СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа предназначена для учителей начальной школы, работающих по программе "Перспектива".

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Любимовская средняя общеобразовательная школа»

Кореневского района Курской области


РАССМОТРЕНА

на заседании методического объединения

учителей начальных классов



Протокол № 1 от 30.08.2017 г.



Руководитель МО


/Е.И. Панченко/



СОГЛАСОВАНА


И.о. заместителя директора

по учебно-воспитательной работе


/Н.В.Гусева/




«30» августа 2017 г.

УТВЕРЖДЕНА

на заседании педагогического совета ОУ


Протокол № 1 от 30.08.2017 г.


Введена в действие

приказом № 2-41 от 01.09.2017 г.


Директор школы

/Г.Н.Скоморохова/



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по окружающему миру


Уровень образования, класс: начальное общее образование, 2 класс


Количество часов 68

Уровень базовый


Учитель Панченко Елена Ивановна

первая квалификационная категория


Программа разработана на основе

Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования;

рабочей программы предметной линии учебников А.А.Плешакова, М.Ю.Новицкой, УМК «Перспектива»


2017-2018 учебный год

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской программы Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной, а также планируемых результатов начального общего образования, с учетом возможностей учебно-методической системы «Перспектива» и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

- Плешаков А.А., Новицкая М.Ю.. Окружающий мир. Учебник. 2 класс. В 2 ч. М.: Просвещение, 2012г.

- Плешаков А.А., Новицкая М.Ю.. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч.

- Новицкая М.Ю., Белянкова Н.М., Мартинкова Е.В., Саркисян Ю.В. Уроки по окружающему миру: 2 класс

- «Перспектива». Сборник рабочих программ. М.: Просвещение, 2011г.

Специфика предмета заключается в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере знания о природе, обществе и истории и знакомит с материалом естественных и социально-гуманитарных наук, необходимым для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Курс «Окружающий мир» имеет экологическую направлен­ность, которая определена особой актуальностью экологичес­кого образования в современных условиях. С началом треть­его тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В XXI ве­ке их решение приобретает характер фактора выживания че­ловечества. Особую остроту экологические проблемы будут иметь в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе.

Содержание курса охватывает весьма широкий круг воп­росов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом чело­век, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сферах. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. В соответствии с экологической направленностью курса особое внимание мы уделяем знакомству младших школьников с природным многообразием, рассматривая его и как самостоятельную ценность, и как условие, без которого не­возможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Экологическая целостность мира – важнейший аспект фундаментальной идеи целостности, также последовательно реализуемой в курсе. Идея экологической целостности мира реализуется через раскрытие разнообразных экологических связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства приро­ды и общества, целостности самого общества, теснейшей вза­имозависимости людей имеет также включение в программу элементарных сведений из области экономики, которые при­сутствуют в программе каждого класса.

Уважение к миру – это предлагаемая и применяемая нами формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к при­роде, к рукотворному миру. Идея уважения к миру базирует­ся на учении А.Швейцера о благоговении перед жизнью, на концепции экологического императива Н. Н. Моисеева, соз­вучна современным идеям воспитания культуры мира.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий реа­лизацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения. Учащиеся ведут наблюдения яв­лений природы и общественной жизни, выполняют практи­ческие работы и опыты, в том числе исследовательского ха­рактера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделиро­вание объектов и явлений окружающего мира. Для успешно­го решения задач курса важны экскурсии и учебные прогул­ки, встречи с людьми различных профессий, организация по­сильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребенка с окружающим миром. Занятия мо­гут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д.

Использование календаря как уникального явления мировой культуры в качестве организующего стержня в программе курса и в материале учебника 2 класса дает возможность интегрировать процесс освоения детьми разных областей знаний, естественно-научных и гуманитарных. Шаг за шагом внимание ребенка системно переключается в разные сферы: наблюдение за природой и освоение естественно-научной картины мира; знакомство с народной картиной мира, отраженной в ритмичном чередовании труда и праздников людей в течение года; сопоставление современной точки зрения на необходимость бережного отношения человека к природе, к своему здоровью и народной точки зрения на окружающий мир как единство человека и природы; сравнение между собой календарных трудовых и праздничных традиций разных народов России и мира.

Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми ок­ружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно про­должается постоянно в школе и за ее стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем это­го процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, нача­тая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания. Учителю следует также стремиться к то­му, чтобы родители учащихся в повседневном общении со сво­ими детьми поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные зада­ния для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.

Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ на изучение окружающего мира во 2 классе начальной школы выделяется 68 часов (34 учебные недели, по 2 часа в неделю).


II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА


Предметные результаты:


Обучающийся научится:

- называть, находить и показывать субъект Российской Федерации, в котором находится село и школа, где учатся дети,

- называть планеты и порядок их расположения в Солнечной системе,

- определять стороны горизонта,

- находить на глобусе океаны и материки,

- перечислять единицы измерения времени в порядке их увеличения, количество дней в неделе, называть дни недели, выстраивать их последовательность,

-перечислять времена года в правильной последовательности,

- измерять температуру,

- кратко характеризовать содержание общегражданских праздников современного российского календаря, представленных в учебнике,

- находить признаки явлений природы в разные времена года и называть особенности жизни людей в эти времена года, отраженные в старинных названиях месяцев,

- называть осенние, зимние, весенние и летние погодные и природные явления в неживой природе,

- узнавать вечнозеленые хвойные растения средней полосы России,

- перечислять цветы, которые видели в цветниках села или в собственном саду осенью, весной,

- отличать съедобные грибы от несъедобных и ядовитых,

- определять, чем отличаются насекомые от паукообразных,

-различать перелетных и зимующих птиц,

-приводить примеры невидимых нитей в осеннем, зимнем, весеннем лесу,

-соблюдать правила здорового образа жизни в осенний, зимний, весенний и летний периоды,

-перечислять правила охраны природы в разные времена года,

-определять дату зимнего солнцестояния (22 декабря) и день зимнего солцеворота (25 декабря),

- находить на звездном небе зимой ковши Большой и Малой Медведицы и Полярную звезду,

- называть несколько лекарственных растений и определять, какие их части используют для лечебных целей,

- характеризовать зимние праздники и традиции проводов зимы в культуре народов своего края,

- называть дату весеннего равноденствия и основные весенние природные явления (таяние снега, ледоход, половодье, первые грозы),

- находить созвездия Кассиопеи и Льва на звездном небе.


Регулятивные результаты:


Обучающийся научится:

- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совестно с учителем,

- сохранять учебную задачу урока (воспроизводить ее на определенном этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя),

- выделять из темы урока известные неизвестные знания и умения,

- планировать свое высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы),

- планировать последовательность операций на отдельных этапах урока,

- фиксировать в конце урока удовлетворенность/ неудовлетворенность своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/ неуспехам,

- оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем,

- контролировать и корректировать свое поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.


Познавательные результаты:


Обучающийся научится:

- понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации,

- находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников,

- использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки,

- понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц,

- анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков,

- классифицировать объекты по заданным (главным) критериям,

- сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду),

- осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями,

- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями,

- строить рассуждения (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами,

- проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов,

- моделировать различные явления природы (смена дня и ночи, смена времен года).


