Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Первомайская средняя общеобразовательная школа
Татарского района
ПРИНЯТО
решением методического объединения учителей начальных классов
Протокол от 29.08.2016г. № 1
| СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР _________ Кушнеревич В.В. 30.08.2016 г. |

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Окружающий мир»
для начального общего образования
Срок освоения программы: 4 года (с 1 по 4 классы)
Составили: Дитерле Е.Н., Игнатова Л.Ю.,
Гудриянова М.А., Семёнова Н.В,
учителя начальных классов
.
2016
Рабочая программа предмета «Окружающий мир» обязательной предметной области «Обществознание и естествознание» для начального общего образования разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с учетом примерной основной образовательной программы начального общего образования (www.fgosrccstr.ru).
I. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.
Предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
II. Содержание учебного предмета
Человек и природа
Природа. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времен года, снегопад, листопад, перелеты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.
Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твердые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.
Звезды и планеты. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Смена времен года в родном крае на основе наблюдений.
Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоемы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.
Вода. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.
Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2–3 примера).
Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.
Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Лес, луг, водоем – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2–3 примера на основе наблюдений).
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).
Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности. Народный календарь (приметы, поговорки, пословицы), определяющий сезонный труд людей.
Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.
Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.
Человек и общество
Общество – совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности – основа жизнеспособности общества.
Человек – член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого его члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.
Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных – долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Оценка великой миссии учителя в культуре народов России и мира. Классный, школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.
Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.
Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта, аудио- и видеочаты, форум.
Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.
Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна». Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права ребенка.
Президент Российской Федерации – глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, Международный женский день, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Праздники и памятные даты своего региона. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.
Россия на карте, государственная граница России.
Москва – столица России. Святыни Москвы – святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.
Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I – Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России. Главный город родного края: достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним.
Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.
Родной край – частица России. Родной город (населенный пункт), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.
История Отечества. Счет лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с 3–4 (несколькими) странами (с контрастными особенностями): название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности.
Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при легких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоеме в разное время года. Правила пожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.
Правила безопасного поведения в природе.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей.
Содержание программы
1 класс
66 часов (33 недели по 2 часа), их них
экскурсий – 3ч, практических работ – 11ч, проектов – 3ч.
Вводный урок (1ч)
Задавайте вопросы.
Кто? и Что? (20ч)
Что такое Родина. Что мы знаем о народах России. Что мы знаем о Москве. Кто такие насекомые. Кто такие рыбы. Кто такие птицы. Кто такие звери. Что нас окружает дома. Что вокруг нас может быть опасным.
Экскурсии: «Что у нас над головой», «Что у нас под ногами», «Что умеет компьютер».
Практические работы: Что общего у разных растений. Что растёт на подоконнике. Что растёт на клумбе. Что это за листья. Что такое хвоинки. На что похожа наша планета.
Проект «Моя малая Родина»
Как, откуда и куда? (12ч)
Как живёт семья. Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит. Откуда в наш дом приходит электричество. Как путешествует письмо.
Куда текут реки. Как живут растения. Как живут животные. Откуда берётся и куда девается мусор.
Практические работы: Как зимой помочь птицам. Откуда берутся снег и лёд. Откуда в снежках грязь.
Где и когда? (11ч)
Когда учиться интересно. Когда придет суббота. Когда наступит лето. Где живут белые медведи. Где живут слоны. Где зимуют птицы. Когда появилась одежда. Когда изобрели велосипед. Когда мы станем взрослыми.
Проект «Мой класс и моя школа».
Почему и зачем? (22ч)
Почему солнце светит днём, а звёзды ночью. Почему Луна бывает разной. Почему идёт дождь, дует ветер. Почему мы любим кошек и собак. Почему не нужно рвать цветы, ловить бабочек. Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Зачем мы спим ночью. Почему нужно есть много овощей и фруктов. Почему нужно чистить зубы и мыть руки. Зачем нам телефон и телевизор. Зачем нужны автомобили. Зачем нужны поезда. Зачем строят корабли. Зачем строят самолёты. Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности. Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности. Зачем люди осваивают космос.
