения изученного материала .

Выполнение проверочной работы по пройденному разделу.

П: выполнять учебно-познавательные действия, ориентироваться в своей системе знаний, делать обобщения, выводы.

К: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, отвечая на поставленный вопрос.

Р: проговаривать во внутренней речи последовательность действий при выполнении заданий, анализировать собственную работу

Формирование умения оценивать собственную учебную деятельность, самостоятельность



32

Работа над ошибками.Обобщение пройденного.За стр.учебника.

Урок отработки умений и рефлексии.


Анализ ошибок, коррекция знаний.

Проанализировать уровень усвоения изученного материала по пройденному разделу.



Дом как мир (24 ч)

33

Родной дом — уголок Отчизны

Открытия нового знания

Объяснять значения слова «мир» на русском языке и находить их аналоги в языках народов своего края. Моделировать ситуации общения в разных сообществах, старинных и современных. Выявлять общее и особенное в устройстве старинной и современной общественной жизни.

Выявлять роль и назначение красного угла как почётного места в старинном доме; находить его аналог в устройстве старинного жилища народов своего края, а также название в местных языках.

Творчески выражать мысль о родительской любви к детям в рукотворной игрушке, в кукольном спектакле по одной из сказок народов своего края; высказывать мотивированное сужден

ие о почтении к родителям как нравственной норме всех народов России и мира

Сравнивать и различать особенности в воспитании девочки и мальчика, в том числе в старинной и современной культуре воспитания детей и подростков народов своего

края. Находить в дополнительной литературе, Интернете материалы о значении своего личного имени. Презентовать фирменное блюдо семьи, характеризовать семейный портрет. Демонстрировать поделки.

Различать способы составления родословного древа. Составлять схему родственных связей в своей семье до трёх-четырёх поколений. Рассказывать о профессиях старших членов семьи, друзей семьи. Оформлять презентацию документов и реликвий из семейного архива как фамильную ценность.

Объяснять значения слова «мир» на русском языке и нахо­дить их аналоги в языках народов своего края. Моделиро­вать ситуации общения в разных сообществах, старинных и современных. Выявлять общее и особенное в устройстве ста­ринной и современной общественной жизни. Участвовать в посильных общественных делах и праздниках

П: высказывать предположения; обсуждать проблемные вопросы, добывать новые знания.

К: участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Р: действовать по плану и планировать свою деятельность.

Формирование чувства личной ответственности за состояние окружающей среды, проявление внимания, удивления, желания больше узнать, формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности.



34

Свой дом — свой простор.


Открытия нового знания

Сравнивать устройство старинного и современного домов. Объяснять роль и назначение порога, матицы, печи, женско­го и мужского углов в старинном доме; находить их аналоги в устройстве старинного жилища народов своего края, а так­же названия в местных языках.

П: выполнять учебно-познавательные действия, осознавать познавательную задачу, делать обобщения, выводы.

К: воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Р: выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Формирование положительного отношения к учёбе, к познавательной деятельности, желания приобретать новые знания, умения.



35

В красном углу сесть — великая честь.


Открытия нового знания

Выявлять роль и назначение красного угла как почётного места в старинном доме; находить его аналог в устройстве старинного жилища народов своего края, а также название в местных языках. Моделировать функции духовного центра в современном доме, презентовать традиции гостеприимства

П: ставить и формулировать проблемы, высказывать предположения.

К: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать.

Р: составлять план и последовательность действий, выполнять взаимопроверку.

Формирование чувства личной ответственности за состояние окружающей среды, проявление внимания, удивления, желания больше узнать, формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности, уважительного отношения к культурному наследию своего края



36

Побываем в гостях.


Открытия нового знания

Сопоставлять особенности старинного жилища разных наро­дов; отмечать общие и различные черты. Моделировать си­туации приёма гостей и прихода в гости.

П: находить и выделять необходимую информацию из текста, иллюстраций.

К: формировать навыки речевых действий; участвовать в общей беседе

Р: выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Формирование уважительного отношения к культурному многообразию человечества.