Коммуникативные результаты:


Обучающийся научится:

- включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками,

- формулировать ответы на вопросы,

- слушать партнера по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чем говорит собеседник,

- договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий,

- высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами),

- поддерживать в ходе выполнения заданий доброжелательное общение друг с другом,

- признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие,

- употреблять вежливые слова в случае неправоты,

- понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий,

- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учетом возрастных особенностей, норм),

- готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых,

- составлять небольшие рассказы на заданную тему.


Личностные результаты:


У обучающегося будут сформированы:

- более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, обладателя и носителя государственного языка Российской Федерации – русского языка,

- умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины,

- доброжелательное отношение друг к другу как к носителям разных этнических, конфессиональных и общероссийских культурных ценностей, представленных в форме обрядов и обычаев традиционного календаря разных народов России и в форме праздников общегражданского календаря,

- целостный взгляд на мир через знакомство с разнообразием природы в годовом цикле сезонов,

- представление о разнообразии календарных традиций народов России и о гармоничном единстве жизни человека и природы в течение года,

- представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России, выступающей в разнообразных культурных формах сезонного труда и праздничных обычаев людей в течение года,

- представление о навыках адаптации в мире через осознание ритмичности природного времени в годовом цикле и единства жизни человека и природы в течение года,

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир», к школе,

- представление о социальной роли ученика (понимание и принятие норм и правил школьной жизни, в том числе организации и подготовки общих праздничных событий в течение года),

- познавательные мотивы учебной деятельности,

- представление о личной ответственности за свои поступки через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям в меняющихся природных и социальных условиях жизни в течение года,

- эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы, выразительных средств русского (и родного) языка, созерцания звездного неба, изменений в природе в разные времена года,

- этические нормы (сотрудничество, взаимопомощь, взаимопонимание) на основе взаимодействия учащихся при выполнении совместных заданий,

- представление об этических нормах через формулирование норм экологической этики,

- этические чувства на основе знакомства с календарными праздниками в культурах народов России, с традициями отношения к природным объектам в культуре разных народов России,

- потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками через соблюдение правил поведения на уроке,

- выполнение правил работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, в том числе в процессе освоения сезонных игр народов России, стремление прислушиваться к мнению одноклассников, в том числе при обсуждении вопросов организации и проведения календарных праздников по традициям народов своего края,

- установка на здоровый образ жизни через формулирование и соблюдение правил здорового образа жизни в разные времена года, в том числе с опорой на лучшие сезонные традиции здорового образа жизни народов своего края.

Требования к уровню подготовки обучающихся

К концу 2 класса учащиеся

должны знать:

  • неживая и живая природа; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животные дикие и домашние; насекомые, рыбы, птицы, звери; основные приз­наки времен года; некоторые охраняемые растения и живот­ные своей местности; правила поведения в природе; основ­ные сведения о своем городе (селе); домашний адрес; виды транспорта; наиболее распространенные профессии;

  • строение тела человека; правила личной гигиены; прави­ла безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;

  • имена и отчества родителей; основные формы привет­ствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; куль­тура поведения в общественных местах;

  • основные стороны горизонта; устройство и назначение компаса; основные формы земной поверхности: равнины и горы; основные виды естественных водоемов; части реки;

  • названия нашей страны и ее столицы, некоторых других городов России; названия нескольких стран мира; государ­ственные символы России.



должны уметь:

  • различать объекты природы и предметы, созданные чело­веком, объекты неживой и живой природы; различать изу­ченные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по нескольку представителей каж­дой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня; выполнять правила поведения в природе;

  • различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя;

  • выполнять правила личной гигиены и безопасного пове­дения на улице и в быту;

  • использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила пове­дения в общественных местах;

  • определять основные стороны горизонта с помощью компаса;

  • приводить примеры достопримечательностей родного края, Москвы, Санкт-Петербурга.


III. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА


Тема раздела

Количество часов

Содержание тем учебного курса

1

Вселенная, время, календарь

15

Мы - союз народов России. Мы - жители Вселенной. Наш «космический корабль» - Земля. Время. Сутки и неделя. Месяц и год. Времена года. Погода. Календарь – хранитель времени, страж памяти. Красные дни календаря. Народный календарь. Экологический календарь.

2

Осень

19

Осенние месяцы. Осень в неживой природе. Народные праздники в пору осеннего равноденствия. Звёздное небо осенью. Трава у нашего дома. Старинная женская работа. Деревья и кустарники осенью. Чудесные цветники осенью. Грибы. Шестиногие и восьминогие. Птичьи секреты. Как разные животные готовятся к зиме. Невидимые нити в осеннем лесу. Осенний труд. Будь здоров! Охрана природы осенью.

3

Зима

15

Зимние месяцы. Зима-время науки и сказок. Зима в неживой природе. Звездное небо зимой. Зима в мире растений. Зимние праздники. Растения в домашней аптечке. Зимняя жизнь птиц и зверей. Невидимые нити в зимнем лесу. В феврале зима с весной встречается впервой. Зимний труд. Будь здоров! Охрана природы зимой.

4

Весна и лето

19

Весенние месяцы. Весна в неживой природе. Весна - утро года. Звездное небо весной. Весеннее пробуждение растений. Чудесные цветники весной. Весна в мире насекомых. Весна в мире птиц и зверей. Невидимые нити в весеннем лесу. Весенний труд. Старинные весенние праздники. Будь здоров! Охрана природы весной. Лето красное. Летние праздники и труд.


Всего

68




IV. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



Тема раздела

Количество часов

1

Вселенная, время, календарь

15

2

Осень

19

3

Зима

15

4

Весна и лето

19


Всего

68







СОГЛАСОВАНО

И. о. заместителя директора по УВР


/Гусева Наталия Владимировна/


«30» августа 2017 года



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


по ______ окружающему миру ______


класс ______2______


Учитель Панченко Елена Ивановна



Количество часов: всего __68__ ч;


в неделю __2__ ч




Планирование составлено на основе рабочей программы


утвержденной на педсовете № 1 от 30.08.2017г.

и введенной в действие приказом № 2-41 от 01.09.2017г.

V. Календарно-тематическое планирование по окружающему миру во 2 классе

Дата

Тема раздела/ урока

Кол час

Планируемые результаты обучения

Примеча- ние

план

факт




Вселенная, время, календарь

15



1

01.09


Мы - союз народов России.


1

Предметные: познакомить детей с тем, какой материал будет изучаться во 2 классе; дать представление о многообразии субъектов Российской Федерации — республиках, краях, областях, городах федерального значения; продолжить углубление знаний о разнообразии народов России и о том, что соединяет нас всех в едином государстве; знакомство с политико-административной картой России; формировать доброжелательное отношение друг к другу как к носителям этнических и общероссийских культурных ценностей.

Метапредметные: соотносить святыни России и своего края с традиционными религиями; моделировать ситуацию общения игровых кукол на языках народов своего края и других народов России; высказывать на основе своего опыта мотивированное суждение о роли русского языка в Российской Федерации.

Личностные: понимать значение русского языка как государственного языка Российской Федерации; осознавать важность доброжелательного отношения друг к другу как к носителям этнических и общероссийских культурных ценностей.

с. 4-7


2

06.09


Мы - жители Вселенной.

1

П: знать представления о строении Вселенной, Солнечной системы, планетах и спутниках планет; помочь детям понять зависимость жизни на Земле от ее положения в Солнечной системе.