Проект «Мои домашние питомцы».
Практические работы: «Почему звенит звонок», «Почему радуга разноцветная»
Экскурсия: «Почему мы часто слышим слово «экология»
Практические занятия
Практические работы:
Что общего у разных растений
Что растёт на подоконнике
Что растёт на клумбе
Что это за листья
Что такое хвоинки
На что похожа наша планета
Откуда берутся снег и лёд
Как зимой помочь птицам
Откуда в снежках грязь
Почему звенит звонок
Почему радуга разноцветная
Проект: «Моя малая Родина», «Мой класс и моя школа». «Мои домашние питомцы».
Экскурсии: «Что у нас над головой», «Что у нас под ногами», «Что умеет компьютер», «Почему мы часто слышим слово «экология».
2 класс
68 часов (34 недели по 2 часа), из них
практических работ – 5 ч., экскурсий – 3,
проектов – 6ч., оценка достижений – 6 ч.
Где мы живем (4 ч.)
Твой адрес в мире. Что нас окружает. Государственная символика России. Наше отношение к окружающему.
Природа (20ч.)
Неживая и живая природа. Связь между живой и неживой природы. Явление природы.
Как изменяют температуру? Что такое погода? В гости к осени. Звездное небо.
Заглянем в кладовые Земли. Про воздух… …И про воду.
Какие бывают растения? Какие бывают животные?
Невидимые нити.
Дикорастущие и культурные растения. Дикие и домашние животные.
Комнатные растения. Животные живого уголка. Про кошек и собак.
Красная книга. Будь природе другом!
Жизнь города и села (10 ч.)
Город и село. Что такое экономика? Из чего что сделано? Как построить новый дом?
Какой бывает транспорт. За покупками. Культура и образование. Все профессии важны.
В гости к зиме. Невидимые нити в зимнем лесу.
Здоровье и безопасность (9 ч.)
Строение тела человека. Если хочешь быть здоров. Поговорим о болезнях. Берегись автомобиля! Домашние опасности. Пожар! Лесные опасности. Как нужно купаться?
Очень подозрительный тип…
Общение (7 ч.)
Наша дружная семья. В школе. Правила вежливости. День рождения. Мы – зрители и пассажиры.
Путешествия (18 ч.)
Посмотри вокруг… Для чего нужен компас? Формы земной поверхности. Водоемы.
В гости к весне. Путешествие по родной стране. Что такое карта и как ее читать?
Путешествие по Москве. Московский Кремль. Город на Неве. Путешествие по Оке.
Путешествие по планете. Страны мира. Путешествие в космос. Впереди лето.
Практические работы: «Как измерить температуру», «Заглянем в кладовые Земли», «Комнатные растения», «Школа пешехода», «Ориентирование на местности».
Экскурсии: в осенний лес с целью наблюдения за природой, в зимний лес с целью наблюдения за природой, в весенний лес с целью наблюдения за природой.
Проекты: «Родное село», «Красная книга, или возьмем под защиту», «Профессии», «Родословная», «Города России», «Страны мира».
3 класс
68 часов (34 недели по 2 часа), из них
практических работ - 10, проверочных работ – 6, проектов - 6
Как устроен мир(6ч.)
Природа. Человек. Общество. Что такое экология. Природа в опасности!
Проект «Богатства, отданные людям»
Эта удивительная природа (19 ч.)
Тема, вещества, частицы. Разнообразие вещества. Воздух и его охрана. Вода. Превращение и круговорот воды в природе. Берегите воду! Как разрушаются камни. Что такое почва. Разнообразие растений. Солнце, растения и мы с вами. Размножение и развитие растений. Охрана растений. Разнообразие животных. Кто что ест? Размножение и развитие животных. Охрана животных. В царстве грибов. Великий круговорот жизни.
