СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по окружающему миру для учащихся 2 класса.

Просмотр содержимого документа
«рабочая программа по окружающему миру»

1. Планируемые результаты освоения программы по окружающему миру.


Класс

Учащиеся научатся

Учащиеся получат возможность научиться

2 класс

ЛИЧНОСТНЫЕ

  • положительная мотивация к изучению курса «Окружающий мир»;

  • внимательное и бережное отношение к природе родного края, понимание важности соблюдения правил экологической безопасности;

  • понимание необходимости правильно вести себя дома, на улице, в гостях;

  • понимание значения взаимопомощи в семье;

  • способность оценивать свое поведение и поведение других детей в соответствии с правилами этикета;

ПРЕДМЕТНЫЕ

  • понимать значение наблюдений, опытов и измерений для познания мира;

  • давать характеристику погоды по результатам наблюдений за неделю;

  • приводить примеры приборов и инструментов;

  • пользоваться термометром для измерения температуры воздуха, воды и тела человека;

  • различать тела природы и изделия;

  • приводить примеры тел и веществ;

  • приводить примеры источников энергии;

  • рассказывать об исследованиях глубин морей и океанов;

  • рассказывать об исследованиях космоса;

  • называть планеты земной группы: Меркурий, Венеру, Марс;

  • рассказывать о нашей планете — Земле, нашей звезде — Солнце о спутнике Земли — Луне;

  • рассказывать о значении камня в жизни человека;

  • называть условия, необходимые для жизни растений и животных;

  • приводить примеры растений и животных разных мест обитания (опушки леса, березового леса, ельника, соснового леса, озера или пруда);

  • различать времена года по характерным признакам (продолжительности дня, положению Солнца на небосклоне, температуре воздуха, виду осадков, состоянию растений и животных);

  • сравнивать результаты наблюдений за природой в разные времена года.

  • выполнять правила безопасного обращения с электроприборами;

  • понимать значение науки и труда в жизни общества;

  • рассказывать о некоторых знаменитых путешественниках, значении их открытий в жизни общества.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

  • понимать свое продвижение в овладении содержанием курса 2 класса;

  • понимать цель выполняемых действий, ставить учебную задачу под руководством учителя;

  • намечать план выполнения задания на уроках, внеурочной деятельности под руководством учителя;

  • следовать при выполнении заданий инструкциям учителя;

  • проводить наблюдения и опыты по предложенному плану;

  • оценивать правильность выполнения заданий;

  • осуществлять само-и взаимопроверку работ, корректировать выполнению задания;

  • оценивать выполнение задания по следующим параметрам: выполнено полностью или частично, в чем проявилась сложность выполнения.

Познавательные

  • фиксировать результаты наблюдений в дневнике наблюдений с помощью условных знаков;

  • понимать информацию, представленную в таблицах и схемах на страницах учебника;

  • понимать значение справочников, словарей, энциклопедий;

  • пользоваться справочником, помещенным в учебнике;

  • понимать значение знаков и символов в жизни общества.

Коммуникативные

  • сотрудничать с одноклассниками при выполнении игровых заданий;

  • понимать и передавать содержание прочитанных текстов;

  • слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения;

  • ставить вопросы друг другу;

  • договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.

ЛИЧНОСТНЫЕ

  • положительное отношение к учебе, как к интеллектуальному труду;

  • ориентация на соблюдение правил поведения в общественных местах;

  • понимание ценности семейных отношений;

  • способность ставить себя на место других людей в различных жизненных ситуациях.

ПРЕДМЕТНЫЕ

  • рассказывать о некоторых ученых и изобретателях;

  • приводить примеры источников звука и объяснять вред шума;

  • рассказывать о путешествии как способе познания мира, о великих географических открытиях;

  • называть планеты Солнечной системы;

  • отличать планету от звезды;

  • показывать на глобусе материки и океаны;

  • приводить примеры веществ в разных состояниях (твердом, жидком, газообразном);

  • рассказывать об использовании электрической энергии;

  • рассказывать о значении звука, света и цвета в жизни человека;

  • понимать, что такое окружающая среда;

  • приводить примеры разнообразия условий жизни растений и животных (опушка леса, березовый лес, ельник, сосновый лес, озеро или пруд);

  • приводить примеры приспособленности растений и животных к условиям жизни и некоторых взаимосвязей в живой природе;

  • рассказывать о влиянии деятельности человека на живую природу;

  • проводить наблюдения и опыты с использованием простейших приборов и инструментов.

