СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа предназначена для учителей начальной школы, работающих по программе "Перспектива".
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Любимовская средняя общеобразовательная школа»
Кореневского района Курской области
РАССМОТРЕНА на заседании методического объединения учителей начальных классов Протокол № 1 от 30.08.2017 г. Руководитель МО /Е.И. Панченко/
| СОГЛАСОВАНА И.о. заместителя директора по учебно-воспитательной работе /Н.В.Гусева/ «30» августа 2017 г. | УТВЕРЖДЕНА на заседании педагогического совета ОУ Протокол № 1 от 30.08.2017 г. Введена в действие приказом № 2-41 от 01.09.2017 г. Директор школы /Г.Н.Скоморохова/ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по окружающему миру
Уровень образования, класс: начальное общее образование, 2 класс
Количество часов 68
Уровень базовый
Учитель Панченко Елена Ивановна
первая квалификационная категория
Программа разработана на основе
Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования;
рабочей программы предметной линии учебников А.А.Плешакова, М.Ю.Новицкой, УМК «Перспектива»
2017-2018 учебный год
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской программы Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной, а также планируемых результатов начального общего образования, с учетом возможностей учебно-методической системы «Перспектива» и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
- Плешаков А.А., Новицкая М.Ю.. Окружающий мир. Учебник. 2 класс. В 2 ч. М.: Просвещение, 2012г.
- Плешаков А.А., Новицкая М.Ю.. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч.
- Новицкая М.Ю., Белянкова Н.М., Мартинкова Е.В., Саркисян Ю.В. Уроки по окружающему миру: 2 класс
- «Перспектива». Сборник рабочих программ. М.: Просвещение, 2011г.
Специфика предмета заключается в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере знания о природе, обществе и истории и знакомит с материалом естественных и социально-гуманитарных наук, необходимым для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Курс «Окружающий мир» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В XXI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Особую остроту экологические проблемы будут иметь в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе.
Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сферах. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. В соответствии с экологической направленностью курса особое внимание мы уделяем знакомству младших школьников с природным многообразием, рассматривая его и как самостоятельную ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Экологическая целостность мира – важнейший аспект фундаментальной идеи целостности, также последовательно реализуемой в курсе. Идея экологической целостности мира реализуется через раскрытие разнообразных экологических связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет также включение в программу элементарных сведений из области экономики, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру – это предлагаемая и применяемая нами формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру. Идея уважения к миру базируется на учении А.Швейцера о благоговении перед жизнью, на концепции экологического императива Н. Н. Моисеева, созвучна современным идеям воспитания культуры мира.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребенка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д.
Использование календаря как уникального явления мировой культуры в качестве организующего стержня в программе курса и в материале учебника 2 класса дает возможность интегрировать процесс освоения детьми разных областей знаний, естественно-научных и гуманитарных. Шаг за шагом внимание ребенка системно переключается в разные сферы: наблюдение за природой и освоение естественно-научной картины мира; знакомство с народной картиной мира, отраженной в ритмичном чередовании труда и праздников людей в течение года; сопоставление современной точки зрения на необходимость бережного отношения человека к природе, к своему здоровью и народной точки зрения на окружающий мир как единство человека и природы; сравнение между собой календарных трудовых и праздничных традиций разных народов России и мира.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за ее стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ на изучение окружающего мира во 2 классе начальной школы выделяется 68 часов (34 учебные недели, по 2 часа в неделю).
II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
- называть, находить и показывать субъект Российской Федерации, в котором находится село и школа, где учатся дети,
- называть планеты и порядок их расположения в Солнечной системе,
- определять стороны горизонта,
- находить на глобусе океаны и материки,
- перечислять единицы измерения времени в порядке их увеличения, количество дней в неделе, называть дни недели, выстраивать их последовательность,
-перечислять времена года в правильной последовательности,
- измерять температуру,
- кратко характеризовать содержание общегражданских праздников современного российского календаря, представленных в учебнике,
- находить признаки явлений природы в разные времена года и называть особенности жизни людей в эти времена года, отраженные в старинных названиях месяцев,
- называть осенние, зимние, весенние и летние погодные и природные явления в неживой природе,
- узнавать вечнозеленые хвойные растения средней полосы России,
- перечислять цветы, которые видели в цветниках села или в собственном саду осенью, весной,
- отличать съедобные грибы от несъедобных и ядовитых,
- определять, чем отличаются насекомые от паукообразных,
-различать перелетных и зимующих птиц,
-приводить примеры невидимых нитей в осеннем, зимнем, весеннем лесу,
-соблюдать правила здорового образа жизни в осенний, зимний, весенний и летний периоды,
-перечислять правила охраны природы в разные времена года,
-определять дату зимнего солнцестояния (22 декабря) и день зимнего солцеворота (25 декабря),
- находить на звездном небе зимой ковши Большой и Малой Медведицы и Полярную звезду,
- называть несколько лекарственных растений и определять, какие их части используют для лечебных целей,
- характеризовать зимние праздники и традиции проводов зимы в культуре народов своего края,
- называть дату весеннего равноденствия и основные весенние природные явления (таяние снега, ледоход, половодье, первые грозы),
- находить созвездия Кассиопеи и Льва на звездном небе.
Регулятивные результаты:
Обучающийся научится:
- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совестно с учителем,
- сохранять учебную задачу урока (воспроизводить ее на определенном этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя),
- выделять из темы урока известные неизвестные знания и умения,
- планировать свое высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы),
- планировать последовательность операций на отдельных этапах урока,
- фиксировать в конце урока удовлетворенность/ неудовлетворенность своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/ неуспехам,
- оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем,
- контролировать и корректировать свое поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.
Познавательные результаты:
Обучающийся научится:
- понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации,
- находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников,
- использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки,
- понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц,
- анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков,
- классифицировать объекты по заданным (главным) критериям,
- сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду),
- осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями,
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями,
- строить рассуждения (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами,
- проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов,
- моделировать различные явления природы (смена дня и ночи, смена времен года).
Коммуникативные результаты:
Обучающийся научится:
- включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками,
- формулировать ответы на вопросы,
- слушать партнера по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чем говорит собеседник,
- договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий,
- высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами),
- поддерживать в ходе выполнения заданий доброжелательное общение друг с другом,
- признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие,
- употреблять вежливые слова в случае неправоты,
- понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий,
- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учетом возрастных особенностей, норм),
- готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых,
- составлять небольшие рассказы на заданную тему.