Практические работы: «Свойства воды», «Состав почвы», «Плоды путешествуют»
Проект «Разнообразие природы родного края»
Мы и наше здоровье (11 ч.)
Организм человека. Органы чувств. Надёжная защита организма. Опора тела и движение. Наше питание. Дыхание и кровообращение. Умей предупреждать болезни. Здоровый образ жизни
Практические работы: «Знакомство с внешним строением кожи», «Изучение содержания питательных веществ в различных продуктах», «Подсчёт ударов пульса»
Проект «Школа кулинаров»
Наша безопасность (8 ч.)
Огонь, вода и газ. Чтобы путь был счастливым. Дорожные знаки. Опасные места. Природа и наша безопасность. Экологическая безопасность.
Практическая работа «Знакомство с устройством и работой бытового фильтра для очистки воды»
Проект «Кто нас защищает»
Чему учит экономика (12 ч.)
Для чего нужна экономика. Природные богатства и труд людей – основа экономики. Полезные ископаемые. Растениеводство. Животноводство. Какая бывает промышленность. Что такое деньги. Государственный бюджет. Семейный бюджет. Экономика и экология
Практические работы: «Рассматривание и определение образцов полезных ископаемых», «Знакомство с культурными растениями», «Знакомство с современными российскими монетами»
Проект «Экономика родного края»
Путешествие по городам и странам (12 ч.)
Золотое кольцо России. Наши ближайшие соседи. На севере Европы. Что такое Бенилюкс. В центре Европы. По Франции и Великобритании. На юге Европы. По знаменитым местам мира.
Проект «Музей путешествий»
Практические работы: «Свойства воды», «Состав почвы», «Плоды путешествуют», «Знакомство с внешним строением кожи», «Изучение содержания питательных веществ в различных продуктах», «Подсчёт ударов пульса», «Знакомство с устройством и работой бытового фильтра для очистки воды», «Рассматривание и определение образцов полезных ископаемых», «Знакомство с культурными растениями», «Знакомство с современными российскими монетами».
Проекты: «Богатства, отданные людям». «Разнообразие природы родного края». «Школа кулинаров». «Кто нас защищает». «Экономика родного края». «Музей путешествий»
4 класс
68 часов (34 недели по 2 часа), из них
практических работ – 3ч., экскурсий – 2ч., проверочных работ – 6ч., проектов – 2ч.
Земля и человечество (9)
Введение. Мир глазами астронома. Мир глазами географа. Мир глазами историка. Прошлое и настоящее глазами эколога. Сокровища земли под охраной человечества.
Природа России (11ч.)
Равнины и горы России. Моря, озёра и реки России. Зона Арктических пустынь. Тундра. Леса России. Лес и человек. Зона степей. Пустыни. У Чёрного моря. Экологическое равновесие.
Родной край - часть большой страны (12 ч.)
Наш край. Наши подземные богатства. Земля кормилица. Леса, луга и пресные водоёмы нашего края. Растениеводство и животноводство в нашем крае.
Страницы всемирной истории (6ч.)
Начало истории человечества. Мир древности: далёкий и близкий. Средние века: время рыцарей и замков. Новое время: встреча Европы и Америки. Новейшее время: история продолжается сегодня.
- Страницы истории России (21 ч.)
- Жизнь древних славян. Во времена древней Руси. Грудные времена на Русской земле. Русь расправляет крылья. Путешествие в древнюю Москву. Пётр Великий. Михаил Васильевич Ломоносов. Екатерина Великая. Отечественная война 1812 г. Страницы истории XIX века. Россия вступает в XX век. Страницы истории 20 - 30-х г.г. Великая война и великая Победа. Страна, открывшая путь в космос.
- Современная Россия (9ч.)
- Основной закон России. Мы граждане России. Славные символы России. Такие разные праздники. Путешествие по России.