М: определять взаимосвязь Земли и Вселенной; определять по рисунку и моделям форму Солнца, Земли, Луны; анализировать схему в учебнике; рассказывать по схеме о движении Земли и Луны в космическом пространстве; сравнивать размеры планет; осуществлять самопроверку.

Л: осознавать значимость зависимости жизни на Земле от ее положения в Солнечной системе.

с. 8-11

3

08.09


Наш «космический корабль» - Земля.

1

П: знать понятие о горизонте, сторонах горизонта, компасе; научить обращению с компасом.

М: по своим представлениям рисовать Землю – наш космический корабль; анализировать схему в учебнике и устанавливать способ определения сторон горизонта по Солнцу; применять способ обозначения сторон горизонта, заполняя схемы в рабочей тетради; осуществлять самопроверку.

Л: осознавать важность и необходимость бережного отношения к Земле.

с. 12-13

4

13.09


Экскурсия «Что нас окружает?»

1

П: уметь наблюдать за окружающими школу деревьями, строениями, природой; заполнять дневник наблюдений.

М: применять способ определения сторон горизонта.

Л: осознавать важность и необходимость бережного отношения к Земле.

с. 14-15


5

15.09


Время.

1

П: уметь приводить примеры неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего, опираясь на свой опыт; перечислять единицы измерения времени в порядке их увеличения; рассказать о старинных и современных часах; объяснить, как действуют солнечные современных часах; объяснять, как действуют солнечные, водяные, песочные часы; предлагать рисунки-символы, обозначающие, водяные, песочные часы.

М: рассказывать о старинных и настоящее, прошлое и будущее; обосновывать свое решение; определять по фотографиям временные характеристики изображенных событий; моделировать время на часах; выделять приметы времени; сравнивать достоинства и недостатки различных видов старинных часов.

Л: осознавать образ времени как единства прошлого, настоящего и будущего; понимать значимость разных типов старинных и современных часов как явлений истории и культуры разных стран и народов мира.

с. 16-19

6.

20.09


Сутки и неделя.

1

П: уметь по схеме в учебнике дать научное объяснение смены дня и ночи и связать с этим явлением две естественные единицы измерения времени — сутки и неделю; выбрать наиболее привлекательный для себя способ фантастического объяснения этого явления на основе соответствующих произведений художественного

творчества народов своего края (загадки и сказки о Солнце и Луне, о дне и ночи).

М: выбирать наиболее привлекательный для себя способ фантастического объяснения смены дня и ночи на основе соответствующих произведений художественного творчества; моделировать смену дня и ночи с помощью схемы-аппликации; писать рассказ об интересном событии в семье.

Л: осознавать образ времени как единства прошлого, настоящего и будущего.

с. 20-23

7.

22.09


Месяц и год.

1


П: уметь с помощью схемы дать научное объяснение изменению внешнего виды Луны в течение месяца; установить связь между названиями естественного спутника Земли и единицей измерения времени «месяц»; уметь представить единицу измерения времени «год»; проявлять творческую активность в создании сказочного образа «месяца» и «года» с помощью словесного или изобразительно-прикладного творчества.

М: устанавливать связь между названиями естественного спутника Земли и единицей измерения времени «месяц»; представлять единицу измерения времени «год» как последовательность двенадцати месяцев; проявлять творческую активность в создании сказочного образа «месяца» и «года» в виде антропоморфных или зооморфных существ с помощью словесного или изобразительно-прикладного искусства; прослеживать по схеме изменение облика Луны в течение месяца и объяснять причины этого явления; моделировать смену лунных фаз в виде схемы-аппликации; отгадывать народные загадки о Луне и соотносить образы загадок с разными лунными фазами; наблюдать изменение облика Луны и фиксировать результаты наблюдений в виде рисунков.

Л: осознавать важность наблюдения за живой и неживой природой: за «жизнью» Луны на ночном небе, за сменой времен года; развивать творческое воображение в процессе наблюдения за природой в течение года.

с. 24-27


8.

27.09


Времена года.


1

П: с помощью схемы уметь объяснять причину смены времен года; понимать условность начала перечисления времен года при неизменности их следования друг за другом в годовом круге; называть важнейшие сезонные явления природы как признаки того или иного времени года.

М: предлагать для каждого времени года рисунки-символы; устанавливать по схеме связь сезонных изменений в природе с движением Земли вокруг Солнца и наклоном земной оси; объяснять причины смены времен года; моделировать их в виде схемы-аппликации; придумывать сказочное объяснение смены времен года, иллюстрировать его рисунком; наблюдать и определять реальную длительность сезонов своего края; выявлять среди них специфические сезонные явления.

Л: понимать важность связи изменений в природе с движением Земли по орбите вокруг Солнца.

с. 28-31

9

29.09


Экскурсия «Живая и неживая природа»

1

П: уметь формулировать информацию о наблюдаемых объектах, заполнять дневник наблюдений.

М: наблюдать и определять реальную длительность сезонов своего края; выявлять среди них специфические сезонные явления.

Л: понимать важность связи изменений в природе с движением Земли по орбите вокруг Солнца.

Оформить дневник наблюдений.

10

04.10


Погода.

1

П: знать понятие «погода»; познакомить детей с устройством и особенностями работы разных видов термометров; научить измерять температуру, записывать показания термометра.

М: сравнивать предложенное определение с эталоном в учебнике; рассказывать по иллюстрациям учебника и собственным наблюдениям о явлениях погоды; сравнивать различные виды термометров; объяснять назначение метеорологических приборов; осуществлять самопроверку; рисовать условные знаки погодных явлений.

Л: понимать необходимость бережного и безопасного обращения с термометрами.

с.32-35

11

06.10


Календарь – хранитель времени, страж памяти.

1

П: знать представление о календаре как очень древнем явлении мировой культуры, тесно связанном с особенностями образа жизни, хозяйства, религии разных народов мира; познакомить детей с разнообразными видами и устройством старинных и современных календарей.

М: сравнивать календари разных типов; обсуждать правила пользования ими; сравнивать даты начала нового года в православном, мусульманском, буддийском, иудейском календарях.

Л: понимать условность начала нового года в календарях разных народов мира в связи с особенностями традиционной культуры; понимать, что календарь – очень древнее явление мировой культуры, тесно связанное с особенностями образа жизни, хозяйства, религии разных народов мира; осознавать необходимость уважать чужие традиции.

с. 36-39

12

11.10


Красные дни календаря.


1

П: уметь кратко характеризовать содержание общегражданских праздников современного российского календаря, представленных в учебнике; описывать празднование одного из этих праздников в своем селе.

М: описывать празднование одного из праздников в своем селе; иллюстрировать рассказ фотографиями (компьютерной презентацией); определять различие между государственными праздниками России и международными праздниками.

Л: понимать важность праздников современного российского гражданского календаря как способа дружеского объединения всех граждан нашего Отечества вне зависимости от местожительства, особенностей этнической культуры и вероисповедания.

с. 40-43

13

13.10


Народный календарь.

1

П: знать некоторые народные приметы на погоду своего края и уметь соотносить их с ощущениями, которые дают нам разные органы чувств; уметь предполагать, какая будет погода, наблюдая за определенными явлениями природы, которые служат основой для народных примет на погоду.