Личностные результаты:
У обучающегося будут сформированы:
- более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, обладателя и носителя государственного языка Российской Федерации – русского языка,
- умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины,
- доброжелательное отношение друг к другу как к носителям разных этнических, конфессиональных и общероссийских культурных ценностей, представленных в форме обрядов и обычаев традиционного календаря разных народов России и в форме праздников общегражданского календаря,
- целостный взгляд на мир через знакомство с разнообразием природы в годовом цикле сезонов,
- представление о разнообразии календарных традиций народов России и о гармоничном единстве жизни человека и природы в течение года,
- представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России, выступающей в разнообразных культурных формах сезонного труда и праздничных обычаев людей в течение года,
- представление о навыках адаптации в мире через осознание ритмичности природного времени в годовом цикле и единства жизни человека и природы в течение года,
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир», к школе,
- представление о социальной роли ученика (понимание и принятие норм и правил школьной жизни, в том числе организации и подготовки общих праздничных событий в течение года),
- познавательные мотивы учебной деятельности,
- представление о личной ответственности за свои поступки через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям в меняющихся природных и социальных условиях жизни в течение года,
- эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы, выразительных средств русского (и родного) языка, созерцания звездного неба, изменений в природе в разные времена года,
- этические нормы (сотрудничество, взаимопомощь, взаимопонимание) на основе взаимодействия учащихся при выполнении совместных заданий,
- представление об этических нормах через формулирование норм экологической этики,
- этические чувства на основе знакомства с календарными праздниками в культурах народов России, с традициями отношения к природным объектам в культуре разных народов России,
- потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками через соблюдение правил поведения на уроке,
- выполнение правил работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, в том числе в процессе освоения сезонных игр народов России, стремление прислушиваться к мнению одноклассников, в том числе при обсуждении вопросов организации и проведения календарных праздников по традициям народов своего края,
- установка на здоровый образ жизни через формулирование и соблюдение правил здорового образа жизни в разные времена года, в том числе с опорой на лучшие сезонные традиции здорового образа жизни народов своего края.
Требования к уровню подготовки обучающихсяК концу 2 класса учащиеся
должны знать:
неживая и живая природа; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животные дикие и домашние; насекомые, рыбы, птицы, звери; основные признаки времен года; некоторые охраняемые растения и животные своей местности; правила поведения в природе; основные сведения о своем городе (селе); домашний адрес; виды транспорта; наиболее распространенные профессии;
строение тела человека; правила личной гигиены; правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;
имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах;
основные стороны горизонта; устройство и назначение компаса; основные формы земной поверхности: равнины и горы; основные виды естественных водоемов; части реки;
названия нашей страны и ее столицы, некоторых других городов России; названия нескольких стран мира; государственные символы России.
должны уметь:
различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по нескольку представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня; выполнять правила поведения в природе;
различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя;
выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;
использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах;
определять основные стороны горизонта с помощью компаса;
приводить примеры достопримечательностей родного края, Москвы, Санкт-Петербурга.
III. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
№ | Тема раздела | Количество часов | Содержание тем учебного курса |
1 | Вселенная, время, календарь | 15 | Мы - союз народов России. Мы - жители Вселенной. Наш «космический корабль» - Земля. Время. Сутки и неделя. Месяц и год. Времена года. Погода. Календарь – хранитель времени, страж памяти. Красные дни календаря. Народный календарь. Экологический календарь. |
2 | Осень | 19 | Осенние месяцы. Осень в неживой природе. Народные праздники в пору осеннего равноденствия. Звёздное небо осенью. Трава у нашего дома. Старинная женская работа. Деревья и кустарники осенью. Чудесные цветники осенью. Грибы. Шестиногие и восьминогие. Птичьи секреты. Как разные животные готовятся к зиме. Невидимые нити в осеннем лесу. Осенний труд. Будь здоров! Охрана природы осенью. |
3 | Зима | 15 | Зимние месяцы. Зима-время науки и сказок. Зима в неживой природе. Звездное небо зимой. Зима в мире растений. Зимние праздники. Растения в домашней аптечке. Зимняя жизнь птиц и зверей. Невидимые нити в зимнем лесу. В феврале зима с весной встречается впервой. Зимний труд. Будь здоров! Охрана природы зимой. |
4 | Весна и лето | 19 | Весенние месяцы. Весна в неживой природе. Весна - утро года. Звездное небо весной. Весеннее пробуждение растений. Чудесные цветники весной. Весна в мире насекомых. Весна в мире птиц и зверей. Невидимые нити в весеннем лесу. Весенний труд. Старинные весенние праздники. Будь здоров! Охрана природы весной. Лето красное. Летние праздники и труд. |
| Всего | 68 |
|
IV. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема раздела | Количество часов |
1 | Вселенная, время, календарь | 15 |
2 | Осень | 19 |
3 | Зима | 15 |
4 | Весна и лето | 19 |
| Всего | 68 |
СОГЛАСОВАНО
И. о. заместителя директора по УВР
/Гусева Наталия Владимировна/
«30» августа 2017 года
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по ______ окружающему миру ______
класс ______2______
Учитель Панченко Елена Ивановна
Количество часов: всего __68__ ч;
в неделю __2__ ч
Планирование составлено на основе рабочей программы
утвержденной на педсовете № 1 от 30.08.2017г.
и введенной в действие приказом № 2-41 от 01.09.2017г.
V. Календарно-тематическое планирование по окружающему миру во 2 классе
№ | Дата | Тема раздела/ урока | Кол час | Планируемые результаты обучения | Примеча- ние | |
план | факт | |||||
|
|
| Вселенная, время, календарь | 15 |
|
|
1 | 01.09 |
| Мы - союз народов России.
| 1 | Предметные: познакомить детей с тем, какой материал будет изучаться во 2 классе; дать представление о многообразии субъектов Российской Федерации — республиках, краях, областях, городах федерального значения; продолжить углубление знаний о разнообразии народов России и о том, что соединяет нас всех в едином государстве; знакомство с политико-административной картой России; формировать доброжелательное отношение друг к другу как к носителям этнических и общероссийских культурных ценностей. Метапредметные: соотносить святыни России и своего края с традиционными религиями; моделировать ситуацию общения игровых кукол на языках народов своего края и других народов России; высказывать на основе своего опыта мотивированное суждение о роли русского языка в Российской Федерации. Личностные: понимать значение русского языка как государственного языка Российской Федерации; осознавать важность доброжелательного отношения друг к другу как к носителям этнических и общероссийских культурных ценностей. | с. 4-7
|
2 | 06.09 |
| Мы - жители Вселенной.