Практические работы: Моделирование движения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, «Определение полезных ископаемых», «Определение полевых культур в гербарии».
Экскурсии: в школьный краеведческий музей, «Поверхность нашего края».
Проекты: по выбору
VII. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы по окружающему миру
1 класс (66 ч)
№ п/п | № урока | Тема урока |
Вводный урок (1ч) |
1 | 1 | Вводный урок. Задавайте вопросы! |
Кто? и Что? (20ч) |
2 | 1 | Что такое Родина Урок-путешествия. |
3 | 2 | Что мы знаем о народах России . |
4 | 3 | Что мы знаем о Москве Урок-путешествия. |
5 | 4 | Проект «Моя малая Родина». |
6 | 5 | Что у нас над головой (экскурсия) |
7 | 6 | Что у нас под ногами (экскурсия) |
8 | 7 | Практическая работа №1 «Что общего у разных растений» |
9 | 8 | Практическая работа №2 «Что растёт на подоконнике» |
10 | 9 | Практическая работа №3 «Что растёт на клумбе» |
11 | 10 | Практическая работа №4 «Что это за листья» |
12 | 11 | Практическая работа №5 «Что такое хвоинки» |
13 | 12 | Кто такие насекомые |
14 | 13 | Кто такие рыбы Урок – телемост. |
15 | 14 | Кто такие птицы |
16 | 15 | Кто такие звери Урок-игра. |
17 | 16 | Что нас окружает дома |
18 | 17 | Что умеет компьютер (экскурсия в компьютерный класс) |
19 | 18 | Что вокруг нас может быть опасным |
20 | 19 | Практическая работа №6 «На что похожа наша планета» |
21 | 20 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что? и Кто?». |
Как, откуда и куда? (12ч) |
22 | 1 | Как живёт семья |
23 | 2 | Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит |
24 | 3 | Откуда в наш дом приходит электричество |
25 | 4 | Как путешествует письмо |
26 | 5 | Куда текут реки |
27 | 6 | Практическая работа №7 «Откуда берутся снег и лёд» |
28 | 7 | Как живут растения |
29 | 8 | Как живут животные |
30 | 9 | Практическая работа №8 «Как зимой помочь птицам» |
31 | 10 | Откуда берётся и куда девается мусор |
32 | 11 | Практическая работа №9 «Откуда в снежках грязь» |
33 | 12 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» |
Где и когда? (11ч) |
34 | 1 | Когда учиться интересно |
35 | 2 | Проект «Мой класс и моя школа». |
36 | 3 | Когда придет суббота |
37 | 4 | Когда наступит лето |
38 | 5 | Где живут белые медведи |
39 | 6 | Где живут слоны |
40 | 7 | Где зимуют птицы |
41 | 8 | Когда появилась одежда |
42 | 9 | Когда изобрели велосипед |
43 | 10 | Когда мы станем взрослыми |
44 | 11 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» |
Почему и зачем? (22ч) |
45 | 1 | Почему солнце светит днём, а звёзды ночью |
46 | 2 | Почему Луна бывает разной |
47 | 3 | Почему идёт дождь, дует ветер |
48 | 4 | Практическая работа №10 «Почему звенит звонок» |
49 | 5 | Практическая работа №11 «Почему радуга разноцветная» |
50 | 6 | Почему мы любим кошек и собак |
51 | 7 | Проект «Мои домашние питомцы». |
52 | 8 | Почему не нужно рвать цветы, ловить бабочек |
53 | 9 | Почему в лесу нужно соблюдать тишину |
54 | 10 | Зачем мы спим ночью |
55 | 11 | Почему нужно есть много овощей и фруктов |
56 | 12 | Почему нужно чистить зубы и мыть руки |
57 | 13 | Зачем нам телефон и телевизор |
58 | 14 | Зачем нужны автомобили |
59 | 15 | Зачем нужны поезда |
60 | 16 | Зачем строят корабли |