37

На свет появился — с людьми породнился.


Открытия нового знани

В ходе дидактической игры применять терминологию родства к членам своей семьи, находить аналоги в терминологии родства народов своего края, использовать терминологию родства в применении к членам другой семьи, устанавливать различие между терминами родства и свойства, использовать эту терминологию при определении степеней родства в своей семье. Различать термины кровного родства и духовного родства

П: ставить и формулировать проблемы, высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, делать обобщения, выводы

К: выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Р: выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Формирование положительного отношения к процессу познания, проявление внимания, удивления, желания больше узнать, формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности.



38

Родословное древо. Проект.


Открытия нового знания

Различать способы составления родословного древа. Состав­лять схему родственных связей в своей семье до трёх-четырёх поколений. Рассказывать о профессиях старших членов семьи, друзей семьи. Оформлять презентацию документов и реликвий из семейного архива как фамильную ценность

П: осознавать познавательную задачу, высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы

К: формулировать собственное высказывание в рамках учебного диалога.

Р: планировать свою деятельность, действовать по плану, выполнять задание в соответствии с целью

Формирование положительного отношения к процессу познания, проявление внимания, удивления, желания больше узнать, формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности



39

Муж и жена - одна душа.


Открытия нового знания

Творчески выражать мысль о крепости брачных уз в руко­творной игрушке — подарке молодожёнам. Участвовать в ку­кольном спектакле «Свадебка». Оформлять поздравление ро­дителям во Всероссийский день семьи, любви и верности (8 июля). Высказывать мотивированное суждение об идеаль­ных качествах мужа и жены.

П: ставить и формулировать проблемы, высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, делать обобщения, выводы

К: строить понятные для партнёра высказывания, контролировать свои действия и действия партнёра

Р: определять цели и задачи усвоения новы знаний

Формирование уважительного отношения к семейным обычаям и обрядам, к культурному наследию своего края



40

Святость отцовства и материнства.


Открытия нового знания

Творчески выражать мысль о родительской любви к детям в рукотворной игрушке, в кукольном спектакле по одной из ска­зок народов своего края; высказывать мотивированное суж­дение о почтении к родителям как нравственной норме всех народов России и мира.

П: осознавать познавательную задачу; читать, извлекая нужную информацию

К: формировать навыки речевых действий

Р: принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия

Формирование уважительного отношения к семейным обычаям и обрядам, к культурному наследию своего края



41

Добрые дети — дому венец.

Открытия нового знания

Сравнивать и различать особенности в воспитании девочки и мальчика, в том числе в старинной и современной культу­ре воспитания детей и подростков народов своего края. На­ходить в дополнительной литературе, Интернете материалы о значении своего личного имени, о жизни и деятельности зна­менитого соотечественника — своего тёзки. Творчески выра­жать нравственный смысл личного имени как образец для са­мовоспитания; характеризовать личностные качества челове­ка, выбранного в качестве образца для подражания.

П: выявлять известное и неизвестное, осознавать познавательную задачу; читать, извлекая нужную информацию

К: договариваться, находить общее решение, сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта.

К: планировать свою деятельность, действовать по плану

Формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы, проявление интереса к познанию окружающего мира



42

Детские игры — школа здоровья.


Открытия нового знания

Презентовать несколько народных игр, определять их на­значение в своём развитии; характеризовать заложенный в них нравственный смысл, необходимый для самовоспитания. Излагать правила игры и организовывать её в среде свер­стников.

П: : выявлять известное и неизвестное, осознавать познавательную задачу; читать, извлекая нужную информацию

К: адекватно взаимодействовать в паре и приходить к общему решению

Р: планировать свои действия на отдельных этапах урока, выполнять задание в соответствии с целью

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности, умение проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, помощь.



43

В кругу семьи

Открытия нового знания


Презентовать фирменное блюдо семьи, характеризовать семейный портрет. Демонстрировать поделки.