  • понимать, что человек — часть общества и часть природы;

  • понимать значение общества в жизни человека;

  • осознавать то, что в обществе люди зависят друг от друга;

  • рассказывать об условиях, необходимых для полноценного развития человека (общение, познание);

  • понимать значение искусства как способа познания мира.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

  • развивать и тренировать свою наблюдательность;

  • ставить цели проведения наблюдений и опытов;

  • осуществлять контроль при проведении наблюдений и опытов;

  • планировать собственное участие в проектной деятельности (с опорой на шаблон в рабочей тетради).

Познавательные

  • пользоваться справочниками, словарями, энциклопедиями для поиска информации при подготовке проекта;

  • осуществлять описание объектов природы;

  • сравнивать и классифицировать объекты природы по заданным признакам;

  • устанавливать некоторые причинно-следственные связи изменений в погоде;

  • обобщать результаты наблюдений за погодой, делать выводы.

Коммуникативные

  • высказывать свое мнение при обсуждении различных жизненных ситуаций, возникающих в обществе;

  • выполнять основные правила этикета (приветствовать, прощаться, благодарить, поздравлять);

  • сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.


2. Содержание учебного предмета.


Как люди познают мир

Первые представления о науке как способе познания мира. Люди науки — учёные, разнообразие их профессий.

Наблюдения, опыты, измерения, фиксация результатов. Общее представление о приборах и инструментах. Измерение температуры воздуха и воды с помощью термометра, определение времени по часам. Организация наблюдений за сезонными изменениями в природе.

Знакомство с источниками информации: энциклопедии, словари, справочники. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта, аудио- и видеочаты, форум.

Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно- нравственного здоровья.

Значение и использование символов и знаков человеком.

Искусство как способ познания мира.

Мы живём на планете Земля

Первые представления о космосе: звёзды, созвездия, планеты. Солнечная система.

Наша планета Земля. Первые представления о форме Земли. Спутник Земли — Луна.

Глобус — модель Земли. Материки и океаны. Вращение Земли вокруг оси, смена дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.

Космические исследования: наблюдения за планетами и звёздами с помощью приборов; искусственные спутники Земли; первый полёт человека в космос.

Как человек изучал земной шар: некоторые географические открытия, исследование морей и океанов.


Природа вокруг нас

Первые представления о телах и веществах: твёрдых, жидких и газообразных; энергии, свете, цвете и звуке в природе и жизни человека. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.

В мире камня. Знакомство с разнообразием и использованием камня человеком. Красота камня.

Общее представление об окружающей среде. Разнообразие условий жизни растений и животных на суше и в воде.

Растения и животные — обитатели суши, их приспособленность к условиям жизни на примере леса.

Растения и животные — обитатели водоёмов, признаки их приспособленности к условиям жизни.

Общее представление о взаимосвязях между растениями и животными в природе. Влияние человека на живую природу, необходимость бережного отношения к природе.


Люди вокруг нас

Первые представления о человеке как социальном существе: человек — член общества. Роль общения с другими людьми в развитии человека. Роль труда в жизни человека и общества. Значение совместного труда в обществе. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.

Ознакомление с жизнью людей в первобытном обществе.

Семья — ячейка общества. Семейные традиции. Состав семьи, бюджет, деньги. Распределение обязанностей в семье. Посильная помощь детей другим членам семьи. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.

Этика и культура поведения человека в обществе. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.

Поведение дома, на улице, в гостях. Нежелательные привычки, их преодоление. Освоение правил поведения в обществе.

Экскурсии: в лиственный лес, в хвойный лес, к водоёму.




3. Тематическое планирование

2класс

Тема

Количество часов

Экскурсии

К/Р

1.

Как люди познают мир

15

2

1+1 входная к/р

2.

Мы живем на планете Земля

14

1

2

3.

Природа вокруг нас

23

1

1

4.

Люди вокруг нас

14

1

2

5.

Итоговое повторение

2



Итого:


68ч.

5

7



Промежуточная аттестация проводится в форме контрольной работы.














4. Календарно – тематическое планирование по окружающему миру

68 часов (2 часа в неделю)


урока

Дата

Тема урока

Задачи урока

Характеристика

учебной деятельности учащихся1


Как люди познают мир (15 ч)

1



2







3










Значение науки в жизни лю­дей. Разнообразие природы.