61 | 17 | Зачем строят самолёты |
62 | 18 | Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности |
63 | 19 | Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности |
64 | 20 | Зачем люди осваивают космос |
65 | 21 | Почему мы часто слышим слово «экология» (экскурсия) |
66 | 22 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» |
2 класс (68 часов)
№ п/п | № урока | Тема урока |
Раздел «Где мы живём?» (4 ч) |
1 | 1 | Родная страна. |
2 | 2 | Город и село. Проект «Родное село». |
3 | 3 | Природа и рукотворный мир |
4 | 4 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём?» |
«Природа» (20ч) |
5 | 1 | Неживая и живая природа |
6 | 2 | Явления природы. П/р « Как измерить температуру» |
7 | 3 | Что такое погода |
8 | 4 | В гости к осени. Неживая природа (экскурсия) |
9 | 5 | В гости к осени. Живая природа. |
10 | 6 | Звёздное небо |
11 | 7 | П/р «Заглянем в кладовые земли» |
12 | 8 | Про воздух и про воду |
13 | 9 | Про воздух и про воду |
14 | 10 | Какие бывают растения |
15 | 11 | Какие бывают животные |
16 | 12 | Невидимые нити |
17 | 13 | Дикорастущие и культурные растения |
18 | 14 | Дикие и домашние животные |
19 | 15 | П/р «Комнатные растения» |
20 | 16 | Животные живого уголка |
21 | 17 | Про кошек и собак |
22 | 18 | Красная книга |
23 | 19 | Будь природе другом. Проект «Красная книга, или возьмём под защиту» |
24 | 20 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа» |
«Жизнь города и села» (10ч) |
25 | 1 | Что такое экономика. |
26 | 2 | Из чего что сделано |
27 | 3 | Как построить дом |
28 | 4 | Какой бывает транспорт |
29 | 5 | Культура и образование |
30 | 6 | Все профессии важны. Проект «Профессии» |
31 | 7 | В гости к зиме (экскурсия) |
32 | 8 | В гости к зиме |
33 | 9 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села» |
34 | 10 | Презентация проектов «Родное село», «Красная книга, или возьмём под защиту», «Профессии» |
«Здоровье и безопасность» (9ч) |
35 | 1 | Строение тела человека |
36 | 2 | Если хочешь быть здоров |
37 | 3 | Берегись автомобиля! |
38 | 4 | П/р «Школа пешехода» |
39 | 5 | Домашние опасности |
40 | 6 | Пожар! |
41 | 7 | На воде и в лесу |
42 | 8 | Опасные незнакомцы |
43 | 9 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность» |
«Общение» (7ч) |
44 | 1 | Наша дружная семья |
45 | 2 | Проект «Родословная» |
46 | 3 | В школе |
47 | 4 | Правила вежливости |
48 | 5 | Ты и твои друзья |
49 | 6 | Мы – зрители и пассажиры |
50 | 7 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение» |
«Путешествия» (18 ч) |
51 | 1 | Посмотри вокруг |
52 | 2 | П/р «Ориентирование на местности» |
53 | 3 | Формы земной поверхности |
54 | 4 | Водные богатства |
55 | 5 | В гости к весне (экскурсия) |
56 | 6 | В гости к весне |
57 | 7 | Россия на карте. |
58 | 8 | Проект «Города России» |
59 | 9 | Путешествие по Москве |
60 | 10 | Московский Кремль |
61 | 11 | Город на Неве |
62 | 12 | Путешествие по планете |
63 | 13 | Путешествие по материкам |
64 | 14 | Страны мира. Проект «Страны мира» |
65 | 15 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия» |
66 | 16 | Презентация проекта «Родословная» |
67 | 17 | Презентация проектов «Города России», «Страны мира» |
68 | 18 | Впереди лето |
3 класс (68 часов)
№ п\п | № урока | Тема урока |