М: соотносить народные приметы с ощущениями разных органов чувств; проверять народный прогноз погоды по ближайшему дню-погодоуказателю; сравнивать результат с прогнозом метеорологов; отражать наблюдения в календаре долгосрочных прогнозов погоды; сопоставлять реальные наблюдения и данные примет своего края.

Л: понимать важность народного календаря как сокровищницы опыта общения народа с природой и сотрудничества с ней.

с. 44-47

14

18.10


Экологический календарь.


1

П: знать задачи экологии как науки и экологического движения в России и в мире, необходимость охраны природы; воспринимать экологический календарь как важное явление современной культуры; по мере сил участвовать в охране природы, использовать в своей деятельности посильные способы охраны природы.

М: высказывать предположение о том, что такое экология; находить в тексте учебника определение экологии как науки; рассказывать по рисунку учебника о природе – нашем зеленом доме; выражать свое отношение к природе в собственном рисунке; вписывать в таблицу даты экологических дней, предлагать рисунки-символы к каждой дате.

Л: понимать задачи экологии как науки и экологического движения в России и в мире, необходимость охраны природы; воспринимать экологический календарь как важное явление современной культуры.

с. 48-51

15

20.10


Тест по теме «Вселенная, время, календарь»

1

П: проверить уровень усвоения изученного материала в тестовой форме, анализ ошибок, коррекция знаний.

М: осуществлять самопроверку.

Нарис. любимый уголок природы




Осень

19



16

25.10


Осенние месяцы.

1

П: уметь находить признаки осенних явлений природы и указания на особенности жизни людей осенью в старинных названиях осенних месяцев; описывать красоту осенней природы и произведений искусства, посвященных этой теме, используя выразительные средства родного языка; проявлять заботу друг о друге в совместном сезонном посильном труде; называть те черты в судьбе и произведениях художников, которые вызвали эмоциональное переживание у каждого из учащихся.

М: описывать красоту осенней природы и произведений искусства, посвященных этой теме, используя выразительные средства родного языка; соотносить признаки осени в живой и неживой природе, а также события в жизни людей осенью со значением старинных названий осенних месяцев в языке народов своего края; составлять на основе народной загадки схему круглого года с чередованием сезонов; сочинять устный рассказ по картине; сравнивать и различать общее и особенное в осенних праздниках разных народов России; соотносить особенности праздничных обычаев и обрядов с сезонными особенностями природы и хозяйственной жизни разных народов России.

Л: осознавать важность умения проявлять заботу друг о друге в совместном сезонном посильном труде; понимать нравственный смысл и красоту старинных осенних обычаев взаимопомощи в труде; осознавать необходимость эмоционально-эстетического отношения к природе и произведениям словесного и изобразительного творчества для развития своей личности.

с. 54-57

17

27.10


Осень в неживой природе

1

П: знать зависимость осенних изменений в неживой природе от положения земной поверхности по отношению к Солнцу и от характера ее освещенности; усвоить названия осенних погодных и природных явлений в неживой природе (иней, заморозки, моросящие затяжные дожди, туманы и др.); приучиться к наблюдениям за изменениями погоды.

М: рассказывать по своим наблюдениям о погоде летом и осенью; устанавливать причинно-следственные связи между положением Солнца и осенними изменениями в природе; извлекать из текста учебника информацию об осенних изменениях в неживой природе; составлять в рабочей тетради список осенних явлений; сравнивать иллюстрации учебника, определять по характерным признакам периоды осени; играть в старинную детскую игру по правилам, описанным в учебнике; фиксировать результаты наблюдений в таблицах, сравнивать их, делать выводы об изменении погоды в течение осени.

Л: осознавать красоту осенней природы.

с. 58-61

18

08.11


Экскурсия «Осенние изменения в природе».

1

П: уметь выявлять сезонные изменения в природе, записывать в дневник наблюдений.

М: рассказывать по своим наблюдениям о погоде летом и осенью; устанавливать причинно-следственные связи между положением Солнца и осенними изменениями в природе; играть в старинную детскую игру по правилам, описанным в учебнике; делать выводы об изменении погоды в течение осени.

Л: осознавать красоту осенней природы.

Оформить дневник наблюдений

19

10.11


Народные праздники в пору осеннего равноденствия.

1

П: уметь в обрядах и обычаях осеннего равноденствия различать особенности, характерные для быта и хозяйственной жизни земледельцев, охотников, скотоводов; называть общее свойство праздников осеннего равноденствия у разных народов, определяя их главный нравственный смысл — благодарность природе; творчески проявить благодарность природе в условиях современной жизни.

М: различать общее и особенное в осенних праздниках разных народов России, соотносить особенности праздничных обычаев и обрядов с особенностями природы и хозяйственной жизни этих народов; соотносить текст и иллюстрации учебника; выявлять и называть характерные атрибуты осенних народных праздников; рассказывать об особенностях праздников земледельцев, охотников и оленеводов; изготавливать куклу-зернушку по инструкции в рабочей тетради; устанавливать связь народных праздников с осенними изменениями в природе.

Л: осознавать необходимость проявлять благодарность природе в условиях современной жизни; осознавать значение осенних народных праздников как выражение благодарности природе за все, что она дает людям; понимать важность чувства благодарности к природе за ее дары людям.

с. 62-65

20

15.11


Звёздное небо осенью.

1

П: знать, что звезды, как и Солнце, — сгустки раскаленных газов; узнать, что понимали под созвездиями древние и что называют созвездиями современные ученые; познакомиться с созвездиями Большая Медведица и Лебедь и древнегреческими мифами о них.

М: рассказывать на основе наблюдений о впечатлениях от созерцания звездного неба; сравнивать древние и современные представления о созвездиях; анализировать схемы созвездий Большой Медведицы и Лебедя; соотносить схемы созвездий и старинные рисунки; достраивать схемы созвездий в рабочей тетради, опираясь на иллюстрации учебника; наблюдать звездное небо, используя атлас-определитель, фиксировать результаты наблюдений в виде записей в рабочей тетради; использовать дополнительную литературу, ресурсы Интернета для написания рассказа об одном из созвездий.

Л: воспринимать красоту звездного неба.

с. 66-69

21

17.11


Трава у нашего дома.

1

П: знать причины пожелтения травы осенью; научиться распознавать травы с помощью атласа-определителя.

М: рассказывать по своим наблюдениям о состоянии травянистых растений осенью; описывать устно внешний вид наиболее распространенных травянистых растений; отгадывать народную загадку о растениях, осуществлять самопроверку.

Л: осознавать важность бережного отношения к природе.

с. 70-73.

22

22.11


Старинная женская работа.

1

П: уметь назвать последовательность трудовых операций в работе со льном; научиться выполнять задание учителя, распределяя операции между собой в группе.

М: исследовать и сравнивать на ощупь лоскутки ткани из разных природных материалов – шерсти, хлопка, льна; реконструировать по рисункам последовательность трудовых операций в старинной работе со льном; соотносить эти операции с образами загадки; сравнивать и отмечать общее и различное в сезонной женской работе со льном у разных народов.

Л: осознавать нравственное значение совместной работы людей; испытывать уважение к трудолюбию.

с. 74-77

23

24.11


Деревья и кустарники осенью.

1

П: знать причины листопада; познакомиться с вечнозелеными хвойными растениями средней полосы России; продолжить развивать навыки работы с атласом-определителем и дополнительной литературой.