Наблюдения тел живой и неживой природы.

Ученые России. Воздействие человека на природу.




Экскурсия в лес Наблюдения явлений природы по сезонам года.


.


Дать детям первоначальное представление о науке, познакомить с ее различными отраслями. Показать необходимость совместной работы разных ученых в процессе изучения окружающего мира. Дать представление о постепенности развития научного знания в обществе; познакомить детей с деятельностью некоторых знаменитых учёных России, показать их вклад в науку;

воспитывать уважение к научному познанию мира и людям науки — ученым.

Продолжить формирование информационной грамотности

Рассказывать о значении науки в жизни людей; приводить примеры разных наук.

Рассказывать о наблюдениях, проведенных во время летних каникул.

Объяснять назначение приборов и инструментов.

Измерять температуру воды, воздуха и тела человека; записывать результаты измерения температуры воздуха в дневнике наблюдений.

Приводить примеры некоторых символов и объяснять их значение.

Рассказывать о назначении искусства; приводить примеры различных видов искусства; характеризовать свое отношение к различным видам искусства.

Определять время по часам.



Совместно проводить опыты в малых группах, распределять работу по измерению температуры и фиксации результатов наблюдений, обсуждать свои наблюдения.

Оценивать свою наблюдательность и наблюдательность одноклассников.

Оценивать красоту окружающей природы. Фантазировать и составлять устные или письменные сочинения на заданную и свободную тему.

Наблюдать за объектами и явлениями природы; фиксировать результаты наблюдений; рассказывать о наблюдаемых объектах и явлениях.

Проводить наблюдения за погодой, природой и трудом людей, фиксировать их результаты в дневнике наблюдений (в рабочей тетради).

Самостоятельно проводить наблюдения за комнатным растением, домашним животным (по плану в рабочей тетради).

Самостоятельно проводить опыт (влияние света на развитие проростка фасоли); высказывать предположение (выдвигать гипотезу) об ожидаемых результатах опыта.

Пользоваться схемами и рисунками для получения информации.

Самостоятельно пользоваться справочником в конце учебника.

Пользоваться специализированными изданиями справочников, словарей, энциклопедий для детей (с помощью взрослых). Рассказывать о значении библиотек, Интернета и возможностях их использования.

Составлять собственный словарь с объяснением значения незнакомых слов.

Планировать свое участие в проектной деятельности (с опорой на шаблон в рабочей тетради).

Готовить устные и письменные сообщения о какой-либо науке, изобретении или об ученом России, участвовать в коллективной подготовке выставки творческих работ (проектная деятельность по выбору)

4


Вводная диагностическая работа

Формировать у учащихся общее представление о лесе; показать разнообразие растений и животных леса, некоторые признаки их приспособленности к условиям жизни и взаимосвязи. Убедить в необходимости бережного отношения к обитателям леса и выполнения правил поведения в лесу. Развивать чувство прекрасного

5


Экскурсия к водоёму. Наблюдение за условиями обитания живых существ в водоеме.

Познакомить учащихся с; показать разнообразие обитателей водоема, их приспособительные признаки и некоторые взаимосвязи. Воспитывать бережное отношение к обитателям водоема. Развивать эстетические чувства детей

6




7


Что такое окружающий мир. Как учёные изучают мир. Методы научного познания (наблюдение, эксперимент). Простейшие опыты и фиксация их результатов. Оценка результатов, полученных в ходе опыта.

С. 14—17

Дать первое представление о методах научного познания (наблюдение, эксперимент). Учить детей проводить простейшие опыты и фиксировать их результаты; развивать наблюдательность, учить оценивать результаты, полученные в ходе опыта. Развивать творческие способности учащихся

8





9


Наблюдение за погодой, природой и трудом людей. Дневник наблюдений и правила работы с ним.


Как человек познает природу и общество, самого себя. Практическая работа: фиксирование результатов наблюдений в дневнике.

С. 18—21

Целенаправленно развивать внимание и наблюдательность учащихся; познакомить учащихся с дневником наблюдений и правилами работы с ним. Тренировать наблюдательность учащихся в ходе выполнения заданий учебника и рабочих тетрадей

10


Приборы и инструменты

С. 22—23

Познакомить учащихся с назначением различных приборов и инструментов; показать, как различные технические приспособления облегчают труд ученых

11



12


Измерение температуры. Устройство и назначение термометра.

Измерение времени по часам.