| 1 | П: знать представления о строении Вселенной, Солнечной системы, планетах и спутниках планет; помочь детям понять зависимость жизни на Земле от ее положения в Солнечной системе. М: определять взаимосвязь Земли и Вселенной; определять по рисунку и моделям форму Солнца, Земли, Луны; анализировать схему в учебнике; рассказывать по схеме о движении Земли и Луны в космическом пространстве; сравнивать размеры планет; осуществлять самопроверку. Л: осознавать значимость зависимости жизни на Земле от ее положения в Солнечной системе. | с. 8-11 |
3 | 08.09 |
| Наш «космический корабль» - Земля. | 1 | П: знать понятие о горизонте, сторонах горизонта, компасе; научить обращению с компасом. М: по своим представлениям рисовать Землю – наш космический корабль; анализировать схему в учебнике и устанавливать способ определения сторон горизонта по Солнцу; применять способ обозначения сторон горизонта, заполняя схемы в рабочей тетради; осуществлять самопроверку. Л: осознавать важность и необходимость бережного отношения к Земле. | с. 12-13 |
4 | 13.09 |
| Экскурсия «Что нас окружает?» | 1 | П: уметь наблюдать за окружающими школу деревьями, строениями, природой; заполнять дневник наблюдений. М: применять способ определения сторон горизонта. Л: осознавать важность и необходимость бережного отношения к Земле. | с. 14-15
|
5 | 15.09 |
| Время. | 1 | П: уметь приводить примеры неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего, опираясь на свой опыт; перечислять единицы измерения времени в порядке их увеличения; рассказать о старинных и современных часах; объяснить, как действуют солнечные современных часах; объяснять, как действуют солнечные, водяные, песочные часы; предлагать рисунки-символы, обозначающие, водяные, песочные часы. М: рассказывать о старинных и настоящее, прошлое и будущее; обосновывать свое решение; определять по фотографиям временные характеристики изображенных событий; моделировать время на часах; выделять приметы времени; сравнивать достоинства и недостатки различных видов старинных часов. Л: осознавать образ времени как единства прошлого, настоящего и будущего; понимать значимость разных типов старинных и современных часов как явлений истории и культуры разных стран и народов мира. | с. 16-19 |
6. | 20.09 |
| Сутки и неделя. | 1 | П: уметь по схеме в учебнике дать научное объяснение смены дня и ночи и связать с этим явлением две естественные единицы измерения времени — сутки и неделю; выбрать наиболее привлекательный для себя способ фантастического объяснения этого явления на основе соответствующих произведений художественного творчества народов своего края (загадки и сказки о Солнце и Луне, о дне и ночи). М: выбирать наиболее привлекательный для себя способ фантастического объяснения смены дня и ночи на основе соответствующих произведений художественного творчества; моделировать смену дня и ночи с помощью схемы-аппликации; писать рассказ об интересном событии в семье. Л: осознавать образ времени как единства прошлого, настоящего и будущего. | с. 20-23 |
7. | 22.09 |
| Месяц и год. | 1
| П: уметь с помощью схемы дать научное объяснение изменению внешнего виды Луны в течение месяца; установить связь между названиями естественного спутника Земли и единицей измерения времени «месяц»; уметь представить единицу измерения времени «год»; проявлять творческую активность в создании сказочного образа «месяца» и «года» с помощью словесного или изобразительно-прикладного творчества. М: устанавливать связь между названиями естественного спутника Земли и единицей измерения времени «месяц»; представлять единицу измерения времени «год» как последовательность двенадцати месяцев; проявлять творческую активность в создании сказочного образа «месяца» и «года» в виде антропоморфных или зооморфных существ с помощью словесного или изобразительно-прикладного искусства; прослеживать по схеме изменение облика Луны в течение месяца и объяснять причины этого явления; моделировать смену лунных фаз в виде схемы-аппликации; отгадывать народные загадки о Луне и соотносить образы загадок с разными лунными фазами; наблюдать изменение облика Луны и фиксировать результаты наблюдений в виде рисунков. Л: осознавать важность наблюдения за живой и неживой природой: за «жизнью» Луны на ночном небе, за сменой времен года; развивать творческое воображение в процессе наблюдения за природой в течение года. | с. 24-27
|
8. | 27.09 |
| Времена года. |
1 | П: с помощью схемы уметь объяснять причину смены времен года; понимать условность начала перечисления времен года при неизменности их следования друг за другом в годовом круге; называть важнейшие сезонные явления природы как признаки того или иного времени года. М: предлагать для каждого времени года рисунки-символы; устанавливать по схеме связь сезонных изменений в природе с движением Земли вокруг Солнца и наклоном земной оси; объяснять причины смены времен года; моделировать их в виде схемы-аппликации; придумывать сказочное объяснение смены времен года, иллюстрировать его рисунком; наблюдать и определять реальную длительность сезонов своего края; выявлять среди них специфические сезонные явления. Л: понимать важность связи изменений в природе с движением Земли по орбите вокруг Солнца. | с. 28-31 |
9 | 29.09 |
| Экскурсия «Живая и неживая природа» | 1 | П: уметь формулировать информацию о наблюдаемых объектах, заполнять дневник наблюдений. М: наблюдать и определять реальную длительность сезонов своего края; выявлять среди них специфические сезонные явления. Л: понимать важность связи изменений в природе с движением Земли по орбите вокруг Солнца. | Оформить дневник наблюдений. |
10 | 04.10 |
| Погода. | 1 | П: знать понятие «погода»; познакомить детей с устройством и особенностями работы разных видов термометров; научить измерять температуру, записывать показания термометра. М: сравнивать предложенное определение с эталоном в учебнике; рассказывать по иллюстрациям учебника и собственным наблюдениям о явлениях погоды; сравнивать различные виды термометров; объяснять назначение метеорологических приборов; осуществлять самопроверку; рисовать условные знаки погодных явлений. Л: понимать необходимость бережного и безопасного обращения с термометрами. | с.32-35 |
11 | 06.10 |
| Календарь – хранитель времени, страж памяти. | 1 | П: знать представление о календаре как очень древнем явлении мировой культуры, тесно связанном с особенностями образа жизни, хозяйства, религии разных народов мира; познакомить детей с разнообразными видами и устройством старинных и современных календарей. М: сравнивать календари разных типов; обсуждать правила пользования ими; сравнивать даты начала нового года в православном, мусульманском, буддийском, иудейском календарях. Л: понимать условность начала нового года в календарях разных народов мира в связи с особенностями традиционной культуры; понимать, что календарь – очень древнее явление мировой культуры, тесно связанное с особенностями образа жизни, хозяйства, религии разных народов мира; осознавать необходимость уважать чужие традиции. | с. 36-39 |
12 | 11.10 |
| Красные дни календаря. |
1 | П: уметь кратко характеризовать содержание общегражданских праздников современного российского календаря, представленных в учебнике; описывать празднование одного из этих праздников в своем селе. М: описывать празднование одного из праздников в своем селе; иллюстрировать рассказ фотографиями (компьютерной презентацией); определять различие между государственными праздниками России и международными праздниками. Л: понимать важность праздников современного российского гражданского календаря как способа дружеского объединения всех граждан нашего Отечества вне зависимости от местожительства, особенностей этнической культуры и вероисповедания. | с. 40-43 |
13 | 13.10 |
