СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК "Перспектива"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена  на основе Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться.

Данная рабочая программа разработана на основе «Примерной программы начального общего образования», (часть 1, издательство «Просвещение», 2011 год) и авторской (2012 года издания) программы (авторы А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая). Выбор указанных программ обоснован тем, что они соответствуют базовому уровню и наиболее приемлемы к использованию в сельской школе, так как не выходят за рамки традиционной программы.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК "Перспектива"»

Пояснительная записка

Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

В настоящее время основные задачи российского образования в целом и начального общего образования в частности можно определить следующим образом: формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основ для самостоятельной реализации учебной деятельности, которая может обеспечить социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

С этим общим целеполаганием тесно связаны и цели изучения предмета «Окружающий мир» в начальной школе:

• формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

• духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Специфика предмета «Окружающий мир» заключается в том, что он, имея ярко выраженный интегрированный характер, соединяет в равной мере знания о природе, обществе и истории и знакомит обучающегося с материалом естественных и социально-гуманитарных наук, необходимым для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Основной задачей реализации содержания предмета является формирование у ребёнка:

• уважительного отношения к семье, к городу или деревне, а также к региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории;

• понимания ценности, целостности и многообразия окружающего мира, понимание своего места в нём;

• модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

• психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Предмет «Окружающий мир» вводит ценностную шкалу, необходимую для формирования у подрастающего поколения позитивных целевых установок, углублённого личностного восприятия и эмоционального, доброжелательного отношения к миру природы и культуры в их единстве. Тем самым закладываются основы воспитания нравственно и духовно зрелых, активных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и мира вокруг.

Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться.

Данная рабочая программа разработана на основе «Примерной программы начального общего образования», (часть 1, издательство «Просвещение», 2011 год) и авторской (2012 года издания) программы (авторы А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая). Выбор указанных программ обоснован тем, что они соответствуют базовому уровню и наиболее приемлемы к использованию в сельской школе, так как не выходят за рамки традиционной программы.

Предмет «Окружающий мир» изучается в начальной школе с 1 по 4 класс. Курс имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях, носит личностно-развивающий характер. Учебный курс занимает особое место среди учебных предметов начальной школы, поскольку способствует формированию у детей 6 – 10 лет целостного и системного представления о мире и месте человека в нём.

Программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю).

Основной формой организации учебного процесса является урок (урок усвоения новых знаний, урок обобщения и систематизации знаний и умений). Отличительной особенностью программы можно считать сочетание традиционных и нетрадиционных методов обучения. При реализации рабочей программы используются активные формы обучения и ИКТ, проектная деятельность, фронтальная форма деятельности, групповая форма деятельности, индивидуальная форма деятельности. Технологии обучения: развивающее обучение, опережающее обучение, опорные схемы, тесты, игровые технологии.

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся: развитие у младших школьников учебно-познавательных мотивов, формирование учебной самостоятельности и потребности в творческом самовыражении, формирование умений организовывать сотрудничество и планировать свою деятельность, принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением, становление таких общеучебных интеллектуальных умений, как обобщение, классификация, переход от внешнего контроля к самоконтролю, от контроля по результату к контролю по способу действия, от констатирующего к опережающему, формирование умений, связанных с информационной культурой: читать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться справочными материалами.

Виды и формы контроля: проект, проверочная работа, наблюдение, тестирование, устный опрос.

Планируемые результаты изучения окружающего мира:

Личностные результаты

1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

4. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

5. Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

10. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты

1. Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.

2. Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.

3. Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.

4. Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).

5. Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом, который включает учебники, рабочие тетради и методические рекомендации для учителя (авторы А. А. Плешаков,

М. Ю. Новицкая). Все эти пособия, входящие в УМК «Перспектива», обеспечивают формирование УУД: познавательных (общеучебных и логических), коммуникативных, регулятивных и личностных, которые способствуют овладению младшими школьниками компетентностью «уметь учиться».

Содержание программы

Человек и природа

Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Образы природы в традиционной культуре народов России и мира.

Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза. Природные явления в творчестве народов России и мира.

Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире.

Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.

Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас. Образы звёзд и планет в культуре народов России и мира.

Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений. Образ Солнца и времена года в традиционном календаре народов России и мира.

Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей. Прогнозирование погоды в традиционной культуре народов России.

Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).

Водоёмы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоёмы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений). Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Образ воздуха в традиционной народной культуре.

Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе. Образ воды в традиционной народной культуре.

Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).

Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. Образ плодородной земли в традиционной народной культуре.

Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Образы растений в традиционной народной культуре.

Грибы съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края: названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Образы животных в традиционной народной культуре.

Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные).

Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных, животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений). Идея единства мира в традиционной народной культуре.

Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).

Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности: история и современность. Народный календарь (приметы, поговорки, пословицы, обычаи), определяющий сезонный труд людей.

Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Охрана природы в традиционной культуре России и мира.

Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.

Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.

Человек и общество

Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Профессии людей. Разделение труда в обществе — основа личного и общественного благосостояния. Типы человеческих сообществ. Основные занятия людей и орудия труда в старину. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению.

Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Внешний облик человека и его внутренний мир. Лучшие человеческие качества и культура. Искусство и его значение в жизни человека. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению. Образ идеального человека в культуре России и мира. Оценка человеческих свойств и качеств в культуре народов России и мира. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.

Экскурсия (очная или заочная с помощью ИКТ) в портретную галерею художественного музея.

Семья — самое близкое окружение человека. Семья ребёнка и её состав. Наречение имени младенцу, семейное воспитание детей в культуре народов своего края. Нормы жизни в семье: добрые взаимоотношения, забота, взаимопомощь. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Домашнее хозяйство. Распределение домашних обязанностей. Обязанности ребёнка в семье. Место работы членов семьи, их профессии.

Семья и семейные традиции. Названия родственников в языках народов своего края. Родословная. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Имена и фамилии членов семьи. Семейные ценности: ценность материнства, отцовства, детства, преклонного возраста. Честь семьи, рода как ценность. Культура общения и взаимная ответственность в семье. Уважение к мнению друг друга, духовная солидарность.

Прошлое семьи. Источники знаний о прошлом: воспоминания старших о важных событиях в жизни семьи, семейные реликвии (ордена и медали, памятные знаки, фотографии, старые книги и письма и др.). Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.

Экскурсия в краеведческий музей для знакомства с семейной культурой народов своего края (по выбору).

Младший школьник; правила поведения в школе, на уроках. Обращение к учителю. Оценка великой миссии учителя в культуре народов России и мира. Классный коллектив, сотрудничество одноклассников и учителя для достижения общих целей; школьный коллектив — единство классных коллективов во имя чести и достоинства школы; совместная учёба, игры, отдых как способы культурного взаимодействия с окружающим миром. Режим дня школьника — условие плодотворной учёбы и успешного развития в школьные годы.

Экскурсия в школьный музей для знакомства с историей школы и достижениями её выдающихся выпускников.

Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.

Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.

Важное значение транспорта в жизни общества. Краткая история транспорта. Транспорт города и села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Общественный и личный транспорт. Правила пользования транспортом.

Важное значение средств связи в жизни человека и общества: почта, телеграф, телефон, электронная почта. Краткая история средств связи. Телефоны экстренной помощи.

Важное значение средств массовой информации в нашей жизни: радио, телевидение, пресса, Интернет. Дополнительные источники информации: словари, энциклопедии, справочники (в том числе на электронных носителях) и правила работы с ними.

Важное значение средств массовой информации в нашей жизни: радио, телевидение, пресса, Интернет. Дополнительные источники информации: словари, энциклопедии, справочники (в том числе на электронных носителях) и правила работы с ними.

Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.

Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан. Федеральное собрание. Ответственность государства за благополучие своих граждан. Ответственность российских граждан за своё Отечество.

Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество Христово, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции и др. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.

Россия на карте, государственная граница России. Добрососедство разных стран в мире — культурная ценность человечества.

Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.

Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России.

Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.

Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности, музеи, театры, спортивные комплексы и пр.

Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.

История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Начальные представления о культуре России в разные исторические времена (образование, научные знания, памятники архитектуры и живописи и др.). Картины быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций народов России в прошлом (жилища, одежда, питание, домашняя утварь, основные занятия, орудия труда), верования, народные праздники и обычаи.

Экскурсия в краеведческий музей для знакомства с традиционной культурой народов своего края.

Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.

Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Объекты Всемирного наследия — сокровище всех народов Земли. Знакомство с 3—4 (несколькими) странами (с контрастными особенностями): название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Ответственность людей за Всемирное природное и культурное наследие.

Правила безопасной жизни

Ценность здоровья и здорового образа жизни.

Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.

Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.

Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.

Правила безопасного поведения в природе.

Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.









































ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

4 класс УМК «Перспектива»


п/п



Тема урока

Кол-во часов

Термины и понятия

Планируемые результаты


Дата

Приме-

чание

план.

факт.

Мы – граждане единого Отечества (13 часов)

Сформировать представление о гражданине, его правах и обязанностях в обществе.

Ввести способ определения законности действия человека.

Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

Личностные

Метапредметные

Предметные

Проявлять:

-интерес к изучению темы;

- уважительное отношение к государственной символике, к правам и обязанностям, установленным Конституцией РФ;

- желание изучать законы РФ, Декларацию прав ребенка ООН и соотносить их с деятельностью героев повести-сказки;

- понимание успешности при изучении темы.

Познавательные умения:

— раскрывать значение понятий «мы», «общество», «объединение», «сообщество», «земляк», «землячество», «гражданин», «гражданское общество», «соотечественник», «отечественная война», «конституция», «паспорт», «дубликат», «преамбула», «права», «обязанности», «ООН», «декларация», «федеральный закон» и использовать их в активном

— определять вид общества и обосновывать своё мнение;

— обосновывать условия принадлежности человека к определённому обществу/сообществу;

— отмечать показатели всенародного единства и обосновывать своё мнение;

— определять права и обязанности гражданина России и обосновывать своё мнение;

— устанавливать соответствие прав ребёнка со статьёй Конституции РФ и обосновывать своё мнение;

— использовать приобретённые знания при составлении рассказа о действиях героя, подтверждая их законность определённой статьёй Конституции РФ о соблюдении прав и свобод ребёнка.

Регулятивные умения:

— выполнять учебное задание в соответствии с целью;

— ориентироваться в разных вариантах выполнения задания;

— выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания;

— соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности;

— оценивать результат собственной деятельности.

Коммуникативные умения:

— формулировать высказывание в рамках учебного диалога, используя термины;

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

— конструктивно взаимодействовать с партнёром при проверке учебного задания;

— использовать соответствующие речевые средства для представления результата.

Рассказывать:

— о причинах вхождения людей в различные общества/сообщества и о своей роли в различных обществах;

— о гражданском обществе;

— о Конституции РФ и Декларации прав ребёнка ООН;

— о правах и обязанностях гражданина России;

— о правах ребёнка и законах, их гарантирующих в РФ.

• Составлять и оформлять:

— проект («Мой проект на благо России»);

— фоторассказ об общности народов России;

— паспорт ученика.

• Составлять и писать рассказ о действиях героя, подтверждая их законность определённой статьёй Конституции РФ.


1

Общество-это мы.


1

общество и сообщества, гражданин и гражданское общество

Стимулировать:

— интерес к познанию мира;

— уважительное отношение к государственной символике, историческому прошлому страны.

• Ввести понятия «мы», «общество», «объединение», «земляк», «землячество», «сообщество», «гражданин», «гражданское общество», «соотечественник», «паспорт», «дубликат», «отечественная война».

• Актуализировать умения

выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.

• Научить:

— определять различные виды обществ и обосновывать

своё мнение;

— определять условия принадлежности человека к определённому обществу/сообществу и обосновывать своё мнение;

— отмечать показатели всенародного единства и обосновывать своё мнение;

— рассказывать о причинах вхождения людей в различные общества/сообщества;

— рассказывать о своей роли в различных обществах;

— рассказывать о гражданском обществе;

— рассказывать о паспорте гражданина;

— рассказывать о государственной символике;

— рассказывать о событиях Отечественной войны 1812 года;

— составлять и оформлять паспорт ученика;

— составлять и оформлять фоторассказ об общности народов России;

— подготавливать

и проводить презентацию о событиях Отечественной войны 1812 года;

— составлять и оформлять

проект «Мой проект на благо России»;

— адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.

Личностные умения:

— проявлять интерес к познанию мира;

— проявлять уважительное отношение к государственной символике, к историческому прошлому страны.

Познавательные умения:

— раскрывать значение понятий «мы», «общество», «объединение», «сообщество», «земляк», «землячество», «гражданин», «гражданское общество», «соотечественник», «паспорт», «дубликат»,

«отечественная война» и использовать их в активном словаре;

— объяснять смысл крылатых выражений и обосновывать своё мнение;

— определять различные виды обществ и обосновывать своё мнение;

— обосновывать условия принадлежности человека к определённому обществу/сообществу;

— отмечать показатели всенародного единства и обосновывать своё мнение.