Практическая работа: измерение температуры и времени.

С. 24—27

Познакомить с устройством и назначением термометров; выполнить практическую работу по измерению температуры воды; учить фиксировать температуру условными знаками. Учить детей измерять время по часам

13






Справочники, словари, энциклопедии. Правила работы с ними. Практическая работа

С. 28—31

Продолжить развивать информационную грамотность учащихся.: познакомить учащихся с различными справочниками, учить пользоваться ими. Дать представление о знаках и символах, их значении в жизни человека. Развивать творческие способности учащихся.

14



15



Искусство, как средство познания окружающего мира.


Проверочная работа по разделу.

С. 32—35

Показать, что искусство, как и наука, является средством познания окружающего мира; показать отличие искусства от науки; раскрыть значение искусства в жизни человека. Развивать эмоциональную сферу учащихся.


Внеклассная деятельность учащихся

С. 36—37





Мы живём на планете Земля (14 ч)

16


17


Ориентирование на местности. Компас.

Первые научные представления о космосе, звездах, созвездиях.

Практическая работа с источниками информации, способы ее поиска.

С. 38—43

Выявить имеющиеся у детей знания по данному разделу; с опорой на них сформировать первые научные представления о космосе, звездах, созвездиях. Продолжить формирование представлений о возможных источниках информации, способах ее поиска. Тренировать наблюдательность, развивать внимание, воображение, память, коммуникативные способности учащихся

Называть 2-3 созвездия, узнавать их очертания на рисунках-схемах, на небе.

Рассказывать о составе Солнечной системы; объяснять различие между Солнцем-звездой и планетами; находить планеты на рисунке-схеме.

Объяснять, почему Солнце кажется нам больше других звезд, почему Луну называют спутником Земли, почему Солнце и Луна кажутся нам почти одинаковой величины.

Пересказывать своими словами небольшую часть текста учебника с опорой на иллюстрации, рисунки-схемы; рассказывать об исследовании космоса, искусственных спутниках Земли, использовать информацию, полученную из дополнительных источников.

Рассказывать, как изменялись состояние неба, температура воздуха и осадки в течение осени; называть характерные признаки осени; приводить примеры взаимосвязей между неживой и живой природой и трудом людей.

Называть основную причину осеннего похолодания и сокращения продолжительности дня — изменение положения Солнца на небосклоне;

использовать пословицы, поговорки, стихи и загадки, характеризуя осенние изменения в природе.

Объяснять, что такое модель, почему глобус — модель Земли.

Называть и показывать на глобусе материки и океаны, столицу России.

Объяснять, почему происходит смена дня и ночи на Земле; выполнять опыт, демонстрирующий смену дня и ночи на Земле.

Объяснять различие в исследованиях учеными земного шара в прошлом и настоящем; рассказывать о знаменитых путешественниках; объяснять значение исследований глубин морей и океанов для человечества.



Придумывать истории на тему «Полет на Луну» совместно с другими учащимися.

Оценивать результаты своей работы и работу одноклассников в рабочих тетрадях.

Участвовать в совместных практических работах (находить на глобусе материки, океаны, сравнивать их по величине).

Оценивать свои достижения по усвоению знаний, выполняя задания рубрики «Мозаика заданий» и заданий проверочных работ.

Моделировать положение планет Солнечной системы относительно Солнца.

Узнавать новое о планетах и звездах, используя различные источники. Объяснять, почему Землю называют «голубой планетой».

Самостоятельно проводить наблюдения за звездами, фиксировать результаты наблюдений в рабочей тетради.

Моделировать путешествие «Москва—Владивосток» на глобусе, обсуждать и выбирать маршрут.

Находить дополнительную информацию о космосе, исследованиях космоса, используя различные источники информации (с помощью взрослых), планировать свое участие в проектной деятельности.

18



19


Солнечная

система. Работа со схемами.

Планеты Земной группы.

С. 44—47

Сформировать научные представления о Солнечной системе, ее составе. Раскрыть содержание понятий «звезда», «планета». Учить работать со схемами. Развивать творческие способности

20




21


Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли.


Значение Солнца для жизни на Земле. Моделирование положение планет Солнечной системы относительно Солнца.

С. 48—51

Сформировать представление о Земле как планете. Развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы. Сформировать представление о

22


Экскурсия. Обобщение наблюдений за осенними изменениями в природе и труде людей.