| Народный календарь. | 1 | П: знать некоторые народные приметы на погоду своего края и уметь соотносить их с ощущениями, которые дают нам разные органы чувств; уметь предполагать, какая будет погода, наблюдая за определенными явлениями природы, которые служат основой для народных примет на погоду. М: соотносить народные приметы с ощущениями разных органов чувств; проверять народный прогноз погоды по ближайшему дню-погодоуказателю; сравнивать результат с прогнозом метеорологов; отражать наблюдения в календаре долгосрочных прогнозов погоды; сопоставлять реальные наблюдения и данные примет своего края. Л: понимать важность народного календаря как сокровищницы опыта общения народа с природой и сотрудничества с ней. | с. 44-47 |
14 | 18.10 |
| Экологический календарь. |
1 | П: знать задачи экологии как науки и экологического движения в России и в мире, необходимость охраны природы; воспринимать экологический календарь как важное явление современной культуры; по мере сил участвовать в охране природы, использовать в своей деятельности посильные способы охраны природы. М: высказывать предположение о том, что такое экология; находить в тексте учебника определение экологии как науки; рассказывать по рисунку учебника о природе – нашем зеленом доме; выражать свое отношение к природе в собственном рисунке; вписывать в таблицу даты экологических дней, предлагать рисунки-символы к каждой дате. Л: понимать задачи экологии как науки и экологического движения в России и в мире, необходимость охраны природы; воспринимать экологический календарь как важное явление современной культуры. | с. 48-51 |
15 | 20.10 |
| Тест по теме «Вселенная, время, календарь» | 1 | П: проверить уровень усвоения изученного материала в тестовой форме, анализ ошибок, коррекция знаний. М: осуществлять самопроверку. | Нарис. любимый уголок природы |
|
|
| Осень | 19 |
|
|
16 | 25.10 |
| Осенние месяцы. | 1 | П: уметь находить признаки осенних явлений природы и указания на особенности жизни людей осенью в старинных названиях осенних месяцев; описывать красоту осенней природы и произведений искусства, посвященных этой теме, используя выразительные средства родного языка; проявлять заботу друг о друге в совместном сезонном посильном труде; называть те черты в судьбе и произведениях художников, которые вызвали эмоциональное переживание у каждого из учащихся. М: описывать красоту осенней природы и произведений искусства, посвященных этой теме, используя выразительные средства родного языка; соотносить признаки осени в живой и неживой природе, а также события в жизни людей осенью со значением старинных названий осенних месяцев в языке народов своего края; составлять на основе народной загадки схему круглого года с чередованием сезонов; сочинять устный рассказ по картине; сравнивать и различать общее и особенное в осенних праздниках разных народов России; соотносить особенности праздничных обычаев и обрядов с сезонными особенностями природы и хозяйственной жизни разных народов России. Л: осознавать важность умения проявлять заботу друг о друге в совместном сезонном посильном труде; понимать нравственный смысл и красоту старинных осенних обычаев взаимопомощи в труде; осознавать необходимость эмоционально-эстетического отношения к природе и произведениям словесного и изобразительного творчества для развития своей личности. | с. 54-57 |
17 | 27.10 |
| Осень в неживой природе | 1 | П: знать зависимость осенних изменений в неживой природе от положения земной поверхности по отношению к Солнцу и от характера ее освещенности; усвоить названия осенних погодных и природных явлений в неживой природе (иней, заморозки, моросящие затяжные дожди, туманы и др.); приучиться к наблюдениям за изменениями погоды. М: рассказывать по своим наблюдениям о погоде летом и осенью; устанавливать причинно-следственные связи между положением Солнца и осенними изменениями в природе; извлекать из текста учебника информацию об осенних изменениях в неживой природе; составлять в рабочей тетради список осенних явлений; сравнивать иллюстрации учебника, определять по характерным признакам периоды осени; играть в старинную детскую игру по правилам, описанным в учебнике; фиксировать результаты наблюдений в таблицах, сравнивать их, делать выводы об изменении погоды в течение осени. Л: осознавать красоту осенней природы. | с. 58-61 |
18 | 08.11 |
| Экскурсия «Осенние изменения в природе». | 1 | П: уметь выявлять сезонные изменения в природе, записывать в дневник наблюдений. М: рассказывать по своим наблюдениям о погоде летом и осенью; устанавливать причинно-следственные связи между положением Солнца и осенними изменениями в природе; играть в старинную детскую игру по правилам, описанным в учебнике; делать выводы об изменении погоды в течение осени. Л: осознавать красоту осенней природы. | Оформить дневник наблюдений |
19 | 10.11 |
| Народные праздники в пору осеннего равноденствия. | 1 | П: уметь в обрядах и обычаях осеннего равноденствия различать особенности, характерные для быта и хозяйственной жизни земледельцев, охотников, скотоводов; называть общее свойство праздников осеннего равноденствия у разных народов, определяя их главный нравственный смысл — благодарность природе; творчески проявить благодарность природе в условиях современной жизни. М: различать общее и особенное в осенних праздниках разных народов России, соотносить особенности праздничных обычаев и обрядов с особенностями природы и хозяйственной жизни этих народов; соотносить текст и иллюстрации учебника; выявлять и называть характерные атрибуты осенних народных праздников; рассказывать об особенностях праздников земледельцев, охотников и оленеводов; изготавливать куклу-зернушку по инструкции в рабочей тетради; устанавливать связь народных праздников с осенними изменениями в природе. Л: осознавать необходимость проявлять благодарность природе в условиях современной жизни; осознавать значение осенних народных праздников как выражение благодарности природе за все, что она дает людям; понимать важность чувства благодарности к природе за ее дары людям. | с. 62-65 |
20 | 15.11 |
| Звёздное небо осенью. | 1 | П: знать, что звезды, как и Солнце, — сгустки раскаленных газов; узнать, что понимали под созвездиями древние и что называют созвездиями современные ученые; познакомиться с созвездиями Большая Медведица и Лебедь и древнегреческими мифами о них. М: рассказывать на основе наблюдений о впечатлениях от созерцания звездного неба; сравнивать древние и современные представления о созвездиях; анализировать схемы созвездий Большой Медведицы и Лебедя; соотносить схемы созвездий и старинные рисунки; достраивать схемы созвездий в рабочей тетради, опираясь на иллюстрации учебника; наблюдать звездное небо, используя атлас-определитель, фиксировать результаты наблюдений в виде записей в рабочей тетради; использовать дополнительную литературу, ресурсы Интернета для написания рассказа об одном из созвездий. Л: воспринимать красоту звездного неба. | с. 66-69 |
21 | 17.11 |
| Трава у нашего дома. | 1 | П: знать причины пожелтения травы осенью; научиться распознавать травы с помощью атласа-определителя. М: рассказывать по своим наблюдениям о состоянии травянистых растений осенью; описывать устно внешний вид наиболее распространенных травянистых растений; отгадывать народную загадку о растениях, осуществлять самопроверку. Л: осознавать важность бережного отношения к природе. | с. 70-73. |
22 | 22.11 |
| Старинная женская работа. | 1 | П: уметь назвать последовательность трудовых операций в работе со льном; научиться выполнять задание учителя, распределяя операции между собой в группе. М: исследовать и сравнивать на ощупь лоскутки ткани из разных природных материалов – шерсти, хлопка, льна; реконструировать по рисункам последовательность трудовых операций в старинной работе со льном; соотносить эти операции с образами загадки; сравнивать и отмечать общее и различное в сезонной женской работе со льном у разных народов. Л: осознавать нравственное значение совместной работы людей; испытывать уважение к трудолюбию. | с. 74-77 |