П: ориентироваться в своей системе знаний, применять полученные знания в изменённых условиях; делать обобщения, выводы

К: формировать навыки речевых действий

Р: принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия

Формирование уважительного отношения к семейным обычаям и обрядам, к культурному наследию своего края



44

Строение тела человека.


Открытия нового знания

С помощью иллюстраций учебника рассказывать о внешнем и внутреннем строении тела человека. Давать определения органа и системы органов. Обозначать внутренние органы на схеме. Работая в группе, изучать строение и роль в организме различных систем органов.

.

С помощью иллюстраций учебника рассказывать о внешнем и внутреннем строении тела человека.

Давать определения органа и системы органов. Обозначать внутренние органы на схеме. Работая в группе, изучать строение и роль в организме раз­личных систем органов. Заполнять таблицу «Системы органов человека» в рабочей тетради. Высказывать обоснованные суждения о том, почему важно знать строение и работу своего организма.

П: : выявлять известное и неизвестное, осознавать познавательную задачу; читать, извлекая нужную информацию

К: участвовать в коллективном обсуждении проблем

Р: понимать перспективы дальнейшей учебной работы, определять цели и задачи усвоения новых знаний

Формирование положительного отношения к процессу познания, проявление внимания, удивления, желания больше узнать, формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности



45

Как работает наш организм.


Открытия нового знания

С помощью иллюстраций и схемы в учебнике рассказывать о работе опорно-двигательной и пищеварительной систем. Используя информацию из учебника, вписывать цифровые данные в текст рабочей тетради. Работая в парах, обозначать на схеме последовательность прохождения пищи по органам пищеварительной

системы. Характеризовать работу дыхательной и кровеносной систем. В ходе групповой практической работы учиться измерять пульс у себя другого человека, фиксировать результаты измерений, оценивать свои успехи.

П: осознавать познавательную задачу; читать, извлекая нужную информацию; строить логическую цепь рассуждений

К: сохранять доброжелательное отношение друг к другу, аргументировать своё предложение, убеждать и уступать


Формирование положительного отношения к процессу познания, проявление внимания, удивления, желания больше узнать, формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности



46

Как работает наш организм

Открытия нового знания

Работая в группе, изучать строение и роль в организме различных систем органов.






47

Что такое гигиена?

Открытия нового знания

Работая в паре, формулировать правила выработки хорошей осанки. Корректировать собственное поведение с учётом этих правил. В ходе групповой практической работы осваивать приёмы ухода за зубами, оценивать свои успехи. Классифицировать продукты по происхождению. Обсуждать опасность для здоровья быстрой еды.


Работая в паре, формулировать правила выработки хорошей осанки. Корректировать собственное поведение с учётом этих правил. В ходе групповой практической работы осваивать приёмы ухода за зубами, оценивать

свои успехи. Классифицировать продукты по происхождению. Обсуждать опасность для здоровья быстрой еды. Работать со взрослыми: составлять меню для своей семьи, доказывать его соответствие правилам здорового питания, го­товить одно из блюд

П: строить рассуждение по теме урока

К:формулироватьсобственноевысказывание в рамках учебного диалога, используя термины

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности, осознание личной ответственности за

здоровье своё и окружающих











48

Наши органы чувств.


Открытия нового знания

Работая в паре, знакомиться со строением органов чувств.

Работая в паре, знакомиться со строением органов чувств, осуществлять взаимопроверку. Подписывать на схеме части глаза и уха. Характеризовать работу органов чувств. Формулировать правила гигиены органов чувств. Оценивать своё отношение к собственному здоровью. Кор­ректировать своё поведение в соответствии с изученными правилами гигиены.

П: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель

К: строить понятные для партнёра высказывания

Р: выполнять учебное действие в соответствии с целью.

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности, осознание личной ответственности за здоровье своё и окружающих



49

Школа первой помощи.