Подвести итоги наблюдений за осень; учить детей устанавливать связи между явлениями и объектами природы. Развивать творческие способности учащихся

23


Спутник Земли — Луна.

С. 52—53

Сформировать у учащихся научное представление о естественном спутнике Земли — Луне. Развивать интеллектуальные способности учащихся, их творческую инициативу, навыки сотрудничества

24


Исследование космоса. Достижения ученых России в области космонавтики.

С. 54—55

Расширить представления учащихся о способах познания мира. Способствовать патриотическому воспитанию, показав достижения ученых России в области космонавтики. Показать, как изобретение телескопов, аппаратов для космических полетов увеличили возможности ученых в исследовании космоса

25


Что такое глобус. Практическая работа. Название и показ на глобусе материков и океанов, столицы России.

С. 56—57

Сформировать представления о глобусе как модели Земли, материках и океанах. Продолжить формирование представления о научных методах познания окружающего мира. Развивать пространственное воображение учащихся

26


Движение Земли вокруг оси.

Практическая работа. Опыт, демонстрирующий смену дня и ночи на Земле.

С. 58—59

Углубить знания о движении Земли вокруг оси; опытным путем сформировать первые представления о причине смены дня и ночи на Земле. Развивать коммуникативные способности учащихся

27




28


Как изучали земной шар. История географических открытий.

Знаменитые путешественники.

С. 60—65

Познакомить учащихся с историей географических открытий. Развивать умственные и творческие способности учащихся, сотрудничество

29


Исследование глубин морей и океанов. Проверочная работа по усвоению знаний по разделу.

С. 66—69

Продолжить формирование представлений о познаваемости мира методами научного познания. Повторить и обобщить знания по разделу; провести проверочную работу по усвоению знаний по разделу. Обсудить достижения и ход работы участников проекта «Мы живем в Космосе»


Внеклассная деятельность учащихся

С. 70—71




Природа вокруг нас (23 ч)

30





31


Тела и вещества. Вещество — то, из чего состоят все природные объекты и предметы.

Контрольная работа за полугодие


Сформировать представление о телах и веществах, их разнообразии. Развивать умение работать со схемами, наблюдательность и внимательность. Продолжить формирование умения работать в группе

Различать естественные и искусственные тела и вещества; приводить примеры тел и веществ, живых и неживых тел природы и изделий; сравнивать и классифицировать тела и вещества.

Объяснять значение энергии для жизни; приводить примеры источников энергии. Правильно обращаться с различными источниками энергии (газовыми плитами, электрическими приборами и т.п.).

Приводить примеры природных и искусственных источников света, прозрачных и непрозрачных предметов; объяснять причину образования тени от предметов.

Объяснять, от чего зависит цвет предметов; называть порядок цветов радуги. Рассказывать о красоте окружающего мира.

Объяснять причину возникновения звука. Объяснять, почему шум вредит здоровью человека; рассказывать о мерах по охране окружающей среды от шумового загрязнения.

Приводить примеры горных пород и рассказывать об их использовании.

Характеризовать зиму, выделяя существенные признаки; использовать пословицы, стихи, поговорки и загадки при характеристике зимы.

Объяснять, что называют окружающей средой. Приводить примеры растений и животных, встречающихся на опушке леса, в березовой роще, ельнике, сосновом лесу.

Находить ответы на вопросы в тексте учебника.

Различать наиболее известные съедобные и ядовитые грибы.

Описывать окружающую среду конкретных живых объектов, выделять признаки их приспособленности к среде.

Объяснять значение слов: светолюбивый, теневыносливый, влаголюбивый, засухоустойчивый и правильно их применять при описании объектов. Приводить примеры влияния изменений условий жизни на живые существа, используя текст учебника.

Обсуждать правила поведения в природе, объясняя их необходимость и выполнять их; участвовать в коллективных мероприятиях по охране природы.

Рисовать плакаты, подбирать стихи, рассказы, сказки, песни на заданную тему.



Читать схемы и извлекать нужную информацию.

Оценивать результаты своей работы и работы других учащихся при работе в парах.

Сотрудничать в постановке эксперимента, распределять обязанности при подготовке эксперимента и его проведении.

Участвовать в коллективной подготовке театра теней.

Выражать настроение в рисунках.

Оценивать свое поведение и поведение других детей в природе;

Проводить опыты самостоятельно и в группах(определение прозрачности предметов, зависимость температуры воздуха от расстояния до источника энергии, изменение тени в зависимости от расстояния до источника света, связь звука с колебаниями предметов воздуха).