23 | 24.11 |
| Деревья и кустарники осенью. | 1 | П: знать причины листопада; познакомиться с вечнозелеными хвойными растениями средней полосы России; продолжить развивать навыки работы с атласом-определителем и дополнительной литературой. М: определять деревья и кустарники по плодам; сравнивать осеннюю окраску листьев; раскрашивать листья в соответствии с их осенней окраской; сравнивать состояние лиственных и хвойных растений осенью; выражать свое отношение к неблаговидным поступкам людей в природе; формулировать соответствующие правила экологической этики. Л: воспринимать и описывать красоту звуков и красок осени; осознавать необходимость бережного отношения к природе. | с. 78-81 |
24 | 29.11 |
| Чудесные цветники осенью. | 1 | П: знать, какие цветы дети видели в цветниках села или в собственном саду осенью; понять, что выращивание цветов — большой труд на радость людям. М: выделять наиболее понравившиеся растения, объяснять причины своих предпочтений; различать реальные свойства растений и отражение их в культуре разных народов. Личностные: понимать, что выращивание цветов – большой труд на радость людям; оценивать эмоционально-эстетические впечатления от восприятия растений цветника; проявлять уважение к культурным традициям, связанных с растениями. | с. 82-85 |
25 | 01.12 |
| Проверочная работа «Признаки осени» | 1 | П: проверить уровень усвоения материала по данному разделу, учить анализировать ошибки. М: соотносить признаки осени в живой и неживой природе. Л: воспринимать и описывать красоту звуков и красок осени; осознавать необходимость бережного отношения к природе. | рисунок «Любимое время года» |
26 | 06.12 |
| Грибы. | 1 | П: знать понятие о грибах как особом царстве живой природы; изучить строение гриба; научить отличать съедобные грибы от несъедобных и ядовитых. М: сравнивать грибы по внешнему виду; узнавать и рассказывать о строении гриба с помощью схемы в учебнике; самостоятельно рисовать схему строения гриба; осуществлять самопроверку; устанавливать связи грибов с растениями и животными; различать схожие внешне съедобные и несъедобные грибы по характерным признакам; обосновывать необходимость бережного отношения к грибам; формулировать соответствующие правила экологической этики. Л: осознавать необходимость бережного отношения к грибам. | с. 86-89 |
27 | 08.12 |
| Шестиногие и восьминогие. | 1 | П: знать, чем отличаются насекомые от паукообразных; познакомиться с этапами развития бабочки и стрекозы. М: отвечать на вопросы о насекомых и пауках по своим наблюдениям; рассказывать по рисунку учебника о разнообразии насекомых; раскрашивать рисунки, передавая характерные особенности окраски насекомых; прослеживать по рисункам-схемам превращения различных насекомых; осуществлять самопроверку; моделировать превращения насекомых в виде схем-аппликаций; обосновывать необходимость бережного отношения к паукам; формулировать соответствующие правила экологической этики. Л: осознавать необходимость бережного отношения к природе, в частности, к насекомым и паукообразным. | с. 90-93 |
28 | 13.12 |
| Птичьи секреты | 1 | П: знать причины, по которым перелетные птицы покидают родные края; научиться различать перелетных и зимующих птиц. М: отвечать на вопросы о птицах; выяснять по рисунку учебника, какие птицы относятся к перелетным, а какие – к зимующим; классифицировать перелетных и зимующих птиц по известным признакам; выделять в тексте учебника проблемные вопросы. Л: осознавать важность чувства любви к родной природе. | с. 94-96 |
29 | 15.12 |
| Как разные животные готовятся к зиме. | 1 | П: знать, как животные готовятся к зиме в зависимости от того, впадают они в спячку или нет. М: устанавливать связь между сезонными изменениями в природе и жизнью животных; выявлять приспособительное значение спячки, линьки, запасания корма и других явлений в жизни животных; по рисунку учебника сравнивать летнюю и осеннюю окраску меха белки и зайца; объяснять значение наблюдаемых явлений; раскрашивать рисунки в рабочей тетради с целью воспроизведения особонноестей сезонной окраски зверьков; формулировать соответствующие правила экологической этики. Л: осознавать важность проявления любви к родной природе. | с. 98-101 |
30 | 20.12 |
| Невидимые нити в осеннем лесу. | 1 | П: знать о взаимосвязях между растениями и животными в осеннем лесу; научиться приводить примеры невидимых нитей в осеннем лесу. М: извлекать из текста и иллюстраций учебника информацию о связях в природе; анализировать рисунок и схему между собой; сравнивать разные виды схем; соотносить рисунок и схему между собой; сравнивать разные виды схем; рассказывать по представленным схемам о невидимых нитях; моделировать связи в осеннем лесу с помощью схем-аппликаций и графических схем; формулировать соответствующие правила экологической этики. Л: осознавать важность охраны взаимосвязей между растениями и животными. | с. 102-105 |
31 | 22.12 |
| Осенний труд. | 1 | П: знать некоторые виды работ, выполняемых осенью с культурными растениями и домашними животными; проявлять заботу о животных накануне предстоящей зимы; уметь выполнять некоторые виды посильной работы по подготовке дома и двора к зиме. М: сравнивать осенние работы в городах и селах в старину и сейчас; соотносить работы с особенностями в мире живой и неживой природы; выявлять общее и различное. Л: осознавать многообразие работы осенью в городах и селах и то, как эта работа связана с особенностями осенней живой и неживой природы; понимать важность и необходимость уважения к труду на земле и желание заботиться обо всех живых существах накануне предстоящей зимы. | с. 106-109 |
32 | 27.12 |
| Будь здоров! | 1 | П: знать правила здорового образа жизни в осенний период; знать и уметь объяснить товарищу правила двух-трех народных игр, подходящих для осени (из учебника и из репертуара игровой культуры народов своего края); уметь контролировать во время игры свое поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила, предусмотренные игрой. М: формулировать правила здорового образа жизни осенью. Л: осознавать важность и необходимость благожелательного общения. | с. 110-113 |
33 | 12.01 |
| Охрана природы осенью. | 1 | П: знать правила сбора грибов, ягод, орехов; выполнять правила поведения по отношению к перелетным и зимующим птицам, к животным леса в предзимнюю пору. М: анализировать рисунки учебника; рассказывать о правилах охраны природы с помощью рисунков; извлекать из текста учебника информацию о некоторых представителях Красной книги России, о причинах сокращения их численности; предлагать меры охраны изучаемых объектов на основе полученной информацией. Л: понимать необходимость соблюдения правил охраны природы при сборе ее даров осени; осознавать важность изучения страниц Красной книги. | с. 114-117 |
34 | 17.01 |
| Тест по теме «Осень» | 1 | П: проверить уровень усвоения материала по теме «Осень» в тестовой форме, учить анализировать ошибки. М: соотносить признаки осени в живой и неживой природе. Л: понимать необходимость соблюдения правил охраны природы при сборе ее даров осени. | Рис. «Моя малая родина» |
|
|
| Зима | 15 |
|
|
35 | 19.01 |
| Зимние месяцы | 1 | П: уметь находить признаки зимних явлений природы в старинных названиях зимних месяцев; описывать красоту зимней природы и произведений искусства, посвященных этой теме, используя выразительные средства родного языка; называть те черты в судьбе и произведениях художников, которые вызвали эмоциональное переживание у каждого из учащихся. М: соотносить признаки зимы в природе и в жизни людей со значением старинных названий зимних месяцев в языке народов своего края; использовать выразительные средства родного языка для описания красоты зимней природы и произведений искусства, посвященных этой теме; сопоставлять старинные и современные названия зимних месяцев; характеризовать погодные явления зимних месяцев по картинам художников с помощью выразительных средств русского языка; сочинять устный рассказ по картине; подбирать в творчестве народов своего края народные приметы и прогнозировать изменение погоды зимой. Л: делиться со сверстниками и взрослыми эмоционально-эстетическими впечатлениями по отношению к природе зимой и произведениями словесного и изобразительного искусства, представляющим красоту зимней природы. | с. 4-7