Открытия нового знания







Сравнивать устройство медицинских термометров. В ходе групповой практической работы учиться измерять температуру тела с помощью ртутного и электронного термометров, фиксировать результаты измерений, оценивать свои успехи. Работая в паре, записывать номера телефонов экстренной помощи

Сравнивать устройство медицинских термометров.

В ходе групповой практической работы учиться измерять температуру тела с помощью ртутного и электронного термо­метров, фиксировать результаты измерений, оценивать свои успехи. Работая в паре, записывать номера телефонов экстренной по­мощи, запоминать их, осуществлять

взаимопроверку. Высказывать обоснованные суждения о том. Как избежать обмораживания зимой и перегревания летом. Используя информацию учебника, заполнять таблицу «Как оказывать первую помощь», практически осваивать приёмы первой помощи.

П: : выявлять известное и неизвестное, осознавать познавательную задачу; читать, извлекая нужную информацию

К: формировать навыки речевых действий; участвовать в общей беседе

Р: выполнять учебное действие в соответствии с планом, выполнять учебное действие с взаимопроверкой





50

Здоровью цены нет.


Открытия нового знания


Различать социально-нравственные ситуации, в которых по­нятие «здоровье» выступает как триединство; приводить при­меры уважительного, внимательного, милосердного отношения к инвалидам. Высказывать мотивированное суждение о при­оритете здоровья духовного и душевного

П: осознавать познавательную задачу; находить дополнительную информацию, используя справочную литературу

К: интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие

Р: анализировать собственную работу

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности, осознание личной ответственности за здоровье своё и окружающих



51

Проверочная работа «Дом как мир»

Урок контороля

Проверить уровень усвоения изученного материала .

Выполнение проверочной работы по пройденному разделу.

П: выполнять учебно-познавательные действия, ориентироваться в своей системе знаний, делать обобщения, выводы.

К: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, отвечая на поставленный вопрос.

Р: проговаривать во внутренней речи последовательность действий при выполнении заданий, анализировать собственную работу

Формирование умения оценивать собственную учебную деятельность, самостоятельность



52

Дом невелик, а стоять не велит.


Открытия нового знания


Моделировать в форме дидактической игры применение пра­вил повседневной жизнедеятельности в семье; приводить при­меры нарушения или выполнения правил застольного этикета

П: осознавать познавательную задачу; находить дополнительную информацию, используя справочную литературу

К: участвовать в коллективном обсуждении проблем; доносить свою позицию до других

Р: удерживать цель деятельности до получения её результата

П: строить рассуждение по теме урока

К: формировать навыки речевых действий; участвовать в общей

беседе

К: планировать свою деятельность, действовать по плану

Формирование уважительного отношения к иному мнению, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

Формирование положительного отношения к процессу познания, проявление внимания, удивления,

желания больше узнать, формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности



53

Семейный бюджет.


Открытия нового знания

Характеризовать составные части семейных доходов и расходов. Определять свои потребности и составлять приблизительную смету расходов на эти потребности. Рассказывать о некоторых фактах из истории денег в человеческом обществе, приводить примеры денежных единиц разных стран, различать монеты и банкноты Российской Федерации разного достоинства

Составлять приблизи­тельную смету расходов на эти потребности. Рассказывать о некоторых фактах из истории денег в человеческом обществе, приводить примеры денежных единиц разных стран, разли­чать монеты и банкноты Российской Федерации разного дос­тоинства

54

Мудрость старости.


Открытия нового знания

С помощью ключевых слов выражать своё впечатление от образа старого человека в произведении живописи. В кукольном спектакле по одной из сказок народов своего края представлять ситуацию уважительного отношения к старым людям.



С помощью ключевых слов

выражать своё впечатление от об­раза старого человека в произведении живописи. В кукольном спектакле по одной из сказок народов своего края представ­лять ситуацию уважительного отношения к старым людям. Высказывать мотивированное суждение о почитании памяти родных и близких как нравственной норме всех народов Рос­сии и мира

П: находить и выделять необходимую информацию из текста, иллюстраций

К: формулировать собственное высказывание в рамках учебного диалога, используя термины

Р: выполнять задание в соответствии с целью

Формирование положительного отношения к процессу познания, проявление внимания, удивления, желания больше узнать, формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности, уважительного и заботливого отношения к людям старшего поколения



55

Путешествие к А.С. Пушкину.