Регулятивные умения:

— выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.

Коммуникативные умения:

— адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.

Предметные умения:

— рассказывать о причинах вхождения людей в различные общества/сообщества; о своей роли в различных обществах; о гражданском обществе;

о паспорте гражданина; о государственной символике; о событиях Отечественной войны 1812 года;

— составлять и оформлять паспорт ученика;

— составлять и оформлять фоторассказ об общности народов России;

— подготавливать и проводить презентацию о событиях Отечественной войны 1812 года;

— составлять и оформлять проект «Мой проект на благо России».




2

Российский народ.


1

«российский народ»




3

Конституция

России.





































































1










Конституция












4


Права ребенка.



права и обязанности ребёнка

Прививать интерес к познанию мира;

— уважительное отношение к правам и обязанностям граждан, установленным Конституцией РФ.

• Ввести понятия «конституция», «преамбула», «права», «обязанности», «ООН», «декларация», «федеральный закон».

• Актуализировать умения выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.

• Научить:

— определять права и обязанности гражданина России и обосновывать своё мнение;

— находить соответствие статей Конституции РФ старинным нравственным правилам отечественной культуры и обосновывать своё мнение;

— находить соответствие прав ребёнка статьям Конституции РФ и обосновывать своё мнение;

— рассказывать о структуре Конституции РФ;

— рассказывать о правах и обязанностях граждан России;

Личностные умения:

— проявлять интерес к познанию мира;

— проявлять уважительное отношение к правам и обязанностям, установленным Конституцией РФ.

Познавательные умения:

— раскрывать значение понятий «конституция», «преамбула», «права», «обязанности», «ООН», «декларация», «федеральный закон» и использовать их в активном словаре;

— определять права и обязанности гражданина России и обосновывать своё мнение;

— находить соответствие статей Конституции РФ старинным нравственным правилам отечественной культуры и обосновывать своё мнение;

— находить соответствие принципа о правах ребёнка со статьёй Конституции РФ и обосновывать своё мнение.

Регулятивные умения:

— выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.

Коммуникативные умения:

— формулировать высказывание в рамках учебного диалога, используя термины;

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.

Предметные умения:

— рассказывать о структуре Конституции; о правах и обязанностях граждан России; о расширении прав и обязанностей ребёнка по мере взросления; о правах ребёнка и законах, их гарантирующих в РФ.




5

Государственное устройство России.


1

Государственное устройство России






6

Российский союз равных.


1

Субъекты РФ




7

Государственная граница России.


1

«граница», показывать на карте границу РФ; различать границы на суше и на море




8

Путешествие за границу России (конференция).


1

Страны ближнего зарубежья, их границы, природа, культура, столица




9

Сокровища России и их хранители.


1





10

Творческий союз.

1





11

Обобщение по разделу «Мы – граждане единого Отечества».

1


Установить степень освоения темы, а именно умения:

— определять права и свободы сказочных героев;

— определять и записывать основные принципы Декларации прав ребёнка ООН;

— выполнять задание в соответствии с целью.


Регулятивные умения:

— выполнять задание в соответствии с целью.

Предметные умения:

— определять права и свободы сказочных героев;

— определять и записывать основные принципы Декларации прав ребёнка ООН.





12

Наши проекты. «За страницами учебника».

1





13

Проверочная работа по теме «Мы – граждане единого Отечества».

1





По родным просторам (20часов)

Сформировать представление о природных ресурсах России.

Ввести: план изучения полезных ископаемых; алгоритм определения местоположения реки на физической карте.

Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

Личностные

Метапредметные

Предметные

Проявлять:

— интерес к изучению темы;

— бережное отношение к природным ресурсам России;

— творческое отношение к процессу решения кроссворда «Удивительные озёра России»;

— понимание успешности при изучении темы.

Познавательные умения:

 раскрывать значение понятий «карта», «географическая карта», «физическая карта», «контур», «контурная карта», «масштаб», «формы земной поверхности», «равнина», «низменность», «возвышенность», «холм», «плоскогорье», «горы», «горный хребет», «балка», «овраг», «полезные ископаемые», «минералы», «горные породы», «месторождение», «железная руда», «каменный уголь», «гранит», «известняк», «песок», «глина», «торф», «нефть», «природный газ», «вода», «пресная вода», «солёная вода», «река», «исток», «устье», «берег», «русло», «приток», «озеро», «океан», «море», «остров» и использовать их в активном словаре;

 определять:

— различие физической и контурной карты и обосновывать своё мнение;

— особенности форм земной поверхности России и обосновывать своё мнение;

— свойства полезных ископаемых и обосновывать своё мнение;

— водное пространство, его части и обосновывать своё мнение;

 использовать приобретённые знания для решения кроссворда «Удивительные озёра России».