|
36 | 24.01 |
| Зима-время науки и сказок. | 1 | П: знать несколько зимних народных примет на погоду; уметь объяснить, чему учат народные сказки, как в них оцениваются такие качества, как скупость, жадность, хитрость; рассказать о персонажах картин А. И. Морозова и братьев-художников А. П. и С. П. Ткачевых, опираясь на сюжет этих произведений. М: объяснять, чему учат народные сказки, как в них оцениваются такие качества, как скупость, жадность, хитрость; рассказывать о персонажах картин А.И.Морозова и братьев-художников А.П. и С.П. Ткачевых, опираясь на сюжеты этих произведении; сравнивать сказки разных народов; формулировать их нравственное значение для современной жизни. Л: понимать нравственное значение сказок народ России; понимать важность умения за внешним сюжетом видеть внутренний смысл произведений изобразительного искусства, своими словами описывать состояние персонажей, их взаимные отношения и рассказывать, какими средствами передает это художник. | с. 8-11 |
37 | 26.01 |
| Зима в неживой природе. | 1 | П: иметь понятие о зимних природных явлениях, опираясь на непосредственный жизненный опыт учащихся: снежный покров на земле, лед на водоемах, снегопад, метель, изморозь, оттепели, гололед; дать понятие о зимнем солнцестоянии и поговорках о нем; научить видеть красоту зимней природы. М: рассказывать о зимних изменениях в природе; устанавливать причинно-следственные связи между положением Солнца и зимними изменениями в природе; извлекать из текста учебника информацию о зимних явлениях в неживой природе и составлять в рабочей тетради список таких явлений; рассказывать по иллюстрациям учебника о зимних видах отдыха детей; устанавливать связь между ними и зимними изменениями в неживой природе; отгадывать народные загадки о зиме, осуществлять самопроверку; сравнивать результаты наблюдений; делать выводы об изменении погоды в течение зимы. Л: выражать свое отношение к красоте зимней природы. | с. 12-15 |
38 | 31.01 |
| Экскурсия «Зимние изменения в природе». | 1 | П: уметь формулировать наблюдаемые изменения в природе, записывать их в дневник наблюдений. М: делать выводы об изменении погоды в течение зимы. Л: выражать свое отношение к красоте зимней природы. | дневник наблюдений, рис. |
39 | 02.02 |
| Звездное небо зимой | 1 | П: находить на звездном небе зимой «ковши» Большой и Малой Медведиц и Полярную звезду; научиться ориентироваться по Полярной звезде. М: сравнивать схемы расположения ковша Большой Медведицы осенью и зимой, выявлять различия; сравнивать схемы созвездий Большой Медведицы и Малой Медведицы; придумывать сказку о созвездии Малой Медведицы и Полярной звезде; анализировать схему созвездия Ориона; соотносить схему со старинным рисунком; достраивать схему созвездия Ориона в рабочей тетради. Л: воспринимать красоту звездного неба. | с. 16-19 |
40 | 07.02 |
| Зима в мире растений. | 1
| П: знать способы определения пород деревьев зимой по силуэтам и плодам. М: отвечать на вопросы о зимних изменениях в жизни растений; извлекать из текста учебника информацию о признаках, по которым можно узнать растения зимой; устанавлявать связи изученных растений с животными; выделять и рисовать в тетради признаки, по которым определены растения. Л: осознавать важность проявления любви к зимней природе. | с. 20-23 |
41 | 09.02 |
| Зимние праздники | 1 | П: знать особенности народных обычаев рождественского праздника в странах Запада и России; понимать, что обычай украшать ель возник как обычай рождественского праздника, а затем закрепился как новогодний обычай; уметь разобрать схему изготовления елочной игрушки и сделать ее своими руками. М: разбирать схему изготовления елочной игрушки и сделать ее своими руками; отмечать по схеме годового круга день зимнего солнцестояния и солнцеворота; различать общее и особенное в зимних праздниках Европы и России; описывать картину Б.М.Кустодиева «Елочный торг»; планировать изготовление и преподнесение новогодних подарков в семье и друзьям. Л: понимать, что обычай украшать ель возник как обычай Рождественского праздника, а затем закрепился как новогодний обычай. | с. 24-27 |
42 | 14.02 |
| Растения в домашней аптечке | 1 | П: уметь называть несколько лекарственных растений и определять, какие части их используют для лечения; рассказать о лекарственных растениях в домашней аптечке, привести примеры использования их лечебных свойств в домашних условиях. М: рассказывать о лекарственных растениях в домашней аптечке; отвечать на вопросы о лекарственных растениях на основе собственного опыта; распознавать растения по изготовленному из них лекарственному сырью; осуществлять самопроверку; извлекать из текста учебника информацию о целебных свойствах изучаемых растений и их частей; формулировать соответствующие правила экологической этики. Л: осознавать необходимость бережного отношения к природе, а именно к лекарственным растениям. | с. 28-31 |
43 | 16.02 |
| Зимняя жизнь птиц и зверей | 1 | П: знать, что зимой жизнь животных полностью не замирает: обобщить материал о зимующих птицах, о способах приспособления к зимним условиям зверей, о питании птиц и зверей зимой; прививать стремление помогать животным пережить зиму. М: извлекать из текста учебника информацию о приспособленности птиц к условиям зимы; узнавать зимующих птиц по клювам; устанавливать связь между строением клюва и особенностями питания птицы; обсуждать причины перемещения многих птиц в зимнее время к человеческому жилью и возможности помощи им со стороны человека. Л: осознавать важность оказания помощи животным, чтобы они могли пережить зиму. | с. 32-35 |
45 | 21.02 |
| Невидимые нити в зимнем лесу. |
1 | П: знать о взаимосвязях между растениями и животными в зимнем лесу; научиться приводить примеры невидимых нитей в зимнем лесу. М: извлекать из текста и иллюстраций учебника информацию о связях в природе; анализировать рисунок и схему в учебнике; соотносить их между собой; прослеживать по схеме связи между елью и лесными животными; моделировать связи в зимнем лесу с помощью различных видов схем; рассказывать по схемам об изученных невидимых нитях. Л: осознавать важность охраны взаимосвязей между растениями и животными. | с. 36-39 |
46 | 28.02 |
| В феврале зима с весной встречается впервой | 1 | П: знать, что по старинному календарю многих народов мира февраль был не вторым, а последним, двенадцатым месяцем года или даже первым; знать, когда в народе отмечали первую встречу весны; уметь приготовить подарок старшим родственникам на Масленицу (или другой местный праздник февраля) и выбрать веселую забаву для сверстников во время масленичного гулянья по традициям своего края. М: выбрать веселую забаву для сверстников во время масленичного гулянья по традициям своего края. Л: осознавать нравственное значение обычаев, характерных для Масленицы и других праздников на переломе между зимой и весной, во взаимоотношениях разных поколений в семье. | с. 40-43 |
47 | 02.03 |
| Зимний труд | 1 | П: понимать социально-нравственное значение зимних посиделок для жизни молодежи разного возраста; знать особенности ухода зимой за растениями и животными; понимать необходимость поддерживать порядок на улице; уметь вырастить в домашних условиях 1-2 витаминных растения для поддержания здоровья в зимнее время. М: соотносить старинные виды зимних работ с зимними работами в настоящее время в селе; рассказывать о том, как надо заботиться о домашних растениях и животных зимой в родном доме. Л: понимать нравственный смысл и значение зимних посиделок для жизни молодежи разного возраста; понимать необходимость поддерживать порядок на улице. | с. 44-47 |