Как устроен мир (6 ч.) |
1. | 1. | Природа |
2. | 2. | Человек. Проект «Богатства, отданные людям» |
3. | 3. | Общество |
4. | 4. | Что такое экология |
5. | 5. | Природа в опасности! |
6. | 6. | Проверочная работа |
Эта удивительная природа (19 ч.) |
7. | 1. | Тела, вещества, частицы |
8. | 2. | Разнообразие веществ |
9. | 3. | Воздух и его охрана |
10. | 4. | Вода. Пр.р «Свойства воды» |
11. | 5. | Превращение и круговорот воды в природе |
12. | 6. | Берегите воду! |
13. | 7. | Как разрушаются камни |
14. | 8. | Что такое почва. Пр.р «Состав почвы» |
15. | 9. | Разнообразие растений |
16. | 10 | Солнце, растения и мы с вами |
17. | 11. | Размножение и развитие растений. Пр.р «Плоды путешествуют» |
18. | 12. | Охрана растений |
19. | 13. | Разнообразие животных |
20. | 14. | Кто что ест. Проект «Разнообразие природы родного края» |
21. | 15. | Размножение и развитие животных |
22. | 16. | Охрана животных |
23. | 17. | В царстве грибов |
24. | 18. | Великий круговорот жизни |
25. | 19. | Проверочная работа |
Мы и наше здоровье (11 ч.) |
26. | 1. | Организм человека |
27. | 2. | Органы чувств |
28. | 3. | Надёжная защита организма. Пр.р «Знакомство с внешним строением кожи» |
29. | 4. | Опора тела и движение |
39. | 5. | Наше питание. Пр.р «Изучение содержания питательных веществ в различных продуктах» |
31. | 6. | Проект «Школа кулинаров» |
32. | 7. | Дыхание и кровообращение. Пр.р «Подсчёт ударов пульса» |
33. | 8. | Защита проектов: «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров» |
34. | 9. | Умей предупреждать болезни |
35. | 10. | Здоровый образ жизни |
36. | 11. | Проверочная работа |
Наша безопасность (8 ч.) |
37. | 1. | Огонь, вода и газ |
38. | 2. | Чтобы путь был счастливым |
39. | 3. | Дорожные знаки |
40. | 4. | Проект «Кто нас защищает» |
41. | 5. | Опасные места |
42. | 6. | Природа и наша безопасность |
43. | 7. | Экологическая безопасность. Пр.р «Знакомство с устройством и работой бытового фильтра для очистки воды» |
44. | 8. | Проверочная работа |
Чему учит экономика (12 ч.) |
45. | 1. | Для чего нужна экономика |
46. | 2. | Природные богатства и труд людей – основа экономики |
47. | 3. | Полезные ископаемые. Пр.р «Рассматривание и определение образцов полезных ископаемых» |
48. | 4. | Растениеводство Пр.р «Знакомство с культурными растениями» |
49. | 5. | Животноводство |
50. | 6. | Какая бывает промышленность. |
51. | 7. | Проект «Экономика родного края» |
52. | 8. | Что такое деньги. Пр.р «Знакомство с современными российскими монетами» |
53. | 9. | Государственный бюджет |
54. | 10. | Семейный бюджет |
55. | 11. | Экономика и экология |
56. | 12. | Проверочная работа |
Путешествие по городам и странам (12 ч.) |
57. | 1. | Золотое кольцо России |
58. | 2. | Города Золотого кольца России |
59. | 3. | Проект «Музей путешествий» |
60. | 4. | Наши ближайшие соседи |
61. | 5. | На севере Европы |
62. | 6. | Что такое Бенилюкс |
63. | 7. | В центре Европы |
64. | 8. | По Франции и Великобритании |
65. | 9. | На юге Европы |
66. | 10. | По знаменитым местам мира |
67. | 11. | Проверочная работа |
68. | 12. | Защита проектов: «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий» |
4 класс (68 часов)
№ п\п | № уро ка | Тема урока |