Регулятивные умения:

— выполнять учебное задание, используя план, алгоритм;

— выбирать вариант выполнения задания;

— выполнять взаимопроверку, корректировку и взаимооценку учебного задания;

— соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

Коммуникативные умения:

— конструктивно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

— договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и группе;

 адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности.

 Рассказывать:

— о природных богатствах России, используя физическую карту, условные знаки;

— о значении природных богатств в жизни людей.

 Определять и показывать природные объекты на физической карте России.

 Проводить исследование полезных ископаемых России и оформлять результаты в таблице.

 Оформлять и представлять фоторассказ/презентацию о различных природных объектах России, родного края.

 Решать (или составлять) кроссворд по теме «Удивительные озёра России».

14

Карта – наш экскурсовод.

1

Карта, условные обозначения физической карты России



Стимулировать интерес к изучению формы земной поверхности родной страны.

 Актуализировать знания о географической карте и правилах чтения карты.

 Актуализировать умения:

— выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания;

— выполнять взаимооценку учебного задания.

 Ввести понятия «карта», «географическая карта», «физическая карта», «контур», «контурная карта», «масштаб», «формы земной поверхности», «равнина», «низменность», «возвышенность», «холм», «плоско­горье», «горы», «горный хребет», «балка», «овраг».

 Научить:

— определять различие физической карты России и мира и обосновывать своё мнение;

— определять условные знаки физической карты и обосновывать своё мнение;

— определять особенности изображения природных объектов на физической карте России и обосновывать своё мнение;

— определять различие физической и контурной карты и обосновывать своё мнение;

— определять особенности форм земной поверхности России и обосновывать своё мнение;

— определять особенности холма, горы и обосновывать своё мнение;

— определять особенности оврага, балки и обосновывать своё мнение;

— рассказывать о физической/контурной карте России;

— рассказывать об условных знаках физической карты России;

— рассказывать о своей стране, используя физическую карту России;

— рассказывать о крупнейших равнинах и горных хребтах России;

— рассказывать о различных формах земной поверхности России;

— рассказывать о формах земной поверхности своего края;

— определять природные объекты на физической карте России;

— оформлять и представлять фоторассказ о формах земной поверхности родного края;

— конструктивно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.


Личностные умения:

— проявлять интерес к изучению формы земной поверхности родной страны.

Познавательные умения:

— раскрывать значение понятий «карта», «географическая карта», «физическая карта», «контур», «контурная карта», «масштаб», «формы земной поверхности», «равнина», «низменность», «возвышенность», «холм», «плоскогорье», «горы», «горный хребет», «балка», «овраг» и использовать их в активном словаре;

— определять различие физической карты России и мира и обосновывать своё мнение;

— определять условные знаки физической карты и обосновывать своё мнение;

— определять особенности изображения природных объектов на физической карте России и обосновывать своё мнение;

— определять различие физической и контурной карты и обосновывать своё мнение;

— определять особенности форм земной поверхности России и обосновывать своё мнение;

— определять особенности холма, горы и обосновывать своё мнение;

— определять особенности оврага, балки и обосновывать своё мнение.

Регулятивные умения:

— выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания;

— выполнять взаимооценку учебного задания.

Коммуникативные умения:

— конструктивно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.

Предметные умения:

— рассказывать о физической/контурной карте России;

— рассказывать об условных знаках физической карты России;

— рассказывать о своей стране, используя физическую карту России;

— рассказывать о крупнейших равнинах и горных хребтах России;

— рассказывать о различных формах земной поверхности России;

— рассказывать о формах земной поверхности своего края;

— определять природные объекты на физической карте России;

— оформлять и представлять фоторассказ о формах земной поверхности родного края.






15

По равнинам и горам.
















































































1





16

В поисках подземных кладовых.






























1



































 Стимулировать:

— интерес к изучению полезных ископаемых разных регионов России;

— бережное отношение к природным ресурсам.

 Актуализировать знания о полезных ископаемых: о их месторождении, свойствах, использовании человеком в хозяйственной деятельности.