48 | 07.03 |
| Будь здоров! | 1 | П: выполнять правила здорового образа жизни в зимний период; знать и уметь объяснить товарищу правила 2-3 народных игр, подходящих для зимы (из учебника и из репертуара игровой культуры народов своего края); уметь контролировать во время игры свое поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила, предусмотренные игрой. М: регулировать свое поведение во время игры по отношению к сверстникам; корректировать в ходе игр недостатки в межличностных отношениях; формулировать правила здорового образа жизни зимой; объяснять правила народных игр. Л: понимать необходимость соблюдения правил здорового и безопасного образа жизни в зимний период; осознавать важность благожелательного общения друг с другом во время игры. | с. 48-51 |
49 | 09.03 |
| Охрана природы зимой | 1 | П: соблюдать правила охраны чистоты во время прогулки в зимнем парке, сквере, лесу — не оставлять после себя мусор; изготовить простейшие кормушки для птиц; знать особенности жизни зимой 2-3 диких животных. М: анализировать рисунки учебника; рассказывать о правилах охраны природы; описывать по своим наблюдениям красоту зимней природы; формулировать соответствующие правила экологической этики; извлекать из текста учебника информацию о некоторых представителях Красной книги России, о причинах сокращения их численности; предлагать меры охраны изучаемых объектов на основе полученной информации. Л: осознавать важность проявления эстетического чувства при восприятии красоты зимней природы; понимать необходимость бережного отношения к природе (правила чистоты в парке, в лесу, способы подкормки зверей и птиц). | с. 52-55 |
50 | 14.03 |
| Проверочная работа по теме «Зима» | 1 | П: проверить уровень усвоения материала по теме «Зима», проанализировать ошибки учеников с целью восполнения пробелов. М: характеризовать погодные явления зимних месяцев; знать о зимних изменениях в природе. Л: осознавать важность проявления эстетического чувства при восприятии красоты зимней природы. |
|
|
|
| Весна и лето | 19 |
|
|
51 | 16.03 |
| Весенние месяцы | 1 | П: уметь находить признаки весенних явлений природы и указания на особенности жизни людей весной в старинных названиях весенних месяцев; описывать красоту весенней природы и произведений искусства, посвященных этой теме, используя выразительные средства родного языка; провести наблюдения за погодой 14 марта для сопоставления их результатов с результатами предстоящих наблюдений 6 мая; называть те черты в судьбе и произведениях художников, которые вызвали эмоциональное переживание у каждого из учащихся. М: называть те черты в судьбе и произведениях художников, которые особенно затронули внимание каждого из учащихся; соотносить признаки наступающей весны в живой и неживой природе, события в жизни людей весной со значением старинных названий весенних месяцев в языке народов своего края; использовать выразительные средства родного языка для описания красоты весенней природы и произведений искусства, посвященных этой теме; сравнивать старинные и современные названия весенних месяцев; характеризовать погодные явления весенних месяцев по картинам художников с помощью выразительных средств русского языка; сочинять устный рассказ по картине; находить общее и различное в праздниках весеннего равноденствия разных народов России; обозначать на схеме круглого года пору весеннего равноденствия. Л: осознавать нравственный смысл и красоту народных примет и обычаев дня Евдокии-Весновки как старинного весеннего Нового года; делиться со сверстниками и взрослыми эмоционально-эстетическими впечатлениями от красоты весенней природы и произведений словесного и изобразительного творчества. | с. 58-61. |
52 | 21.03 |
| Весна в неживой природе | 1 | П: знать причины потепления весной; усвоить дату весеннего равноденствия и основные весенние природные явления; продолжить работу по наблюдениям за погодой. М: рассказывать по своим наблюдениям о весенних изменениях в природе; устанавливать причинно-следственные связи между положением Солнца и весенними изменениями в природе; извлекать из текста учебника информацию о весенних явлениях в неживой природе; составлять в рабочей тетради список весенних явлений; сравнивать иллюстрации учебника; рассказывать по иллюстрациям о признаках весны в городе и за городом; устанавливать связь между характером детских игр весной и весенними изменениями в неживой природе; сравнивать результаты, делать выводы об изменении погоды в течение весны. Л: понимать смысл проблем безопасности (опасность сосулек, истончения весеннего льда на водоемах). | с. 62-65 |
53 | 04.04 |
| Экскурсия «Весенние изменения в природе» | 1 | П: уметь наблюдать сезонные изменения в природе, заполнить дневник наблюдений по теме «Весенние изменения в природе». М: рассказывать по своим наблюдениям о весенних изменениях в природе. Л: понимать смысл проблем безопасности. | рассказы «Зеленые страницы» (с. 25-36). |
54 | 06.04 |
| Весна - утро года | 1 | П: уметь объяснить, почему многие народы России и мира символически представляют весну в образе птицы; находить общее и различное в обычаях весеннего нового года в Древней Руси и празднования нового года у нанайцев в пору весеннего равноденствия; уметь изготовить игрушечную птицу в любой технике и из любого материала (по выбору). М: объяснять, почему многие народы России и мира символически представляют весну в образе птицы; находить общее и различное в обычаях празднования весеннего Нового года в Древней Руси и Нового года у нанайцев в пору весеннего равноденствия. Л: осознавать образ весны в мире природы и людей как поры обновления жизни, символически представленной в образе птицы. | с. 66-69 |
55 | 11.04 |
| Звездное небо весной | 1 | П: знать положение весной созвездий Большая Медведица, Малая Медведица; научиться находить созвездия Кассиопея и Лев на звездном небе. М: сравнивать схемы расположения ковшей Большой Медведицы и Малой Медведицы в разные сезоны, выявлять различия; освоить способ нахождения на небе созвездия Кассиопеи; соотносить схему созвездий Кассиопеи и Льва со старинными рисунками; достраивать схемы созвездий Кассиопеи и Льва в рабочей тетради; использовать дополнительную литературу, ресурсы Интернета для написания рассказа об одном из созвездий; придумывать сказку о созвездиях весеннего неба. Л: воспринимать красоту звездного неба. | с. 70-73 |
56 | 13.04 |
| Весеннее пробуждение растений | 1 | П: знать причины, по которым раннецветущие растения зацветают первыми; научиться любоваться первоцветами и стремиться беречь их. М: рассказывать о весенних изменениях в жизни растений; характеризовать признаки весеннего пробуждения деревьев и кустарников; обсуждать необходимость бережного отношения к раннецветущим растениям; формулировать соответствующие нормы экологической этики; оценивать эмоционально-эстетические впечатления от восприятия раннецветущих растений; выражать свои предпочтения в рисунке. Л: любоваться первоцветам и осознавать необходимость бережного отношения к раннецветущим растениям. | с. 74-77 |
57 | 18.04 |
| Чудесные цветники весной. | 1 | П: знать названия культурных растений весенних цветников, научиться находить их в атласе-определителе; научиться любоваться весенними цветниками и стремиться самому участвовать в создании таких цветников. М: оценивать эмоционально-эстетические впечатления от восприятия растений цветника; выделять наиболее понравившиеся растения и объяснять причины своих предпочтений; различать реальные свойства растений и отражение их в культуре разных народов. Л: осознавать красоту весенних цветников и стремиться самому участвовать в создании таких цветников; проявлять уважение к культурным традициям, связанным с растениями. | с. 78-81 |