Открытия нового знания

Характеризовать семейные предания и летописные сведения о родоначальниках Пушкиных по линии отца и матери. Сравнивать портреты предков и потомков А.С. Пушкина, находить в них общие родовые черты.

Характеризовать семейные предания и летописные сведения о родоначальниках Пушкиных по линии отца и матери. Срав­нивать портреты предков и потомков А.С. Пушкина, нахо­дить в них общие родовые черты.


П: осознавать познавательную задачу; находить дополнительную информацию, используя справочную литературу

К: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Р: принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия

Формирование положительного отношения к процессу познания, проявление внимания, удивления, желания больше узнать, формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности



56

Обобщение.За страницами учебника. Моя семья – моя гордость

Урок отработки умений и рефлексии

Анализ ошибок, коррекция знаний.

Состав­лять схему родственных связей в своей семье до трёх-четырёх поколений. Рассказывать о профессиях старших членов семьи. Оформлять презентацию документов и реликвий из семейного архива как фамильную ценность

П: ориентироваться в своей системе знаний, применять полученные знания в изменённых условиях; делать обобщения, выводы

К: формировать навыки речевых действий

Р: принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия

Формирование уважительного отношения к семейным обычаям и обрядам, к культурному наследию своего края



В поисках Всемирного наследия (12 ч)

57

Всемирное наследие.Проект.


Открытия нового знания

Объяснять смысл эмблемы Всемирного наследия, различать объекты природного и культурного Всемирного наследия.

Объяснять смысл эмблемы Всемирного наследия, различать объекты природного и культурного Всемирного наследия. Участвовать в дидакгической игре: подбирать материал из книг, альбомов, Интернета, в том числе для знакомства с местными достопримечательностями природы и культуры, со святынями своего края. Рассказывать об одном-двух объек­тах Всемирного наследия (по выбору — в России, в том чис­ле и в своем крае, и в мире), оформлять наглядный матери­ал для презентации рассказа

П: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; высказывать предположения

К: участвовать в коллективном обсуждении проблем; доносить свою позицию до других, приводя аргументы

Р: понимать перспективы дальнейшей учебной работы

Формирование положительного отношения к процессу познания, проявление внимания, удивления, желания больше узнать



58

Московский Кремль.

Открытия нового знания

По внешнему виду определять проездные башни Московского Кремля, называть их; узнавать на фотографии строения ансамбля Большого Кремлёвского дворца, различать среди них более древнюю и более позднюю постройку; рассказывать о наиболее понравившихся достопримечательностях и святынях Московского Кремля (по выбору); оформлять наглядный материал для презентации рассказа.

По внешнему виду определять проездные башни Московско­го

Кремля, называть их; узнавать на фотографии строения ансамбля Большого Кремлёвского дворца, различать среди них более древнюю и более позднюю постройку; рассказы­вать о наиболее понравившихся достопримечательностях и святынях Московского Кремля (по выбору); оформлять на­глядный материал для презентации рассказа

П: осознавать познавательную задачу, обосновывать своё

мнение

К: формировать навыки речевых действий, формулировать собственные мысли

К: планировать свою деятельность, действовать по плану

Формирование положительного отношения к учению, к

познавательной деятельности, желания приобретать новые знания, умения.




59

Озеро Байкал.


Открытия нового знания

Показывать местонахождение озера на карте.

Рассказывать

о его уникальных особенностях, флоре, фауне и особых эко­логических проблемах (по выбору); оформлять наглядный ма­териал для презентации рассказа

П: выявлять известное и неизвестное, осознавать познавательную задачу

К: формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога

Р: планировать свою деятельность, действовать по плану

Формирование положительного отношения к учению, к познавательной деятельности, желания приобретать новые знания, умения.