 Актуализировать умения:

— выполнять учебное задание, используя план;

— выполнять взаимопроверку, корректировку и взаимооценку учебного задания.

 Ввести понятия «полезные ископаемые», «минералы», «горные породы», «месторождение», «железная руда», «каменный уголь», «гранит», «известняк», «песок», «глина», «торф», «нефть», «природный газ».


Личностные умения:

— проявлять интерес к изучению полезных ископаемых разных регионов России;

— проявлять бережное отношение к природным ресурсам.

Познавательные умения:

— раскрывать значение понятий «полезные ископаемые», «минералы», «горные породы», «месторождение», «железная руда», «каменный уголь», «гранит», «известняк», «песок», «глина», «торф», «нефть», «природный газ» и использовать их в активном словаре;

— определять полезные ископаемые по его описанию и обосновывать своё мнение;

— определять свойства полезных ископаемых и обосновывать своё мнение.

Регулятивные умения:

— выполнять учебное задание, используя план;

— выполнять взаимопроверку.








17

Наши реки.

1


Стимулировать:

— интерес к изучению водных ресурсов России;

— бережное отношение к водным богатствам страны.

 Актуализировать знания о воде и водоёмах страны.

 Актуализировать умения:

— выполнять учебное задание, используя план, алгоритм;

— выполнять взаимопроверку, корректировку и взаимооценку учебного задания.

 Научить:

— определять водное пространство и обосновывать своё мнение;

— определять значение водоёма в жизни людей и обосновывать своё мнение;

— определять части реки и обосновывать своё мнение;

— определять классификацию рек по протяжённости и обосновывать своё мнение;

— определять связь моря с океаном и обосновывать своё мнение;

— сравнивать глубину озёр и обосновывать своё мнение;

— рассказывать о водных пространствах России и их значении в жизни людей;

— рассказывать о глубине озёр страны;

— определять протяжённость реки и показывать её на физической карте России;

— составлять схему «Части реки»

Личностные умения:

— проявлять интерес к изучению водных ресурсов России;

— проявлять бережное отношение к водным богатствам страны.

Познавательные умения:

— раскрывать значение понятий «вода», «пресная вода», «солёная вода», «река», «исток», «устье», «берег», «русло», «приток», «озеро», «океан», «море», «остров» и использовать их в активном словаре;

— определять водное пространство и обосновывать своё мнение;

— определять значение водоёма в жизни людей и обосновывать своё мнение;

— определять части реки и обосновывать своё мнение;

— определять классификацию рек по протяжённости и обосновывать своё мнение;

Регулятивные умения:

— выполнять учебное задание, используя план, алгоритм;

— выполнять взаимопроверку, корректировку и взаимооценку учебного задания.

Коммуникативные умения:

— адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности;

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.

Предметные умения:

— рассказывать о водных пространствах России и их значении в жизни людей;

— рассказывать о глубине озёр страны;

— определять протяжённость реки и показывать её на физической карте России;

— составлять схему «Части реки»;






18

Озера – краса земли.


1





19

По морским просторам.


1









20

С севера на юг.


1

Высотная вертикальная поясность




21

В ледяной пустыне.

1





22

В холодной тундре.

1


 Стимулировать:

— интерес к многообразию природных зон России;

— бережное отношение к природе.

  Актуализировать знания о сторонах горизонта, местоположении России на физической карте, природных сообществах и экологических связях.

 Актуализировать умения:

— осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь;

— выполнять учебное задание в соответствии с планом.

 Ввести понятия «природная зона», «климат», «погода», «почва», «растительный мир», «животный мир», «климатический пояс», «основные климатические пояса», «переходные климатические пояса», «высотная поясность», «Арктика», «пустыня», «арктическая пустыня», «ледяная зона», «полярная ночь», «полярный день», «полярное сияние», «тундра», «многолетняя мерзлота», «миграция», «кочевать», «сообщество», «утилизация отходов», «лемминги».