58 | 20.04 |
| Весна в мире насекомых | 1 | П: уметь любоваться красотой бабочек, а не ловить их; понимать полезность пчел, ос, шмелей и муравьев; понимать взаимосвязь насекомых и птиц. М: обнаруживать взаимосвязи в мире насекомых; по схемам в учебнике рассказывать о них; достраивать схемы в рабочей тетради; обсуждать отношение людей к насекомым; обосновывать необходимость бережного отношения к насекомым; предлагать возможные варианты своего поведения при встречах с насекомыми; формулировать соответствующие правила экологической этики. Л: оценивать эмоционально-эстетические впечатления от восприятия красивых насекомых; понимать полезность пчел, ос, шмелей и муравьев; понимать важность взаимной связи насекомых и птиц. | с. 82-85 |
59 | 25.04 |
| Итоговая комплексная работа | 1 | Проверить уровень усвоения знаний |
|
60 | 27.04 |
| Весна в мире птиц и зверей | 1 | П: знать о весенних изменениях в жизни птиц и зверей. М: рассказывать о весенних изменениях в мире птиц и зверей; осуществлять самопроверку с помощью атласа-определителя; обсуждать отношение людей к птицам, формулировать правила экологической этики. Л: осознавать необходимость бережного отношения к птицам и зверям. | с. 86-89 |
61 | 02.05 |
| Невидимые нити в весеннем лесу. | 1 | П: знать о взаимосвязях между растениями и животными в весеннем лесу; научиться приводить примеры невидимых нитей в весеннем лесу. М: рассказывать о взаимосвязях между растениями и животными в весеннем лесу; извлекать из текста и иллюстраций учебника информацию о связях в природе; анализировать рисунки и схемы в учебнике; соотносить их между собой; сравнивать разные виды схем; моделировать связи в весеннем лесу с помощью различных видов схем; рассказывать по схемам о невидимых нитях в весеннем лесу; использовать дополнительную литературу для написания собственного рассказа о кукушке. Л: осознавать важность охраны взаимосвязей между растениями и животными. | с. 90-93 |
62 | 04.05 |
| Весенний труд. | 1 | П: уметь различать особенности весеннего труда у женщин и мужчин в старину; уметь объяснить значение пословиц «Весенний день год кормит», «Кто спит весною, плачет зимою»; научиться проводить наблюдения за состоянием природы 6 мая и сопоставлять эти наблюдения с ранее полученными данными о погоде 14 марта, ориентируясь на народные приметы этих дней. М: различать особенности весеннего труда у женщин и мужчин в старину; объяснять значение пословиц «Весенний день год кормит», « Кто спит весною, плачет зимою»; соотносить старинную весеннюю работу с видами весенней работы в настоящее время в селе. Л: понимать важность земледельческого труда для жизни людей во все времена. | с. 94-97 |
63 | 11.05 |
| Старинные весенние праздники | 1 | П: уметь выразительно произносить народные благопожелания детям в Вербное воскресенье и молодоженам на Пасхальной неделе; научиться оформлять рамочки для фотографий своей и друга. М: сопоставить между собой традиции отношения к березе в культуре разных народов России. Л: понимать глубокий нравственный смысл народных обычаев, связанный с животворящей силой весенней природы; понимать нравственный смысл легенд и песен о березе в культуре народов Севера. | с. 98-101 |
64 | 16.05 |
| Будь здоров! | 1 | П: знать правила здорового образа жизни в весенний период; знать и уметь объяснить товарищу с помощью схемы правила двух-трех народных игр, подходящих для весны (из учебника и из репертуара игровой культуры народов своего края); уметь контролировать во время игры свое поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила, предусмотренные игрой. М: регулировать свое поведение во время игры по отношению к сверстникам; корректировать в ходе игр недостатки в межличностных отношениях; формулировать правила здорового образа жизни весной; объяснять правила игр. Л: понимать необходимость соблюдения правил здорового и безопасного образа жизни в весенний период; осознавать важность благожелательного общения друг с другом. | с. 102-105 |
65 | 18.05 |
| Охрана природы весной. | 1 | П: самоконтроль во время прогулки в парке, сквере, лесу (не оставлять после себя мусор и т. д.). М: контролировать себя во время прогулки в парке, в лесу (не оставлять после себя мусор и т.д.); анализировать рисунки учебника; рассказывать с помощью условных знаков о правилах охраны природы; формулировать соответствующие правила экологической этики; извлекать из текста учебника информацию о некоторых представителях Красной книги России, о причинах сокращения их численности; предлагать на основе полученной информации меры охраны изучаемых объектов. Л: осознавать важность проявления эстетического чувства при восприятии красоты весенней природы; понимать необходимость бережного отношения к природе. | с. 106-109 |
66 | 23.05 |
| Лето красное. | 1 | П: уметь находить признаки летних явлений природы и особенностей жизни людей летом в старинных названиях летних месяцев; описывать красоту летней природы и произведений искусства, посвященных этой теме, используя выразительные средства родного языка; называть те черты в судьбе и произведениях художников, которые вызвали эмоциональное переживание у каждого из учащихся. М: соотносить признаки лета в живой и неживой природе, а также жизнь людей летом со значением старинных названий летних месяцев в языке народов своего края; описывать красоту летней природы и произведений искусства, посвященных этой теме, используя выразительные средства родного языка; использовать выразительные средства родного языка для описания красоты летней природы и произведений искусства, посвященных этой теме; сравнивать старинные и современные названия весенних и летних месяцев; характеризовать погодные явления весенних и летних месяцев по картинам художников с помощью выразительных средств родного языка; отмечать в настенном календаре и на схеме годового круга дни летнего солнцестояния и летнего солнцеворота; характеризовать летние праздники и работу в старину; сравнивать результаты наблюдения; делать выводы об изменении погоды в течение лета; сравнивать результаты наблюдений в разные сезоны года; делать выводы об изменениях погоды в течение года. Л: понимать нравственный смысл и красоту старинных летних присловий и обычаев; оценивать свое эмоционально-эстетическое впечатление по отношению к природе и произведениям словесного и изобразительного искусства. | с. 110-113 |
67 | 25.05 |
| Летние праздники и труд. | 1 | П: уметь выразительно читать стихотворение Л. Харитоновой о сотрудничестве природы и человека; разгадывать и составлять загадки о старинных орудиях труда; перечислять летние дары природы своего края. М: выразительно читать стихотворение Л.Харитоновой о сотрудничестве природы и человека; разгадывать и составлять загадки о старинных орудиях труда; перечислять летние дары природы своего края; сопоставлять между собой традиции празднования летнего Нового года по старинному якутскому календарю с особенностями новогоднего праздника осенью, зимой и весной в культуре народов России. Л: понимать глубокий нравственный смысл народных обычаев, связанных с плодоносящей силой летней природы, с трудом земледельцев и скотоводов; осознавать нравственный смысл календарных праздников в культуре народов России и мира, подводя итог полученным в течение года знаниям. | с. 114-117 |
68 | 30.05 |
| Проверочная работа по теме «Весна и лето» | 1 | П: проверить уровень усвоения изученного материала по всем разделам, анализ ошибок, корректировка знаний. М: соотносить признаки лета и весны в живой и неживой природе. Л: осознавать важность проявления эстетического чувства при восприятии красоты весенней и летней природы; понимать необходимость бережного отношения к природе. |
|