Экспериментировать с различными предметами (телами и веществами), сравнивать и обобщать наблюдаемые явления, делать выводы об их свойствах, фиксировать получаемые результаты в таблице.

Использовать справочник для получения новых сведений.

Выбирать форму участия в проектной деятельности: находить информацию, используя дополнительные источники, готовить устное или письменное сообщение, составлять «Красную книгу леса» (на краеведческом материале), участвовать в коллективной подготовке викторины на тему «Лес в нашей жизни»

32



Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Практическая работа. Эксперименты с различными предметами (телами и веществами)

С. 72—77


33



34



Первые представления о энергии, свете, цвете и звуке в природе и жизни человека. Значение энергии для жизни.

Разнообразные источники энергии. Правила безопасного поведения в быту

С. 78—83

Дать первые представления о значении энергии, познакомить с разнообразными источниками энергии. Продолжить знакомство с правилами безопасного поведения в быту

35


Свет и цвет.

Практическая работа. Опыты:

изменение тени в зависимости от расстояния до источника света

Познакомить с различными источниками световой энергии. Показать опытным путем как образуются тени от предметов. Учить работать со схемами. Развивать творческие способности учащихся

36


Зеркала. Отражение света блестящими предметами и зеркалами

С. 86—87

Познакомить с особенностями отражения света блестящими предметами и зеркалами. Развивать внимательность и наблюдательность детей

37


Причины цветового разнообразия предметов.

С. 88—89

Практическая работа. Опыты на определение прозрачности предметов,

Дать первое представление о причинах цветового разнообразия предметов;

учить воспринимать красоту окружающего мира

38




39


Представление о причине возникновения звука.


Охрана здоровья от вредного воздействия шума.

С. 90—95

Сформировать первые представления о причине возникновения звука. Учить детей получать знания о мире путем экспериментирования. Дать представление о вреде шума для здоровья людей, познакомить с мерами по охране здоровья от вредного воздействия шума. Продолжить формирование умения работать в группе

40


41


Представление о горных породах и минералах.


Горные породы и минералы; значение камня в жизни человека.

Дать первое представление о горных породах и минералах; показать значение камня в жизни человека. Тренировать наблюдательность, развивать внимание, воображение, память. Развивать творческие и коммуникативные способности младших школьников

42


Экскурсия. Обобщение наблюдений за зимними изменениями в природе и труде людей

Подвести итоги наблюдений за зиму, используя дневники наблюдений;

учить детей устанавливать связи между явлениями и объектами природы, между природой и трудом человека. Воспитывать ответственное отношение к объектам природы

43




44


В мире живой природы. Бережное отношение к живой природе.


Признаки приспособленности живых существ к условиям окружающей среды и взаимосвязи между ними.

С. 100—103

Познакомить учащихся с разнообразием живой природы. Выявить некоторые признаки приспособленности живых существ к условиям окружающей среды и взаимосвязи между ними. Показать необходимость бережного отношения к живой природе; воспитывать понимание красоты природы средствами искусства

45



46


Природное сообщество «Берёзовая роща».


Взаимосвязь растений и животных.

С. 104—107

На примере березового леса показать влияние одних растений на другие, растений на животных. Учить детей характеризовать окружающую среду, выделять признаки приспособленности живых существ к условиям окружающей среды

47




48


Природное сообщество «Ельник». Природные сообщества родного края.

Наблюдение, как изменение условий жизни влияет на живые существа. Сравнение объектов природы между собой.

С. 108—111

На примере елового леса показать, как изменение условий жизни влияет на живые существа. Продолжить формирование бережного отношения к природе. Учить детей выделять признаки объектов природы и сравнивать их между собой

49




50


Природное сообщество «Лесное озеро». Взаимосвязь растений и животных.


Растения и животные водоема и их приспособленность к жизни у воды, на ее поверхности и в самой воде. Водоемы родного края.

С. 112—115

Продолжить формирование знаний о разнообразии условий жизни живых существ; сформировать представление о некоторых растениях и животных, типичных для неглубоких пресных водоемов и их приспособленности к жизни у воды, на ее поверхности и в самой воде

51


Природное сообщество «Сосновый лес». Взаимосвязь растений и животных.