 Научить:

— определять природные зоны России и обосновывать своё мнение;

— определять особенности чередования природных зон России с севера на юг и обосновывать своё мнение;

— определять природные зоны высотной поясности России и обосновывать своё мнение;

— определять особенности природных зон Арктики и обосновывать своё мнение;

— определять экологические проблемы природной зоны и обосновывать своё мнение;

— рассказывать о природных зонах России и определять их местоположение на карте природных зон;

— рассказывать о причине чередования природных зон с севера на юг;

— рассказывать о природной зоне арктических пустынь, тундры и определять их местоположение на карте природных зон России;

— рассказывать о природных условиях, растительном и животном мире природных зон арктических пустынь и тундры;

— рассказывать о приспособленности растений и животных к условиям жизни в зоне Арктики;

— рассказывать об экологических связях в тундровом сообществе;

— сравнивать природу тундры и зоны арктических пустынь;

— изображать на контурной карте природную зону соответствующим цветом;

— составлять цепи питания, характерные для обитателей зоны арктических пустынь, тундры;

— составлять и оформлять презентацию о растениях и животных природной зоны арктических пустынь, тундры.

Личностные умения:

— проявлять интерес к многообразию природных зон России;

— проявлять бережное отношение к природе.

Познавательные умения:

— раскрывать значение понятий «природная зона», «климат», «погода», «почва», «растительный мир», «животный мир», «климатический пояс», «основные климатические пояса», «переходные климатические пояса», «высотная поясность», «Арктика», «пустыня», «арктическая пустыня», «ледяная зона», «полярная ночь», «полярный день», «полярное сияние», «тундра», «многолетняя мерзлота», «миграция», «кочевать», «сообщество», «утилизация отходов», «лемминги» и использовать их в активном словаре;

— определять природные зоны России и обосновывать своё мнение;

— определять особенности чередования природных зон России с севера на юг и обосновывать своё мнение;

— определять природные зоны высотной поясности России и обосновывать своё мнение;

— определять особенности природных зон Арктики и обосновывать своё мнение;

— определять экологические проблемы природной зоны и обосновывать своё мнение.

Регулятивные умения:

— осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь;

— выполнять учебное задание в соответствии с планом.

Коммуникативные умения:

— адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.

Предметные умения:

— рассказывать о природных зонах России и определять их местоположение на карте природных зон;

— рассказывать о причине чередования природных зон с севера на юг;

— рассказывать о природной зоне арктических пустынь, тундры и определять их местоположение на карте природных зон России;

— рассказывать о природных условиях, растительном и животном мире природных зон арктических пустынь и тундры;

— рассказывать о приспособленности растений и животных к условиям жизни в зоне Арктики;

— рассказывать об экологических связях в тундровом сообществе;

— сравнивать природу тундры и зоны арктических пустынь;

— изображать на контурной карте природную зону соответствующим цветом;

— составлять цепи питания, характерные для обитателей зоны арктических пустынь, тундры;

— составлять и оформлять презентацию о растениях и животных природной зоны арктических пустынь, тундры.







23

Среди лесов.


1







24

В широкой степи.


1





25

В жаркой пустыне.




































































1





26

У теплого моря.


1

Тропики и субтропики




27

Мы - дети родной земли.


1





28

В содружестве с природой.


1

Кочевой и оседлый образ жизни




29

Как сберечь природу России.


1





30

По страницам Красной книги.


1

Красная книга




31

По заповедникам и национальным паркам.

1

Заповедник заказник национальный парк




32

Наши проекты. «За страницами учебника».


1


Установить степень освоения темы, а именно умения:

— формулировать определение понятия;

— изображать условный знак полезного ископаемого;

— изображать схему реки, определять части реки и указывать их на схеме;

— определять название водного пространства по его описанию;

— выполнять задание в соответствии с целью.

Регулятивные умения:

— выполнять задание в соответствии с целью.

Предметные умения:

— формулировать определение понятия;

— изображать условный знак полезного ископаемого;

— изображать схему реки, определять части реки и указывать их на схеме;

— определять название водного пространства по его описанию.




33

Проверочная работа по теме «По родным просторам».

1





Путешествие по реке времени (26 часов)

Закрепить знания, полученные на уроках по окружающему миру, ориентироваться в историческом времени;

Воспитывать чувства гражданственности и патриотизма, гордости за свою страну;

Развивать коммуникативные интеллектуальные способности.

34

В путь по реке времени.


1

Река времени, история

Сформировать представление о том, как человечество сохраняло и передавало опыт потомкам; познакомить с понятиями «река времени», «история», с тем, как ведется летоисчисление; развивать речь, интерес к изучению истории.

Личностные умения

Проявлять:

- интерес к познанию мира;

- уважительное отношение к природному и культурному наследию человечества, России.