М: определять деревья и кустарники по плодам; сравнивать осеннюю окраску листьев; раскрашивать листья в соответствии с их осенней окраской; сравнивать состояние лиственных и хвойных растений осенью; выражать свое отношение к неблаговидным поступкам людей в природе; формулировать соответствующие правила экологической этики.

Л: воспринимать и описывать красоту звуков и красок осени; осознавать необходимость бережного отношения к природе.

с. 78-81

24

29.11


Чудесные цветники осенью.

1

П: знать, какие цветы дети видели в цветниках села или в собственном саду осенью; понять, что выращивание цветов — большой труд на радость людям.

М: выделять наиболее понравившиеся растения, объяснять причины своих предпочтений; различать реальные свойства растений и отражение их в культуре разных народов.

Личностные: понимать, что выращивание цветов – большой труд на радость людям; оценивать эмоционально-эстетические впечатления от восприятия растений цветника; проявлять уважение к культурным традициям, связанных с растениями.

с. 82-85

25

01.12


Проверочная работа «Признаки осени»

1

П: проверить уровень усвоения материала по данному разделу, учить анализировать ошибки.

М: соотносить признаки осени в живой и неживой природе.

Л: воспринимать и описывать красоту звуков и красок осени; осознавать необходимость бережного отношения к природе.

рисунок «Любимое время года»

26

06.12


Грибы.

1

П: знать понятие о грибах как особом царстве живой природы; изучить строение гриба; научить отличать съедобные грибы от несъедобных и ядовитых.

М: сравнивать грибы по внешнему виду; узнавать и рассказывать о строении гриба с помощью схемы в учебнике; самостоятельно рисовать схему строения гриба; осуществлять самопроверку; устанавливать связи грибов с растениями и животными; различать схожие внешне съедобные и несъедобные грибы по характерным признакам; обосновывать необходимость бережного отношения к грибам; формулировать соответствующие правила экологической этики.

Л: осознавать необходимость бережного отношения к грибам.

с. 86-89

27

08.12


Шестиногие и восьминогие.

1

П: знать, чем отличаются насекомые от паукообразных; познакомиться с этапами развития бабочки и стрекозы.

М: отвечать на вопросы о насекомых и пауках по своим наблюдениям; рассказывать по рисунку учебника о разнообразии насекомых; раскрашивать рисунки, передавая характерные особенности окраски насекомых; прослеживать по рисункам-схемам превращения различных насекомых; осуществлять самопроверку; моделировать превращения насекомых в виде схем-аппликаций; обосновывать необходимость бережного отношения к паукам; формулировать соответствующие правила экологической этики.

Л: осознавать необходимость бережного отношения к природе, в частности, к насекомым и паукообразным.

с. 90-93

28

13.12


Птичьи секреты

1

П: знать причины, по которым перелетные птицы покидают родные края; научиться различать перелетных и зимующих птиц.

М: отвечать на вопросы о птицах; выяснять по рисунку учебника, какие птицы относятся к перелетным, а какие – к зимующим; классифицировать перелетных и зимующих птиц по известным признакам; выделять в тексте учебника проблемные вопросы.

Л: осознавать важность чувства любви к родной природе.

с. 94-96

29

15.12


Как разные животные готовятся к зиме.

1

П: знать, как животные готовятся к зиме в зависимости от того, впадают они в спячку или нет.

М: устанавливать связь между сезонными изменениями в природе и жизнью животных; выявлять приспособительное значение спячки, линьки, запасания корма и других явлений в жизни животных; по рисунку учебника сравнивать летнюю и осеннюю окраску меха белки и зайца; объяснять значение наблюдаемых явлений; раскрашивать рисунки в рабочей тетради с целью воспроизведения особонноестей сезонной окраски зверьков; формулировать соответствующие правила экологической этики.

Л: осознавать важность проявления любви к родной природе.

с. 98-101

30

20.12


Невидимые нити в осеннем лесу.

1

П: знать о взаимосвязях между растениями и животными в осеннем лесу; научиться приводить примеры невидимых нитей в осеннем лесу.

М: извлекать из текста и иллюстраций учебника информацию о связях в природе; анализировать рисунок и схему между собой; сравнивать разные виды схем; соотносить рисунок и схему между собой; сравнивать разные виды схем; рассказывать по представленным схемам о невидимых нитях; моделировать связи в осеннем лесу с помощью схем-аппликаций и графических схем; формулировать соответствующие правила экологической этики.

Л: осознавать важность охраны взаимосвязей между растениями и животными.

с. 102-105

31

22.12


Осенний труд.

1

П: знать некоторые виды работ, выполняемых осенью с культурными растениями и домашними животными; проявлять заботу о животных накануне предстоящей зимы; уметь выполнять некоторые виды посильной работы по подготовке дома и двора к зиме.

М: сравнивать осенние работы в городах и селах в старину и сейчас; соотносить работы с особенностями в мире живой и неживой природы; выявлять общее и различное.

Л: осознавать многообразие работы осенью в городах и селах и то, как эта работа связана с особенностями осенней живой и неживой природы; понимать важность и необходимость уважения к труду на земле и желание заботиться обо всех живых существах накануне предстоящей зимы.

с. 106-109

32

27.12


Будь здоров!

1

П: знать правила здорового образа жизни в осенний период; знать и уметь объяснить товарищу правила двух-трех народных игр, подходящих для осени (из учебника и из репертуара игровой культуры народов своего края); уметь контролировать во время игры свое поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила, предусмотренные игрой.

М: формулировать правила здорового образа жизни осенью.

Л: осознавать важность и необходимость благожелательного общения.

с. 110-113

33

12.01


Охрана природы осенью.

1

П: знать правила сбора грибов, ягод, орехов; выполнять правила поведения по отношению к перелетным и зимующим птицам, к животным леса в предзимнюю пору.

М: анализировать рисунки учебника; рассказывать о правилах охраны природы с помощью рисунков; извлекать из текста учебника информацию о некоторых представителях Красной книги России, о причинах сокращения их численности; предлагать меры охраны изучаемых объектов на основе полученной информацией.

Л: понимать необходимость соблюдения правил охраны природы при сборе ее даров осени; осознавать важность изучения страниц Красной книги.

с. 114-117

34

17.01


Тест по теме «Осень»

1

П: проверить уровень усвоения материала по теме «Осень» в тестовой форме, учить анализировать ошибки.

М: соотносить признаки осени в живой и неживой природе.

Л: понимать необходимость соблюдения правил охраны природы при сборе ее даров осени.

Рис. «Моя малая родина»




Зима

15



35

19.01


Зимние месяцы

1

П: уметь находить признаки зимних явлений природы в старинных названиях зимних месяцев; описывать красоту зимней природы и произведений искусства, посвященных этой теме, используя выразительные средства родного языка; называть те черты в судьбе и произведениях художников, которые вызвали эмоциональное переживание у каждого из учащихся.

М: соотносить признаки зимы в природе и в жизни людей со значением старинных названий зимних месяцев в языке народов своего края; использовать выразительные средства родного языка для описания красоты зимней природы и произведений искусства, посвященных этой теме; сопоставлять старинные и современные названия зимних месяцев; характеризовать погодные явления зимних месяцев по картинам художников с помощью выразительных средств русского языка; сочинять устный рассказ по картине; подбирать в творчестве народов своего края народные приметы и прогнозировать изменение погоды зимой.