С. 116—117

Учить детей описывать условия жизни в разных сообществах и сравнивать их между собой; продолжить формирование умений выделять признаки приспособленности живых объектов к условиям жизни

52


Берегите лес! Правила поведения в лесу. Проверочная работа по разделу.

С. 118—121

Продолжить воспитание у детей бережного отношения к живой природе;

познакомить с правилами поведения в лесу


Внеклассная деятельность учащихся

С. 122—123




Люди вокруг нас (12 ч)


53






54

IV ч

Первые представления о человеке как социальном существе: человек — член общества. Роль общения с другими людьми в развитии человека.


Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества.

С. 124—129

Сформировать первоначальное представление об обществе. Формировать представление о биосоциальной сущности человека; показать значение общества в жизни человека. Показать, как развивалось общество от первобытных времен до наших дней

Доказывать, что человек часть природы и часть общества (с опорой на текст учебника).

Сравнивать жизнь людей в первобытном обществе и в наши дни.

Ценить значение семьи; рассказывать, как члены семей учащихся заботятся друг о друге; обмениваться информацией о семейных традициях.

Объяснять, что такое бюджет; значение слов «доходы», «расходы», «пенсия», «стипендия»; обсуждать необходимость правильного распределения доходов в семье.



Приводить примеры культуры общения во взаимоотношениях людей;

выполнять некоторые правила этикета; проявлять готовность оказать услугу тому, кто в ней нуждается, деликатность.

Выполнять правила поведения на улице, в транспорте, в школе и дома.

Оценивать свое поведение по отношению к друзьям, сопереживать им, помогать в трудных ситуациях.

Обсуждать правила общения по телефону, моделировать ситуации общения по телефону.

Давать общую характеристику весны, выделяя существенные признаки; называть основную причину весеннего потепления и увеличения продолжительности дня — изменение положения Солнца на небосклоне. Наблюдать, сравнивать и обобщать наблюдаемые явления, делать выводы.

Самостоятельно находить информацию в справочнике, размещенном в учебнике. Подбирать и объяснять пословицы о дружбе. Придумывать и рисовать иллюстрации (плакаты) на заданную тему.

Выбирать форму участия в проектной деятельности и планировать свое участие (с опорой на шаблон в рабочей тетради)

55


Роль труда в жизни человека и общества. Значение совместного труда в обществе. Профессии людей.

Ознакомление с жизнью людей в первобытном обществе.


С. 130—131

Показать значение труда в обществе и взаимозависимость всех членов общества друг от друга; воспитывать уважение к труду

56






57


Семья. Состав семей. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи.


Распределение обязанностей в семье. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.

С. 132—135

Показать разнообразие состава семей, распределение обязанностей в семье;

воспитывать заботливое отношение к членам семьи

58

59


Бюджет семьи.

Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции.

С. 136—139

Раскрыть значение денег в обществе; показать необходимость правильного распределения денежных средств семьи

60








61


Этика и культура поведения человека в обществе. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов.


Знакомство с некоторыми правилами этикета. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.

С. 140—145

Продолжить формирование знаний о правилах культурного поведения в обществе; познакомить с некоторыми правилами этикета

62





63


Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп. Нежелательные привычки, их преодоление. Освоение правил поведения в обществе.

С. 146—151

Проверочная работа по разделу «Люди вокруг нас»

Показать значение дружбы во взаимоотношениях людей, ее ценность;

показать влияние вредных привычек на взаимоотношения людей

64


Экскурсия. Обобщение

наблюдений за весенними изменениями в природе и труде людей.

Подвести итоги наблюдений за весну, используя дневники наблюдений;

учить детей устанавливать связи между явлениями и объектами природы, между природой и трудом человека; воспитывать ответственное отношение к объектам природы


Повторение пройденного – 4 часа

65


Контрольная работа за год в рамках промежуточной аттестации.

Проверка знаний учащихся по предмету за учебный год.


66


Работа над ошибками

Закрепление знаний учащихся по предмету за учебный год.


67


Закрепление знаний учащихся по предмету за учебный год.

Закрепление знаний учащихся по предмету за учебный год.


68


Итоговое повторение и обобщение. Поведение дома, на улице, в гостях.


Закрепление знаний учащихся по предмету за учебный год. Повторение правил поведения во время летних каникул.






1 Описываемая учебная деятельность в последней графе таблицы разбита на два блока: в первом — деятельность, нацеленная на формирование предметных умений, во втором — на формирование метапредметных умений (универсальных учебных действий).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!