Познавательные умения:

• раскрывать значение понятия «Семь чудес света», «Всемирное наследие», «Всемирное природное наследие», «Всемирное культурное наследие», «кремль», «кремлёвская стена», «Московский Кремль», «музей-заповедник», «историко-культурный памятник», «благословение», «собор», «озеро», «озеро Байкал», «презентация», «пресная вода», «целлюлозно-бумажный комбинат» и использовать их в активном словаре;

• определять:

- объекты Всемирного природного и культурного наследия планеты, включая Россию, и обосновывать свое мнение.





35

Путешествуем с археологами.


1





36

По страницам летописи.


1





37

Истоки древней Руси.


1





38

Мудрый выбор.


1





39

Наследница Киевской Руси.

1





40

Москва - преемница Владимира.


1





41

Начало Московского

царства.



1








42

Подвижники Руси и землепроходцы.


1

Подвижник, землепроходец, праведник.




43

На пути к единству.


1





44

Начало Российской империи.


1





45

«Жизнь - Отечеству, честь - никому».


1

Честь ученого, воина, гражданина, достоинство Отечества, общее благо




46

Отечественная война 1812 года.


1





47

Великий путь.


1





48

Золотой век театра и музыки.


1





49

Рассвет изобразительного искусства.


1





50

В поисках справедливости.

1





51

Век бед и побед.


1





52

«Вставай, страна огромная!»


1


Выполнять простейшие опыты по изучению свойств воздуха, воды.

• Выполнять простейшие опыты по изучению свойств полезных ископаемых.

• Составлять картину «Мир как дом», используя символические изображения окружающего мира.

Регулятивные умения:

— выполнять учебное задание в соответствии с планом;

— осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь;

— выполнять взаимопроверку и корректировку






53

Трудовой фронт России.


1





54

"Нет в России семьи такой…"


1





55

После великой войны.


1





56

Экскурсия к историческим памятникам (в музей боевой славы).


1





57

Достижения 1950-1970-х годов.


1


Актуализировать знания:

— о видах леса и его обитателях;

— о невидимых связях растений и животных.

• Ввести понятия «сообщество», «природное сообщество», «круговорот веществ в природе».

• Научить:

— раскрывать значение понятий «сообщество», «природное сообщество», «круговорот», «круговорот веществ», «ярусы» и использовать их в активном словаре;

— различать природные сообщества и обосновывать своё мнение

Регулятивные умения:

— выполнять учебное задание в соответствии с планом;

— осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь понимать значение полезных ископаемых в хозяйственной деятельности человека и обосновывать своё мнение;

— понимать значение почвы для растений, животных и человека и обосновывать своё мнение;

— различать природные объекты по отличительным признакам и обосновывать своё мнение;

— различать символы и образы природных стихий в народном творчестве





58

Наши проекты. «За страницами учебника».


1





59

Проверочная работа по разделу "Путешествие по Реке времени".

1





Мы строим будущее России (9 часов)

Сформировать представление об устройстве старинного дома и жизни в нём.

Ввести правила общения людей, проживающих в современном доме.

Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.


60

Современная Россия.


1


Рассказывать: о

традиционных особенностях старинного дома (внешних, внутренних) народов России;

— о назначении красного угла в старинном доме;

— о правилах совместной жизни в общем доме (в современном сельском, многоквартирном);

— о правилах общения с соседями, незнакомыми людьми;

— об общих делах и праздниках;

— о традициях гостеприимства в древности и в настоящее время.

• Оформлять:

— фоторассказ о малой родине;

— рассказ о традиционном жилище народа той местности, которая для учащегося является малой родиной.


Личностные умения

Проявлять:

— интерес к познанию окружающего мира;

— уважительное отношение к культурному многообразию человечества;

— интерес к обустройству старинного дома;

— понимание своей успешности при изучении темы.

Познавательные умения:

раскрывать значение терминов и понятий и использовать их в активном словаре;

— объяснять значения слова «мир» и обосновывать своё мнение;

— определять структуру старинного дома как образа вселенной и обосновывать своё мнение.




61

Хороша честь, когда есть, что есть.


1





62

Умная сила России.


1





63

Светлая душа России.


1





64

Начни с себя.


1





65

Наши проекты. «За страницами учебника» (экскурсия на предприятие города (села)).

1





66

Проверочная работа по теме «Мы строим будущее России».


1





67

Итоговая контрольная работа.


1





68

Обобщение пройденного за год. Игра «Брейн-ринг».

1












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!