1 четверть (18 часов) Земля и человечество (9 ч.) |
1. | 1. | Мир глазами астронома. |
2. | 2. | Планеты солнечной системы. П.р. Моделирование движения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца |
3. | 3. | Звёздное небо - Великая книга Природы. |
4. | 4. | Мир глазами географа |
5. | 5. | Мир глазами историка |
6. | 6. | Когда и где |
7. | 7. | Мир глазами эколога |
8. | 8. | Сокровище Земли |
| | под охраной человечества |
9. | 9. | Международная Красная книга. Проверочная работа по теме «Земля и человечество» |
Природа России (11 ч.) |
10. | 1. | Равнины и горы России. |
11. | 2. | Моря, озёра и реки России |
12. | 3. | Природные зоны России |
13. | 4. | Зона арктических пустынь. |
14. | 5. | Тундра. |
15. | 6. | Леса России. |
16. | 7. | Лес и человек |
17. | 8. | Зона степей. |
18. | 9. | Пустыни. |
2 четверть (14 часов) |
19. | 10. | У Чёрного моря. |
20. | 11. | Проверочная работа по теме «Природа России» |
Родной край - часть большой страны (12 ч.) |
21. | 1. | Наш край |
22. | 2. | Поверхность нашего края. Экскурсия |
23. | 3. | Водные богатства нашего края |
24. | 4. | Наши подземные богатства. П.р. «Определение полезных ископаемых» |
25. | 5. | Земля - кормилица |
26. | 6. | Жизнь леса. |
27. | 7. | Жизнь луга. |
28. | 8. | Жизнь в пресных водах |
29. | 9. | Растениеводство в нашем крае. Пр.р. «Определение полевых культур в гербарии» |
30. | 10. | Животноводство в нашем крае |
31. | 11. | Проверочная работа по теме «Родной край – часть большой страны» |
32. | 12. | Презентация проектов (по выбору) |
3 четверть (20 часов) Страницы всемирной истории(6 ч.) |
33. | 1. | Начало истории человечества |
34. | 2. | Мир древности: далёкий и близкий. Экскурсия в школьный краеведческий музей |
35. | 3. | Средние века: время рыцарей и замков |
36. | 4. | Новое время: встреча Европы и Америки |
37. | 5. | Новейшее время: история продолжается сегодня |
38. | 6. | Проверочная работа по теме «Страницы всемирной истории» |
Страницы истории России (21 ч.) |
39. | 1. | Жизнь древних славян |
40. | 2. | Во времена Древней Руси |
41. | 3. | Страна городов |
42. | 4. | Из книжной сокровищницы Древней Руси |
43. | 5. | Трудные времена на Русской земле |
44. | 6. | Русь расправляет крылья |
45. | 7. | Куликовская битва |
46. | 8. | Иван Третий |
47. | 9. | Мастера печатных дел |
48. | 10. | Патриоты России |
49. | 11. | Пётр Великий |
50. | 12. | Михаил Васильевич Ломоносов |
51. | 13. | Екатерина Великая |
52. | 14. | Отечественная война 1812 года |
4 четверть (16 часов) |
53. | 15. | Страницы истории XIX века |
54. | 16. | Россия вступает в XX век |
55. | 17. | Страницы истории 1920-1930-х годов |
56. | 18. | Великая Отечественная война |
57. | 19. | Великая Победа |
58. | 20. | Страна, открывшая путь в космос |
59. | 21. | Проверочная работа по теме «Страницы истории России» |
Современная Россия(9 ч.) |
60. | 1. | Основной закон России и права человека |
61. | 2. | Мы - граждане России |
62. | 3. | Славные символы России |
63. | 4. | Такие разные праздники |
64. | 5. | Путешествие по России |
65. | 6. | Путешествие по России |
66. | 7. | Путешествие по России |
67. | 8. | Проверочная работа по теме «Современная Россия» |
68. | 9. | Презентация проектов (по выбору) |
12