Л: делиться со сверстниками и взрослыми эмоционально-эстетическими впечатлениями по отношению к природе зимой и произведениями словесного и изобразительного искусства, представляющим красоту зимней природы.

с. 4-7


36

24.01


Зима-время науки и сказок.

1

П: знать несколько зимних народных примет на погоду; уметь объяснить, чему учат народные сказки, как в них оцениваются такие качества, как скупость, жадность, хитрость; рассказать о персонажах картин А. И. Морозова и братьев-художников А. П. и С. П. Ткачевых, опираясь на сюжет этих произведений.

М: объяснять, чему учат народные сказки, как в них оцениваются такие качества, как скупость, жадность, хитрость; рассказывать о персонажах картин А.И.Морозова и братьев-художников А.П. и С.П. Ткачевых, опираясь на сюжеты этих произведении; сравнивать сказки разных народов; формулировать их нравственное значение для современной жизни.

Л: понимать нравственное значение сказок народ России; понимать важность умения за внешним сюжетом видеть внутренний смысл произведений изобразительного искусства, своими словами описывать состояние персонажей, их взаимные отношения и рассказывать, какими средствами передает это художник.

с. 8-11

37

26.01


Зима в неживой природе.

1

П: иметь понятие о зимних природных явлениях, опираясь на непосредственный жизненный опыт учащихся: снежный покров на земле, лед на водоемах, снегопад, метель, изморозь, оттепели, гололед; дать понятие о зимнем солнцестоянии и поговорках о нем; научить видеть красоту зимней природы.

М: рассказывать о зимних изменениях в природе; устанавливать причинно-следственные связи между положением Солнца и зимними изменениями в природе; извлекать из текста учебника информацию о зимних явлениях в неживой природе и составлять в рабочей тетради список таких явлений; рассказывать по иллюстрациям учебника о зимних видах отдыха детей; устанавливать связь между ними и зимними изменениями в неживой природе; отгадывать народные загадки о зиме, осуществлять самопроверку; сравнивать результаты наблюдений; делать выводы об изменении погоды в течение зимы.

Л: выражать свое отношение к красоте зимней природы.

с. 12-15

38

31.01


Экскурсия «Зимние изменения в природе».

1

П: уметь формулировать наблюдаемые изменения в природе, записывать их в дневник наблюдений.

М: делать выводы об изменении погоды в течение зимы.

Л: выражать свое отношение к красоте зимней природы.

дневник наблюдений, рис.

39

02.02


Звездное небо зимой

1

П: находить на звездном небе зимой «ковши» Большой и Малой Медведиц и Полярную звезду; научиться ориентироваться по Полярной звезде.

М: сравнивать схемы расположения ковша Большой Медведицы осенью и зимой, выявлять различия; сравнивать схемы созвездий Большой Медведицы и Малой Медведицы; придумывать сказку о созвездии Малой Медведицы и Полярной звезде; анализировать схему созвездия Ориона; соотносить схему со старинным рисунком; достраивать схему созвездия Ориона в рабочей тетради.

Л: воспринимать красоту звездного неба.

с. 16-19

40

07.02


Зима в мире растений.

1


П: знать способы определения пород деревьев зимой по силуэтам и плодам.

М: отвечать на вопросы о зимних изменениях в жизни растений; извлекать из текста учебника информацию о признаках, по которым можно узнать растения зимой; устанавлявать связи изученных растений с животными; выделять и рисовать в тетради признаки, по которым определены растения.

Л: осознавать важность проявления любви к зимней природе.

с. 20-23

41

09.02


Зимние праздники

1

П: знать особенности народных обычаев рождественского праздника в странах Запада и России; понимать, что обычай украшать ель возник как

обычай рождественского праздника, а затем закрепился как новогодний обычай; уметь разобрать схему изготовления елочной игрушки и сделать ее своими руками.

М: разбирать схему изготовления елочной игрушки и сделать ее своими руками; отмечать по схеме годового круга день зимнего солнцестояния и солнцеворота; различать общее и особенное в зимних праздниках Европы и России; описывать картину Б.М.Кустодиева «Елочный торг»; планировать изготовление и преподнесение новогодних подарков в семье и друзьям.

Л: понимать, что обычай украшать ель возник как обычай Рождественского праздника, а затем закрепился как новогодний обычай.

с. 24-27

42

14.02


Растения в домашней аптечке

1

П: уметь называть несколько лекарственных растений и определять, какие части их используют для лечения; рассказать о лекарственных растениях в домашней аптечке, привести примеры использования их лечебных свойств в домашних условиях.

М: рассказывать о лекарственных растениях в домашней аптечке; отвечать на вопросы о лекарственных растениях на основе собственного опыта; распознавать растения по изготовленному из них лекарственному сырью; осуществлять самопроверку; извлекать из текста учебника информацию о целебных свойствах изучаемых растений и их частей; формулировать соответствующие правила экологической этики.

Л: осознавать необходимость бережного отношения к природе, а именно к лекарственным растениям.

с. 28-31

43

16.02


Зимняя жизнь птиц и зверей

1

П: знать, что зимой жизнь животных полностью не замирает: обобщить материал о зимующих птицах, о способах приспособления к зимним условиям зверей, о питании птиц и зверей зимой; прививать стремление помогать животным пережить зиму.

М: извлекать из текста учебника информацию о приспособленности птиц к условиям зимы; узнавать зимующих птиц по клювам; устанавливать связь между строением клюва и особенностями питания птицы; обсуждать причины перемещения многих птиц в зимнее время к человеческому жилью и возможности помощи им со стороны человека.

Л: осознавать важность оказания помощи животным, чтобы они могли пережить зиму.

с. 32-35

45

21.02


Невидимые нити в зимнем лесу.


1

П: знать о взаимосвязях между растениями и животными в зимнем лесу; научиться приводить примеры невидимых нитей в зимнем лесу.

М: извлекать из текста и иллюстраций учебника информацию о связях в природе; анализировать рисунок и схему в учебнике; соотносить их между собой; прослеживать по схеме связи между елью и лесными животными; моделировать связи в зимнем лесу с помощью различных видов схем; рассказывать по схемам об изученных невидимых нитях.

Л: осознавать важность охраны взаимосвязей между растениями и животными.

с. 36-39

46

28.02


В феврале зима с весной встречается впервой

1

П: знать, что по старинному календарю многих народов мира февраль был не вторым, а последним, двенадцатым месяцем года или даже первым; знать, когда в народе отмечали первую встречу весны; уметь приготовить подарок старшим родственникам на Масленицу (или другой местный праздник февраля) и выбрать веселую забаву для сверстников во время масленичного гулянья по традициям своего края.

М: выбрать веселую забаву для сверстников во время масленичного гулянья по традициям своего края.

Л: осознавать нравственное значение обычаев, характерных для Масленицы и других праздников на переломе между зимой и весной, во взаимоотношениях разных поколений в семье.

с. 40-43

47

02.03


Зимний труд

1

П: понимать социально-нравственное значение зимних посиделок для жизни молодежи разного возраста; знать особенности ухода зимой за растениями и животными; понимать необходимость поддерживать порядок на улице; уметь вырастить в домашних условиях 1-2 витаминных растения для поддержания здоровья в зимнее время.