Формирование бережного отношения к природным богатствам




60

Путешествие в Египет.


Открытия нового знания

Показывать на карте местоположение Египта и его столицы. Узнавать на фотографии облик египетс

ких пирамид, рассказывать о наиболее понравившихся достопримечательностях и святынях Египта (по выбору).

Показывать на карте местоположение Египта и его столицы. Узнавать на фотографии облик египетских пирамид, расска­зывать о наиболее понравившихся достопримечательностях и святынях Египта (по выбору), оформлять наглядный матери­ал для презентации рассказа

Формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы, осознание единства с окружающим миром, формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов




61

Путешествие в Грецию.


Открытия нового знания

Показывать местоположение Греции и Афин на карте. Узнавать на фотографии облик достопримечательностей и святынь Греции.


Показывать местоположение Греции и Афин на карте. Узна­вать на фотографии облик достопримечательностей и святынь Греции. Рассказывать о наиболее понравившихся достопри­мечательностях и святынях Греции (по выбору), оформлять наглядный материал для презентации рассказа





62

Путешествие в Иерусалим.


Открытия нового знания

Показывать на карте местоположение Иерусалима в Израиле. Узнавать на фотографии облик его достопримечательностей и святынь, рассказывать о наиболее понравившихся достопримечательностях и святынях Иерусалима.


Показывать на карте местоположение Иерусалима в Израи­ле. Узнавать на фотографии облик его достопримечательнос­тей и святынь, рассказывать о наиболее понравившихся до­стопримечательностях и святынях Иерусалима (по выбору), оформлять наглядный материал для презентации рассказа.

П: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; читать, извлекая нужную информацию, высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, делать выводы

К: формировать навыки речевых действий

Р: планировать свои

действия в соответствии с планом, выполнять учебное действие с взаимопроверкой





63

Путешествие в Китай

Открытия нового знания

Показывать на карте местоположение Китая и Пекина. Узнавать на фотографии облик Великой Китайской стены.




Показывать на карте местоположение Китая и Пекина. Уз­навать на фотографии облик Великой Китайской стены, рас­сказывать о наиболее понравившихся достопримечательнос­тях и великих культурных изобретениях Древнего Китая (по выбору), оформлять наглядный материал для презентации рассказа





64

Проверочная работа за год.

Урок контроля

Проверить уровень усвоения изученного материала .

Работа с тестами. Научиться читать, понимать и выполнять предложенные задания.

П: выполнять учебно-познавательные действия, ориентироваться в своей системе знаний.

К: с достаточной полнотой и точностью выражать свои

мысли

Р: проговаривать во внутренней речи последовательность действий при выполнении заданий, анализировать собственную работу

Формирование умения оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения, самостоятельность




65

Работа над ошибками.Обобщение.За страницами учебника.

Урок отработки умений и рефлексии

Анализ ошибок, коррекция знаний.

Проанализировать уровень усвоения изученного материала по пройденному разделу.




66

Всемирные духовные сокровища.


Открытия нового знания

Формулировать понятие о Всемирных духовных сокровищах.

Обобщать полученные знания о многих достойных людях — художниках, писателях, учёных, исторических деятелях. Сравнивать пословицы разных народов России и мира о человеческих достоинствах и соответствующие фраг­менты из текстов Священных книг. Называть имена своих земляков, соотечественников, представителей других стран, которые воплотили в себе лучшие человеческие качества (по выбору).

П: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; читать, извлекая нужную информацию, высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, делать выводы

К: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Р: анализировать собственную работу, осуществлять взаимный контроль

Формирование положительного отношения к процессу познания, проявление внимания, удивления, желания больше узнать, формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности




67-68

Странички умного совенка. Повторение и

обобщение и изученного за год.

Урок отработки умений и рефлексии

Обобщить и систематизировать полученные знания по изученным темам.

Повторить основной материал, изученный в течение учебного года.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!