М: соотносить старинные виды зимних работ с зимними работами в настоящее время в селе; рассказывать о том, как надо заботиться о домашних растениях и животных зимой в родном доме.

Л: понимать нравственный смысл и значение зимних посиделок для жизни молодежи разного возраста; понимать необходимость поддерживать порядок на улице.

с. 44-47

48

07.03


Будь здоров!

1

П: выполнять правила здорового образа жизни в зимний период; знать и уметь объяснить товарищу правила 2-3 народных игр, подходящих для зимы (из учебника и из репертуара игровой культуры народов своего края); уметь контролировать во время игры свое поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила, предусмотренные игрой.

М: регулировать свое поведение во время игры по отношению к сверстникам; корректировать в ходе игр недостатки в межличностных отношениях; формулировать правила здорового образа жизни зимой; объяснять правила народных игр.

Л: понимать необходимость соблюдения правил здорового и безопасного образа жизни в зимний период; осознавать важность благожелательного общения друг с другом во время игры.

с. 48-51

49

09.03


Охрана природы зимой

1

П: соблюдать правила охраны чистоты во время прогулки в зимнем парке, сквере, лесу — не оставлять после себя мусор; изготовить простейшие кормушки для птиц; знать особенности жизни зимой 2-3 диких животных.

М: анализировать рисунки учебника; рассказывать о правилах охраны природы; описывать по своим наблюдениям красоту зимней природы; формулировать соответствующие правила экологической этики; извлекать из текста учебника информацию о некоторых представителях Красной книги России, о причинах сокращения их численности; предлагать меры охраны изучаемых объектов на основе полученной информации.

Л: осознавать важность проявления эстетического чувства при восприятии красоты зимней природы; понимать необходимость бережного отношения к природе (правила чистоты в парке, в лесу, способы подкормки зверей и птиц).

с. 52-55

50

14.03


Проверочная работа по теме «Зима»

1

П: проверить уровень усвоения материала по теме «Зима», проанализировать ошибки учеников с целью восполнения пробелов.

М: характеризовать погодные явления зимних месяцев; знать о зимних изменениях в природе.

Л: осознавать важность проявления эстетического чувства при восприятии красоты зимней природы.





Весна и лето

19



51

16.03


Весенние месяцы

1

П: уметь находить признаки весенних явлений природы и указания на особенности жизни людей весной в старинных названиях весенних месяцев; описывать красоту весенней природы и произведений искусства, посвященных этой теме, используя выразительные средства родного языка; провести наблюдения за погодой 14 марта для сопоставления их результатов с результатами предстоящих наблюдений 6 мая; называть те черты в судьбе и произведениях художников, которые вызвали эмоциональное переживание у каждого из учащихся.

М: называть те черты в судьбе и произведениях художников, которые особенно затронули внимание каждого из учащихся; соотносить признаки наступающей весны в живой и неживой природе, события в жизни людей весной со значением старинных названий весенних месяцев в языке народов своего края; использовать выразительные средства родного языка для описания красоты весенней природы и произведений искусства, посвященных этой теме; сравнивать старинные и современные названия весенних месяцев; характеризовать погодные явления весенних месяцев по картинам художников с помощью выразительных средств русского языка; сочинять устный рассказ по картине; находить общее и различное в праздниках весеннего равноденствия разных народов России; обозначать на схеме круглого года пору весеннего равноденствия.

Л: осознавать нравственный смысл и красоту народных примет и обычаев дня Евдокии-Весновки как старинного весеннего Нового года; делиться со сверстниками и взрослыми эмоционально-эстетическими впечатлениями от красоты весенней природы и произведений словесного и изобразительного творчества.

с. 58-61.

52

21.03


Весна в неживой природе

1

П: знать причины потепления весной; усвоить дату весеннего равноденствия и основные весенние природные явления; продолжить работу по наблюдениям за погодой.

М: рассказывать по своим наблюдениям о весенних изменениях в природе; устанавливать причинно-следственные связи между положением Солнца и весенними изменениями в природе; извлекать из текста учебника информацию о весенних явлениях в неживой природе; составлять в рабочей тетради список весенних явлений; сравнивать иллюстрации учебника; рассказывать по иллюстрациям о признаках весны в городе и за городом; устанавливать связь между характером детских игр весной и весенними изменениями в неживой природе; сравнивать результаты, делать выводы об изменении погоды в течение весны.

Л: понимать смысл проблем безопасности (опасность сосулек, истончения весеннего льда на водоемах).

с. 62-65

53

04.04


Экскурсия

«Весенние изменения в природе»

1

П: уметь наблюдать сезонные изменения в природе, заполнить дневник наблюдений по теме «Весенние изменения в природе».

М: рассказывать по своим наблюдениям о весенних изменениях в природе.

Л: понимать смысл проблем безопасности.

рассказы «Зеленые страницы» (с. 25-36).

54

06.04


Весна - утро года

1

П: уметь объяснить, почему многие народы России и мира символически представляют весну в образе птицы; находить общее и различное в обычаях весеннего нового года в Древней Руси и празднования нового года у нанайцев в пору весеннего равноденствия; уметь изготовить игрушечную птицу в любой технике и из любого материала (по выбору).

М: объяснять, почему многие народы России и мира символически представляют весну в образе птицы; находить общее и различное в обычаях празднования весеннего Нового года в Древней Руси и Нового года у нанайцев в пору весеннего равноденствия.

Л: осознавать образ весны в мире природы и людей как поры обновления жизни, символически представленной в образе птицы.

с. 66-69

55

11.04


Звездное небо весной

1

П: знать положение весной созвездий Большая Медведица, Малая Медведица; научиться находить созвездия Кассиопея и Лев на звездном небе.

М: сравнивать схемы расположения ковшей Большой Медведицы и Малой Медведицы в разные сезоны, выявлять различия; освоить способ нахождения на небе созвездия Кассиопеи; соотносить схему созвездий Кассиопеи и Льва со старинными рисунками; достраивать схемы созвездий Кассиопеи и Льва в рабочей тетради; использовать дополнительную литературу, ресурсы Интернета для написания рассказа об одном из созвездий; придумывать сказку о созвездиях весеннего неба.

Л: воспринимать красоту звездного неба.

с. 70-73

56

13.04


Весеннее пробуждение растений

1

П: знать причины, по которым раннецветущие растения зацветают первыми; научиться любоваться первоцветами и стремиться беречь их.

М: рассказывать о весенних изменениях в жизни растений; характеризовать признаки весеннего пробуждения деревьев и кустарников; обсуждать необходимость бережного отношения к раннецветущим растениям; формулировать соответствующие нормы экологической этики; оценивать эмоционально-эстетические впечатления от восприятия раннецветущих растений; выражать свои предпочтения в рисунке.

Л: любоваться первоцветам и осознавать необходимость бережного отношения к раннецветущим растениям.

с. 74-77

57

18.04


Чудесные цветники весной.

1

П: знать названия культурных растений весенних цветников, научиться находить их в атласе-определителе; научиться любоваться весенними цветниками и стремиться самому участвовать в создании таких цветников.

М: оценивать эмоционально-эстетические впечатления от восприятия растений цветника; выделять наиболее понравившиеся растения и объяснять причины своих предпочтений; различать реальные свойства растений и отражение их в культуре разных народов.

Л: осознавать красоту весенних цветников и стремиться самому участвовать в создании таких цветников; проявлять уважение к культурным традициям, связанным с растениями.

с. 78-81

58

20.04


Весна в мире насекомых

1

П: уметь любоваться красотой бабочек, а не ловить их; понимать полезность пчел, ос, шмелей и муравьев; понимать взаимосвязь насекомых и птиц.

М: обнаруживать взаимосвязи в мире насекомых; по схемам в учебнике рассказывать о них; достраивать схемы в рабочей тетради; обсуждать отношение людей к насекомым; обосновывать необходимость бережного отношения к насекомым; предлагать возможные варианты своего поведения при встречах с насекомыми; формулировать соответствующие правила экологической этики.

Л: оценивать эмоционально-эстетические впечатления от восприятия красивых насекомых; понимать полезность пчел, ос, шмелей и муравьев; понимать важность взаимной связи насекомых и птиц.

с. 82-85

59

25.04


Итоговая комплексная работа

1

Проверить уровень усвоения знаний


60

27.04


Весна в мире птиц и зверей

1

П: знать о весенних изменениях в жизни птиц и зверей.

М: рассказывать о весенних изменениях в мире птиц и зверей; осуществлять самопроверку с помощью атласа-определителя; обсуждать отношение людей к птицам, формулировать правила экологической этики.

Л: осознавать необходимость бережного отношения к птицам и зверям.

с. 86-89

61

02.05


Невидимые нити в весеннем лесу.

1

П: знать о взаимосвязях между растениями и животными в весеннем лесу; научиться приводить примеры невидимых нитей в весеннем лесу.

М: рассказывать о взаимосвязях между растениями и животными в весеннем лесу; извлекать из текста и иллюстраций учебника информацию о связях в природе; анализировать рисунки и схемы в учебнике; соотносить их между собой; сравнивать разные виды схем; моделировать связи в весеннем лесу с помощью различных видов схем; рассказывать по схемам о невидимых нитях в весеннем лесу; использовать дополнительную литературу для написания собственного рассказа о кукушке.

Л: осознавать важность охраны взаимосвязей между растениями и животными.

с. 90-93

62

04.05


Весенний труд.

1

П: уметь различать особенности весеннего труда у женщин и мужчин в старину; уметь объяснить значение пословиц «Весенний день год кормит», «Кто спит весною, плачет зимою»; научиться проводить наблюдения за состоянием природы 6 мая и сопоставлять эти наблюдения с ранее полученными данными о погоде 14 марта, ориентируясь на народные приметы этих дней.

М: различать особенности весеннего труда у женщин и мужчин в старину; объяснять значение пословиц «Весенний день год кормит», « Кто спит весною, плачет зимою»; соотносить старинную весеннюю работу с видами весенней работы в настоящее время в селе.

Л: понимать важность земледельческого труда для жизни людей во все времена.

с. 94-97

63

11.05


Старинные весенние праздники

1

П: уметь выразительно произносить народные благопожелания детям в Вербное воскресенье и молодоженам на Пасхальной неделе; научиться оформлять рамочки для фотографий своей и друга.

М: сопоставить между собой традиции отношения к березе в культуре разных народов России.

Л: понимать глубокий нравственный смысл народных обычаев, связанный с животворящей силой весенней природы; понимать нравственный смысл легенд и песен о березе в культуре народов Севера.

с. 98-101

64

16.05


Будь здоров!

1

П: знать правила здорового образа жизни в весенний период; знать и уметь объяснить товарищу с помощью схемы правила двух-трех народных игр, подходящих для весны (из учебника и из репертуара игровой культуры народов своего края); уметь контролировать во время игры свое поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила, предусмотренные игрой.

М: регулировать свое поведение во время игры по отношению к сверстникам; корректировать в ходе игр недостатки в межличностных отношениях; формулировать правила здорового образа жизни весной; объяснять правила игр.

Л: понимать необходимость соблюдения правил здорового и безопасного образа жизни в весенний период; осознавать важность благожелательного общения друг с другом.

с. 102-105

65

18.05


Охрана природы весной.

1

П: самоконтроль во время прогулки в парке, сквере, лесу (не оставлять после себя мусор и т. д.).

М: контролировать себя во время прогулки в парке, в лесу (не оставлять после себя мусор и т.д.); анализировать рисунки учебника; рассказывать с помощью условных знаков о правилах охраны природы; формулировать соответствующие правила экологической этики; извлекать из текста учебника информацию о некоторых представителях Красной книги России, о причинах сокращения их численности; предлагать на основе полученной информации меры охраны изучаемых объектов.

Л: осознавать важность проявления эстетического чувства при восприятии красоты весенней природы; понимать необходимость бережного отношения к природе.

с. 106-109

66

23.05


Лето красное.

1

П: уметь находить признаки летних явлений природы и особенностей жизни людей летом в старинных названиях летних месяцев; описывать красоту летней природы и произведений искусства, посвященных этой теме, используя выразительные средства родного языка; называть те черты в судьбе и произведениях художников, которые вызвали эмоциональное переживание у каждого из учащихся.

М: соотносить признаки лета в живой и неживой природе, а также жизнь людей летом со значением старинных названий летних месяцев в языке народов своего края; описывать красоту летней природы и произведений искусства, посвященных этой теме, используя выразительные средства родного языка; использовать выразительные средства родного языка для описания красоты летней природы и произведений искусства, посвященных этой теме; сравнивать старинные и современные названия весенних и летних месяцев; характеризовать погодные явления весенних и летних месяцев по картинам художников с помощью выразительных средств родного языка; отмечать в настенном календаре и на схеме годового круга дни летнего солнцестояния и летнего солнцеворота; характеризовать летние праздники и работу в старину; сравнивать результаты наблюдения; делать выводы об изменении погоды в течение лета; сравнивать результаты наблюдений в разные сезоны года; делать выводы об изменениях погоды в течение года.

Л: понимать нравственный смысл и красоту старинных летних присловий и обычаев; оценивать свое эмоционально-эстетическое впечатление по отношению к природе и произведениям словесного и изобразительного искусства.

с. 110-113

67

25.05


Летние праздники и труд.

1

П: уметь выразительно читать стихотворение Л. Харитоновой о сотрудничестве природы и человека; разгадывать и составлять загадки о старинных орудиях труда; перечислять летние дары природы своего края.

М: выразительно читать стихотворение Л.Харитоновой о сотрудничестве природы и человека; разгадывать и составлять загадки о старинных орудиях труда; перечислять летние дары природы своего края; сопоставлять между собой традиции празднования летнего Нового года по старинному якутскому календарю с особенностями новогоднего праздника осенью, зимой и весной в культуре народов России.

Л: понимать глубокий нравственный смысл народных обычаев, связанных с плодоносящей силой летней природы, с трудом земледельцев и скотоводов; осознавать нравственный смысл календарных праздников в культуре народов России и мира, подводя итог полученным в течение года знаниям.

с. 114-117

68

30.05


Проверочная работа по теме «Весна и лето»

1

П: проверить уровень усвоения изученного материала по всем разделам, анализ ошибок, корректировка знаний.

М: соотносить признаки лета и весны в живой и неживой природе.

Л: осознавать важность проявления эстетического чувства при восприятии красоты весенней и летней природы; понимать необходимость бережного отношения к природе.